Предмет науки конституционного права

Наука конституционного права: понятие, предмет, методология, источники.

Конституционное право как наука представляет систему знаний о конституционном праве как отрасли права.

Предметом науки конституционного права являются конституционно-правовые нормы и регулируемые этими нормами конституционно-правовые отношения, а также основные закономерности возникновения и развития кон ститу ц ион но-правовых институтов с целью уяснения их значения и выявления закономерностей развития.

В отличие от конституционного права как отрасли конституционное право как наука строится не только в соответствии с предметом и методами исследования, но и в соответствии с задачами научного познания. В числе таких задач:

• изучение и обобщение практики реализации норм конституционного права

• выявление проблем в практике реализации норм конституционного права и поиск путей их решения;

• выдвижение предложений по дальнейшему совершенствованию норм конституционного права;

• разработка определений понятий научных категорий, которыми пользуется наука конституционного права на современном этапе;

• выявление эффективности научных исследований вопросов конституционного права;

• прогнозирование развития конституционно-правовых норм и институтов;

• разработка и подготовка учебных курсов конституционного права, преподаваемых студентам юридических факультетов и юридических вузов;

• пропаганда конституционно-правовых знаний среди населения.

Круг источников конституционного права как науки значительно шире круга источников конституционного права как отрасли.

Прежде всего к кругу источников науки конституционного права относятся юридические источники, которыми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, перечисленные в параграфе 1.4.

Помимо юридических наука конституционного права имеет и другие источники. Это политические и правовые учении философов, историков, юристов, социологов о роли народа, государства и общества, положении личности и характере ее взаимоотношений с государством и обществом, формах собственности, представительной и непосредственной демократии, разделении властей, социальной функции государства и т.п.

Источником науки конституционного права являются документы политических партий: программы, уставы, решения съездов, конференций и пленумов. В этих документах сформулировано видение политической партией путей развития Российского государства, развития экономической, политической системы, социальной основы российского общества. Будучи активным участником политического процесса, политические партии призваны претворять свои программы в ежедневной деятельности через депутатские фракции в парламентах, через своих представителей в Правительстве РФ.

Задачи и предмет науки конституционного права определяют систему науки, которая в основном совпадает с системой отрасли конституционного права, но не сводится только к ней

Итак, система науки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по следующим разделам.

1. Конституционное право как отрасль и наука.

2. История и теория Конституции России.

3. Основы конституционного строя Российской Феде-радии.

4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

5. Федеративное устройство России.

6. Избирательное право.

7. Система высших органов государственной власти РФ.

8. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

9. Система судебных органов государственной власти РФ.

10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления Российской Федерации.

Успешное решение наукой конституционного права стоящих перед ней задач зависит от совокупности методов познания в исследовании ее предмета.

Исторический метод предполагает исследование конституционно-правовых норм, отношений, явлений в их историческом развитии с целью выявления условий и закономерностей их развития и становления.

Статистический метод означает использование статистических данных для характеристики конституционно-правовых институтов и явлений. Статистические данные не только необходимы, но и незаменимы для характеристики выборов, представительной и непосредственной демократии.

Сравнительный метод используется для сравнения сходных конституционно-правовых норм, отношений, явлений, институтов. С его помощью выявляются общие, особенные, единичные признаки сравниваемых объектов исследования, что позволяет глубже их понять и изучить. Сравнительный метод незаменим при исследовании всех разделов консти-туционного права как отрасли и науки.

Метод толкования норм конституционного права направлен на познание и разъяснение смысла правовой нормы с помощью различных способов толкования. В их числе: грамматический, логический, системный, историко-политический. Толкование также бывает: буквальное, расширительное и ограничительное.

Социологический метод необходим для изучения общественного мнения по поводу различных конституционно-правовых явлений. Он включает многообразные формы, способы, средства изучения общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, и самих норм. Социологический метод включает: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников.

Системный метод исследования основан на том, что каждое исследуемое явление представляет собой систему, являющуюся частью более общей системы. Изменения, происходящие в более общих системах, сказываются на всех его подсистемах. Поэтому для глубокого изучения каждого явления нужно проследить связи, отношения как с более общей системой, так и его подсистемами.

Метод моделирования процессов, происходящих в обществе и государстве, предполагает создание модели, которая была бы аналогична исследуемому явлению, и наблюдение за его функционированием. Это позволяет выявить как положительные, так и отрицательные стороны исследуемого явления с тем, чтобы сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности принятия, например, конституционно-правовой нормы, предусматривающей данное правило поведения в масштабе Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Метод кибернетики (науки о законах управления сложными динамическими процессами в обществе) состоит в том, что позволяет исследовать соотношение количественных и качественных характеристик определенного явления, проследить, как по мере накопления определенных количественных характеристик изменится качество явления. Например, демократия перерастет в автократию.

Место науки конституционного права в системе юридических наук определяется местом конституционного права как отрасли российского права. Она занимает ведущее место в юридической науке, поскольку формулирует важнейшие исходные положения для других юридических наук.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2998 ;

3. Основы конституционного строя Российской Феде-радии.

Предмет науки конституционного права

  1. Конституционно-правовые отношения . Они включают в себя конституционно-правовые нормы, существовавшие на прошлых этапах развития государств, а также действующие и остающиеся актуальными и по сей день.
  2. Закономерности и тенденции становления конституционного права как отрасли.
  3. Конституционно-правовой статус личности, социальных общностей, политических партий и общественных объединений.
  4. Властеотношения . Изучаются взаимоотношения личности и государства, разграничение властных полномочий между органами власти, а также территориальные границы осуществления государственной власти.

Наука конституционного права России

  • изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений,
  • формирует понятия и дает им трактовку,
  • изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов,
  • делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

Безусловно, конституционное право как наука для изучения своего предмета использует ряд методов.

Важное значение науки конституционного права среди иных правовых наук определяет ее цели и задачи .

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ ” О гражданстве Российской Федерации”);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы – исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Источники конституционного права:

Реферат: Наука конституционного права

Конституционное право представляет собой составную часть правоведения, или юридической науки – многосоставной ветви гуманитарного знания, предметом изучения которой является государство и право. Предметом изучения конституционного права является одноименная отрасль права (те отношения, поведение и деятельность, которые подлежат конституционно-правовому регулированию), хотя полностью этим предмет науки и не исчерпывается.

Непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки.

По срав­нению с рядом других отраслей правоведения (например, граждан­ским, уголовным и др. правом) конституционное право — сравнитель­но молодая наука. Как отдельная, самостоятельная наука она сложи­лась лишь около двух столетий назад, что было непосредственно свя­зано с появлением в конце XVIII в. первых писаных конституций и иных систематических конституционно-правовых актов

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву.

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов.

Конституционное право представляет собой составную часть правоведения, или юридической науки – многосоставной ветви гуманитарного знания, предметом изучения которой является государство и право. Предметом изучения конституционного права является одноименная отрасль права (те отношения, поведение и деятельность, которые подлежат конституционно-правовому регулированию), хотя полностью этим предмет науки и не исчерпывается. Соответственно, предметом науки конституционного права является по меньшей мере три круга проблем:

история развития конституционного права, его современное состояние и тенденции развития, идеи, концепции, прогнозы, источники, система;

фактические отношения, подлежащие конституционно-правовому регулированию;

практика реализации и применения норм, относящихся к источникам конституционного права.

Всякая наука представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний или систему таких знаний.

Следовательно, в составе науки конституционного права выделяются относительно обособленные группы (блоки), комплексы научных положений (теорий), концепций, сформулированные в результате познания и научного анализа конституционно-правовой действительности. Комплексы таких знаний или научные теории находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя в единстве целостный научный комплекс – систему науки конституционного права. Система науки не является произвольной, она зависима от объекта изучения. С этой точки зрения система конституционного права в значительной мере подчинена системе отрасли конституционного права.

Однако наука содержательнее изучаемого ею предмета одноименной отрасли права. В ее задачу входит обоснование особенностей самой отрасли, ее места в правовой системе, разработка понятийного аппарата, исследование национальных источников конституционного права в сопоставлении с зарубежными аналогами, оценка действенности конституционно-правовых институтов и др.[1]

Соответственно, в системе науки конституционного права можно выделить несколько крупных проблем, объединенных в разделы:

1) теория (учение) об отрасли и науке конституционного права;

2) теория конституции;

3) учение об основах конституционного строя;

4) теория федерализма (федеративного устройства) Российской Федерации (федеральное и региональное право);

5) учение о правах и свободах человека и гражданина (гуманитарное право);

6) учение об организации государственной власти в Российской Федерации;

7) учение о местном самоуправлении в Российской Федерации (муниципальное право);

8) учение об особых конституционно-правовых режимах (чрезвычайное право).

С точки зрения уровня научного знания структурно конституционное право можно представить:

1) философией и историей конституционного права;

2) его догмой (специально-юридической конституционно-правовой теорией);

3) социологией конституционного права.

Особенность Специальной части состоит в том, что ее проблематика так или иначе отображает каждый из отмеченных уровней государствоведческого знания, хотя, безусловно, для этой составляющей специфична социологическая направленность. Таким образом, если следовать предложенной систематизации конституционно-правового знания, в процессе преподавания конституционного права в наибольшей мере возможно связать конституционно-правовую теорию с практикой государственно-правового строительства.[2]

Непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрыть содержание дан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявление сущности этой науки.

Предмет науки конституционного права. Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права — непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права.

Наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтому предмет науки конституционного права — это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять, что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того, как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук.

Наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки, метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в ней сравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем.

В-третьих, сравнительный метод дополняется сравнительно-исто­рическим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

Читайте также:  Подведомственность и подсудность гражданских дел

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет и метод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права — это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.[3]

По срав­нению с рядом других отраслей правоведения (например, граждан­ским, уголовным и др. правом) конституционное право — сравнитель­но молодая наука. Как отдельная, самостоятельная наука она сложи­лась лишь около двух столетий назад, что было непосредственно свя­зано с появлением в конце XVIII в. первых писаных конституций и иных систематических конституционно-правовых актов. Сам же процесс становления конституционного (государствен­ного) права как самостоятельной науки, «отпочковавшейся» от фило­софии, социологии, политологии и других наук, охватывает всю пер­вую половину XIX столетия и даже более. В его основе лежали подго­товка и издание трудов, посвященных изучению и комментированию Конституции США, французской Декларации прав человека и гражда­нина, конституционного законодательства Великобритании и других важнейших конституционно-правовых документов.

Развитие дореволюционной российской конституционно-право­вой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, преж­де всего западноевропейской, науки конституционного права, а с дру­гой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии (вторая полови­на XIX — начало XX в.), утверждения последней (1905—1906) и ее гибели (февраль — март 1917 г.). [4]

Утверждение культа личности Сталина и тоталитарной политичес­кой системы, разработка и апологетика «сталинской» Конституции СССР 1936 г., восхождение на «трон» юридической мысли А.Я. Вы­шинского и ряд других условий и факторов еще более усложнили раз­витие науки государственного права, во многом буквально парализовав ее. Это крайне отрицательно сказалось на состоянии этой науки, начи­ная со второй половины 30-х гг., в течение нескольких десятилетий.

Решительную борьбу с тоталитарным конституционным правом и его наукообразной апологетикой вели многие представители российской государственно-правовой мысли, вынужденно покинувшие страну в послеоктябрьский период (Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Н. Тимашев и др.). Они (и особенно И.А. Ильин) уже в 20—50-е гг. глубоко и пос­ледовательно вскрывали подлинные корни, истоки, пороки, опасности и перспективы тоталитарной системы.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки.

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов.[5]

В составе науки конституционного права выделяются относительно обособленные группы (блоки), комплексы научных положений (теорий), концепций, сформулированные в результате познания и научного анализа конституционно-правовой действительности. Комплексы таких знаний или научные теории находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя в единстве целостный научный комплекс – систему науки конституционного права. Система науки не является произвольной, она зависима от объекта изучения. С этой точки зрения система конституционного права в значительной мере подчинена системе отрасли конституционного права.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права — непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки.

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. — 784с.

2. Голубок С.А. Конституционное право России. 5-е изд. – М.: РИОР, 2008. — 361с.

3. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.: Юристъ, 2007. — 492с.

4. Конституционное право: Хрестоматия. Сост. Ганин О.В, Захаров В.В. Тамбов: ТГТУ, 2008. — 496с.

5. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: ТГТУ, 2008. — 392с.

[1] Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.: Юристъ, 2007. — 492с.

[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. — 784с.

[3] Конституционное право: Хрестоматия. Сост. Ганин О.В, Захаров В.В. Тамбов: ТГТУ, 2008. — 496с.

[4] Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: ТГТУ, 2008. — 392с.

[5] Голубок С.А. Конституционное право России. 5-е изд. – М.: РИОР, 2008. — 361с.

Утверждение культа личности Сталина и тоталитарной политичес­кой системы, разработка и апологетика «сталинской» Конституции СССР 1936 г., восхождение на «трон» юридической мысли А.Я. Вы­шинского и ряд других условий и факторов еще более усложнили раз­витие науки государственного права, во многом буквально парализовав ее. Это крайне отрицательно сказалось на состоянии этой науки, начи­ная со второй половины 30-х гг., в течение нескольких десятилетий.

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ ” О гражданстве Российской Федерации”);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы – исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

Предмет, система и источники науки конституционного права РФ

Конституционное право РФ как юридическая наука и отрасль права

Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. Развитие конституционного права в России в настоящее время.

Содержание

Введение.

Предмет, система и источники науки

конституционного права РФ.

Соотношение конституционного права с

другими отраслями права.

Развитие конституционного права в России.

Заключение.

Глоссарий.

Список литературы.

Введение

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

В этом свете в курсовой работе «Конституционное право РФ как юридическая наука и отрасль права» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с конституционным правом и то, как происходит развитие данной отрасли права в России в настоящее время.

Конституционное право — это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается и принятием большого числа законов, постановлений, приказов и нормативных актов, которые направлены на совершенствование существующего законодательства, а, в конечном счете, на улучшение жизни граждан РФ. К такими можно отнести:

Ш Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2003 № 3941-III ГД «О проекте Федерального конституционного закона № 96700174-2 «О поправках к Конституции Российской Федерации»;

Ш Приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»;

Ш Приказ Ростехнадзора от 19.01.2006 № 28 «О реализации постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и т.д.

Целью данной работы является создание более полного представления об основополагающей отрасли права – конституционном праве. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим предмет, систему и источники науки конституционного права РФ; во-вторых, рассмотрим соотношение конституционного права с другими отраслями права; в-третьих, проанализируем развитие конституционного права в России.

На наш взгляд, это поможет, во-первых, сформировать понятия об конституционном праве, а во-вторых, позволит увидеть недостатки действующей на сегодняшней день системы. Все это очень необходимо для того, чтобы попытаться искоренить уже существующие неровности и, в конечном счете, полностью оздоровить Россия. В настоящее время, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на преодоление этих опасных тенденций, укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышение управляемости обществом. Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить конституционное право как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества и функционирования государства. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования данной категорий.

Предмет, система и источники науки конституционного права РФ

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, т.е. она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, с учетом присущих ему тенденций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения — ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему, проблему конституционно-правовой ответственности. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Читайте также:  Рассчитать льготный медицинский стаж онлайн

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции — основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки — комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выявлению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор — важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое применение на практике.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии.

↑Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

Учебный курс конституционного права способствует формированию базовых представлений о ключевых положениях науки и отрасли права, а также правосознания современного юриста.

5) государственное устройство;

Понятие, предмет, методология, функции конституционного права

Рассмотрим понятие, предмет, методологию и функции конституционного права.

Конституционное право является частью системы юридических наук, которая включена в состав системы общественных наук.

Для любой юридической науки характерен особенный подход к изучаемому объекту, разная степень абстрактности, свой предмет. С учетом данных обстоятельств выделяют следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные.

Конституционное право принято относить к отраслевым наукам, основной характерный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Указанные сферы составляют наибольшую часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.

Конституционное право наделено своим предметом изучение отрасли конституционного права, то есть оно раскрывает присущие этой отрасли закономерности, обозначает основные понятия и категории, которые применяет действующее конституционно-правовое законодательство, а также раскрывает роль и функции соответствующих правовых институтов.

Конституционное право определяет эффективность действия правовых норм, вырабатывает советы по её увеличению. Для этого оно рассматривает деятельность государственных органов и формы их взаимодействия.

Предметом науки конституционного права выступает вся область общественных отношений, которая подлежит конституционно-правовому регламентированию.

В результате анализа общественных отношений научное направление должно выводить теоретические обоснования пределов его правового регулирования для того, чтобы оно не было чрезмерным или слишком узким.

Все конституционно-правовые институты исследуются в их историческом развитии с учетом присущих ему тенденций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, можно определить и характер основных теоретических положений и концепций конституционного права. К ним принято относить такие значимые проблемы теории, как проблемы народного представительства, государственного и национального суверенитета, федерализма, единства и автономии.

Заметное место в предмете рассматриваемой области занимают изучение проблем правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина, взаимосвязи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы о познании системы государственной и муниципальной власти, принципа разделения властей и т.д.

Изучение вышеуказанных проблем составляет предмет науки, а сами выводы и теоретические положения – её содержание.

В характеристике конституционного права огромное значение имеет вопрос о её методах и методологии. Они характеризуются заметным разнообразием: исторический метод, сравнительно-правовой метод, системный метод, статистический метод, социологический метод и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в закономерности их исторического развития. Это нужно для выявления преемственности в правовом регулировании. Исторический метод познания постоянно расширяет свои границы.

Конституционное право широко применяет сравнительно-правовой метод исследования. Суть данного метода проявляется в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, которые регулируют однородные сферы общественных отношений в разных странах.

При глубоких научных исследованиях следует применять системный подход к изучаемому предмету. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает её структуру и элементы, их взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института.

Статистический метод позволяет проанализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, выявить уровень их влияние на общественные процессы. Конституционное право подвергает анализу статистические показатели, характеризующих все сферы регулируемых общественных отношений, и на основе этих данных делает выводы. После их обработки, оно обосновывает правовые, политические и организационные меры и действия, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал правовых норм.

Метод социологических исследований применяется для изучения социальной и политической сфер, в которых отмечается реализация конституционно-правовых норм. При использовании данного метода выявляются условия, которые воздействуют на развитие общественного сознания и формирование общественного мнения.

В число задач науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, которые затрагивают сферу конституционно-правовых отношений.

Наука конституционного права реализует свои задачи при помощи функций.

Функции науки конституционного права – это основные направления проведения научных исследований, которые направлены на решение её целей и задач. Функции определяются предметом и целями конституционного права.

Принято выделять общие и специальные функции науки конституционного права. Под общими функциями следует понимать те направления науки конституционного права, которые свойственны всем юридическим наукам. К ним можно отнести следующие функции: гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практико-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и составляют основу системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют дополнительный характер.

Специальные функции науки конституционного права – это такие научные направления, которые характерны только конституционному праву как науке. К специальным функциям науки конституционного права следует отнести следующие: конституционная (системообразующая), политическая и идеологическая функции.

Конституционное право определяет эффективность действия правовых норм, вырабатывает советы по её увеличению. Для этого оно рассматривает деятельность государственных органов и формы их взаимодействия.

Конституционное право как наука: предмет, задачи, место в системе правовых наук

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Задачи: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования “государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Предмет конституционного права как науки – это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

– Система институтов государства.

Место науки конституционного права в системе юридических наук:

Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти; права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее. Следовательно, она определяет исходные положения административного права.

Конституционное право устанавливает экономическую систему, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.

Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труд,а – являются исходными для трудового права.

Конституционное право определяет их бюджетные и налоговые права Эти государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.

Конституционное право закрепляет обязанности граждан соблюдать Конституцию, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность. Данные положения являются основополагающими для уголовного права.

В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры. Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Таким образом, Конституционное право содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей права. Но это не означает, что оно объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения. Конституционно-правовые нормы — это нормы только Конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения — только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

– Система институтов государства.

Понятие, предмет, методология, источники, функции и система науки конституционного права

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Читайте также:  С какого возраста наступает совершеннолетие в России?

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некото-рое применение на практике.

6. Конституционно-правовая ответственность: понятие, основание, содержание

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Понятие международного права. Особенности международного права

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Специальные объекты международного права

Объектами внутригосударственного права считается все, насчет чего субъекты внутригосударственного права могут вступать в правоотношения, относящиеся только лишь к внутренней зоне ответственности каждого государства, при этом исключительно в такие правоотношения, что допустимо исполнять субъектам внутригосударственного права (государственным органам, юридическим и физическим лицам).

Объектами же международного права считается всё, насчет чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, не относящиеся только лишь к внутренней зоне ответственности страны, а способные выходить за границы государственной земли каждого государства.

Исключительно страны вправе вступать во всевозможные правоотношения, которые они сочтут интересными и нужными для себя. Единственным лимитированием для стран может выступать то, что какой-то конкретный объект запрещен международным правом (например, не имеют возможности быть объектом реализации представительницы женского пола и дети).

Нормы международного права создаются только самими субъектами международного права, прежде всего, странами. В этом проявляется метод вольного согласования стремлений суверенных стран и выражения данной согласованной воли посредством заключения между ними точных международных договоров, которые принимаются согласно с образовавшейся договорной и обыкновенной практикой стран. Определенный порядок принуждения к соблюдению норм международного права

Особенности Международного права

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное правоэто особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношенияэто политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Международное публичное право

Встречающееся в западной юридической литературе выражение «международное законодательство» должно восприниматься не буквально, а как условное обозначение всей совокупности международных договоров. В отечественной доктрине этим выражением предпочитают не пользоваться.

Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.

Международное право это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Международное право это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Ссылка на основную публикацию