Юридические услуги в сфере образования

Разработка договоров на оказание платных образовательных услуг и иных договоров, сопровождающих деятельность по оказанию образовательных услуг:

  • Агентские договоры (посредничество между образовательными организациями и потребителями услуг);
  • Договоры на оказание платных образовательных услуг различных форм;
  • Договоры между образовательными организациями о реализации сетевой формы образования.

А также разработка, согласование и подготовка серии договоров сделки. В ходе проведения процедуры дью дилидженс были выявлены и систематизированы по типам и уровням возможные риски Покупателя, что предоставило ему переговорное преимущество при дальнейшем обсуждении условий и цены заключаемой сделки.

Наши школьные юристы

Если родителям отказывают в приеме ребенка в школу по любой причине, например, сегодня часто набирают первые классы на основе конкурса, или же из-за недостатка знаний у ребенка, его района проживания и так далее, необходимо получить помощь юриста по школьным вопросам.

Каждый ребенок имеет право на образование, отказ может быть законным только в том случае, если школа специализируется на определенном предмете, а именно его ваш ребенок не знает. Если же вас не принимают в школу – обращайтесь к юристу, лучше всего, если он будет вести дело до самого первого учебного дня. Оптимальный вариант, если вы сомневаетесь в том, что ребенка примут, получить консультацию специалиста заранее.

Если родителям отказывают в приеме ребенка в школу по любой причине, например, сегодня часто набирают первые классы на основе конкурса, или же из-за недостатка знаний у ребенка, его района проживания и так далее, необходимо получить помощь юриста по школьным вопросам.

Адвокатское бюро Падва и партнеры

Тел: +7 (495) 737-43-03

Адрес: г. Москва, Большой Головин переулок, д.6

Юридическое бюро «Падва и партнеры» имеет специалистов с богатым опытом участия в делах различного характера. Поэтому юристы по образовательным вопросам помогут обратившемуся в бюро клиенту вне зависимости от сложности поставленной перед ними задачи. Специалисты компании:

  • Защитят интересы учащегося;
  • Урегулируют возникший конфликт между учащимся и преподавателем;
  • Дадут четкие разъяснения по вопросу аттестации и прав на качественное получение образовательных услуг.

Стоимость работы юристов бюро:

  • Консультация на любом этапе – 2 700;
  • Сбор документации – 7 000;
  • Комплексное обслуживание – от 13 000.

Отзывы клиентов о полученных услугах в бюро:

Тел: +7 (495) 721-11-46

Юристы по вопросам образования

  • Главная
  • /
  • Услуги
  • /
  • Услуги бизнесу
  • /
  • Услуги юристов в сфере образования

При нередких, к сожалению, правовых спорах с учебным учреждением важную роль играет юридическая помощь в сфере образования, позволяющая получить необходимую информацию для принятия решения по урегулированию конфликта в досудебном порядке, а также понять перспективы дальнейшего рассмотрения дела в суде.

Услуги юриста по образовательным вопросам

В центре «ПравоЗащита» юридическая помощь в образовании оказывается профильно. Это означает, что делом занимаются узкие специалисты – юристы по образовательным вопросам, которые отлично знакомы с характерными для этой сферы проблемами и методами их решения. Правозащитники оказывают услуги по следующим направлениям:

  • порча личного имущества;
  • травма в стенах образовательного учреждения;
  • конфликты между детьми;
  • поборы в школах и детских садах;
  • некомпетентность педагогов;
  • предвзятое отношение к ребенку;
  • защита прав учителя и воспитателя при конфликтах с учащимися, родителями, администрацией учебного заведения.

Юристы по образовательным вопросам занимаются анализом и подготовкой документов, собирают доказательства, разрабатывают правовую стратегию, организуют независимые экспертизы и выполняют другие действия в рамках досудебного и судебного урегулирования. Доскональное знание законодательства и специфики споров вкупе с обширной судебной практикой позволяют специалистам добиваться успеха в большинстве случаев.

Юристы по образовательным вопросам занимаются анализом и подготовкой документов, собирают доказательства, разрабатывают правовую стратегию, организуют независимые экспертизы и выполняют другие действия в рамках досудебного и судебного урегулирования. Доскональное знание законодательства и специфики споров вкупе с обширной судебной практикой позволяют специалистам добиваться успеха в большинстве случаев.

Платные образовательные услуги

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства. Наибольшее распространение получило оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в основном реализуется в частных образовательных организациях.

При оказании платных образовательных услуг необходимо руководствоваться основными федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ.

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

Юрист-2020: что изменится в профессии в ближайшие пять лет

The Law Society, ассоциация солиситоров Англии и Уэльса, опубликовала доклад, посвящённый будущему юридической профессии. Так, в ближайшие пять лет всех участников юррынка ожидают глобальные перемены: исследователи объяснили, почему корпоративные юристы будут неизбежно конкурировать с консалтингом и к чему специалистам юррынка лучше готовиться уже сейчас, чтобы не “выпасть” из профессии через несколько лет.

Научить программу понимать человеческий язык договоров – именно эта простая идея стоит за старт-апом Leverton. Берлинский разработчик придумал софт, который не просто читает, но и правильно трактует запутанные правовые тексты, помогая юристам компаний находить ответы на запутанные вопросы в считанные секунды. Например, такой: кто платит, владелец или страховщик, если компания приобрела торговый центр, а через три дня в нем из-за снега обрушилась крыша? Раньше, чтобы ответить на этот вопрос, инхаус-юристу пришлось бы потратить несколько часов и перечитать сотни страниц договора. Leverton, распознающий 18 языков, справляется с этой задачей за секунды. Искусственный интеллект программы обучается с каждым новым документом, выявляет задвоения и ошибки, готовит отчёты обо всех условиях соглашения, что выводит экономию ресурсов больших массивов данных на новый уровень.

Новые технологии – один из главных факторов, меняющий профессию юриста. Но далеко не единственный из тех, что изменят юридическую профессию в ближайшие пять лет. Британские исследователи, опубликовавшие доклад “Будущее юридической профессии”, обнаружили ещё четыре драйвера, с которыми предстоит столкнуться всем, кто занят в юридической отрасли. Кризис требует от всех более качественных услуг за те же деньги. Конкуренция растёт, инхаус-юристы и консультанты задумываются, как сэкономить, не потеряв старых клиентов, и увеличить объемы на меняющемся рынке. А для этого нужно держать руку на пульсе и шире смотреть на вещи, не упуская из виду путь развития профессии, советуют эксперты. Каков бы ни был вектор развития, на него повлияют:

  • деловая среда,
  • способ приобретения юридических услуг клиентами,
  • технологические инновации,
  • приход новых участников на рынок и новые виды конкуренции,
  • политические решения, в том числе увеличивающие доступность правосудия.


The Law Society, ассоциация солиситоров Англии и Уэльса, опубликовала доклад, посвящённый будущему юридической профессии. Так, в ближайшие пять лет всех участников юррынка ожидают глобальные перемены: исследователи объяснили, почему корпоративные юристы будут неизбежно конкурировать с консалтингом и к чему специалистам юррынка лучше готовиться уже сейчас, чтобы не “выпасть” из профессии через несколько лет.

Выбор формы бизнеса для образовательной деятельности (1 часть)

Какую форму бизнеса ООО, ИП, или НКО выбрать при осуществлении образовательных услуг для вашей организации? Универсального варианта нет, все зависит от того будет ли это дополнительное образование или общее образование согласно уровням.

Прежде всего, отметим, что понятие образование дано в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон № 273-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 2 Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства А образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

В Федеральном законе об образовании названо три организационно-правовых формы, которые могут осуществляющие образовательную деятельность:

1. Организации осуществляющие образовательную деятельность;

2. Организации, осуществляющие обучение.

Читайте также:  Статьи в категории Смежные права

Теперь рассмотрим, чем различаются, и какой выбрать в зависимости от цели?

1. Образовательные организации — это некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2. Организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2)

Индивидуальные предприниматели , осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Каждый предприниматель перед началом деятельности задается вопросом, а какой вид деятельности выбрать именно для начала деятельности?

? Если вы планируете вести образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, и открываете, например, частную школу, то такую деятельность может вести только некоммерческая организация (к примеру, АНО).

Для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности. К примеру, вы решили открыть центр по подготовке к экзаменам, обучение языкам, такую деятельность могут вести как ООО так Индивидуальные предприниматели.

Одним из самых частых вопросов при открытии организации осуществляющих обучение в качестве дополнительного образования, является вопрос, нужно ли получать лицензию для такой деятельности?

Отметим сразу, что получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в следующих случаях:

Если ИП собирается самостоятельно осуществлять обучение (без найма других преподавателей), то ему лицензия не нужна. Это актуально для небольших образовательных центров, в штате которых могут быть администратор, вахтер и прочие сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность.

Вторым исключением является разовые семинары и тренинги.

Для всех остальных лицензирование образовательной деятельности является обязательным и осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966.

Данные правила лицензирования распространяются на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также на индивидуальных предпринимателей за исключением двух ранее названых случаев.

Рассмотрим налогообложение при открытии организации, осуществляющих образовательную деятельность:

ООО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Традиционная общая система налогообложения подразумевает уплату налога на прибыль, НДС, прочих налогов (при наличии объектов налогообложения). Коммерческие организации, также как и НКО, вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. ООО являются плательщиками НДС. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Рассматривая льготу по НДС при ведении бизнеса в форме НКО, некоммерческие организации вправе воспользоваться льготой в части ведения образовательной деятельности (подпункта14 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

ООО и АО, а также унитарные предприятия являются коммерческим организациями, то есть к некоммерческим не относятся (п.1, 4 ст. 66, п.1 ст.113 ГК РФ), а значит применять льготу по НДС при оказании образовательных услуг они не могут (данная позиция высказана в Письме Минфина РФ от 22.05.2014 г. № 03-07- 14/24318).

ООО представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

НКО же представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах.

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. ИП в части оказания образовательных услуг может применять УСН, общую и патентную систему налогообложения.

Например, по патенту ИП может осуществлять деятельность «Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству» (ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых»).

ИП, независимо от наличия работников и выбранной системы налогообложения, обязаны перечислять страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за «себя».

Смотрите материал, подготовленный юрисконсультом «РосКо — Консалтинг и аудит» Валерием Ивановым


Какую форму бизнеса ООО, ИП, или НКО выбрать при осуществлении образовательных услуг для вашей организации? Универсального варианта нет, все зависит от того будет ли это дополнительное образование или общее образование согласно уровням.

Школа IT-юриста. Базовый курс “Юридическое сопровождение интернет-проектов и IT-компаний”

Школа IT юриста ЮК «Зарцын и партнеры» – это

  • более 5 лет работы на рынке юридического образования
  • более 10 курсов
  • более 700 выпускников, большая часть из которых вернулись к нам для прохождения новых курсов
  • более 100 компаний, которые отправили своих сотрудников к нам на обучение
  • десятки компаний-партнеров
  • тысячи часов полезного контента

Курс будет полезен для:

  • Юристов, желающих получить знания в новой сфере
  • Руководителей и менеджеров проектов, которые хотят адаптироваться к новым цифровым реалиям и получить базовые практические знания для перевода бизнеса в онлайн
  • Тех, кто ищет работу юриста в IT сфере

Продолжительность курса: 6 недель

Курс состоит из 11 занятий и занимает по 2 академических часа в неделю

Урок №1. 15.09.2020

  • использование простой электронной подписи для акцепта документа онлайн
  • перечень документов, необходимых для размещения на сайте
  • содержание документов на сайте
  • основные риски при акцепте документов онлайн (для B2B и B2C проектов)
  • реклама: согласие на рассылку, особенности рекламы онлайн
  • ошибки при размещении документов

Урок №2. 17.09.2020

  • что такое персональные данные (кейсы и разъяснение РКН)
  • правовые основания обработки ПДн
  • согласие на обработку персональных данных: как акцептовать и как доказать, что акцепт был
  • внутренние документы в компании

Урок №3. 22.09.2020

  • основные правила рекламы
  • рассылки (согласие на рассылку, правила)
  • контекстная реклама: как не нарушить права на чужой товарный знак
  • практика ФАС: за что штрафует ведомство и как минимизировать риски

Урок №4. 24.09.2020

  • методика построения юридической схемы проекта
  • сопровождение маркетплейсов
  • сопровождение проектов в сфере дистанционного образования
  • сопровождение краудлендинга

Урок №5. 29.09.2020

  • зачем оформлять РИД в компании (кейсы и судебная практика)
  • внутренние документы по служебным произведениям: как подружить бизнес и юристов
  • вознаграждение за отчуждение исключительных прав
  • учет служебных произведений: бухгалтерские аспекты, которые нужно понимать юристу

Урок №6. 01.10.2020

  • как передать разработки в головную компанию (порядок и налоговые риски)
  • как определить стоимость РИД
  • как продолжить доработки РИД в РФ (порядок и договорная база)
  • как операционной компании использовать РИД

Урок №7. 06.10.2020

  • как защитить коммерческую тайну
  • режим ноу-хау
  • положения о неконкуренции (как запретить переманивать сотрудников)
  • типичные ошибки в NDA
  • судебная практика по взысканию убытков при разглашении конфиденциальной
  • информации

Урок №8. 08.10.2020

  • как юристу сопровождать госзакупки
  • 44-ФЗ и 223-ФЗ: основные проблемы и риски
  • что не забыть проверить в госконтракте
  • исполнение госконтракта что сделать, чтобы не попасть на пени и штрафы
  • судебная практика

Урок №9. 13.10.2020

  • режимы налогообложения для владельцев интернет-проектов
  • использование внутрироссийских офшоров и налоговых льгот для интернет-проектов
  • владельцы интернет-проектов, как налоговые агенты
  • проверка контрагентов и налоговые риски
  • налоговые льготы для IT компаний

Урок №10. 15.10.2020

  • о вас написали в сети: что можно удалить
  • способы удаления информации
  • досудебное удаление: Прокуратура, РКН
  • судебные иски: виды и практические советы

Урок №11. 22.10.2020 Практическое занятие с разбором кейсов и вопросов участников

Урок №3. 22.09.2020

Как получить юридическую консультацию бесплатно

Внимание! Любой гражданин имеет возможность связаться с нами для получения юридической консультации по интересующим вопросам следующими способами:

  • заполнив заявку на обратный звонок, которая расположена справа внизу. Главное требование – указать имя, город и действительный номер телефона для связи, подробно описать ситуацию, для разрешения которой потребовалась юридическая помощь, а также. Приготовьтесь записать полученную от нашего юриста информацию. При необходимости уточните неясные вопросы;
  • написав юристу свой вопрос в чате справа внизу страницы;
  • позвонив на бесплатный телефонный номер нашей круглосуточной службы 8-800-511-83-47. Предварительно следует подготовить перечень вопросов, на которые нужды юридически обоснованные ответы.
Читайте также:  Где взять справку с места жительства?

Наши юристы готовы оказать помощь в любое время суток и в любой день недели. Мы работает ежедневно и без выходных, 24 часа в сутки.

Мы даем однозначный ответ, что таких прав у учителя нет. Этим нарушается право ученика на личное пространство и тайну.

Юридическая ответственность и общественное осуждение правонарушителя. Ответственность «без вины»

Юридическое своеобразие ответственности, выполняемые ею «стратегические», нравственнопсихологические цели органически связаны с тем, что юридическая

ответственность устанавливается за правонарушение.

тель здесь потому и претерпевает принудительные меры штрафного характера, что он виновен: он мог противостоять действию объективных обстоятельств, но он не сделал этого, а, напротив, противопоставил себя обществу, с пренебрежением отнесся к нормам общественной жизни, к правам и интересам других лиц или даже намеренно пошел на совершение антиобщественного поступка (гл. XX).

А это значит, что юридическая ответственность включает в свое

содержание общественное (юридическое и государственное) осуждение правонарушителя. Общество осуждает правонарушителя (ибо он виновен!). И потому правонарушитель «держит ответ» – несет юридическую ответственность. Таким образом, в основаниях и содержании юридической ответственности реально выражается ее принадлежность к морально-политической (общесоциальной) ответственности, один из ка-

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

налов ее связи с нравственностью в социалистическом обществе. Глубокие социальные основы юридической ответственности (связь ее со свободой воли1), ее воспитательная, превентивная роль, ее цели – все это предопределяет такую трактовку юридической ответственности, когда она рассматривается в качестве юридической обязанности претерпевания государственно-принудительных мер, устанавливаемых за виновное противоправное действие.

Именно так (в единстве с общественным осуждением) и понимается в большинстве случаев юридическая ответственность в законодательстве, на практике, в правовой науке. С особой последовательностью такой линии придерживается уголовное законодательство, которое виды и объем наказания за преступление соотносит прежде всего с видами, характером и степенью вины.

Такова общая линия, общая тенденция, выражающая глубокие основания и цели юридической ответственности, ее связь с общественным осуждением.

Вместе с тем в законодательстве и в юридическом мышлении сохраняется конструкция ответственности «без вины». Подчеркнув, что речь идет не о термине2, а о конструкции, т.е. о штрафном характере построения принудительных мер (термином «ответственность» в законодательстве нередко обозначаются обязанности3), надо сразу же оговориться, что такого рода конструкция встречается в основном в области гражданского права. И это, думается, сразу же должно прояснить суть проблемы. Ведь именно в гражданском праве санкции подчас «на рав-

1 Фарукшин М.Х. Свобода воли и юридическая ответственность // Вестник МГУ. Сер. 10: Право. 1965. № 1. С. 14 и сл.

В литературе были сделаны попытки связать понятие ответственности с исполь-

зуемой в области правоохранительной деятельности государственных органов терминологией. По мнению Г.К. Матвеева, «судебно-арбитражная практика не дает повода изменять давно установившуюся терминологию. Перед судом и арбитражем одинаково «отвечают» все, хотя среди ответчиков есть и невиновные лица, а также такие лица, действия которых не находились в необходимой связи с ущербом, либо же лица, вооб-

ще не причинившие никакого реального ущерба или же причинившие его правомерно» (Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. М.: Юрид. лит., 1970. С. 7). См. обоснованные возражения против такого подхода О.А. Красавчикова (Правоведение. 1971. № 1. С. 123–124).

Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. С. 43.

Глава XXI.

ных» сочетают штрафные и компенсационные задачи. Таковы, в частности, возмещение убытков, компенсационные неустойки. И поэтому в некоторых случаях во имя сохранения единства в содержании правового регулирования (например, в случаях возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности; взыскания штрафов за невыполнение месячных планов на железнодорожном, водном и морском транспорте) используется конструкция ответственности, хотя государственно-принудительные меры нацелены прежде всего на обеспечение компенсационных функций.

Стало быть, по чисто практическим соображениям в нынешних условиях иногда невозможно ограничить ответственность только случаями «чистых» виновных правонарушений. В современных условиях еще имеет право на существование понятие ответственности «без вины». Однако, надо полагать, такое положение является временным.

Существование конструкции ответственности «без вины» связано не только с наличием указанных выше «пограничных» санкций (в общем-то не очень многочисленных), но и с укоренившейся традицией, господствовавшими ранее представлениями, сводившими все средства государственного принуждения к одной лишь ответственности. Существенную роль должно сыграть здесь утверждение категории «меры защиты». Не случайно в последнее время даже возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности (наиболее часто приводимый классический пример ответственности «без вины») получает объяснение через иные категории1 и, в частности, через конструкцию мер защиты2. Некоторые же другие случаи ответственности «без вины» могут, думается, получить трактовку с точки зрения общих оснований ответственности3.

В настоящее время в юридической литературе многие авторы связывают юридическую ответственность только с виновным противоправным деянием, с общественным осуждением4. При этом отдельные авторы возражают про-

1 Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М.: Юрид. лит., 1966. С. 139 и сл.; Малеин Н.С. Вина – необходимое условие имущественной ответственности // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 28–35.

Кожевников С.Н. Меры защиты в советском праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1968. С. 13 и сл.

Такая попытка была предпринята, в частности, в работе «Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов» (Госюриздат, 1959. С. 128 и сл.).

Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. С. 318, а также: Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 1. Изд-во ЛГУ, 1968. С. 221–222 (глава М.Д. Шаргородского).

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

тив самой постановки вопроса об ответственности «без вины»1. В принципе эти возражения основательны. Однако не следует упускать из вида особенности существующих мер государственно-принудительного воздействия в области имущественных отношений, а также сложившиеся на практике и в науке представления. Мало категорически заявить: «Ответственность, не основанная на вине, не есть ответственность». Нужно, чтобы такого рода представления утвердились в законодательстве, на практике и в науке. А для этого необходимо, чтобы все другие случаи применения мер государственно-принудительного воздействия за правонарушение получали иное нормативное решение, теоретическое истолкование и терминологические обозначения, в частности через категорию мер защиты.

Как видно из изложенного, особые трудности при характеристике понятия ответственности возникают применительно к гражданскому праву. Ведь даже ст. 37 Основ допускает ответственность без вины (ответственность наступает за вину, «кроме случаев, предусмотренных законом или договором»). Видимо, решающим фактором явится здесь углубление наших теоретических представлений о средствах правового принуждения, внесение необходимой четкости в терминологию, а также уточнение ряда конструкций, исполь-

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Концепции юридической ответственности за правонарушение

Чтобы лучше разобраться в этой теме обратимся к словарю С.И. Ожегова и определим понятие концепции: «Концепция – система взглядов на что-либо; основная мысль». Иначе говоря, это взгляды на то, что представляет собой юридическая ответственность за противоправное деяние. В юридической науке существует несколько концепций юридической ответственности за правонарушение, каждая из которых взаимно дополняют друг друга:

? Юридическая ответственность — наказание

Российский правовед Н.С. Малеин считает, что юридическая ответственность это и есть наказание. Опираясь на данное толкование ответственности, он приходит к заключению, что юридическая ответственность ставит перед собой цель защитить справедливость. Другого мнения придерживается В.А. Хохлов, говоря: «Это вовсе не принцип справедливости, а почти неприкрытый принцип талиона, корректируемый Н.С. Малеиным лишь необходимостью учитывать вину». Определено, что юридическая ответственность и наказание никоим образом не синонимичные понятия. В Уголовном кодексе РФ они корректно дифференцируются. Приведем в пример название его глав и разделов: «Освобождение от уголовной ответственности», «Освобождение от наказания», «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Наказание определяет юридическую ответственность, но не относится к нему. Наказанию предшествуют обязанность правонарушителя его испытать, наличие осуждения, а после претерпевания наказания следует состояние наказанности.

Читайте также:  Оформление и получение визы в Исландию

? Юридическая ответственность — реализация санкции

Эту концепцию можно назвать нормативной, поскольку её ядром выступает норма права, санкция, а ответственность и ее меры выполняют служебную роль. Санкция и ответственность – близкие понятия, но не всякая санкция есть юридическая ответственность, и не всегда юридическая ответственность сводится к реализации санкции. Например, возможна юридическая ответственность без назначения наказания, сводящаяся только к властному осуждению правонарушителя. По своей сущности концепция «юридическая ответственность — реализация санкции» есть модификация концепции «юридическая ответственность — наказание». В санкциях норм, предусматривающих юридическую ответственность, закрепляются различные виды и меры наказания (взыскания), а применение к лицу санкции правовой нормы есть не что иное, как применение наказания (реализация санкции). С точки зрения логической структуры нормы права, меры ответственности выражаются (закрепляются) в санкциях, однако они не могут быть отождествлены с самой ответственностью, поскольку наличие последней не зависит от применения либо неприменения каких-либо санкций. Юридическая ответственность не сводится к наказанию или реализации санкции, поскольку может существовать без реализации санкции и наказания, а вот наказание и реализация санкции всегда основываются на ответственности и не могут существовать без нее. Таким образом, понятие юридической ответственности шире, чем понятия наказания и реализации санкции.

? Юридическая ответственность — мера государственного принуждения

Среди большинства правоведов бытует мнение, что ответственность как мера государственного принуждения выражается в порицании противоправного действия, в создании для правонарушителя установленных негативных последствий в виде утраты, либо ограничений личного или имущественного характера. Кроме того, говорится о том, что юридическая ответственность состоит в исправлении и воспитании правонарушителей, в характерном предотвращении последующих противоправных поступков. Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский, определяя юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка, утверждают, что только сочетание этих трех элементов создает юридическую ответственность.

? Юридическая ответственность — реакция общества на правонарушение

Любое противоправное деяние вызывает ответную реакцию общества, которая может носить всякий непредсказуемый характер: как общественное неодобрение и укор, так и осуждение, основанное на судебном приговоре. Данное толкование юридической ответственности не определено какими-либо границами, что делает его весьма туманным. Если мы будем рассматривать только реакцию, основанную на нормах права, то и она может определяться возбуждением уголовного дела, разоблачением виновных лиц, и иными действиями процессуального характера, которые объясняют осуществление юридической ответственности в процессуальной форме, но по своей природе ответственностью не являются. Данная концепция «реакция общества на правонарушение» скорее всего относится к принципу неотвратимости юридической ответственности, суть которого понимается как обязательная реакция общества на противоправное деяние.

? Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения

Обязанность лица испытывать определённые лишения государственно-властного характера, установленные законом за содеянное противоправное действие, является ещё одной трактовкой юридической ответственности. Обязанность, как таковая, обозначается в качестве элемента правоотношения, таким образом, и юридическую ответственность можно рассматривать как элемент правоотношения. Юридической ответственности попросту не существует без правоотношений. Закрепленная в норме права обязанность правонарушителя испытать определенные ограничения возникает с момента совершения противоправного действия. Эта юридическая обязанность выделяется из системы других юридических обязанностей, т.к. имеет особый характер.

? Юридическая ответственность — обязанность, принудительно исполняемая

С. Н. Братусь пишет: «Юридическая ответственность — это та же обязанность, но принудительно исполняемая, если лицо (гражданин или организация), на котором эта обязанность лежит, не исполняет ее добровольно». Иными словами, данная концепция представляет трансформацию концепции «юридическая ответственность – обязанность», которая получила весьма широкое распространение в литературе о гражданском праве. Государственное принуждение неизменно сопровождает юридическую ответственность, является её неотъемлемой частью. Государственное принуждение, в случае совершения противоправного деяния, в первую очередь влияет на психику правонарушителя, принуждая его к выполнению определенной обязанности. Государственное принуждение является элементом любой правовой нормы. Однако данная концепция «юридическая ответственность — принудительно исполняемая обязанность» находит в правовой науке аргументированные возражения, подкрепленные весомыми мнениями. Если ответственность представляет собой воплощение наказания под принуждением, то не все существующие меры ответственности окажутся определены данным толкованием. Возможность обращения к компетентным органам за вынужденным исполнением должного является неразрывным элементом права и не является особой характеристикой только юридической ответственности.

? Юридическая ответственность — обязанность дать отчет

В общетеоретических и отраслевых юридических работах встречается определение ответственности через формулу отчета. Сторонники данной концепции рассматривают в качестве основного признака ответственности обязанность правонарушителя дать отчёт за совершенное правонарушение. Обязанность дать отчет в определенной степени отражает только процессуальный аспект юридической ответственности, и то со значительными оговорками, поскольку обвиняемый, подозреваемый имеют право не давать показаний. Обязанность и ответственность как юридические категории тесно переплетены, но не тождественны друг другу. Более широкое понятие — ответственность. «Обязанность есть конкретная (нормированная) форма выражения ответственности», — пишет Н. И. Матузов.

? Юридическая ответственность — правоотношение

Данное определение ответственности возникает из обязательств, которые накладываются на правонарушителя, и обязанностей государства (компетентного органа) по привлечению субъекта к юридической ответственности. Такие правоотношения получили название правоотношения ответственности, карательные правоотношения. Сторонники концепции «юридическая ответственность — правоотношение» отмечают, что правоотношение возникает из самого факта нарушения правопорядка, представляет собой реализацию норм материального права, но дополнительно облекается еще и процессуальными правоотношениями. Ответственность за правонарушение — атрибут правоотношения, который включает в себя: обязанность правонарушителя, обязанность компетентного органа применить к правонарушителю предусмотренные санкцией правовой нормы меры юридической ответственности, реальное претерпевание неблагоприятных последствий.

? Юридическая ответственность — оценка (осуждение)

Осуждение, которое содержится в приговоре суда или иного компетентного органа, обладает карательным потенциалом и порицает как самого правонарушителя, так и деяние, которое он совершил. Таким образом, оценка дается как деянию, так и личности правонарушителя. Осуждение в научной литературе рассматривается как универсальный способ осуществления карательной функции. Оно несет в себе карательный элемент, поскольку «взвинчивает» психику правонарушителя, порицая его самого и деяние, которое он совершил. Однако осуждение невозможно без наличия государственного принуждения, обязанности правонарушителя. Кроме того, юридическая ответственность не исчерпывается осуждением. Если бы это было так, незачем было бы назначать виновному наказание.

Ещё раз подчеркнём, что перечисленные выше концепции юридической ответственности как наказания, реализации санкции, меры государственного принуждения, реакции общества, обязанность дать отчет, принудительно исполнимую обязанность, и т.д. восполняют друг друга, поясняют конкретные признаки, стадии и характеристику юридической ответственности. Благодаря изучению данных положений, мы можем углубиться в понимание данной темы, определить сущность юридической ответственности.

Обязанность лица испытывать определённые лишения государственно-властного характера, установленные законом за содеянное противоправное действие, является ещё одной трактовкой юридической ответственности. Обязанность, как таковая, обозначается в качестве элемента правоотношения, таким образом, и юридическую ответственность можно рассматривать как элемент правоотношения. Юридической ответственности попросту не существует без правоотношений. Закрепленная в норме права обязанность правонарушителя испытать определенные ограничения возникает с момента совершения противоправного действия. Эта юридическая обязанность выделяется из системы других юридических обязанностей, т.к. имеет особый характер.

Юридическая ответственность

Исходя из изложенного, можно определить следующие признаки юридической ответственности за правонарушение:

Виды форм международной юридической ответственности:

Нематериальные формы международной юридической ответственности:

– сатисфакция (удовлетворение государством – правонарушителем явно выраженных или подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации);

– временное ограничение суверенитета;

– отторжение части территории;

– разрыв дипломатических и других отношений;

– мирные репрессалии (лат., принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства).

– мирные репрессалии (лат., принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства).

Виды юридической ответственности:
    1. уголовная;
    2. гражданская;
    3. административная;
    4. дисциплинарная;
    5. материальная;
    6. процессуальная;
    7. конституционная.

Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социально полезное и социально вредное), то и ответственность рассматривается в двух аспектах:

Ссылка на основную публикацию