Понятие стадии исполнительного производства

Настольная книга судебного пристава-исполнителя
Коллектив авторов, 2017

Настольная книга судебного пристава-исполнителя содержит в себе в наиболее полном виде практические рекомендации по всем направлениям деятельности судебного пристава-исполнителя. В ней приводится пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик. Участие в авторском коллективе значительного числа сотрудников центрального аппарата ФССП России наряду с преподавателями факультетов повышения квалификации Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) обеспечило в итоге высокий профессионализм в изложении материала при четком понимании актуальных проблем в деятельности судебных приставов-исполнителей. Кроме того, книга окажется полезной судьям, адвокатам, нотариусам, юристам компаний, а также иным представителям юридической профессии, чья деятельность так или иначе соприкасается с исполнительным производством. «Настольная книга судебного пристава-исполнителя» рекомендуется к использованию на курсах повышения квалификации сотрудников ФССП России, а также может рассматриваться в качестве дополнительной литературы при освоении студентами учебных курсов «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и «Административное право». Незаменимой книга является и при освоении магистерского курса «Юрист в сфере управления долговыми обязательствами». 3-е издание, переработанное и дополненное.

Селионов И.В. — государственный советник юстиции 2 класса — разд. VI, гл. 6, 7

Вопрос 1. Понятие исполнительного производства

Исполнительное производство – завершающая стадия гражданского процесса. В рамках исполнительного производства осуществляется непосредственная защита нарушенного субъективного права, применяются принудительные меры исполнительного производства.

Основной субъект исполнительного производства – судебный исполнитель, который ранее состоял при районном суде и действовал под контролем судьи. Ряд вопросов, возникавших в ходе исполнительного производства, разрешал судья единолично или суд в открытых судебных заседаниях. В исполнительном производстве действовали основные принципы гражданского судопроизводства, возможны были отказ от исполнения, добровольное исполнение, мировое соглашение сторон после вынесения судебного решения. С середины 70-х годов стали выдвигаться предложения по совершенствованию исполнительного производства. Ряд авторов выдвинул тезис о том, что исполнительное производство не является стадией гражданского процесса. В пользу данного мнения приводились следующие аргументы:

1. Не все судебные решения реализуются в порядке исполнительного производства, а только решения о присуждении. Решения о признании и преобразовательные решения не нуждаются в мерах принудительного исполнения, актом защиты интересов истца выступает само судебное решение.

2. По правилам исполнительного производства исполняются не только решения судов общей юрисдикции, но и приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий, решения органов государственного арбитража, постановления административных органов о наложении административных взысканий, исполнительные надписи нотариусов и т.д.

Используя данные аргументы, делались выводы о необходимости создания самостоятельной отрасли – исполнительного производства. Предлагалось вывести службу судебных исполнителей из подчинения суда и создать ее в рамках МВД или Министерства Юстиции.

В настоящее время исполнительное производство занимает промежуточное положение между этими двумя концепциями. 4 июня 1997 года Государственной Думой были приняты закон «О судебных приставах» и закон «Об исполнительном производстве». В соответствии с этими законами создана служба судебных приставов, которая имеет стройную иерархическую структуру и, оставаясь в рамках Министерства Юстиции, судебные приставы были выведены из непосредственного подчинения суду.

По выполняемым функциям судебные приставы делятся на:

I. Судебных приставов, которые обеспечивают порядок в помещении суда, в зале судебного заседания, осуществляют принудительный привод свидетелей и т.п. Их правовое положение во многом схоже с положением сотрудников милиции.

II. Судебных приставов – исполнителей, которые также выведены из подчинения судье. Закон об исполнительном производстве расширил права судебных приставов-исполнителей. Они получили возможность самостоятельно осуществлять такие действия, которые раньше осуществлялись только судом:

1. Привлекать к ответственности лиц, препятствующих исполнению судебного решения.

2. Объявлять розыск должника.

3. Определять имущество, на которое может быть обращено взыскание и т.д.

Некоторые действия приставы-исполнители могут совершать только с санкции старшего пристава-исполнителя:

1. Исполнение решения в праздничные дни.

2. Исполнение решения вне пределов своего участка.

Раньше такие действия должны были санкционироваться судьей.

В то же время нормы исполнительного производства, содержащиеся в ГПК, не утратили своего действия. Некоторые действия в рамках исполнительного производства могут быть совершены только судом:

1. Приостановление и прекращение исполнительного производства.

2. Рассрочка, отсрочка исполнения судебного решения.

3. Изменение способа и порядка исполнения судебного решения.

Все эти действия совершаются судом в порядке, установленным ГПК. Кроме того, общие и арбитражные суды рассматривают жалобы на действия судебных приставов-исполнителей. В случае отмены решения, приведенного в исполнение, и вынесения после нового рассмотрения дела об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что с него было взыскано в пользу истца по отмененному решению (поворот исполнения решения) – ст.430 ГПК.

Кроме судебного пристава субъектами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскатель – это лицо, в пользу которого вынесено решение и должны быть выполнены определенные действия. Должник – это лицо, против которого исполняется судебное решение. В исполнительном производстве может участвовать прокурор и некоторые органы государственного управления (например, при передаче ребенка – орган опеки и попечительства).

Если должник выбыл в район другого суда, исполнительный документ направляется в суд по новому месту жительства должника.

Исполнение решений в ночное время (с 22.00 до 6.00) не допускается. В нерабочие дни исполнение решений допускается лишь в случаях, не допускающих отлагательства с разрешения судьи.

Судебный исполнитель, приступая к исполнению решения, посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до 5 дней. По истечении срока решение исполняется принудительно.

Вопрос 2. Исполнение решений в отношении граждан (глава 39 ГПК).

При отсутствии у гражданина денежных средств взыскание обращается на его имущество. Оно производится путем наложения ареста и продажи имущества на комиссионных началах. Особый порядок для реализации жилых строений: с публичных торгов (ст. ст. 399-405 ГПК). Взыскание на заработную плату и другие доходы гражданина может быть обращено:

1. Если у должника нет имущества или его недостаточно.

2. При взыскании периодических платежей (например, алиментов, платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью и т.д.).

3. Если размер взыскания не превышает той доли месячной заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, на которую по закону может быть обращено взыскание.

По общему правилу оно может обращаться на часть заработной платы, не превышающей 50%. В случаях, указанных в законе, взыскание может быть обращено на 70% заработной платы (при взыскании алиментов; вреда, причиненного здоровью или смертью кормильца; вреда, причиненного преступлением). Если должник привлечен еще и к уголовной ответственности в виде исправительных работ, то размер взыскания может быть до 90% заработной платы. Особыми правилами регулируется порядок обращения взыскания на вклады граждан в кредитных учреждениях (ст.392 ГПК – исчерпывающий перечень).

Если исполнение невозможно без участия самого должника, а он уклоняется от исполнения, то ст.406 ГПК предусматривает возможность наложения штрафов на должника.

Вопрос 3. Обращение взысканий на имущество организаций.

До принятия закона об исполнительном производстве правила исполнительного производства в отношении должников-организаций не соответствовали нормам материального законодательства. В соответствии с материальным законодательствам коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. ГПК запрещал обращение взыскания на основные средства производства социалистических организаций.

При обращении взыскания на должника-организацию в первую очередь взыскание обращается на денежные средства организации в кредитных учреждениях, т.е. исполнитель направляет исполнительные документы в банк, где открыт счет организации. Если исполнителю неизвестно, в каком банке открыт счет, он посылает запрос в орган налоговой инспекции. Банк, получивший исполнительный документ, обязан в течение 3-х дней произвести взыскание по нему, или вернуть исполнительный документ исполнителю с отметкой об отсутствии денег на счете должника. Получив сведения об отсутствии денег на счете, исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, хранящиеся в сейфах кассы должника. При отсутствии денежных средств взыскание может быть обращено на иное имущество должника. Ст. 59 закона об исполнительном производстве определяет очередность обращения взыскания на имущество в зависимости от его назначения и вида:

1. Имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и т.д.).

2. Готовая продукция, а также иные материальные ценности непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем.

3. Объекты недвижимого имущества, сырье, материалы, станки, оборудование и другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Исполнитель производит арест определенного имущества и организует его продажу на комиссионных началах. В случае необходимости обращение взыскания на имущество 3-ей очереди исполнитель извещает об этом Управление по делам о несостоятельности (банкротстве). При возбуждении дела о несостоятельности, взыскание с должника приостанавливается до завершения дела о банкротстве.

При недостаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов используется очередность удовлетворения таких требований указанная в ст. ст. 419-423 ГПК.

В случае неисполнения администрацией государственного предприятия решения суда о восстановлении на работе, суд выносит решение о выплате неправомерно уволенному работнику вознаграждения за время вынужденного прогула. Убытки, причиненные государственному предприятию, могут быть взысканы с виновного должностного лица.

Вопрос 4. Распределение взысканных сумм между взыскателями.

Из денежной суммы, полученной от реализации имущества, оплачивается исполнительный сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. Остальные деньги перечисляются взыскателю, излишки возвращаются должнику.

Если имеется несколько взыскателей и денежных средств должника недостаточно для погашения всех требований, то сумма распределяется между взыскателями в определенной очередности:

1. Алименты, вред здоровью, а также вред, причиненный смертью кормильца.

2. Заработная плата работникам и т.п. суммы.

3. Отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения.

4. Платежи в бюджет.

5. Остальные требования в порядке их поступления.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения предыдущей. Если имущества должника не хватает для удовлетворения требований взысканий первой очереди, то распределение сумм производится пропорционально размеру требований каждого взыскателя.

Закон об исполнительном производстве включает в себя новеллы по поводу расходов по исполнению решения. Должник, не исполняющий решения, добровольно уплачивает исполнительский сбор в размере 7% от суммы взыскания (ст. 81 закона). В случае уклонения должника от исполнения решения и уплаты исполнительского сбора с него может быть взыскан 3-х кратный размер исполнительского сбора.

Пристав исполнитель, обеспечивающий реальное и своевременное исполнение, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной суммы, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда.

Закон устанавливает жесткие меры ответственности. В случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, пристав-исполнитель может наложить на него штраф до 200 минимальных размеров оплаты труда, и назначает ему новый срок для исполнения решения. При последующих нарушениях новых сроков размер штрафа удваивается.

1. Имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и т.д.).

Понятие исполнительного производства в гражданском процессе

Исполнительное производство – это стадия рассмотрения дела, при которой осуществляется выполнение предписаний суда в установленном законом порядке. Какие этапы выделяют в процедуре, кто реализует решения, и что включает в себя ответственность за нарушение положений норм?

  1. Какие судебные акты подлежат исполнению?
  2. Стадии возбуждения ИП
  3. Ответственность участников
  4. Сроки предъявления документа к исполнению
  5. Стадии
  6. Обеспечительные меры для погашения долга


Исполнительный лист – документ, выдаваемый в инстанциях общей юрисдикции, содержащий информацию о номере дела, величине задолженности, данных сторон. Бланк получает взыскатель, далее он направляет его судебному приставу по месту нахождения должника, имущества.

Процесс исполнительного производства

Процесс исполнительного производства имеет относительно простую схему:

  • взыскатель направляет исполнительный лист судебным приставам;
  • представители службы судебных приставов, в свою очередь, должны принять решение: либо о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе;
  • при принятии решения о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав начинает работу по исполнению требований взыскателя.

На стадии возбуждения исполнительного производства у судебного пристава практически отсутствуют какие-либо сведения о субъекте-должнике (о его имуществе, о наличии транспортных средств, о наличии недвижимости, о наличии и балансе банковских счетов и прочее). Для того чтобы получить наиболее полную и подробную информацию по делу, исполнитель направляет множество запросов в федеральные регистрационные органы (ГИБДД, Росреестр, кредитные организации и т.д.).

На основании полученных информационных результатов, пристав формирует для себя последующую стратегию действий работы. Например, если исполнитель установил, что субъект не владеет никаким имуществом, имеет «нулевые» счета в банках, то, в данном случае, судебный пристав может принять решение об окончании исполнительного производства.

Исполнитель так же может приостановить или совсем закрыть исполнительное производство в случае невозможности установления фактического нахождения объекта (должника).

Порядок окончания исполнительного производства регламентирован статьями № 43-47 закона «Об исполнительном производстве», в котором четко сказано, что судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случаях:

  • фактического исполнения требований по исполнительному документу, то есть, когда пристав в полном объеме исполнил требование (например, взыскал сумму);
  • возвращения исполнительного документа взыскателю (в том случае, когда исполнитель не может определить местонахождение должника);
  • в случае, когда у должника нет ни имущества, ни счетов, ни денег.

На одного из вышеописанных фактов, создается соответствующий акт, на основании которого регистрируется постановление о прекращении исполнительного производства о взыскании.

Дальше, исполнительный лист передается взыскателю. Он имеет право возобновить исполнительное производство в определенный срок (и так практически до бесконечности).

Ранее судебные приставы отправляли от 5 до 10 почтовых извещений должнику в рамках процесса исполнительного производства. Посчитав почтовые расходы, было принято оптимизировать данный процесс. 11 ноября 2019 года был принят и подписан Федеральный Закон № 375-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»».

Ввиду этого Закона, с 1 января 2020 года судебные приставы имеют право общаться с должниками посредством смс-сообщений. Также каждый гражданин России теперь имеет право оформить заявление, с намереньем получать информацию и документы от судебных приставов в электронной форме через портал государственных услуг.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

1.1 Исполнительное производство: понятие, признаки и сущность

В ходе исполнительного производства осуществляется пра­воприменение — специально уполномоченные законом субъек­ты в принудительном порядке реализуют предписания, выра­женные в судебных и иных приравненных к ним актах, нала­гающих на участников правоотношений имущественные обяза­тельства. Это особый вид правоприменительной деятельности, осуществляемой специально на то уполномоченными субъекта­ми. В отличие от судопроизводства в ходе исполнительного производства не разрешается спор о праве, поэтому данный процесс следует отнести к исполнительному правоприменению. Однако исполнительное производство, как правило, тесно свя­зано с судебным процессом, является его логическим продолже­нием, хотя, конечно, не всегда (например, исполнительное про­изводство не проводится при добровольном исполнении судеб­ных решений и иных актов).

Цель исполнительного производства состоит в том, чтобы, не меняя сущности вынесенного судом или иным полномочным органом предписания, принудительно его исполнить с помощью арсенала специально предусмотренных законом средств.

Объектом принудительного исполнения могут быть как су­дебные акты, так и акты других органов, причем не всяких, а только тех, которым предоставлено право возлагать на граж­дан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по пере­даче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо соверше­нию в их пользу определенных действий, либо воздержанию от определенных действий.

Исходя из данного выше определения, базирующегося на ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», можно сформулировать основные признаки этого процесса:

1) осуществляется принудительно, т.е. вне зависимости от во­ли и желания обязанных лиц, с использованием мер принужде­ния (при этом в качестве мер принудительного исполнения вы­ступают: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные ви­ды доходов должника; обращение взыскания на денежные сред­ства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных пред­метов, указанных в исполнительном документе);

2) осуществляется специально на то уполномоченными субъек­тами: судебными приставами-исполнителями, а также некото­рыми иными органами государственной власти и специально уполномоченными лицами;

3) касается исключительно имущественных предписаний, а точ­нее — актов, предписывающих определенным субъектам иму­щественного оборота совершить действия (или воздержаться от действий), в которых у контрагентов этих субъектов правоотно­шений есть материальная заинтересованность;

Читайте также:  Заговор на удачу — проведение обряда

4) носит формальный характер, т.е. осуществляется в специ­ально установленных законом формах.

Следует особо рассмотреть вопрос о предмете исполнитель­ного производства, о том, что за предписания выполняются пу­тем осуществления специальных юридических процедур.

В ходе исполнительного производства реализуются имущест­венные предписания, выраженные в специальных правопримени­тельных актах, перечень которых дан в указанном Законе.

В первую очередь речь идет о судебных актах. К ним следует отнести правоприменительные акты, выносимые судами общей юрисдикции, за исключением приговоров и иных актов, выно­симых по уголовным делам (реализация последних осуществля­ется в ходе уголовно-исполнительного процесса). Следователь­но, реализовываться в ходе исполнительного производства могут такие предписания судов общей юрисдикции, как определения, решения и постановления, выносимые при рассмотрении неуго­ловных дел (гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, в некоторых случаях — административных).

Кроме судебных актов, законодатель относит к основаниям исполнительного производства некоторые другие обязывающие акты, налагающие обязанности имущественного характера на участников правоотношений. Эти акты законодатель приравни­вает к судебным. К ним в первую очередь следует отнести пра­воприменительные акты, вынесенные компетентными органами исполнительной власти: постановления об имущественных взы­сканиях органов (должностных лиц), уполномоченных рассмат­ривать дела об административных правонарушениях; оформлен­ные в установленном порядке требования органов, осуществ­ляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовле­творения требований взыскателя; постановления судебного при­става- исполнителя.

Кроме того, основаниями исполнительного производства могут выступать и некоторые частные акты, выносимые част­ными лицами, не входящими в государственный аппарат. К этой категории актов, подлежащих принудительному исполне­нию, следует отнести соглашения об уплате алиментов (при ус­ловии нотариального их удостоверения), удостоверения комис­сии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений.

Можно сделать вывод, что такие акты являются актами делеги­рованного правоприменения — составляющие их лица реализо- вывают предоставленные им законом полномочия по наложе­нию обязанностей на других субъектов правоотношений. В пер­вом случае легитимность следует из нотариального удостовере­ния, преюдициально подтверждающего законность договора и делающего излишним такое подтверждение судебным решени­ем. Во втором случае закон закрепляет за комиссией по трудо­вым спорам правомочия рассматривать и разрешать споры о праве — это специальный механизм, который законодатель при­знает более оперативным и удобным, нежели судебное рассмот­рение такого специфического вида правовых споров.

Перечень актов, которые могут принудительно исполняться и стать основой исполнительного производства, в ст. 7 Феде­рального закона «Об исполнительном производстве» остается открытым. Поэтому необходимо выделить основные критерии, которым должны отвечать основания исполнительного произ­водства.

1. Имущественный характер предписаний. Предписания ис­полнительного производства так или иначе предполагают иму­щественные обязанности. Чаще всего они содержат предписа­ния о передаче имущества одним субъектом правоотношений другому: либо осуществить денежные выплаты (это встречается чаще, что подтверждается более детальным регулированием), либо передать имущество в натуре. Кроме того, они могут обя­зывать совершить действия, влекущие имущественные последст­вия, имеющие имущественное значение для участников право­отношений. Другими словами, такие действия для одних субъек­тов правоотношений влекут возможность получить имуществен­ный доход, для других — понести расходы. К подобным дейст­виям относятся, например, восстановление на работе (возникает возможность в будущем получать заработную плату), выселение из жилого помещения (утрачивается возможность пользоваться имуществом, удовлетворять за его счет потребность в жилище), вселение в жилое помещение и др.

2. Преюдициальное подтверждение правомерности требований, содержащихся в актах и подлежащих принудительному исполне­нию. Предписания, изложенные в актах, которые могут высту­пать основанием для исполнительного производства, основаны на праве и являются формой правореализации. Правомерный характер таких предписаний должен быть преюдициально под­твержден. Наиболее распространено судебное подтверждение их легитимности: судебный акт устанавливает презумпцию право­мерности содержащихся в таком акте предписаний, которые обязательны, пока судебный акт не отменен. Именно положе­ния, выраженные в решениях, постановлениях и определениях судов общей юрисдикции и арбитражных судов, длительное вре­мя рассматривались как единственное основание для принуди­тельных исполнительных мероприятий (что и обусловило регу­лирование этого процесса положениями Гражданского процес­суального и Арбитражного процессуального кодексов). Но и сейчас активность и детальность правового регулирования при­нудительной реализации судебных актов свидетельствует о том, что именно судебные предписания наиболее распространены в числе оснований исполнительного производства.

Однако законодатель, принимая во внимание юридическую практику, сложность и длительность судебного правопримене­ния, предусмотрел возможность преюдициального подтвержде­ния правомерности имущественных предписаний и другим об­разом. В первую очередь полномочия преюдициального под­тверждения легитимности имущественных прав и обязанностей предоставлены государственным органам, работающим в адми­нистративно-правовой сфере и наделенным компетенцией осу­ществления имущественных взысканий (налоговым органам, органам налогового надзора и др.). Но их полномочия по под­тверждению правового характера строго ограничены их компе­тенцией и сферой деятельности. И наконец, как уже отмеча­лось, делегируются полномочия легитимизации имущественных требований и некоторым частным лицам — сторонам соглаше­ния об уплате алиментов, нотариально такое соглашение удо­стоверившим, а также комиссиям по трудовым спорам.

Легитимизация имущественных предписаний, т.е. преюдици­альное подтверждение правомерности имущественных требова­ний, является необходимым условием применения принуждения для реализации таких предписаний. Данный критерий позволяет рассматривать такие предписания как правомерные, пока не до­казано обратное.

Два указанных критерия могут использоваться для установ­ления возможности принудительной реализации актов, непо­средственно упомянутых в Федеральном законе «Об исполни­тельном производстве», а также для расширительного толкова­ния приведенного в нем перечня, который открыт.

Теперь следует несколько слов сказать об основных стадиях исполнительного производства. Их анализ позволит исследовать структуру этого процесса.

Понятие «стадия» в исполнительном производстве весьма часто используется как в научной литературе, так и в практике правоприменения, однако вопрос о стадиях исполнительного производства остается в настоящее время одним из наименее разработанных в теоретическом плане — единого мнения о них пока не выработалось, на основе законодательства можно вы­вести такие стадии весьма условно. Научная разработка и обос­нование этой проблемы предполагает определение сущности стадии исполнения, критериев выделения стадий, классифика­цию последних, конкретизацию целей и действий, характерных для каждой стадии.

На этом основании можно выделить комплекс основных кри­териев, характеризующих стадии исполнительного производства:

• во-первых, должны быть специфическое функциональ­ное назначение определенного этапа исполнительного производства, особые цели и задачи, подчиненные еди­ной цели всего процесса исполнительного производства;

• во-вторых, любая стадия — это система процессуальных особых действий, подчиненных особой специфической цели этой стадии, причем любой стадии присуще качест­венное своеобразие ее содержания, т.е. специфика со­вершаемых процессуальных действий;

• в-третьих, необходимо обособление стадии во времени — она представляет собой определенный хронологический этап;

• в-четвертых, стадии исполнительного производства, бу­дучи логически связаны, последовательно дополняют друг друга, следуя в определенном порядке;

• в-пятых, результаты стадии должны быть закреплены в особых процессуальных документах.

Все это позволяет выделять в исполнительном производстве четыре основные стадии: возбуждение; подготовку; осуществле­ние мер принудительного исполнения; окончание.

1. Возбуждение исполнительного производства. Задачей этой хронологически и логически первой стадии является создание предусмотренных законом в качестве необходимых формальных оснований исполнительного производства. На стадии возбужде­ния происходят выдача исполнительного документа, предъявле­ния его в службу судебных приставов и вынесения судебным приставом — исполнителем постановления о возбуждении ис­полнительного производства, (ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

2. Подготовка к проведению исполнительных действий. Зада­чей данной стадии является создание условий для правомерного и оперативного осуществления мер принудительного исполне­ния. Здесь можно выделить три группы действий:

• направленные на добровольное исполнение должником предписаний судебных и иных приравненных к ним за­коном актов (например, разъяснение должнику его прав и обязанностей, в том числе указание срока для добро­вольного исполнения; предъявление должнику офици­ального требования с указанием на возможность приме­нения особых санкций в случае неисполнения);

• касающиеся установления местонахождения должника и его имущества (поиск, розыск);

• иные действия, обеспечивающие эффективное осуществ­ление мер принудительного исполнения (наложение на имущество должника ареста, разъяснение судом выне­сенного постановления и порядка его исполнения и др.).

3. Осуществление исполнительных действий. Это означает применение предусмотренных законом мер принудительного исполнения имущественного и неимущественного характера. К таким мерам можно отнести: обращение взыскания на имущест­во должника (включает такие процессуальные действия, как опись, арест, изъятие и реализацию имущества должника); об­ращение взыскания на доходы должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящее­ся у других лиц; выполнение предписаний судебных и иных приравненных к ним актов в натуре; некоторые иные меры при­нудительного взыскания.

В ходе совершения исполнительных действий возможны пе­рерыв и приостановка исполнительного производства.

Фактически это самая важная стадия исполнительного про­изводства: в ходе ее наиболее очевидно проявляется сущность и цели всего процесса исполнительного производства. Этим и объясняется, что именно данная стадия получила наиболее де­тальную правовую регламентацию.

4. Окончание исполнительного производства. Данную стадию следует рассматривать как окончание всех исполнительных дей­ствий при достижении исполнительным производством своей цели или невозможности продолжения исполнительных дейст­вий по причинам, предусмотренным в законе. Задача здесь за­ключается в анализе достигнутого в результате совершения ис­полнительных действий положения, закреплении результатов принудительной реализации правовых предписаний либо в обеспечении правомерного окончания без фактического испол­нения исполнительного документа.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ис­полнительное производство представляет собой особый процесс применения норм права, имеющий четко определенные цели, основания проведения, определенную внутреннюю структуру, характеризуется внутренней логической связанностью, единст­вом целей составляющих его компонентов.

Исполнительное производство является самостоятельной

системой правоотношений, существенно отличающихся от иных комплексов общественных отношений, регулируемых нормами права. Именно наличие основных характерных признаков не позволяет отнести исполнительное производство к гражданско- процессуальным или к арбитражно-процессуальным отношени­ям, как это делалось раньше. Исполнительное производство не соответствует основным характерным чертам этих систем. В ча­стности, не является необходимым субъектом исполнительного производства суд, выступающий центральной фигурой в граж­данском и арбитражном процессе, где ему отведена руководя­щая роль. Суд является только одним из субъектов исполни­тельного производства, причем не самым важным. Исполни­тельное производство включает в себя деятельность еще целого круга субъектов, в числе которых важнейшим является орган исполнительной власти — Служба судебных приставов.

Следовательно, исполнительное производство может быть определено как относительно самостоятельный предмет право­вого регулирования, не входящий в состав ни гражданского, ни арбитражного процесса. Это совершенно особый формальный процесс, особая форма правоприменения Регламентация испол­нительного производства предполагает необходимость существо­вания такой же самостоятельной системы правовых норм. Ис­полнительное производство требует специального правового ре­гулирования. В пользу того, что исполнительное производство не является частью гражданского или арбитражного процесса, можно привести следующие доводы:

• специфика предмет и метод правового регулирования исполнительного производства;

• особые принципы исполнительного производства;

• наличие специального законодательства об исполнитель­ном производстве;

• особый субъектный состав, т.е. субъекты — участники исполнительного производства отличаются от участников гражданского процесса и арбитражного процесса как по составу, так и по функциям, которые они осуществляют;

• предмет деятельности судебного пристава-исполнителя — принудительная реализация субъективных прав, имею­щих бесспорный характер, а сторонами являются долж­ник и взыскатель; отношения по принудительному ис­полнению складываются между судебным приставом- исполнителем и другими лицами, которые участвуют в исполнительном производстве;

• в исполнительном производстве могут исполняться не только судебные акты, но и акты других органов (комис­сии по трудовым спорам, нотариата, при определенных обстоятельствах органов, осуществляющих контрольные функции, органов или должностных лиц, уполномочен­ных рассматривать дела об административных правона­рушениях, и др.)

Следовательно, исполнительное производство может быть определено как относительно самостоятельный предмет право­вого регулирования, не входящий в состав ни гражданского, ни арбитражного процесса. Это совершенно особый формальный процесс, особая форма правоприменения Регламентация испол­нительного производства предполагает необходимость существо­вания такой же самостоятельной системы правовых норм. Ис­полнительное производство требует специального правового ре­гулирования. В пользу того, что исполнительное производство не является частью гражданского или арбитражного процесса, можно привести следующие доводы:

Вопрос 9. Стадии исполнительного производства

Стадия исполнительного производства – это совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем или судом, объединенных единой целью и в совокупности направленных на решение задач исполнительного производства.

Вопрос относительно того, сколько стадий исполнительного производства следует выделять, в литературе не нашел единодушного ответа. Так, одни ученые выделяют такие стадии, как: 1) начало исполнительного производства; 2) применение к должнику установленных законом принудительных мер; 3) реальное восстановление нарушенного субъективного права; 4) завершение исполнительного производства (И.М. Зайцев), – другие: 1) возбуждение и подготовка к непосредственному исполнению; 2) осуществление исполнительного производства; 3) окончание исполнительного производства (И.В. Решетникова). Изложенные позиции не единственные в литературе, посвященной проблемам исполнительного производства.

На наш взгляд, в исполнительном производстве возможно выделить следующие стадии:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) осуществление принудительного исполнения;

3) окончание исполнительного производства. Далее кратко охарактеризуем указанные стадии.

Возбуждение исполнительного производства

Данное название первой стадии исполнительного производства напрямую упоминается в п. 9 ст. 33 Федерального закона “Об исполнительном производстве”. На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о возможности принятия к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбуждает исполнительное производство.

В трехдневный срок (а в случаях немедленного исполнения – в течение суток) со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Осуществление принудительного исполнения

Осуществление принудительного исполнения возможно путем:

1) обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращения взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращения взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, право требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятия у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращения в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершения от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительного вселения взыскателя в жилое помещение;

9) принудительного выселения должника из жилого помещения;

10) освобождения нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иных действий, предусмотренных федеральным законом или исполнительным документом.

Окончание исполнительного производства

Исполнительное производство оканчивается:

1) фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве”;

4) возвращением исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое;

6) ликвидацией должника-организации и направлением исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору);

7) признанием должника-организации банкротом и направлением исполнительного документа конкурсному управляющему;

8) направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечением срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.

Данное название первой стадии исполнительного производства напрямую упоминается в п. 9 ст. 33 Федерального закона “Об исполнительном производстве”. На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о возможности принятия к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбуждает исполнительное производство.

Виды стадий исполнительного производства

В настоящее время вопрос о стадиях исполнительного производства является дискуссионным, что не в последнюю очередь объясняется общим несовершенством

действующего законодательства. Так, И.В. Решетникова выделяет: 1) стадию возбуждения и подготовки к непосредственному исполнению; 2) стадию осуществления исполнительного производства; 3) стадию окончания исполнительного производства [211] .

Не ставя перед собой цели специального научного рассмотрения вопроса об обоснованности выделения тех или иных стадий в рамках исполнительного производства, тем не менее представляется необходимым отметить известную условность постановки самой проблемы. Дело в том, что движение исполнительного производства как разновидности процессуальной деятельности обусловливается развитием деятельности как таковой. И в связи с этим, пожалуй, следует согласиться с Д.Я. Малешиным в том, что стадии исполнительного производства соизмеряются с определенной стадийностью любой деятельности. Так, в начале осуществляется постановка цели, затем — выбор средств, потом — совершение необходимых действий, в совокупности именуемых процессом, и в конце — получение результата [215] . Следует, однако, добавить, что логическим продолжением развития деятельности должен выступать и контроль, или проверка ее обоснованности. Рассматривая же приведенную последовательность действий применительно к исполнительному производству, с учетом высказанных замечаний становится возможным выделить такие его стадии, как:

Читайте также:  Образец записи в трудовой книжке об увольнении за прогул

• возбуждение исполнительного производства;

• подготовка к принудительному исполнению;

• распределение взысканных сумм;

• завершение исполнительного производства;

• обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Приведенные стадии исполнительного производства обладают относительной

логической обособленностью, имеют собственные цели и внутреннюю взаимосвязь между собой.

Все стадии исполнительного производства условно можно разделить на два вида: обязательные и факультативные. К первым относятся: возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению и завершение исполнительного производства. Так, любое исполнительное производство проходит стадию возбуждения (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Далее следует подготовка к принудительному исполнению, на которой судебный пристав-испол

нитель, в частности, устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В случае же если в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требования были исполнены, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, за стадией подготовки к принудительному исполнению в приведенном примере сразу следует стадия завершения исполнительного производства.

Все остальные стадии исполнительного производства являются факультативными, поскольку их наступление (или ненаступление) будет зависеть от целого ряда обстоятельств, в некоторых случаях образующих сложный юридический состав. К примеру, стадия принудительного исполнения наступает, если в срок, установленный для добровольного исполнения, должник не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования. Кроме того, стадия принудительного исполнения наступает и в том случае, если исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, не был исполнен в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Стадия распределения взысканных сумм между взыскателями присутствует, если осуществляется принудительное исполнение требований как имущественного характера (ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве), так и неимущественного (ч. 4 ст. 110 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя также относится к числу факультативных стадий исполнительного производства.

Можно лишь с сожалением констатировать тот факт, что Закон об исполнительном производстве так и не закрепил в четком виде стадийность исполнительного производства, которая, безусловно, способствовала бы логически правильному построению процесса. В данном Законе выделена гл. 5 «Исполнительное производство», которая хотя и объединила в себе нормы, регламентирующие динамику развития исполнительного производства, однако содержащиеся в ней статьи и порядок их изложения не всегда корреспондируют соответствующим стадиям исполнительного производства. Думается, что указанные недостатки должны быть устранены в Исполнительном кодексе РФ.

Приведенные стадии исполнительного производства обладают относительной

Исполнительное производство для чайников. Взыскание с должника-организации. Часть 1. Введение.

Взыскание с должника-организации является, безусловно, намного более объемным вопросом, чем взыскание с должника – гражданина.

Многообразие организационно-правовых форм юридических лиц, особенности ведения учета имущества (бухгалтерский учет), многообразие видов имущества, делает невозможным разработки инструкции «на все случаи жизни».

Тем не менее, предлагаем вашему мнению алгоритм-направление, по которому необходимо двигаться, а также полезные практические советы.

Прежде всего, в том случае, если юридическое лицо ведет финансово-хозяйственную деятельность, лучше всего исполнительный лист предъявить банк, где у должника имеется расчетный счет.
Конечно, можно предъявить исполнительный лист и судебному приставу-исполнителю, однако велика вероятность потери времени на различные бюрократические процедуры.

В том случае, если вам неизвестны расчетные счета должника, то у взыскателя в соответствии с п. 8 ст. 69 Закона (здесь и далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») есть право запросить налоговые органы. Необходимо написать запрос в налоговый орган, приложив к нему копию исполнительного листа. В соответствии с п. 10 ст. 69 Закона налоговые органы обязаны дать ответ в течение 7 дней со дня получения запроса.

У налоговых органов взыскателем могут быть запрошены следующие сведения (п. 9 ст. 69 Закона):
– о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
– о номерах расчетных счетов.

В тоже время, если у должника несколько расчетных счетов, возникает вопрос. На какой именно расчетный счет предъявить свой исполнительный лист?

Если все счета находятся в одном банке, то здесь нет особых проблем, в заявлении о предъявлении исполнительного листа можно даже не указывать реквизиты счетов, достаточно указать наименование должника и его адрес.

В случае, если счета в разных банках, придется действовать последовательно, предъявляя исполнительный лист во все банки должника.

Возможно, вам повезет, и вы угадаете. Напомню, что банк в случае недостаточности денежных средств, поместит исполнительный документ в картотеку неоплаченных в срок расчетных документов. В том случае, если денежные средства не поступили в течение 1-2 недель, целесообразно исполнительный лист из банка отозвать и предъявить его в другой банк, где у должника имеются расчетные счета.

В тоже время, у судебного пристава-исполнителя перед взыскателем имеется неоспоримое преимущество – он может предъявить ко взысканию свои постановления об обращении взыскания на денежные средства ко всем счетам одновременно. Вопрос об обращении взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен в следующих статьях. Других полномочий, кроме как предъявить свой исполнительный лист в банк, у взыскателя не имеется.
Теперь давайте рассмотрим вопрос, как судебный пристав-исполнитель на практике работает с должником-организацией, чтобы иметь об этом представление и по возможности корректировать деятельность судебного пристава-исполнителя.

Ниже будет рассмотрен пример взыскания с действующего юридического лица. Возбудив исполнительное производство, в том случае если исполнительный документ предъявлен впервые, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 11 ст. 30 Закона устанавливает должнику срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней, и который начинает течь, со дня, следующего за вручением должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Напомним, что сроки в исполнительном производстве исчисляются в рабочих днях.

Именно поэтому целесообразно оказать содействие судебному приставу-исполнителю во вручении постановления, например, нарочным самостоятельно вручить его должнику (в секретариат или лично директору). В любом случае вопрос вручения постановления о возбуждении очень важен, как минимум, надо обеспечить его направление заказным письмом.

Срок для добровольного исполнения не предоставляется в случаях (п. 14 ст. 30 Закона):
1) в соответствии с частью 16 ст. 30 Закона (здесь идет речь об отдельном взыскании с должника исполнительского сбора и штрафов, вас это не касается);
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества.

По истечению срока, установленного для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель может применить меры принудительного исполнения, установленные в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Совершать исполнительные действия, указанные в ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе и до истечения срока для добровольного исполнения.

Приведем перечень исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона (не является исчерпывающим):
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Основная разница между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения заключается в том, что исполнительные действия «содействуют» исполнению требований исполнительного документа, а вот меры принудительного исполнения непосредственно направлены на его исполнение.

Например, получить информацию об имуществе должника это исполнительное действие, от него по большому счету взыскателю ни горячо, ни холодно. А вот обращение взыскание на это имущество (изъятия и реализация имущества должника) непосредственно удовлетворяет требования взыскателя.
Перечень мер принудительного исполнения, также не является исчерпывающим, и содержится в ст. 68 Закона:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества.

Однако между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения есть еще одно очень важное отличие. Исполнительные действия могут быть любыми, самое главное, чтобы они были направлены на содействие исполнению требований исполнительного документа (п. 17 ст. 64 Закона).

Меры же принудительного исполнения могут лишь быть такие, которые указаны в федеральном законе или в тексте самого исполнительного документа. То есть, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно «придумывать» меры принудительного исполнения. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника продать свое имущество и перечислить денежные средства на депозит отдела судебных приставов. Такой меры принудительного исполнения Закон не содержит. Он вправе применить такую меру, если она дословно будет указана в судебном акте (что маловероятно).

Чаще всего судебные акты содержат предписания должникам совершить определенные действия, например, перенести забор на три метра, не чинить препятствия в пользовании квартирой и.т.д. Теперь, поскольку вы полностью знакомы с арсеналом судебного пристава-исполнителя, приступим к непосредственному взысканию с должника.

В соответствии с п. 3 ст. 69 Закона, обращение взыскания на денежные средства должника осуществляется в первую очередь (только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств взыскание обращается на иное имущество должника – п. 4 ст. 69 Закона). Нарушение данного правила может повлечь за собой признание всех последующих действий судебного пристава-исполнителя незаконным, со всеми вытекающими отсюда последствиями (признание сделок недействительными, взыскание убытков с казны Российской Федерации). Судебную практику, подтверждающую данное утверждение, несложно найти в справочно-правовой системе.

Так, например, в своем постановление по делу NА33-11212/03-С6-ФО2-2021/04-С2 от 8 июня 2004 г. ФАС Восточно-Сибирского Округа признал действия судебного пристава-исполнителя незаконными, в связи с тем, судебный пристав-исполнитель наложил арест на имущество третьей очереди, не проверив наличие первой и второй очереди обращения взыскания.

В частности суд указал следующее:
«…..статья 59 Федерального закона “Об исполнительном производстве”1 предусматривает, что в первую очередь арест имущества должника-организации налагается на имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное).

Таким образом, указанные нормы закона предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя в первую очередь обращать взыскание на денежные средства должника, для чего необходимо проверить наличие или отсутствие денежных средств в кассе, и на действующих расчетных счетах должника. Арбитражный суд Красноярского края правомерно признал, что при отсутствии указанных действий по выявлению имущества должника первой очереди, у судебного пристава – исполнителя отсутствовали основания для ареста имущества должника, отнесенного законом к третьей очереди……»

Несмотря на то, что постановление датировано 2004 годом, оно актуально и на сегодняшний день.
В связи с тем, что вопрос обращения взыскания на денежные средства должника является объемным, выделим его рассмотрение в отдельные статьи, разбив на две части: обращение взыскания на наличные и безналичные денежные средства.

1. ФЗ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21.07.1997 г.

Приведем перечень исполнительных действий, указанных в ст. 64 Закона (не является исчерпывающим):
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Понятие стадии исполнительного производства

Глава XXVII. Основы исполнительного производства

Литература: Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве”. СПб., 2003; Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство. М., 2001. Гл. 1-6; Исполнительное производство/Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. 2-е изд. СПб., 2003. Гл. 1-3; Настольная книга судебного пристава-исполнителя/Под ред. В.В. Яркова. 2-е изд. М., 2001; Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве’УПод ред. М.К. Юкова и В.М. Шерстюка. 2-е изд. М., 2001; Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве” и к Федеральному закону “О судебных приставах”. М., 1999-2002.

§ 1. Понятие исполнительного производства. Источники исполнительного законодательства
1. Понятие исполнительного производства
2. Источники законодательства об исполнительном производстве
§ 2. Органы принудительного исполнения
§ 3. Суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства
§ 4. Исполнительные документы

1. Общие положения
2. Исполнительные документы
3. Дубликат исполнительного документа
4. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
§ 5. Стадии исполнительного производства и его общие правила
1. Порядок возбуждения исполнительного производства
2. Меры принудительного исполнения
3. Санкции за неисполнение исполнительного документа
4. Очередность взысканий
5. Отсрочка или рассрочка исполнения. Изменение порядка и способа исполнения. Поворот исполнения
§ 6. Особенности принудительного исполнения по отдельным категориям гражданских дел
1. Принудительное исполнение исполнительных документов в отношении граждан
2. Принудительное исполнение исполнительных документов в отношении организаций
3. Оценка имущества должника
4. Реализация арестованного имущества должника
5. Реализация заложенного имущества
6. Исполнение решений о вселении взыскателя или выселении должника
7. Исполнение решений о восстановлении на работе
8. Принудительное исполнение исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
9. Принудительное исполнение, связанное с передачей взыскателю определенных предметов

Читайте также:  Как начать бизнес на разведении перепелов?

§ 1. Понятие исполнительного производства. Источники исполнительного законодательства

1. Понятие исполнительного производства
2. Источники законодательства об исполнительном производстве

1. Понятие исполнительного производства

На основании ст. 3 и 6 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” и ст. 13 ГПК вступившие в законную силу постановления, иные акты и требования судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных постановлений влечет за собой ответственность, установленную федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по Федеральному закону “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” организационно выведено из сферы судебной власти и передано в ведение органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. В то же время в части, в которой суды наделены полномочиями по разрешению вопросов в сфере исполнительного производства (разд. VII ГПК), оно является стадией гражданского процесса и входит в сферу ведения органов судебной власти.
Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на поведение человека. Этим и объясняется прошедшая в 1997 г. реформа исполнительного производства, изменение его организационных и содержательных характеристик, которые должны в комплексе с другими мерами улучшить существующую ситуацию в данной сфере.
Исполнительное производство представляет собой систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов.
В исполнительном производстве принудительно реализуются не только судебные акты, но и акты целого ряда других органов гражданской юрисдикции: третейских судов, включая международные коммерческие арбитражи, нотариусов и т.д. Тем самым объясняются функции исполнительного производства в правовой системе России, которое выполняет роль регулятора принудительного исполнения в отношении актов, касающихся сферы гражданского оборота и связанных с ним отношений. Постепенно складывается новая отрасль, которую можно назвать “гражданское исполнительное право” по аналогии с уголовно-исполнительным правом, дополняющим и продолжающим уголовное право.
Исполнительное производство в основном носит публично-правовой характер, регулирование поведения его участников осуществляется преимущественно путем предписания. Дозволительные начала в исполнительном производстве крайне малы и характерны в небольших пределах для должника (например, право должника указать на те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь) и в большей степени – для взыскателя, который самостоятельно решает вопросы об обращении исполнительного документа к взысканию, отказе от исполнения и т.д.
Исполнительное законодательство является комплексным правовым образованием, которое соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Так, нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, о порядке выдачи исполнительных листов судами, о повороте исполнения – это соответственно часть гражданского процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов являются частью гражданского законодательства, а о порядке исполнения решений по спорам из семейно-правовых отношений – частью семейного законодательства. Значительная часть норм об организации процесса исполнения – административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.
Поэтому следует исходить из того, что гражданское процессуальное законодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регулирует порядок осуществления гражданского судопроизводства. Понятие же гражданского процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представляющая собой объект комплексного правового регулирования, что отражается в характеристике источников исполнительного законодательства.

2. Источники законодательства об исполнительном производстве

Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федеральный закон “Об исполнительном производстве”, а затем ГПК сузили нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об исполнительном производстве” законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона “О судебных приставах” и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий в рамках гражданского процесса, помимо данного Федерального закона и Федерального закона “О судебных приставах” можно отнести следующие федеральные законы.
ГПК. Здесь отражен правовой регламент решения целого ряда вопросов, которые не нашли решения в Федеральном законе “Об исполнительном производстве”. Так, в ГПК установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 211, 212); раскрыт порядок выдачи исполнительного листа (ст. 428); допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному решению (ст. 429); разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 430), повороте исполнения (ст. 443-445), процессуальном порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441); содержится перечень имущества граждан, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 446), и т.д.
ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. 447-449). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, об оценке фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.
СК. Здесь урегулированы: порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (разд. V). Имеются и другие нормы СК, так или иначе связанные с осуществлением исполнительных действий.
ТК. Здесь отражены вопросы исполнения решений о восстановлении на работе (ст. 396).
УИК. В исполнительном производстве при исполнении приговоров в части имущественных взысканий подлежит применению Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение 1 к УИК).
Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже”. Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII).
Федеральный закон “Об ипотеке (залоге) недвижимости”. Здесь урегулированы вопросы обращения взыскания на недвижимость.
Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона “Об исполнительном производстве” Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом “Об исполнительном производстве” приняло ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок наложения ареста на ценные бумаги должника (п. 8 ст. 51); порядок и условия хранения арестованного и изъятого имущества (п. 3 ст. 53), утвердило положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (п. 1 ст. 82).
Приоритетный характер носят нормы международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами-членами Содружества Независимых Государств, подписанную 22 января 1993 г. (Конвенция вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.) и др.
В качестве источников исполнительного законодательства закон не называет инструкции федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти. Например, порядок списания средств со счетов юридических лиц отражен в правовых актах, принятых Центральным банком России, и т.д.

§ 1. Понятие исполнительного производства. Источники исполнительного законодательства

Прекращение исполнительного производства

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона “Об исполнительном производстве”, указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона “Об исполнительном производстве” исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ”. Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона “Об исполнительном производстве” N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Обратите внимание!

Способы возмещения должны быть в рамках закона и не могут нарушать права третьих лиц.

Размер компенсации устанавливается пострадавшей стороной. При этом она имеет право не разглашать в суде способ возмещения вреда, в том числе размер возмещения.

Если обвиняемый по объективным причинам не может лично загладить причиненный вред, то по его просьбе это могут сделать другие лица.

Документ подается лично либо через представителя, действующего по доверенности. Если дело уже находится в суде, и потерпевший подал ходатайство о рассмотрении в его отсутствие, то заявление о примирение можно отправить заказным письмом с уведомлением. Но, как показывает практика, ходатайства чаще подлежат удовлетворению, если жертва преступления присутствует в зале заседания.

Образец заявления вы можете скачать на нашем сайте.

Статья 25 УПК РФ. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (действующая редакция)

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

– решение принимается лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести;

Последствия примирения сторон

Единственным негативным последствием процесса примирения сторон является отсутствие возможности реабилитироваться. По факту это означает, что ко всей информации о совершенном преступлении, будут иметь свободный доступ все желающие. Для подсудимого в случае прекращения уголовного дела по примирению сторон, будет наложен ряд ограничений на протяжении всей жизни, среди которых запрет работать в правоохранительных органах, адвокатских конторах, в судебных органах.


Это означает, что в дальнейшем гражданин будет освобожден от уголовного преследования и ответственности, но без мер, которые предполагают меры, сопровождающие реабилитацию.

Примирение в особом порядке судебного разбирательства

Порядок такого разбирательства регламентируется 40 главой УПК РФ. В данной ситуации обвиняемый признаёт вину, рассмотрение доказательств по делу не происходит. То есть приговор может быть только обвинительным. Но при этом возможно прекращение дела по примирению сторон.

Для этого важно соблюдение двух условий:

  • Фактические обстоятельства не меняются.
  • Исследовать собранные по делу материалы не нужно.

Без соблюдения этих условий прекратить дело по примирению сторон не удастся.

Без соблюдения этих условий прекратить дело по примирению сторон не удастся.

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

СТ 25 УПК РФ

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

3. Прекращая уголовное дело в связи с примирением сторон, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора должны убедиться, что при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон будут достигнуты цели института прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Речь в данном случае идет о процессуальной экономии достижения целей уголовного судопроизводства, которые определены в ст. 6 УПК РФ, а также тех целей, которые могут быть достигнуты при назначении уголовного наказания и предусмотрены ст. 43 УК РФ, при условии, что уголовное дело не было бы прекращено в связи с примирением сторон. Если не будет достигнуто предназначение данного института уголовного судопроизводства, то прекращать уголовное дело в связи с примирением сторон нецелесообразно. Прекращение уголовного дела, как и назначение наказания, является реализацией принципа индивидуализации ответственности за совершенное преступное деяние. Поэтому необходимо принимать во внимание положения УК РФ, а также иные обстоятельства, такие как конкретные обстоятельства содеянного, смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 61 и 63 УК РФ, данные о личности лица, совершившего преступление. Без учета этих обстоятельств указанный институт не будет отвечать своему назначению, предполагающему освобождение от уголовной ответственности только лиц, утративших общественную опасность. Так, Пятигорский гарнизонный военный суд обоснованно отказал потерпевшему Ж. в удовлетворении ходатайства о прекращении на основании ст. 25 УПК РФ уголовного дела в отношении П., который в ходе ссоры на почве личных взаимоотношений причинил ему двойной перелом челюсти, и осудил П. по ч. 1 ст. 112 УК РФ к лишению свободы на 6 месяцев в колонии-поселении. При этом суд обоснованно указал, что прекращение уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда. Поскольку подсудимый не только до совершения преступления, но и впоследствии неоднократно допускал грубые нарушения воинской дисциплины (ему был объявлен выговор за неуставные взаимоотношения, строгий выговор за нетактичное поведение с сослуживцами, строгий выговор за нарушение распорядка дня и строгий выговор за нетактичное поведение с офицером), а также с учетом тяжести наступивших последствий он освобождению от уголовной ответственности не подлежит .
——————————–
См.: Обзор судебной практики прекращения военными судами уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим и деятельным раскаянием (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 1 июня 2005 г.) // СПС “Гарант”.

Ссылка на основную публикацию