Стороны договора дарения: права, обязанности, запреты

Права и обязанности одаряемого

Выгодоприобретатель имеет право принять дар, а также отказаться от полученного подарка. Имущественные права и предметы материального мира будут считаться принятым подарком, если дарение осуществлялось без согласия одаряемого, и тот в немедленном порядке не заявил об отказе от него.


Для предъявления подобных требований установлены временные ограничения.

Кто вправе быть одаряемым?

В отличие от дарителей, одаряемый – это любой человек, в т.ч. и маленький ребенок.

Но есть несколько особенностей, которые важно учитывать:

  • совершеннолетние граждане принимают подарки устно или расписываются в ДД самостоятельно;
  • дети от 14 до 18 лет участвуют сами и ставят свои подписи, но с письменного согласия опекунов или родителей;
  • за ребенка до 14 лет все действия выполняют законные представители.

Кратко: даритель – дееспособное совершеннолетнее лицо, являющееся собственником. Получить дар вправе любой человек вне зависимости от возраста, но сделки с детьми производятся с согласия родителей.

Кратко: даритель – дееспособное совершеннолетнее лицо, являющееся собственником. Получить дар вправе любой человек вне зависимости от возраста, но сделки с детьми производятся с согласия родителей.

Форма договора дарения

Форма реального договора дарения в силу своей природы (вещный договор, сопровождающийся передачей дара) может быть только устной, что не исключает возможности письменного оформления договора.

В каких случаях требуется простая письменная форма договора дарения

  1. Непременно письменной должна быть форма консенсуального договора дарения («обещание дарения в будущем»). При несоблюдении простой письменной формы обещание дарения не признается договором дарения и не связывает обещавшего (п. 2 ст. 572 ГК РФ), т.е. договор считается незаключенным.
  2. Письменная форма установлена для дарения недвижимости. Государственная регистрация договора дарения недвижимости отменена с 1 марта 2013 г. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимость. Последствия несоблюдения письменной формы напрямую законом не установлены, но исходя из законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость отсутствие документа-договора в этом случае явится препятствием для государственной регистрации перехода права на подаренную недвижимость.
  3. В письменной форме, независимо от того, является ли договор реальным или консенсуальным, должен быть заключен договор, в котором дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб. Несоблюдение письменной формы в этом случае влечет ничтожность договора дарения.
  4. Дарение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации подчиняется нормам части 4 ГК РФ. Такие договоры должны заключаться в письменной форме, а если объект подлежит государственной регистрации в Роспатенте (изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак и др.), то государственной регистрации подлежит переход исключительного права.
  5. В иных случаях, установленных законодательством (например, дарение бездокументарных ценных бумаг).

Все перечисленные случаи обязательной письменной формы позволяют придать договору дарения нотариальную форму, если стороны договорятся об этом.

В каких случаях требуется нотариальная форма договора дарения

  1. Есть только один случай, когда нотариальная форма договора дарения предписана законом. Обязательная нотариальная форма установлена для сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки (п. 11 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Данное правило распространяется на договоры дарения доли (части доли) в уставном капитале ООО, поскольку безвозмездное отчуждение доли (части доли) – это и есть дарение.
  2. По семейному законодательству требуется нотариально удостоверенное согласие супруга, если сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующие нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке (в том числе дарение), совершаются одним из супругов (п. 3 ст. 35 СК РФ). Данное правило также распространяется на договоры дарения недвижимости и иного имущества.

В каких случаях требуется простая письменная форма договора дарения

Что может повлиять на заключение договора

Дарение – процедура безвозмездная. Именно эта особенность открывает большое поле для деятельности мошенников. Что бы при заключении не было обмана, есть несколько нюансов, несоблюдение которых может привести к незаконности сделки. Рассмотрим основные из них:

    Дееспособность сторон. Для мошенников не составляет большого труда обманом вынудить недееспособного гражданина подарить ему что угодно через официальную сделку. В подобных случаях, Гражданский кодекс гласит, что дарители признанные недееспособными, могут передать в подарок что-либо только при участии опекуна, а стоимость подарка должна быть не больше пяти так называемых «минималок».

Что такое договор дарения, смотрите в этом видео:


Также, одаряемый в свою очередь обязан:

Права и обязанности сторон договора дарения

Договор дарения оформляется в том случае, если один человек хочет подарить что-либо другому человеку. Кто может оформить такую сделку? Какие права имеют стороны? Есть ли у них ответственность? Каков порядок оформления договора? Какие документы, необходимо подготовить для заключения сделки? Давайте разбираться и подробно отвечать на поставленные вопросы.


Договор дарения оформляется в том случае, если один человек хочет подарить что-либо другому человеку. Кто может оформить такую сделку? Какие права имеют стороны? Есть ли у них ответственность? Каков порядок оформления договора? Какие документы, необходимо подготовить для заключения сделки? Давайте разбираться и подробно отвечать на поставленные вопросы.

Права и обязанности сторон договора дарения

Форма договора дарения

Дарение, которое сопровождается передачей товара одаряемому, по общему правилу может осуществляться устно. Законом предусмотрены случаи, когда договор должен быть составлен в письменной форме:

Договор дарения движимого имущества:

1) Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара – более 3 тысяч рублей

2) Консенсуальный договор дарения – обещание дарения

Если в указанных случаях, письменная форма не соблюдается, то это влечет ничтожность.

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Права и обязанности дарителя:

1. Даритель обязан осуществить дар – передать вещь либо право, либо выполнить иные действия. Если происходит дарение вещи, то даритель отвечает за вред, причиненный подаренной вещью, если о них даритель не предупредил перед передачей вещи. Данная обязанность является безусловной, законом предусмотрены случаи, когда даритель может отказаться от дарения:

a. Статья 577 ГК РФ Даритель вправе отказаться, если после заключения договора его имущественное или семейное положение изменилось настолько, что исполнение договора ведет к снижению уровня жизни дарителя

b. Статья 578 ГК РФ Одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя либо жизнь членов его семьи или родственников либо умышленно причинил им телесные повреждения.

Данные права не касаются на дарение подарков небольшой стоимости. Отказы от дарения в данном случае – правомерные действия и никаких убытков не надо осуществлять.

2. Даритель, жертвователь или благотворитель может определять порядок, цели использования своих пожертвований; в случае, если одаряемый – гражданин – то вправе, если одаряемый – юридическое лицо – то обязан определять (в данном случае, если цели не определены, то сделка оценивается как обычное дарение – пожертвование). В случаях, если использование пожертвованного имущества по назначению становится невозможным в силу изменившихся обстоятельств, то использование его на другие цели осуществляется только с согласия жертвователя, а в случае его смерти либо ликвидации юридического лица – по решению суда. Если не согласен даритель, то он вправе забрать дар – отменить пожертвование.

3. Правом отмены обладает не только жертвователь, но и даритель в случаях, предусмотренных законом. Отмена дарения происходит по исполненному договору. Это происходит в случае:

a. Если одаряемый совершается покушение на жизнь дарителя, членов его семьи или его родственников либо умышленно причинил им телесные повреждения

b. Если одаряемый распоряжается вещью таким образом, что имеется реальная угроза ее утраты (не все вещи, а только те вещи, которые составляют для дарителя большую неимущественную ценность)

c. Если даритель пережил одаряемого и такое основание предусмотрено в договоре.

d. Если дарение совершено предпринимателем, либо юридическим лицом с нарушением закона о несостоятельности банкротства, причем в течение 6 месяцев, предшествующих объявлению такого лица банкротом

Во всех случаев, кроме 2, отмена происходит во внесудебном порядке. Данные правила не применяются к пожертвованиям и обычным подаркам небольшой стоимости.

Права и обязанности одаряемого:

1.Право требовать передачи дара. Одаряемый не несет обязанности принять дар, может в любое время отказаться от принятия дара, форма отказа должна соответствовать форме договора. Одаряемый при отказе от дарения может быть обязан возместить дарителю реальный ущерб, при условии, что данный договор был заключен в письменной форме.

2.Одаряемый обязан надлежащим образом обращаться с вещью, которая представляет для дарителя большую неимущественную ценность.

3.Одаряемый по договору пожертвования обязан использовать дар по назначению, установленному дарителем.

Форма договора дарения

Условия договора дарения

Договор дарения может содержать в себе два вида условий:

  • существенные, которые включают подробное описание предмета, передаваемого в дар, определенные условия передачи имущества в качестве дара, освобождение от обязательств одариваемого;
  • дополнительные, включающие срок договора дарения, условия передачи предмета договора дарения наследникам одариваемого, возврат дара дарителю.

В регистрации договора дарения недвижимого имущества может быть отказано в случаях:

Документы

Для безвозмездной передачи права или имущества субъекты договора дарения должны предоставить в регистрирующий орган или нотариусу:

  • паспорта обеих сторон сделки;
  • если в регистрации участвует юр. лицо, нужно предоставить свидетельство про госрегистрацию;
  • собственнические документы;
  • бумаги, которые подтверждают, что имущество не имеет обременений;
  • договор дарения в 3-х экземплярах.

Данный перечень не является исчерпывающим. Окончательный список документов зависит от того, какая именно собственность передается в дар.

Так, при дарении недвижимости нужно подготовить:

  • технический и кадастровый паспорта на квартиру;
  • справку про состав семьи, которую можно получить в паспортном столе и из которой понятно, кто зарегистрирован в жилище;
  • согласие супруга/супруги на дарение и т.д.

Прежде, чем заключать сделку дарения, нужно уточнить, какой перечень документов должен быть предоставлен для ее удостоверения или регистрации


Прежде, чем заключать сделку дарения, нужно уточнить, какой перечень документов должен быть предоставлен для ее удостоверения или регистрации

Гражданский кодекс РФ
Часть 2

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Договор дарения.

По договору дарения одна сторона — даритель — безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне — одаряемому — вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Предметом договора может быть не только вещь, но и права (в этом случае договор сформулирован как обязанность передать).

Характеристика договора: безвозмездный. Договор дарения может быть как консенсуальным, так и реальным; односторонне обязывающим; безвозмездным. Консенсуальный договор может быть условным, т.е. содержать либо отлагательное, либо отменительное условие.

Требования к консенсуальному договору:

• обещание дарения будет иметь силу гражданско-правового договора только в случае облечения его в надлежащую форму (п. 2 ст. 572, п. 2 ст. 574 ГК РФ);

• обещание дарения должно быть связано с конкретным предметом (п. 2 ст. 572 ГК РФ);

• обещание дарения должно предусматривать передачу вещи дарителем при его жизни; в противном случае оно ничтожно и будет рассматриваться как завещание, а не как договор дарения (п. 3 ст. 572 ГК РФ).

Договор дарения регулируется нормами ГК РФ (ст. 572—582), а также рядом других законов (например, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Объектом договора дарения могут быть:

• имущественные права (требования) к себе или к третьим лицам (дарение прав третьим лицам происходит по правилам уступки требования-цессии — ст. 382 ГК РФ);

• освобождение от обязанности (путем прощения долга одаряемого, перевода долга одаряемого на дарителя или исполнения дарителем обязанности одаряемого).

Вид вещи (движимая или недвижимая) и ее стоимость определяют правовой режим договора (от них зависят форма договора, правомочность дарения конкретным лицом и т.д.).

В договоре следует предусматривать способ передачи вещи: непосредственное вручение вещи, символическая передача вещи (например, передача ключа, вручение документов на вещь и т.д.).

Стороны в договоре дарения называются дарителем (в договоре пожертвования — жертвователь и благотворитель) и одаряемым (в договоре пожертвования — благополучатель).

В качестве сторон могут выступать не все субъекты гражданского права. Государство может быть одаряемым лишь в договоре пожертвования, а коммерческие организации не могут быть ни дарителями, ни одаряемыми.

Читайте также:  Можно ли на материнский капитал купить дом в садоводстве

Кроме того, даритель должен:

• иметь вещное право на передаваемую по договору вещь;

• получить согласие на дарение от определенных лиц в следующих случаях:

а) юридическое лицо, владеющее вещью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должно получить согласие ее собственника (п. 1 ст. 570 ГК РФ);

б) супруг, желающий подарить имущество, являющееся общей собственностью супругов, должен получить согласие от другого супруга (п. 2 ст. 570 ГК РФ);

в) малолетние в возрасте от 6 до 14 лет должны получить согласие на дарение мелких подарков от своих законных представителей (п. 1 ст. 575 ГК РФ);

г) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет должны получить в письменной форме согласие родителей или попечителей (это положение не распространяется на мелкие подарки — п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 28 ГК РФ).

При наличии встречного исполнения договор не признается дарением. В случае консенсуального договора, когда имеет место обещание подарить, договор будет считаться заключенным, если соблюдена форма и указан конкретный объект дарения.

Форма договора. По общему правилу для заключения договора дарения движимого имущества достаточно устной формы, сопровождающей передачу предмета или его символа (ключ, правоустанавливающий документ).

Письменная форма необходима при дарении недвижимого имущества с последующей государственной регистрацией, а также в случае дарения движимого имущества, когда даритель — юридическое лицо и стоимость дара составляет более 3 тыс. руб.

Также письменная форма обязательна при консенсуальном договоре.

ГК РФ предусматривает несколько случаев запрета и ограничения дарения (за исключением подарков стоимостью менее 3 тыс. руб.).

• от имени малолетних и физических лиц, признанных недееспособными;

• работнику лечебных, воспитательных или иных учреждений от пациентов, воспитанников или их родственников;

• коммерческим организациям друг другу;

• лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или субъектов РФ, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Запрет на дарение лицам, указанным в последнем пункте, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены вышеуказанными лицами и стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может ее подарить лишь с согласия собственника (за исключением подарков стоимостью менее 3 тыс. руб.).

Моментом заключения договора дарения считается:

• в реальном договоре — момент передачи вещи;

• в консенсуальном договоре — момент подписания договора;

• в договоре, подлежащем регистрации, — момент государственной регистрации.

Обязанности дарителя:

• передать дар (эта обязанность переходит к правопреемникам дарителя в консенсуальных договорах, содержащих обещание подарить вещь, — п. 2 ст. 581 ГК РФ, но это положение не распространяется на договоры пожертвования — п. 6 ст. 582 ГК РФ);

• сообщить одаряемому о недостатках даримой им вещи;

• определить назначение использования дара благополучателем в договоре пожертвования.

Отмена дарения. Даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь его близких родственников или членов семьи либо умышленно причинил дарителю телесное повреждение.

В случае умышленного лишения жизни дарителя одаряемым право требовать отмены дарения в суде принадлежит наследникам дарителя.

Даритель вправе потребовать в суде отмены дарения, если обращение одаренного с подаренной вещью, которая представляет для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

По требованию заинтересованных лиц суд может отменить дарение, совершенное субъектом предпринимательской деятельности за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение 6 месяцев, предшествующих объявлению данного лица несостоятельным (Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В договоре дарения может быть обусловлено, что, если даритель переживет одаряемого, договор может быть отменен. В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре. Данное правило относится ко всему дарению.

Кроме отмены дарения возможен отказ от исполнения консенсуального договора дарения. Основанием для отказа могут служить те же причины, что и для отмены. Кроме этого, даритель может отказаться, если имущественное или семейное положение дарителя, его состояние здоровья изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению его уровня жизни.

Особый вид дарения — пожертвование, т.е. дарение вещи или права в общеполезных целях. Характер определяется целевым значением предмета дарения.

Юридическое лицо, принявшее дар, должно вести его обособленный учет.

Если использование данного имущества по назначению невозможно, то изменение его назначения производится только с согласия жертвователя или по решению суда. Использование имущества не по назначению — основание для отмены пожертвования.

Одаряемый вправе в любое время, до передачи ему дара, отка­заться от него. В этом случае договор считается расторгнутым. Если договор заключен в письменной форме, то отказ от дара также должен быть совершен в письменной форме.

Ответственность сторон по договору дарения:

• даритель отвечает за вред, причиненный подаренной вещью одаряемому, при условии, что недостатки, возникшие до передачи ему вещи, не являются явными, а даритель не предупредил о них одаряемого (ст. 580 ГК РФ). Вред подлежит возмещению при наличии вины в соответствии с нормами гл. 59 ГК РФ;

• одаряемый отвечает за:

а) убытки, причиненные дарителю своим отказом от принятия дара в случае, если договор был заключен в письменной форме. Ответственность — возмещение реального ущерба (п. 3 ст. 573 ГК РФ);

б) ненадлежащее обращение с вещью. Ответственность — возврат подаренной вещи дарителю (п. 5 ст. 578 ГК РФ);

в) использование имущества по другому назначению в случае, если он является благоприобретателем. Ответственность — отмена пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Характеристика договора: безвозмездный. Договор дарения может быть как консенсуальным, так и реальным; односторонне обязывающим; безвозмездным. Консенсуальный договор может быть условным, т.е. содержать либо отлагательное, либо отменительное условие.

Введение

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

– обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

– защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

– обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

– признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

– защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

– защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

– меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)[4].

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

– за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

– право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

– право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

– меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

– немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

– право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

– предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

2. Реализация защиты прав ребенка в ДОУ

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта [1].

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

– неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

– присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

– безработица, финансовые трудности;

– постоянные супружеские конфликты;

– статус беженцев, вынужденных переселенцев;

– низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок;

– умственные или физические недостатки ребенка;

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Читайте также:  Что делать, если меня обманули с кредитом?

– психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

– неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

– изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

– проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

– отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

– повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

– враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

– судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

– чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

– демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения? В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить опасения в отношении родителей?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка [2].

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

– разработка системы планирования;

– обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

– подготовка дидактического материала;

– определение содержания работы;

– создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия:

– встречи с интересными людьми;

– дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) [3].

Подводя итоги нашей работы и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция – провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений – донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

– познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

– развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

– способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

– развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

– разъяснять общественные нормы и правила поведения.

  1. Беличёва С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. – М.: 2006.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. – М.: 2006.
  3. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: «Просвещение», 2006.
  4. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. – М.: 1997.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

Государство на страже жизни и здоровья детей в саду

Государство дает гарантии воспитанникам дошкольного учреждения на жизнь и здоровье. А значит, сад должен быть спроектирован и оснащен с учетом норм безопасности.

В случае когда такая возможность в саду отсутствует, налицо грубейшее нарушение. В данном случае правом ребенка на здоровье и жизнь пренебрегают.

Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду. Если родители желают забирать ребенка вне установленного режима, это необходимо прописать в договоре с ДОУ.

  • учреждение должно быть оснащено для игр;
  • в детском коллективе важен позитивный микроклимат. Негативные отношения между ребятами являются прямым следствием недоработки воспитателя. Последний обязан обеспечить ребенку психологический комфорт в саду;
  • питание ДОУ должно соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Данные требования относятся и к государственным, и к частным садам.

Соблюдение и защита прав детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи

“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т.к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди – родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья – это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение – это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Читайте также:  Ст 127 ТК РФ 2020 года

Особое внимание уделено проблеме соблюдения и защите прав и интересов детей в дошкольных образовательных учреждениях города Салавата.

Социальная картина по городу Салавату такова:

В г. Салавате 34 076 детского населения, из них 10717 детей дошкольного возраста. В 2003 году родилось 1578 детей, а в 2004 году на 64 ребенка меньше. Увеличивается число внебрачных детей в г. Салавате 327 многодетных семей, в них воспитывается 1269 детей, из них 607 детей дошкольного возраста. 193 неблагополучных семей, из них 63 семьи, дети которых посещают детский сад.

В городе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 6650 человек. 2740 детей от 1 до 7 лет не посещают дошкольное образовательное учреждение, что составляет 29 %.

Продолжает рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в городе выявляются более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в отделе опеки состоят 685 детей, из них 398 детей находятся под опекой и попечительством; 206 детей – на усыновлении; 27 детей – в детском доме “Росточек”, 54 человека – в сиротских группах при школе – интернат.

Специалистами проводится определенная работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав детей.

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

– защиту его от всех форм жестокого обращения,

– права на охрану здоровья,

– защиту его права на образование,

– права на сохранение своей индивидуальности.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада № 49 определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если еще пять лет назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишенных родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.

За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15 %. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 3,3 %. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Если проследить динамику случаев лишения родительских прав в нашем городе, то картина будет безрадостной.

2003 г. – 33 родителя было лишено родительских прав в отношении 47 детей;

2004 г – 49 родителей было лишено родительских прав в отношении 61 ребенка; из них 15 детей дошкольного возраста.

2005 г – 47 родителей было лишено родительских прав в отношении 65 детей.

2006 г – 48 родителей было лишено родительских прав в отношении 75 детей.

87 родителей были подвергнуты мерам административного воздействия за злостное неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. В 2004 году был один случай привлечения родителя к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Ежегодно в городе Салавате более 30 детей отбирается из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртным, через лишение родительских прав. А сколько их еще продолжает жить в таких условиях?

За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”.

В последние годы участились случаи, когда детей разных возрастов от новорожденного и до 5 летнего возраста оставляют в подъездах домов, на берегу реки Белой и у малознакомых людей и забывают о них.

Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Отказ матери от своего ребенка . несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна – бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость.

Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.

II. Практическая часть.

Родители по очереди зачитывают вопросы, отвечают. После ответа на вопрос педагог предлагает дополнить его ответ желающим.

Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?

Ответ. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенку определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия по соглашению отца и матери, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.

Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?

Ответ. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

Запись о матери ребенка, родившегося у родителей, не состоящих в браке между собой, при регистрации ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка – по совместному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка, или по решению суда. При отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка – по ее указанию (статьи 17, 18 закона РФ “Об актах гражданского состояния”).

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.

Ответ.В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:

  1. Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.
  2. Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Свободу выражения своего мнения.
  4. Свободу мысли, совести и религии.
  5. Свободу ассоциаций и собраний.
  6. На защиту личной жизни.
  7. Информацию.
  8. Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ответ. Ограничения на эти права ребенка предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и защиты населения или защиты основных прав или свобод других лиц.

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ответ. Основные гражданские права человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?

Ответ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах “Об общественных объединениях”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах.

Решить эту сложную проблему мы сможем только благодаря совместной работе всех заинтересованных структур. Наша главная задача -создать систему по профилактике и предупреждению процессов разрушения семьи, работать не только с неблагополучными, но и со здоровыми семьями. Наша задача – воспитывать будущих матерей и отцов.

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Право на образование

Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Отсутствие таких программ в детском саду является прямым нарушением прав детей. Развивая детей по общим программам, важно сохранять индивидуальность каждого ребенка. Поэтому при индивидуальном и дифференцированном подходе к детям выявляются их таланты, способности. Когда эти обязанности не выполняются, дети не получают в ДОУ новых знаний.


Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Ссылка на основную публикацию