Обособленное подразделение при УСН

Применение УСН при наличии обособленного подразделения

Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Она создает обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, не указано в качестве такового в учредительных документах организации, не имеет отдельного баланса и расчетного счета. Может ли организация продолжать применение УСН? Где производится уплата налога, исчисленного в связи с применением УСН? Как организации вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога на основании единой Книги учета доходов и расходов независимо от того, где они были получены: в головной организации или обособленном подразделении? Куда представляется налоговая декларация по единому налогу: только в ИФНС по месту нахождения головной организации или в том числе по месту учета обособленного подразделения?

Организация вправе применять УСН при создании обособленного подразделения, если оно не является филиалом (представительством), а средняя численность работников организации с учетом работников обособленного подразделения не превышает 100 человек. Компания в данном случае сдает декларацию по месту ее госрегистрации. Налоговый учет показателей деятельности ведется в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов независимо от того, где конкретно были получены данные доходы и произведены расходы: в головной организации или обособленном подразделении.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять УСН. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения, представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве такового в учредительных документах организации, она вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения.

При этом согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ средняя численность работников организации с учетом работников обособленного подразделения не должна превышать 100 человек.

Одновременно следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном в главе 26.2 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 346.21 НК РФ уплата единого налога и авансовых платежей производится по месту нахождения организации, то есть по месту ее государственной регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ организация сдает налоговую декларацию по месту ее госрегистрации.

По месту нахождения обособленного подразделения единый налог не уплачивается и налоговая декларация не сдается.

При этом глава 26.2 НК РФ не содержит требований к раздельному учету реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг в головной организации и обособленных подразделениях.

Таким образом, организация, применяющая УСН, ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов независимо от того, где конкретно были получены данные доходы и произведены расходы: в головной организации или обособленном подразделении.

При расчете единого налога при применении УСН не имеет значения, в каком городе (регионе) России создано обособленное подразделение.

Согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— на обязательное пенсионное страхование;

— обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— обязательное медицинское страхование;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Сумма налога уменьшается также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Материал подготовлен на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. № 16-15/060374@ от 22.06.2011, подписанного заместителем руководителя УФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса Н.В. Михайловой.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В чем специфика филиала и представительства?

Из определений, данных в Гражданском и Налоговом кодексах, в ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ следует, что существует две формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Они обладают следующими признаками:

  • являются территориально обособленными от юридического лица;
  • имеют оборудованные рабочие места;
  • факт создания филиала или представительства предприятие должно указывать в учредительных и других документах;
  • действие руководства ОП осуществляется на основании доверенности от имени организации.

И хотя и филиал, и представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, между ними есть отличия. Главное — в разных функциях:

  • представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) представляет интересы юридического лица;
  • филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) не только представляет интересы, но и осуществляет функции головной организации — полностью или частично.

НК РФ указывает только на обособленность и наличие стационарных рабочих мест как признак обособленного подразделения, без перечисления конкретных форм. В законодательстве указано, что сведения о создании нового филиала или представительства вносят в учредительные документы, их же необходимо сообщить ИФНС для включения в ЕГРЮЛ. Условие территориальной обособленности соблюдено, если обособленное подразделение географически находится отдельно от главного офиса на территории, и они подконтрольны разным налоговым инспекциям. Таким образом, ОП не обязательно должно быть расположено в другом городе.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ она сохранена только для тех отделений, которые отвечают следующим признакам:

Обособленное подразделение при УСН

Екатерина Зотова, юрисконсульт.

Наличие у компании обособленного подразделения влечет за собой различные правовые последствия. Возникает ряд вопросов, связанных с уплатой налогов, в том числе с возможностью применения упрощенной системы налогообложения. Рассмотрим подробнее.

И те, и другие не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. При этом они должны быть указаны в учредительных документах данного лица.

Открываем обособленное подразделение: документальное оформление

Рассмотрим, как открыть обособленное подразделение при УСН в 2020 году.

Для создания обособленного подразделения достаточно издать приказ руководителя и известить об этом налоговый орган.

Приказ составляется в свободной форме и должен содержать основные моменты, определяющие деятельность обособленного подразделения:

Какие требования могут предъявляться к директору обособки, подробно описано в статье. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, у которой есть обособки, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает сроки для представления уведомления об обособки: Бланк, который необходимо заполнить для уведомления налоговиков об обособке, дан в приложении № 3 приказа ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362.

Если создаются или вносятся изменения по нескольким подразделениям, то можно подать одно уведомление, добавив листы: каждая обособка на отдельном листе.

Подавать уведомление необходимо в ту налоговую, в которой организация состоит на учете, а не в ту, к которой относится обособка. В течение пяти дней налоговый орган ставит обособку на учет и направляет организации об этом уведомление, в котором обособленному подразделению присвоен собственный КПП.

Допустим, организация открывает несколько обособленных подразделений и все они находятся на территории одного муниципального образования, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), но подведомственны разным налоговым. В этом случае обособленные подразделения могут быть зарегистрированы в одной налоговой, на выбор налогоплательщика. Для этого целесообразно вместе с уведомлением о создании обособленного подразделения подать в налоговый орган уведомление о выборе налоговой. Форма такого уведомления утверждена в приложении № 4 к приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488.

Применение УСН при наличии обособленных подразделений

“Налоговые споры: теория и практика”, 2006, N 4

Вопрос о праве организаций, имеющих обособленные подразделения, применять УСН остается дискуссионным, поскольку нормы гражданского и налогового законодательства сформулированы так, что не позволяют получить однозначный ответ на вопрос, при каких обстоятельствах обособленное подразделение можно признать филиалом или представительством. Кроме того, споры вызывает вопрос о том, может ли согласно нормам гражданского законодательства существовать подразделение, именуемое обособленным, но не являющееся ни филиалом, ни представительством.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять УСН.

Понятий филиала и представительства НК РФ не содержит, и, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, употребляются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении обособленного подразделения к филиалу либо представительству необходимо использовать те понятия, которые даны в ст. 55 ГК РФ.

Учитывая, что в данном случае определение понятий “филиал” и “представительство” является принципиально важным, считаем необходимым привести положения ст. 55 ГК РФ полностью.

“1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

  1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
  2. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица”.

Анализируя положения ст. 55 ГК РФ, налоговые органы приходят к следующему выводу: чтобы обособленное подразделение считалось филиалом или представительством, необходимо его отражение в уставных документах организации . Кроме того, филиалы и представительства должны соответствовать следующим признакам: расположены вне места нахождения организации и осуществляют ее функции или их часть, наделены имуществом создавшей их организацией и действуют на основании утвержденных ею положений .

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.07.2005 N 03-11-04/2/22.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.09.2004 N 03-03-02-04/1/14.

Читайте также:  Нарушение срока на рассмотрение апелляции

Судебная практика поддерживает выводы налоговых органов и дополнительно указывает на еще один признак: у обособленного подразделения должен быть руководитель, назначенный юридическим лицом, действия которого должны быть опосредованы доверенностью. Кроме того, суды указывают, что представительство, как и филиал, должно осуществлять функцию защиты интересов юридического лица. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2005 N Ф08-516/2005-212А указано: “Вывод суда о том, что налоговая инспекция не представила доказательства того, что участки являются обособленными подразделениями юридического лица, имеющими правовые признаки “филиала” или “представительства”, является обоснованным” .

См. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2004 по делу N А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1.

Необходимо отметить, что налоговые органы и суды исходят из того, что организация может иметь обособленные подразделения, которые не подпадают ни под признаки филиала, ни под признаки представительства. Такая точка зрения поддерживается и налоговыми юристами .

Подобное мнение выражено в Практической налоговой энциклопедии, том 15 (Акцизы / Под ред. А.В. Брызгалина. 2004 – 2006).

Анализируя мнения налоговых органов и судов, необходимо выделить признаки, с которыми закон, по их мнению, связывает понятия “филиал” и “представительство”. Так, обособленное подразделение признается филиалом или представительством, если оно:

  1. указано в уставных документах организации (данный пункт является ключевым, так как этот признак наиболее часто указывается как основной для филиала и представительства);
  2. находится вне места расположения организации;
  3. наделено самостоятельным имуществом;
  4. действует на основании утвержденного положения;
  5. имеет руководителя, действующего на основании доверенности;
  6. представляет интересы организации, осуществляет все ее функции или их часть, в том числе функцию защиты ее интересов.

Необходимо отметить, что судебная практика исходит из того, что подразделение для признания его филиалом или представительством должно отвечать всем признакам, перечисленным в ст. 55 ГК РФ. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2005 N Ф08-516/2005-212А указано: “Расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в ст. 55 ГК РФ”.

Следовательно, чтобы обособленное подразделение не было признано филиалом или представительством, достаточно отсутствия одного из приведенных признаков, основным из которых, как следует из анализа судебной практики, является соответствующее указание в уставных документах.

Совершенно очевидно, что подобная точка зрения очень удобна налогоплательщикам, которые, создавая обособленные подразделения, просто не придают им одного из приведенных признаков и продолжают применять УСН. Например, они не указывают их в уставных документах, или не утверждают соответствующих положений об их деятельности, или не выбирают руководителя и т.п.

Между тем анализ гражданского законодательства не позволяет авторам статьи согласиться с такой позицией.

Пункты 1 и 2 ст. 55 ГК РФ содержат собственно определение представительства и филиала, причем понятие “филиал” шире, чем понятие “представительство”, и поглощает последнее. Как указано выше, под представительством понимается “обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту”.

Рассмотрим подробно указанные признаки представительства.

  1. Обособленность – расположение вне места нахождения самого юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Такой же вывод содержится в п. 21 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Местом государственной регистрации является конкретный адрес, а не указание района, города или области. Таким образом, для соответствия признаку обособленности необходимо расположение представительства по адресу, отличному от адреса, указанного в уставных документах юридического лица.

Нормы арбитражного и гражданского процессуального права также приводят к такому выводу. Так, в случае предъявления иска к организации истец должен указать в исковом заявлении место нахождения организации-ответчика (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ), по которому суд будет направлять ей судебные извещения (ч. 5 ст. 113 ГПК РФ, ч. 4 ст. 121 АПК РФ).

  1. Представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Совершенно очевидно, что осуществление подразделением, являющимся составной частью юридического лица, любых юридически значимых действий будет являться действием по представлению интересов этого лица. Иное фактически невозможно так же, как невозможно признать, что действия руки человека являются действиями в ее собственных интересах, а не в интересах самого человека. При этом совершенно не важно, что именно делает подразделение, ведь подразделение, осуществляющее иную деятельность, чем сама организация (например, подразделение выпускает стекло, а организация – игрушки для детей), все равно является ее составной частью, и фактически одно лицо выпускает и игрушки, и стекло.

Поскольку понятие “защита интересов” в ГК РФ подробно не раскрыто, необходимо исходить из буквального толкования положений закона.

Очевидно, что объем защиты может быть различным – от отстаивания таких интересов на переговорах до защиты их в суде, налоговом органе и т.п.

Процедуры защиты в судах, налоговых органах регламентированы соответствующими законами, которые устанавливают специальные правила для полномочий представителей. Так, ст. 62 АПК РФ содержит закрытый перечень отдельных полномочий представителя, которые должны быть оговорены в доверенности. Другими словами, без такого специального указания представитель юридического лица может осуществлять судебную защиту, но в ограниченных объемах. Защиту в полном объеме без специальных указаний может осуществлять лишь лицо, которое по закону может действовать от имени юридического лица без доверенности (например, директор).

Таким образом, любой представитель организации, действующий на основании доверенности, даже без указания специальных полномочий может осуществлять защиту его интересов. Необходимо признать, что выполнение хотя бы части действий по защите интересов организации уже позволяет говорить, что подразделение защищает ее интересы.

По мнению авторов, нельзя утверждать, что функция защиты будет реализована только при выполнении всех задач по защите интересов. Во-первых, это расходится с буквальным толкованием, а во-вторых, просто сложно представить такую доверенность, которая учитывала бы требования всех законов. Так, в случае внесения изменений в любой закон (например, в тот же АПК РФ) в части специального указания полномочий любое подразделение, не отследившее этих изменений, тут же лишалось бы своего статуса. Представляется, что подобное расширительное толкование понятия “защита” приводило бы к неразберихе, неустойчивости гражданского оборота.

Необходимо отметить, что об иных характеристиках филиалов и представительств, таких как наличие имущества, руководителя, специального положения и записи в уставе, законодатель говорит за пределами сформулированного им определения обособленных подразделений. Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что такие признаки не являются обязательными, а установлены как требования, которые необходимо соблюсти при наличии обособленного подразделения.

  1. Наличие имущества, выделенного юридическим лицом.

Как следует из п. 2 ст. 55 ГК РФ, обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, должно обладать имуществом на любом праве, а не только на праве собственности.

В то же время подразделение должно быть расположено вне места нахождения юридического лица, а это означает, что подразделение всегда обладает хотя бы минимумом имущества, необходимого для осуществления деятельности (помещение, стул работника, телефон и т.д.). При этом все имущество принадлежит организации, на которую оформлены договора аренды помещения, купли-продажи стула, заключен договор на услуги связи. Наличие любого имущества у обособленного подразделения подтверждает, что данный признак выполняется.

Так как без имущества выполнение функций фактически невозможно, можно говорить, что у обособленного представительства будет имущество, выделенное ему юридическим лицом (аренда).

  1. Наличие руководителя, действующего на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

В отношении филиалов и представительств закон не содержит обязанности создания в них единоличного либо коллегиального исполнительного органа управления или делегирования подобных полномочий. Очевидно, что когда филиал и представительство незначительно удалены от юридического лица, их работники могут напрямую подчиняться его руководителю либо их работу может курировать иное должностное лицо, работающее в месте нахождения юридического лица. В этих случаях целесообразность назначения руководителя структурного подразделения должна определяться самой организацией исходя из специфики и условий деятельности каждого подразделения без вмешательства государства в лице законодателя в хозяйственную деятельность данной организации.

Не обладая правами юридического лица, филиалы и представительства не могут действовать без доверенности, т.е. ее наличие необходимо, как, впрочем, и для любых других лиц (за исключением лиц, имеющих право действовать без доверенности), действующих в интересах организации.

  1. Юридическое лицо обязано утвердить положение о соответствующем филиале (представительстве) и указать его в своих учредительных документах (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

По нашему мнению, с точки зрения гражданского законодательства умышленное неуказание в учредительных документах данных о вновь созданном представительстве (филиале) не должно означать отсутствия данного подразделения. ГК РФ обязывает участников гражданских правоотношений осуществлять свои права разумно и добросовестно (п. 3 ст. 10 ГК РФ). Более того, не допускается злоупотребление предоставленными правами (в данном случае осуществление деятельности обособленным структурным подразделением в обход установленной законом обязанности указать такое подразделение в учредительных документах можно расценивать как злоупотребление правом принимать решение о внесении изменений в учредительные документы и обращаться за их регистрацией). Установление факта злоупотребления правом является основанием для отказа в судебной защите (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

ГПК РФ также содержит нормы, позволяющие констатировать возможность существования филиалов и представительств без указания на них в учредительных документах юридического лица. Так, согласно абз. 2 ч. 5 ст. 113 ГПК РФ “судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах”. Очевидно, что если бы понятия “филиал” и “представительство” охватывали признак указания на них в учредительных документах, то законодателю незачем было бы делать в ч. 5 ст. 113 ГПК РФ дополнительную оговорку.

Приведенный анализ признаков филиала и представительства позволяет сделать вывод, что любое обособленное подразделение, отвечающее первым трем признакам, будет в зависимости от объема осуществляемых им функций признаваться либо филиалом, либо представительством. Создание филиала или представительства с другим названием (отдел, подразделение, узел, цех и т.п.) не может влиять на правовую природу создаваемого структурного подразделения, поскольку название не считается существенным признаком для определения, является ли подразделение филиалом или представительством.

С учетом этого вывода следует рассматривать и положения абз. 4 ст. 81 ТК РФ, предусматривающие существование помимо филиала и представительства “иного обособленного структурного подразделения организации”. Указанная формулировка трудового законодательства, по нашему мнению, не соответствует ст. 55 ГК РФ, имеющей в данном случае приоритет, поскольку в силу п. 1 ст. 2 ГК РФ регулирование гражданских отношений (в данном случае – правового положения юридического лица и его обособленных подразделений) должно осуществляться на основе ГК РФ и в соответствии с ним. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Можно предположить, что законодатель, указывая на “иное обособленное структурное подразделение организации” в абз. 4 ст. 81 ТК РФ, исходил из цели обеспечения защиты трудовых прав работников, которые работают в обособленных подразделениях юридического лица, имеющих название не филиал (представительство), а, например, узел, отдел, цех и т.п. Поскольку абз. 4 ст. 81 ТК РФ устанавливает гарантии при ликвидации обособленных подразделений, законодатель, по всей вероятности, стремился подчеркнуть равные гарантии правовой защиты работников вне зависимости от фактического названия ликвидируемого обособленного подразделения, в котором они работают.

Читайте также:  Самые популярные виды займов в 2020 году

Кроме того, необходимо отметить, что нормы об иных обособленных подразделениях были внесены в ТК РФ после соответствующего указания в НК РФ. Это позволяет предположить, что законодатель хотел соотнести трудовые права работников с их правами по уплате соответствующих налогов, обеспечивающих их интересы.

Необходимо отметить, что практика выделяет и иные признаки обособленных подразделений. Так, заместитель руководителя Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Н. Комова высказывала следующее мнение: “Раз у подразделения есть расчетный счет и баланс, значит, оно ведет деятельность, которую нужно учитывать, а соответственно, его можно назвать филиалом. Вот, например, торговую палатку филиалом при всем желании не назовешь. Логика, согласитесь, небезупречна, поскольку любое подразделение ведет деятельность, которую нужно учитывать – неважно, на общем балансе или на отдельном” .

Давыдова Е. Неопознанное обособленное подразделение // Расчет. 2004. N 11.

Существует судебная практика, разделяющая такую точку зрения. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 по делу N А42-969/03-23 указано: “Апелляционная инстанция на основании имеющихся в деле доказательств установила, что созданные обществом автозаправочные станции являются структурными подразделениями юридического лица, не подпадающими под понятие “филиал” или “представительство”, поскольку они не осуществляют представление интересов налогоплательщика и их защиту; занимаются только реализацией в розницу горюче-смазочных материалов; не имеют самостоятельного баланса и расчетного счета, а имущество и средства учитываются в общем балансе; управление структурным подразделением осуществляет старший оператор заправочной станции без доверенности от имени общества; автозаправочные станции не указаны в качестве филиалов и представительств в учредительных документах налогоплательщика”.

Очевидно, что выявление новых признаков, не указанных в ГК РФ, незаконно и не должно приводить к расширению понятий “филиал” и “представительство”.

ГПК РФ также содержит нормы, позволяющие констатировать возможность существования филиалов и представительств без указания на них в учредительных документах юридического лица. Так, согласно абз. 2 ч. 5 ст. 113 ГПК РФ “судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах”. Очевидно, что если бы понятия “филиал” и “представительство” охватывали признак указания на них в учредительных документах, то законодателю незачем было бы делать в ч. 5 ст. 113 ГПК РФ дополнительную оговорку.

Не филиал ли это?

Наличие обособленного подразделения больше не является препятствием для применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Но при открытии обособленного подразделения организациям, применяющим УСН, следует иметь в виду следующее. Если фактически данное подразделение осуществляет функции филиала или представительства, то имеется риск признания налоговыми органами указанного подразделения филиалом или представительством, что влечет отказ в праве на применение упрощенной системы налогообложения и доначисление налогов по общей системе налогообложения.

Впрочем, нередко налоговые органы признают обособленное подразделение филиалом и представительством, когда на это нет никаких оснований. Так, в Постановлении от 18.11.2008 N А42-1739/2008 судьям пришлось объяснить налоговым органам, что информационный центр, занимающийся только рекламированием услуг компании и сбором заявок, не имеет признаков представительства. Арбитражные судьи не сочли, что среди функций данного подразделения есть такая, как представление интересов компании и их защита. К тому же, отметили они, информационный центр не имел самостоятельного баланса, расчетного счета, доходов и даже собственного руководителя (руководство осуществлял менеджер, регулярно приезжавший из головного офиса).

Как правило, при квалификации суды обращают внимание на наличие (отсутствие) правовых признаков филиала или представительства, которые закреплены в ГК РФ. К ним, в частности, относятся следующие обстоятельства:

  • подобные подразделения обязаны наделяться имуществом создавшего их юридического лица и действовать на основании утвержденных положений;
  • в представительстве (филиале) назначается руководитель, который действует по доверенности;
  • указание на наличие представительства и филиалов должно содержаться в учредительных документах создавшей их компании.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий структурное подразделение фирмы не может быть признано филиалом или представительством (Постановления ФАС МО от 03.07.2007 N КА-А41/5937-07-П; ФАС СЗО от 08.08.2008 N А05-609/2008; ФАС СКО от 01.03.2005 N Ф08-516/2005-212А).

Отметим также, что НК РФ запрещает применять УСН только организациям, имеющим обособленные подразделения в форме филиала и представительства. То есть в случае, если организация имеет обособленные подразделения, удовлетворяющие всем признакам филиала или представительства, она не вправе применять УСН. Однако организация может иметь обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством. В таком случае мнение Минфина следующее: исходя из вышеприведенных норм законодательства, как налогового, так и гражданского, если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, оно таковым не является.

Следовательно, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также если оно не указано в качестве таковых в учредительных документах создавшего его юридического лица (организации), организация вправе применять УСН при условии соблюдения норм главы 26.2 НК РФ. Такое мнение финансистов представлено в письмах от 21.09.2009 N 03-02-07/1-433, от 29.06.2009 N 03-11-06/3/173, от 30.04.2009 N 03-11-06/3/115, от 12.12.2008 N 03-11-04/3/557, от 24.03.2008 N 03-11-04/2/57, от 25.01.2008 N 03-11-04/2/6, от 18.01.2008 N 03-11-02/5. При этом уплата налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, производится головной организаций по месту ее нахождения (письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-11-04/2/60).

Учитывая изложенное, сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом – российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации – по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода (письмо Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 июня 2013 г. N 03-11-06/2/23305 О праве организации применять УСН при наличии у нее обособленного подразделения

Вопрос: ООО зарегистрировано в Инспекции ФНС России, фактический адрес нахождения организации совпадает с юридическим адресом.

С 1 января 2012 года организация работает по упрощенной системе налогообложения.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ дано понятие обособленного подразделения, организации, под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятия “филиал” ни ст. 11 НК РФ, ни гл. 26.2 НК РФ не содержат. В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следовательно, создание обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, не влечет утрату права применения УСН.

Организация предполагает арендовать помещение и создать там стационарные рабочие места на срок более одного месяца, где будет работать сотрудники ООО, оказывающие услуги.

Прошу разъяснить: будут ли данные рабочие места являться обособленным подразделением (в соответствии со ст. 11 НК РФ) и не потеряем ли мы право на применение упрощенной системы налогообложения?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о праве организации применять упрощенную систему налогообложения при наличии у нее обособленного подразделения и сообщает следующее.

В соответствии подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, если организация создала обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Заместитель директора ДепартаментаС.В. Разгулин

Таким образом, если организация создала обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

Налоги обособленного подразделения

Обособленное подразделение (ОП)- это зависимое от головной компании юридическое лицо, которое наделено имуществом головной организации и действуют в рамках ее положений.

Организация, создающая ОП должна внести информацию о ее образовании в учредительные документы.

Обособленные подразделения могут выступать в роли представительств и филиалов.

  • Представительство- это обособленное подразделение, которое создается для представления интересов организации и их защиты.
  • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Что является обособленным подразделением для определения уплаты налогов

Обособленное определение- это подразделение организации, которому соответствуют следующие требования:

  • территориальная обособленность от головной компании;
  • наличие рабочих мест.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять УСН. Обособленные подразделения могут применять систему налогообложения УСН.

Вне зависимости от того, прописано ли наличие ОП в Уставе компании, если у компании образовывается обособленное подразделение, то по нему необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет и сдавать отчетность.

Организация, создающая ОП должна внести информацию о ее образовании в учредительные документы.

Налоги и Право

В Налоговом кодексе нет понятий «филиал», «представительство», «дополнительный офис» (или аналогичных). В статье 11 НК РФ дано определение одному обобщенному понятию – «обособленное подразделение организации».

Обособленное подразделение при УСН

Нина Скляр, ведущий юрисконсульт компании «ТЛС-ПРАВО»

Наличие у организации обособленного подразделения влечет за собой различные правовые последствия. Рассмотрим, как создание обособленного подразделения влияет на право организации применять упрощенную систему налогообложения.

В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Читайте также:  Отделения Пенсионного Фонда Амурская область

ЕНВД бытовые услуги

Оказывая бытовые услуги, можно применять ЕНВД. Но возможность перехода на вмененку зависит от того:

  • введен ли на вашей территории режим ЕНВД;
  • относится ли услуга к категории бытовых;
  • введен ли в регионе ЕНВД в отношении вашей деятельности.

С 1 января 2021 года вмененку отменяют. Всем, кто оказывал бытовые услуги и работал на ЕНВД, пора выбирать новый налоговый режим. Подберите для себя самую выгодную систему налогообложения с помощью нашего онлайн-калькулятора . Мы рассказали в статье, как перевести бытовые услуги с ЕНВД на новый режим . Если вы не найдете ответа на свой вопрос — задайте его в комментариях к тексту, мы обязательно ответим.

Местный представительный орган выносит решение о введении ЕНВД. В нем определяются бытовые услуги, которые могут осуществляться на ЕНВД в данной местности. Вмененку могут разрешить применять для отдельных бытовых услуг, их групп и видов. Тогда спецрежим можно применять только в отношении услуг, указанных в акте. Если вы ведете деятельность не по месту жительства, следите за нормативными актами региона, в котором оказываете услуги.

Бытовые услуги на ЕНВД характеризуются тремя признаками:

  • услуга признана бытовой;
  • услуга оказывается физлицам;
  • за оказание услуг взимается плата.

Если ваши услуги соответствуют условиям, вы можете использовать ЕНВД. Теперь подробнее рассмотрим сложности с разделением услуг на бытовые и другие виды.

Платите налог ЕНВД и отчитывайтесь в ФНС и фонды с помощью веб-сервиса для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия!

Платите налог ЕНВД и отчитывайтесь в ФНС и фонды с помощью веб-сервиса для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия!

Бухгалтерские проводки ЕНВД

Рассмотрим детальнее бухгалтерские проводки ЕНВД.

ДебетКредитОписание
9968Операция по начислению единого налога
6850 (51)Выплата налога

Налоговая база = БД *ФП* К1 * К2, где

Чем можно заниматься на ЕНВД

Несмотря на определенные ограничения, ЕНВД пользуется большой популярностью у малого бизнеса. Если вы ищете выгодный вариант налогообложения, вполне возможно, что вашим выбором тоже станет вмененка. Надо только убедиться, что направление бизнеса соответствует разрешенным видам деятельности.

Итак, откроем статью 346.26 Налогового кодекса и ознакомимся с этим перечнем:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • услуги по предоставлению во временное владение или пользование мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по их хранению на платных стоянках (кроме штрафных);
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
  • розничная торговля с площадью торгового зала не более 150 кв. метров по каждому объекту;
  • розничная торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • услуги общепита через объекты, имеющие залы обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. метров по каждому объекту;
  • услуги общепита через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспорта;
  • услуги по временному размещению и проживанию на объектах площадью не более 500 кв. метров;
  • услуги по передаче во временное владение или пользование торговых мест, а также объектов организации общепита без зала обслуживания посетителей;
  • услуги по передаче во временное владение или пользование земельных участков для размещения торговых объектов и объектов общепита.

Обратите внимание: определять, относится ли ваш вид деятельности к бытовым услугам, по ОКУН уже нельзя. Этот классификатор прекратил свое действие с 2017 года.

Вместо него надо ориентироваться на Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 года №2496-р (есть в свободном доступе в интернете). В этом документе указаны коды видов деятельности по ОКВЭД для ЕНВД, которые признаются бытовыми услугами.

Например, если ваш код ОКВЭД — 93.29.3 (Организация обрядов (свадеб, юбилеев), в т. ч. музыкальное сопровождение), то он есть в Распоряжении №2496-р. А значит, является бытовой услугой. Но вот другой код из этой же группы 93.29.2 (Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев) бытовой услугой не является, поэтому его нельзя вести в рамках ЕНВД.

Если вы затрудняетесь сами определить, относится ли ваше направление к деятельности, разрешенной для вмененки, рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию по налогообложению.

Оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей

Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании бытовых услуг

ЕНВД при оказании бытовых услуг

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – соответственно ОКВЭД и ОКПД).

Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (кроме услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКВЭД и ОКПД, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (седьмой абзац ст. 346.27 НК РФ).

Также важно, чтобы потребителем по договору об оказании бытовых услуг являлось физическое лицо. Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в РФ (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025. В соответствии с п. 1 Правил под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг. При оказании бытовых услуг налогоплательщики ЕНВД применяют договор бытового подряда (см. также письмо ФНС России от 18.03.2014 N ГД-4-3/4852@).

Обязательно ли применять ЕНВД или можно отказаться?

Может ли организация при оказании бытовых услуг населению не применять ЕНВД, а уплачивать УСН? Возможны ли санкции со стороны налоговых органов за неприменение ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Применение ЕНВД в настоящее время является добровольным. Поэтому в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению организация может уплачивать налог как налогоплательщик, применяющий УСН.

Обоснование вывода:

Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – ИП) применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и ИП добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

При этом организации и ИП, перешедшие в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Налогоплательщиками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД либо единый налог) являются организации и ИП, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату ЕНВД в порядке, установленном главой 26.3 НК РФ.

Организации и ИП переходят на уплату ЕНВД добровольно (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Добровольный порядок перехода на уплату ЕНВД установлен с 1 января 2013 года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ, письмо ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22651@, письма Минфина России от 27.12.2012 N 03-02-07/2-183, от 20.12.2012 N 03-11-06/3/89, от 05.12.2012 N 03-11-06/3/82).

Как пояснено в письме Минфина России от 31.07.2014 N 03-11-06/3/37731, с 1 января 2013 года организация праве самостоятельно выбирать режим налогообложения, в том числе систему налогообложения в виде ЕНВД, в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности. При этом на ЕНВД переводится не организация в целом, а определенные виды деятельности, указанные налогоплательщиком в заявлении о постановке на учет, подаваемом в налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ.

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26. В частности, ЕНВД может применяться при оказании бытовых услуг. При этом коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Как установлено ст. 346.27 НК РФ, бытовые услуги – платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Указанные коды утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р (смотрите также письма Минфина России от 27.03.2017 N 03-11-11/17687, от 13.01.2017 N 03-11-11/947, от 27.12.2016 N 03-11-10/78273, от 06.12.2016 N 03-11-06/3/72654, Информационное сообщение Минфина России от 28.11.2016 О перечнях кодов, относящихся к бытовым услугам, в целях применения Налогового кодекса РФ).

Таким образом, поскольку организации (и индивидуальные предприниматели) с 1 января 2013 г. переходят на уплату ЕНВД добровольно, то организация на основании п. 1 ст. 346.28 НК РФ вправе принять решение о добровольном переходе на уплату ЕНВД в случае введения системы налогообложения в виде ЕНВД для такого вида деятельности, как оказание бытовых услуг в муниципальном образовании, в котором деятельность будет осуществляться.

Как уже сказано выше, в отличие от системы налогообложения в виде ЕНВД, переход на УСН осуществляется не в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, а в отношении всей деятельности организации в целом. Следовательно, в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание бытовых услуг, организация может применять УСН (смотрите, например, письма Минфина России от 09.08.2013 N 03-11-11/32275, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241, от 04.07.2013 N 03-11-06/3/25801, от 19.04.2013 N 03-04-06/13549).

Соответственно, налоговый орган не может применить санкции к организации, не перешедшей в добровольном порядке на уплату ЕНВД при оказании бытовых услуг населению, а уплачивающей налог от данного вида деятельности как налогоплательщик, применяющий УСН.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Условия и ограничения для применения ЕНВД;

– Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании бытовых услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Указанные коды утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р (смотрите также письма Минфина России от 27.03.2017 N 03-11-11/17687, от 13.01.2017 N 03-11-11/947, от 27.12.2016 N 03-11-10/78273, от 06.12.2016 N 03-11-06/3/72654, Информационное сообщение Минфина России от 28.11.2016 О перечнях кодов, относящихся к бытовым услугам, в целях применения Налогового кодекса РФ).

Ссылка на основную публикацию