Может ли иностранный гражданин быть самозанятым

Самозанятые иностранцы – возможно ли это?

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” в названных регионах начался эксперимент по введению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее по тексту – Закон).

По сути, на законодательном уровне, оформлен новый способ ведения предпринимательской деятельности физическими лицами, при котором установлена налоговая ставка в 6 процентов в отношении доходов, полученных самозанятыми гражданами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам [1]. При этом в эти ставки уже включены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования [2].

Естественно, возможность перевода отношений с работниками в формат отношений с “самозанятыми” выглядит для предпринимателей привлекательным, поскольку позволяет оптимизировать затраты в части налогообложения и социального страхования.

Так возможно ли это в отношении иностранных граждан?

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 5 Закона самозанятыми, помимо граждан Российской Федерации, могут выступать граждане государств – членов Договора о Евразийском Экономическом Союзе. Напомню, что членами Договора о ЕАЭС, помимо России, являются: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Для этого достаточно иметь ИНН и учетную запись в Личном кабинете налогоплательщика – физического лица. Пользователю необходимо скачать на телефон приложение “Мой налог” и зарегистрироваться в нем с помощью логина-пароля от Личного кабинета. Кроме того, доступна веб-версия кабинета для “самозанятых”.

Если у гражданина ЕАЭС нет ИНН то, в соответствии с принципом экстерриториальности ФНС России и п. 7 ст. 83 Налогового кодекса РФ получить его можно в любой инспекции, работающей с физ. лицами, в течение пяти рабочих дней. Для этого необходимо заявление и паспорт. После получения ИНН там же, в инспекции, можно получить логин-пароль от Личного кабинета. После чего гражданин ЕАЭС может регистрироваться в качестве самозанятого – с помощью мобильного приложения или веб-версии кабинета.

В рамках эксперимента, по введению налогового режима для самозанятых, граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне [3].

Какие-либо ограничения на виды деятельности (виды работ/услуг), выполняемые самозанятыми Законом не предусмотрены.

Возможность стать самозанятым для граждан других государств (кроме Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана), вне зависимости от их статуса на территории России, Законом не предусмотрена.

Вместе с тем Законом для самозанятых установлены определенные ограничения:

  • в соответствии с частью 7 статьи 2 Закона, самозанятые вправе заниматься деятельностью, при ведении которой они не имеют работодателя (то есть выполняют работы и оказывают услуги, от которых получают доход и применяют особый налоговый режим, не в рамках трудовых отношений). Вместе с тем, самозанятым может быть лицо, которое работает по трудовому договору, но при этом деятельность самозанятый ведет отдельно от трудовых отношений с работодателем;
  • стать самозанятыми могут физические лица, которые выполняют работы/оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год;
  • самозанятые не могут оказывать услуги/выполнять работы по гражданско-правовым договорам в адрес лиц, бывших их работодателями менее двух лет назад.

Оформление отношений с самозанятыми происходит путем заключения с ними договоров возмездного оказания услуг в порядке Главы 39 ГК РФ либо договоров на выполнение работ (подряда) в порядке Главы 37 ГК РФ.

С учетом того, что формат работы с самозанятыми иностранными гражданами требует заключения гражданско-правовых договоров выполнения работ/оказания услуг, уведомление органов МВД России о заключении таких договоров обязательно. Соответственно, прекращение заключенных с самозанятыми иностранными гражданами договоров влечет обязанность по уведомлению о расторжении/прекращении договора с иностранным гражданином [4].

Формы уведомлений о заключении и расторжении/прекращении договоров с иностранными гражданами утверждены соответственно Приложениями № 13 и № 14 к Приказу МВД России от 10.01.2018г. № 11.

При этом не имеет значения, оформлен ли договор в письменной форме или нет. Определяющим для органов государственного контроля в сфере миграции будет наличие самого факта выполнения работ/оказания услуг.

Во всем остальном порядок работы с самозанятыми (как иностранными гражданами, так и гражданами России) определен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

[1] Статья 10 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”

[2] Информация ФНС России «Об эксперименте по введению специального налогового режима для самозанятых»

[3] Информация ФНС России «О регистрации граждан ЕАЭС в качестве самозанятых»

[4] пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 5 Закона самозанятыми, помимо граждан Российской Федерации, могут выступать граждане государств – членов Договора о Евразийском Экономическом Союзе. Напомню, что членами Договора о ЕАЭС, помимо России, являются: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Самозанятость с видом на жительство: как оформиться фрилансеру

В этом году в Российской Федерации появился новый альтернативный вид налогообложения — налог на профессиональный доход. В народе и СМИ его окрестили «налогом самозанятых». Пока это не законопроект, а эксперимент, рассчитанный на 10 лет и действующий в 4-х регионах: Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. Но как насчет тех, кто имеет вид на жительство? Самозанятые российские граждане вправе легально пользоваться выгодной налоговой системой. Доступна ли она иностранцам? Об этом мы и поговорим ниже.

В этом году в Российской Федерации появился новый альтернативный вид налогообложения — налог на профессиональный доход. В народе и СМИ его окрестили «налогом самозанятых». Пока это не законопроект, а эксперимент, рассчитанный на 10 лет и действующий в 4-х регионах: Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. Но как насчет тех, кто имеет вид на жительство? Самозанятые российские граждане вправе легально пользоваться выгодной налоговой системой. Доступна ли она иностранцам? Об этом мы и поговорим ниже.

Миграционная концепция меняет планы часть 2: О некоторых вопросах возможной самозанятости иностранцев и о том, как это работает сейчас для граждан России и государств ЕАЭС

Новые поручения Президента России от 6 марта 2020 г. в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы фактически корректирует действующую систему внешней трудовой миграции, через унификацию трудовых отношений работников как граждан России, граждан государств ЕАЭС и граждан иных стран.

Одной из главных новелл в области регулирования внешней трудовой миграции является введение новой категории иностранных работников – самозанятые иностранные граждане, для которых предлагается разработка отдельного налогового режима с учетом имеющегося опыта применения авансового платежа по налогу на доходы физических лиц при работе по патенту и налогу на профессиональный доход.

Фактически это аналогия уже действующего на территории 23 субъектов Российской Федерации налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц (граждан России и других государств ЕАЭС), а также индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников по трудовому договору.

Конечно, будут и свои нюансы. Наверняка список профессий, по которым смогут работать иностранцев будет жестко регламентирован, также планируется утвердить и отдельные условия, при которых допускается работа самозанятых иностранных граждан в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сейчас списка разрешенных профессий для самозанятых законом не установлено. Имеются лишь ряд ограничений, установленные частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ.

Так, не вправе применять специальный налоговый режим:

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением случаев ведения такой деятельности при условии применения налогоплательщиком-продавцом контрольно-кассовой техники при расчетах с заказчиками за указанные услуги в соответствии с действующим законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники;
  • лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
  • лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

При этом, необходимо учитывать, что не признаются объектом налогообложения доходы:

  • получаемые в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
  • государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
  • от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
  • от уступки (переуступки) прав требований;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Еще одним ограничением является осуществление реализации собственных товаров (работ, услуг, имущественных прав), местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Вместе с тем, согласно разъяснениям от 18.11.2019 № СД-4-3/23424@, применять налог для самозанятых вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент. При этом нормы закона №422-ФЗ не содержат определение места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно. Поэтому до внесения изменений в закон место ведения такой деятельности может определяться по выбору налогоплательщика: либо по месту его нахождения, либо по месту нахождения покупателя или заказчика.

Соответственно, все лица, которые продают свои услуги (товары), через интернет, теперь могут зарегистрироваться в качестве самозанятых, если их клиенты располагаются в регионах, участвующих в эксперименте по введению НПД. Данная позиция по вопросу определения местонахождения согласована ФНС и с Министерством финансов РФ.

Более каких-либо ограничений сегодня нет.

Но с октября 2019 Министр финансов России Антон Силуанов неоднократно заявлял о необходимости законодательно закрепить перечень профессий, представители которых могут регистрироваться в качестве самозанятых. При этом, ФНС России проводит анализ «больших данных» и выявляет возможные злоупотребления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при применении закона о самозанятых, поэтому стоит ждать такого списка уже в 2020 году. И именно от этого списка будут отталкиваться для определения профессий для самозанятых иностранных граждан.

Читайте также:  Заговор на удачу — проведение обряда

Отдельным иностранным гражданам это позволит выйти из тени, тем же сиделкам, няням и так далее. Сейчас большое количество иностранцев имеющих патент имеют право работать по гражданско-правовому договору у физических лиц. Однако эта область занятости сегодня находится в глубокой тени, так как работодатели — физические лица не спешат официально оформлять свои отношения с российскими гражданами, что уж говорить об иностранцах. Тем более, что фактически в летний период многие иностранцы работают в садоводствах, где день работают на одном участке, день на другом и т. д. И при таком положении дел физическое лицо – работодатель не готов оформлять всё официально. Ведь если всё делать по правилам, то у физического лица как у работодателя возникает куча обязанностей. Для многих возможно это будет откровением, но работодатель – физическое лицо обязан предоставить рабочее место в соответствии с нормами охраны труда, и более того — несет ответственность при наступлении несчастного случая. Также есть обязанность выступать налоговым агентом и произвести выплаты в социальные фонды согласно расчетам исходя из уплаченного вознаграждения работнику. Поэтому мало кто сегодня официально выступает работодателем как физическое лицо по гражданско-правовому договору, даже если эти отношения длительное, не говоря уже о том, что работник будет делать разовую работу.

При введении налогового режима для иностранных граждан – «Налог на профессиональный доход» эти проблемы у работодателя – физического лица уходят.

Проще будет и иностранцам, работающим у физических лиц. Часто они (иностранцы) не могут подтвердить источник доходов, что требуется при оформлении разрешения на временное проживание и им приходится прибегать к услугам людей, которые фиктивно их оформляют в организации или изготавливают поддельные трудовые договора с юридическими лицами. Теперь же все будет в руках самого иностранного гражданина желающего работать самостоятельно.

Новые поручения Президента России от 6 марта 2020 г. в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы фактически корректирует действующую систему внешней трудовой миграции, через унификацию трудовых отношений работников как граждан России, граждан государств ЕАЭС и граждан иных стран.

Самозанятые иностранцы – возможно ли это?

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” в названных регионах начался эксперимент по введению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее по тексту – Закон).

По сути, на законодательном уровне, оформлен новый способ ведения предпринимательской деятельности физическими лицами, при котором установлена налоговая ставка в 6 процентов в отношении доходов, полученных самозанятыми гражданами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам [1]. При этом в эти ставки уже включены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования [2].

Естественно, возможность перевода отношений с работниками в формат отношений с “самозанятыми” выглядит для предпринимателей привлекательным, поскольку позволяет оптимизировать затраты в части налогообложения и социального страхования.

Так возможно ли это в отношении иностранных граждан?

В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 5 Закона самозанятыми, помимо граждан Российской Федерации, могут выступать граждане государств – членов Договора о Евразийском Экономическом Союзе. Напомню, что членами Договора о ЕАЭС, помимо России, являются: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Для этого достаточно иметь ИНН и учетную запись в Личном кабинете налогоплательщика – физического лица. Пользователю необходимо скачать на телефон приложение “Мой налог” и зарегистрироваться в нем с помощью логина-пароля от Личного кабинета. Кроме того, доступна веб-версия кабинета для “самозанятых”.

Если у гражданина ЕАЭС нет ИНН, то в соответствии с принципом экстерриториальности ФНС России и п. 7 ст. 83 Налогового кодекса РФ получить его можно в любой инспекции, работающей с физ. лицами, в течение пяти рабочих дней. Для этого необходимо заявление и паспорт. После получения ИНН там же, в инспекции, можно получить логин-пароль от Личного кабинета. После чего гражданин ЕАЭС может регистрироваться в качестве самозанятого – с помощью мобильного приложения или веб-версии кабинета.

В рамках эксперимента, по введению налогового режима для самозанятых, граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне [3].

Какие-либо ограничения на виды деятельности (виды работ/услуг), выполняемые самозанятыми Законом не предусмотрены.

Возможность стать самозанятым для граждан других государств (кроме Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана), вне зависимости от их статуса на территории России, Законом не предусмотрена.

Вместе с тем Законом для самозанятых установлены определенные ограничения:

1. В соответствии с частью 7 статьи 2 Закона, самозанятые вправе заниматься деятельностью, при ведении которой они не имеют работодателя (то есть выполняют работы и оказывают услуги, от которых получают доход и применяют особый налоговый режим, не в рамках трудовых отношений). Вместе с тем, самозанятым может быть лицо, которое работает по трудовому договору, но при этом деятельность самозанятый ведет отдельно от трудовых отношений с работодателем.

2. Стать самозанятыми могут физические лица, которые выполняют работы/оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год.

3. Самозанятые не могут оказывать услуги/выполнять работы по гражданско-правовым договорам в адрес лиц, бывших их работодателями менее двух лет назад.

Оформление отношений с самозанятыми происходит путем заключения с ними договоров возмездного оказания услуг в порядке Главы 39 ГК РФ либо договоров на выполнение работ (подряда) в порядке Главы 37 ГК РФ.

С учетом того, что формат работы с самозанятыми иностранными гражданами требует заключения гражданско-правовых договоров выполнения работ/оказания услуг, уведомление органов МВД России о заключении таких договоров обязательно. Соответственно, прекращение заключенных с самозанятыми иностранными гражданами договоров влечет обязанность по уведомлению о расторжении/прекращении договора с иностранным гражданином [4].

Формы уведомлений о заключении и расторжении/прекращении договоров с иностранными гражданами утверждены соответственно Приложениями № 13 и № 14 к Приказу МВД России от 10.01.2018г. № 11.

При этом не имеет значения, оформлен ли договор в письменной форме или нет. Определяющим для органов государственного контроля в сфере миграции будет наличие самого факта выполнения работ/оказания услуг.

Во всем остальном порядок работы с самозанятыми (как иностранными гражданами, так и гражданами России) определен Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

[1] Статья 10 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”

[2] Информация ФНС России «Об эксперименте по введению специального налогового режима для самозанятых»

[3] Информация ФНС России «О регистрации граждан ЕАЭС в качестве самозанятых»

[4] пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Возможность стать самозанятым для граждан других государств (кроме Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана), вне зависимости от их статуса на территории России, Законом не предусмотрена.

Вот, что написано в тексте законопроекта:

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

…. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, копии паспорта и фотографии физического лица.

Для граждан Российской Федерации, получивших доступ к личному кабинету налогоплательщика, представление копии паспорта, фотографии физического лица не требуется.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе граждан других государств – членов Евразийского экономического союза в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при наличии доступа к личному кабинету налогоплательщика.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе, копия паспорта, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог» без применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

Граждане Российской Федерации и других государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет (снятии с учета). В указанном случае заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации, при этом копия паспорта, фотография физического лица не представляются.

Не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог», а также уполномоченную кредитную организацию в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика.

При выявлении противоречий между представленными документами (данными), либо несоответствия документов (данных), представленных физическим лицом, сведениям, имеющимся у налогового органа, не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет, налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в качестве налогоплательщика с указанием выявленных противоречий (несоответствий) и предложением повторно представить документы (данные), предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта.

В случае установления налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет, налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в качестве налогоплательщика с указанием выявленных несоответствий.

Физические лица вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у них недоимки по уплате налога.

2. Физические лица признаются налогоплательщиками с даты уведомления налоговым органом физического лица через мобильное приложение «Мой налог» о постановке на учет в качестве налогоплательщика.

Граждане Российской Федерации и других государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет (снятии с учета). В указанном случае заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации, при этом копия паспорта, фотография физического лица не представляются.

Разрешенные виды деятельности для самозанятости

Решая вопрос о том, может ли иностранец зарегистрироваться как самозанятый, важно помнить об ограничениях. Самозанятые вправе заниматься любыми видами деятельности, кроме напрямую перечисленных в 422-ФЗ исключений:

  • реализация подакцизных товаров (алкоголь, табак, топливо и пр.);
  • перепродажа товаров, кроме тех, которые использовались самозанятым для личных нужд;
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • работа по договору комиссии или агентскому договору в интересах третьего лица;
  • доставка товаров в интересах третьих лиц, сопряженная с приемом платежей, кроме случаев, когда самозанятый использует ККТ.
  • самозанятость не применяется к доходам свыше 2,4 млн рублей в год;
  • не применяется в деятельности, связанной с наймом сотрудников;
  • нельзя платить НПД с доходов, полученный в найме. Более того, физическое лицо не вправе сотрудничать в качестве самозанятого с компанией или ИП, у которого оно было или находится в найме: с момента расторжения трудового договора до начала сотрудничества с бывшим работодателем в качестве самозанятого должно пройти не менее двух лет.
Читайте также:  Переход на 4-дневную рабочую неделю

ИТОГО: может ли нерезидент быть самозанятым в РФ — да, может, но прежде чем оформлять самозанятость будущий плательщик НПД обязан сопоставить предполагаемый вид деятельности с ограничениями.

С начала 2020 года в эксперименте по введению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” участвовало 23 региона.

Поможет вывести из тени

Однако президент “Опоры России” Александр Калинин поддерживает идею применить налог на профессиональный доход для иностранцев. Он заявил ТАСС, что это поможет дать социальные гарантии работникам из других государств, а нюансы в области международного налогового права по данному вопросу “решаемы”.

“У нас достаточно большой теневой рынок труда. Поэтому я лично поддерживаю предложение распространить режим самозанятых на иностранных граждан. Если [мигрантам] будет предложен удобный и понятный режим, многие бы зарегистрировались бы и работали”, – пояснил он свою позицию, добавив, что это принесло бы дополнительный доход в бюджеты регионов.

Глава “Опоры России” также отметил, сейчас данный налоговый режим показал эффективность. Единственное, считает Калинин, что стоило бы в нем доработать – закрепить право регионов снижать ставку для некоторых видов деятельности.

Подобную позицию высказал ТАСС и эксперт в области налоговой практики и банкротства, основатель юридической компании “Абвиль” Сергей Гебель. Он отметил, что в ряде отраслей экономики занято существенное количество иностранных граждан, прежде всего, из стран СНГ, в отношении которых имеются вопросы не только относительно легальности их пребывания, но и легализации их доходов и налогообложения. По его словам, большая часть осуществляющих какую-либо деятельность в России иностранцев либо имеют сложности с легализацией своих доходов либо осознанно уклоняются от налогообложения.

“Мера необходимая, нужная и своевременная. С одной стороны, иностранцы, уплачивая налог в рамках спецрежма, будут легально осуществлять свою деятельность, с другой стороны – имея такое количество занятых иностранцев, государство не может оставить “в тени” эти доходы. Российская экономика, очевидно, должна от этого выиграть”, – сказал он, отмечая, что реализацию механизма на практике покажет время.

“У нас достаточно большой теневой рынок труда. Поэтому я лично поддерживаю предложение распространить режим самозанятых на иностранных граждан. Если [мигрантам] будет предложен удобный и понятный режим, многие бы зарегистрировались бы и работали”, – пояснил он свою позицию, добавив, что это принесло бы дополнительный доход в бюджеты регионов.

Поможет вывести из тени

Однако президент “Опоры России” Александр Калинин поддерживает идею применить налог на профессиональный доход для иностранцев. Он заявил ТАСС, что это поможет дать социальные гарантии работникам из других государств, а нюансы в области международного налогового права по данному вопросу “решаемы”.

“У нас достаточно большой теневой рынок труда. Поэтому я лично поддерживаю предложение распространить режим самозанятых на иностранных граждан. Если [мигрантам] будет предложен удобный и понятный режим, многие бы зарегистрировались бы и работали”, – пояснил он свою позицию, добавив, что это принесло бы дополнительный доход в бюджеты регионов.

Глава “Опоры России” также отметил, сейчас данный налоговый режим показал эффективность. Единственное, считает Калинин, что стоило бы в нем доработать – закрепить право регионов снижать ставку для некоторых видов деятельности.

Подобную позицию высказал ТАСС и эксперт в области налоговой практики и банкротства, основатель юридической компании “Абвиль” Сергей Гебель. Он отметил, что в ряде отраслей экономики занято существенное количество иностранных граждан, прежде всего, из стран СНГ, в отношении которых имеются вопросы не только относительно легальности их пребывания, но и легализации их доходов и налогообложения. По его словам, большая часть осуществляющих какую-либо деятельность в России иностранцев либо имеют сложности с легализацией своих доходов либо осознанно уклоняются от налогообложения.

“Мера необходимая, нужная и своевременная. С одной стороны, иностранцы, уплачивая налог в рамках спецрежма, будут легально осуществлять свою деятельность, с другой стороны – имея такое количество занятых иностранцев, государство не может оставить “в тени” эти доходы. Российская экономика, очевидно, должна от этого выиграть”, – сказал он, отмечая, что реализацию механизма на практике покажет время.

“У нас достаточно большой теневой рынок труда. Поэтому я лично поддерживаю предложение распространить режим самозанятых на иностранных граждан. Если [мигрантам] будет предложен удобный и понятный режим, многие бы зарегистрировались бы и работали”, – пояснил он свою позицию, добавив, что это принесло бы дополнительный доход в бюджеты регионов.

Могут ли самозанятые граждане работать с иностранными заказчиками и платить с этого 6%?

Я живу в Новосибирске, занимаюсь дизайном, у меня есть клиенты из Москвы и Московской области, эти 2 региона подпадают под действие ФЗ N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”,

соответственно я имею право регистрироваться и вести деятельность, как самозанятый гражданин.

У меня есть потенциальные фирмы-заказчики в Европе, могу ли я заключать с ними договора на оказание услуг как самозанятый? На сайте фнс и в документе закона на первый взгляд на это нет запрета.

На сайте npd.nalog.ru есть вкладка с вопросами-ответами и там нашлось такое:

В: Могут ли применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) лица, работающие с зарубежными стоковыми платформами

О: Факт выполнения работ, оказания услуг в пользу иностранного лица не имеет значения для целей исчисления и уплаты налога на профессиональный доход.

Немного мудреный ответ, но кажется это значит, что работать на иностранных заказчиков можно.

Есть ли реальные случаи работы самозанятых с иностранными клиентами?

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 4824 отзыва эксперт

Если у Вас регистрация в Новосибирске, то Вы не сможете зарегистрироваться как самозанятый. В первую очередь дело не в том, где находится Заказчик, а в том, где находитесь Вы.
Действительно на сегодняшний день существует такая проблема и довольно распространенная, когда человек имеет доход от онлайн деятельности, получает доход на карту/кошелек физического лица и хочет с него официально платить налоги (хочет «легализоваться»), но не знает как в силу различных заблуждений (как правило совершенно необоснованных).
В основном этот вопрос касается тех, кто имеет онлайн доход, который не совсем укладывается в привычные рамки и получает доход на свою карту/кошелек физического лица, а именно он касается фрилансеров, программистов, тех, кто получает выплаты от партнерских программ, букмекерских контор онлайн, онлайн казино, онлайн покера, различных бирж, инвестиций в интернете, операций с криптовалютой, имеет доход от рекламы в интернете, тех, кто продает товары и оказывает услуги через социальные сети, а также тех, кто получает доход от иностранных компаний или иных иностранных контрагентов и т.п.
Также еще бывают отдельно истории, когда у человека по каким-то причинам уже оказалось скоплена значительная сумма денег, но налоги с нее не были уплачены (успешно вложил деньги куда-то, либо вел совместный с партнером бизнес, но бизнес был оформлен на партнера и т.п.) и теперь человек боится тратить эти деньги, полагая (и не без оснований), что к нему могут быть предъявлены претензии.
Наиболее частыми заблуждениями здесь являются следующие:
1. Если у меня не будет договоров и иных документов с моими контрагентами, то я не смогу платить налоги и легализовать свой доход. Это совершенно не так. Да, ситуации бывают разные и нужно их смотреть индивидуально всегда, но нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев отсутствие договоров и иных документов от контрагентов не является препятствием к тому, чтобы официально и легально платить налоги.
2. Если у меня множество мелких поступлений на карты/кошельки, то я не смогу платить налоги, поскольку не смогу обосновать каждую транзакцию – это также является заблуждением. Ситуации действительно бывают разные – одно дело, когда речь о легализации дохода, который клиент получает от одной компании (зарубежный работодатель, например) и другая ситуация – когда деньги идут большим количеством транзакций на карту/кошелек (в отдельных случаях зарубежный) мелкими суммами, однако и в первом и во втором случае можно работать легально и платить налоги, просто в первой и во второй ситуации будут свои особенности в плане того как это будет легализоваться.
3. Денежные средства доходят до меня непонятными путями, и налоговая обязательно докопается. Часто бывают ситуации, что, например, доход поступает от иностранного сервиса на иностранную платежную систему, после этого различными способами переводится уже на карту/кошелек российского банка или российской платежной системы – такие ситуации также не являются препятствием для легализации дохода.
4. Если я получаю доход от интернет-деятельности, то у меня отсутствует обязанность платить налоги. Как ни странно, такое заблуждение тоже существует. Здесь нужно запомнить раз и навсегда – налог по российскому законодательству (как и в большинстве других стран мира) платится с любого дохода. Не важно от какого вида деятельности Вы заработали деньги – Вы всегда обязаны платить налог с суммы своего дохода (ст. 217 НК РФ).
5. У меня большие операции по картам, но из них лишь небольшая часть является моим доходом (часто касается тех, кто инвестирует в криптовалюту, либо играет на зарубежных биржах, делает ставки в букмекерских конторах и т.п.) – если я буду платить налоги, то налоговая потребует оплаты налогов со всей суммы поступлений на карту. В рамках данного пункта все очень индивидуально. Действительно в отдельных случаях это может быть проблемой, но в большинстве ситуаций есть варианты как платить налог все-таки только с суммы своего реального дохода, а не со всего оборота.
6. Если я буду официально оформлять свой доход, то мне потребуется вести какой-то сложный учет, иметь кучу бумаг и вообще все это занимает множество времени. На самом деле это не так в подавляющем большинстве случаев. В отдельных ситуациях и до определенных сумм дохода можно вообще спокойно платить налоги как физическое лицо и не открывать ИП/ООО. В тех же ситуациях, когда все-таки нужно открыть ИП/ООО – в 99% случаев не требуется вести какого-то сложного учета.
7. Если я не буду платить налоги – мне ничего не грозит. Об этом заблуждении речь пойдет дальше.
Таким образом, существует достаточное количество заблуждений, который препятствуют тому, чтобы человек все-таки начал платить законно установленные налоги и спать спокойно. Однако на самом деле в каждой ситуации можно решить вопрос с тем, чтобы легализовать свою деятельность, платить налоги и не иметь никаких претензий со стороны налоговых органов и банков, не перегружая себя при этом заполнением большого количества бумаг, просто нужно к каждому случаю подходить индивидуально и действовать в зависимости от конкретной ситуации.
Что касается вариантов легализации дохода, то их несколько:
1. Как физ. лицо — через подачу 3 НФДЛ — тут есть свои особенности и по заполнению 3 НДФЛ (в частности указание источника дохода и т.д.) и по ограничениям, к примеру, если Вы подадите декларацию 3 НДФЛ и укажите довольно большой доход в 10-20 млн. руб., то к Вам может возникнуть множество вопросов, в частности на практике встречаются случаи, что налоговые проверяют таких физ. лиц на предмет ведения незаконной предпринимательской деятельности. Вариант подходит не всегда и не всем, надо к нему подходить аккуратно.
В этом варианте также очень много нюансов по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001, так как обычно деньги проходят через личные счета/карты физ. лица. Сложность в том, что банки могут заблокировать Ваши карты/кошельки и внести в черный список ЦБ, если Вы не будете соблюдать требования 115-ФЗ и разъяснения Центрального банка на этот счет (на этот счет есть довольно много информации, которую нужно знать, здесь я не буду все описывать, но, если будет нужно – с радостью поделюсь указанной информацией отдельно).
2. Как ИП/ООО. В рамках данного варианта существует достаточно много «подвариантов», используются разные способы работы и т.д. В двух словах все не опишешь, в целом вариант обычно используется если обороты достаточно большие, либо вариант отчетности по 3 НДФЛ не подходит по иным причинам. Конкретизировать в рамках общей консультации тут сложно, поскольку вариантов очень много – все зависит от того о каких оборотах идет речь, как идут поступления, от какого количества лиц и т.п.
3. Также для отдельных случаев используется вариант уплаты налогов, связанный с использованием компании, открытой в других странах (многие называют это офшором, однако надо понимать, что схема применяется не с целью уклонения от уплаты налогов, а наоборот с целью уплаты всех налогов в РФ, то есть ведения полностью законной деятельности).
То есть цель такого варианта — последующая легализация дохода от деятельности иностранной компании в РФ, по итогу все налоги оплачиваются в РФ (либо часть налогов платится в РФ, часть в стране юрисдикции компании, зависит от страны). Здесь большое значение имеет выбор юрисдикции (в каждой стране свои нюансы), а также от взаимоотношений этой страны с Россией (наличие или отсутствие договора об избежании двойного налогообложения и т.п.).
Отмечу, что многие изучив базовую информацию по возможности легализации своего дохода приходят к выводу о том, что все довольно сложно и рискованно и остаются в «серой» зоне, однако нужно отметить, что уклонение от уплаты налогов может повлечь за собой довольно неприятные последствия:
1. Надо понимать, что если говорить о более-менее серьезных доходах, то рано или поздно они приведут к приобретению регистрируемых покупок (квартиры, авто и т.п.) – и в этих случаях шанс на то, что налоговая выявит Ваши доходы значительно выше.
ГИБДД и Росреестр передают информацию в налоговые органы о покупках для целей контроля уплаты транспортного налога и налога на имущество, при этом налоговый инспектор при получении информации о приобретениях вполне может поинтересоваться откуда деньги на такие покупки и если официального подтвержденного дохода не будет, то могут возникнуть к Вам вопросы.
У налоговой есть и другие механизмы по выявлению «серых» доходов и, хотя целенаправленной работы в этом направлении сейчас налоговая, как правило, не ведет, риски того, что налоговая все-таки обнаружит Ваши доходы безусловно, есть.
2. Также в отдельных случаях банк вправе затребовать от Вас подтверждение легального источника происхождения денежных средств и, если Вы не платите налоги, банк в отдельных случаях имеет право вплоть до того, чтобы отказать Вам в выдаче денежных средств до предоставления документов, подтверждающих их легальное происхождение.
Например, есть такая практика, когда приносишь в банк вклад. Сотрудники банка с улыбкой без всяких вопросов принимают у Вас деньги. Далее проходит условно год (срок вклада) и наступает время забирать вклад. И тут все и начинается – Вы приходите забирать вклад, а банк спрашивает у Вас мол где документы, подтверждающие законность происхождения денежных средств. Вы конечно можете махать шашкой и ругаться, мол Вы же изначально не спрашивали и т.п., однако дело в том, что банки пользуются нормами 115-ФЗ, в соответствии с которыми, когда Вы вносите деньги на счет/карту/во вклад банка (за исключением вкладов в пользу третьих лиц), то банк здесь ничего проверять не должен, так как здесь не может быть отмывания денежных средств, а когда Вы снимаете деньги со счета/карты/вклада, то у банка уже появляется право проверить легальность происхождения данных денег.
Аналогичным образом банк может отказать в снятии денежных средств со счета/карты.
Это возможно далеко не во всех случаях (только при определенных оборотах) и происходит не часто, но тем не менее такое периодически случается, в том числе такие ситуации доходили до Верховного суда.
3. Ну и ко всему прочему не стоит забывать про ст. 198 Уголовного кодекса РФ – «Уклонение физического лица от уплаты налогов» — если Вы за 3 года заработаете сумму свыше 6,9 млн. руб. и не оплатите с нее налоги, то у Вас есть хорошие шансы попасть под уголовную ответственность.
Более того, еще есть ст. 171 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство – в рамках этой статьи уже при незадекларированном доходе всего 2 млн. 250 т.р. можно попасть под уголовную ответственность.
Отмечу, что, если что-то останется непонятным более подробную устную или письменную консультацию по наиболее оптимальной схеме легализации дохода от Вашего вида деятельности, в том числе с конкретными примерами из практики (включая судебную) и с описанием каждого варианта Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Читайте также:  Как начать бизнес на разведении перепелов?

О: Факт выполнения работ, оказания услуг в пользу иностранного лица не имеет значения для целей исчисления и уплаты налога на профессиональный доход.

Вопросы и ответы

Читайте также: Как стать самозанятым — все способы

Замечено также, что работу в штате можно совмещать с самозанятостью. Главное, чтобы сумма доходов от самозанятости не превышала лимит в 200 тыс. руб. Доход от основной работы не учитывается.

Возможные последствия самовольного подключения к системе водоснабжения

Незаконное подключение к водопроводной магистрали не только несет материальный ущерб службе, отвечающей за водопровод, но и представляет опасность для нарушителей и их соседей. Незаконная врезка ухудшает качество питьевой воды, приводит к загрязнению трубопроводов и становится причиной развития опасных микроорганизмов в воде, таких как кишечная палочка и так далее.

Еще одной распространенной ситуацией, возникающей при несанкционированной врезке, являются серьезные технические нарушения в системе водоснабжения. Так, может произойти уменьшение напора воды или наоборот – повышение давления ее подачи. При неправильном прокладывании водопровода, трубы перемерзают зимой, что также ведет к серьезным поломкам системы. Поэтому так важно проводить подключение и обслуживание водопровода посредством специализированных служб.

Еще одной распространенной ситуацией, возникающей при несанкционированной врезке, являются серьезные технические нарушения в системе водоснабжения. Так, может произойти уменьшение напора воды или наоборот – повышение давления ее подачи. При неправильном прокладывании водопровода, трубы перемерзают зимой, что также ведет к серьезным поломкам системы. Поэтому так важно проводить подключение и обслуживание водопровода посредством специализированных служб.

Самовольное подключение к водопроводу: ответственность и штрафы водоканала

Законом регулируется ответственность за самовольное подключение к водопроводу, однако это не останавливает многих людей от нелегального использования систем водоснабжения. В последние годы количество зарегистрированных случаев, когда было осуществлено самовольное подключение к водопроводу, значительно выросло. Но не спешите брать на заметку вариант безоплатной траты воды. Существует немало последствий, с которыми вы столкнетесь, если решите пойти этим путем.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Такова формулировка, указанная в Правилах использования систем коммунального водоснабжения и канализации России, утвержденных Правительством РФ еще 12.02.1999 в Постановлении № 167
Фактически, ваши действия будут признаны незаконными, если вы произвели врезку труб в водопровод без заключения договора и предварительного получения согласия обслуживающего вашего дома Водоканала или иного предприятия, обеспечивающего технологический процесс забора, осуществления подготовки и транспортировки, а также передачи пользователям питьевой воды.

Статья 7.20 КоАП РФ. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (действующая редакция)

Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее – Правила N 167);

Какой штраф за самовольное подключение воды?

По закону организация водоснабжения происходит по согласованию с коммунальщиками и уполномоченными органами. Если человек игнорировал это требование и самовольно подключился к системе, он платит штраф в размере 10 000 рублей. Ранее штрафные санкции были более лояльными, а размер выплат фиксирован. Как правило, он не превышал 1 500 рублей для физических лиц.

Современное законодательство претерпело изменений, и сумма штрафов привязана к объему расходуемого ресурса. Иными словами, при расчете выплат учитывается пропускная способность трубопровода, а также средние параметры потребления на один дом. Практика показывает, что итоговая сумма штрафа за самовольное подключение в несколько раз превышает расходы на легальное оформление документов и оплату услуги в течение нескольких лет.

Штрафы для юридических лиц выше — от 20 до 30 тысяч рублей. При серьезных последствиях для имущества или людей возможна уголовная ответственность и тюрьма на срок до 2-х лет.

По закону организация водоснабжения происходит по согласованию с коммунальщиками и уполномоченными органами. Если человек игнорировал это требование и самовольно подключился к системе, он платит штраф в размере 10 000 рублей. Ранее штрафные санкции были более лояльными, а размер выплат фиксирован. Как правило, он не превышал 1 500 рублей для физических лиц.

Как найти врезку

Для поиска подобных подключений обычно используют визуальный осмотр. У каждого Водоканала есть схемы соединений, по которым можно проверять есть ли определённая врезка на них или нет.

Сторонние организации предлагают свои услуги по поиску незаконных врезок с помощью специального оборудования.


Образец этого документа можно скачать по ссылке. ⇐

Ссылка на основную публикацию