Что такое субсидия для сельского хозяйства

Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2020 году

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2020 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2025 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к устойчивому развитию и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.


Грант на развитие сельского хозяйства — это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера на возмещение затрат в рамках региональных программ развития сельского хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

Как создать сельскохозяйственное предприятие

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :

гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;

оплата с помощью государства банковских инвестиций;

безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;

частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;

проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;

помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;

Фермерское хозяйство началось с одной коровы

Я начал заниматься сельским хозяйством как бизнесом в 2008 году. У меня уже была одна корова и коза, мы доили молоко для семьи. Начался кризис, и мы решили, надо завести хозяйство побольше — звучит банально, но чтобы кормить семью.

У меня было 1,5 гектара земли и небольшой коровник. Нужно было купить еще коров, поэтому я обратился в банк. Получить кредит было сложно, но в итоге я смог купить животных под залог самих животных. Внес 15—20% от стоимости, остальное доплатил банк. Так у меня появились семь коров, за каждую я заплатил 100 000 рублей.

Коровы давали молоко, которое я продавал в маленькой лавке прямо на ферме. Еще производил творог, сметану, кефир и простоквашу. Часто фермеры сдают молоко заводам, но я так делать не хотел — предложили слишком низкую цену, да и таких объемов у меня не было.

В тот момент, это был 2009 год, я решил попробовать получить субсидии от государства. Их еще называют компенсацией — когда тебе частично возмещают затраты на фермерское хозяйство.

Быстро получить субсидию не получится, но это не так сложно, как казалось вначале.

Как получить субсидию для КФХ – этапы

Последовательность получения гранта такова:

ЭтапыОписание
1.Зарегистрироваться как ИП или глава КФХ
2.Оценить свои возможности касательно получения гранта (сравнить с необходимыми критериями)
3.Ознакомиться в местном органе власти с программой субсидирования
4.Составить бизнес-план и прочие нужные документы
5.Предоставить их Минсельхоз в своем регионе
6.Заполнить анкету или заявление стандартной формы
7.Оставить на рассмотрение комиссии подготовленные документы
8.Подождать 15 дней, пока поступит результат экспертной оценки документов
9.Не исключено приглашение в Минсельхоз для собеседования и оценки деловых качеств претендента
10.В случае положительного решения – заключение контракта и получение средств отдельными траншами

Победителя определяет комиссия, сформированная специально из квалифицированных кадров. Если поданный проект является крупномасштабным – вероятность получения гранта возрастает. КФХ необходимо научиться защищать свой бизнес-проект и в случае успеха – потратить выделенные средства полностью и с максимальной эффективностью (Читайте также статью: → Порядок оформления налогового вычета при использовании субсидии в 2020).

Победителя определяет комиссия, сформированная специально из квалифицированных кадров. Если поданный проект является крупномасштабным – вероятность получения гранта возрастает. КФХ необходимо научиться защищать свой бизнес-проект и в случае успеха – потратить выделенные средства полностью и с максимальной эффективностью (Читайте также статью: → Порядок оформления налогового вычета при использовании субсидии в 2020).

Каковы условия получения субсидий на развитие сельскохозяйственного предприятия

Специализированная комиссия будет решать, предоставить ли вам средства на дальнейшее развитие бизнеса

Решение о том, выдавать вам субсидию или нет, будут принимать члены специальной комиссии. При этом они будут оценивать претендентов по ряду важных критериев. Их исчерпывающий список вы можете изучить далее.

1. Первым критерием является наличие у предприятия грамотной схемы реализации изготавливаемой им продукции. Шансов получить поддержку намного больше у тех заявителей, которые могут похвастаться опытом успешного сбыта произведенного им товара. К слову, данный опыт придется доказать на деле, а не только описать словами. Сделать это возможно лишь с помощью предоставления на рассмотрение соответствующей документации.

2. Заявитель, претендующий на субсидию, должен обладать как минимум 30% от той суммы, которую он ожидает получить от государства. К учету в этом случае принимаются не только деньги в натуральном виде, но также и:

  • постройки;
  • оборудование;
  • скотина и т.д.

3. Бизнес-план также должен присутствовать у предприятия, желающего добиться получения средств. Для того, чтобы вы могли претендовать на выплаты, необходимо также, чтобы он был убедителен и реалистичен.

4. Обязательным условием также будет наличие членства в кооперативе, или же предоставление рекомендации от муниципалитетов в письменном виде.

Чтобы получить шанс на участие в конкурсе, придется проверить, скольким условиям из всех представленных вы соответствуете

5. Еще одно условие – опыт в организации работ личного подсобного хозяйства, которое работало не менее 10 лет до того, как вы решились на подачу заявки на субсидию или грант.

6. Профильное образование также будет не просто плюсом в вашу копилку, а необходимым фактором для участия. Конечно, приветствуется также и профессионализм, а не только наличие познаний в области выбранной сферы деятельности.

7. Социальная значимость вашего бизнес-проекта также играет не последнюю роль. Предпочтительно, чтобы при достижении собственных производственных целей вы также оборудовали, например, дороги, предоставляли достойные рабочие места и т.д.


2. Заявитель, претендующий на субсидию, должен обладать как минимум 30% от той суммы, которую он ожидает получить от государства. К учету в этом случае принимаются не только деньги в натуральном виде, но также и:

Особый порядок отражения господдержки

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет.

Читайте также:  Кто возмещает ущерб при ДТП, собственник или водитель?

При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года.

Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации. Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство. Это предусмотрено:

  • для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;
  • для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
  • для организаций, которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Если хозяйство зарегистрировано на своего главу (индивидуального предпринимателя), то оно применяет особый порядок учета субсидий на основании пункта 4 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

Семейная животноводческая ферма

Еще одна стартовая ступень для фермера – это создание производства, на котором будет трудиться вся семья. Когда же поголовье скота превысит сотню голов, допустимо временно привлечь на помощь наемных работников, но не более 5 человек.

Помощь такому предприятию составит не более 30 млн рублей и должна покрыть порядка 60% всех расходов. При этом оставшаяся сумма не только ложится на плечи самого агрария, но и четверть средств должна быть в наличии на момент получения субсидии.

Ключевые требования для выдачи помощи состоят в следующем:

  • работники фермы должны быть родственниками;
  • обязательно российское гражданство и наличие прописки в том регионе, где находится предприятие;
  • непосредственное участие в ведении бизнеса;
  • наличие еще одного семейного предприятия, функционирующего более года;
  • получаемая субсидия должна быть первой для фермера.

Чтобы грант не получил крупный агрохолдинг, заявитель должен соответствовать определенным параметрам: если это КФХ, то ему следует подходить под критерии микропредприятия, если СПоК, то он должен соответствовать 209-ФЗ от 24.07.2007 г., касающемуся малого предпринимательства.

Варианты субсидий

Субсидия может выдаваться на разные цели, в том числе для оплаты:

  • сельхозтехники;
  • поголовья животных;
  • строительных мероприятий (частично), например, возведения комплекса по производству молочных продуктов;
  • мероприятий по модернизации хозяйства;
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • лизинга;
  • посадочного материала и т.д.

Начинающему фермеру доступно несколько направлений целевого использования государственной помощи. Но он должен обязательно соответствовать ряду требований.

Чтобы получить государственную помощь, нужно проверить соответствие условиям, касающимся выдачи дотаций фермерам. Если физлицо, индивидуальный предприниматель или КФХ не подходит этим критериям (и даже по одному из них), выдача средств будет невозможной.

Оформление субсидии для сельхозпроизводителей

В настоящее время одной из приоритетных задач, которую решает государство, является развитие, охватывающее аграрный сектор. Поэтому с недавних пор стартовали различные программы, оказывающие сельхозпроизводителям существенную поддержку. Например, таковыми являются субсидии, предоставляемые для сельского хозяйства на развитие, рассмотрим, как получить их в 2020 году.


Более чем в 80 регионах, включая Крым, фермеры смогут израсходовать средства на следующие нужды:

Выделение средств

В контексте рассматриваемого в этой главе вопроса многие начинающие фермеры и производители хотели бы иметь чёткое представление о том, как можно будет получить субсидию на развитие своего хозяйства. Этот вопрос очень важен именно сейчас, когда появилась уникальная возможность в получении государственной поддержки развития личных фермерских хозяйств, на которую в одном только 2017 году выделено более 3-х миллиардов рублей.

Государственная поддержка в зависимости от территориальной принадлежности выделяется по мере необходимости, то есть лишь тем регионам, которые сильнее всего ощутили последствия от санкций. Таким пострадавшим регионам, как правило, выделяются более значимые суммы.

На уровне частного предпринимательства для получения поддержки при организации собственного бизнеса новичок может получить требуемые субсидии лишь при соблюдении следующих условий:

  1. Получателем средств может быть лицо, не достигшее пенсионного возраста.
  2. Он должен иметь либо среднее специальное, либо высшее образование по с/х направленности и иметь хоть какой-то опыт соответствующих работ.
  3. Намечаемая им деловая активность должна быть юридически оформлена в виде ИП или «ООО».
  4. На личном счету будущего фермера обязательно наличие начального капитала в размере не менее 100 000 рублей.
  5. Предприниматель должен предоставить в соответствующие органы хорошо проработанный индивидуальный бизнес-план с четким обоснованием рентабельности проекта.

Помимо этого, начинающее фермерское хозяйство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к малым предприятиям (статья №4 ФЗ).


Помимо целенаправленности выделенных средств, комиссией оценивается эффективность их использования, а именно: решаются ли при этом поставленные в бизнес-плане задачи, и достигается ли запланированная в нём рентабельность.

Представительство юридических лиц

Юридические лица обладают гражданской процессуальной дееспособностью, но сами они непосредственно вести дело в суде не могут. Их права и интересы в суде защищают их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными правовыми актами или учредительными документами (ч. 2 ст. 48 ГПК).

Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости – учредительными документами. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Представительство интересов организации в суде обычно осуществляют либо сами должностные лица, либо штатные юристы, либо адвокаты, обслуживающие организации по договорам или разовым соглашениям.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в суде выступают уполномоченные представители государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По специальному поручению этих субъектов от их имени могут выступать в суде уполномоченные представители государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители юридических лиц и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Своих представителей при рассмотрение дел судом общей юрисдикции могут иметь все участвующие в деле лица (перечень в ст. 34 ГПК) , за исключением прокурора , осуществляющего в силу занимаемой им должности функции, выполнение которых возложено на прокуратуру РФ.

2) представительство из иных оснований:

Договорное представительство в гражданском процессе

Договорное представительство предусматривает заключение договора поручения. Он носит гражданско-правовой характер. Согласно договору одно лицо доверяет другому принимать участие в суде от его имени. Представитель полностью принимает возложенные на него обязательства. Данный вид представительства часто встречается и в сфере трудовых отношений. Это когда сотрудник организации (юрисконсульт) выступает в роли постоянного судебного представителя своего работодателя. Основой таких отношений является трудовой договор с сотрудником.

Адвокат может отстаивать интересы своего доверителя в судебном разбирательстве гражданского или административного характера только при условии оформления договора поручения.

Читайте также:  Красная разметка на проезжей части в России

Виды судебного представительства

В зависимости от оснований классификации можно выделить следующие виды судебного представительства [1] :

  • 1) договорное (или добровольное) представительство, которое возникает только при наличии на это волеизъявления представляемого, отражаемого, как правило, в договоре;
  • 2) законное (или обязательное) представительство, для возникновения которого не требуется согласия представляемого лица;
  • 3) общественное представительство, основанное на факте членства в общественной организации.

Договорное (или добровольное) представительство. При наличии волеизъявления участника процесса в сделке может возникнуть представительство. Причем это могут быть как гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора поручения, так и отношения, возникающие из трудового договора, к примеру, представительство адвоката, юрисконсульта, работника организации.

Такая сделка может быть оформлена в виде доверенности, а также выражена в устной форме либо в письменном заявлении участника процесса.

Добровольное представительство возникает, когда лицо, участвующее в деле, самостоятельно избирает своего представителя для ведения дела в суде, предоставляя ему соответствующие полномочия [2] . Добровольное представительство осуществляется дееспособным лицом, допущенным судом в качестве судебного представителя в случае предоставления им соответствующих документов.

Стороны согласовывают между собой условия договора, предусмотренного действующим законодательством. Таким договором может быть:

  • — трудовой договор;
  • — договор поручения (ст. 971—979 ГК);
  • — агентский договор (ст. 1005—1011 ГК).

Законное (или обязательное) представительство возникает в силу прямого указания закона или иного нормативного акта. К этому виду относится представительство несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, основанное на фактах происхождения детей от своих родителей, усыновления, опеки или попечительства. Сюда также можно отнести привлечение судом адвоката, если иск был предъявлен по последнему известному месту жительства ответчика (ст. 50 ГПК).

Законное представительство необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов недееспособных лиц, а также лиц, признанных в установленном порядке ограниченно дееспособными (ст. 52 ГГ1К). Представительство на основании родства или усыновления осуществляется родителями и усыновителями в соответствии с СК (ст. 64) и ГПК (ст. 52) без специальных полномочий.

Если органами опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей, и орган опеки и попечительства сам назначает представителя для защиты прав и интересов детей. В некоторых случаях дети вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства за защитой своих прав, а по достижении 14-летнего возраста — в суд (ч. 2 ст. 56 СК).

Не вправе быть законными представителями ребенка родители, лишен- ные родительских прав в установленном законом порядке (сг. 71 СК). Согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных без специального полномочия. Функции опекунов и попечителей могут выполнять не только совершеннолетние дееспособные граждане, но и соответствующие органы, а именно воспитательные, медицинские организации, социальной защиты населения и другие аналогичные организации.

Законное представительство назначается также по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим. В качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего (ч. 2 ст. 52 ГПК). Это лицо определяется органом опеки и попечительства, с которым заключается договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного решением суда безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК).

При рассмотрении гражданского дела в суде на территории РФ иностранные лица и лица без гражданства пользуются процессуальными правами и исполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями (ч. 2 ст. 398 ГПК). Одной из особенностей реализации прав лиц с иностранным гражданством является право на участие консула соответствующей страны. Такое участие основывается не на доверенности с иностранным гражданином, являющимся стороной по гражданскому делу, а па основе международного договора. Поэтому для представления в суде интересов иностранного гражданина консулу доверенность не требуется.

В числе важнейших функций консула ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. предусмотрены:

  • – защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом (п. «а»);
  • – оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства (п. «е»);
  • – охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства mortis causa на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания (п. «g»);
  • – соблюдение практики и порядка, принятых в государстве пребывания; представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих прав и интересов (п. «i»).

Общественное представительство основано на факте членства в общественной организации. Например, профсоюзные организации вправе представлять интересы работников в сз’де по трудовым спорам.

Общественное представительство ос>чцествляется уполномоченными общественных организаций по делам членов своих организаций, а также других граждан, права и интересы которых защищают эти организации. На основании ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» эти объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественной организации.

Интересы своих членов вправе также защищать в суде иные общественные объединения, например союзы и ассоциации потребителей.

Общественные объединения защищают не все права граждан, а только те, реализация которых предопределяется задачами данной организации. Поэтому общественное представительство возможно только некоторым категориям гражданских дел.

ГПК предусмотрено назначение судом адвоката ответчику в случае отсутствия у него представителя и неизвестности его места жительства.

При вынесении определения о назначении адвоката суд руководствуется презумпцией «добросовестного отсутствия» ответчика-гражданина, который в силу неполучения соответствующего уведомления о слушании дела объективно не может защитить свои интересы. Если в деле участвует несколько ответчиков и неизвестно место пребывания только одного или некоторых из них, то суд назначает адвоката по сг. 50 ГПК в целях реализации принципов равноправия сторон и состязательности.

Следует отметить, что суд назначает адвоката только ответчику — физическому лицу (ст. 20 ГК), поскольку только гражданин обладает местом жительства или преимущественного проживания. Исходя из статуса индивидуального предпринимателя на него не распространяется положение ст. 50 ГПК. Но если индивидуальный предприниматель в иске указан как физическое лицо и предмет спора не связан с предпринимательской деятельностью, то в этом случае положение ст. 50 ГПК распространяется на отсутствующего гражданина.

Читайте также:  Положение о системе управления охраной труда: образец

Адвокат по ст. 50 ГПК может быть назначен и иностранному гражданину, лицу без гражданства, если у него отсутствует представитель и его место жительства неизвестно.

Отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета (см. Определение ВС РФ от 16.04.2002 № КАС02-176).

Однако суды очень часто руководствуются презумпцией того, что место жительства должно совпадать с местом регистрации, не учитывая принципиально опровержимого характера данной презумпции и рассматривая дела в отсутствии ответчиков без назначения адвоката, исходя из того что место жительства — это место регистрации гражданина, а оно известно. Л то, что гражданин в данном месте фактически не проживает, рассматривается как неизвестность места пребывания, которая влечет иные последствия, предусмотренные ст. 119 ГПК.

Судебный представитель обладает самостоятельным правовым статусом в процессе. Его основу составляют общие процессуальные права, установленные ГПК для лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 35). Перечисленные в ст. 35 ГПК процессуальные права возникают в силу закона с момента допуска лица в качестве представителя в процесс. Именно о них говорится в ст. 54 ГПК: «представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия». В этой части необходимо отметить, что назначаемый судом адвокат обладает и некоторыми специальными полномочиями. Так, с 2014 г. он вправе обжаловать судебные постановления, а ранее об этом ВС РФ дал соответствующее разъяснение (см. постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

При определении размера оплаты труда адвоката, участвующего в гражданском деле в порядке, предусмотренном ст. 50 ГПК, следует руководствоваться критериями, установленными для оплаты труда адвоката, назначаемого по уголовному делу [3] .

ГПК предусмотрено назначение судом адвоката ответчику в случае отсутствия у него представителя и неизвестности его места жительства.

Представительство в суде, виды, основания

  • Понятия судебного представительства и представителя
  • Виды судебного представительства
  • Законное представительство
  • Добровольное договорное представительство
  • Добровольное общественное представительство
  • Официальное представительство
  • Полномочия судебного представителя
  • Доверенность
  • Это может быть интересно

Понятие судебного представителя следующее:

Судебные представители – физические лица, которые на основании предоставленных им полномочий выступают в суде от имени доверителя с целью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания суду содействия в отправлении правосудия по гражданским делам.

Понятие судебного представительства:

Судебное представительство – деятельность судебного представителя в гражданском процессе.;

В силу ст. 48 ГПК гражданина вправе вести свои дела в суде лично или с привлечением представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Законные представители в суде ведут дела недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан.

Дела юридических лиц ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо сторонние судебные представители.

Судебными представителями могут быть на основании ст. 49 ГПК:

  • совершеннолетние и дееспособные лица, обладающие документами, подтверждающими их полномочия.

Судебными представителями не могут быть на основании ст. 51 ГПК:

  • судьи
  • следователи
  • прокуроры

Примечание: могут участвовать в процессе в качестве судебного представителей соответствующих органов или законных представителей.

Судебные представители, ведущие дела в суде, могут привлекаться только по инициативе:

  • сторон
  • третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования
  • третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
  • государственных органов и органов местного самоуправления
  • организаций
  • граждан, участвующих в гражданском процессе в порядке ст. 46 ГПК о защите прав.
  • заявители и заинтересованные лица по делам особого производства

Судебный представитель и его участие в процессе не устраняет из дела представляемое лицо, то есть истца, ответчика, заявителя и пр. Представляемое лицо может участвовать в деле наряду со своим представителем или даже несколькими представителями.

Виды, классификация судебного представительства в зависимости от волеизъявления представляемого лица бывает следующей:

  1. Законное представительство, не требуется согласие представляемого лица
  2. Добровольное представительство, которое может появиться только при наличии на это согласия представляемого. В свою очередь бывает:
    • договорное представительство
    • общественное представительство
  3. Представительство по назначению (официальное)

Законными представителями в суде выступают родители, усыновители, опекуны, попечители.

Основания законного представительства,в силу ст. 52 ГПК, следующие:

  1. факт происхождения детей от соответствующих родителей, удостоверенный в установленном порядке
  2. факт усыновления детей
  3. административный акт о назначении опеки или попечительства.

Законное представительство несовершеннолетних родителей в отношении своих детей:

  1. Если родители состоят в браке, то обладают полной дееспособностью с момента вступления в брак.
  2. Если родители не состоят в браке, то:
  • с 16-летнего возраста вправе быть законными представителями своих детей
  • до достижения 16-летнего возраста детям несовершеннолетних родителей может быть назначен опекун.
  1. Когда между интересами родителей и несовершеннолетних детей имеются противоречия, что приводит к нарушению со стороны родителей прав и законных интересов ребенка, то в таких случаях дети вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства за защитой своих прав, а по достижении 14-летнего возраста – в суд.
  2. Законными представителями своих детей не могут быть родители, лишенные родительских прав.
  3. Законное представительство в отношении детей прекращается по достижении ими совершеннолетия.
  4. По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего.
  5. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении лиц, находящихся на попечении в государственных или общественных учреждениях, возложено на администрацию этих учреждений
  6. Законные представители могут поручать ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.
  1. Законное представительство, не требуется согласие представляемого лица
  2. Добровольное представительство, которое может появиться только при наличии на это согласия представляемого. В свою очередь бывает:
    • договорное представительство
    • общественное представительство
  3. Представительство по назначению (официальное)

Понятие и виды судебного представительства. Полномочия представителя

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по делу представителя.

Судебные представители – это лица, выступающие в судебном процессе от имени представляемого, на основе предоставленных им полномочий по оказанию помощи в осуществлении прав представляемого, предотвращению нарушений этих прав и оказания суду содействия в процессе.

Судебное представительство – это участие представителя в гражданском процессе по представлению интересов лица, участвующего в процессе.

В соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.

– подписание искового заявления;

Ссылка на основную публикацию