К какому виду выплат относится материальная помощь?

Выплата материальной помощи и ее налогообложение

Работникам учреждения, студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть оказана материальная помощь. Ее выплату также производят при рождении ребенка, уходе в отпуск, регистрации брака и в других случаях. Перечень оснований для выплаты материальной помощи, порядок ее выплаты и размеры должны быть предусмотрены внутренними локальными документами. В статье рассмотрим порядок выплаты материальной помощи. Кроме того, разберемся, возникает ли у учреждения обязанность по удержанию из этой выплаты НДФЛ, начислению страховых взносов и нужно ли учитывать сумму материальной помощи при исчислении налога на прибыль.

Как было указано выше, выплата материальной помощи должна быть регламентирована внутренними актами, например, коллективным договором, положением об оплате труда.

Работник учреждения (студент, бывший работник или родственник), претендующий на получение материальной помощи, должен обратиться к работодателю с письменным заявлением с указанием в нем причин, побудивших его обратиться за материальной помощью, и приложить в необходимых случаях документы, подтверждающие указанную в заявлении причину (копии свидетельств о рождении, браке, смерти и др.).

Решение о выплате работнику (студенту) материальной помощи принимает руководитель учреждения. Принятое им решение об оказании материальной помощи оформляется приказом.

Источником выплаты материальной помощи в государственном (муниципальном) учреждении могут быть как средства бюджета, субсидий, так и средства, полученные от приносящей доход деятельности.

На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете (п. 32 Типового положения [1] ).

Материальная помощь, налоги и страховые взносы

Рассмотрим, являются ли суммы материальной помощи объектами обложения НДФЛ, страховыми взносами во внебюджетные фонды, учитываются ли они при исчислении налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, из п. 1 ст. 210 которой следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если из дохода работника по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В то же время в ст. 217 НК РФ приведен перечень видов доходов, не облагаемых НДФЛ. Так, согласно п. 8 этой статьи не облагаются данным налогом суммы единовременных выплат в виде материальной помощи, производимых:

  • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты;
  • членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не являются объектом обложения НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в сумме, не превышающей 4 000 руб. в течение налогового периода (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при выплате материальной помощи по иным основаниям, а также с сумм превышения установленных выше размеров нужно производить исчисление и удержание НДФЛ.

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, облагается НДФЛ на полном основании. Как указано в письмах ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@ «О налоге на доходы физических лиц», Минфина РФ от 26.04.2011 № 03-04-05/3-301, оснований для освобождения от обложения НДФЛ такой материальной помощи в ст. 217 НК РФ не содержится.

Согласно ст. 230 НК РФ учреждения обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разработанных учреждением самостоятельно. Кроме того, учреждения, используя данные учета, обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2‑НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», приведенной в приложении 1 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-3/611@ [2] .

В разделе 3 «Доходы, облагаемые налогом по ставке __%» этой формы указываются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода, в том числе суммы материальной помощи, выданной учреждением работникам (бывшим работникам или родственникам).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ)).

В статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, в частности:

а) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой (пп. 3 п. 1):

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

б) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ст. 9).

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, не облагается страховыми взносами, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из положений ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ перечислены выплаты материальной помощи, выдаваемой по тем же основаниям, что указаны в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, которые не облагаются страховыми взносами.

Таким образом, на материальную помощь, выдаваемую работникам по иным основаниям, и на превышение указанных сумм будут начисляться страховые взносы на травматизм.

На материальную помощь, выдаваемую нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, за счет средств стипендиального фонда, не начисляются страховые взносы, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Налог на прибыль. Пунктом 23 ст. 270 НК РФ определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Однако в письмах от 03.07.2012 № 03-03-06/1/330, от 15.05.2012 № 03-03-10/47 Минфин привел разъяснения по поводу применения положений этого пункта к единовременным выплатам работникам при предоставлении им ежегодного отпуска. По мнению финансового ведомства, такие выплаты, если они предусмотрены коллективным договором и зависят от размера заработной платы (начисляются в процентах к окладу) и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связаны с выполнением работником его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 НК РФ.

При этом он руководствовался ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Такой же вывод прозвучал в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-4350/10. В нем указано, что к материальной помощи, не учитываемой в составе расходов согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание.

Учитывая вышеизложенное, единовременные выплаты работникам учреждения, производимые к отпуску (если они связаны с выполнением трудовых функций), могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ, вместе с тем сумма выплаты материальной помощи, производимая по основаниям, не связанным с выполнением трудовой функции, не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, следует, что расходы на выплату материальной помощи относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В бухгалтерском учете для учета расчетов по выплате материальной помощи используется счет 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н [3] ).

Следует обратить внимание, что суммы материальной помощи не формируют себестоимость товаров (работ, услуг), поэтому эти суммы нужно относить на счет 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате».

В таблице приведем корреспонденцию счетов, которой отражается в бухгалтерском учете начисление и выдача материальной помощи:

Источником выплаты материальной помощи в государственном (муниципальном) учреждении могут быть как средства бюджета, субсидий, так и средства, полученные от приносящей доход деятельности.

Размер и виды оказываемой помощи

Размер и виды материальной помощи работникам

Читайте также:  Как открыть свою автомойку с нуля

Такой вид финансовой поддержки, как материальная помощь, можно разделить на следующие виды:

  • единовременная (разовая) и периодическая (зависит, соответственно, от периодов начисления);
  • денежная (рубли) либо материальная (товары, продукты питания и т. д.);
  • целевая (связана с определенными обстоятельствами, возникшими у сотрудника) и нецелевая (не требует определенной цели, подтвержденной документами, в силу чего ограничивается лимитированной суммой).

Величина материальной помощи может быть установлена только непосредственно самим руководителем организации и определена исходя из конкретного случая и финансовых возможностей организации.

Материальная финансовая поддержка может быть выплачена из средств, являющихся прибылью, полученной при осуществлении компанией своей деятельности. Решение о необходимости начисления денежного пособия в организации принимается непосредственно руководством.

Вместе с тем, нужно обратить внимание, что данный вид социальной поддержки не обязательно может быть оформлен в денежной форме. Согласно локальным нормативным актам организации, которые регулируют данный вопрос, материальная помощь может быть выдана необходимыми вещами или товарами. Также, на усмотрение руководства, материальная помощь может быть выполнена путем безвозмездного оказания каких-либо услуг или оплате счетов за данные услуги.

  • справка от врача;
  • договор на оказание платных услуг с поликлиникой;
  • документы, подтверждающие оплату лекарств;
  • рецепты, заверенные подписью и печатью лечащего врача;
  • документы о необходимости дорогостоящего лечения.

Материальная помощь: определение, основания, бухгалтерский и налоговый учет, налоги

Получение материальной помощи от начальника для работника – счастье, а для бухгалтера – это дополнительные проблемы, поскольку материальная помощь в организации явление нечастое. Нужно понимать основные определения, налоговые и бухгалтерские последствия.

«Упрощенцы», которые выбрали базу для начисление единого налога «доходы-расходы», так же не могут включать материальную помощь в состав своих расходов.

Материальная помощь 4000 руб. — код дохода в справке 2-НДФЛ

Материальная помощь, выплачиваемая в связи со смертью работника или члена его семьи, НДФЛ не облагается, следовательно, в справке 2-НДФЛ отражать ее не нужно.

Матпомощь, выплачиваемая по другим поводам, отражается в 2-НДФЛ в полной сумме по кодам:

  • 2762 — при рождении ребенка;
  • 2760 — на лечение, юбилей, по иному поводу.

Одновременно указывается вычет для матпомощи со следующими кодами:

  • 508 — при рождении ребенка (максимум 50 000 руб.);
  • 503 — по иным основаниям (4000 руб.).

Матпомощь, выплачиваемая по другим поводам, отражается в 2-НДФЛ в полной сумме по кодам:

Порядок расчета

Конкретный размер материальной помощи зависит от положений внутренних нормативных актов учреждения. Обычно он устанавливается пропорционально таким показателям:

  • оклад работника;
  • тарифная ставка;
  • размер среднемесячной заработной платы.

Также величина матпомощи может зависеть от характеристик самого работника (чаще всего стажа работы именно в бюджетной сфере). Точные условия устанавливаются в коллективном договоре, трудовых договорах с отдельными работниками или в положениях об оплате труда.

Например, для государственных служащих величина материальной помощи установлена в размере двух среднемесячных окладов. Для остальных работников бюджетной сферы эта величина может составлять от одного до трех окладов.

Расчет конкретной суммы осуществляется бухгалтерией учреждения. При этом для расчетов принимается только величина оклада, установленная работнику, без учета премий (даже если они обязательные и ежемесячные), доплат и других денежных компенсаций.

Однако в этом случае работодатель не может уменьшить на сумму матпомощи размер базы для исчисления налога на прибыль. В остальных случаях он должен делать страховые отчисления, но только если размер выплаты превышает 4 тыс. руб.

Может ли работник требовать материальной помощи от работодателя

Матпомощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ, то есть ее не дают за перевыполнение плана или вредные условия труда.

Материальная помощь — выплата социального характера, она предназначена для участия в хороших и поддержки работников в плохих жизненных событиях. Тем самым работодатель показывает свое небезразличие и взамен получает лояльность работников. Такие выплаты — популярная практика всех крупных компаний.

В Трудовом кодексе РФ и других законах нет норм, которые бы обязывали работодателя выплачивать матпомощь, он делает это по собственному волеизъявлению. Поэтому требовать выплаты, если такая обязанность работодателя не установлена локальными документами, работник не может.

Надо ли платить налоги и страховые взносы с материальной помощи — зависит от основания выплаты.

platezhka_matpomoshch_k_otpusku.jpg

Отправить платежку в банк без указания в ней кода нельзя – банк ее может не принять. Если платежное поручение на материальную помощь будет содержать неверно указанный код, субъекту хозяйствования штраф не грозит. Но если работодатель нарушает закон «Об исполнительном производстве», не производя вовремя удержания из дохода сотрудников, к организации могут применить штрафные санкции в размере от 50 до 100 тыс. руб. Должностным лицам и ИП также не удастся избежать наказания – для них предусмотрен штраф в размере от 15 до 20 тыс. руб. (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Когда могут отказать в единовременной или ежегодной выплате от соцзащиты

Сотрудники органов социальной защиты населения тщательно перепроверяют все сведения, предоставленные заявителями на единовременную материальную помощь. Как правило, отказать в денежной выплате могут по следующим основаниям:

  • предоставление неполных или недостоверных сведений и документов;
  • отсутствие у семьи или гражданина права на получение этого вида помощи;
  • несоблюдение сроков подачи заявления.

В некоторых регионах могут быть установлены дополнительные ограничения на получение единовременной материальной помощи. Например, в Севастополе оформить ЕМП не смогут малообеспеченные граждане, которые:

  1. Не работают и не служат в течение 3 месяцев и при этом не стоят на бирже труда.
  2. В течение года перед обращением за пособием оплатили покупку или услугу, цена которой превышает 10 ПМ.
  3. Имеют в собственности вторую квартиру (или дом), и общая площадь жилья превышает установленные нормативы.
  4. Имеют в собственности более одного автомобиля (исключение — многодетные семьи).
  5. Обладают земельным участком площадью более 0,6 гектара, кроме случаев, когда он по независящим от семьи причинам не приносит доход (исключение — семьи, которые состоят из детей и лиц, достигших 65 лет или являющихся инвалидами, а также семьи с детьми-инвалидами).
  6. Нахождение малоимущего заявителя в государственной организации социального обслуживания.

Уточнять, какие ограничения есть в регионе проживания, необходимо в соцзащите.

  • прожиточный минимум, установленный в регионе проживания, больше материального обеспечения пенсионера;
  • значение регионального ПМП ниже федерального.

Материальная помощь сотруднику

Материальная помощь работнику – обычная практика предприятий, нанимателей временной рабочей силы, индивидуальных предпринимателей. Подлежит обязательному бухгалтерскому учету, регулируется законами в сфере трудового права и налоговым законодательством. Источником выплат является чистая прибыль предприятия, поэтому на работе её редко выплачивают в первом квартале или полугодии, поскольку определить доходность предприятия сложно.

Матпомощь может классифицироваться по видам:

Материальная помощь: учет и налоги

Материальная помощь может оказываться как работникам организации, так и другим лицам. Нормативных актов, обязывающих работодателя выплачивать материальную помощь, нет. Решение о выплате материальной помощи принимается руководством по собственной воле. Но есть некоторые нюансы. Их и рассмотрим.


В некоторых регионах могут быть специфические виды материальной помощи, например, в Сибири возможна выдача материальной помощи на покупку теплой одежды.

Виды административной ответственности

Предупреждение – вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф – это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация – это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест – кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства – это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Административный штраф – это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Виды административной ответственности

За совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.2) устанавливает следующие административные наказания:

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

• административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

Читайте также:  Способы перевода денег на карту ВТБ 24

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию -соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Административное наказаниеза совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии КоАП Российской Федерации.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (статья 4.2 КоАП Российской Федерации), признаются:

• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (статья 4.3 КоАП Российской Федерации), признаются:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

• повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

• совершение административного правонарушения группой лиц;

• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные выше обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом также в порядке гражданского судопроизводства.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 2831 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию -соответствующими должностными лицами.

Порядок наложения административных взысканий

При наложении административного взыскания учиты­ваются:

– характер совершенного правонарушения;

– степень его вины;

– обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответ­ственность.

Взыскания применяются на основе 3 принципов: законность, индивидуализация, справедливость.

Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:

– чистосердечное раскаяние виновного;

– предотвращение виновным вредных последствий пра­вонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение правонарушения под влиянием сильно­го душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Читайте также:  Что выдаёт нотариус при вступлении в наследство

– совершение правонарушения несовершеннолетним;

– совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Ответственность за административные правонарушения отягчают следующие обстоятельства:

– продолжение противоправного поведения, несмот­ря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

– повторно в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию;

– совершение правонарушения лицом, ранее совер­шившим правонарушение; — вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

– совершение правонарушения группой лиц;

– совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятель­ствах;

– совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера админист­ративного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Если человек совершил 2 и более правонарушений, то взыскание налагается за каждое правонарушение в отдель­ности. При наложении административного взыскания учитываются сроки.

Взыскание может быть наложено — не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения;

– при длящемся правонарушении — не позднее 2 ме­сяцев со дня его совершения;

– при отказе в возбуждении уголовного дела не по­зднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в воз­буждении уголовного дела либо его прекращения.

После истечения этих сроков исключается возможность наложения административного взыскания. Административное взыскание действует в течение 1 года. Если лицо в течение 1 года со дня окончания ис­полнения взыскания не совершило нового правонарушения, то лицо считается не подвергавшимся админис­тративному взысканию.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграни­чить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.

· Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу

· Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

· Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица. так и коллективные образования.

· За административные правонарушения предусмотрены адми­нистративные взыскания.

· Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной вла­сти, местного самоуправления, их должностными лицами, а также судами судья ми).

· Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – / правонарушителей.

· Применение административного взыскания не влечет судимо­сти и увольнения с работы.

· Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновид­ность юридической ответственности.

– главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления;

Виды административной ответственности

Предупреждение – вид наказания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф – это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться фиксированной денежной суммой, а также кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества, кратно стоимости предмета правонарушения и др.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен). Конфискация назначается судьей.

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств. Взыскание применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Административный арест – кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Административный арест применяется за нарушение требований чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции назначается до 30 суток. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства – это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через Государственную границу РФ за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в российском обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений. Административное выдворение применяется судом, а если правонарушение совершается при въезде в Россию – соответствующим должностным лицом.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности субъекта.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и некоторых других правонарушений.

Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Виды административной ответственности

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административное выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства;

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. [2, с. 357]

Административный штраф – денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения административного правонарушения. Так, например, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя.

В соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАПЛишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстри-рование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы, Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в РФ соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Вопросы для проверки знаний

1. Охарактеризуйте систему административного права и перечислите нормы и институты административного права.

2. Перечислите характерные особенности отрасли административного права.

3. Как соотносится административное право с другими отраслями права?

4. Роль административного права в условиях рыночной экономики.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Ссылка на основную публикацию