Новости раздела Производство по КАС РФ

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

Разъяснения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

С 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), введенный в действие Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ.

Настоящий Кодекс регулирует порядок рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 1 КАС РФ). Среди них, в частности:
– об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;
– о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);
– о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);
– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);
– о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;
– о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;
– о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (КС РФ, арбитражных судов), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений.

Также действие нового Кодекса не распространяется на дела, подлежащие рассмотрению в ВС РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.

Положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ. Прежде они рассматривались в рамках искового производства.

Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов.

В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве были только заявления и исковые заявления). Также закрепляется возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков (при наличии согласия) СМС-сообщениями, если у суда имеется расписка от данных лиц с указанием номера телефона.

Увеличен перечень случаев, когда можно обращаться в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц.

Обращаться в рамках КАС РФ в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц теперь можно и в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами. В рамках ГПК РФ эта возможность устанавливается только федеральным законом.

Кроме того, определены новые последствия отказа от административного искового заявления. В частности, если органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, то рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

В ГПК РФ не предусмотрено, как должен действовать суд, если истец отказался от иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неограниченного круга лиц. По общему правилу ГПК РФ отказ от иска, принятый судом, влечет прекращение производства по делу. Исключением были дела по оспариванию нормативных актов: после отказа от заявления производство по ним не прекращалось.

В КАС РФ также указано, что в ситуации, когда органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если его не поддержит лицо, в пользу которого оно подано. Согласно ГПК РФ суд в таком случае обязан продолжить рассмотрение дела по существу, если от этого лица не поступил отказ от иска.

Расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел.

В КАС РФ установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.

Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей.

Если гражданин – административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов

Распределение обязанностей по доказыванию.

Организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны доказывать законность принятых ими нормативных актов, решений, действий (бездействия).

Органы, организации и должностные лица обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.

Административные истцы и иные лица, обратившиеся за защитой чужих прав, свобод и интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но должны осуществлять следующее:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо что возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В ГПК РФ отсутствовало подобное требование в отношении заявителей по делам, возникающим из публичных правоотношений. В данном случае применялись общие правила доказывания.

По административным делам можно применять меры предварительной защиты.

Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению (далее – меры предварительной защиты) согласно КАС РФ сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе.

В КАС РФ определены случаи, в которых суд может применить меры предварительной защиты. Одним из них может быть случай, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Меры предварительной защиты согласно КАС РФ могут вводиться по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд для защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц. Устанавливать такие меры самостоятельно суд не может.

В КАС РФ, как и в ГПК РФ, перечень мер предварительной защиты не является исчерпывающим. Ими могут быть, например:

– приостановление оспариваемого решения полностью или в части;

– запрет на совершение определенных действий.

Суд может принимать данные меры, если нет запрета на их применение по определенным категориям административных исковых заявлений.

По заявлению об оспаривании нормативного правового акта суд может использовать только одну меру предварительной защиты – запрет применения такого акта в отношении административного истца. По заявлению об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе приостановить действие данного решения в части, относящейся к административному истцу.

Арсенал суда пополнился новыми мерами процессуального принуждения.

Согласно КАС РФ суд наделен широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства. Действия в отношении нарушителей порядка названы “мерами процессуального принуждения”. В ГПК РФ также содержатся подобные положения.

Предусмотрены две новые меры процессуального принуждения:

– ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова;

– обязательство о явке.

Ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова – например, когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования председательствующего.

Обязательство о явке – письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания. Такие обязательства суд может брать только у лиц, которые по закону должны участвовать в судебном разбирательстве (например, представители органов госвласти), а также у лиц, чье участие признано судом обязательным. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебных штрафов.

Судебные штрафы существенно повышены.

Максимальный размер большинства штрафов, предусмотренных ГПК РФ, не превышает 1 тыс. руб.

В КАС РФ установлены различные размеры судебных штрафов (например, для организаций – не более 50 тыс. руб., а для граждан – не более 5 тыс. руб.).

Увеличилось и количество ситуаций, когда суд вправе наложить штраф. Например, штраф может применяться, если сторона по административному делу противодействует своевременной подготовке к судебному разбирательству.

Определены случаи, когда суд обязан наложить на участника административного дела штраф. К таким случаям относится неявка в судебное заседание без уважительных причин лиц, участие которых в нем считается обязательным в силу закона (например, представителей органов государственной власти, должностных лиц) либо признано судом обязательным.

Определены ситуации, когда дело рассматривается в упрощенном (письменном) производстве

Указаны случаи, когда административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. К ним относится, например, ситуация, когда все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

КАС РФ предусматривает две формы участия прокурора в административном деле: обращение в суд с административным исковым заявлением и вступление в процесс для дачи заключения по делам в случаях, предусмотренных КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом в защиту интересов гражданина административный иск может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд сам.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Вступает прокурор в судебный процесс и дает заключение (после исследования всех доказательств по делу перед судебными прениями) по административным делам в случаях, предусмотренных КАС РФ, а именно: об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 243), о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268), об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 272), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке (ст. 280), о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283).

Кунцевская межрайонная прокуратура г. Москвы

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В КАС РФ, как и в ГПК РФ, перечень мер предварительной защиты не является исчерпывающим. Ими могут быть, например:

ОБЗОР КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:

“Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2015 года

25 февраля 2015 года

Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено КАС РФ. Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС “Правосудие”.

Новости раздела Производство по КАС РФ

Согласно Федеральному закону от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ “О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации” с 15 сентября 2015 года введено в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В данной статье автор говорит о проблеме применения Кодекса административного судопроизводства РФ в некоторых случаях судопроизводства, а именно в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В главе 33 Кодекса административного судопроизводства РФ приведен перечень административных дел, рассмотрение которых возможно в порядке упрощенного судопроизводства.

Так согласно ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Читайте также:  Переезд из Казахстана в Россию в 2020 году

На сегодняшний день на рассмотрении судов общей юрисдикции находится большое количество административных исков пенсионного фонда и налогового органа о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с физических лиц, прекративших предпринимательскую деятельность, общая сумма задолженности которых не превышает двадцати тысяч рублей.

Таким образом, административные истцы, такие как пенсионный фонд и налоговый орган, заявляют о рассмотрении административного иска в упрощенном порядке, ссылаясь на ч.3 ст. 291 КАС РФ.

При изучении иска, на первый взгляд, кажется весьма удобным и быстрым рассмотрение такого рода административных дел в упрощенном порядке. Однако необходимо учитывать, что любое процессуальное производство тесно связано с материальным законодательством применением, которого при разрешении иска в упрощенном порядке, можно нарушить права и интересы как административного ответчика, так административного истца.

Применив то или иное законодательство РФ при разрешении конкретного иска, суды общей юрисдикции, дабы не нарушить принципы равноправия и состязательности сторон, должны определить и правильно применить как норму процессуального права, так и норму материального права.

Таким образом, не сопоставив процессуальные и материальные нормы нельзя ограничить ту или иную сторону представить доказательства по возникшему спору, только лишь имея согласие одной стороны.

Так, например, зачастую пенсионный фонд обращается к физическим лицам, которые утратили статус предпринимателя разных форм о взыскании штрафных санкций за несвоевременную уплату обязательных платежей по предпринимательской деятельности.
При изучении такого рода исков, у судов общей юрисдикции возникает проблема определения порядка рассмотрения административных исков, так как материальные нормы, применяемые по данным искам, определяют ряд действий, которые должны выполнять административные истцы для выявления нарушений и начислений штрафных санкций.
Так, по вышеуказанной категории дел, при рассмотрении вопроса о взыскании пеней и штрафов по задолженностям обязательных платежей физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности, суды общей юрисдикции проверяют правомерность действий участников процесса, согласно Федеральному закону от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 г. N 358-ФЗ (вступил в силу с 03.01.2014 г.)), в соответствии с которым административный истец должен выполнить ряд действий, для выявления допущенных задолженностей административного ответчика (камеральная проверка).

Таким образом, при отсутствии документа, подтверждающего проведение проверки, взыскание с конкретного лица образовавшейся задолженности не возможно. Соответственно, при отсутствии в приложении к административному исковому заявлению документа, подтверждающего проверку предпринимательской деятельности административного ответчика, суд не может принять решение в упрощенном порядке, не выяснив все обстоятельства по спору.

В связи с чем, суды общей юрисдикции не могут исходить из ч.3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ и безоговорочно принять административный иск к производству в упрощенном письменном порядке и рассмотреть его по существу, не выяснив ряд обстоятельств, связанных с правоотношениями между сторонами по делу.

На основании вышеизложенного автор полагает, что по таким административным искам суд может применить упрощенный порядок судопроизводства только в случаях, предусмотренном ч.ч. 1-2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, а именно административный истец, при подачи административного иска, должен получить и приложить письменное согласие административного ответчика о применении такого порядка рассмотрения административного дела.

При наличии такого согласия, суд может рассмотреть административное дело в упрощенном (письменном) порядке, при этом исходить из представленных документов в силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом и ч. 4 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающей возложение обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, на административного истца.

В случае не получения такого согласия автор считает, что несмотря на закрепленную законом возможность рассмотрения такого иска в упрощенном (письменном) порядке, судам общей юрисдикции, надлежит принимать иски в общем порядке, известив обе стороны, при этом выяснив необходимые по делу обстоятельства и только после этого вынести законное и обоснованное решение.

Промышленного районного суда г. Ставрополя

При изучении иска, на первый взгляд, кажется весьма удобным и быстрым рассмотрение такого рода административных дел в упрощенном порядке. Однако необходимо учитывать, что любое процессуальное производство тесно связано с материальным законодательством применением, которого при разрешении иска в упрощенном порядке, можно нарушить права и интересы как административного ответчика, так административного истца.

С опорой на КАС РФ и АПК РФ

Адвокатам рассказали о нюансах претензионного порядка и подготовке исковых заявлений


17 марта в рамках четвертого образовательного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Ведение дела в гражданском и арбитражном процессах» выступила доцент кафедры гражданского права Высшей школы экономики Мария Ерохова.

В своем выступлении лектор подчеркнула, что при обращении в суд в рамках таких дел адвокату в первую очередь следует выяснить, кто нарушил права его доверителя и с кем именно начинать спор, и предложила следующий алгоритм действий.

Сначала необходимо установить, чьей волей нарушено право потерпевшего и с кого взыскивать убытки, напомнила она. Например, если рассматривать спор о праве на недвижимое имущество, то, с одной стороны, частное лицо могло захватить земельный участок и по подложным документам оказаться в реестре недвижимого имущества в качестве собственника; с другой стороны, право на такое имущество регистрируется, и должностное лицо выполнило свои функции, зарегистрировав в качестве собственника того, кого, по мнению истца, не следовало регистрировать.

«Кто тут нарушил право, частное лицо-захватчик или Росреестр?» – задала вопрос эксперт, ответив, что c точки зрения волевого критерия право нарушило именно лицо, захватившее участок. Данную позицию поддерживает и ВС РФ. Согласно его определению от 27 марта 2015 г. № 304-КГ 14-6307, если спор о праве на недвижимое имущество не разрешен в порядке искового производства, то право заявителя не восстанавливается по правилам об оспаривании действий и решений госорганов.

Следующий шаг адвоката: выяснить вид судопроизводства. Если право нарушено волей частного лица, то спор будет о праве гражданском, а производство будет исковое. Если право нарушено не частным лицом, а государством, то вопрос о виде судопроизводства становится более сложным.

«В данном случае нужно понять: государство нарушило наше частное право или государство нарушило наше право как представитель власти. В последнем случае вид судопроизводства будет административным», – пояснила Мария Ерохова. По ее словам, применение КАС РФ начинается с того, что действия органов государственной власти оспариваются в судах общей юрисдикции. Возникает проблема: как соотносятся положения КАС РФ с АПК РФ, из которого следует, что действия органов власти, связанные с экономическими и предпринимательскими отношениями, оспариваются в арбитражных судах. Это коллизия на уровне законодательства, подчеркнула спикер, добавив, что практика идет по пути использования АПК РФ. То есть судопроизводство будет административное, но оно будет идти в арбитражном суде, уточнила она.

Затронула эксперт и тему третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. На примерах из практики Мария Ерохова объяснила, как нужно определять данную категорию лиц и как правильно заполнять исковое заявление в таком случае.

Подробно спикер остановилась на новелле АПК РФ об обязательном претензионном порядке. Так, ч. 5 ст. 4 Кодекса гласит, что спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.

Идею посадить стороны за стол переговоров до судебного разбирательства она считает правильной, однако в российском гражданском обороте еще не сложилась традиция таких досудебных примирений. По словам лектора, претензия воспринимается юристами как усложнение процедуры обращения в суд.

Также Мария Ерохова рассмотрела возможности применения претензии к категориям дел, в которых оспариваются сделки и в которых есть решения третейского суда. Так, в Определении Судебной коллегии ВС РФ по экономическим спорам от 20 февраля 2017 г. № 306-ЭС16-16518 высказана позиция, что прокурор при оспаривании договора, заключенного между двумя юридическими лицами, не должен предварительно направлять претензию. Схожая проблема возникает и при признании решений третейских судов – в этом случае претензионный порядок выглядит неуместным, считает эксперт.

Спикер указала, что содержание претензии должно быть максимально приближено к иску: включать факты, их правовую оценку и требование. Направлять претензию можно по почте заказным письмом с описью вложения, либо вручить лично с отметкой о принятии. Тут, пояснила она, применяются правила направления юридически значимых сообщений по ст. 165.1 ГК РФ. Также необходимо иметь в виду п. 63 Постановления Пленума ВС РФ № 25 о применении ч. 1 ГК РФ: «Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

Вопрос о том, как правильно составлять иск, не регламентируется законом и решается по усмотрению заявителя, пояснила Мария Ерохова. По ее мнению, структура может быть такой: обстоятельства дела, правовая позиция, просительная часть. Также нужно придерживаться нумерации абзацев и в каждом абзаце выражать одну мысль. «Судебная система перегружена, и, если мы хотим, чтобы судья услышал нас, обязательно должен иметь четкую структуру», – подчеркнула она.

В заключение был затронут вопрос распределения бремени доказывания. В частности, спикер рассказала об обстоятельствах, не подлежащих доказыванию, и о доказывании отрицательных фактов.

Следующий шаг адвоката: выяснить вид судопроизводства. Если право нарушено волей частного лица, то спор будет о праве гражданском, а производство будет исковое. Если право нарушено не частным лицом, а государством, то вопрос о виде судопроизводства становится более сложным.

Категории дел, рассматриваемых в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

  1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья подготовлена 17.11.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.
Читайте также:  Знак охраны авторского права: понятие, применение

Кодекс административного судопроизводства РФ: особенности.

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административног о судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1 ). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательс кой или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления). Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты ( ст. 96 КАС РФ ). Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование ( ст. 55 КАС РФ ). Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС ) ( ч. 4 ст. 92 КАС РФ ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства ( ст. 291 КАС РФ ). Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административног о дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме. Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» ( п. 7 ст. 6 КАС РФ ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств ( ч. 1 с. 84 КАС РФ ) и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств ( ч. 5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты ( ч. 1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда ( ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов). С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастност ь суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение ( ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административног о судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу. Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах .

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав ( ст. 219 КАС РФ ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки. Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполни теля надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании. Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2 .

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:

► Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости ( гл. 25 КАС РФ ).

► Об оспаривании нормативных правовых актов ( гл. 21 ).

► Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ( гл. 22 ).

► О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции ( гл. 26 ).

► Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( гл. 22 ).

► Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.

Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно:

► О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц ( гл. 32 КАС РФ ).

► О принудительной госпитализации граждан ( гл. 30–31 ).

► Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Категория дел

Срок на подачу иска

Срок рассмотрения дела

Срок на обжалование

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости ( гл. 25 КАС РФ )

5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов ( гл. 21 ). Общие сроки

Пока действует оспариваемый акт

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– федеральных органов исполнительной власти;
– Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
– Судебного департамента при ВС РФ;
– Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*

Пока действует оспариваемый акт

3 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями ( гл. 22 ). Общие сроки

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполни теля

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственно й комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**

2 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок ( гл. 26 )

6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административном у делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций ( гл. 32 )

6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

3 месяца в Верховном суде РФ

Сообщество «ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

татьяна петрова # ответила на комментарий Svet Lana 11 января 2020, 11:17 В упрощенном порядке могут вынести только резулятивку,
-нет это не так .так как резулт.-вы не можете оспорить -там ничего нет в этом решении.
Веерно проси матив.решение у судью,у пред.суда и т.д в ККС
И ВККС РФ.,также напиши жалобу в ВС вашего региона и приложи доки,что ты просила мат.решение -ни раз.

Кодекс административного судопроизводства: что, как и зачем?

Кодекс административного судопроизводства РФ вступает в силу 15 сентября 2015 г. Он будет регулировать порядок рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел о защите прав граждан и организаций. Накануне дня икс мы попросили юристов-практиков высказать свое мнение о новом, двадцать первом по счету, Кодексе. Особое внимание экспертов привлекли схожесть КАС РФ с АПК РФ и ГПК РФ и непривычные для современного российского права ограничения в отношении судебного представительства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) вступит в силу 15 сентября, за некоторым исключением. В полном объеме Кодекс начнет действовать 1 января 2017 г. Заметим, что уже сейчас, еще до вступления КАС РФ в законную силу, в него готовятся поправки (см. «ЭЖ», 2015, № 33, с. 09).

Работа над текстом президентского законопроекта шла долго и прерывалась на время реализации судебной реформы — принять новый Кодекс и объединить ВАС РФ и ВС РФ оказалось делом непосильным (см. «ЭЖ», 2015, № 07, с. 07). Еще не успев вступить в силу, КАС РФ вызвал вопросы у юристов и подвергся критике. Правда, сама идея обособления норм, регулирующих порядок рассмотрения судами административных дел, в кодифицированный акт в целом сомнениям не подвергалась. Эксперты ведущих юридических компаний согласились поделиться с читателями «ЭЖ» своим мнением о том, действительно ли КАС РФ так необходим, что в нем поможет улучшить правоприменительную практику, а над чем законодателям неплохо было бы еще подумать.

Комментарий

Юлия Майорова,
ведущий юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ»:

Задача по созданию специальных судебных составов, которые призваны разрешать споры граждан с органами власти всех уровней, была озвучена Президентом РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ еще в декабре 2012 г. При этом прозвучало, что соответствующие поправки должны быть внесены в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

В процессе решения поставленной задачи концепция поменялась, и на выходе мы получили самостоятельный Кодекс административного судопроизводства РФ. Специальных судов по аналогии с военными не появилось, но, насколько нам известно, в судах общей юрисдикции сформированы специальные административные судебные составы.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, конечно, тоже изменился, из него уходят целые главы (22.1, 23—25, 35). Теперь категории дел, рассмотрение которых регулировалось в данных главах, а также иные категории будут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

В новом КАС РФ обращает на себя внимание синтез гражданского и уголовного процесса. Например, из УПК РФ позаимствована такая мера процессуального принуждения, как обязательство о явке (ст. 112). Более широкое применение по сравнению с ГПК РФ получает привод, которому могут подвергаться не только свидетели, но и стороны административного разбирательства, если их явка обязательна в силу закона или по усмотрению суда. Строгость подхода читается и в возможности применения к участнику процесса ограничения его выступления, если оно касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, или лишение слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Ожидается, что с вступлением в силу КАС РФ административный процесс будет вестись на более профессиональном уровне, ведь в качестве представителей по делу могут выступать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Но в этом ограничении кроется и проблема, так как в настоящее время по некоторым категориям дел, например, по делам об оспаривании кадастровой стоимости, в качестве представителей выступают лица без юридического образования (экономисты, оценщики). Теперь такие лица не могут быть допущены в процесс как представители, их процессуальный статус нужно будет определять как-то иначе (специалисты, эксперты, свидетели).

Артем Берлин,
юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и партнеры»:

Необходимость принятия Кодекса административного судопроизводства РФ в том виде, в котором он утвержден, представляется сомнительной.

КАС РФ в существенной своей части является почти дословным воспроизведением текста ГПК РФ. При этом в новый Кодекс перекочевали и многие минусы ГПК РФ, уже давно критикуемые профессиональным сообществом. Например, сохранилась абсурдная норма о разрешении отвода единоличному судье им же самим. Возникает вопрос: зачем требовалось умножать нормативный материал одного и того же содержания, страдающий одинаковыми недостатками?

КАС РФ привнесет в отечественное судопроизводство и ряд новелл, часть которых представляется, по меньшей мере, спорной. Среди них — введение профессионального представительства и обязательное ведение отдельных дел через представителей. Не оспаривая саму желательность постановки вопроса о профессионализации процесса, полагаю, что она должна вводиться исходя из объективных критериев. Вряд ли можно признать, что административные дела объективно сложнее, чем, например, рассматриваемые на уровне кассации дела по экономическим спорам, однако действующий закон не требует участия в таких делах профессиональных представителей. Вызывает вопросы и практическая реализация: по КАС РФ право на представительство удостоверяется исключительно дипломом о высшем юридическом образовании. Означает ли это, что удостоверения адвокатов, которые в принципе не могут практиковать без образования, не позволят допускать их в процесс? Такого подхода не знает даже УПК РФ.

Читайте также:  Виды кредитных карт: полная актуальная справка

Хочется также отметить широкий ассортимент доступных суду в административном судопроизводстве мер процессуального принуждения. Им в КАС РФ посвящена отдельная глава. К услугам судьи, помимо традиционных мер, также ранее не известное ограничение выступления участника разбирательства или лишение его слова. При этом, в отличие от УПК РФ, который предусматривает отложение слушания при неподчинении сторон судье, по смыслу КАС РФ рассмотрение дела может быть продолжено при лишенном слова представителе стороны. Такое регулирование может привести к ограничению состязательности и права на судебную защиту: какой смысл продолжать судебное заседание, если одна из сторон не может участвовать в нем?

Обращает на себя внимание грозное предупреждение, содержащееся в ст. 45 КАС РФ: недобросовестное заявление неосновательного иска влечет «последствия, предусмотренные Кодексом». Расплывчатость этой формулировки вызывает множество вопросов: что такое недобросовестное заявление иска? О каких последствиях идет речь? Возложение судебных расходов на проигравшую сторону предусмотрено независимо от ее добросовестности. Не намекает ли законодатель, что предъявление исков к органам власти может наказываться судебным штрафом?

Таким образом, КАС РФ представляется непроработанным документом, содержащим множество подводных камней. Учитывая, что применять его предстоит судам общей юрисдикции, можно предположить, что эти подводные камни не преминут проявиться на практике.

Юлий Тай,
управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус»:

После долгих, кровопролитных, но бессмысленных боев по вопросу о том, нужен ли в России отдельный Кодекс административного судопроизводства, КАС РФ был все же принят Федеральным Собранием и подписан Президентом России.

Понятно, что только практика является критерием истины, но пока, после внимательного, но первичного ознакомления с его текстом, хочется (поскольку не могу молчать) высказать некоторые соображения.

Первое, что бросается в глаза — это то, что указанный Кодекс будет применяться только судами общей юрисдикции. То есть арбитражные суды, вопреки вроде бы утвержденному на всех уровнях курсу на унификацию деятельности ветвей судебной власти, будут руководствоваться нормами АПК РФ. Совершенно очевидно, что специфики рассмотрения административных дел граждан и юридических лиц либо вообще нет, либо, как минимум, значительно меньше, чем при рассмотрении общегражданских (цивилистических) споров, поскольку там существуют два специфических вида правоотношений b2b и b2c, которые принципиальным образом отличаются.

Второе — поражает объем текстуального дублирования (дословного) ГПК РФ и АПК РФ. По моим оценкам, он составляет порядка 80%.

То есть, иначе говоря, взяты тексты процессуальных кодексов и к ним добавлены несколько глав (включая даже главы основного раздела 4 КАС РФ, где содержатся особенности производства по отдельным категориям). Исходя из этой логики, довольно несложно было бы написать Кодекс упрощенного судопроизводства, Кодекс судопроизводства по делам о несостоятельности, Кодекс судопроизводства по исполнительному производству, Кодекс корпоративного судопроизводства и т.д. и т.п.

Внимательно ознакомившись с полным текстом КАС РФ, можно прийти к выводу, что за основу в нем взят все-таки ГПК РФ, хотя элементы АПК РФ тоже временами заметны. Нельзя при этом сказать, что взято лучшее. Так, например, несмотря на обильную, как тропический ливень, критику института отвода судей, а также норм об исчислении сроков календарными днями (а не рабочими), участии в деле прокурора и целого ряда других, они перенесены в КАС РФ без усовершенствования. Наиболее «шедевральной» представляется норма ч. 6 ст. 35 КАС РФ: «Самоотвод, заявленный судьей, разрешается в совещательной комнате. По результатам рассмотрения вопроса о самоотводе выносится мотивированное определение».

Чтобы не сложилось превратного мнения о том, что в КАС РФ не появилось ничего нового, свежего, вкратце отметим, что новеллы конечно же есть. Стороны теперь именуются не как встарь, а «административный истец» и «административный ответчик». Заявление в суд, к которому мы все так привыкли, именуется административным исковым заявлением. Статья 42 КАС РФ сообщает нам об обращении в суд группы лиц (20 и более) с коллективным административным исковым заявлением. Статья о процессуальном правопреемстве вводит новый механизм замены упраздненных органов, в таких случаях «суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца». Статья 45 о правах лиц, участвующих в деле, дополнена ч. 7 следующего содержания: «Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом». Мы поддерживаем законодателя в противодействии злоупотреблениям сторон, но правовой институт «недобросовестного заявления неосновательного иска» еще вряд ли является достаточно определенным в доктрине термином для его внедрения в действующее законодательство, особенно с учетом того, что более ни слова о данном виде злоупотребления КАС РФ нам не сообщает.

Безусловно, революционной может стать глава 5, в которой предлагается ввести «юридическую монополию», то есть позволить только людям с высшим юридическим образованием быть представителями сторон. Правда, текст Кодекса не всегда до конца понятен. Так, неясно, необходимо ли адвокату, который вроде бы уже подтвердил свое высшее юридическое образование (и даже сдал квалификационный экзамен), представлять суду документы об образовании (ч. 3 ст. 55). Вызывает вопросы и содержащееся в ч. 6 ст. 57 требование о скреплении печатью организации подписи в доверенности — умышленный это отход от требований Гражданского кодекса (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ) или же недоработка законодателя?

Главой 11 КАС РФ вводится понятие и шесть разновидностей мер процессуального принуждения: 1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова; 2) предупреждение; 3) удаление из зала судебного заседания; 4) привод; 5) обязательство о явке; 6) судебный штраф. Наличие штрафа само по себе можно только приветствовать в кодифицированном нормативном акте, однако его незначительный размер не позволит суду при определении наказания применить дифференцированный подход, к которому так часто в своей практике призывает Конституционный суд РФ. Особенно можно поддержать положение о том, что судебные штрафы, наложенные на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, а также на государственных и муниципальных служащих, будут взыскиваться из личных средств таких лиц.

Хотелось бы также отметить положение, касающееся порядка пересмотра дел в проверочных инстанциях. В нем прослеживается последовательное расширение полномочий руководства судов, несмотря на его многолетнюю непрекращающуюся критику как со стороны представителей науки, так и наднациональных международных органов (прежде всего ЕСПЧ). Так, в соответствии с ч. 5 ст. 318 КАС РФ председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении. И это несмотря на то, что вопрос восстановления срока не является вопросом факта или даже права, это вопрос исключительно усмотрения судьи, то есть чистая дискреция. Руководству не может быть виднее, чем рядовому судье ВС РФ.

Александр Житнич,
управляющий партнер юридической компании «Алариус Консалтинг»:

Оценивая КАС РФ в общем, можно прийти к выводу, что действительно революционных нововведений в нем нет и основная часть его положений заимствована из ГПК РФ и АПК РФ с небольшими и иногда спорными изменениями.

Главным из таких спорных нововведений, на мой взгляд, является ограничение на представительство в суде лиц без высшего юридического образования по некоторым категориям споров. Такое ограничение вряд ли сможет оградить суд от некомпетентных представителей, но при этом может существенно повлиять на возможность граждан обратиться за восстановлением своих прав в суд по экономическим причинам.

Также не стоит говорить и о безусловном достижении задекларированной цели введения Кодекса — равные права граждан и государства при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Более того, следует помнить, что споры с государством, вытекающие из экономической деятельности, будут и дальше рассматриваться по правилам АПК РФ. Следовательно, новеллы, вводимые КАС РФ, бизнес практически не затронут. Однако хорошо это или плохо можно будет сказать только со временем.

Виктор Петров,
юрист арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX:

В целом реализация идеи создания КАС РФ оказалась достаточно своевременной. Объем административных дел, которые рассматриваются судами, позволяет считать его принятие обоснованным. Вместе с тем в самом тексте Кодекса законодатель оставил немало вопросов, отвечать на которые на практике придется правоприменителям. Впрочем, вряд ли можно сказать, что вопросы носят неразрешимый или критический для сторон характер.

КАС РФ является для российской правовой действительности новинкой не только с точки зрения самого факта принятия. Ряд его положений также являются новеллами для правоприменительной практики.

Одним из наиболее обсуждаемых новшеств стал институт представительства, а точнее — специфика его правового регулирования. Согласно положениям КАС РФ ведение отдельных категорий дел возможно исключительно через представителей, которые должны обладать высшим юридическим образованием. Суд, допуская представителя к участию в деле по делам, в частности о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и пр., должен рассмотреть вопрос о наличии у такого представителя указанного образования. Примечательно, что законодатель установил обязательный характер наличия именно юридического образования, а не адвокатского статуса. Интересным для практики будет оспаривание принятого судебного акта в связи с участием неуполномоченного лица, если впоследствии выяснится, к примеру, факт поддельного диплома о высшем юридическом образовании представителя.

Институт упрощенного судопроизводства, применяемый в арбитражном судопроизводстве, нашел свое отражение и в новом Кодексе. Упрощенное судопроизводство применяется в случае заявления всеми лицами, участвующими в деле, ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствие (при этом участие этих лиц при рассмотрении данной категории дел не должно быть обязательным). Введен и количественный критерий для дел упрощенного производства: общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не может превышать 20 000 руб. Возможны и иные основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного судопроизводства.

Дела, рассматриваемые в соответствии с новым Кодексом, не ограничены более короткими сроками рассмотрения по сравнению с иными видами судопроизводства. Возможно, установление подобных сроков способствовало бы целям административного производства, поскольку как можно более оперативное разрешение таких дел является, как правило, достаточно актуальным для участников спора.

То есть, иначе говоря, взяты тексты процессуальных кодексов и к ним добавлены несколько глав (включая даже главы основного раздела 4 КАС РФ, где содержатся особенности производства по отдельным категориям). Исходя из этой логики, довольно несложно было бы написать Кодекс упрощенного судопроизводства, Кодекс судопроизводства по делам о несостоятельности, Кодекс судопроизводства по исполнительному производству, Кодекс корпоративного судопроизводства и т.д. и т.п.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Официальная
печать Росреестра

Ситуация 1. Купля-продажа объекта недвижимости

Часто при установлении цены на реализуемую квартиру трудно найти подобные объекты в непосредственной близости, чтобы сопоставить показатели. В таких случаях удобным инструментом служит кадастровая стоимость, если расчет ее производили не слишком давно в ходе плановой оценки.

В противном случае возникает необходимость заказать внеплановую кадастровую оценку квартиры, о сути которой на нашем сайте есть специальная статья. Полученный результат используется при выставлении цены в объявлении на продажу.


Итак, ответим на вопрос, что же такое кадастровая оценка недвижимости?

Ликбез: все о кадастровой стоимости

Федеральная кадастровая палата в связи с увеличением количества запросов от граждан по теме кадастровой оценки запускает проект по повышению информирования владельцев недвижимости. Во всех регионах будут подготовлены инструкции и разъяснения о проведении государственной кадастровой оценки, формировании кадастровой стоимости и порядке ее оспаривания.

Кадастровая стоимость недвижимости – это стоимость, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Важно понимать, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик объекта недвижимости – это его технические параметры, местоположение, развитость инфраструктуры, наличие коммуникаций и так далее. Соответственно, изменение каких-либо характеристик объекта влияет на его кадастровую стоимость.

Оценка

Оценщики Московского областного БТИ определят стоимость и подготовят отчет об оценке объектов движимого и недвижимого имущества, а также бизнеса.

Услуги можно заказать на портале онлайн услуг, в офисах МФЦ, по телефону горячей линии +7 (498) 568 88 88 или направить заявку на mobti@mobti.ru, указав в теме письма «Для целей оценки».

– ликвидационная (стоимость объекта, за которую он может быть продан в сжатые сроки. Такая продажа носит вынужденный характер и стоимость будет существенно ниже рыночной в силу обстоятельств продажи).

Ссылка на основную публикацию