Примеры издержек производства: доступная бухгалтерия

Бухучет затрат на производство

Учетом затрат конкретного предприятия на выпуск товара, предоставление услуг или производство работ считают отражение издержек, компоновку их по элементам.

Затраты компонуются по экономическому содержанию по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • расходы на зарплату;
  • начисления во внебюджетные фонды;
  • амортизация;
  • прочие расходы.

К прочим расходам относятся в том числе:

  • расходы на зарплату управленцев;
  • эксплуатация машин и площадей;
  • командировочные расходы работников;
  • расходы на связь, аудиторские, информуслуги, услуги на охрану;
  • представительские расходы;
  • расходы на продажу;
  • налоги.

Расходы, понесенные предприятием в связи с выпуском товара, предоставлением услуги или производством работы, отражаются в учете и включаются в себестоимость товара, услуг или работ того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты.

Выделяют следующие виды затрат:

1. По отношению к себестоимости:

  • Прямые — издержки, непосредственно связанные с изготовлением конкретного товара.
  • Косвенные — издержки по зарплате администрации, общепроизводственные и общехозяйственные. Издержки данного вида связаны с производством нескольких видов товаров и должны быть распределены между позициями товаров пропорционально определенному показателю.

2. По отношению к технологическому процессу:

  • основные;
  • накладные.

3. По отношению к производственному объему:

  • условные постоянные;
  • условные переменные.

4. Согласно экономическому элементу:

  • элементные расходы;
  • комплексные.

Методы учета затрат:

  • позаказный — используется на мелкосерийных производствах, в качестве объекта учета выбирается конкретный заказ;
  • попередельный — используется на крупносерийных производствах, учет расходов производят поэтапно по производственным стадиям;
  • котловой — используется на предприятиях, выпускающих один вид продукции, учет производится из расходов, совершенных предприятием в целом за отчетный период;
  • нормативный — используется на предприятиях с большой номенклатурой выпускаемых товаров, учет ведется с использованием нормативов с обязательным выявлением и учетом причин отклонений от них для дальнейшего анализа и предупреждения этих причин при работе.

Детально ознакомиться с информацией касательно каждого метода учета затрат вы сможете в статье «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

4. Согласно экономическому элементу:

Обществознание. 11 класс

Внутренние (либо неявные) издержки – это расходы ресурсов, которые принадлежат владельцу компании. Например, здание, в котором находится компания, считается собственностью её владельца; собственник компании применяет собственный труд в качестве управляющего.

Способы расчёта издержек

Рассчитывают разные виды издержек производства по вышеописанным формулам, причём, чтобы лучше проиллюстрировать ту или иную экономическую ситуацию, к расчётам дополнительно рисуют графики. Для этого на сетке координат отмечают точки величин затрат и соединяют их, чтобы отследить, как меняются издержки.

От их величины зависит величина средних издержек.

Постоянные и переменные

Постоянные траты – это капиталовложения, которые не зависят от объема производства. Они остаются фиксированными во всем соответствующем диапазоне и обычно считаются затопленными для соответствующего диапазона (не относятся к решениям о выходе).

Переменные издержки – это затраты, которые имеют зависимость от объема изготовленных продуктов. Как правило, переменные траты увеличиваются с постоянной скоростью по отношению к труду и капиталу. Переменные капиталовложения могут включать временные расходы, коммунальные услуги, покупку материалов и техники.

Переменные капиталовложения могут быть частично постоянными. Примером может служить электричество – потребление электричества может увеличиваться с ростом количества изготовленных товаров, но если ничего не производится, фабрике все же может потребоваться определенное количество энергии.

На графике ниже видно, что переменные траты (Пер) с ростом объема продукции (Q) возрастают, а постоянные (Пост) остаются неизменными.


На графике ниже видно, что переменные траты (Пер) с ростом объема продукции (Q) возрастают, а постоянные (Пост) остаются неизменными.

Что такое издержки обращения в торговле?

Специфика работы торговых предприятий накладывает отпечаток на ведение бухгалтерского учета. Издержки обращения представляют собой расходы, связанные с продажей продукции. Помимо основных пунктов, таких как зарплата, амортизация и налоги, к ним относят расходы на перевозку товаров, сортировку, хранение на складах, покупку тары или упаковки.

При этом издержки обращения отчасти отличаются от себестоимости. Если под себестоимостью понимают стоимостную оценку ресурсов, используемых в продажах, то под издержками обращения – денежное выражение этих затрат.

Специфика работы торговых предприятий накладывает отпечаток на ведение бухгалтерского учета. Издержки обращения представляют собой расходы, связанные с продажей продукции. Помимо основных пунктов, таких как зарплата, амортизация и налоги, к ним относят расходы на перевозку товаров, сортировку, хранение на складах, покупку тары или упаковки.

Возвратные и невозвратные издержки

К невозвратным издержкам относят те расходы, которые фирма не сможет вернуть даже если прекратит работу (например, не вернутся расходы на регистрацию, получение лицензии и т.п.). Невозвратные издержки – своего рода плата за вход на рынок.

Все остальные издержки относятся к возвратным.

В узком смысле слова невозвратные издержки – это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования. Например, расходы на специализированное оборудование, изготовленное по заказу фирмы.

2) переменные издержки

Применение постоянных и переменных издержек

Рассмотрим отличия постоянных издержек от переменных, их экономические характеристики.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Первый вид затрат (постоянные) рассчитан на инвестиции в изготовление продукта в отдельно взятом цикле производства. В каждой организации их размер индивидуален, поэтому предприятие рассматривает их отдельно, учитывая анализ процесса выпуска. Обратим внимание, что такие издержки не будут различаться от начального производственного этапа до сбыта продукции потребителю.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Второй тип издержек (переменные) изменяется в каждом цикле производства, практически без повторений этого показателя.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Два вида издержек в совокупности составляют общие затраты, которые рассчитываются по окончанию процесса производства.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Проще говоря, постоянные издержки – те, которые неизменны в определенный промежуток времени. Что можно к ним отнести?

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

  1. Оплату коммунальных услуг;
  2. Затраты на эксплуатацию помещений;
  3. Оплату аренды;
  4. Зарплату штату работников;

Необходимо учитывать, что неизменный уровень общих затрат, использованных в конкретный временной промежуток производства продукции, в течение одного цикла, относится только к общему числу произведенных единиц товара. Если вычислять такие затраты на каждую единицу, их размер будет уменьшаться в соответствии с ростом объема выпуска. Этот факт относится ко всем видам производства.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Переменные же издержки пропорциональны изменяемому количеству или объему выпускаемого товара. К ним можно отнести:

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

  1. Расходы на энергию;
  2. Расходы на материалы;
  3. Договорная оплата труда.

Такой вид затрат тесно связан с объемом выпуска продукта, вследствие чего изменяется соответственно показателям производства этого товара.

p, blockquote 11,0,1,0,0 –>

Каждому циклу производства соответствует конкретная сумма расходов, остающихся без изменений при любых условиях. Есть и иные затраты, зависящие от производственных ресурсов. Как было ранее установлено, издержки за небольшой временной промежуток бывают переменными и постоянными.

Учет затрат на производство и выпуск продукции в программе «1С:Бухгалтерия 8 (ред. 2.0)»

В течение месяца прямые затраты отражаются в программе с помощью таких документов как «Требование-накладная», «Поступление товаров и услуг» (закладка «Услуги»), «Авансовый отчет» (закладка «Прочее»), «Начисление зарплаты», а также регламентных операций «Амортизация и износ основных средств», «Начисление налогов (взносов) с ФОТ» и некоторых других. Следует обращать внимание на правильное указание номенклатурной группы как в документах, так и в способах отражения расходов по амортизации и отражения зарплаты в учете.

Бухгалтерские издержки

Явные издержки представляют собой прямые платежи поставщикам ресурсов, которые являются внешними контрагентами компании.

Бухгалтерские и экономические издержки

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Читайте также:  Надо ли ставить печать на справке 2-НДФЛ в 2020 году

Эти два вида издержек (бухгалтерские и экономические) могут совпадать или не совпадать друг с другом.

Если ресурсы покупаются на свободном конкурентном рынке, то фактическая рыночная цена равновесия, уплачиваемая за их приобретение, есть цена наилучшей альтернативы (если бы это было не так, то ресурс ушел бы к другому покупателю).

Если же цены на ресурсы не равны равновесным из-за несовершенства рынка или государственного вмешательства, то фактические цены могут не отражать стоимости наилучшей из отвергнутых альтернатив и оказаться выше или ниже альтернативных издержек.

Явные и неявные издержки

Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные.

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Неявные издержки, являющиеся частью экономических издержек, всегда следует принимать во внимание при принятии текущих решений.

Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

В число явных издержек входят:

  • заработная плата рабочим
  • денежные затраты на покупку и аренду станков, обордования, зданий, сооружений
  • оплата транспортных расходов
  • коммунальные платежи
  • оплата поставщиков материальных ресурсов
  • оплата услуг банков, страховых компаний

Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.

Неявные издержки могут быть представлены как:

  • денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
  • для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Классификация издержек. Постоянные издержки (TFC), переменные издержки (TVC) и их графики. Определение общих издержек.

35.Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Классификация издержек.

Краткосрочным периодом времени называют такой период, в течение которого хотя бы один фактор производства является постоянным, а остальные могут изменяться. К постоянным факторам производства относятся общая площадь зданий и сооружений, кол-во машин и оборудования, число фирм, работающих в отрасли.

Все издержки в краткосрочном периоде делятся на постоянные и переменные.

1. Постоянные издержки (TFC) – затраты на содержание зданий, аренду земли, капремонт, управленческие расходы, страховые взносы, проценты по банк. Кредиту, налоги на имущество, затраты на охрану. Особенность их: постоянные издержки имеют место даже при нулевом объеме выпуска продукции.

2. Переменные издержки (TVC)– затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, зарплату рабочим, амортизацию и др. Их особенность: если Q=0, то и VC=0.

3. Сумма TFC и TVC образуют общие издержки (TC).Большое значение имеют средние издержки – это затраты на единицу выпускаемой продукции.

4. Средние постоянные издержки– это постоянные издержки ,приходящиеся на единицу продукции. AFC=TFC/Q.

5. Средние переменные издержки– переменные издержки, приходящиеся на ед. прод. AVC=TVC/Q.

6. Сред. общие изд.- общ. изд на ед. прод.ATC=TC/Q=TFC/Q+TVC/Q.

7. Предельные издержки(MC)– Изд., кот. приходится нести фирме при увеличении V производства на ед. продукции.

36.Постоянные издержки (TFC), переменные издержки (TVC) и их графики. Определение общих издержек.

Постоянные издержки(TFC) или накладные расходы

Определение– затратыпостоянных ресурсов, которые остаются неизменными на всем протяжении краткосрочного периода (не зависят от объема выпуска продукции).

Виды рабочих редких специальностей), расходы на обучение и повышение квалификации работников.¾- амортизационные отчисления, арендные платежи; расходы на НИОКР и другие «ноу-хау»; выплаты за использование патентов, «человеческий капитал» (оплата «костяка» персонала: ключевых менеджеров, бухгалтеров или даже искусных мастеров

Переменные издержки (TVC)

Источник– затратыпеременных ресурсов(использование оборотного капитала), меняются в зависимости объемов выпуска.

Виды– приобретение сырья, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, выплату заработной платы производственным рабочим, транспортные расходы, налог на добавленную стоимость, разнообразные платежи, если договор устанавливает их величину в виде процента от объема производства (или продаж).

Растут вместе с увеличением объема производства (характер этого роста зависит от отдачи от переменного ресурса).

На графике можно выделить три периода: ОА (увеличивающаяся отдача переменного ресурса), АС (постоянная отдача) и СD (убывающая отдача).

Валовые общие издержки

Определение – совокупность постоянных

(не связанных с объемом выпускаемой

продукции) и переменных (зависящих от

объема производства) затрат, издержек;

19. Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC), средние общие издержки (АТС), понятие предельных издержек (МС) и их графики.

Средние издержки– издержки в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки

Средние постоянные издержки (AFC) – затраты постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

График AFC – гипербола

При увеличении объема производства AFC снижаются. Это явление называют распределением накладных расходов. По понятным соображениям для фирмы оно служит мощным стимулом увеличения производства.

Средние переменные издержки

Средние переменные издержки (AVC) – затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции..

Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного ресурса.

Средние общие (суммарные) издержки

Средние общие (суммарные) издержки (АТС) – затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Так как ТС=TFC+TVC.

Предельные издержки (МС)

Предельные издержки (МС) – изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции.

То есть предельные издержки можно определить и как производную функции переменных издержек.

Таким образом, предельные издержки характеризуют скорость роста суммарных (переменных) издержек при увеличении объема производства.

Между переменными издержками МС и предельным продуктомМР имеется обратная зависимость

Связь средних и предельных издержек

Взаимное расположение графиков МС и AVC имеет такую закономерность: кривая МС пересекает кривую AVC и АТС в точке, соответствующей минимальному значению величины средних переменных издержек.

20. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

7. Предельные издержки(MC)– Изд., кот. приходится нести фирме при увеличении V производства на ед. продукции.

Знак охраны авторского права

Знак охраны авторского права («копирайт») обязательно приводят в правом нижнем углу оборота титульного листа или в нижней правой части совмещенного титульного листа. Он состоит из латинской буквы «С», заключенной в окружность, наименования объекта защиты авторского права, имени правообладателя и года первого опубликования произведения.

Знак охраны авторского права оповещает о наличии у физических и юридических лиц авторских прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Авторское право возникает в силу факта создания произведения, интеллектуальной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Авторы произведений, авторы вступительных статей и примечаний, переводчики, соста­вители, авторы иллюстраций и другие создатели интеллектуальной собственности имеют исключительные права на созданное ими произведение (за исключением тех случаев, когда произведение создается в порядке исполнения служебных обязанностей). Издателю в со­ответствии с авторским договором проедаются права лишь на использование произведения в течение определенного договором срока.

Автор основного текста книги в копирайте указывается по форме «фамилия и ини­циалы», после чего через запятую приводится год публикации произведения. В переводных изданиях имя автора указывается так, как оно приведено в оригинале. Слово «текст» до и после имени автора приводить не рекомендуется (кроме авторов сопро-водительного текста в изо- и картографических изданиях).

Читайте также:  Как сделать замер шума в квартире?

Если книга написана соавторами, их имена приводят через запятую в последовательности приведения имен авторов на титульном листе или на обороте титульного листа (если авторов больше трех).

© Никифоров А.Е., Андреев П.А., Дымова Н.Е., 2001

© Оформление. 000 «Колокол», 2001

В коллективных монографиях, когда отдельные главы или части книги написаны авторами самостоятельно, обычно приводят знак охраны авторского права на каждого автора с указанием после запятой номера главы (части, раздела).

© Пахомов О.Ю., вступ. ст., гл. 1–2, 2001

© Растрогуева Р.И., гл. 3, 2001

© Залыгин А.И., гл. 4–5, 2001

© Оформление. ОАО «Квадрат», 2001

Как правило, в знаке охраны авторского права приводят не 6oлее четырех авторов (соавторов), чтобы не перегружать оборот титульного листа. Отсутствие копирайта не означает, что лица утрачивают свои авторские права. Авторские права охраняются Законом «Об ав­торском праве и смежных правах» с момента создания произведения, вне зависимости от того, указаны или нет авторы (соавторы) в копирайте.

В отдельных случаях издатель неправомерно заменяет в копирайте имена авторов, если их больше четырех, словосочетанием «Коллектив авторов». Это не совсем корректно, ибо как субъект права «коллектив авторов» должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица, что на практике трудно осуществимо.

В переводных изданиях знак охраны авторского права, содержащий имя автора или правообладателя, как правило, указывают в той форме, в какой он приведен в оригинале.

Переводчик обладает авторским правом на осуществленный им перевод произведения на конкретный язык. В знаке охраны авторского права приводят фамилию, инициалы переводчика (переводчиков); слова, указывающие, на какой язык сделан перевод; год публикации перевода.

© Robert Thomson, 2000

© Петухова Н.И., перевод на русский язык, 2001

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Клад», 2001

Если автор умер, то в знаке охраны авторского права указываю имя его наследника, правопреемника. Наследником может быть физическое или юридическое лицо (организация), с которыми издатель заключает договор на издание книги.

© Васильев В.А.,наследник, 2001

© Оформление. ЗАО «Издательство «Экономика», 2001

Составитель обладает авторским правом на осуществленные им подбор, расположение материалов. Составительство представляет собой результат творческого труда и как интел­лектуальная собственность охраняется Законом «Об авторском праве и смежных правах».

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в сборник. При выпуске сборника издатель обязан получить разрешение на публикацию или заключить договор с каждым из авторов произведения или его наследником.

После фамилии и инициалов составителя в копирайте указывается объект охраны авторского права («составление») и год издания книги. Знак охраны авторского права, содержащий имена составителей, рекомендуется приводить, если составителей не более четырех человек.

© Молодцова Г.Р., составление, 2001

© Оформление. ООО «Издательство «Ладога», 2001

Авторы вступительных статей, предисловий, комментариев, справочного аппарата книги, библиографического списка и т.п. указываются в знаках охраны авторского права аналогично составителям, переводчикам. После знака © приводится фамилия, инициалы, слова «предисловие», «вступительная статья», «комментарии», год публикации.

© Зайцев С.Г., вступительная статья, 2001

© Лоскутов П.И., предисловие, комментарии, 2001

После фамилии и инициалов художников-иллюстраторов (в том числе, фотографов) в ко­пирайте в качестве обозначения oбъекта охраны авторского права рекомендуется приводить слово «иллюстрации».

© Барсуков П.И., иллюстрации, 2001

Имена дизайнера книги, художников обложки или переплета, художественного редактора, как правило, в знаке охраны авторского права не приводят.

Издатель в знаке охраны авторского права. Посредством знака охраны авторского права издатель может информировать о наличии своих исключительных имущественных прав на:

— результаты творческой деятельности штатных сотрудников (произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя);

— издание переводного произведения согласно соглашению достигнутого с правообла­дателем оригинала;

— оформление оригинал-макета издания.

Наиболее частым случаем является информирование в копирайте о наличии у издателя авторского права на оформление издания. В понятие «оформление» входит подготовка оригинал-макета, оформление выходных сведений, верстка будущей книги и т.д. штатными сотрудниками издателя или лицами, с которым издатель заключил договор на выполнение процессов редакционно-издательской подготовки издания.

© Никифоров Т.Ф., 2001

© Оформление. 000 «Надежда», 2001

На обороте титульного листа книг, выпущенных совместно несколькими издателями, каждый из которых указан на титульном листе и принимал участие в редакционно-издательской обработке издания, указывают копирайты издателей-партнеров в соответствии с договоренностью между ними.

Согласно статье 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» являются объектами авторского права:

— официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

— произведения народного творчества.

Это означает, что при издании, например, Уголовного кодекса Российской Федерации, издатель указывает на обороте титульного листа только знак охраны авторского права на редакционно-издательское оформление.

© Оформление. ООО «Фирма «Норматив», 2001

Если авторское право на произведение или его перевод утрачено или официально не установлено, издатель приводит свой копирайт на оформление. Так, например, при издании поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с иллюстрациями художника XIX века, следует привести следующий знак охраны авторского права, например:

© Оформление. ЗАО «Фирма «Классика», 2001

Если книга переиздается без каких-либо изменений (в тексте, в оформлении), то в данном издании указывают знак охраны авторского права в той форме, в какой он приведен в предыдущем издании книги, — вне зависимости от того публикуется ли книга вновь тем же издателем или другим. Новый издатель в знаке охраны авторского права в данном случае не приводится.

Например, при переиздании 000 «Менеджер» в 2001 г. книги, выпущенной в 1999 г. фирмой «Галант», на обороте титульного листа книги будут указаны копирайты только прежнего издания.

© Оформление. Фирма «Галант», 1999

Или, например, если фирма «Галант» переиздает без изменений в 2001 г. книгу, выпущенную ею же в 1997 г. знак охраны авторского права с указанием 2001 года не приводится, печатается только копирайт предыдущего издания 1997 года.

В случае, когда книга переиздается с изменениями (в тексте, в оформлении) одним и тем же издателем, то, как правило, приводятся знаки охраны авторского права предыдущего (предыдущих) и последнего издания.

© Давыдов Б.Н., 1999

© Давыдов Б.Н., 2001, с изменениями

© Оформление. ООО «Стимул», 1999

© Оформление. ООО «Стимул», 2001, с изменениями

Когда другой издатель выпускает книгу без изменения текста, но в новом оформлении, с новыми иллюстрациями и т. п., обычно приводят копирайт предыдущего издания с указанием имени правообладателя текста (автора), а также знаки охраны авторского права на оформление, перевод, иллюстрации и т. д. нового издания.

В предыдущем издании

© Никитенкова Н.П., 1999

© Кубков С.И., иллюстрации, 1999

© Оформление. ООО «Герб», 1999

В новом издании

© Никитенкова Н.П., 1999

© Зубова С. Н., иллюстрации, 2001

© Оформление. ООО «Паром», 2001

Если новый издатель переиздает книгу с изменениями в тексте произведения и в новом оформлении, то на обороте титульного листа приводят два копирайта, содержащих имя автора. В первом копирайте после имени автора указывают год выпуска предыдущего издания, во втором — после имени автора приводят год выпуска данного издания и сведения об изменениях.

© Мовчан И.И., 2001, с изменениями

© Оформление. АО «Бизнес-школа», 2001

Если по тем или иным причинам классификационные индексу авторский знак, знак охраны авторского права на обороте титульного листа привести нет возможности, их указывают после выпускных дaнных на второй, третьей, четвертой странице обложки.

Читайте также:  Подведомственность и подсудность гражданских дел

© ООО ИИЦ «Бон Анца»
Создание сайта — ООО ИИЦ «Бон Анца»
2008–2020 гг.

Когда другой издатель выпускает книгу без изменения текста, но в новом оформлении, с новыми иллюстрациями и т. п., обычно приводят копирайт предыдущего издания с указанием имени правообладателя текста (автора), а также знаки охраны авторского права на оформление, перевод, иллюстрации и т. д. нового издания.

Знак охраны авторского права — что говорит закон

Как можно догадаться, наиболее правильно его называть не «знак копирайта», а «знак охраны авторского права», что следует из статьи 1271 ГК РФ. Указанная статья гласит:

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы “C” в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Помимо перечисления составных частей знака, мы видим, что законодатель употребляет термин «вправе». Из этого однозначно следует, что указание знака охраны авторского права — это право, а не обязанность правообладателя. Стоит отметить, что «знак авторства» – также некорректное определение этого термина, поскольку его вправе ставить правообладатель, как мы видим из текста статьи, а правообладатель и автор – не всегда одно и то же лицо.

Кроме того, ничего не говорится и том, что неиспользование этого знака имеет какие-то катастрофические последствия для правообладателя в виде невозможности защиты своих прав. При этом согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ, авторское право возникает в силу самого факта создания произведения и не требует выполнения каких-либо формальностей (подробнее — в материале Почему авторские права НЕ требуют регистрации). То есть, наличие или отсутствие знака охраны авторского права на возникновение авторских прав никак не влияет.

Справедливости ради, стоит отметить, что, указание информации об авторстве на экземпляре произведения — это всегда плюс при доказывании авторства в силу так называемой презумпции авторства лица, указанного на экземпляре произведения. Как следует из ст. 1257 ГК РФ:

«Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».

Аналогичная позиция закреплена и в п. 109 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом в п. 1 ст. 1300 ГК РФ указано, что:

«Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Опять же в упомянутой статье нет никакого императивного требования ставить этот самый «знак копирайта». По смыслу ст. 1257 и 1300 ГК РФ, законодатель явно указывает, что информацией об авторском праве для признания автора таковым будет считаться любая информация, достаточная для идентификации этого автора произведения, размещённая на оригинале или экземпляре произведения.

При этом на практике такое указание часто ограничивается именем и фамилией, без знака в окружности и даже без года опубликования, что не мешает авторам эффективно защищать свои права в суде.

Таким образом, поставить знак охраны авторского права можно, если хочется, но даже если он не проставлен правообладателем, то это ничего принципиальным образом не меняет. У автора (первоначального правообладателя) всё равно возникают авторские права, а третьи лица всё так же не вправе это немаркированное произведение просто взять и использовать (за исключением случаев свободного использования, явно предусмотренных законом, которые, к слову, также применяются вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо знаков).

Дело дошло до кассационной инстанции — Суда по интеллектуальным правам, в постановлении которого можно увидеть следующее:

Что представляет собой знак охраны авторского права?

Во-первых, символ имеет вид латинской буква С, обрамленной в окружность, или иначе заключенной в скобки ( © или (C)).

На компьютере и других электронных устройствах существует специальная комбинация для символа защиты авторских прав, она представляет собой кнопку “Alt” и набор чисел”0169″ . Установка этого знака с именем автора, рекомендуется для блоггеров, дизайнеров, создателей веб-сайтов, а также для иных людей создающих интеллектуальную собственность в виртуальной сети.

Во-вторых, смысловая нагрузка подобного обозначения заключается лишь в том, чтобы оповестить пользователя или посетителя блога, актуальной новостной ленты или же просто собственной страницы автора в социальных сетях. Что значит, что на данный момент данный символ носит лишь информационный характер и не добавляет законных оснований ни владельцу, ни будущему нарушителю.

Таким образом, было установлено, что не всегда факт появления на свет произведения считается достаточным для полной охраны. Следовательно, был введен ряд некоторых действий, которые могли бы обеспечить необходимый уровень защиты.

Статья 1271 ГК РФ. Знак охраны авторского права (действующая редакция)

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы “C” в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Кроме того, проставление знака охраны авторского права предусмотрено ГОСТами. Общие правила к составу знака охраны авторского права и условиям его использования определены Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 7.0.1-2003, утв. Постановлением Госстандарта России от 29.05.2003 N 169-ст. Специальные правила также предусмотрены стандартами ГОСТ Р 7.0.4-2006 “Издания. Выходные сведения”. Общие требования и правила оформления, ГОСТ 7.83-2001 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения”, ГОСТ 7.5-98 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов”.

Авторский знак и значок охраны авторского права: понятие и различие

От знака (значка) авторского права следует отличать авторский знак, используемый в библиотечном деле в целях систематизации. Авторский (кеттеровский) знак определяется по специальным авторским таблицам и входит в качестве составной части в библиотечный шифр хранения.

Значок охраны авторского права © производен от английского слова copyright (право копирования). Его широкое распространение связано с указанием на это в ст. III Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года (в ред. 1971 года). Однако в странах, присоединившихся к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года (в том числе в РФ), его использование не является обязательным для предоставления правовой защиты.

В России произведение считается охраняемым согласно ст. 1256 ГК РФ в силу факта его создания и существования в объективной форме. Тем не менее общепризнанная смысловая нагрузка этого знака обусловила включение в ГК РФ ст. 1271 ГК РФ, указывающей на возможность его использования правообладателем (в качестве одного из правомочий) и применение в обязательном порядке в ряде случаев, например:

  • на картах (согласно стандарту, введенному приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 22.12.2008 № 105-пр);
  • в выходных сведениях непериодических печатных изданий (приказ Мининформпечати РФ от 28.06.1993 № 127 «Об утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях»).


– указывают на особенности действия лицензии, например: «Издание на территории РФ, ООО “Комета”», «Издание на русском языке, Иванов А. А.».

Ссылка на основную публикацию