Статьи в категории Смежные права

Права, смежные с авторскими

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста ГК, я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

  • результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • на фонограммы,
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • на содержание баз данных,
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона. Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями. Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения). Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не плтить отчисления они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для диск с классической музыкой именно для этого заведения. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения. перешедшие в общественное достояние живьем.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ. Смежные права таких организаций возникают у них на созданные ими же передачи, однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования. Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных. Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использований положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения. Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не плтить отчисления они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для диск с классической музыкой именно для этого заведения. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения. перешедшие в общественное достояние живьем.

Статьи в категории Смежные права

В связи с принятием четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации и вступления ее в силу с 01.01.2008 года автор ставит своей целью циклом статей довести до сведения широкого круга читателей настоящего издания об изменениях российского законодательства в области интеллектуальной собственности. Настоящая статья посвящена изменениям в авторском праве и смежных правах, исключительным правам авторов и правовладельцев, возможностям свободного использования объектов, создаваемых творческим трудом авторов, без нарушения права собственника интеллектуального продукта.

Согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права. Права эти разделены на личные неимущественные, имущественные и иные.

Личные неимущественные права принадлежат авторам (соавторам), чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности. Не признаются авторами граждане, не внесшие творческого вклада в создание объекта, т.е. оказавшие только техническое, организационное, или материальное содействие, как в создании, так и использовании результата творчества. К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и защиту от искажения, право на обнародование и право на отзыв.

К имущественным правам относятся права, принадлежащие автору или иному правообладателю, на использование произведения или иного созданного продукта любым, не противоречащим закону способом (ст. 1270 ГК РФ).

Под иными правами Законодатель определяет право следования, право доступа и пр.

Сроки действия исключительных прав, предусмотренных ГК РФ, различны. Они зависят от вида прав и объектов охраны.

Так личные неимущественные права, не зависимо от объекта охраны, бессрочны и неотчуждаемы. Сроки действия исключительных имущественных прав авторов определены ст. 1281 ГК РФ всей жизнью автора + 70 лет после смерти автора (или последнего из соавторов), считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

По имущественным смежным правам сроки действия 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом создания фонограммы, или выхода программы в эфир. А вот срок имущественного права для исполнения действует в течение всей жизни артиста-исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января следующего года, в котором осуществлено исполнение, либо его запись.

Исключительное имущественное право изготовителя базы данных ( как и публикатор- это новые субъекты смежных прав, введенные Законодателем в ГК РФ) определено сроком действия в 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом изготовления базы данных. Срок действия имущественных прав публикатора, согласно ст.1340 ГК РФ

Действует 25 лет с момента обнародования, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После истечения всех вышеперечисленных сроков, объекты интеллектуальной собственности переходят в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут быть свободно использованы без разрешения автора и выплаты ему гонорара (ст. 1282 ГК РФ).

К наследникам и правоприемникам право переходит в пределах оставшейся части сроков, кроме сроков, определенных ст.1281 ГК РФ.

Досрочное прекращение исключительных прав может быть осуществлено решением суда по иску заинтересованных лиц.

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему правом на результаты интеллектуальной деятельности любым, не противоречащим закону, способом. Например, путем заключения договора об отчуждении имущественных прав другому лицу, или предоставления права использования (лицензионный, сублицензионный договор).

Договор об отчуждении исключительного права (полная уступка прав) заключается в письменной форме и требует государственной регистрации для регистрируемых объектов: например, программ ЭВМ и базы данных. Несоблюдение этого условия влечет к недействительности сделки, а вот возмездность сделки – не обязательные условия договора. Однако при отсутствии этого пункта в договоре, договор считается не заключенным.

При нарушении условий договора о вознаграждении со стороны приобретателя, правообладатель может потребовать в судебной порядке возврата своих прав и возмещения убытков, включая упущенную выгоду (ст.1234ГК РФ).

Право использования продукта интеллектуальной деятельности реализуется путем заключения лицензионного договора. По такому договору обладатель исключительных прав (лицензиар) предоставляет права на использование объекта своего творчества в пределах, предусмотренных договором, другому лицу (лицензиату), а последний обязуется выплачивать за это использование вознаграждение. Договор составляется в письменной форме и требует в том же случае, что и при описанном выше отчуждении.

Срок лицензионного договора не может превышать срока действия исключительных имущественных прав.

Интеллектуальные права защищаются различными способами, предусмотренными Законом, с учетом существа нарушенного права и его последствий. Отсутствие вины со стороны нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуального права, а пресечение действий нарушителя осуществляется за счет последнего.

Однако ряд статей Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривают ограничение авторских и смежных прав, т.е. допускают свободное использование объектов творчества иными лицами без согласия правовладельцев и выплаты им вознаграждения.

Так ст. 1273 ГК РФ регламентирует свободное воспроизведение объектов авторских прав исключительно в личных целях, кроме произведений архитектуры, баз данных и частей из них, программ ЭВМ, репродуцирование книг полностью, нотных текстов, а также видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении и воспроизведение таких произведений при помощи профессионального оборудования, не предназначенного для использования дома.

Допускается использование произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях без согласия автора, выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведения, которое используется и источника заимствования в объеме, оправданном поставленной целью.

К категории свободного использования относятся также:

а) репродуцирование библиотеками и архивами для замены утраченных или испорченных экземпляров, а также по запросам граждан в учебных и научных целях, или общеобразовательных учреждений для аудиторных занятий;

б) свободное использование произведения, постоянно находящееся в открытом для посещения месте, путем сообщения в эфир, или по кабелю фотографии архитектурного или изобразительного произведения, выставленного для свободного посещения;

в) публичное исполнение музыкального произведения во время официальных или религиозных церемоний;

г) с целью правоприменения (органами дознания, следствии, судами и т.п.);

д) создание записи краткосрочного использования (с обязанностью уничтожения в течение 6 месяцев после изготовления) вещательными организациями произведения, на которые организация получила право на сообщение в эфир;

е) декомпилирование программы для ЭВМ, внесение в программу изменений исключительно для ее функционирования на технических средствах пользователя, изготовление копий программ и баз данных для архивных целей, или замены непригодного экземпляра, правомерно приобретенного.

Все же остальные варианты использования произведений авторского или смежного права требуют получения согласия от правовладельца и выплаты ему вознаграждения.

Для санкционированного использования следует заключать авторские договоры, договоры об отчуждении прав, или лицензионные договоры с самим правовладельцем или с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими или смежными правами, которым правовладелец делегировал свои полномочия.

Ответственность автора по заключенным договорам ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, а по договору заказа автор обязан вернуть аванс и уплатить неустойку, если таковая предусмотрена договором.

При передаче автором оригинала произведения другому лицу (купля-продажа, дарение и т.п.), в том числе и по договору заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это правило распространяется и на наследников в пределах срока действия исключительного права на произведение (ст. 1291 ГК РФ). Несмотря на переход произведения в собственность другому лицу, за автором остается право доступа к произведению для производства копий, право следования (право получения вознаграждения в случае публичной перепродажи его произведения). Право следования неотчуждаемо, но также переходит к наследникам.

Дополнительные полномочия для авторов архитектурных, градостроительных и садово-парковых произведений установлены ст.1294 ГК РФ на разработку документации, участия в авторском надзоре и контроле за строительством, а также предоставления права автору на личное участие в реализации своего проекта

Авторские права на служебные произведения, произведении, создаваемые по государственному или муниципальному контракту, на сложные произведения являются темой отдельных исследований и будут освещены в следующей статье.

Личные неимущественные права принадлежат авторам (соавторам), чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности. Не признаются авторами граждане, не внесшие творческого вклада в создание объекта, т.е. оказавшие только техническое, организационное, или материальное содействие, как в создании, так и использовании результата творчества. К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и защиту от искажения, право на обнародование и право на отзыв.

Раздел II. Авторское право

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (кадров) или их отображений и предназначенное для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия с помощью соответствующих технических средств (кинематографическое произведение и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии, такие как теле-, видеофильмы, слайдфильмы и подобные произведения, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации);

базы данных – компиляции данных или иных материалов как в машиночитаемой, так и в иной форме;

воспроизведение произведения или объекта смежных прав – изготовление одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав, или их частей любым способом и в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение произведения или объекта смежных прав в памяти ЭВМ и других компьютерных устройств; косвенное воспроизведение – воспроизведение, осуществляемое не с оригинала или экземпляров произведения или объектов смежных прав;

декомпилирование программы для ЭВМ – преобразование объектного кода программы в исходный текст;

доведение до всеобщего сведения для интерактивного использования – доведение произведений или объектов смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору;

Читайте также:  Покупка квартиры в строящемся доме в ипотеку

запись – фиксация звуков и (или) изображений или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

информация об управлении правами – любая информация, предоставляемая обладателями прав, которая идентифицирует произведение или другой объект, охраняемый настоящим Законом, автора или любого другого обладателя прав, или информация об условиях использования произведения или другого объекта, любые цифры и коды, в которых представлена такая информация, при условии что любые такие элементы информации обозначены на экземпляре произведения или другого объекта, охраняемого настоящим Законом, или появляются в связи с сообщением или доведением такого произведения или другого объекта для всеобщего сведения;

исполнение – представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного телевидения и других технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (со звуковым сопровождением либо без него);

исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или каким-либо иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), либо фольклора, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

отображение звука или изображения – цифровая форма представления звука или изображения с помощью соответствующих технических средств;

передача в эфир – передача произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания для всеобщего сведения по радио или телевидению, в том числе через спутники (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение, фонограмма, исполнение, постановка, передачи организаций эфирного и кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой; передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия;

передача организации эфирного и кабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного и кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией;

последующая передача в эфир – передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания;

предоставление в прокат – предоставление оригинала или экземпляров произведений или объектов смежных прав во временное пользование в целях извлечения коммерческой выгоды;

программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности команд и данных, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовленное промышленным способом;

производитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо (лица), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным способом;

производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков, либо отображений звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме либо на содержащем ее футляре обычным способом;

публичное исполнение – доведение произведений или объектов смежных прав до слухового и (или) зрительного восприятия посредством исполнения или любой другой формы сообщения, непосредственно или с помощью технических средств, в месте, открытом для публики, или в месте, где присутствует широкий круг лиц, не являющихся членами одной и той же семьи;

публичный показ произведения – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или посредством каких-либо других технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности в месте, открытом для публики, или в месте, где присутствует широкий круг лиц, не являющихся членами одной и той же семьи;

режиссер-постановщик спектакля – лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) – факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одного либо более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью каких-либо других технических средств, кроме издания; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

сообщение для всеобщего сведения – передача произведений или объектов смежных прав в эфир, по кабелю, а также их доведение любыми другими способами (за исключением распространения экземпляров) до слухового и (или) зрительного восприятия публикой, представители которой находятся не в месте сообщения, независимо от того, воспринимаются ли фактически произведения или объекты смежных прав, ставшие доступными таким образом;

технические средства защиты авторских и смежных прав – любые эффективные технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие или ограничивающие в отношении произведений или объектов смежных прав действия, которые не разрешены обладателями какого-либо права, охраняемого настоящим Законом;

фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, или их отображений, кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

экземпляр произведения – копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

экземпляр фонограммы – копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно либо косвенно с фонограммы и включающая все или часть звуков, или их отображений, зафиксированных в этой фонограмме.

Смежное право

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами) .

К смежным правам относится исключительное право , а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права .

Объекты смежных прав:

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов – латинской буквы “P” в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Исполнителю принадлежат:

  1. исключительное право на исполнение;
  2. право авторства исполнения;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность исполнения (право на защиту исполнения от всякого искажения).

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

1) исключительное право на исполнение;

Право интеллектуальной собственности

Смежные права

Объекты смежных прав. К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио- и телевизионные передачи, фонограммы.
Под исполнением следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности /с сопровождением или без сопровождения звуком/.

Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму подлежат охране независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет.

Передача организации эфирного и кабельного вещания -передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.

Субъекты смежных прав. Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение47, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.

Роль организаций по коллективному управлению имущественными правами в осуществлении авторских и смежных прав. Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.
Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения – коллективное управление имущественными правами.
В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст.44 ЗоАП. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.
Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.

  • Такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления.
  • Представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия.
  • Создание организации по коллективному управлению осуществляется по инициативе правообладателей.

Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:

  • латинской буквы P в окружности,
  • наименования обладателя исключительных смежных прав,
  • года первого опубликования фонограммы.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства – право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.
Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, В качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

К имущественным правам исполнителей относится право на использование исполнения или постановки в любой форме, а именно:

  1. право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения
    по кабелю исполнение или постановку,
  2. право на запись,
  3. право на воспроизведение записи,
  4. право передачи в эфир /по кабелю/ некоммерческой записи,
  5. право проката фонограммы с записью исполнения.

Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:

  1. воспроизводить фонограмму;
  2. переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
  3. распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;
  4. импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Права организаций эфирного и кабельного вещания
выражаются в праве:

  1. одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
  2. сообщать передачу для всеобщего сведения в эфир или по кабелю;
  3. записывать передачу;
  4. воспроизводить запись передачи;
  5. сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Пределы осуществления смежных прав. Как и авторские смежные права имеют определенные ограничения. В некоторых случаях объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, в частности:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших
отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или
по кабелю;

  1. исключительно в целях обучения или научного исследования;
  2. для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только с выплатой вознаграждения;

4) в иных случаях, которые установлены ЗоАП в отношении
ограничения имущественных прав автора произведений литературы,
науки и искусства.
Иногда использование объектов смежных прав возможно без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например, воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты правообладателю вознаграждения.

Срок действия смежных прав. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства как личные неимущественные права охраняются бессрочно. Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права организации эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.
Наследники и иные правопреемники приобретают права на оставшийся срок.

Способы защиты авторских и смежных прав. Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространение контрафактных экземпляров произведений.

Контрафактные произведения – это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:

  • признание прав;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплата компенсации в сумме от 1000 до 5000000 рублей, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода
  • и другие меры, предусмотренные законодательными актами.

Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.
При этом правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков, взысканием дохода или компенсации. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Размер компенсации определяется в конечном итоге судом и может составлять от 1000 до 5000000 рублей. Никаких четких критериев определения размера компенсации у судов нет.
При определении размера компенсации суды учитывают:

  • характер нарушения, т.е. какие именно права были нарушены,
  • масштаб нарушения (например, массовый тираж экземпляров произведения без согласия автора),
  • вину нарушителя (нарушитель признал вину и согласен добровольно выплатить авторское вознаграждение),
  • убытки правообладателя или доход нарушителя,
  • другие обстоятельства.
Читайте также:  Квитанция за коммунальные услуги, образец

Так, по иску Никитенко М.П., Никитенко К.П. (наследников выдающегося пианиста – Э.Г.Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АПКО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.
«Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и, учитывая, что произведения Гилельса Э.Г. входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаже, исходя из игнорирования ответчиками авторских прав Э.Г.Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-исполнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию в размере 4000 минимальных размеров оплаты труда.»
В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, – конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передачи этих экземпляров ему.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 01.02.2018 2018-02-01

Статья просмотрена: 330 раз

На основании пункта 2 этой статьи, исполнитель в установленном порядке имеет право указать человека, на которого он возложил охрану неприкосновенности исполнения и своего имени после своей смерти, который свои полномочия осуществляет пожизненно. При отсутствии таких указаний либо отказа лица, назначенного исполнителем, от выполнения соответствующих полномочий, кроме того, после смерти такого лица, указанная охрана выполняется его наследниками, правопреемниками наследников и прочими заинтересованными лицами (к примеру, творческий союз, в котором состоял исполнитель).

Права, смежные с авторскими

Возникновение смежных прав относится к периоду после Первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

Понятие «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англосаксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права.

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских нрав на такие произведения.

Статья 1304 ГК РФ содержит перечисление пяти видов объектов смежных прав, содержание прав в отношении каждого из которых раскрывается в отдельных параграфах гл. 71 Кодекса:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеровпостановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Разграничение авторских и смежных прав можно провести но субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами могут быть и юридические лица.

К примеру, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

Статьей 1305 ГК РФ предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав: «Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы Р в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы».

Несмотря на название — «знак правовой охраны смежных прав», непосредственно в приведенной статье речь идет о его использовании только двумя категориями правообладателей — исполнителями и изготовителями фонограммы, а также иными обладателями исключительных прав на фонограмму или исполнение.

Условия и порядок использования знака охраны смежных прав во многом аналогичны положениям, установленным в отношении знака охраны авторских прав (ст. 1271 ГК РФ).

Положения о возможности применения знака охраны смежных прав опираются на ст. 11 Римской конвенции, которая, в свою очередь, аналогична положениям ст. III Всемирной конвенции об авторском праве, предусматривающей использование символа С в окружности в качестве части знака авторско-правовой охраны.

Статья 11 Римской конвенции решает вопросы об ограничении формальностей, устанавливаемых различными национальными законодательствами в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм и (или) исполнителей. Положениями данной статьи устанавливается, что если для получения охраны в соответствии с законодательством государства требуется соблюдение определенных формальных процедур, то все они считаются выполненными, если на экземплярах фонограммы или их упаковке размещается специальное уведомление.

Следует отметить, что размещение такого уведомления является не обязательным требованием к правообладателям, а только правом, предоставляемым правообладателям для упрощения процедуры получения ими охраны в тех государствах, национальное законодательство которых предусматривает формальности в качестве условия ее предоставления. В отличие от положений Бернской конвенции, запрещающих установление формальностей в качестве условия охраны произведений, Римская конвенция в отношении исполнений и фонограмм пошла по пути упрощения и ограничения формальностей, которые может требовать каждое государство-участник.

Для признания и защиты смежных прав на территории РФ наличие или отсутствие знака охраны смежных прав никакого значения не имеет — он может выполнять только информационную роль, указывая на то, что какое-то лицо по каким-то основаниям считает себя обладателем смежных прав. Какими именно правами располагает такое лицо и на каком основании они ему принадлежат, каждый раз должно устанавливаться с использованием конкретных доказательств — договоров, разделительных и передаточных балансов, свидетельств о праве на наследство и т.д.

Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений но радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения — коллективное управление имущественными правами.

В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст. 1242— 1244 ГК РФ. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая является юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.

Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями:

  • • такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления;
  • • представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия;
  • • создание организации по коллективному управлению осуществляется но инициативе правообладателей.

Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают так же, как и авторские, независимо от выполнения каких-либо формальностей.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства — право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя.

Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, в качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

Пределгя осуществления смежных прав. Как и авторские, смежные права имеют определенные ограничения. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений, в частности:

  • 1) свободное воспроизведение произведения в личных целях;
  • 2) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  • 3) свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения;
  • 4) свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения;
  • 5) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

К исключительным правам на исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, соответственно применяются положения о переходе исключительного права на произведение по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • 1) в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • 2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;
  • 3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

В целях обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

Так, по иску М. П. Никитенко, К. П. Никитенко (наследников выдающегося пианиста — Э. Г. Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АП КО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и учитывая, что произведения Э. Г. Гилельса входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаж, исходя из игнорирования ответчиками авторских нрав Э. Г. Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-иснолнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, — конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм но решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты или арестованы, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест (ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ).

Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Понятие авторского права и смежных прав

Авторское право включено в состав четырех институтов права, составляющих так называемую подотрасль «права интеллектуальной собственности». В эту отрасль наряду с авторским правом также включены:

  • смежные права;
  • патентное право;
  • средства индивидуализации участников гражданского оборота.

Объекты всех этих институтов составляют результаты интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная собственность представлена совокупностью исключительных прав на объекты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности.

Авторское право принято рассматривать с двух сторон:

  • объективной;
  • субъективной.

Объективная сторона авторского права представлена совокупностью правовых норм, которые призваны регулировать имущественные и личные неимущественные отношения в области науки, литературы и искусства. Эти отношения также заключаются в использовании результатов творческой деятельности авторов.

Субъективная сторона авторского права представлена личными неимущественными и имущественными правами, принадлежащими лицам, которые создали произведения литературы, науки и искусства.

Главные принципы авторского права заключаются в:

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

Права, смежные с авторскими: общая характеристика.

В России понятие «смежные права» впервые появилось в Основах гражданского законодательства в 1991 г. В четвертой части ГК РФ правам, смежным с авторскими, посвящена гл. 71. В соответствии со ст. 1303 ГК РФ правами, смежными с авторскими (смежными правами), являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнение), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Читайте также:  Кадастровый паспорт участка земли: назначение документа

К правам, смежным с авторскими, относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права(п. 2 ст. 1303 ГК РФ).

По своей правовой природе права, смежные с авторскими, схожи с авторскими, однако имеют самостоятельные объекты.

Рассмотрим объекты прав, смежных с авторскими, которые определяет часть четвертая ГК РФ.

  • Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
    Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит возникновение этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.
    Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.
  • Фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков, либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
    В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под фонограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков.
    Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.
  • Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
    Новеллой законодательства в области прав, смежных с авторскими, является замена термина «передачи эфирного и кабельного вещания» термином «сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания)», что соответствует правовому режиму данного объекта и международным договорам, в частности, Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.), Международной Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.), Брюссельской Конвенции по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.).
  • Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Следует отметить, что базы данных являются новыми объектами прав, смежных с авторскими, ранее они Законом об авторском праве не рассматривались.
    Согласно п. 3 ст. 1260 ГК РФ база данных — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
    При создании данных объектов не требуется творческий вклад, достаточно существенных финансовых, материальных, организационных и иных затрат.
    В ст. 1303 ГК РФ новым объектом названо содержание баз данных, которое состоит в защите от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих содержание материалов.
    Изготовитель базы данных приобретает исключительное право, которым может пользоваться сам или распорядиться путем его отчуждения (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления (лицензионный договор) в течение 15 лет. Этот срок соответствует сроку, установленному в большинстве стран. Исключительное право изготовителя базы данных распространяется на те базы, которые созданы после 1 января 2008 г., поскольку исключительное право возникает в момент завершения ее создания.
    Следует отметить, что смежные права изготовителя базы данных действуют независимо от авторских и иных прав.
  • Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
    В российском законодательстве впервые закреплены права публикатора на произведение науки, литературы или искусства в качестве прав, смежных с авторскими.
    Определение данных прав как прав, смежных с авторскими, объясняется тем, что правообладатель, как правило, не вносит творческого вклада для возникновения у него исключительного права, за исключением действий исполнителя произведения, у которого в свою очередь возникает исключительное право на исполнение.

Субъектами прав, смежных с авторскими, являются:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания, изготовители базы данных и публикаторы.

Согласно ст. 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Исполнителем может быть только физическое лицо, независимо от наличия полной дееспособности.

Новеллой по сравнению с положением, закрепленным в ст. 4 Закона об авторском праве , является охрана исполнителей произведений народного творчества, предусмотренная ст. 1313 ГК РФ. Кроме того, законодатель определяет такие категории исполнителей, как артист-исполнитель и режиссер-постановщик спектакля. Однако в этот перечень законодатель не включил дирижера.

В части четвертой ГК РФ законодатель ввел новый институт авторского права и смежного права — смежные права на совместное исполнение(ст. 1314). Они принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, т.е. элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Согласно ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммыпризнается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков, либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Подчеркнем еще раз, производитель фонограммы — лицо, которое ответственно за первую звуковую запись. На практике производитель фонограммы заказывает тиражирование записей сторонней организации, под которыми понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо. При этом изготовление фонограммы не представляет собой интеллектуального труда, в связи с чем у правообладателя не возникает личных неимущественных прав.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах произведений.

Для оповещения о себе изготовитель фонограммы может указать знак охраны смежных прав либо указать свое имя (наименование) иным образом. Проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Следует заметить, что организациям вещания могут принадлежать права на собственные (охраняемые и (или) неохраняемые авторским правом) произведения (выпуски новостей, спортивные передачи).

Организацией эфирного или кабельного вещаниясогласно ст. 1329 ГК РФ признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Другими словами, организации вещания — это радио-, телестудии и тому подобные организации, которые занимаются распространением звука, изображений, их отображений посредством беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо посредством кабеля, провода, оптического волокна, аналогичных средств (организации кабельного вещания).

Изготовителем базы данныхв соответствии со ст. 1333 ГК РФ признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

Таким образом, в качестве изготовителя базы данных может выступать как юридическое, так и физическое лицо, которые организовали осуществление следующих действий:

  • создание базы данных;
  • сбор;
  • обработку;
  • расположение составляющих ее материалов.

Представляется, что таковых организаторов может быть несколько, в связи с чем к их отношениям по аналогии следует применять нормы о соавторстве, хотя изготовитель баз данных в отличие от автора не является лицом, творческим трудом которого создается объект.

Изготовителю базы данных принадлежат исключительное право изготовителя базы данных, а также право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Следующим субъектом прав, смежных с авторскими, является публикатор. Согласно ст. 1337 ГК РФ им признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатором может выступать лишь физическое лицо, причем не только родственник, наследник автора, но и любые другие лица, например, лица, обнаружившие оригинал произведения. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемом случае не подлежит применению п. 3 ст. 1268 ГК РФ, согласно которому произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, поскольку на произведение, перешедшее в общественное достояние, исключительные права не распространяются.

Таким образом, субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Из этого следует, что у исполнителей, изготовителя базы данных и публикаторов могут быть как имущественные права, так и личные неимущественные права, а у производителей фонограмм и у организаций эфирного или кабельного вещания могут быть только имущественные права.

Понятие патентного права.

Патентное правоизначально зарождалось как право привилегий. Во время Средневековья патентвыдавался монархом и удостоверял монопольное право на производство и (или) торговлю определенными товарами. Патент скреплялся печатью так, чтобы его можно было развернуть, не сломав печать, поэтому в буквальном переводе с латинского термин «патент» означает «открытая грамота». Патенты большинства стран мира, в том числе Российской Федерации, также содержат печать или образ печати.

Понятие промышленной собственностибыло введено Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г., в соответствии с п. 2 ст. 1 которой к объектам охраны промышленной собственности относятся патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождение товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

В России принято говорить об институте патентного права, поскольку термин «промышленная собственность» в части четвертой ГК РФне используется.

v В объективном смысле патентное право —это гражданско-правовой институт, регулирующий исключительные и иные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой прав их авторов и патентообладателей.

v В субъективном смысле патентное право —исключительно и иное имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом.

Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач, в принципе, повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами (так, радио практически одновременно было изобретено Поповым в России и Маркони — в США, причем последний первым запатентовал свое изобретение). Поэтому доктрина предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану призвано обеспечить патентное право.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

Субъектами прав, смежных с авторскими, являются:

Может ли пенсионер взять автокредит

Автокредит пенсионерам сегодня выдают многие банковские учреждения, причем основным условием является предоставление залога в виде самого покупаемого транспортного средства. До момента погашения владелец не будет полноправным собственником. Категория граждан от 55 до 65 лет считается платежеспособной и надежной, и с ней охотно сотрудничают, но в процессе могут возникать некоторые нюансы. Например, срок погашения кредита не должен заканчиваться позже, чем заемщику исполнится 67 или 70 лет. Поэтому почти всегда сразу появляется вопрос, до скольки лет дают кредит пенсионерам.

  1. Стабильное материальное положение. Подтверждается выпиской с лицевого счета или справкой 2-НДФЛ, копиями договоров о сдаче в аренду недвижимости.
  2. Трудоустройство. На одном месте не меньше полугода, общий стаж от 1 года.
  3. Гражданство РФ. Целевые займы иностранным подданным не предоставляются.
  4. Возраст от 21 до 60 лет. Автокредит получить могут только дееспособные граждане, имеющие постоянное место работы.

Оформление автокредита для пенсионеров

Некоторые граждане могут подумать, что при достижении пенсионного возраста получить кредит становится практически невозможно. На самом деле все немного иначе. Все же есть банки, которые могут выдать как потребительский кредит, так и займ на авто.

В большинстве случаев это крупные организации, которые сотрудничают с государством и имеют хорошую поддержку.

Малоизвестные банки предпочитают не выдавать кредит пенсионерам из-за риска потерять и прибыль, и свои деньги.

На данный момент нет специализированных программ от банков по автокредитованию для пенсионеров, поэтому ссуда будет оформлена, как и все другие целевые кредиты.

В некоторых случаях может потребоваться предъявить несколько дополнительных документов, которые помогут повлиять на решение банка о выдаче займа.

В большинстве случаев приобретенный автомобиль будет служить залогом. После подписания договора денежные средства могут быть переведены на банковский счет заемщика либо же сразу на счет автосалона, в котором будет покупаться авто.

  1. Какие условия и требования выставляют банки?
  2. Какие документы понадобятся?
  3. Процедура оформления автокредита


Некоторые граждане могут подумать, что при достижении пенсионного возраста получить кредит становится практически невозможно. На самом деле все немного иначе. Все же есть банки, которые могут выдать как потребительский кредит, так и займ на авто.

Требования к заемщикам

Одобрение автокредита в банке подразумевает соответствие пенсионера определенным критериям. К их числу относятся:

  1. Возрастные ограничения. Формально до 85 лет (у Совкомбанка), но на практике к пенсионерам после 65 лет предъявляются повышенные финансовые требования, соответствовать которым очень сложно.
  2. Гражданство. Кредитование одобряется гражданам Российской Федерации с регистрацией в регионе получения займа.
  3. Наличие поручителей (созаемщиков, обеспечения). Не является обязательным, но уменьшит процентную ставку и увеличит вероятность одобрения кредита неработающим пенсионерам.
  4. Стаж работы на последнем месте. Требуется не менее 6 месяцев (но очень часто этот минимум составляет 1 год).
  5. Личное страхование. В большинстве случаев оно является обязательным.
  6. Достаточная платежеспособность для погашения взятого автокредита. В расчет может браться не только величина пенсии, но и другие источники дохода (например, Россельхозбанк рассматривает прибыль от ведения личного приусадебного хозяйства и сдачу в аренду недвижимости).
  7. Авансовый платеж. Если работающие граждане могут получить займ без этой выплаты (при назначении более высокой процентной ставки), то оформить автокредит пенсионерам без первоначального взноса будет проблематично. Согласие заемщика на аванс демонстрирует платежеспособность клиента и увеличивает вероятность одобрения заявки.

Из приведенного списка требований видно, что получение займа на приобретение авто неработающим пенсионерам старше 65 лет теоретически возможно, но сопровождается большими сложностями и переплатами. Банк не одобрит поданную заявку без высокого первоначального взноса (от 20% размера займа), обеспечения или поручительства, поэтому заемщику следует загодя позаботиться об этом.


Большинство российских банков ограничивает максимальный возраст заемщика 65-ю годами на момент окончания выплат. В сочетании с законодательно определенным сроком выхода на заслуженный отдых в нашей стране (60 лет для мужчин), это практически не оставляет пенсионеру времени для погашения полученного автокредита. По этой причине, некоторые финансовые организации лояльно отнеслись к пожилым людям, продлив предельные возрастные требования:

Ренессанс кредит

Перед оформлением кредита обращайте внимание на следующие нюансы:

Может ли пенсионер оформить автокредит?

Законодательство регулирует сферу кредитования лишь в незначительной части, устанавливая общие правила деятельности и взаимоотношений кредитной организации с клиентами. В значительной степени правила предоставления того или иного кредита утверждаются банками самостоятельно. В связи с этим для точного получения информации необходимо обращаться в конкретную банковскую организацию.

По общему правилу, банки не отказывают в предоставлении кредита каким бы то ни было категориям российских граждан. Для таких компаний решающую роль играет платежеспособность их клиента, от которого они желают получить возврат ссуженных средств и процентов за их пользование.

В связи с этим в большинстве случаев банки имеют общие программы автокредитования, заемщиком по которым на равных условиях может быть и лицо, находящееся на заслуженном отдыхе. Для этого от него требуется выполнение условий, устанавливаемых правилами кредитной организации. Одним из таких условий, как правило, является недостижение определенного возраста на момент совершения последнего периодического платежа по займу.


Законодательство регулирует сферу кредитования лишь в незначительной части, устанавливая общие правила деятельности и взаимоотношений кредитной организации с клиентами. В значительной степени правила предоставления того или иного кредита утверждаются банками самостоятельно. В связи с этим для точного получения информации необходимо обращаться в конкретную банковскую организацию.

Ссылка на основную публикацию