Проведение запроса предложений в электронной форме

Преимущества для участников
  • право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок (зачем это кому то нужно?);
  • возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения (сложно представить как это выглядит);
  • отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).

Размещать извещение о запросе предложений накануне выходных дней неправомерно. Если заказчик разместил извещение о проведении запроса предложений накануне выходных, после которых следует праздничный день, то его действия нарушают Закон N 44-ФЗ. К такому выводу пришел суд, согласившись с мнением антимонопольного органа. Извещение размещено 5 марта 2015 года, а 7, 8, 9 марта являлись нерабочими днями. Для подачи заявок на участие в запросе предложений осталось только два рабочих дня. При проведении закупки функционал официального сайта не позволял подать электронную заявку, поэтому принимались только заявки в бумажном виде. Таким образом, часть потенциальных участников не смогла получить доступ к закупке. Устанавливая срок начала и окончания подачи заявок, необходимо учитывать, что он должен позволять обеспечить потенциальным участникам реальную возможность подать заявку. В связи с этим нельзя допускать, чтобы из-за наложения данного срока на выходные и праздничные дни уменьшалось количество рабочих дней, в которые можно представить заявку.
Довод заказчика о том, что нормы Закона N 44-ФЗ не указывают на необходимость исчислять в рабочих днях срок размещения извещения о проведении запроса предложений, отклонен.
Документ: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 06АП-4772/2015 по делу N А73-3430/2015

Шаг 3. Формируем извещение

В извещении указываем все, что ранее внесли в документацию. По сути, извещение — это документ, в котором аккумулируются все сведения о проводимой электронной закупке. Вот что необходимо включить в извещение (ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ):

  • наименование заказчика, информацию о должностном лице и основные контакты (п. 1 ст. 42);
  • название и электронный адрес торговой площадки;
  • предельный срок (дата и время окончания подачи), место и порядок подачи заявок (п. 6 ст. 42);
  • сроки рассмотрения и анализа заявок;
  • основные условия контракта и начальную цену (контракта или единицы товара), ориентировочную цену, формулу цены (ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 34);
  • ИКЗ;
  • установленные в отношении поставщика ограничения;
  • способ определения поставщика;
  • сведения о вносимом обеспечении заявки или контракта;
  • преимущества по ст. 28 и 29 44-ФЗ;
  • информацию о применении правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ;
  • основные требования и список обязательных документов;
  • сведения о банковском сопровождении и обеспечении гарантийных обязательств (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 8 ст. 42, ст. 35, ч. 1 ст. 96).

При формировании извещения и закупочной документации помните, что после публикации менять их нельзя. Не указывайте, в течение какого срока заказчик может внести изменения в извещение о проведении запроса предложений в электронной форме. Это запрещено правилами.

Если проводите заказ в рамках гособоронзаказа, отметьте это отдельным блоком в извещении (п. 2 ч. 4 ст. 83.1, п. 11 ст. 42 44-ФЗ). Рекомендуется отдельно указать сведения о сумме авансирования, если это предусмотрено условиями контракта.

Извещение, закупочная документация и проект контракта размещаются в ЕИС с использованием функционала информационной системы.

Закупочная комиссия оценивает все поступившие заявки и принимает решение об их допуске или отстранении. Отстраненные запросы в дальнейшем не оцениваются.

44‑ФЗ простым языком. Часть 12

В этой части цикла речь пойдет о запросе предложений в бумажной и электронной форме.

Рассмотрение заявок

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Обратите внимание: контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней, а в случае определения поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем семь дней.

В течение трех дней после повторного размещения проекта участник обязан подписать контракт. Заказчик со своей стороны также должен в течение трех дней подписать контракт, размещенный участником в ЕИС.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Запрос предложений: обеспечение заявки — нужно или нет?

Согласно законодательству в рамках 44-ФЗ, Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении заявки лишь в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были признаны несостоявшимся. В остальных случаях требование об обеспечении заявки недопустимо.

Сроки на проведение каждого этапа данной процедуры строго регламентированы 44-ФЗ. Для наглядности оформим таблицу.

Проведение запроса предложений в электронной форме

Е.В. Баланцев,
старший преподаватель
Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова,
г. Ярославль

С 1 июля 2018 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ (далее – Закон № 504-ФЗ) в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), государственные и муниципальные закупки переводятся в электронную форму, сначала в тестовом режиме, а с 1 января 2019 года – окончательно. В связи с этим переходом все привычные нам способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) переводятся в электронную форму. Сказанное касается и запроса предложений.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме регулируется вновь введенной статьей 83.1 Закона № 44-ФЗ. При этом, если сравнить данную статью с ее предшественницей – статьей 83, регламентирующей проведение запроса предложений в привычной заказчикам «письменной» форме, можно найти не так уж много отличий. Законодатель постарался внести лишь такие изменения в регламентацию запроса предложений, которые, во-первых, вызваны несовершенством первоначального правового регулирования либо, во-вторых, отражают специфику электронной формы процедуры.

Запрос предложений по 44-ФЗ – этапы и сроки проведения в таблице

Одним из самых эффективных способов проведения закупки признается запрос предложений. Он позволяет заказчикам заключить контракт на максимально выгодных условиях. Процедура проводится по определенной схеме, которая не всегда сразу понятна начинающим участникам, кроме того, она занимает много времени. Поэтому запросы предложений чаще проводят при наличии крупного государственного заказа. Порядок реализации такой процедуры регламентируется статьей 83 44 –ФЗ. На каждый ее этап отводится определенный промежуток времени.

Заказчик может размещать извещение не только в ЕИС, но и в других общедоступных источниках. Разрешено также рассылать приглашения потенциальным поставщикам, с которыми организация сотрудничала в последние годы.

Закупка путем запроса предложений

    On 08.12.2016 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Запрос предложений — не самая распространенная процедура закупки в рамках контрактной системы. Тем не менее во многих случаях она весьма эффективна и позволяет заказчику получить наилучшие условия контракта. О том, в каких случаях можно проводить запрос предложений и какова его процедура, расскажем о сегодняшней статье.

  1. Когда не состоялся электронный аукцион.
  2. Когда признана не состоявшейся процедура повторного конкурса. Однако это справедливо лишь в случаях, перечисленных в части 2 статьи 55 закона № 44-ФЗ. Например, когда в рамках конкурса не было подано ни одной заявки или все поданные заявки были признаны не соответствующими документации. Если же повторный конкурс не состоялся на основании причин, не перечисленных в указанной выше статье, то вместо него проводить запрос предложений нельзя.
  3. Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке на основании статьи 9 или 15 закона № 44-ФЗ, и этим вызвана необходимость докупить недостающие товары, работы либо услуги. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта и объем закупки пересматриваются с учетом того, что уже было поставлено по контракту до его расторжения.
  4. Когда необходимо закупить определенные виды товаров, которые перечислены в пунктах 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83 закона № 44-ФЗ. Например, жизненно необходимые пациенту лекарственные препараты.

2.9.13. Размещение заказа в форме запроса предложений в электронной форме

Формирование проекта извещения происходит из документа «Заявка на закупку» (подробнее о формировании проекта извещения расписано в п. п. 2.9.1 данного руководства пользователя).

Сформированное извещение будет находиться в папке навигатора «Запрос предложений в электронной форме» в фильтре «На размещении» (Рисунок 1), в зависимости от региона отображение АРМа и папок может изменяться.

Читайте также:  Минтруд утвердил МРОТ на 2020 год

Для документа «Запрос предложений в электронной форме» предусмотрены следующие фильтры:

  • На размещении;
  • Принято в ЕИС;
  • Объявлены;
  • Отказ от проведения процедуры;
  • Подведение итогов.

Сформированный проект извещения следует дополнить недостающими сведениями. Для этого необходимо выделить документ из списка и по кнопке [Редактировать] открыть электронную форму проекта извещения.

В форме редактирования извещения со способом определения поставщика запрос предложений в электронной форме в шапочной части отображается следующие данные (Рисунок 2):

  • Номер;
  • Дата ввода;
  • Рег. номер;
  • Тип;
  • Состояние размещения (автоматически меняет значение в зависимости от состояния документа);
  • Номер изменения;
  • Реестровый номер (будет автоматически заполнен после публикации извещения в ЕИС);
  • Наименование объекта закупки;
  • Закупку осуществляет (указывается организация, которая будет размещать извещение в ЕИС);
  • Роль организации, осуществляющей закупку (соответствует одному из справочных значений ролей организации, с возможностью изменения);
  • Специализированная организация (отражается информация об организации, работающей согласно ст. 40 44-ФЗ);
  • Заказчик;
  • Способ определения поставщика;
  • Н(М)ЦК;
  • Валюта;
  • Наименование электронной площадки;
  • Информация о документации и критерии.

В случае необходимости изменения роли организации, осуществляющей закупку, предусмотрен одноименный справочник ролей (Рисунок 3).

Поле «Информация о документации и критерии» заполняется на форме «Форма ввода критериев для лота» (Рисунок 4). В случае если критерии были заполнены в документе «Заявка на закупку» во вкладке «Информация по конкурсу», то они перейдут в данную форму.

В таблице «Критерии оценки» значения заносятся построчно, каждая из которых добавляется по кнопке [Добавить строку]. Во вновь добавленной строке необходимо выбрать наименование критерия из одноименного справочника. Справочник вызывается по двойному клику мыши по полю «Наименование критерия» (Рисунок 5).

В поле «Значимость критерия оценки» выставляется величина значимости от 0 до 100. Суммарное значение всех добавленных критериев при этом должно быть равно значению «100». Поле «Значимость показателя» не заполняется для стоимостных критериев.

В таблице «Документы и информация, предоставляемые в составе документации» заносятся сведения по кнопке [Добавить строку] (Рисунок 6). В поле «Номер» указывает уникальный номер в рамках формы ввода критериев.

После заполнения «Формы ввода критериев для лота» необходимо сохранить по кнопке [Сохранить].

К сохраненной форме ввода критериев следует обязательно прикрепить документы. Для перехода к списку прикрепленных документов следует воспользоваться кнопкой [Прикрепленные файлы] (Рисунок 7). Для документов, которые требуется отправить в ЕИС, необходимо проставить отметку «Размещение файла в ЕИС».

Без прикрепления хотя бы одного файла на форме «Форма ввода критериев для лота» документ «Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме» не будет успешно отправлен в ЕИС.

Во вкладке «Товары/работы/услуги» отображается список закупаемой продукции. При необходимости загрузки первоначальных значений полей в данное поле из заявки на закупку используется кнопка [Подгрузить сведения].

Во вкладке «Порядок работы комиссии» требуется указать:

  • планируемую дату публикации документа на сайте;
  • блок информации о подаче заявок;
  • блок рассмотрение заявок.

Для автоматического заполнения дат информации о подаче заявок исходя из даты публикации извещения используется кнопка [Рассчитать даты исходя из даты публикации]. Расчет производится от введенного значения в поле «Планируемая дата публикации на сайте», поэтому данное поле необходимо заполнить перед началом расчетов. Результат расчетов дат также зависит от введенного значения в поле «рабочих дней после публикации».

Во вкладке «Информация о комиссии» следует выбрать комиссию из справочника «Справочник Комиссии» (Рисунок 9). При этом отобразить во вкладке название комиссии, а также заполнится автоматически список членов комиссии. Инструкция по созданию комиссии изложена в пункте 2.17.3 и п. 2.17.4 данного руководства.

Во вкладке «Информация о заказе» отображается следующая информация (Рисунок 10):

  • блок с информацией об обеспечении заявки;
  • блок обеспечения гарантийных обязательств;
  • блок с информацией об обеспечении исполнения контракта;
  • блок выплата аванса;
  • блок с информацией об условиях контракта;
  • поле «Закупка осуществляется за счет межбюджетного трансферта из бюджета cубъекта Российской Федерации»;
  • блок информации о бюджетном обязательстве (в случае контроля по ст.9944-ФЗ со стороны ТОФК);
  • поле «C поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет заключен контракт жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ)».


Сведения в поля «Закупка осуществляется за счет межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации», «C поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет заключен контракт жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ)» и «Справочник оснований для заключения контракта жизненного цикла» подгружается из Лота Плана-графика.

Во вкладке «Преимущества к участникам» указываются при необходимости преимущества для отдельной группы поставщиков в блоке «Преимущества», а также возможность заказчика изменить условия контракта (Рисунок 11).

Во вкладке «Требования» доступны поля для заполнения требований, устанавливаемых поставщикам (Рисунок 12).

Во вкладке «Контактное лицо» для упрощения ввода информации следует открыть «Справочник регистрационных данных» и выбрать среди них подходящую запись. Инструкция по внесению данных в справочник содержится в п. 2.2.2 данного руководства. В случае неполноты данных в выбранной записи следует заполнить оставшиеся пустыми поля.

Во вкладке «Позиция плана-графика и плана исполнения контракта» содержится информация о связанной позиции плана-графика с указанием реестрового номера плана-графика и номера позиции из него. Флаг «Передача информации на официальный сайт для размещения заказов» отвечает за передачу номера позиции плана-графика с реестровым номером плана-графика в ЕИС для создания связи опубликованной в ЕИС позиции плана-графика с загружаемым из ПК «WEB-Торги-КС» извещением. Кроме этого в данной вкладке содержится информация о плане исполнения контракта как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных средств. Информация в эти таблицы поступает из документа «Заявка на закупку».

Поля во вкладке «Изменение» заполняются в случае формирования изменения к опубликованному извещению в ЕИС (смотрим п. 2.9.21 данного руководства пользователя) (Рисунок 15).

В зависимости от того по чьей инициативе производится изменение заполняется тот или иной блок полей во вкладке «Изменения». Всего на вкладке 4 блока:

  • По решению заказчика, уполномоченного органа;
  • Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля;
  • Решение судебного органа;
  • По результатам общественного обсуждения в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ.

В зависимости от выбранного значения в поле со списком «По чьей инициативе производится изменение» будут доступны для ввода информации поля одноименного блока (Рисунок 15).

Вкладка «Общественное обсуждение» предусматривает возможность установки флага «Необходимо обязательное общественное обсуждение в соответствии со статьей 20 Федерального закона №44-ФЗ» (Рисунок 16).

Все внесенные изменения в документ необходимо сохранить по кнопке [Сохранить]. После успешного прохождения предварительных контролей документ будет сохранен.

К сохраненному документу следует прикрепить пакет документов, необходимых для проведения запроса предложений в электронной форме. Для перехода к списку прикрепленных документов следует воспользоваться кнопкой [Прикрепленные файлы]. Для документов, которые требуется отправить в ЕИС, есть возможность проставить отметку «Размещение файла в ЕИС».

Сведения о размещении государственного заказа путем проведения запроса предложений в электронной форме размещаются в ЕИС и в Системе в сроки, установленные Законом. Инструкция по отправке извещений в ЕИС изложена в п. 2.9.20 данного руководства пользователя.

  • планируемую дату публикации документа на сайте;
  • блок информации о подаче заявок;
  • блок рассмотрение заявок.

Re: Запрос предложений в электронной форме

Просто Петр » 28 авг 2018, 20:39

Kris13 писал(а): Подскажите, пожалуйста!
Никогда не участвовали в запросе предложений в электронной форме, а тут столкнулись с ситуацией, что срочно нужно подать заявку, а, собственно, застопорились с тем, какие нужны документы.
Подскажите, что указывать в этих графах:
1. (Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ)- это каким-то документом нужно подтверждать? На площадке РТС – тендер стоит только пустой продолговатый прямоугольник, т.е., туда что-то нужно вписать, а что именно?
2. (Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами), также стоит прямоугольник, тоже, что туда писать?
3. (Предложение о цене контракта), также стоит прямоугольник. Тут можно, просто, вписать свою цену или нужно еще какой-то документ прикрепить.
4. (Документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов) это документ по товарам, которые будут использоваться при работах?

Что такое диспозиция в уголовном праве?

Уголовно-правовая норма (УК РФ) – это определенное правило поведения всех граждан, которое было принято современным законодательством России.

Любая уголовно-правовая норма влечет за собой как некоторые права, так и налагает на всех граждан обязательства. В любой статье УК РФ есть диспозиция – ее неотъемлемая составляющая.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое диспозиция уголовно-правовой нормы, какие ее виды?

  1. Гипотеза – предположение.
  2. Диспозиция – определенное правило поведения.
  3. Санкция — предусмотренный тип и размер взыскания.

Содержание и назначение уголовно-правовой нормы

Более предпочтительной является описательная диспозиция , включающая ряд признаков, наличие которых в совокупности определяет содеянное как преступление. Такая диспозиция, например, определена в ст. 213 УК РФ, в соответствии с которой хулиганством является “грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества”.

Читайте также:  Реестр адвокатов Москвы официальный сайт

Что такое диспозиция уголовно правовой нормы

Диспозиция статьи это главная часть любой статьи, включённой в Уголовный кодекс РФ. Вне зависимости от использованной юридической техники она сопровождает и гипотезу, и санкцию. Существует несколько видов диспозиций, которые также имеют свою специфику.

  1. Классическая структура правовой нормы
  2. Диспозиция – понятие
  3. Виды диспозиций
  4. Примеры


Таким образом, в одной статье может содержаться не одна норма, а значит наличие одной нормы в нескольких статьях недопустимо. Хотя зачастую эти понятия путаются и переплетаются. Неправильное построение статей уголовно-правовой спецификации означает проблему в юридической технике, и может привести к невозможности отграничения простых поступков от преступлений.

Описательная

Описательная диспозиция правовой нормы – это структура уголовного права, содержащая описание признаков, являющихся ключевыми для конкретного правонарушения. Она является наиболее распространённой в судебной практике. Наглядным примером элемента, является понятие кражи, которая идентифицируется как тайное хищение чужого имущества.

В уголовном праве, в зависимости от состава и содержания деликта, различают различные виды диспозиций. Их классификация зависит от способа идентификации правонарушения, а также применения дополнительных элементов в качестве уточнения относительно отнесения события к преступлению.

Понятие и структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиций и санкций

Понятие и структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиций и санкций.
Уголовно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам данных общественных от¬ношений юридические права и возлагающее на них юри¬дические обязанности. Нарушение или несоблюдение этих норм влечет за собой применение мер государственного при¬нуждения в виде уголовного наказания. Уголовно-правовые нормы отражаются (формулируются) в статьях УК РФ.
Статья Уголовного кодекса – это письменная форма выражения уголовно-правовой нормы. Причем уголовно-правовая норма и статья уголовного закона могут не совпадать между собой.
Можно выделить следующие варианты соотношения нор¬мы и статьи закона: 1. Уголовно-правовая норма содержится в одной статье закона (или одна статья содержит одну норму). Примером может служить ст. 109 УК, содержащая одну норму о при¬чинении смерти по неосторожности. 2. Уголовно-правовая норма формулируется в несколь¬ких статьях УК. Например, норма об умышленном убийстве формулируется законодателем в четырех статьях УК РФ – 105, 106, 107, 108. 3. Одна статья УК содержит две (и более) уголовно-пра¬вовые нормы. Так, ст. 204 УК «Коммерческий подкуп» содер¬жит одновременно норму о незаконной передаче взятки и незаконном получении взятки должностными лицами ком¬мерческих и иных негосударственных организаций.
Применение уголовного закона предполагает пре¬жде всего знание его структуры. Под структурой уголовного законаследует понимать подчиненную определенным техническим правилам фор¬му выражения в нем законодательной воли. Правовые нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.
Под гипотезой понимают тот элемент правовой нор¬мы, где определяются условия, при которых применяется определенное правило поведения.
Структура статей Общей и Особенной частей уголовного закона различна. Так, в статьях Общей части не выделяются диспозиция и санкция, без которых не могут существовать нормы Особенной части УК.
Существует мнение,что гипотеза, то есть условие выполнения данной уголовно-правовой нормы, в статьях Особенной части УК отсутствует. Она является общей для всех статей Особенной части, вытекающей из ст. 8 УК, которая устанавливает основание уголовной ответственности. Некоторые из статей Общей части УК включают в себя гипотезу. К таковым следует отнести, например, статьи, предусматривающие условное осуждение (ст. 73), давность привлечения к уголовной ответственности (ст. 78) и давность исполнения обвинительного приговора (ст. 83), судимость (ст. 86) и др.
Статьи Особенной части УК состоят из диспозиции и санкции.
Диспозиция – часть статьи Особенной части Уголовного кодекса, в которой указываются обязательные объективные и субъективные признаки состава преступления.
По характеру построения и содержанию выделяют следующие виды диспозиций: – простая диспозиция, которая лишь называет преступление, не раскрывая его признаков (например, ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», ст. 126 УК РФ «Похищение человека»). Она применяется в случаях, когда смысл деяния достаточно ясен в общих чертах без его описания или же, наоборот, его описание сложно, громоздко; – описательная диспозиция, которая включает в себя развернутое описание наиболее существенных признаков преступления, способствующих более правильному применению закона (например, диспозиция ст. 158 УК РФ, предусматривающая ответственность за кражу, указывает на ее основные признаки: «…Кража, то есть тайное хищение чужого имущества»; – ссылочная диспозиция, которая не описывает признаков преступления, а для их установления отсылает к другой статье уголовного закона (например, для признания умышленного вреда здоровью менее тяжким (ст. 112 УК РФ), необходимо установить отсутствие последствий, обозначенных в ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью); – бланкетная диспозиция, которая для установления признаков преступного деяния отсылает к нормативным актам неуголовно-правового характера: инструкции, уставы, положения, приказы, правила и т.п. (например, ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений», ст. 332 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации»; – комбинированная диспозиция. Ссылочные и бланкетные диспозиции носят вспомогательный, технический характер и формулируются в виде простой или описательной диспозиции, имея комбинированную форму, то есть различные вариантысмешанных диспозиций (например, описательная-бланкетная ст. 264, описательная-ссылочная ст. 112 УК РФ).
Санкция правовой нормы содержит указание на ту меру воздействия, которая применяется соответствующи¬ми государственными органами к лицам, нарушающим требование правовой нормы. Санкция – часть статьи Особенной части Уголовного кодекса, в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление. В санкциях выражается характер и степень общественной опасности преступления.
Виды санкций: – абсолютно неопределенная санкция не содержит ука¬зания ни на вид, ни на размер наказания. В действующем УК данный вид отсутствует, но многие международные договоры, посвященные борьбе с преступлениями, имеют такие санкции; – абсолютно определенные санкции устанавливают точ¬ный вид и точный размер наказания. Действующее законодательство не содержит абсолютно-определенных санкций, ибо они не позволяют индивидуализировать наказание в за¬висимости от обстоятельств конкретного преступления и личности виновного. Такая санкция была в ст. 192-2 УК РСФСР 1960 г., в которой посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника при отягчающих обстоятельствах наказывалась смертной казнью; – относительно определенные санкции указывают вид наказания, а также низший и высший пределы.
Они подразделяются на следующие санкции:
а) с максимумом наказания. Например, санкция ч. 1 ст. 128 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар, устанавливает максимум наказания лишением свободы на срок до 3 лет. Минимумом наказания в этом случае является установленный ч. 2 ст. 58 УК РФ низший предел лишения свободы, предусматриваемый уголовным законом в два месяца;
б) с указанием минимального размера наказания. Например, ст. 320 УК КНР предусматривает наказание от трех лет лишения свободы. Максимальный предел этих санкций установ¬лен в статьях Общей части для данного вида наказания. В УК РФ таких санкций нет;
в) санкции с максимумом и минимумом наказания. Например, санкция ст. 131 УК РФ, предусматривающая ответственность за изнасилование, устанавливает наказание лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Именно данная разновидность наиболее распространена в статьях Особенной части УК РФ;
– альтернативные санкции предусматривают несколько возможных видов наказания, предоставляя суду право выбора одного из двух либо трех основных видов наказания. Например, кража (ч. 1 ст. 158 УК РФ) наказывается: штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет;
– куму¬лятивные санкции (выделяются проф. Ю.М. Ткачевским) предусматривают возможность обязательного назначения как основного, так и дополнительного наказания. Например, санкция ч.2 ст.175 УК РФ (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
– отсылочные санкции не содержат указание на вид и размер наказания, отсылая к санкциям других статей уголовного закона. Такие санкции были, например, в ст. 101 УК РСФСР 1960 г. (преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, наказывались по статьям второй главы УК РСФСР).
В УК РФ много альтернативных санкций, в том числе предусматри¬вающих штраф или лишение свобо¬ды. По мнению Л.Д. Гаухмана, это равнозначно допустимости замены одного из этих видов наказания другим и, следова¬тельно, нарушению установленного в ст. 4 УК принципа равенства граждан перед законом независимо от имущественного положения.
Для законопроектных работ в направлении изменений и дополнений УК РФ характерно стремление ужесточить действующие санкции многих уголовно-правовых норм, притом, что судебная практика далеко не исчерпала и не исчерпывает карательных возможностей действующих санкций.
Дальнейший путь развития россий¬ского уголовного законодательства–исключение из норм Особенной час¬ти УК всех санкций и перенесение их в Общую часть. Это может быть достигнуто посредством дифферен¬циации преступлений не на четыре категории, как сейчас в УК РФ (ст. 15), а на 15 – 25 или более катего¬рий и установления санкций за со¬вершение преступлений каждой из этих категорий. В статьях же Осо¬бенной части УК вместо текста сан¬кций после диспозиции каждой ста¬тьи, состоящей из одной части, или части статьи, состоящей из двух или более частей, достаточно указания номера категории преступлений.
Воплощение предлагаемой новации будет иметь многостороннее значение. Во-первых, в УК наглядно высветит¬ся государственно-правовая оценка соотношения степени тяжести пре¬ступлений и косвенно – сущность социально-экономической формации: чьи именно интересы и как строго охраняет уголовное право.
Во-вто¬рых, такая наглядность сделает до¬ступным для всех граждан уяснение степени опасности каждой категории преступлений, выраженной в воле законодателя, что послужит повыше¬нию уровня правосознания населения и, следовательно, возрастанию эф¬фективности предупредительной роли уголовного законодательства.
В-тре¬тьих, это примерно наполовину уменьшит текст Особенной части УК.
В-четвертых, такое нововве¬дение повысит степень усвоения и знания санкций специалистами и, соответственно, будет способствовать законному и обоснованному применению их судом (в частности, при¬сяжных заседателей).

Читайте также:  Правила устройства водяного теплого пола

Понятие и структура уголовно-правовой нормы. Виды диспозиций и санкций.
Уголовно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам данных общественных от¬ношений юридические права и возлагающее на них юри¬дические обязанности. Нарушение или несоблюдение этих норм влечет за собой применение мер государственного при¬нуждения в виде уголовного наказания. Уголовно-правовые нормы отражаются (формулируются) в статьях УК РФ.
Статья Уголовного кодекса – это письменная форма выражения уголовно-правовой нормы. Причем уголовно-правовая норма и статья уголовного закона могут не совпадать между собой.
Можно выделить следующие варианты соотношения нор¬мы и статьи закона: 1. Уголовно-правовая норма содержится в одной статье закона (или одна статья содержит одну норму). Примером может служить ст. 109 УК, содержащая одну норму о при¬чинении смерти по неосторожности. 2. Уголовно-правовая норма формулируется в несколь¬ких статьях УК. Например, норма об умышленном убийстве формулируется законодателем в четырех статьях УК РФ – 105, 106, 107, 108. 3. Одна статья УК содержит две (и более) уголовно-пра¬вовые нормы. Так, ст. 204 УК «Коммерческий подкуп» содер¬жит одновременно норму о незаконной передаче взятки и незаконном получении взятки должностными лицами ком¬мерческих и иных негосударственных организаций.
Применение уголовного закона предполагает пре¬жде всего знание его структуры. Под структурой уголовного законаследует понимать подчиненную определенным техническим правилам фор¬му выражения в нем законодательной воли. Правовые нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.
Под гипотезой понимают тот элемент правовой нор¬мы, где определяются условия, при которых применяется определенное правило поведения.
Структура статей Общей и Особенной частей уголовного закона различна. Так, в статьях Общей части не выделяются диспозиция и санкция, без которых не могут существовать нормы Особенной части УК.
Существует мнение,что гипотеза, то есть условие выполнения данной уголовно-правовой нормы, в статьях Особенной части УК отсутствует. Она является общей для всех статей Особенной части, вытекающей из ст. 8 УК, которая устанавливает основание уголовной ответственности. Некоторые из статей Общей части УК включают в себя гипотезу. К таковым следует отнести, например, статьи, предусматривающие условное осуждение (ст. 73), давность привлечения к уголовной ответственности (ст. 78) и давность исполнения обвинительного приговора (ст. 83), судимость (ст. 86) и др.
Статьи Особенной части УК состоят из диспозиции и санкции.
Диспозиция – часть статьи Особенной части Уголовного кодекса, в которой указываются обязательные объективные и субъективные признаки состава преступления.
По характеру построения и содержанию выделяют следующие виды диспозиций: – простая диспозиция, которая лишь называет преступление, не раскрывая его признаков (например, ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», ст. 126 УК РФ «Похищение человека»). Она применяется в случаях, когда смысл деяния достаточно ясен в общих чертах без его описания или же, наоборот, его описание сложно, громоздко; – описательная диспозиция, которая включает в себя развернутое описание наиболее существенных признаков преступления, способствующих более правильному применению закона (например, диспозиция ст. 158 УК РФ, предусматривающая ответственность за кражу, указывает на ее основные признаки: «…Кража, то есть тайное хищение чужого имущества»; – ссылочная диспозиция, которая не описывает признаков преступления, а для их установления отсылает к другой статье уголовного закона (например, для признания умышленного вреда здоровью менее тяжким (ст. 112 УК РФ), необходимо установить отсутствие последствий, обозначенных в ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью); – бланкетная диспозиция, которая для установления признаков преступного деяния отсылает к нормативным актам неуголовно-правового характера: инструкции, уставы, положения, приказы, правила и т.п. (например, ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений», ст. 332 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации»; – комбинированная диспозиция. Ссылочные и бланкетные диспозиции носят вспомогательный, технический характер и формулируются в виде простой или описательной диспозиции, имея комбинированную форму, то есть различные вариантысмешанных диспозиций (например, описательная-бланкетная ст. 264, описательная-ссылочная ст. 112 УК РФ).
Санкция правовой нормы содержит указание на ту меру воздействия, которая применяется соответствующи¬ми государственными органами к лицам, нарушающим требование правовой нормы. Санкция – часть статьи Особенной части Уголовного кодекса, в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление. В санкциях выражается характер и степень общественной опасности преступления.
Виды санкций: – абсолютно неопределенная санкция не содержит ука¬зания ни на вид, ни на размер наказания. В действующем УК данный вид отсутствует, но многие международные договоры, посвященные борьбе с преступлениями, имеют такие санкции; – абсолютно определенные санкции устанавливают точ¬ный вид и точный размер наказания. Действующее законодательство не содержит абсолютно-определенных санкций, ибо они не позволяют индивидуализировать наказание в за¬висимости от обстоятельств конкретного преступления и личности виновного. Такая санкция была в ст. 192-2 УК РСФСР 1960 г., в которой посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника при отягчающих обстоятельствах наказывалась смертной казнью; – относительно определенные санкции указывают вид наказания, а также низший и высший пределы.
Они подразделяются на следующие санкции:
а) с максимумом наказания. Например, санкция ч. 1 ст. 128 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар, устанавливает максимум наказания лишением свободы на срок до 3 лет. Минимумом наказания в этом случае является установленный ч. 2 ст. 58 УК РФ низший предел лишения свободы, предусматриваемый уголовным законом в два месяца;
б) с указанием минимального размера наказания. Например, ст. 320 УК КНР предусматривает наказание от трех лет лишения свободы. Максимальный предел этих санкций установ¬лен в статьях Общей части для данного вида наказания. В УК РФ таких санкций нет;
в) санкции с максимумом и минимумом наказания. Например, санкция ст. 131 УК РФ, предусматривающая ответственность за изнасилование, устанавливает наказание лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Именно данная разновидность наиболее распространена в статьях Особенной части УК РФ;
– альтернативные санкции предусматривают несколько возможных видов наказания, предоставляя суду право выбора одного из двух либо трех основных видов наказания. Например, кража (ч. 1 ст. 158 УК РФ) наказывается: штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет;
– куму¬лятивные санкции (выделяются проф. Ю.М. Ткачевским) предусматривают возможность обязательного назначения как основного, так и дополнительного наказания. Например, санкция ч.2 ст.175 УК РФ (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
– отсылочные санкции не содержат указание на вид и размер наказания, отсылая к санкциям других статей уголовного закона. Такие санкции были, например, в ст. 101 УК РСФСР 1960 г. (преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, наказывались по статьям второй главы УК РСФСР).
В УК РФ много альтернативных санкций, в том числе предусматри¬вающих штраф или лишение свобо¬ды. По мнению Л.Д. Гаухмана, это равнозначно допустимости замены одного из этих видов наказания другим и, следова¬тельно, нарушению установленного в ст. 4 УК принципа равенства граждан перед законом независимо от имущественного положения.
Для законопроектных работ в направлении изменений и дополнений УК РФ характерно стремление ужесточить действующие санкции многих уголовно-правовых норм, притом, что судебная практика далеко не исчерпала и не исчерпывает карательных возможностей действующих санкций.
Дальнейший путь развития россий¬ского уголовного законодательства–исключение из норм Особенной час¬ти УК всех санкций и перенесение их в Общую часть. Это может быть достигнуто посредством дифферен¬циации преступлений не на четыре категории, как сейчас в УК РФ (ст. 15), а на 15 – 25 или более катего¬рий и установления санкций за со¬вершение преступлений каждой из этих категорий. В статьях же Осо¬бенной части УК вместо текста сан¬кций после диспозиции каждой ста¬тьи, состоящей из одной части, или части статьи, состоящей из двух или более частей, достаточно указания номера категории преступлений.
Воплощение предлагаемой новации будет иметь многостороннее значение. Во-первых, в УК наглядно высветит¬ся государственно-правовая оценка соотношения степени тяжести пре¬ступлений и косвенно – сущность социально-экономической формации: чьи именно интересы и как строго охраняет уголовное право.
Во-вто¬рых, такая наглядность сделает до¬ступным для всех граждан уяснение степени опасности каждой категории преступлений, выраженной в воле законодателя, что послужит повыше¬нию уровня правосознания населения и, следовательно, возрастанию эф¬фективности предупредительной роли уголовного законодательства.
В-тре¬тьих, это примерно наполовину уменьшит текст Особенной части УК.
В-четвертых, такое нововве¬дение повысит степень усвоения и знания санкций специалистами и, соответственно, будет способствовать законному и обоснованному применению их судом (в частности, при¬сяжных заседателей).

Ссылка на основную публикацию