За что могут исключить из школы школьника в наше время

Что говорит закон

О возможности отчисления ученика из школы говорит закон об образовании. Статья 61 регламентирует все случаи прекращения образовательных отношений досрочно. Это вправе сделать:

  1. Родители по собственной инициативе, например, при переводе в другое учреждение образования (УО).
  2. Инициативу разрешено проявить администрации, если она обнаружит нарушения при зачислении ученика, которые делают обучение в ОУ незаконным. Это ложные сведения о регистрации, гражданстве, уровне образования и проч. Также школа может отчислить учащегося, если появятся основания для применения к нему мер дисциплинарного взыскания.
  3. В случае ликвидации учреждения или по другим причинам, не зависящим от воли сторон.

Закон строго ограничивает возможность прекращения образовательных отношений с учащимся со стороны администрации. В соответствии с Конституцией, получение полного (среднего) образования в РФ обязательно. До 15 лет по инициативе администрации отчисление несовершеннолетнего из школы незаконно по любым основаниям.

Статья 43 разъясняет ответственность учеников и регламентирует применение мер дисциплинарного взыскания. Более подробно разъясняет порядок применения к учащимся дисциплинарных мер приказ Минобрнауки от 15.03.2013 № 185.

Отчисление разрешено после достижения учеником 15-летнего возраста. Закон называет 3 вида разрешенного дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление. Последнее — крайняя степень наказания за грубые проступки, применяется в случаях неоднократных нарушений. Неоднократность — один из обязательных критериев, обосновывающий исключение. Основные причины отчисления из школы — это совокупность факторов:

Этап #1: Школа проводит беседу с учеником, которого хочет отчислить

Затем, школа собирает доказательства того, что провела необходимые работы перед исключением.

За что ученика могут отчислить из школы? И могут ли?

Добрый день, уважаемые родители! Согласитесь, дети все абсолютно разные. А в переходном младшем и подростковом возрасте – это вообще гремучая смесь. Наши домашние воспитанники вдруг становятся неуправляемыми, начинают конфликтовать, многие бунтуют и «забивают» на учёбу.

Иногда родители и педагоги сообща не могут справиться, настолько «достают» нерадивые ученики, тянущие вниз весь класс. Некоторые мамы и папы периодически в свой адрес слышат от желающих скинуть ненужный груз с педагогических плеч: «Исключим вашего ребёнка из школы!», радея за престиж школы.

А имеют ли право педагоги показать на школьную дверь и за что могут отчислить из школы? Сегодня материал «и нашим, и вашим», так как с одной стороны это может быть как последний действенный способ против «отрицательных элементов», когда уже ничего не помогает, и одновременно как мера противостояния для родителей, когда превышают полномочия учителя.

А имеют ли право педагоги показать на школьную дверь и за что могут отчислить из школы? Сегодня материал «и нашим, и вашим», так как с одной стороны это может быть как последний действенный способ против «отрицательных элементов», когда уже ничего не помогает, и одновременно как мера противостояния для родителей, когда превышают полномочия учителя.

Возможно ли исключить ученика из школы за плохую успеваемость?

Иногда учителя, представители администрации школы предупреждают родителей плохо успевающего ученика, ученика, не ликвидировавшего академическую задолженность, что если они не примут соответствующие меры, то их ребенок может быть исключен за неуспеваемость. Возможно ли это на самом деле?

В соответствии со ст. 61 Закона «Об образовании в РФ» отчисление обучающегося из школы возможно только по следующим основаниям:
в связи с получением образования (завершением обучения);
по инициативе обучающегося или его родителей, например, при переводе в другую школу;
по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей и школы, в том числе в случае ее ликвидации.
Обратим внимание, что законодательство не содержит оснований для отчисления ученика из школы по причине неудовлетворительной успеваемости, итоговой или промежуточной аттестации на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы.
Таким образом, двойка за четверть, полугодие, год, в случае неликвидации академической задолженности, за итоговую аттестацию за курс основной школы не является основанием для отчисления из школы по ее инициативе, а отчисление по инициативе школы – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.
За что все же можно отчислить обучающегося
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ» по решению школы допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как меры дисциплинарного взыскания за неоднократное неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Обратим внимание, что эта мера применяется только к обучающимся, достигшим 15 лет, только за неоднократное неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов и только если иные меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор), и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание его в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также её нормальное функционирование, и еще, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания не истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания не сняты в установленном порядке. Кроме того, решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Закон также предписывает, чтобы школа незамедлительно проинформировала об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания местный орган управления образованием, который совместно с родителями этого школьника не позднее чем в месячный срок принимает меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Могут ли исключить из школы обучающегося, если в период обучения ему исполняется 18 лет
Достижение обучающимся 18 лет не может служить основанием для исключения его из школы, так как само по себе получение общего образования возрастными рамками не ограничено.
Статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» гарантирует право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А статья 66 предоставляет только обучающимся, а не школе, право после достижения ими 18 лет прекратить получение общего образования по своему усмотрению.
Примечание. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать примененную к обучающемуся меру дисциплинарного взыскания, обратившись в школьную Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Иногда учителя, представители администрации школы предупреждают родителей плохо успевающего ученика, ученика, не ликвидировавшего академическую задолженность, что если они не примут соответствующие меры, то их ребенок может быть исключен за неуспеваемость. Возможно ли это на самом деле?

Если школа нарушает права

В случае, когда нарушения администрации доказаны и подтверждены документально, то полагается административная ответственность.

Ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ. За нарушение прав и свобод при получении образования школа платит штраф:

  • 30 000 — 50 000 руб. выплачивают должностные лица.
  • 100 000 — 200 000 руб. — образовательные организации.


К дисциплинарной ответственности учащегося могут привлечь сразу, если в Уставе школы, Правилах внутреннего распорядка четко прописан запрет на употребление алкоголя и наркотиков.

Этап 4. Информирование

После того, как будет оформлен приказ, родители ребенка и сам ученик должны быть уведомлены об исключении. Им сообщить об этом должен секретарь, либо классный руководитель, либо сам директор.

Кроме того, информация об исключении передается в Управление образования, органы местного самоуправления, органы опеки. Именно эти инстанции будут в течение 1 месяца контролировать родителей и ребенка и приложат все усилия, чтобы устроить его в другую школу для получения образования в дальнейшем.

Помните, что заявления пишутся все в официальном стиле. Если у вас есть доказательства неправомерного исключения, то следует их приложить.

Не ученик – заноза. Могут ли выгнать из школы за плохое поведение, если страдает весь класс?

В каждом классе всегда есть хотя бы один человек, которого можно было назвать «головной болью учителя». Но как быть, если один ребенок становится проблемой не только учителя, но и целого класса?

Источник фото: Aulita.ru

Этот тот ребенок, имя которого вы часто слышите дома от ребенка в негативном контексте: кого-то толкнул, что-то забрал, испортил и т.д. Неуправляемое поведение на занятиях, драки, хамство, плохие оценки, показное шутовство… Все это сильно осложняет работу учителя и порой мешает всему классу. Или наоборот это перманентное шоу развлекает учеников.

Она может просто подойти и начать кого-то лупить, бить по спине, по лицу, не говоря уже про то, чтобы забрать игрушку, порвать тетрадку или книжку – это уже и вовсе в порядке вещей. Весь класс в страхе. В том числе и родители. Никто не знает, чего ждать от нее в следующую минуту.

Исключат из школы за отказ от школьной формы? И еще 4 самых популярных вопроса о ней

Первое сентября для некоторых как повинность — каждый день носить ненавистную школьную форму. Как сделать школьную форму удобной и красивой и есть ли у учеников и родителей право вообще отказаться от навязанного дресс-кода?

От формы можно отказаться?

Чаще всего родители даже не задумываются, что вместо них кто-то другой решает, какую форму, какого цвета и фасона носить их ребёнку. Выбор делают педагоги. Затем «узаконивают» его через родительский комитет и вносят в устав школы. И якобы отныне каждый школьник должен выглядеть именно так и никак иначе.

«Это не совсем правда, — считает Ольга Косец, директор фирмы, занимающейся пошивом одежды для школьников. — Чаще всего форму в школе выбрали 5-7 лет назад, а уже вновь пришедшим ученикам и их родителям навязывают нечто, что уже есть в школе. И родители думают, что повлиять на это не могут. Более того — боятся вступать в пререкания с педагогическим составом. Но никто не может заставить ребенка ходить в той форме, которая ему не нравится, и уж тем более обязать его родителей покупать такую одежду».

В таких случаях Ольга советует родителям объединиться и поменять вид школьной формы хотя бы в рамках своего класса. Для этого достаточно провести родительское собрание и уведомить о своем решении руководство учебного заведения.

«Форма носит рекомендательный характер, — говорит Ольга Косец. — Нужно собраться родителям, выбрать какого-то производителя и настоятельно рекомендовать именно то, в чём, как они считают, ребёнку будет комфортно. И даже один класс — не вся школа — может ходить в совершенно отличной форме, купленной у другого производителя».

Безусловно, школа может требовать от ученика носить форму, но только при наличии соответствующего локального акта. Этот факт подтверждают и юристы.

«Учебные заведения имеют право принимать собственные локальные нормативные акты, которыми устанавливаются требования к одежде (школьной форме), включая требования к фасону, общему виду, цвету, знакам отличия и правилам ношения, — говорит юрист Анастасия Бородина. — Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Следовательно, если школа утвердила школьную форму локальным нормативным актом с учётом мнения совета родителей, выполнение указанных требований обязательно для учеников».

Но если родители против школьной формы, а с администрацией школы не получается договориться, у них есть шансы всё изменить. Они могут пожаловаться в министерство образования, прокуратуру или создать специальную комиссию по урегулированию спора на основании ст. 45 ФЗ «Об образовании».

«Школа может потребовать купить одежду только определённой цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в конкретный магазин, иначе это противоречить закону „О защите конкуренции“, — говорит Анастасия Бородина. — А если покупать одежду не в определенном магазине, то вполне можно и подобрать ткань, не вызывающую аллергию, и выбрать удобный вариант в заданном фасоне».

Если по каким-то причинам ребёнок или родители отказываются носить форму, исключить ученика из школы никто не имеет права. Это можно сделать только по основаниям, закрепленным в законе «Об образовании». Среди них — желание родителей школьника либо его самого, если он совершеннолетний, или если ребёнок не справляется со школьной программой. Такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, в законе нет.

Можно сшить самим?

Если форма не устраивает по иным причинам — стоимости, качеству тканей, вызывает аллергию и т. п., то одежду для школы не запрещается пошить самому или в ателье. При этом можно придерживаться «корпоративных» цветов школы и схожих фасонов.

«У нас стереотипный подход к школьной форме. Считается, что девочка должна быть в клетчатой юбке, а мальчик — в костюме-тройке. Но никто не задумывается, что не обязательно, чтобы все дети были в одинаковых вещах. Достаточно, чтобы это был некий стиль школы, — говорит Ольга Косец. — Некоторые девочки любят брюки, другие — платья или блузку с юбкой. Должен быть такой набор вещей, похожих между собой по стилю. Когда дети в одном стиле одеты, но в разные вещи, это тоже очень красиво и достойно выглядит».

Читайте также:  Можно выехать заграницу, оплачивая долг по кредиту?

Как облегчить форму: рубашки-обманки и пиджаки из футера

Но если менять форму не хочется, да и шить самим особого желания нет, можно попытаться адаптировать существующую. Так, костюм-тройку или комплект «рубашка + жилет» легко заменит «обманка».

Это вещь 2 в 1. Выглядит так, будто под жилет или джемпер надета классическая рубашка, но на самом деле это одна вещь. В ней не так жарко, и можно не волноваться, что рубашка будет вылезать из-под брюк.

Форменный стиль не нарушен, а ребёнку такую вещь носить определенно легче.

Пиджак, к которому привыкли все, неудобен. Эта вещь покупается только на один день — 1 сентября. А потом его вешают в шкаф. Ребёнок из него через 3 месяца вырастает и вряд ли когда-нибудь наденет его еще раз, разве что на Новый год.

«Я считаю, что пиджак — пережиток прошлого, — говорит Ольга Косец. — Это пустая трата денег. Сейчас мальчики чаще всего приходят в пиджаках из футера. Из этой ткани шьют худи и бомберы. Такой пиджак получается классического делового вида, но у него нет внутренней подкладки и дублировочного материала, который держит строгую жёсткую форму. Такой пиджак можно стирать в стиральной машине. Он лёгкий, и его легко можно снять, засунуть в рюкзак. И ребёнка не будут ругать за то, что он его помял, потому что он не мнётся».

Мальчикам удобнее носить галстук на резинке, а не обычную «классику». А брюки не обязательно должны быть шерстяными и колючими — сейчас есть множество хлопковых брюк, дышащих, мягких, но имеющих вполне строгий вид.

Как украсить форму для девочки?

С помощью съемного воротничка можно дополнить образ любой школьницы — от первоклассницы до выпускницы. Они бывают расшитые бисером, ажурные, с аппликацией и бантами.

Такой воротничок можно смастерить и самостоятельно. Для этого нужен воротник старой рубашки и фантазия. А в Сети полно мастер-классов по изготовлению подобного рода аксессуаров.

Образ всегда можно дополнить яркими колготками, необычным рюкзаком. Да и украшения носить школьницам никто уже не запрещает.

А может быть, дело не в форме, а в школе?

Но если, несмотря на все ваши усилия, ребенок так и продолжает отказываться носить форму, стоит поискать ответы в области психологии. А не слишком ли вы на него давите?

«Если ребёнок ненавидит форму, важно поговорить и понять его аргументы, — говорит психолог Екатерина Пластеева. — Понимая, что форму носить придётся, обсудите вместе с ребёнком, как непривлекательные для него элементы изменить, сделать их привлекательными, но вместе с тем, чтобы это было в рамках требований. Если сделать это трудно, поговорите с ребенком, что, допустим, в верхней одежде можно сделать, чтобы его образ стал для него привлекательнее. Подойдите к этому вопросу с уважением. Не торопитесь приказывать — и всё получится!»

«Нужно посмотреть, что скрывается за тем, что ребёнок не хочет носить форму, — считает психолог Наталья Богачева. — Почему такое отторжение? И тогда с одной стороны могут оказаться истории, про то, что эта форма неудобна, давит, жмёт, не нравится цвет или фасон. А с другой — то, что ему не хочется идти в школу, общаться с детьми или с учителем. Там может быть конфликт, скрытый от родителей. Но поскольку в школу всё равно пойти придётся, его эмоции переходят на отношение к форме. Поэтому нужно разговаривать с родителями и с ребёнком и искать настоящую причину, а потом уже работать с ней. Может быть, нужно уменьшить нагрузку или поговорить с учителем. Может, конфликт с одноклассниками, и его надо разобрать. А может, ребёнку просто хочется чаще видеть родителей? Могут быть очень высокие ожидания, и школьнику под ними невыносимо тяжело. В первую очередь с ним нужно поговорить и его услышать».

Но если родители против школьной формы, а с администрацией школы не получается договориться, у них есть шансы всё изменить. Они могут пожаловаться в министерство образования, прокуратуру или создать специальную комиссию по урегулированию спора на основании ст. 45 ФЗ «Об образовании».

Можно ли отчислить обучающегося из школы, если он достиг 18-летнего возраста?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Можно ли отчислить обучающегося из школы, если он достиг 18-летнего возраста?

Вопросы отчисления детей из школы на практике являются очень редкими и требуют серьезных оснований. Чаще всего и родители, и администрация образовательной организации находят компромисс, оптимальное решение в данном вопросе. Вариантов продолжения обучения для школьника множество, но Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) предусматривает отчисление обучающегося из школы. Возникает множество вопросов, связанных с тем, с какого возраста можно отчислить обучающегося из школы? Влияет ли достижение 18-летнего возраста на вопросы отчисления из школы? Если вопрос отчисления ученика из школы возник, то образовательная организация незамедлительно должна сообщить о риске отчисления из школы родителям обучающегося.

Родителям стоит помнить, что в соответствии со ст.5 Закона право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, к которым можно отнести и возраст.

Закон предусматривает список исчерпывающих оснований, предусмотренных для отчисления обучающегося из школы. Прекращение образовательных отношений возможно в связи с получением образования определенного уровня и досрочно (Ст.61 Закона).

Досрочно образовательные отношения прекращаются по инициативе родителей

Сюда же можно включить и перевод ребенка в другие образовательные организации для продолжения освоения программы. Порядок перевода и отчисления в данном случае регламентируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Помимо инициативы родителей Закон предусматривает отчисление по инициативе образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В данном случае отчисление применяется к ученику, который достиг возраста 15 лет, к нему можно отчисление, как меру дисциплинарного взыскания. Немаловажным является и применение отчисления обучающегося в случае нарушения порядка приема в образовательную организацию, которое повлекло незаконное зачисление в школу.

Отчисление применимо и тогда, когда возникают обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ни при каких условиях не могут отчислить из школы учащихся, не достигших возраста 15 лет или учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, достижение 18 лет не может быть основанием для исключения из школы.

Учащегося, достигшего возраста 18 лет можно:

  • либо отчислить за нарушение устава и локальных нормативных актов образовательной организации;
  • либо отчислить на основании его заявления о прекращении обучения по программе общего образования.

Обучающийся вправе после достижения 18 лет прекратить получение образования, но это не право образовательной организации, а право самого ученика.

В ст. 66 Закона указано, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Рассмотрим ситуацию, когда родители обучающегося решили вопрос с отчислением из школы ребенка положительно и написали соответствующее заявление.

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Школа принимает письменное заявление родителей (законных представителей) на отчисление обучающегося, которое подается на имя директора с указанием причин отчисления и образовательного учреждения (формы обучения), в котором планируется освоение программы общего образования.

После этого Школа предоставляет на согласование в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав примерный пакет документов:

1) заявление родителей (законных представителей) о согласии на оставлении обучающимся Школы с указанием учебного заведения, в котором обучающийся продолжит обучение по программам основного общего образования;

2) справка-подтверждение о том, что учащийся может быть принят в учреждение начального или среднего профессионального образования и (или) в учебно-консультационный пункт на вечернее отделение;

3) ходатайство директора на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В случае несогласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на отчисление обучающегося Школа организует его дальнейшее обучение.

Если школа решила прибегнуть к крайним мерам и отчислить обучающегося, то основанием для исключения могут являться допущенные обучающимся грубые нарушения Устава образовательного учреждения.

Обязательными условиями для исключения являются следующие:

  • неоднократность нарушений Устава образовательного учреждения;
  • их грубый характер;
  • применение к учащемуся мер воспитательного характера и последующее продолжение совершения им грубых нарушений Устава образовательного учреждения;
  • дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Самым частым основание отчисления обучающегося, являются пропуски учебных занятий.

Администрация школы фиксирует грубые нарушения обучающимся Устава школы и меры принятые к нему, вносит предложение об отчислении обучающегося на рассмотрение педагогического совета, Управляющего совета с обоснованием причин дисциплинарного взыскания.

Решение об исключении должно приниматься с учетом мнения его родителей (законных представителей). Обязательно также получение согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать решение об отчислении в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания в виде отчисления и её применение к обучающемуся.

В случае согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на отчисление обучающегося директор Школы незамедлительно письменно информирует об отчислении обучающегося из Школы его родителей (законных представителей). При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении.

Ответственность за незаконное отчисление из школы

За незаконные отчисление или исключение из образовательной организации частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет для должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей. Родители, не принимающие меры по получению ребенком общего образования, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ.

3) ходатайство директора на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исключат из школы за отказ от школьной формы? И еще 4 самых популярных вопроса о ней

Первое сентября для некоторых как повинность — каждый день носить ненавистную школьную форму. Как сделать школьную форму удобной и красивой и есть ли у учеников и родителей право вообще отказаться от навязанного дресс-кода?

От формы можно отказаться?

Чаще всего родители даже не задумываются, что вместо них кто-то другой решает, какую форму, какого цвета и фасона носить их ребёнку. Выбор делают педагоги. Затем «узаконивают» его через родительский комитет и вносят в устав школы. И якобы отныне каждый школьник должен выглядеть именно так и никак иначе.

«Это не совсем правда, — считает Ольга Косец, директор фирмы, занимающейся пошивом одежды для школьников. — Чаще всего форму в школе выбрали 5-7 лет назад, а уже вновь пришедшим ученикам и их родителям навязывают нечто, что уже есть в школе. И родители думают, что повлиять на это не могут. Более того — боятся вступать в пререкания с педагогическим составом. Но никто не может заставить ребенка ходить в той форме, которая ему не нравится, и уж тем более обязать его родителей покупать такую одежду».

В таких случаях Ольга советует родителям объединиться и поменять вид школьной формы хотя бы в рамках своего класса. Для этого достаточно провести родительское собрание и уведомить о своем решении руководство учебного заведения.

«Форма носит рекомендательный характер, — говорит Ольга Косец. — Нужно собраться родителям, выбрать какого-то производителя и настоятельно рекомендовать именно то, в чём, как они считают, ребёнку будет комфортно. И даже один класс — не вся школа — может ходить в совершенно отличной форме, купленной у другого производителя».

Читайте также:  Мультивиза шенген: как получить на 1 год самостоятельно

Безусловно, школа может требовать от ученика носить форму, но только при наличии соответствующего локального акта. Этот факт подтверждают и юристы.

«Учебные заведения имеют право принимать собственные локальные нормативные акты, которыми устанавливаются требования к одежде (школьной форме), включая требования к фасону, общему виду, цвету, знакам отличия и правилам ношения, — говорит юрист Анастасия Бородина. — Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Следовательно, если школа утвердила школьную форму локальным нормативным актом с учётом мнения совета родителей, выполнение указанных требований обязательно для учеников».

Но если родители против школьной формы, а с администрацией школы не получается договориться, у них есть шансы всё изменить. Они могут пожаловаться в министерство образования, прокуратуру или создать специальную комиссию по урегулированию спора на основании ст. 45 ФЗ «Об образовании».

«Школа может потребовать купить одежду только определённой цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в конкретный магазин, иначе это противоречить закону „О защите конкуренции“, — говорит Анастасия Бородина. — А если покупать одежду не в определенном магазине, то вполне можно и подобрать ткань, не вызывающую аллергию, и выбрать удобный вариант в заданном фасоне».

Если по каким-то причинам ребёнок или родители отказываются носить форму, исключить ученика из школы никто не имеет права. Это можно сделать только по основаниям, закрепленным в законе «Об образовании». Среди них — желание родителей школьника либо его самого, если он совершеннолетний, или если ребёнок не справляется со школьной программой. Такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, в законе нет.

Можно сшить самим?

Если форма не устраивает по иным причинам — стоимости, качеству тканей, вызывает аллергию и т. п., то одежду для школы не запрещается пошить самому или в ателье. При этом можно придерживаться «корпоративных» цветов школы и схожих фасонов.

«У нас стереотипный подход к школьной форме. Считается, что девочка должна быть в клетчатой юбке, а мальчик — в костюме-тройке. Но никто не задумывается, что не обязательно, чтобы все дети были в одинаковых вещах. Достаточно, чтобы это был некий стиль школы, — говорит Ольга Косец. — Некоторые девочки любят брюки, другие — платья или блузку с юбкой. Должен быть такой набор вещей, похожих между собой по стилю. Когда дети в одном стиле одеты, но в разные вещи, это тоже очень красиво и достойно выглядит».

Как облегчить форму: рубашки-обманки и пиджаки из футера

Но если менять форму не хочется, да и шить самим особого желания нет, можно попытаться адаптировать существующую. Так, костюм-тройку или комплект «рубашка + жилет» легко заменит «обманка».

Это вещь 2 в 1. Выглядит так, будто под жилет или джемпер надета классическая рубашка, но на самом деле это одна вещь. В ней не так жарко, и можно не волноваться, что рубашка будет вылезать из-под брюк.

Форменный стиль не нарушен, а ребёнку такую вещь носить определенно легче.

Пиджак, к которому привыкли все, неудобен. Эта вещь покупается только на один день — 1 сентября. А потом его вешают в шкаф. Ребёнок из него через 3 месяца вырастает и вряд ли когда-нибудь наденет его еще раз, разве что на Новый год.

«Я считаю, что пиджак — пережиток прошлого, — говорит Ольга Косец. — Это пустая трата денег. Сейчас мальчики чаще всего приходят в пиджаках из футера. Из этой ткани шьют худи и бомберы. Такой пиджак получается классического делового вида, но у него нет внутренней подкладки и дублировочного материала, который держит строгую жёсткую форму. Такой пиджак можно стирать в стиральной машине. Он лёгкий, и его легко можно снять, засунуть в рюкзак. И ребёнка не будут ругать за то, что он его помял, потому что он не мнётся».

Мальчикам удобнее носить галстук на резинке, а не обычную «классику». А брюки не обязательно должны быть шерстяными и колючими — сейчас есть множество хлопковых брюк, дышащих, мягких, но имеющих вполне строгий вид.

Как украсить форму для девочки?

С помощью съемного воротничка можно дополнить образ любой школьницы — от первоклассницы до выпускницы. Они бывают расшитые бисером, ажурные, с аппликацией и бантами.

Такой воротничок можно смастерить и самостоятельно. Для этого нужен воротник старой рубашки и фантазия. А в Сети полно мастер-классов по изготовлению подобного рода аксессуаров.

Образ всегда можно дополнить яркими колготками, необычным рюкзаком. Да и украшения носить школьницам никто уже не запрещает.

А может быть, дело не в форме, а в школе?

Но если, несмотря на все ваши усилия, ребенок так и продолжает отказываться носить форму, стоит поискать ответы в области психологии. А не слишком ли вы на него давите?

«Если ребёнок ненавидит форму, важно поговорить и понять его аргументы, — говорит психолог Екатерина Пластеева. — Понимая, что форму носить придётся, обсудите вместе с ребёнком, как непривлекательные для него элементы изменить, сделать их привлекательными, но вместе с тем, чтобы это было в рамках требований. Если сделать это трудно, поговорите с ребенком, что, допустим, в верхней одежде можно сделать, чтобы его образ стал для него привлекательнее. Подойдите к этому вопросу с уважением. Не торопитесь приказывать — и всё получится!»

«Нужно посмотреть, что скрывается за тем, что ребёнок не хочет носить форму, — считает психолог Наталья Богачева. — Почему такое отторжение? И тогда с одной стороны могут оказаться истории, про то, что эта форма неудобна, давит, жмёт, не нравится цвет или фасон. А с другой — то, что ему не хочется идти в школу, общаться с детьми или с учителем. Там может быть конфликт, скрытый от родителей. Но поскольку в школу всё равно пойти придётся, его эмоции переходят на отношение к форме. Поэтому нужно разговаривать с родителями и с ребёнком и искать настоящую причину, а потом уже работать с ней. Может быть, нужно уменьшить нагрузку или поговорить с учителем. Может, конфликт с одноклассниками, и его надо разобрать. А может, ребёнку просто хочется чаще видеть родителей? Могут быть очень высокие ожидания, и школьнику под ними невыносимо тяжело. В первую очередь с ним нужно поговорить и его услышать».

Пиджак, к которому привыкли все, неудобен. Эта вещь покупается только на один день — 1 сентября. А потом его вешают в шкаф. Ребёнок из него через 3 месяца вырастает и вряд ли когда-нибудь наденет его еще раз, разве что на Новый год.

Все под судом

– У частников в этом смысле свободы больше?

– Медицинские организации, которые предоставляют платные медицинские услуги, также не могут отказать в помощи пациенту, поскольку они заключают публичный договор (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). И эта позиция также нашла отражение в вышеупомянутом определении КС по жалобе Мартыновой Е.З. Как указал Конституционный суд, возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, ч. 1; ст. 34, ч. 1, Конституции РФ) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ. В свою очередь деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается публичным, то есть соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ). Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Очень важный тезис Конституционного суда в определении от 6 июня 2002 года – указание на то, что такое ограничение свободы договора для одной стороны – исполнителя (в данном случае – медучреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь. КС также указал, что рассматривая дела, суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги.

– У частников в этом смысле свободы больше?

Отказ врача от лечения при оказании бесплатной медицинской помощи

Лечащий врач по согласованию с руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также письменно уведомить об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих (ч. 3 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).

От оказания экстренной помощи пациенту врач отказаться в любом случае не может. Если все же это случилось, то врач будет привлечен к ответственности согласно действующему административному и уголовному законодательству (в зависимости от тяжести наступивших последствий).

Законодательство не предусматривает перечень случаев, при которых врач может отказаться от лечения больного. Иными словами, врач может воспользоваться своим правом отказаться от лечения по любым основаниям, если такой отказ будет им согласован с руководителем и не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Так, например, врач по согласованию с руководителем может отказаться от лечения, если пациент не соблюдает предписания врача.

Однако в случае отказа лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен заменить пациенту лечащего врача, чтобы не нарушить право пациента на получение медицинской помощи. (ч. 3 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).

Законодательство не предусматривает перечень случаев, при которых врач может отказаться от лечения больного. Иными словами, врач может воспользоваться своим правом отказаться от лечения по любым основаниям, если такой отказ будет им согласован с руководителем и не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Так, например, врач по согласованию с руководителем может отказаться от лечения, если пациент не соблюдает предписания врача.

Как врачу отказаться от лечения пациента

1. Лечащий врач по согласованию с руководителем медорганизации может отказаться лечить пациента, если отказ не угрожает жизни больного
2. Решение об отказе нужно передать пациенту либо отправить заказным письмом с уведомлением
3. Если все врачи отказались от наблюдения пациента по предусмотренной законом процедуре, руководитель может предложить гражданину обратиться в иную медорганизацию

«Я не хочу лечить этого больного. Я просто не могу. Что мне делать?» — один из распространенных вопросов врачей к юристам. Медработники часто не знают своих прав и поэтому не реагируют своевременно и юридически грамотно на неадекватное поведение пациентов. Рассмотрим, как врачу отказаться от лечения пациента, какие условия для этого необходимо выполнить.

Отношения врача и пациента
Пациент имеет право на выбор врача с учетом его согласия (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее — Закон об охране здоровья). Но врач может и не согласиться лечить и наблюдать конкретного пациента.

Правоотношения врача и пациента относятся к разряду фидуциарных, или доверительных. Это значит, что для возникновения прав и обязанностей между врачом и пациентом необходимо установить лично-доверительные отношения.

Этический кодекс Российского врача в качестве основания отказаться от лечения пациента указывает: «Врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество». Кодекс утвержден Ассоциацией врачей России в 1994 году. Это не нормативный правовой акт, он не имеет обязательной юридической силы, но играет важную роль как программный документ, определяет общие принципы, цели и ценности в отношениях врача и пациента.

Читайте также:  Пособие по уходу за ребенком для отца

Термин «терапевтическое сотрудничество» означает, что обе стороны — и врач, и пациент — одинаково понимают цель их взаимодействия и осознанно содействуют ее достижению. Цель взаимодействия — улучшить состояние здоровья пациента.

К СВЕДЕНИЮ
У недовольства врачей и пациентов друг другом множество причин. Ужесточаются условия труда медработников: заработная плата падает, нагрузка растет. Увеличивается средний возраст российского врача, а чем солиднее его опыт, тем сильнее профессиональное выгорание.
Еще одна причина — некоторые пациенты убеждены, что перед врачом можно позволить себе потерять все границы просто потому, что ты болен. Можно переходить на крик и ругань, писать жалобы, оскорблять, ссылаясь на особый статус врача, ведь он «обязан терпеть, иначе не надо было идти в медицину». Такое поведение сформировалось на грани двух мировоззрений: советского, где людям все были должны, и постсоветского, когда врач начал восприниматься как услугодатель. Однако услугодателем по-прежнему является медорганизация, а врач как раньше, так и сейчас оказывает медицинскую помощь.

Иногда для описания отношений между врачом и пациентом применяют термин «психологическая совместимость». Некоторые медорганизации включают это условие в договор с пациентом.

Пример. Суд признал, что психологическая несовместимость как условие договора с пациентом не противоречит законодательству (решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2014 по делу № 2–2273/2014).

Условия отказа от лечения

Лечащий врач по согласованию с руководителем медорганизации может отказаться лечить пациента, если отказ не угрожает жизни больного (ч. 3 ст. 70 Закона об охране здоровья). Руководитель медорганизации в этом случае организует замену лечащего врача.

Важно: Перечень ситуаций, при которых медицинская помощь оказывается в экстренной форме, изложен в приказе Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

Чтобы врач мог отказаться от лечения и наблюдения пациента, должны быть соблюдены два условия.

Условие 1
Ситуация не должна иметь экстренный характер, то есть не должно быть угрозы для жизни пациента. Медорганизация и медицинский работник должны оказывать экстренную помощь бесплатно и безотлагательно.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ: Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.
Часть 3 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Условие 2
Врач уведомил руководителя медорганизации (руководителя подразделения) об отказе. Несмотря на наличие в законе слова «по согласованию», разрешение руководителя получать не нужно. Согласование с руководителем означает, что врач в письменной форме уведомляет руководителя о сложившейся ситуации. Процесс замены врача должен быть плановым, а не внезапным для руководителя.

Трактовка слова «по согласованию» как необходимости получить согласие руководителя нивелировала бы смысл права врача не согласиться на лечение конкретного пациента.

Никаких законодательных ограничений для отказа врача от лечения пациента нет. Лечащий врач даже не обязан озвучивать причину, по которой он желает отказаться от лечения, если соблюдены два перечисленных условия.

Алгоритм действий
Избежать будущих претензий пациента либо повысить шансы на победу в судебном споре поможет предлагаемый алгоритм действий.

Шаг 1
Врач описывает инцидент с неадекватным поведением пациента в докладной записке на имя руководителя медорганизации (подразделения). Если инцидент происходил в присутствии третьих лиц: администратора, регистратора, медсестры, другого врача и т. д. — составляют акт.

Шаг 2
Если врач решил отказаться от дальнейшего лечения пациента, он пишет служебную записку на имя руководителя медорганизации. Обрисовывает ситуацию, уведомляет о принятом решении, подтверждает отсутствие показания для экстренной медицинской помощи, а также просит найти другого врача для пациента. Образец такой служебной записки — в приложении.

И служебную, и докладные записки передают руководству под подпись в двойном экземпляре. Можно отдать их секретарю и убедиться, что он присвоил документу входящий номер и внес данные о нем в книгу учета входящей корреспонденции.

К СВЕДЕНИЮ: Рассматривая судебное дело по иску пациента о признании незаконным отказа врача в лечении пациента, суд отметил: «Как установлено из показания допрошенных в качестве свидетелей сотрудников медицинского центра, истец неоднократно приходила в медицинский центр, где устраивала скандалы, требовала предоставить ей лицензии, сертификаты врача, высказывалась о некомпетентности данного специалиста. Претензии высказывала громко, размахивала руками, обвиняла персонал в отсутствии соответствующего образования . Суд не имеет оснований не доверять показаниям свидетелей, они соотносятся с иными представленными в деле доказательствами, в частности с докладными записками врача» — решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2014 по делу № 2–2273/2014.

Получив служебную записку, руководитель в письменной форме оформляет решение заменить врача. Решение нужно передать пациенту на руки либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если пациент отказывается принять уведомление, необходимо составить акт с подписями двух-трех свидетелей.

В государственной и муниципальной медорганизации
Что делать, если все врачи отказались от пациента по предусмотренной законом процедуре, а у руководителя не было юридических оснований отказать врачам в этом праве? Например, от пациента отказались все врачи-терапевты в поликлинике по месту жительства.

У руководителя медорганизации остается один вариант: пригласить на прием пациента и в присутствии нескольких свидетелей провести с ним беседу, предоставить все докладные и служебные записки врачей и нормы закона, которые не позволяют принудить врача лечить того или иного пациента, если его жизни не угрожает опасность. Итогом такого разговора должно стать предложение выбрать иную медорганизацию в соответствии со ст. 21 Закона об охране здоровья.

В частной медорганизации
Что делать, если от лечения и наблюдения пациента отказались все врачи соответствующего профиля и клиника не может исполнить обязательства по договору? Скорее всего, медорганизация должна отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке (п. 2 ст. 782 Гражданского кодекса РФ).

В постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» в п. 4 нормы статьи 782 Гражданского кодекса РФ признаются диспозитивными. Это означает, что стороны могут предусмотреть в договоре основания для одностороннего отказа, процедуру отказа, определить последствия такого отказа для обеих сторон.

В одном из судебных споров отмечено: «В связи с принятым решением было составлено уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора на оказание платных медицинских услуг. В этот день в очередной приход пациентки Зеленой М.К. в клинику данное уведомление было доведено до истца; истец получить его отказалась, о чем был составлен акт» (решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2014 № 2–2273/2014).

Внесите в договор с пациентом положение о возможности отказаться от исполнения обязательств в одностороннем порядке

Частной медорганизации можно посоветовать еще включить в договор с пациентом положение (пункт договора) о том, что врач вправе отказаться от лечения и наблюдения пациента с соблюдением условий ст. 70 Закона об охране здоровья, в т. ч. при невозможности установить с пациентом отношения терапевтического сотрудничества.

Практика юридического сопровождения конфликтов с пациентами показывает, что пациенты понятия не имеют, что у врача есть право отказаться от пациента , более того, что медработник даже не должен объяснять причины такого решения. Можно предположить, что если внести в договоры с пациентами такое положение, это «отрезвит» скандалистов и поставит их в рамки этичного и конструктивного общения с врачами. В государственной или муниципальной медорганизации такое уведомление с обязательной ссылкой на статьи Закона об охране здоровья можно разместить на информационных стендах, в т. ч. на каждом этаже поликлиники или стационара.

К СВЕДЕНИЮ: Отказ от лечения пациента может повлечь для врача и негативные последствия. Клиника может взыскать с него потраченную на пациента сумму денег. Рассмотрим это на примере. В клинику обратился пациент с жалобой на некачественно запломбированный зуб, требуя перелечить зуб по гарантии. Врач отказался от лечения и попросил перепоручить пациента коллеге. Медорганизация потерпит материальный ущерб от этого отказа — она должна будет заплатить за работу другому врачу либо вернуть пациенту денежные средства за некачественную услугу на основании Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей». Медорганизация не может не удовлетворить заявление врача об отказе от лечения пациента, но с врача она вправе взыскать сумму причиненного материального ущерба на основании главы 39 Трудового кодекса РФ.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» в п. 4 нормы статьи 782 Гражданского кодекса РФ признаются диспозитивными. Это означает, что стороны могут предусмотреть в договоре основания для одностороннего отказа, процедуру отказа, определить последствия такого отказа для обеих сторон.

Отказ врача от лечения при оказании бесплатной медицинской помощи

Одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом не допускаются отказ в ее оказании в соответствии с государственной программой по ее бесплатному оказанию и взимание платы. Неправомерен отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме, которая должна быть безотлагательной и бесплатной (п. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Кроме того, необоснованным является отказ в госпитализации пациента с новой коронавирусной инфекцией в условиях снятия (смягчения) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, отказ в оказании медицинской помощи гражданам с заболеванием COVID-19 или с подозрением на него, а также отказ в медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по причине отсутствия результатов лабораторных исследований на наличие коронавирусной инфекции COVID-19.

При этом организовано проведение лабораторного исследования на наличие у пациента COVID-19 перед плановой госпитализацией (не ранее семи календарных дней до нее) и при самой госпитализации (п. п. 1.2, 2 Приложения № 14 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 № 198 н; Письма Минздрава от 15.05.2020 № 30-4/326, от 24.04.2020 № 1/и/2-5481; Письмо ФФОМС от 08.05.2020 № 6235/30-2/и).

При оказании вам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи вы имеете право на выбор медицинской организации и врача с учетом согласия врача. Лечащего врача может также назначить руководитель медицинской организации (ее подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (ее подразделения) должен помочь пациенту выбрать другого врача (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Лечащий врач по согласованию с руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также письменно уведомить об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих (ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

При этом законодательство не предусматривает перечень случаев, при которых врач может отказаться от лечения больного. Иными словами, врач может воспользоваться своим правом отказаться от лечения по любым основаниям, если такой отказ будет им согласован с руководителем и не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Так, например, врач по согласованию с руководителем может отказаться от лечения, если пациент не соблюдает предписания врача.

Однако в случае отказа лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен заменить пациенту лечащего врача (ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

При этом договор об оказании платных медицинских услуг является публичным договором. Это означает, что медицинское учреждение не может отказаться от заключения такого договора, если имеет возможность предоставить вам соответствующие медицинские услуги (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). При отказе от заключения договора вы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ; определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О).

Как действовать при незаконном отказе?

Если пациент столкнулся с незаконным отказом врача от лечения, то его действия должны быть следующими:

  • на имя главного врача медицинского учреждения необходимо написать заявление, где будут представлены все факты. Достаточно часто этого хватает для решения проблемы – организация либо возвращает врача, либо производит замену;
  • досудебная претензия. Ее составляют в случае, если вопрос не был решен, а бездействие врача нанесло ущерб вашему здоровью;
  • обращение в суд или полицию. Органы уголовного преследования проведут расследование и могут довести дело до суда. Если цель – возмещение причиненного ущерба, то лучше начать с искового заявления в суд.

Также в законе нет урегулирован и вопрос каким образом и в какие сроки должен быть проведена замена.

Ссылка на основную публикацию