Что такое сальдо на начало периода

Исходящее и входящее сальдо

Также существуют такие виды сальдо:

  • начальное (входящее) сальдо – это такое сальдо, которое фиксируется на начало отчетного периода в качестве итога хозяйственной деятельности организации за предшествующий месяц, год или иной любой срок;
  • конечное (исходящее) сальдо. В этом случае подразумевается результат движений по счету на конец отчетного периода;

Противоположной ситуацией с внешнеэкономической торговлей выступает отрицательное сальдо. Как уже отмечалось, данный показатель демонстрирует превышение импорта над экспортом. Отрицательное сальдо еще называют дефицитом. Такой показатель способствует девальвации местной валюты, что, помимо прочего, повышает интенсивность инфляции.

Пример расчета

На рисунке представлен платежный документ за электроэнергию. В бланке соблюдены все требования законодательства. По показаниям счетчиков (индивидуального и общедомового) определена сумма за потребленную электроэнергию в расчетном периоде.

Строка с суммой к оплате вычисляется по формуле: задолженность за предыдущие периоды (69,35 руб.) + сумма начисления в расчетном периоде (767,54 руб.) + перерасчеты (0) &#8212, поступившая оплата (500 руб.) = 336,89 руб.

Строка с суммой к оплате вычисляется по формуле: задолженность за предыдущие периоды (69,35 руб.) + сумма начисления в расчетном периоде (767,54 руб.) + перерасчеты (0) &#8212, поступившая оплата (500 руб.) = 336,89 руб.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

  • На данный электронный адрес уже зарегистрирована учетная запись. Для размещения вопроса на бесплатную юридическую консультацию авторизуйтесь, или воспользуйтесь функцией восстановления пароля.
  • Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на странице первичной бесплатной консультации.
  • В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.

Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!!

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

    В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте – возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

    Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

    Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

    Стоит отметить , что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

    Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

    Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

    Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Сроки и порядок подачи жалобы

    Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

    Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

    Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

    В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

    К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

    Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

    Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

    Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

    Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

    Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

    Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

    Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

    Обращение в суд

    В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

    Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

    С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

    При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

    Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

    Порядок оспаривания решения налоговой службы

    По сути, когда говорят как об обычной, так и об апелляционной жалобе на налоговое решение, имеют в виду обращение в инспекцию, цель которого — оспорить данное решение и/или добиться его отмены. Как мы объяснили, жалоба на решение налогового органа подается, если оно уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности.

    Жалоба оформляется произвольно в письменном виде, подписывается самим заявителем или его представителем. Во втором случае к ней необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия посредника. Подать жалобу можно в налоговую лично, направив по почте либо в виде электронного документа [5] .

    Читайте также:  Вклады на детей в Сбербанке

    На данный момент в ФНС России разработали новый порядок подачи жалобы и новую форму. Однако действовать изменения начнут с 30 апреля 2020 года [6] , а пока оспаривание происходит в прежнем порядке.

    Подготовка жалобы

    Правила, касающиеся содержания жалобы и апелляции, описаны в статье 139.2 НК РФ — они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений. Заявителю нужно:

    • указать Ф. И. О., адрес либо название и адрес компании;
    • обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят, его номер;
    • уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт;
    • обосновать свою позицию;
    • описать суть иска;
    • указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе.

    К тому же в обращении можно обозначить контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым.

    Подготовка документов

    В пакете документов должна быть доверенность, доказывающая полномочия представителя (если жалобу подает он). В остальном жестких требований нет. Поэтому гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей [7] [8] .

    На этом этапе налогоплательщику нужно учесть еще один момент: если в качестве аргументов он хочет использовать документы, которые ранее не направлялись в инспекцию и не рассматривались там, то причины их непредставления должны быть уважительными. Иначе они попросту не будут приняты [9] .

    Подача жалобы в суд или налоговый орган

    Апелляционную жалобу и все документы, собранные по усмотрению заявителя, ему нужно послать в ту инспекцию, акты которой подлежат обжалованию. При этом обращаться необходимо в другие отделы, не связанные с принятием необоснованного решения. ФНС обязана в течение трех дней со дня получения апелляции перенаправить ее (и все дополнительные документы тоже) в вышестоящую инстанцию. Налоговой-оппоненту при этом необходимо устранить все обстоятельства, из-за которых были нарушены права заявителя, и потом оповестить об этом надзорный орган также в течение трех дней [10] . А обычная жалоба сразу направляется в вышестоящую инстанцию.

    Обжалование решений налоговых органов в суде возможно только после досудебного урегулирования. Любопытно, что в отношении актов по камеральной или выездной проверке применимы оба порядка. Предположим, надзорный орган принял жалобу, рассмотрел ее и назначил решение. Однако заявителя оно не устроило — к примеру, обжалованный акт налоговой в результате не был отменен. В этом случае гражданин имеет право обратиться в арбитражный суд, о чем говорится в пункте 2 статьи 138 НК РФ [11] . Туда заявление можно направить в течение трех месяцев, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ.

    К сведению

    Обращение в суд, как и жалоба в вышестоящий налоговый орган, составляется в свободной форме. К обращению также прикладываются подтверждающие документы. Кроме прочего, заявителю потребуется иметь при себе текст необоснованного решения. А если речь идет именно об обжаловании решений и действий/бездействия должностного лица, необходимо предоставить суду еще и уведомление о том, что копия обращения и необходимые доказательства были отправлены указанному лицу [12] .

    Вынесение решения

    Рассмотрев апелляционную жалобу, в вышестоящем органе или другом отделе той же инспекции могут отменить или изменить решение полностью либо частично и принять новое. Однако не факт, что решение изменят — его также вправе отменить, а затем просто закрыть делопроизводство. Третий вариант развития событий таков: после рассмотрения решение не меняется и апелляционная жалоба заявителя не удовлетворяется.

    По итогам рассмотрения обычной жалобы надзорный налоговый орган также может оставить ее без удовлетворения, отменить опротестованный акт и завершить производство по делу либо изменить решение и вынести новое.

    Но, как мы уже выяснили, не всегда удается на этом этапе урегулировать разногласия, и тогда дело передается в суд. Обжалование решения налоговой в арбитражном суде происходит по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.

    Оспорить в судебном порядке можно:

    • акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб;
    • действия/бездействие должностных лиц ФНС;
    • бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.

    При этом вполне уместно будет ходатайствовать о принятии обеспечительных мер, например о приостановлении действия спорного решения [13] . Подать такое ходатайство можно даже в то время, пока дело находится на стадии разбирательства.

    Если суд удовлетворил ходатайство и еще не принял решение по спору, инспекторы не смогут взыскивать с налогоплательщика доначисления, блокировать счета и так далее. Но, конечно, необходимость применения обеспечительной меры придется обосновать, и аргументы должны быть довольно весомыми. Такие меры допускаются, если их непринятие может затруднить или даже сделать невозможным исполнение судебного акта либо если из-за их непринятия будет нанесен значительный ущерб заявителю [14] .

    Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик.

    Безусловно, суд, если сравнивать его с вышестоящим налоговым органом, считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах. Поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство — если, конечно, решение налоговой изначально на самом деле было необоснованным. Между тем, когда спор доходит до суда, существенно увеличиваются затраты — как финансовые (приходится дополнительно оплачивать судебный сбор и издержки), так и временные.

    Вряд ли найдется компания, ни разу не столкнувшаяся со сложностями и спорными моментами, связанными с налоговой службой. Тем не менее налогоплательщику, чьи права были нарушены, следует владеть ситуацией и быть готовым к защите. Конечно, можно попробовать обжаловать решение ИНС самостоятельно, потратив сперва огромное количество времени и сил на поиск и анализ правовой базы, а также правоприменительной практики. Однако даже это не гарантирует того, что решение проблем с налоговой будет найдено. Поэтому в подобной ситуации целесообразно прибегнуть к услугам профессионалов.



    «Действующее налоговое законодательство и нормативная база в целом довольно сложны. К тому же они постоянно подлежат изменениям. Поэтому налогоплательщикам сегодня приходится нелегко. Казалось бы, веди свою деятельность в рамках закона, соблюдай налоговый режим — и проблем с инспекцией не возникнет. Однако на практике так получается не всегда.

    Почему появляются переплаты по налогам

    Переплата может возникнуть по разным причинам. Например, если налоговая по ошибке начислила налог за чужое имущество, а вы уже оплатили квитанцию. Или вы могли поздно узнать о причитающейся льготе — пенсионеры, например, не платят налог на часть имущества, — подаете заявление на льготу и просите пересчитать налог с момента появления права на эту льготу. В обоих случаях после перерасчета появится переплата.

    Когда продаете подаренную квартиру, где даритель — дальний родственник или просто знакомый, можно неправильно рассчитать облагаемую налогом сумму: вычесть можно не 1 млн рублей, а больше, если уже заплатили налог на эту сумму в момент дарения. Другой вариант: подарил близкий родственник, а вы сразу заплатили налог, хотя подарки от близких родственников не облагаются налогом.

    НДФЛ могут переплатить бывшие нерезиденты. Если к концу года окажется, что сотрудник более полугода был нерезидентом, а работодатель не смог вернуть всю переплату, нужно подавать декларацию.

    Есть и более простые случаи переплаты. При уплате налогов онлайн с банковской карты сумма списывается копейка в копейку и переплаты не будет. А если для этого использовать терминал с приемом наличных, уплатить 135 Р без сдачи не получится. Поэтому придется заплатить минимум 150 Р двумя купюрами. Иногда у терминала есть «сдача» — остаток платежа переводится на счет мобильного телефона, но не всегда есть такая опция.

    Еще одна причина — опечатка при вводе. Некоторые системы просят ввести сумму вручную или предлагают ее скорректировать, чтобы уплатить больше или меньше. Если случайно ввести не ту цифру, сумма изменится и может возникнуть переплата.

    Иногда одни и те же налоги уплачивают дважды. Такое может произойти, если два интернет-банка одновременно настроены на автоматическую уплату налогов. Или муж с женой случайно каждый сам по себе оплатили одну и ту же квитанцию онлайн или через терминал. Двойной оплаты точно не будет, если делать это в отделении банка через операциониста. В этом случае на платежке будет информация об уплате — и повторно оплатить ту же квитанцию не получится.

    Обнаруженную переплату можно вернуть или зачесть в счет уплаты налогов в будущем.

    Возвращаем «старый» налог

    В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

    Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

    Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике.

    В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

    Где можно оспорить не устраивающее решение?

    Предприниматель, считающий, что налоговая инспекция своим решением нарушает его законные интересы, вправе обратиться в вышестоящую инстанцию — региональное управление ФНС. Если эта мера не принесет желаемого результата, следующим шагом может явиться иск в арбитражный суд. То есть сразу решать дело в судебном порядке нельзя [3] .

    Обращение в вышестоящий орган ФНС происходит через местную налоговую инспекцию — ту самую, которая составила спорный акт. Именно там находятся все документы, имеющие отношение к делу. Далее местный орган должен передать вашу жалобу в вышестоящую инстанцию.

    В течение какого времени допустимо оспаривание решения налоговой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, когда оно вступает в действие. Согласно НК РФ, этот период составляет 30 дней с момента выдачи акта налогоплательщику [4] . О факте вручения свидетельствует подпись последнего. Если же решение было выслано по почте, датой получения считается шестой день с момента отправки.

    Таким образом, у налогоплательщика есть месяц на то, чтобы обжаловать решение налоговой. Но, если он по какой-либо причине не успел сделать этого в установленный срок, ситуацию еще удастся исправить. Вступившее в силу решение можно оспорить в течение года.

    В зависимости от сроков различают два типа обращения для отмены решения налоговой. Если предприниматель успел отреагировать в течение месяца, он подает в ФНС апелляционную жалобу. В случае оспаривания уже вступившего в силу решения принято говорить об обычной жалобе.


    Жалобу (апелляционную или обычную) вместе с прилагающимся комплектом документов необходимо подать в местную инспекцию лично или онлайн. В течение трех дней ее должны отправить в вышестоящий орган, где будут рассматривать до месяца. В исключительных случаях — если приходится запрашивать дополнительные документы в инспекции или у налогоплательщика — этот срок может быть увеличен еще на 30 дней, но не более [6] .

    Дело N69-КГ15-10. Об оспаривании налогового уведомления, зачете и взыскании излишне уплаченных налога и пеней.

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 10 февраля 2016 г. N 69-КГ15-10

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

    председательствующего Хаменкова В.Б.,

    судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гариповой А.П. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 сентября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2014 года по делу по иску Гариповой А.П. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании налогового уведомления, зачете и взыскании излишне уплаченных налога и пени.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Гариповой А.П. – Шайдуллиной Н.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителей межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Катроновой И.Н., Матвиенко А.А. и Саськовой К.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

    решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных Гариповой А.П. требований об оспаривании налогового уведомления, зачете и взыскании излишне уплаченных налога и пени отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2014 года данное решение суда оставлено без изменения.

    Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года в передаче кассационной жалобы Гариповой А.П. на рассмотрение в судебном заседании президиума этого суда отказано.

    Вступившим в законную силу определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 сентября 2015 года Гариповой А.П. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

    В кассационной жалобе Гарипова А.П. просит указанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии отменить и принять по делу новое решение, которым ее требования удовлетворить.

    Читайте также:  Изменены правила оформления ценников

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2015 года кассационная жалоба Гариповой А.П. с делом переданы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемые судебные акты неправильными и подлежащими отмене.

    Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Гарипова А.П., Гарипов М.М., Гарипов Д.М. и Гарипов М.М. являлись собственниками квартиры общей площадью м 2 и жилой площадью м 2 , расположенной по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон , дом .

    25 июля 2008 года между данными лицами и муниципальным образованием Нефтеюганский район в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района заключен договор безвозмездной передачи указанной квартиры в собственность муниципального образования. В тот же день сторонами этого договора подписан передаточный акт.

    4 марта 2009 года между муниципальным образованием Нефтеюганский район в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района (продавец, собственник) и Гариповой А.П. (покупатель) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон , дом , квартира , общей площадью м 2 и жилой площадью м 2 , .

    Согласно данному договору стоимость квартиры составляет рублей, однако покупатель уплачивает продавцу 10% от стоимости квартиры, то есть рублей.

    Указанные денежные средства в размере рублей Гариповой А.П. муниципальному образованию Нефтеюганский район были переданы.

    Так как доход был получен Гариповой А.П. в натуральной форме, комитет по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района, как налоговый агент, сообщил налоговому органу о невозможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц в размере 323 301 рубля, исчисленный исходя из разницы между стоимостью этой квартиры и переданных по договору денежных средств, которая составляет рублей ( ).

    12 мая 2010 года Гариповой А.П. направлено налоговое уведомление N об уплате налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 323 301 рубля.

    8 сентября 2010 года Гариповой А.П. уплачены недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2009 год (323 301 рубль) и задолженность по пени (10 953, 39 рубля) в сумме 334 254, 39 рублей.

    По разноречивым данным материалов дела в 2012 или 2013 году Гарипова А.П. продала другое жилое помещение, расположенное по адресу: город , микрорайон , дом , квартира и находившееся в ее собственности менее трех лет, за рублей.

    В связи с продажей данной квартиры у Гариповой А.П. образовалась недоимка по налогу на доходы физических лиц (218 400 рублей) и задолженность по пени (8 900 рублей) в сумме 227 300 рублей. Вступившим в законную силу решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 февраля 2015 года с Гариповой А.П. взысканы указанные недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 218 400 рублей и задолженность по пени в размере 8 900 рублей. Решение суда Гариповой А.П. не исполнено.

    Поскольку квартира в марте 2009 года была получена Гариповой А.П. в собственность, хотя и по договору купли-продажи, уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 323 301 рубля, по ее мнению, она не должна.

    В этой связи в январе 2013 года Гарипова А.П. обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 218 400 рублей, в удовлетворении которого ей было отказано.

    15 марта 2014 года Гарипова А.П. обратилась в суд с иском:

    о признании незаконным налогового уведомления от 12 мая 2010 года N об уплате налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 323 301 рубля и восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания этого уведомления;

    о зачете излишне уплаченных 8 сентября 2010 года недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в размере 323 301 рубля и задолженности по пени в размере 10 953, 39 рублей в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 218 400 рублей;

    о взыскании излишне уплаченного 8 сентября 2010 года налога на доходы физических лиц в размере 115 854, 39 рублей (334 254, 39 – 218 400).

    Отказывая в удовлетворении заявленных Гариповой А.П. требований, суд первой инстанции руководствовался пунктом 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что для освобождения Гариповой А.П. от налогообложения необходимо, чтобы денежные средства в размере рублей, составляющие разницу между стоимостью предоставленной ей муниципальным образованием квартиры и переданных ею муниципальному образованию по договору денежных средств, были выплачены непосредственно Гариповой А.П., чего в отношении нее сделано не было.

    Как указал суд первой инстанции, денежные средства в размере 90% от стоимости квартиры ( рублей) были предоставлены Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой муниципальному образованию Нефтеюганский район, а не Гариповой А.П., и являются полученным Гариповой А.П. доходом в натуральной форме.

    Отклоняя довод Гариповой А.П. о бесплатном предоставлении квартиры, суд первой инстанции исходил из того, что квартира приобретена в собственность на основании договора купли-продажи.

    Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился.

    Отклоняя довод Гариповой А.П. о бесплатном предоставлении квартиры, суд апелляционной инстанции исходил из того, что компенсационных выплат она не получала, и данное обстоятельство правового значения для настоящего дела не имеет.

    Ссылка Гариповой А.П. на абзац третий пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не принята во внимание, так как согласно части 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска.

    При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в суде первой инстанции Гарипова А.П. основывала свои требования на другой норме статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и доказательств подачи в налоговый орган уточненной налоговой декларации за 2009 год не представила. Судебная коллегия указала также на отсутствие в материалах дела доказательств предоставления Гариповой А.П. квартиры в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    Кроме того, как установил суд апелляционной инстанции, Гариповой А.П. пропущен установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок для оспаривания налогового уведомления, и оснований для его восстановления не имеется.

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласна и считает их основанными на неправильном толковании норм материального права.

    Как следует из вышеназванного договора купли-продажи жилого помещения от 4 марта 2009 года, этот договор заключен согласно Положению о предоставлении построенных за счет средств местного бюджета жилых помещений в Нефтеюганском районе, утвержденному решением Думы Нефтеюганского района от 28 июня 2007 года N 413, в целях обеспечения Гариповой А.П. соответствующим санитарно-техническим нормам жилым помещением вместо ветхого жилого помещения с неблагоприятными экологическими характеристиками.

    Таким ветхим жилым помещением с неблагоприятными экологическими характеристиками являлось жилое помещение, расположенное по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон , дом , квартира , переданное его собственниками Гариповыми в собственность муниципального образования Нефтеюганский район по договору безвозмездной передачи от 25 июля 2008 года.

    Неблагоприятные экологические характеристики этого жилого помещения выражаются в использовании при строительстве многоквартирного жилого дома утеплителя стеновых панелей с высоким содержанием фенолформальдегидных смол, в результате чего стеновые панели выделяют большое количество ядовитых веществ и канцерогенов.

    Согласно пунктам 1.3 и 6.1 договора купли-продажи Гарипова А.П. переселяется из указанной квартиры в квартиру по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон , дом , квартира , переданное его собственниками Гариповыми в собственность муниципального образования Нефтеюганский район по договору безвозмездной передачи от 25 июля 2008 года.

    Неблагоприятные экологические характеристики этого жилого помещения выражаются в использовании при строительстве многоквартирного жилого дома утеплителя стеновых панелей с высоким содержанием фенолформальдегидных смол, в результате чего стеновые панели выделяют большое количество ядовитых веществ и канцерогенов.

    Согласно пунктам 1.3 и 6.1 договора купли-продажи Гарипова А.П. переселяется из указанной квартиры в квартиру по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон , дом и обязуется в течение тридцати рабочих дней после государственной регистрации данного договора совместно со всеми проживающими с ней лицами сняться с регистрационного учета и освободить квартиру по адресу: район, поселок городского типа , микрорайон дом .

    В соответствии с абзацем третьим пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 205-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде жилого помещения из муниципальной собственности, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

    В силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 205-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” действие положений пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

    Решением Думы Нефтеюганского района от 28 июня 2007 года N 413 утверждено Положение о предоставлении построенных за счет средств местного бюджета жилых помещений в Нефтеюганском районе.

    Согласно данному Положению оно разработано в целях установления порядка и условий распоряжения жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, строительство которого осуществлялось с 2003 года за счет средств местного бюджета, и распространяется на граждан, переселяемых из жилья с неблагоприятными экологическими характеристиками, а также из непригодного для проживания жилья, признанного таковым до 2005 года. Жилой фонд подлежит отчуждению по договорам купли-продажи. Распределение жилья и определение условий договора осуществляется комиссией по жилищным вопросам администрации Нефтеюганского района, решение которой утверждается решением Думы Нефтеюганского района. Предоставление жилья осуществляется на основании распоряжения главы Нефтеюганского района. Денежные средства, поступившие от продажи муниципального жилья, перечисляются на счет бюджета муниципального образования. Граждане, проживающие в домах с неблагоприятными экологическими характеристиками и имеющие в них квартиры на праве собственности, при условии передачи этих квартир в собственность муниципального образования на безвозмездной основе производят оплату за предоставляемое жилое помещение в процентном соотношении от стоимости квадратного метра в зависимости от срока проживания в этом жилье. В частности, если срок проживания более десяти лет, – 10%. В случае отказа граждан от передачи квартир им предоставляется выкупная цена по соглашению сторон. В случае возникновения спора выкупная цена определяется на основании акта независимого оценщика.

    Как видно из материалов дела, указанное Положение принято в связи подпрограммой “Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания”, являющейся составной частью программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” на 2005 – 2015 годы, утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз.

    Таким образом, как следует из установленных по делу обстоятельств, Гариповой А.П., переселяемой из квартиры с неблагоприятными экологическими характеристиками, безвозмездно переданной в собственность муниципального образования, из муниципальной собственности была предоставлена в собственность квартира, пригодная для проживания.

    Тот факт, что квартира предоставлена Гариповой А.П. на основании договора купли-продажи с условием оплаты 10% процентов ее стоимости, о получении ею облагаемого налогом дохода в натуральной форме в виде 90% ее стоимости с учетом безвозмездной передачи квартиры с неблагоприятными экологическими характеристиками в муниципальную собственность свидетельствовать не может.

    Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлены сроки подачи заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, соблюдение которых административным истцом подлежит проверке.

    Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении дела приведенные в настоящем определении обстоятельства не учли, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

    Довод суда апелляционной инстанции о неправомерности ссылки Гариповой А.П. на абзац третий пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации как на новое основание иска является несостоятельным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 6 постановления от 24 июня 2008 года N 11 “О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству” разъяснил, что основанием иска являются фактические обстоятельства, поэтому указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

    Читайте также:  Условия принятия наследства в римском праве

    На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

    решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 сентября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2014 года отменить.

    Дело направить на новое рассмотрение в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в ином составе судей.

    о признании незаконным налогового уведомления от 12 мая 2010 года N об уплате налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 323 301 рубля и восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания этого уведомления;

    Битвы за имущество и землю

    Самые горячие споры обычно разгораются из-за налогов на имущество и землю, отмечают эксперты. В большинстве регионов России оба сбора рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости объекта или участка. В идеале она должна быть близка к рыночной, но так происходит не всегда.

    В Сети можно найти немало жалоб, что налог на квартиру за год вырос в 3—4 раза только из-за кадастровой переоценки. Еще один пример — налоги на участки в одном садоводческом товариществе. Иногда случается, что соседи отчисляют взносы, которые сильно разнятся.

    Стандартный способ снизить налог — оспорить кадастровую стоимость объекта. Это можно сделать с помощью специальных комиссий при Росреестре или в судах.

    Решить вопрос в досудебном порядке удается тем, кто, например, столкнулся с ошибками в расчете долей, поясняет Александр Филимонов. Но в большинстве случаев поможет только суд.

    «Вы должны доказать в суде, что кадастровая стоимость выше рыночной. Поэтому первый шаг, который нужно сделать, — заказать оценку рыночной стоимости объекта. Если оценщики предоставят заключение в соответствии со стандартами оценки, что рыночная стоимость недвижимости значительно ниже кадастровой, тогда это будет основанием начинать какие-то процедуры», — советует Татьяна Кормилицына. Однако, добавляет она, в ходе процесса суд может потребовать провести еще одну экспертизу, за которую тоже придется платить.

    Если разбирательство будет выиграно, все расходы переложат на ответчика, то есть на налоговый орган, напоминает Филимонов. «Это абсолютно рабочий вариант. Суды сейчас достаточно благосклонно смотрят в сторону налогоплательщика», — подчеркивает юрист. Статистика таких судебных разбирательств действительно впечатляет: свыше 97% исков об оспаривании кадастровой стоимости удовлетворяются (данные за 2017 год и первое полугодие 2018-го).

    Остановить тут могут только расходы. Налогоплательщику придется потратиться на услуги оценщиков и юристов. Объем расходов зависит от величины объекта и уровня специалистов. Затраты могут быть и 100 тысяч, и 3 миллиона, говорит собеседник Банки.ру. «Если стоимость объекта значительная, то в этих случаях есть смысл пересматривать кадастровую стоимость объекта и заказывать оценку. Для объектов площадью 100—200 квадратных метров такие вопросы обычно не возникают», — утверждает Александр Беляев. Такие споры дают задел на будущее, не соглашается Александр Филимонов. По его словам, выгоду нужно считать не по итогам одного года, а на горизонте нескольких лет.

    Если вариант с оспариванием кадастровой стоимости не кажется выигрышным, к вопросу снижения налога можно подойти с другой стороны. Например, найти возможность изменить статус объекта или получить льготу, отмечает Беляев.

    «Во-первых, можно повлиять на налоговую базу — изменить назначение земельного участка или объекта. Во-вторых, снизить саму ставку, изменив статус налогоплательщика», — поясняет юрист.

    В России от уплаты имущественного налога освобождены, в частности, пенсионеры и инвалиды. Приобретение такого статуса позволяет претендовать на льготу. Прием с изменением назначения объекта пригодится владельцам апартаментов. Ставка налога по ним выше, чем на жилье.

    Остановить тут могут только расходы. Налогоплательщику придется потратиться на услуги оценщиков и юристов. Объем расходов зависит от величины объекта и уровня специалистов. Затраты могут быть и 100 тысяч, и 3 миллиона, говорит собеседник Банки.ру. «Если стоимость объекта значительная, то в этих случаях есть смысл пересматривать кадастровую стоимость объекта и заказывать оценку. Для объектов площадью 100—200 квадратных метров такие вопросы обычно не возникают», — утверждает Александр Беляев. Такие споры дают задел на будущее, не соглашается Александр Филимонов. По его словам, выгоду нужно считать не по итогам одного года, а на горизонте нескольких лет.

    Процессуальные сроки

    Заявление о возврате переплаченного налога с начисленными на его сумму процентами разрешается подать в ИФНС в течение трех лет. Порядок исчисления данного срока зависит от основания возникновения переплаты.

    Например, при переплате налога по вине плательщика трехлетний срок начинает исчисляться со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). В случае принудительной уплаты налога срок на подачу заявления исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

    Пропуск трехлетнего срока не лишает плательщиков права на возврат переплаты и процентов по ней. Данный срок установлен лишь для возврата налогов/процентов через ИФНС без обращения в суд.

    Поэтому если плательщик не обратился в инспекцию за возвратом налогов и процентов в течение трех лет, он может потребовать их взыскания в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).

    Момент, с которого плательщик должен узнать о нарушении своего права на возврат налогов и процентов, определяется судами по-разному. Все зависит от причин, по которым налогоплательщик допускает переплату налога, а также от наличия у плательщика возможности для правильного исчисления налога.

    Зачастую таким моментом суды признают не день уплаты налога, а день получения справки налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом (Постановление АС Уральского округа от 14.03.2017 № А76-12783/2016, Постановление АС Уральского округа от 17.06.2016 № Ф09-6580/16).

    Если плательщик решит взыскать налог и проценты путем оспаривания действий или решений ИФНС (решение об отказе в возврате), то в отношении таких требований будет действовать срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ. Данный срок составляет всего три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав.

    Зачастую таким моментом суды признают не день уплаты налога, а день получения справки налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом (Постановление АС Уральского округа от 14.03.2017 № А76-12783/2016, Постановление АС Уральского округа от 17.06.2016 № Ф09-6580/16).

    Сроки возврата и почему налоговая их нарушает

    Возврат переплаты на расчетный счет компании в установленные законом сроки — это идеальная картина, которая в реальной жизни встречается редко. Деньги либо приходят с опозданием, либо вовсе не доходят до компании, так как:

    • инспекция потеряла заявление или по какой-то причине не одобряет переплату;
    • если есть задолженность, которую можно зачесть в счет переплаты – налоговая вначале произведет зачет (п. 6 ст. 78 НК РФ), а потом в лучшем случае пришлет остаток или сообщит, что указанной в заявлении на возврат суммы переплаты у компании нет.

    Заставить инспекторов работать в рамках закона и даже наказать их за нерасторопность – вполне возможно. Так, в своей практике обслуживания клиентов мы в принципе не допускаем возникновение переплат. Если переплата возникла по вине предыдущего бухгалтера (до перехода компании на наше обслуживание) – мы выявляем и возвращаем ваши деньги в оборот, отслеживая предельные сроки процедурных моментов. (см. таблицу).

    Таблица. Сроки процедурных моментов возврата

    Принятие решения о возврате излишне уплаченного налога

    Дата подачи налогоплательщиком заявления о возврате

    10 рабочих дней

    п. 8 ст. 78 НК РФ

    Сообщение в адрес налогоплательщика о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты

    Дата принятия решения

    п. 9 ст. 78 НК РФ

    Возврат на расчетный счет налогоплательщика

    Дата подачи налогоплательщиком заявления о возврате

    п. 6 ст. 78 НК РФ

    Отметим, что месяц – общий срок возврата. Как правило, мы называем клиентам точные сроки, так как регулярно проводим сверки с налоговой. Мы никогда не приступаем к процедуре возврата, не проведя в налоговой все необходимые зачеты.

    Сообщение в адрес налогоплательщика о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты

    Можно сразу обращаться в суд за излишне взысканными страховыми взносами

    Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Эта тема актуальна для любого налогоплательщика, чьи права были нарушены решением налоговой инспекции о взыскании налогов, страховых взносов и т. п.

    Отдельно обращаем на данную статью внимание индивидуальных предпринимателей, которые находятся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (при существенных оборотах), вследствие чего должны уплачивать фиксированные страховые взносы в размере 1% от дохода. Особенно материал актуален для тех из них, кто сталкивается с налоговиками, не желающими учитывать судебные решения о том, как правильно рассчитывать такие взносы.

    Решение, благоприятное для налогоплательщиков, вынес ВС РФ.

    Статья 79 НК РФ регламентирует возврат налогоплательщику излишне взысканных с него налогов и других платежей, в том числе страховых взносов. Правда, прописанный в ней порядок не позволяет налогоплательщику рассчитывать на оперативный возврат соответствующих средств, если налоговики вообще согласятся их вернуть. Однажды обозначив какие-то основания для взыскания, свою ошибку они признают неохотно.

    Налогоплательщику бывает проще сразу обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканных сумм. Но имеет ли он на это право, не надо ли сначала разобраться с налоговой, пусть ее позиция и абсолютно ясна?

    Из Определения Судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2020 № 301-ЭС20-5798 стало понятно, что такое право у налогоплательщика есть.

    Добился этого решения именно предприниматель на УСНО, у которого были излишне взысканы фиксированные страховые взносы. Точнее, налоговики выставили предпринимателю требование, а он его исполнил. Но, не согласившись с этим требованием по сути, обратился в суд, не даже требуя от налоговой возврата. Ведь исход спора с налоговиками в данном случае был очевиден, что, собственно, показала и история судебных разбирательств.

    Эта тема актуальна для любого налогоплательщика, чьи права были нарушены решением налоговой инспекции о взыскании налогов, страховых взносов и т. п.

    Оспаривание решения налоговой: что предпринять для признания его недействительным

    Результаты налоговой проверки далеко не всегда удовлетворительны для предпринимателя. Но иногда акты составляются и вовсе с нарушением прав налогоплательщика. Если есть основания предполагать такое, можно оспорить решение налогового органа и добиться, чтобы его признали недействительным. В статье подробно расскажем о том, как это сделать. Узнайте, какие существуют способы обжалования решения налоговой и в каких случаях они применимы.


    Выполняя очередную проверку, налоговая инспекция может обнаружить нарушения и обязать плательщика устранить их, что будет отражено в акте. Но иногда решения неправомерны. Налоговики, как и все люди, могут ошибаться, а порой осознанно злоупотребляют своими полномочиями. В подобных случаях закон защищает интересы бизнеса. НК РФ, а конкретно раздел VII и статья 138, предусматривает оспаривание решения налоговой, если оно нарушает права плательщика.

    Ошибка в налоговом уведомлении

    Гражданам не обязательно вести расчеты самостоятельно, этим занимается Федеральная налоговая служба (ФНС). Но проверять расчеты ФНС стоит, человеческий фактор никто не отменял, запросто могут быть ошибки, например, применить не правильный коэффициент. В большинстве случаев, ошибки получаются не в пользу налогоплательщиков. Также по ошибке могут учесть объекты недвижимости, владельцем которых вы уже не являетесь. Часто решить проблему становится возможным через споры, подробнее порядок обжалования актов налоговых органов по ссылке на нашем сайте.

    Объекты налогообложения

    К объектам налогообложения относятся:

    • единый недвижимый комплекс, представленный несколькими объектами, обладающих одинаковым назначением;
    • дома, используемые в качестве места постоянного проживания;
    • квартиры в многоэтажках;
    • комнаты в общежитии или коммуналке;
    • дачные дома;
    • гаражи или другие строения, оформленные на гражданина;
    • специальные парковочные места для машин;
    • объекты незавершенного строительства.

    Основным условием налогообложения является факт правильно оформленного имущества и наличия свидетельства о собственности.

    Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:


    Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:

    Добавить комментарий