Что такое доступная среда для инвалидов

Проект «Доступная среда» для инвалидов

Люди с ограниченными возможностями относятся к уязвимой социальной категории, в связи с чем государство постоянно поддерживает их и разрабатывает всё новые программы. Одной из самых распространенных является «Доступная среда» для инвалидов, которая учитывает особенности каждого типа и категории нетрудоспособности. Предназначение программы сводится к формированию доступной и полноценной атмосферы для жизни этих людей.

  1. Основная цель программы Доступная среда
  2. Приспособления для инвалидов в государственных учреждениях
  3. Двери для инвалидов-колясочников
  4. Санузел для инвалидов
  5. Тамбур для инвалидов
  6. Пандусы
  7. Лестницы
  8. Поручни
  9. Лифты и подъемники
  10. Противоударная полоса на двери
  11. Доступная среда для инвалидов в школе

Структура программы «Доступная среда» для инвалидов состоит из нескольких этапов реализации. В 2019 году подходит к завершению четвертый период – созданы приспособления в школах, пунктах общественного питания, концертных залах, на работе. Основными задачами разработанного проекта являются:

Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный – Департамент по делам инвалидов

Врио Директора – Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс – +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)

;

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

подпрограмма 1 “Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”;

подпрограмма 2 “Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов”;

подпрограмма 3 “Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы”

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 “Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов”;

показатель 2 “Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов”;

показатель 3 “Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации”;

показатель 4 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)”;

показатель 5 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)”;

показатель 6 “Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации”

Этапы и сроки реализации Программы

2011 – 2025 годы, в том числе:

I этап – 2011 – 2012 годы;

II этап – 2013 – 2015 годы;

III этап – 2016 – 2018 годы;

IV этап – 2019 – 2020 годы;

V этап – 2021 – 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год – 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год – 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год – 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год – 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год – 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

Читайте также:  Автокредит или лизинг

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

IV этап – 2019 – 2020 годы;

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.


На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Доступная среда

Приказ о создании комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых услуг

Приказ об утверждении паспорта доступности и плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и услуг

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

ПЛАН мероприятий («дорожная карта») муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательной школа» по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и
предоставляемым на нем услугам

Приказ об утверждении Порядка организации общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому

ПОРЯДОК организации общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому

« Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб». ( Владимир Путин)

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:
– развитие инклюзивного образования;
– создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;

– создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
– формирование доступной среды.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МКОУ «Заринская СОШ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
– обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
– организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
– сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
– создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
– расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
– совершенствование системы кадрового обеспечения.

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
– школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
– по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
– вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
– для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
– в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.
– вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;

входная группа дверей в здание школы, а также глубина пространства для маневрирования
кресла-коляски перед входной дверью и в тамбуре соответствуют требованиям,
предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-
колясочниками;

на первом этаже школы оборудован туалет для детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.

– в школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь в перемещении ребенка-инвалида до помещения приема пищи при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник.
– организация охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой.
– особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным МКОУ «Заринская
СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
– на первом этаже школы оборудована классная комната для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В кабинете имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника, видеоувеличитель, интерактивный комплекс, интерактивный планшет, комплект для индивидуальных занятий, ИС Тимокко, комплект для индивидуальной работы, логопедический
тренажер Дельфа

Читайте также:  Как открыть маникюрный кабинет: пошаговая инструкция

мобильный планшет комплекс для индивидуальных занятий, ИС Тимокко

логопедический тренажер Дельфа видеоувеличитель

– при школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МКОУ «Заринская СОШ»

Каталог оборудования:

Информационные индукционные системы для слабослышащих

Звуковые маяки для слабовидящих и незрячих

Световые маяки для слабовидящих и незрячих

Навигационные системы для слабовидящих и незрячих

Системы информирования и ориентирования

Перила и поручни для входной группы

Подъемники для инвалидов

Система вызова помощника

Бегущие строки и электронные табло

Информационные терминалы для инвалидов

Системы электронной очереди

Тактильно-визуальные знаки доступности

Полосы самоклеящиеся контрастные на ступени

Тактильные плитки и метки (напольные)

Оборудование стоянки для инвалидов

Системы автоматического открывания дверей

Поручни и перила для санитарных комнат

Специальная сантехника для инвалидов

Специальная мебель для инвадидов

Радиоклассы, аудиоклассы и тренажеры

Телефоны с крупными кнопками

Акустические системы (системы свободного звукового поля)

Оборудование стоянки для инвалидов

Как долго может гореть зеленый свет светофора?

Есть разница между тем, как быстро переходит дорогу спортивный молодой человек, пожилой человек с тростью или мама с малолетним ребенком. Однако обычно продолжительность перехода улицы вычисляют по времени, которое тратит здоровый, сильный человек. Концепция Доступной среды предполагает учет того, что для перехода через дорогу требуется разное время разным группам людей (пожилым людям, родителям с маленькими детьми, людям на костылях и т.д.). Таким образом, отведенное время должно охватывать потребности всех.

Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная средаи разработать проект по Доступной Среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом


Есть разница между тем, как быстро переходит дорогу спортивный молодой человек, пожилой человек с тростью или мама с малолетним ребенком. Однако обычно продолжительность перехода улицы вычисляют по времени, которое тратит здоровый, сильный человек. Концепция Доступной среды предполагает учет того, что для перехода через дорогу требуется разное время разным группам людей (пожилым людям, родителям с маленькими детьми, людям на костылях и т.д.). Таким образом, отведенное время должно охватывать потребности всех.

Необходимые материалы и средства

Итак, чтобы соответствующим образом оборудовать здание, понадобятся:

  • специальные тактильные таблички и пиктограммы (отдельно для улиц и помещений);
  • кнопка вызова и приемник сигнала к ней;
  • цветные накладки на ступени и пол с противоскользящим эффектом;
  • перила и поручни для оборудования лестниц, пандусов и санузлов;
  • специальные пандусы;
  • круги и полосы желтого цвета для оснащения дверей.

Приобретение необходимых материалов осуществляется непосредственно собственником имущества.

Приобретение необходимых материалов осуществляется непосредственно собственником имущества.

Ответственность и штрафы за уклонение

Отсутствие доступной среды – является нарушением прав потребителей, в следствии чего, потребители имеют законное право на взыскание в судебном порядке моральной компенсации.

Статья 16 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за:

  • уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей Статья 9.13.)
  • нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей Статья 5.43.);

С точки зрения законодательной базы и нормативных документов адаптация зданий и сооружений для представителей МГН складывается из следующих составляющих:

Какие результаты были достигнуты благодаря реализации программных мероприятий?

Реализация проекта, предполагающего повышение уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья – сложная задача. Поэтому в действующие правовые акты вносится большое количество корректировок. Благодаря оперативным действиям госструктур удалось добиться следующих положительных результатов:

  1. Стабильное функционирование организаций-нанимателей, в которых заняты люди с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Рост числа реабилитационных центров в стране.
  3. Привлечение в штат крупных организации инвалидов, реализующих себя в обществе.
  4. Улучшение городской среды, повышающее комфорт инвалидов со зрением и колясочников.
  5. Развитие телевизионных каналов с сурдопереводом.

Особое внимание уделяется детям. Несовершеннолетние не могут полноценно общаться со сверстниками, что усложняет их вовлечение в общественную деятельность и затрудняет развитие. К сожалению, попытки организации смешанного обучения полностью здоровых детей и детей-инвалидов не показали результатов.

Несмотря на наличие мероприятий в федеральной госпрограмме особое внимание стоит уделить региональной практике, например:

  • в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
  • в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.

Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, указанное направление деятельности признается приоритетным во всей программе «Доступная среда». Успешная реализация мероприятий позволит не только адаптировать несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья к существующим реалиям, но и подготовить высококвалифицированные кадры.

  • в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
  • в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.

1. Кому положен бесплатный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро в Москве?

Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси ) положен таким зарегистрированным в Москве по месту жительства региональным льготникам, как:

  • дети до 7 лет;
  • дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет (обучающиеся в школах — до 18 лет);
  • один из родителей в многодетной семье;
  • дети-инвалиды, их родители (опекуны, попечители), лица, сопровождающие ребенка-инвалида, а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в возрасте до 18 лет;
  • предпенсионеры ;
  • граждане, награжденные знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», «Почетный донор Москвы» ;
  • получатели городских мер социальной поддержки, которые не выбрали предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • получатели ЕГДВ (ежемесячной городской денежной выплаты):
  • труженики тыла ;
  • ветераны труда и приравненные к ним лица;
  • реабилитированные лица ;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий .
  • пенсионеры:
  • пенсионеры ;
  • участники обороны Москвы ;
  • инвалиды I и II группы по зрению;
  • члены семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий;
  • участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года.
Читайте также:  Виза в Польшу для россиян: нюансы оформления, документы

А также независимо от места жительства в Москве:

  • участники пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (дети и приемные родители — на период участия в проекте).

И являющимся пенсионерами и зарегистрированным по месту жительства в Москве таким федеральным льготникам, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней, независимо от получения ЕДВ (для незарегистрированных в Москве — только в случае отказа от ЕДВ);
  • инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица ;
  • участники Великой Отечественной войны ;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавшие участие при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в боевых действиях:
  • в Китае:
  • с марта 1946 года по апрель 1949 года;
  • с марта по май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
  • с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая);
  • в Венгрии в 1956 году;
  • в районе острова Даманский в марте 1969 года;
  • в районе озера Жаланашколь в августе 1969 года;
  • лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • ветераны боевых действий ;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды ;
  • граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации .

Бесплатный проезд в пригородных электричках положен таким зарегистрированным в Москве по месту жительства региональным льготникам, как:

Какие льготы положены учащимся

Объем социальной поддержки и условия ее получения определяются органами местного самоуправления, поэтому полную информацию возможно узнать в соответствующих организациях: школе, колледже, вузе, администрации города.

Школьники старше 10 лет имеют право на скидку до 50% при покупке билета на проезд в общих, сидячих или плацкартных вагонах. Длительность действия социальной поддержки — это учебный год (с 1 сентября по 25 мая). Льготы школьникам летом не предоставляются.

Региональные льготы школьникам и студентам

В ряде регионов установлен отдельный порядок предоставления льгот и других мер поддержки. К примеру, в Кургане школьникам выдаются специальные купон-талоны на бесплатный проезд в общественном транспорте. Такая же возможность предоставляется и студентам, обучающимся очно.

В Анадыре для школьников и студентов также предусмотрен бесплатный проезд. Дополнительные льготы даются учащихся ВУЗов и средне специальных заведений в виде повышенной стипендии для отдельных категорий, а также для тех учащихся, которые служат по контракту в военной или силовой структуре не меньше 3 лет.

Руководство Архангельской области предоставляет учащимся такие льготы, как бесплатный проезд, выдача учебных пособий, обеспечение питанием детей и малоимущих семей в школьной столовой, отсрочка от службы по призыву.

В Московской области студентам предоставляется универсальная карта социального характера, которая дает право на:

  • проезд в общественном автотранспорте безлимитно за 380 рублей в месяц или 1140 рублей за три месяца;
  • использование карты как банковского инструмента;
  • оплату различных товаров и услуг, в частности, покупку авиабилетов, посещение музеев, театров;
  • получение скидки, например, при покупке необходимых вещей, книг, при посещении боулинга, во время оплаты ЖД- перевозок.

В Анадыре для школьников и студентов также предусмотрен бесплатный проезд. Дополнительные льготы даются учащихся ВУЗов и средне специальных заведений в виде повышенной стипендии для отдельных категорий, а также для тех учащихся, которые служат по контракту в военной или силовой структуре не меньше 3 лет.

Льготный проезд для школьников на общественном транспорте в 2019 году — что это такое, Москва, СПб

Ученикам российских школ достаточно часто приходится пользоваться общественным транспортом для возможности попасть на учебу или домой.

Особенно этот вопрос встает остро в крупных городах, где школьникам нередко приходится добираться до школы с несколькими пересадками.

Именно для таких целей в крупных городах для учащихся школ были созданы специальные льготы при проезде в общественном транспорте.


Проезд со скидкой доступен лишь в социальном транспорте, коммерческие перевозчики такой привилегии не предоставляют.

Виды проездных

Если ученику приходится ежедневно добираться в школу и из нее на автобусе, то это получается накладно для семьи. Для экономии часто приобретается льготный проездной билет для школьников.

Такие проездные бывают нескольких видов:

  1. Единый проездной билет. Это обходится в полцены, школьник имеет возможность воспользоваться всеми видами транспорта. Обычно он стоит в среднем 350 рублей.
  2. Льготный проездной билет. Действует только на одном виде транспорта, чаще всего автобусе. Он ещё дешевле — 270 рублей.
    Одному ребенку полагается только один проездной. Такой билет продаётся в специальных киосках. Пополнять баланс проездного билета в крупных городах возможно в метро или в специальных местах. Для этого нужно предъявить билет ученика и удостоверение личности.
  3. В последние годы во многих городах вводятся в оборот персональные транспортные карты школьников. Она похожа на банковскую карту, в неё введены персональные данные, выдаётся бесплатно или активизируется за небольшие деньги (от 20 до 100 рублей). Персональная транспортная карта служит для записи проездных. При потере карты её нужно заблокировать, а затем восстановить все данные на новую карту.
  4. В Москве введены Социальные карты. Лица, пользующиеся правом на льготы, в том числе и школьники, получают пластиковые карточки. Школьник с картой может купить проездной на сумму 230 рублей. По этой же карте он сможет получать скидки на пригородных маршрутах в течение учебного года со свидетельством о рождении. Кроме того, эта карта обеспечивает получение скидок при совершении покупок и оплате различных услуг.


Московская область. Существует скидка на проезд на всех видах транспорта. А с 1 сентября по 15 июня – на электрички и автобусы. Эта скидка положена не только обучающимся, но и всем, кто пользуется Социальной картой. При отсутствии такой карты можно завести «Индивидуальную пластиковую карту», которая тоже даёт возможность получить льготы.

Ссылка на основную публикацию