Способы конкурентных закупок

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Алгоритм проведения конкурса с ограниченным схож с проведением открытого конкурса. Отличие данного вида закупок заключается в том, что участвовать могут только те поставщики, которые пройдут предквалификационный отбор. И только после этого этапа начинается рассмотрение заявок.

Проведение конкурса с ограниченным участием возможно только в установленных законодательством случаях: при закупке высокотехнологичных и инновационных товаров, а также при выполнении работ по сохранению культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций и т.д.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием отражены в ст. 56 44-ФЗ. Победителем конкурса с ограниченным участием признается поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

Как следует из названия, этот вид государственной закупки проходит в 2 этапа: на первом проводится предквалификационный отбор (прием первоначальных заявок), а на втором этапе участники подают окончательные заявки.

Способы закупок по 44-ФЗ + таблица и сроки

Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года. Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.

Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов. По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.

Централизация закупок

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

LW1400: Документационное обеспечение конкурсных заявок

При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс – способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Контракт заключается с победителем конкурса – участником, подавшим предложение (конкурсную заявку), соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия.

Поэтому в закупочной практике этот способ всегда рассматривается в качестве основного. Однако процедура открытого конкурса весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Поэтому в ряде случаев эффективными оказываются иные способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используются:

  • закрытый конкурс;
  • селективный конкурс;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • конкурентные переговоры;
  • запрос предложений;
  • закупка из единственного источника;
  • редукцион (аукцион на понижение).

Все способы закупок условно можно разделить на две категории – конкурентные (проведения конкурсов, запросов котировок и т. п.) и неконкурентные (прямая закупка у поставщика) (см. рис. 2.1.).

Конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики.

Если число поставщиков продукции ограничено, или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только компании, специально приглашенные организатором конкурса. Закрытые конкурсы также проводятся при закупках продукции, связанных с обеспечением безопасности.

Открытые и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными. Эта процедура обычно используется в случаях, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса, а также когда он считает целесообразным изучить возможности и варианты решения проблемы потенциальными поставщиками. Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), формулировать свои окончательные требования.

При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом изменений в конкурсной документации, указывая в них также цены.

Рис. 2.1. Основные способы закупок.

Селективный конкурс является своеобразным компромиссом между открытым из закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.

При относительно небольших объемах закупок серийной продукции используется способ запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков, причем сравниваться должна однотипная продукция. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку.

При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ – в этом случае, а также при закупках у естественных монополий и в чрезвычайных ситуациях проводится закупка у единственного источника.

Запрос предложений и конкурентные переговоры чаще всего используются при закупке консультационных услуг и, по своей сути, представляют собой формализованные процедуры переговоров на базе требований заказчика и предложений поставщиков, подготовленных на их основе.

Что касается аукционов, то изначально они использовались для продажи, в основном продукции и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квоты, лицензии и т. п.).

Однако, эта процедура вполне применима и для закупок – в этом случае используется «аукцион наоборот» или редукцион, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных способов закупок может помочь сделать близкий к оптимальному для данных условий выбор контрагента, и при этом имеет как достоинства, так и недостатки (см. Таблицу 2.1)

Таблица 2.1. Характеристика основных способов конкурентных закупок.

Способ закупкиСредние сроки проведенияСтоимость проведенияПреимуществаНедостаткиЭффективность для заказчика
Открытый конкурс1,5 – 2 месяцавысокаяПривлечение большого числа конкурентных предложений и как следствие – достижение цены ниже среднерыночной.Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов (подготовка тендерной документации, оценка предложений и т. д.) и расходов.высокая
Закрытый конкурс1,5 месяцасредняяПривлечение предложений только от проверенных поставщиков. Достижение относительно низкой цены.Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов.Ограничение числа участников не вседа позволяет достигнуть оптимальной цены.выше средней
Селективный конкурс2 месяцасредняяПривлечение предложений только от квалифицированных поставщиков. Достижение относительно низкой цены.Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов.высокая
Двухэтапный конкурс2-3 месяцавысокаяПривлечение большого числа конкурентных предложений. Возможность уточнения требований к закупаемой продукции в ходе проведения торгов.Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов.высокая
Конкурентные переговоры1-2 неделинизкаяВозможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений.Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной.средняя
Запрос предложений1-2 неделинизкаяВозможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений.Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной.высокая
Запрос котировок1-7 днейнизкаяОтносительно быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и проведениеЦена обычно выше, чем получаемая в результате торгов.средняя
Единственный источник1-7 днейочень низкаяБыстрая процедураЦена нередко диктуется поставщикомнизкая
Редукцион1-7 днейнизкаяДостижение цены ниже рыночнойОсновным критерием выбора победителя является цена предложения.очень высокая

Следует отметить, что в некоторых случаях, для снижения рисков покупателя, связанных с закупками неизвестных продуктов или работой с неизвестным поставщиком, целесообразно также разместить пробный заказ или потребовать предоставление образца продукта. Однако, даже при удачном выполнении пробного заказа, существует проблема масштабируемости – поставщик, способный выполнить небольшой заказ может не обладать необходимыми ресурсами и опытом для реализации крупного контракта.

Резюмируя, можно сказать, что выбор способа закупки в первую очередь зависит в первую очередь от:

  • целей закупки;
  • предмета закупки;
  • рыночной конъюнктуры;
  • закупочной политики компании, включая требования внутренних нормативных документов.

Однако, эта процедура вполне применима и для закупок – в этом случае используется «аукцион наоборот» или редукцион, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Читайте также:  Как заполняется строка 030 6-НДФЛ

Конкурентные торговые процедуры

Виды закупок различаются в зависимости от способа проведения.

Торги — это закупки, реализуемые при помощи проведения конкурса или аукциона.

Такие виды электронных торгов предусматривают участие большого количества потенциальных поставщиков, которые соревнуются друг с другом за право подписать выгодный контракт. По их результатам заказчик обязательно должен заключить договор с поставщиком.

Основные виды закупочных процедур конкурентного типа могут быть следующие:

  1. Одноэтапный конкурс — при таком конкурентным способе проведения тендеров победителем признается тот поставщик, который предложил лучшие условия.
  2. Двухэтапный конкурс — конкурентная торговая процедура, при которой первоначально организатор запрашивает у участников предложения. На втором этапе непосредственно отбирают победителя, из числа успешно прошедших отборочную стадию.
  3. Одноэтапный аукцион — способ закупки, при котором выигрывает участник с минимальным ценовым предложением.
  4. Двухэтапный аукцион — торговая процедура в два этапа. На первом этапе заказчик запрашивает аукционную документацию с информацией о технических и качественных характеристиках товаров, работ или услуг. На втором из числа допущенных участников выбирается победитель с условиями выполнения будущего контракта по наименьшей цене.

В период до 01.01.2019 тендеры проводились преимущественно в «бумажном» формате. Но сегодня все закупки проходят электронным способом на ЭТП. Исключение составляют процедуры закрытого типа, составляющие гостайну.

В таких случаях количество документации значительно меньше, что существенно сокращает время. Но заказчики отдают предпочтение неторговым процедурам в тех вариантах, когда планируется стандартная закупка.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.
  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”. Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы. Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)

Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.

И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.

Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.

В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.

И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?

Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.

Изменение Конституции в 2020 году: 10 поправок, предложенных Президентом РФ

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.

  • Какие поправки предложил Президент
  • Хронология
  • История изменений Конституции РФ
  • Как повлияют поправки на конституционный строй РФ
  • ⚡ Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года
    • 🕗 Дата голосования
    • 😷 Меры безопасности
  • ❗ Регламент и процедура голосования
    • Часто задаваемые вопросы

Всероссийское голосование за поправки в Конституции назначено на 1 июля 2020 года. Для голосования гражданам необходимо явиться на участок, где проходит голосование, либо при наличии уважительной причины проголосовать из дома.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

Общий перечень поправок в Конституцию РФ 2020 года

Закон «О поправке к Конституции Российской Федерации» опубликован на сайте Госдумы. В общий список входит более 30 поправок:

  1. Добавят пункт о правопреемстве СССР. Юридически это означает, что РФ должна принять не только права, но и обязательства бывшего Союза перед гражданами.
  2. Будут созданы федеральные территории с назначением местных властей.
  3. Запланирована индексация пенсий и социальных пособий не реже одного раза в год.
  4. Заработная плата граждан не может быть менее одного прожиточного минимума вне зависимости от должности.
  5. Изменение границ территорий, на которых уже работает местное самоуправление (далее – ОМСУ), невозможно будет без голосования проживающего там населения.
  6. Дети считаются важнейшим достоянием, и в РФ должен быть приоритет семейного воспитания и семьи в целом.
  7. Указан пункт о защите исторической правды.
  8. Признание русского языка составляющим основу государства, а культуры РФ – уникальным наследием.
  9. Добавлено упоминание Бога.
  10. Отдельные органы власти могут быть размещены за пределами Москвы.
  11. Добавлен пункт о защите материнства и семьи.
  12. Развитие сельского хозяйства и молодежной политики хотят передать в ведение субъектов РФ.
  13. Расширены полномочия отдельных российских ведомств.
  14. Формирование необходимых условий для экономического роста.
  15. Создание доверительных отношений между властями и россиянами.
  16. Установление приоритета Конституции над нормами международного права.
  17. Создание Президентом условий для поддержания согласия и мира в стране.
  18. Определение международных мер поддержания мира.
  19. Ужесточение требований к кандидатам в Президенты и на должности руководителей органов власти.
  20. Установление персональной ответственности Председателя Правительства РФ перед Президентом.
  21. Обеспечение мер защиты и поддержки инвалидов, семей.
  22. Содействие развитию волонтерской деятельности, промышленности, защите экологии.
  23. Передача полномочий по освобождению судей с должностей Совету Федерации.
  24. Запрет на назначение руководителями высших органов власти лиц, имеющих иностранное гражданство.
  25. Право на проверку законопроектов по инициативе Президента Конституционным судом.
  26. Снятие запрета на занятие должности Президента РФ более двух сроков подряд.
  27. Обязанность для ОМСУ по обеспечению граждан медицинской помощью.
  28. Передача полномочий Госдуме по утверждению Председателя Правительства.
  29. Назначение глав региональных силовых ведомств и прокуроров только Советом Федерации и Президентом.
  30. Установление более серьёзных требований к судьям и прокурорам.
  31. Включение в Конституцию мировых, арбитражных судов, Федерального и Верховного суда.
  32. Ужесточение требований к сенаторам, гарантия их неприкосновенности.
  33. Гарантия неприкосновенности Президента после ухода с должности.
Читайте также:  Срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ

«Эти поправки давно назрели, они нужны. Я убежден, что они будут полезны для страны, общества и граждан в целом. В первую очередь они направлены на укрепление страны, суверенитета и культурных ценностей – то, что всегда было в основе нашей жизни. Они нужны для того, чтобы конкретизировать социальные меры поддержки наших граждан и обозначить их на самом высоком уровне»

1. Защита культурной самобытности всех народов государством.

Обнуление, бог, брак и другие изменения, о которых не сообщается в бюллетене

С 25 июня по 1 июля пройдет общероссийское голосование по поправкам к Конституции. Их так много, что, как говорила глава ЦИКа Элла Памфилова, «ни в какой бюллетень поправки вместиться не могут». “Ъ” выделил самые важные и интересные изменения.

В отношении президента

  • Одно лицо может занимать должность президента не больше двух сроков — из п. 3 ст. 81 было исключено слово «подряд». Владимир Путин при этом все-таки сможет баллотироваться на пост главы государства снова — ст. 81 дополнили пунктом 31. В нем поясняется, что прежнее количество президентских сроков для человека, уже занимавшего этот пост, обнуляется с момента вступления в силу поправок к Конституции.
  • Президентом сможет стать человек, проживающий в России не менее 25 лет (раньше было достаточно 10 лет), а также не имеющий счетов и вкладов в иностранных банках.
  • Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьера, президент сможет распустить нижнюю палату парламента или назначить премьера самостоятельно. Аналогичный порядок будет работать в отношении всего кабинета.
  • Президент сможет не только присутствовать на заседаниях кабинета, но и осуществлять «общее руководство» деятельностью правительства и увольнять премьера при сохранении состава правительства.
  • Президент сможет назначать на должность и освобождать от должности «руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров силового блока и иностранных дел).
  • Президент будет назначать генпрокурора и его заместителей, а также региональных прокуроров.
  • Экс-президент получит право стать сенатором Совета федерации пожизненно.
  • Экс-президент будет обладать неприкосновенностью.

В отношении Госдумы

  • Госдума будет утверждать кандидатуру премьер-министра, а не давать согласие президенту на нее, как сейчас.
  • Госдума будет утверждать вице-премьеров и министров (кроме министров силового блока и иностранных дел).
  • Госдума сможет выдвигать обвинение в адрес экс-президента для лишения его неприкосновенности.

В отношении Совета федерации

  • В СФ войдет до 30 человек, назначенных президентом. До семи из них смогут стать сенаторами пожизненно.
  • СФ теперь не дает согласие на утверждение генпрокурора, его заместителей и региональных прокуроров, а лишь проводит консультации с президентом по их кандидатурам.

В отношении судебной системы

  • Количество судей Конституционного суда (КС) сократится с 19 до 11.
  • Президент сможет предложить Совету федерации прекратить полномочия судей Конституционного, Верховного, а также кассационных и апелляционных судов. Раньше эту процедуру могли инициировать сами судьи.
  • КС сможет проверять конституционность законов по жалобам россиян только в случае, «если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты».
  • Конституционный суд по запросу президента должен будет проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также конституционность законов субъектов РФ.
  • Права иметь иностранные счета и вклады лишатся помимо президента депутаты ГД, члены СФ, судьи КС и ВС, а также главы субъектов.
  • Органы местного самоуправления и органы государственной власти войдут «в единую систему публичной власти» и взаимодействуют между собой.
  • Россия станет правопреемником, правопродолжателем СССР.
  • Появится упоминание Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
  • Дети станут «важнейшим приоритетом государственной политики России». Государство также «берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
  • В совместном ведении Российской Федерации и субъектов окажется «защита института брака как союза мужчины и женщины».
  • Русский язык станет языком «государствообразующего народа».
  • Закрепляется недопущение «умаления значения подвига народа при защите Отечества». Россия также обеспечивает «защиту исторической правды».
  • Госдума будет утверждать кандидатуру премьер-министра, а не давать согласие президенту на нее, как сейчас.
  • Госдума будет утверждать вице-премьеров и министров (кроме министров силового блока и иностранных дел).
  • Госдума сможет выдвигать обвинение в адрес экс-президента для лишения его неприкосновенности.

Что изменится в Конституции? Главное

События развиваются стремительно: 20 января Путин вносит законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в Госдуму, 21 января его уже должны рассмотреть. Есть в нем некоторая правовая особенность: президент внес на рассмотрение не конституционный федеральный закон, а проект закона о поправке. Это противоречит статье 136 (глава 9) Конституции: поправки в главы 3-8 принимаются «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Хотя и законом такого не предусмотрено, Путин предложил провести всеобщее голосование по этим изменениям (не референдум). Вероятно, оно пройдет уже в апреле. Скорее всего, россияне должны будут голосовать за поправки «единым пакетом», а не за каждую статью, как рекомендовала президенту рабочая группа.

Приоритет международного законодательства, изменение которого Путин анонсировал в своем послании Федеральному собранию, прописан в первой главе Конституции. Но в законопроекте, внесенном в Госдуму, таких изменений не прописано.

На это есть причины: во-первых, для так называемых «максимально защищенных» статей 1,2 и 9 существует другая процедура (референдум и созыв Конституционного собрания). Но выполнить эту процедуру невозможно: в России так и не приняли закон о Конституционном собрании, а без него и внести поправки в первые главы невозможно.

Всего проект поправок затронет 22 статьи Конституции (документ конституционных поправок размещен в электронной системе законопроектов Госдумы).

Статья Конституции: пункт «т», 71 ( Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: последний пункт статьи. В нее добавят ограничение: в ведении Российской Федерации находятся не только федеральная государственная служба, но и установление ограничений для чиновников любого уровня. В том числе, запрет на гражданство другого государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего прово гражданина России на постоянное проживание в другом государстве.

Статья Конституции: 75 ( Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: статья, в данный момент закрепляющая основные положения о финансовой системе России добавят два новых пункта. Пятый пункт – минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен быть не меньше прожиточного минимума, индексация соцпособий и других соцвыплат обязательно. Новый шестой пункт – про пенсионную систему:

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

Статья Конституции: 77 ( Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: в статье о системе органов государственной власти в субъектах появится дополнительный пункт, ужесточающий требования к губернаторам: возрастной ценз – 30 лет, никакого гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 78 ( Глава 3. Федеративное устройство)

Читайте также:  УПФР города Сыктывкар Республики Коми

Что предлагают изменить: новый пункт – те же требования, но к руководителям федеральных госорганов.

Статья Конституции: 79 ( Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить : всю формулировку статьи. Именно в ней говорится о главенстве международных законов над российскими. По факту, к текущей формулировке статьи добавится один абзац:

«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Статья Конституции: 81 (глава 4. Президент Российской Федерации )

Что предлагают изменить : ужесточить требования к кандидату в президенты: он должен жить не менее 25 лет в России (в данный момент – 10 лет), не иметь гражданства или ВНЖ другого государства. Это требование, правда, не распространяется на кандидатов-жителей присоединенных к России территорий.

Также из этой статьи предлагается убрать оговорку, по которой президент может избираться на «два срока подряд», и оставить просто «два срока». Это ограничит в общем количество возможных сроков для человека. Этот пункт некогда позволил Путину избраться на третий срок (но не подряд).

Статья Конституции: 83 (глава 4. Президент Российской Федерации)

Что предлагают изменить : добавить семь новых пунктов. Президент сможет, как и раньше, назначать и освобождать от должности премьер-министра (председателя правительства), назначать его заместителей. Их должна утвердить Государственная дума.

Если председатель правительства освобожден от должности, новый может не вносить предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что сейчас обязательно.

Президент будет также назначать глав силовых ведомств, МИДа и МЧС, но после консультаций с Советом Федерации.

В отличие от «консультаций» по силовикам, Совет федерации в новой редакции должен утверждать председателя, его заместителя и судей Конституционного суда. Председателя, его заместителей и судей Верховного суда. Но без согласования – назначать председателей, заместителей и судей других федеральных судов.

Также без Совета Федерации нельзя будет уволить судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов – в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

Также Совфед утверждает Генпрокурора, его заместителей и прокуроров субъектов (раньше их кандидатуры согласовывала местная власть). Также президент не сможет освободить от должности главу прокуратуры без одобрения верхней палаты федерального собрания.

Президент сможет формировать Госсовет – «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». В данный момент Госсовет имеет статус неконституционного совещательного органа при президенте.

Статья Конституции: часть 2, 95 ( Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: состав Совета Федерации. В него также будут входить по два представителя от каждого субъекта. Останется правило – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Но состав расширится: президент сможет сам назначать новых сенаторов – «представителей Российской Федерации». Их число должно быть не более 10% от общего числа членов Совфеда.

Также в статью добавят два ограничения – по возрасту (30 лет) и по отсутствию гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции : 97 ( Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: депутаты Госдумы не смогут иметь гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции : 102 ( Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Совета Федерации назначать председателя, его заместителей и судей Конституционного Суда, председателя, его заместителей и судей Верховного суда по представлению президента. Право консультировать президента по вопросом назначения глав силовых ведомств, генерального и региональных прокуроров. Право заверять отставки судей.

Статья Конституции : 103 ( Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Госдумы утверждать премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, кроме тех, кто указан в пункте «д1» статьи 83 (в соответствии с новыми поправками, то есть кроме федеральных министров, глав силовых ведомств, МИДа и МЧС).

Статья Конституции : часть 3 статьи 107, часть 2 статьи 108 ( Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: 107 и 108 статьи регламентирует порядок и сроки подписания президентом и обнародования федеральных законов. В нынешней редакции третьей части 107 статьи указано, что если президент в течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают такой закон. Если при повторном рассмотрении его в той же редакции одобрят большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию.

Согласно проекту поправок, эту норму предлагается дополнить положением следующего содержания: «если президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным судом Российской Федерации».

Если КС подтвердит конституционность закона, то президент обязан подписать его в течение трех дней. Если КС не подтвердит – вернуть в Госдуму без подписания.

Статья Конституции : 110 ( Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: вводит возрастной ценз – 30 лет и запрет на гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции : 111 и 112 ( Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: меняется формулировка – Госдума не согласовывает премьер-министра, а утверждает. Президент вносит кандидатуру на рассмотрение в течение двух недель после вступления в должность или после отставки правительства. Или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой или отставки самого премьера.

Статья 112 расширяется: формализуется утверждение Госдумой премьер-министра, заместителей и федеральных министров.

Статья Конституции: 119 ( Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить : вносятся требования к судьям – они должны постоянно проживать в России, не иметь гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 125 ( Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить : сократить число судей в Конституционном суде с 19 до 11. Сейчас в состав КС входит 15 судей.

Также Конституционный суд сможет проверять по просьбе президента не вступившие в силу законы субъектов России – но до того, как их подписало высшее должностное лицо субъекта, то есть глава или губернатор региона.

Статья Конституции: 128 ( Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить : председатель, его заместитель и судьи Конституционного суда, председатель, его заместители и судьи Верховного Суда теперь будут назначаться Советом Федерации по представлению президента. Что касается других федеральных судов, порядок назначения будет устанавливаться федеральным законом.

Статья Конституции: 129 ( Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить : Статья о прокуратуре переписана полностью. Конечно, главным образом, прописывается согласование кандидатур с Советом федерации. Но в первой части статьи о прокуратуре в Конституции планируют добавить:

«Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции».

Статья Конституции: часть 3 статьи 132, статья 133 ( Глава 8. Местное самоуправление)

Что предлагают изменить : обозначить, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в единую систему публичной власти в России и взаимодействуют «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Единственная проблема: в российском законодательстве (в том числе, в Конституции) нет термина «единая система публичной власти».

Статья 133 меняет формулировку права на компенсацию дополнительных расходов: вместо прежних «в результате решений, принятых органами государственной власти» предлагается «в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».


Что предлагают изменить : председатель, его заместитель и судьи Конституционного суда, председатель, его заместители и судьи Верховного Суда теперь будут назначаться Советом Федерации по представлению президента. Что касается других федеральных судов, порядок назначения будет устанавливаться федеральным законом.

Приоритет российского законодательства над международным

В Основном законе страны предлагается прописать норму, согласно которой “все решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации”.

Кроме того, Россия сможет принимать участие в различных межгосударственных объединениях и даже передавать им часть своих полномочий, но только до того момента, пока это не станет препятствием на пути прав и свобод человека и не будет противоречить Основному закону России.

Также это важно для определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Ссылка на основную публикацию