Административные нарушения и наказания

Ответственность и наказание в административном праве

Административная ответственность– это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Основанием для возникновения административной ответственности служит совершение лицом административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления меньшей степенью общественной опасности.

Привлечение к административной ответственности состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.

Законодательством установлены следующие виды административных наказаний:

1) Предупреждение – применяется за совершение незначительных административных нарушений и по отношению к лицам, хорошо зарекомендовавшим себя на работе и в быту. Данное взыскание налагается путем вынесения письменного постановления компетентным государственным органом или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера), выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

2) Штраф– денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф – наиболее типичная мера административного взыскания.

3) Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.Состоит в его принудительном изъятии, реализации и последующей передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом соответствующих расходов по реализации изъятого предмета (н-р, нарушение правил перевозки огнестрельного оружия гражданами имеющими разрешение органов милиции на хранение оружия, может повлечь за собой такую меру воздействия).

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административной ответственности – это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискация назначается только судьей.

5) Лишение специального права,предоставленного конкретному гражданину (права управления транспортными средствами) применяется на срок от 1 месяца до 2 лет за грубое (н-р, управление а/м в состоянии опьянения) или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

6) Административный арест предусматривается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (н-р, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима Чрезвычайного Положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций до 30 суток. Арест накладывается судом. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, моложе 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.

7) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях предусмотренных законодательством РФ – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

8) Дисквалификация –заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3-х лет.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при его длящемся характере – двух месяцев со дня его обнаружения. По некоторым проступкам (н-р, нарушение антимонопольного законодательства о рекламе, финансирование терроризма, о внутренних морских водах и т.д.) по истечении 1 года со дня совершения правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Административная ответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершенного правонарушения.

Применение мер административного наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.

Субъектами административной ответственности могут быть:

а) граждане, достигшие 16 летнего возраста;

б) должностные лица (т.е. руководители, полномочные принимать юридически властные решения), подлежащие административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

в) предусматривается административная ответственность юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах своей компетенции и полномочия органами государственного управления (должностными лицами) в отношении граждан и организаций не подчиненных им по службе.

К этим органам относятся:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии;

3) различные органы надзора и инспекции (н-р, органы пожарного надзора, Госавтоинспекция и т.д.)

Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

Установлен десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам – срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Тема 9: Экологическое право.

1. Понятие и источники экологического права.

а) граждане, достигшие 16 летнего возраста;

Что это такое

Понятие и виды административных санкций раскрыты в главе 3 КоАП РФ.

Использование любых мер ответственности по КоАП РФ происходит по итогам процедуры, каждый этап которых подробно зафиксирован кодексом.

В перечень возможных видов наказания входят:

  • штраф в денежной сумме – является основной, и наиболее распространенной мерой ответственности;
  • обязательные работы – заключаются в принудительном осуществлении трудовой деятельности на безвозмездной основе;
  • арест – подразумевает временное ограничение свободы с содержание в спецучреждении МВД;
  • предупреждение – может применяться за совершение малозначительных проступков, либо в качестве замены штрафа.

Дисквалификация используется для наказания лиц, имеющих специальные звания, полномочия и функции. Нарушение ПДД может повлечь лишение права управления автотранспортом на определенный срок. Также лишение специальных прав происходит по иным составам особенной части КоАП РФ, если нарушение связано со злоупотреблением указанным правом или несоблюдением правил его использования.

В отношении юридических лиц и предпринимателей может использоваться приостановление деятельности – это связано с нарушением регламентированных правил выполнения работ или оказания услуг, несоблюдением предписаний в сфере охраны труда или иных отдельных видов деятельности.

Для иностранных граждан, либо субъектов без гражданства, может грозить принудительное выдворение за пределы РФ. Оно происходит путем принудительного добровольного контролируемого перемещения через границу страны. В отношении предметов, объектов и орудий правонарушения может применяться конфискация – она заключается в изъятии имущества в пользу государства, либо в уничтожении вещей, запрещенных к обороту.

Для иностранных граждан, либо субъектов без гражданства, может грозить принудительное выдворение за пределы РФ. Оно происходит путем принудительного добровольного контролируемого перемещения через границу страны. В отношении предметов, объектов и орудий правонарушения может применяться конфискация – она заключается в изъятии имущества в пользу государства, либо в уничтожении вещей, запрещенных к обороту.

Административное наказание: понятие, признаки и виды

Административное наказание (мера административной ответственности) – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

I. По видам применяемых санкций

Административное правонарушение

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

Признаки административных правонарушений:

  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность — деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния — наступление административной ответственности.
  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность — деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния — наступление административной ответственности.

Основные отличия обновлённого Кодекса об административных нарушениях

Прежде всего, в новом КоАП сокращается число административных правонарушений. Так, с 1 января 2021 года не подлежат исполнению уже вынесенные решения о привлечении к административной ответственности за те правонарушения, которые не были включены в новый вариант кодекса.

Изменения Кодекса об административных правонарушениях коснутся также сокращения предельного срока назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 часов в действующей редакции.

Теперь, согласно новой редакции документа, обязательные работы предлагается не назначать:

беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов,

одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп,

лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, в том числе за ребенком-инвалидом.

Важный момент обновленного кодекса, который предполагает расширение возможности конфискации. Согласно новому документу она может быть распространена “не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

В числе таких предметов – маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.

До 1 января 2022 года регионы обяжут привести местный КоАП в соответствие с новым федеральным кодексом.

Изменения в будущий КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях могут вноситься лишь при наличии отзывов правительства РФ.

Штрафы за превышение скорости могут вырасти в шесть раз

Согласно проекту нового КоАП, за попытку скрыться может грозить штраф 40 тыс. рублей и лишение прав на два-три года

Новая редакция Кодекса об административных нарушениях РФ ужесточает наказание за превышение скорости, систематические нарушения ПДД, отказ от медосвидетельствования и остановки по требованию полицейского, а также за попытку скрыться.

Административное наказание и его виды

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.

От административного наказания необходимо отличать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: административное задержание (на срок не более трех часов, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ); личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; привод и др.

Указанные меры применяются в предусмотренных законом случаях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя и т.п. Административное же наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Он может быть изменен или дополнен только путем внесения изменений в данную статью.

К видам административных наказаний относятся:

  • 1) предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме;
  • 2) административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В КоАП РФ определен минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать 5000 руб.; в отношении должностных лиц – 50 тыс. руб.; в отношении юридических лиц – 1 млн руб. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.
Читайте также:  Топ-5 мультивалютных карт российских банков

Административный штраф является наиболее распространенной мерой административного наказания: он предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части КоАП РФ, а также в законах субъектов РФ об административных правонарушениях;

  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это вид административного наказания имущественного характера, может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении такого орудия в федеральную собственность или собственность субъекта РФ;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права на управление транспортным средством), назначается только судьей. Срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет;
  • 6) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначается судьей на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до 30 суток.

Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и потому может назначаться лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (например, за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, мелкое хулиганство и др.). Административный арест не применяется к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним лицам; инвалидам I и II групп;

  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу РФ за пределы России либо в контролируемом их самостоятельном выезде;
  • 8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет;
  • 9) административное приостановление деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей производится на основании решения суда на срок до 90 суток. Это относительно новая мера административной ответственности, введенная в действие 12 августа 2005 г. Административное приостановление деятельности применяется при угрозе жизни или здоровью людей в случаях, предусмотренных в ст. 3.12 КоАП РФ.

Из приведенного перечня видов административных наказаний, в отношении юридического лица могут применяться только перечисленные в п. 1–4, 9.

При назначении соответствующего вида наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, в отношении граждан – личность виновного.

О совершении административного правонарушения и применении мер административного наказания соответствующим органом выносится постановление. Такое постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, если иной срок не установлен в законе.

Указанное постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему органу или должностному лицу и (или) в суд.

В КоАП РФ для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков установлен годичный срок погашения административного наказания.

В отличие от уголовного наказания, которое может быть назначено только по приговору суда, система органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, характеризуется множественностью и многообразием субъектов.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах их компетенции:

  • 1) судами общей юрисдикции (мировыми судьями) и арбитражными судами;
  • 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • 3) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, например, такими как органы внутренних дел, налоговые, таможенные органы, федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, органы федеральной антимонопольной службы и др.;
  • 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;
  • 5) должностными лицами, указанными в гл. 23 КоАП РФ.

В заключение необходимо отметить, что административная ответственность применяется вне рамок служебного подчинения субъектами судебной и исполнительной власти. Это обстоятельство отличает административную ответственность от дисциплинарной, регулируемой нормами трудового права. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя и судимости (в отличие от уголовного наказания).

Из приведенного перечня видов административных наказаний, в отношении юридического лица могут применяться только перечисленные в п. 1–4, 9.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет наложения судимости, и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный штраф – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения гражданин может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации по решению суда. Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.


Административное наказание — серьезный вопрос

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Административное наказание: понятие и виды 460 руб.
  • Реферат Административное наказание: понятие и виды 230 руб.
  • Контрольная работа Административное наказание: понятие и виды 220 руб.

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права. Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности. Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 – 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Административный штраф, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из основных видов административных наказаний, устанавливается за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, может применяться – как в судебном, так и в административном порядке – и к физическим, и к юридическим лицам (статья 3.2 и часть 1 статьи 3.3); будучи денежным взысканием, административный штраф, по общему правилу, выражается в рублях, не должен быть менее ста рублей и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных в том числе статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 данного Кодекса, – трехсот тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей 5.38, частями 1 – 4 статьи 20.2, статьями 20.2.2 и 20.18 данного Кодекса, – шестисот тысяч рублей (части 1 и 2 статьи 3.5).

Комментарий к Статье 3.2 КоАП РФ

1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см. комментарий к ст. 3.12).

КоАП устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных Гражданского кодекса (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение – это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2.8) и т.д.

2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.

Данное положение согласовано с пунктом “к” статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Читайте также:  Скачать образец договора залога имущества

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП).

Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП).

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

Административные иски

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

§ 1. Понятие и элементы административного иска. Виды
административных исков

1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск – категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие “административный иск”. Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.
Административный иск – обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
С административным иском могут обратиться:
а) частные субъекты (граждане, юридические лица);
б) публичные субъекты, которые в случаях, предусмотренных законом, наделены полномочиями требовать в судебном порядке исполнения публично-правовых обязанностей, а также иными полномочиями, реализация которых возможна исключительно в судебной процедуре.
Административный иск как процессуальную конструкцию следует отличать от административного искового заявления как документа. Во-первых, административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях). Во-вторых, административный иск – категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться); напротив, административное исковое заявление – категория статичная (будучи однажды поданным в суд первой инстанции, оно приобщается к материалам судебного дела и остается неизменным, даже если сам административный иск претерпевает изменения).
2. Элементы административного иска. Элементы административного иска – это его составные части, которые характеризуют существо конкретного административного иска, его правовую природу.
Элементы административного иска – это то, что позволяет его индивидуализировать. Как известно, процессуальный закон (как в гражданском, так и в административном судопроизводстве) не допускает повторного рассмотрения тождественных исков. Именно совокупность элементов административного иска используется законодателем для определения тождественности (см. п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194, п. 4 ч. 1 ст. 196 КАС, п. 1 ч. 1 ст. 148, п. 2, 3 ч. 1 ст. 150 АПК).
Итак, к элементам административного иска следует относить:
1) предмет административного иска – материально-правовое требование административного истца к административному ответчику.
Предмет административного иска включает в себя:
а) предмет спора – то, по поводу чего возник конкретный правовой спор.
Предметом спора могут быть деньги (при взыскании обязательных платежей и санкций), конкретные юридические факты (например, результаты определения кадастровой стоимости – при их оспаривании), властные решения, действия, бездействие (при заявлении требования о признании таких решений, действий, бездействия незаконными) и т.д.;
б) способ защиты публичных прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 КАС к таким способам относятся требования:
– о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
– о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
– об обязании административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
– об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
– об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
В отличие от гражданского законодательства, предусматривающего, что способы защиты гражданских прав устанавливаются законом (ст. 12 ГК), в административном судопроизводстве законодатель допускает возможность использования также и способов, прямо законом не предусмотренных (ч. 2 ст. 124 КАС);
2) основание административного иска – юридические факты, которыми административный истец обосновывает свое материально-правовое требование.
От основания административного иска необходимо отличать доказательства как фактические данные, которые используют для подтверждения наличия или отсутствия фактов;
3) субъектный состав участников материально-правового спора (административный истец и административный ответчик).
Изначально субъектный состав определяется административным истцом при подаче административного искового заявления. Однако в последующем он может корректироваться по основаниям, установленным законом (например, при процессуальном правопреемстве или при замене ненадлежащего административного ответчика).
3. Виды административных исков. Административные иски можно классифицировать по различным основаниям.
Непосредственно в КАС исходя из характера материально-правового требования выделяются, в частности, административные иски:
– о признании нормативного правового акта недействующим;
– об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
– о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка;
– об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
– о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;
– о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами;
– о прекращении деятельности средств массовой информации;
– о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и др.
По процессуальной цели административные иски можно разделить на:
1) административные иски о признании – иски, в которых административный истец просит подтвердить наличие (отсутствие) спорного публичного правоотношения, признать за ним спорное публичное право, установить наличие (отсутствие) полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо констатировать несоответствие акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
Судебное решение, принятое по административному иску о признании, не воздействует на спорное материальное правоотношение, не влечет возникновения новых материальных правоотношений, не разрешает вопросы о применении административных ограничений в отношении физических лиц либо об ограничении правосубъектности организаций. Цель, которую преследует административный истец, предъявляя такие иски, не связана с возложением на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия, принять решение. Все, чего добивается административный истец, – это лишь констатация определенной правовой “статики” – разрешение вопроса о наличии (отсутствии) публичного права, правоотношения или полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо разрешение вопроса о несоответствии акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
В случае если судом будет принято решение об удовлетворении административного иска о признании, оно не подлежит исполнению – его правовой эффект состоит уже в самом факте такой судебной констатации. Соответственно, не возникает и необходимости в добровольном или принудительном исполнении такого судебного акта. В то же время необходимо учитывать, что в некоторых случаях процессуальный закон позволяет суду выйти за пределы исковых требований. Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС). Такой подход законодателя не ставит под сомнение саму конструкцию административных исков о признании – здесь важно понимать, что дискреционное полномочие, которым закон наделяет суд, по сути, означает лишь право последнего инициировать самостоятельное исковое требование помимо воли административного истца.
Административные иски о признании подразделяют на:
а) положительные – иски, в которых требование сводится к подтверждению спорного публичного права (правоотношения) либо полномочий определенного публичного органа;
б) отрицательные – иски, в которых требование сводится к установлению факта отсутствия спорного публичного права (правоотношения), полномочий определенного публичного органа либо к констатации несоответствия акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту;
2) административные иски о присуждении (административные иски с исполнительной силой) – иски, в которых административный истец просит принудить административного ответчика к принятию решения либо совершению определенных действий, направленных на восстановление нарушенного публичного права либо на обеспечение публичного интереса.
Следует обратить внимание на то, что в административных исках о присуждении требование административного истца о признании за ним конкретного публичного права (полномочия) отдельно не выделяется, сам по себе этот факт лишь входит в предмет доказывания. Конечная цель этих исков всегда связана с реальной передачей имущества, совершением определенных действий, принятием решения и т.п. Судебное решение об удовлетворении такого иска возлагает на административного ответчика конкретную обязанность, а потому подлежит добровольному или принудительному исполнению;
3) преобразовательные (конститутивные) административные иски – иски, направленные на возникновение, изменение или прекращение публичного материального правоотношения либо на разрешение вопросов о применении административных ограничений в отношении физических лиц или об ограничении правосубъектности организаций, их ликвидации.
Специфика таких исков состоит в том, что само судебное решение обеспечивает реализацию публичного интереса весьма своеобразным образом – оно не констатирует наличие или отсутствие спорного публичного права (как в исках о признании), не понуждает административного ответчика к совершению каких-либо действий, принятию решений (как в исках о присуждении), однако оно непосредственно воздействует на элементы публичных правоотношений – на их субъектов, а также на публичные права и обязанности. Именно под влиянием судебного решения, к примеру, может быть ограничена правовая сфера физического лица (при применении к нему административных ограничений – см. гл. 29 КАС). Равным образом судебное решение может воздействовать на правовую сферу организации (например, при приостановлении ее деятельности – см. гл. 27 КАС). Наконец, судебное решение может вторгнуться в содержание конкретных публичных прав и обязанностей (здесь в качестве примера можно привести предусмотренное гл. 25 КАС производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в рамках которого заинтересованное лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Отдельного упоминания требует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Дело в том, что правовая природа административного иска об оспаривании нормативного правового акта может варьироваться в зависимости от того, каков поражающий эффект судебного решения, признавшего нормативный правовой акт не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может вынести решение об удовлетворении заявленных требований, при этом момент, с которого оспоренный нормативный правовой акт становится недействующим, определяется двояко: либо со дня вступления решения суда в законную силу, либо с иной определенной судом даты. Если поражающий эффект судебного решения направлен в перспективу, то, очевидно, можно говорить о преобразовательном характере административного иска и принятого судебного решения, поскольку именно судебное решение прекратило на будущее те позитивно-правовые последствия, которые возникли с момента вступления в силу оспоренного нормативного акта. Однако что изменится, если суд придет к выводу, что нормативный акт изначально не породил правовых последствий, а потому дата признания его недействующим должна совпадать с датой вступления его в силу? Здесь следует говорить о принципиально иной модели административного иска – о модели отрицательного иска о признании.
Преобразовательные административные иски подразделяют на:
а) правопорождающие – административные иски, удовлетворение которых влечет возникновение нового материального правоотношения между административным истцом и административным ответчиком;
б) правоизменяющие – административные иски, удовлетворение которых влечет изменение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ограничивает правосубъектность организаций, либо ведет к наложению административных ограничений в отношении физических лиц;
в) правопрекращающие – административные иски, удовлетворение которых влечет прекращение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ликвидацию организации, либо прекращение деятельности средства массовой информации.
Как правило, при рассмотрении правоизменяющих и правопрекращающих административных исков спор о самом факте существования публичного материального правоотношения отсутствует. Например, стороны не отрицают, что в государственный кадастр недвижимости внесены конкретные результаты определения кадастровой стоимости, однако по некоторым причинам административный истец считает, что результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночной стоимости объекта недвижимости, и именно эти результаты он требует изменить, используя конструкцию правоизменяющего преобразовательного иска.

Читайте также:  Каким образом обжаловать действия или решение инспектора

§ 1. Понятие и элементы административного иска. Виды
административных исков

Административный иск

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Средством обращения в суд выступает административный иск, формой выражения которого является административное исковое заявление (ст. 124 КАС РФ). Административный иск — одна из разновидностей общего понятия иска, который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений. В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск. В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его гражданского иска:

  • 1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором или административным правонарушением;
  • 2) сигнализирует возникновение разногласия сторон с противоположными юридическими интересами;
  • 3) цель административного иска — защита ущемленного субъективного публичного права или нарушенного правопорядка предусмотренным в законе способом — путем восстановления нарушенного права или возложения обязанности, в том числе обязанности понести административное наказание;
  • 4) предмет исковой защиты — субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, полагает нарушенными;
  • 5) основание — юридические факты, включающие: а) факты правонарушения и правопрепятствования в сфере публичного управления и материальные нормы публичного нрава; б) юридические факты административно-процессуального характера и процессуальные нормы, на основании которых у лица существует право на судебную защиту и которые регулируют процесс осуществления этого права;
  • 6) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.

Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование к судебному органу о защите субъективных публичных прав и законных интересов и (или) законности и публичного правопорядка, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагающее разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительных либо административно-принудительных мер.

Процессуальная форма, в которой происходит защита нарушенного в спорном правоотношении права, называется исковой формой. В рамках этой формы иском начинается судебный процесс, им определяются ход и границы этого процесса и, наконец, решением по иску завершается судебное разбирательство. Он определяет способ защиты права и форму производства по рассмотрению и разрешению дел в суде. Исковая форма административного судопроизводства в общем суде определяет наиболее общие правила судебного разбирательства (разд. Ill КАС РФ).

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки’.

  • 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;
  • 2) наличие спора о нарушенном праве. В административном судопроизводстве суд разрешает споры о праве административном (в широком смысле — публичном);
  • 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Таким образом, исковая форма как атрибут судебного административного процесса предполагает административный иск — требование о защите, которое облекается в форму искового заявления. Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

  • 1) о признании не действующим полностью или в части НПА, принятого административным ответчиком;
  • 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ. Исходя из этой статьи оно должно содержать, в частности, наименование административного истца и административного ответчика, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом, и т.д.

В определенных законом случаях ответчик может противопоставить заявленному иску самостоятельное право требования к истцу путем подачи встречного административного иска (ст. 131 КАС РФ). Встречный иск — это самостоятельное исковое требование, заявленное ответчиком в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным в целях защиты своих интересов. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

  • — между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
  • — удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
  • — встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В исковом административном судопроизводстве стороны обладают правом на распоряжение административным иском, т.е. на распорядительные действия, направленные на изменение материально-правовой основы административного спора. КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит такие, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение соглашения о примирении.

Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца выражает процессуальную форму его отказа от материально-правового требования к ответчику. Он представляет собой высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по делу. Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существ>’ в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции.

Распорядительные действия административного истца, кроме отказа от иска, в ходе судопроизводства могут проявляться: а) в изменении им исковых требований, т.е. изменении предмета или основания иска и б) уточнении исковых требований, т.е. их дополнении или уменьшении.

Он вправе совершить эти действия до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 46 КАС РФ).

Признание административного иска — открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования, направленное на окончание судопроизводства путем вынесения решения в пользу административного истца. Административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции. Суд не принимает признание ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Примирение сторон (ст. 137 КАС РФ) может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и, возможно, в случае допустимости взаимных уступок сторон. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Административный иск может быть обеспечен мерами предварительной защиты. Эти меры применяются судом в целях исполнения будущего решения суда, если позже его исполнение может быть затруднено. Правила применения этих мер установлены гл. 7 КАС РФ.

Основанием для применения мер предварительной защиты является заявление административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

  • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту нрав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие таких мер по определенным категориям административных дел.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений. В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск. В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

На что обратить внимание

Подать административный иск о признании решения незаконным либо обжаловать действия должностного лица разрешается в течение трех месяцев с момента нарушения прав.

На рассмотрение дела суду дается два месяца, первое заседание назначается, как правило, через 2 недели после получения заявления. Юрист участвует в деле по ходатайству, когда идет в суд вместе с истцом. Если гражданин не желает присутствовать на заседании, он выдает представителю доверенность.

Защищать свои права стоит даже тогда, когда нарушить законные интересы пытаются представители государства. Это не так сложно и дорого, как кажется. Большинство таких исков имеет неимущественный характер, поэтому госпошлина небольшая — 300 рублей. Главное — грамотно составить исковое заявление и четко аргументировать свою позицию.

Ссылка на основную публикацию