Снятие с учёта очередников

3 место: завышение площади коммуналки за счет коридора

Еще один яркий образчик чиновничьей смекалки. Впервые власти опробовали этот прием в массовом порядке пару лет назад в Москве. Тогда бывшие ведомственные общежития начали целыми этажами переводить в коммунальные квартиры на 20-60 семей, а места общего пользования пропорционально делить между нанимателями. В результате к метражу собственно комнат добавились «квадраты» коридоров, кухонь, санузлов и лифтовых холлов, и уже на эти несуществующие увеличенные помещения муниципалитет заключил договоры соцнайма. По документам квартиросъемщики оказались полностью обеспечены жилой площадью и потеряли право получить отдельную квартиру.

Так, у обитательницы одной из столичных коммуналок, проживающей в 12-метровой комнате, после «коридорной реформы» вдруг появились лишние 10 кв. м. На этом основании Департамент городского имущества снял женщину с учета, а суды первой и второй инстанций с этим согласились. Дело дошло до Верховного суда, который занял сторону очередницы и отменил прежние вердикты. ВС РФ подчеркнул — своих жилищных условий с момента вселения истица фактически не улучшила, а приплюсованная часть коридора не делает ее менее нуждающейся в нормальном жилье. Мэрии пришлось восстановить москвичку в очереди.

Так, у обитательницы одной из столичных коммуналок, проживающей в 12-метровой комнате, после «коридорной реформы» вдруг появились лишние 10 кв. м. На этом основании Департамент городского имущества снял женщину с учета, а суды первой и второй инстанций с этим согласились. Дело дошло до Верховного суда, который занял сторону очередницы и отменил прежние вердикты. ВС РФ подчеркнул — своих жилищных условий с момента вселения истица фактически не улучшила, а приплюсованная часть коридора не делает ее менее нуждающейся в нормальном жилье. Мэрии пришлось восстановить москвичку в очереди.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 49, 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о недоказанности Администрацией причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками.

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Какие основания для снятия с очереди?

Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.

Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.

Читайте также:  Что такое trade in при покупке авто

В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:

  • Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
  • Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
  • Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
  • Перечисление заявителю бюджетных средств. Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
  • Предоставление земельного участка под ИЖС. Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
  • Недействительные сведения при постановке на учет. Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.

Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.

Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ. Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию. Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.

Пример:

Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий. Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова. Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа. Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.

И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.

Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.

Снятия с очереди на улучшение жилищных условий в Москве и Московской области

Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.

Генпрокуратура выявила более 260 случаев незаконного снятия с учета очередников на получение жилья в столице

Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратура города Москвы провели проверку исполнения федерального законодательства при снятии граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в столице, с учета нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что в основном граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Вместе с тем в деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его правопреемника — Департамента городского имущества г. Москвы выявлены неоднократные нарушения.

Так, имели место случаи неправомерного определения уровня обеспеченности жильем очередников, когда в суммарную площадь включали не принадлежащие им метры; снятия с учета граждан, проживавших в комнатах и коммуналках бывших ведомственных общежитий; снятия с учета граждан за то, что у них есть дачные, садовые или деревенские дома.

Кроме того, было выявлено, что, в нарушение части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с жилищного учета в 2012-2013 годах снята 101 семья, отказавшаяся от предлагаемых им жилых помещений, не отвечающих предъявляемым требованиям.

Всего в ходе настоящей проверки и проведенных прокурорами в период с 2012 по 2014 год надзорных мероприятий установлено более 260 нарушений закона в указанной сфере.

Поручение Генеральной прокуратуре провести такую проверку было дано Президентом России Владимиром Путиным по итогам встречи с Советом при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества, на которой член СПЧ, председатель временной рабочей группы по доступному жилью Евгений Бобров представил доклад по итогам правового анализа практики снятия очередников с жилищного учета, выявившего массовые нарушения.

Источник: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества http://president-sovet.ru/.

Информация Генеральной прокуратуры Российской Федерации
о результатах проверки правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуратуры г. Москвы проведена проверка исполнения федерального законодательства при снятии граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, с учета нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.

В анализируемый период Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его правопреемником — Департаментом городского имущества г. Москвы (далее — департамент) с жилищного учета снято 39 923 семьи (134 368 человек).

Результаты проверки свидетельствуют о том, что в основном граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Вместе с тем в деятельности департамента выявлены неоднократные факты нарушения прав граждан на получение жилья.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на жилищный учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, если основания их постановки на учет утрачены не в связи с их действиями. В нарушение указанных требований закона департаментом снимались с жилищного учета граждане, проживавшие в комнатах в коммунальных квартирах коридорного типа, ранее имевших статус ведомственных общежитий. Несмотря на то что фактически жилищные условия таких граждан не изменились, они рассматривались как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления в связи с включением в площадь занимаемых ими жилых помещений мест общего пользования таких квартир. В ходе проверки прокурорами в суды направлено 43 заявления в защиту жилищных прав граждан указанной категории.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вопреки данным требованиям имели место случаи неправомерного определения департаментом уровня обеспеченности жильем очередников, при котором учитывалась суммарная общая площадь жилья, принадлежащего на праве собственности либо ином правовом основании лицам, не являющимся очередниками либо членами семьи последних. Например, в 2013 году Пресненским районным судом удовлетворено исковое заявление прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы в интересах семьи гражданина о признании незаконным распоряжения департамента о снятии с жилищного учета и обязании восстановить семью на учете. При расчете приходящейся на каждого члена семьи площади жилого помещения департаментом были учтены жилые помещения, находящиеся в собственности жен сыновей гражданина, которые в занимаемое его семьей жилище не вселялись и на жилищном учете не состояли.

Департаментом допускались случаи снятия граждан с жилищного учета в связи с наличием у них в собственности дачных, садовых либо деревенских домов, не являющихся жилыми помещениями по смыслу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине непригодности для постоянного проживания. К примеру, в 2014 году судом удовлетворено исковое заявление прокуратуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы в интересах семьи гражданина, снятой с учета в связи с наличием в собственности дома в садовом товариществе «Зеленый клин» Наро-Фоминского района Московской области, который жилым не признан.

В нарушение части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепившей исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, департаментом со ссылкой на нормы Закона г. Москвы от 14.06.2009 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее — Закон № 29) с жилищного учета в 2012-2013 годах снята 101 семья, отказавшаяся от предлагаемых им жилых помещений, не отвечающих предъявляемым требованиям. Несмотря на то что в настоящее время Закон № 29 приведен в соответствие федеральному законодательству, исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав граждан органами исполнительной власти г. Москвы не приняты. В связи с этим по результатам настоящей проверки прокуратурой города 12.02.2015 заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, Мэру Москвы направлено соответствующее информационное письмо.

Всего в ходе настоящей проверки и проведенных прокурорами в период с 2012 по 2014 год надзорных мероприятий установлено более 260 нарушений закона в указанной сфере. С учетом неоднозначной судебной практики защита жилищных прав граждан преимущественно осуществлялась в рамках гражданского судопроизводства. В целях устранения нарушений в суды направлено 90 исковых заявлений, внесено 10 представлений.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

В анализируемый период Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его правопреемником — Департаментом городского имущества г. Москвы (далее — департамент) с жилищного учета снято 39 923 семьи (134 368 человек).

Сколько стоит

Снятие с регистрационного учета осуществляется бесплатно — госпошлина не взимается.

  • Исковое заявление
  • Паспорт истца
  • Документы на квартиру
  • Квитанция на оплату госпошлины

Что делать, если сняли с очереди на квартиру. Оспаривание распоряжений о снятии с жилищного учета. Постановка на жилищный учет. Присоединение комнаты в коммунальной квартире.

Вы можете выбрать тему по которой хотите задать вопрос, а так же просмотреть ранее заданные вопросы и ответы по выбранной теме. Так же Вы можете воспользоваться поиском – возможно похожий вопрос уже задавался ранее.

Здравствуйте, стояла на очереди для получения жилья(сирота). Умерла 3 месяца моя родная мама, и меня сняли с очереди так как в доме хватает квадратных метров . В доме прописано 3 несовершеннолетних и я (23 года) . Дом в плохом состоянии, подскажите что я могу сделать? Куда обратиться?

добрый день. владеем с сестрой комнатой в коммунальной квартире, у каждой из нас есть св.собственности, в котором указано:общая долевая собственность, доля в праве 1/2. сестра проживает и прописана в другом городе, никогда в комнате не проживала и не была зарегистрированна; моя семья из 4 человек (я,муж, двое несовершеннолетних детей) прописана и проживает в комнате, стоим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в учетном деле 4 человека (я, муж. двое детей); дом попал в программу реновации; сестра собирается подарить свою долю родственнице, которая так же не будет прописываться в комнату. будут ли являться данные действия моей сестры как сособственницы (на которые я повлиять не могу, ни де юре, ни де факто) основанием снятия моей семьи с очереди? есть ли основания, в случае снятия с очереди, оспорить данное решение, поскольку фактических изменений жилищных условий для нашей семьи очередников не наступает, регистрации (вселения) нового сособственика не происходит (это абсолютно точно), а влиять на действия сособственника (сестры) я не имею права – она распоряжается только своей частью собственности?
заранее спасибо за возможную консультацию.

Добрый день. Подскажите, по следующей ситуации. Мой гражданский муж вместе со своей мамой стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Вне брака родился ребёнок, в свидетельстве о рождении вписан отцом гражданский муж. Будет ли учитываться площадь матери ребёнка(есть 2-х комнатная квартира в собственности) , если ребёнок прописан с отцом. Могут ли на этом основании снять с очереди?

Добрый день. Мой отец с 80-х г стоит на очереди. Недавно к нему присоединили мать (находятся в браке). Меня на очередь не ставят, так как 2 года назад появился земельный участок с дачным жилым домом. Все трое прописаны в комнате в коммуналке, мать и отец поставлены на очередь по предоставлению субсидии. Недавно умерла мать отца, проживающая в другом городе, и отец может получить в наследство доли 1/4 в одной и 1/2 в другой однокмантных маленьких квартирах, где даже после продажи долей по рыночной стоимости , бюджет плюс минус 600 т. , сильно решить вопрос с улучшением жилья в Спб без дополнительных вложений не поможет. Может ли это быть основанием для снятия с очереди и субсидии отца? возможно ли этого как-то избежать? И снимут ли, в этом случае мать, которая была добавлена к его очереди, как супруга.

Здравствуйте не законно сняли с очереди, но прошло уже 6 месяцев со дня снятия. Можно ли ещё обратиться в суд?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. Стояли на очереди на улучшении жилищных условий с 1992 года. В 1995 году отцу на работе выдали двух комнатную квартиру и она по сей день является государственной (то есть временным жильем), имеется ордер. За все эти года приходили письма, что мы очередники, чтобы мы донесли документы в ДГИ и мы все делали так, как написано в письмах. По номеру учетного дела пробивается номер в очереди на улучшение жилищных условий на сайте мэра Москвы. В прошлом году ДГИ прислали письмо, что срок очереди подходит и необходимо собрать необходимое количество документов, чтобы как я понимаю решить, что делать с нашей семьей. Квартира не очень хорошая, поэтому и не приватизировали, надеялись, что при подходе очереди возможно получится поменять ее, но не об этом. На днях заехал в ДГИ и мне сказали, что мы сняты с очереди в 1995 году, что мы стояли на улучшение жилищных условий и их вроде как улучшили, что дали двухкомнатную квартиру. Ради бога, но вопрос в том, почему все это время приходили письма, в которых четко написано, что мы очередники и эти письма у меня сохранились, а также на сайтах по номеру учетного дела спокойно пробивается номер в очереди. Я , Папа и Бабушка были прописаны в однокомнатной квартире и Бабушка встала на очередь. И вопрос такой, если нам выдали служебное(временное) жилье, то правильно, что нас сняли с очереди? Но конечно загадка, почему все эти годы ДГИ присылал вышеупомянутые письма. Спасибо.

Добрый день.Подскажите пожалуйста наша семья из 7 человек стояли на очереди на квартиру с 1991 года.07.11.2018 администрация сообщила ,что квартиры у нас нет ,может дать комнату 16 кВ.метров в коммунальной квартире без ремонта в ужасном состоянии.Мы согласились ,На сегодняшний день в соседних двух комнатах находится пьяные люди(которые устраивают скандалы,вплоть до побоев).У нас в семье имеются несовершеннолетние дети(9 лет и 4 года).На данный период времени в этих комнатах никто не прописан(а те люди которые были там прописаны,уже выписаны но продолжают там находится).Квартира полностью является муниципальной .Имеем ли мы право через суд присоединить две комнаты?Так как нам должны были дать квартиру ,а выдали комнату с пьяницами.Заранее спасибо.

Здравствуйте!Может вы знаете,и подскажите.На очереди в комнате комунальной по соц.найму стоят и прописаны 4 совершеннолетних человека,из них муж и жена в разводе уже лет 17.В этом году жена получает в наследство двухкомнатную квартиру в г.Воскресенск.Она планирует выписаться из этой комнаты в Москве,прописаться в г.Воскресенск.Тогда останутся стоять на очереди ее два сына и бывший муж,в случае если она снимется или не снимется с очереди,ее метры как-то повлияют на очередь сыновей?Спасибо.Как лучше и правильнее поступить.Комната 17 квм.

Добрый день. Подскажите, я и члены моей семьи стоим в очереди на улучшение жилищных условий и в прошлом году наш дом попал в программу реновации.
Вопрос: если я выписался и прописался в другом городе, могу ли я обратно прописаться в прежней квартире с сохранением тех же прав и льгот?

3комнатная муниципальная квартира общей площадью 72.40 квадратов,жилая 45.10. Прописано 6 человек: Я моя мама моя сестра и 3 моих несовершеннолетних детей. Мы все малоимущие,Мама инвалид 2 группы я и сестра инвалиды по слуху.Я многодетная мать одиночка. У меня 3 вопроса. 1. Могу ли я отдельно от сестры и мамы встать на очередь на улучшение жилищных условий, и как будет считаться норма как 10 квадратных метров или 15 для постановки на учёт? 2. Можно ли встать с мамой без сестры и какая будет тогда норма постановки? Мама входит в состав моей семьи так мне сказали в соцобеспечении,сестра нет.3. Если вставать всем вместе то какой будет норма постановки. Заранее спасибо.

Здравствуйте,в моей семье такая ситуация возникла,мой дед считался депортированным с Крыма,он стоял спустя столь долгое время на учете получения жилищной площади,наконец сделал все документы все как положено.Деда резко не стало.
и после его смерти в сельском совете нам дают отказ в получении жилья,так как мол человек который был депортирован его не стало,у нас в деревне частный дом мать 3 брата и бабушка(жена моего деда),и еще,когда считали жил площадь в деревне,они учитывали туда все постройки включая курятники сараи и тд,подскажите,как в таком случае поступить?куда уйдет то что должно принадлежать по праву моему деду.
спасибо,жду вашего ответа

Здравствуйте. Моя мама стояла на очереди около 20лет. Трое детей. Дети выросли, двое из них преобрели собственность и выписались. Проживаем в общежитии, без права собственности. Отдельной кухни нет. На данный момент мама осталась прописана в комнате одна. Площадью 18кв.м. я также прописан в этом же общежитии. 13кв.м. в итоге маму сняли с очереди, с заявлением, что она ненуждается в улучшении жилищных условий.. подскажите: правомерно ли это.. и как ей можно восстановить очередь? Заранее спасибо

Здравствуйте! Моя мама (вместе со мной мне было 11 лет) в 1991 году встала на очередь по расширения жилищных условий (проживали в однокомнатной квартире 33 кв.метра). В 1997 году квартира была приватизирована в равных долях. В 2006 году она купила в другом городе квартиру 42 кв. В 2012 году я женился у меня родился сын (прописан со мной в той же квартире). В 2016 году маму снимают с очереди вместе со мной на основании того что на нашу семью общая площадь 75 кв.
На данный момент я проживаю с семьей в той же однокомнатной квартире (Я, супруга, ее дочь 12 лет и сын 6 лет). Прописаны в квартире мама, я и сын.
Фактически имею в собственности 16,5 метра (сын только прописан). Жена с дочкой (я не являюсь отцом) прописаны у своих родителей и своего жилья не имеют. Вопрос законно ли снятие меня с очереди? И есть ли шанс восстановиться в очереди?

Я, брат и мама стоим в очереди с 1993г..Год назад брат снялся с очереди т.к. приобрёл себе жильё. Я с мамой остался в очереди. Прописаны мы в камунальной квартире, в комнате 20,4м. В собственности ничего нету, комната приватизирована в приватизации мы не участвовали. Последний год регулярно посещали местные власти, то одну бумажку то другую все хорошо вы проходите. Момент икс достроили дом и вдруг у вас лишние метры снимаем с очереди( на очереди вторые были) правомерно ли снимают?

Я, брат и мама стоим в очереди с 1993г..Год назад брат снялся с очереди т.к. приобрёл себе жильё. Я с мамой остался в очереди. Прописаны мы в камунальной квартире, в комнате 20,4м. В собственности ничего нету, комната приватизирована в приватизации мы не участвовали. Последний год регулярно посещали местные власти, то одну бумажку то другую все хорошо вы проходите. Момент икс достроили дом и вдруг у вас лишние метры снимаем с очереди( на очереди вторые были)

Здравствуйте, стоим в очереди на губернаторский сертификат при рождении ребенка в первый год брака, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий,у меня есть инвалидность и по очереди подняли. А если инвалидность снимут, нас опять в конец очереди отправят?

Здравствуйте! Живем в городе Москве в 3-х комнатной квартире общей общей площадью 55 кв.м, квартира муниципальная имеется ордер. Договора соц. найма нет,так как не оформлен( одна комната изолированная,другая смежная и засмежная изолированная). С 1989 г. в городе Москве состояли на очереди на улучшение жилищных условий как первоочередники-многодетная семья( трое детей). Соответсвенно мы дети уже выросли (38 лет, 36 лет и 34 года). В 2003 году нашему отцу,двоюродный брат его подарил одноэтажный панельный дом общей площадью 67,9 кв. м в Калужской области в деревне( дом разделен на две половины имеет два входа и выхода на участки,половины изолированы,в доме кроме света и печного отопления других удобств нет).Одной половины собственником является наш отец,другой сосед. Из нашей семьи в этом доме никто никогда не жил и не был прописан или зарегистрирован как либо .По документам дом числится как квартира,есть номер дома и номер квартиры,название улицы нет.Земля на которой стоит дом, отцом в собственность не оформлена.
ДГИ г. Москвы узнал об этом доме и включили эти квадратные метры в общее, указав что теперь на каждого члена семьи приходится более 20 кв. м. с учетом московской квартиры и дома в Калужской области и сняли нас с очереди. Суд I-инстанции встал на нашу сторону,указав,что дом непригоден к постоянному проживанию( отсутствует канализация,водопровод,туалет и т.п.). Суд II-инстанции отменил решение и не в нашу пользу,указав,что истцами не предоставлены документы о непригодности дома для постоянного проживания и встал на сторону ДГИ.
Вопрос:Но как признать дом непригодным для постоянного проживания,в другой то половине соседи живут(местные жители) и всем довольны? Правомерны ли действия ДГИ г. Москвы? И как быть и что делать?

Здравствуйте, мой муж с мамой и папой прописан в жилье по соц .найму муж инвалид детства проживает с родителями. Его поставили на очередь. Я прописана у мамы в квартире. Жилья у меня в собственности нет. Пришло письмо что мужа снимают с очереди п.2 ч1 56жк по причине что у моей мамы квартира 42 кв. Мы прописаны там вдвоем. Законно ли его сняли?

Я и мои двое детей по аппеляционному решению суда стоим на очереди на получение жилья по соц.найму,на данный момент у меня трое своих детей и ещё трое под моим опекунством вобщем 6.сейчас у меня квартира в собственности я пытаюсь получить знм.участок как многодетная семья,боюсь что меня снимут с очереди так как по квадратами на моих детей хватает,а значит и земельный участок не датут так как нужно стоять в очереди.Помогите пожалуйста разобраться в моей ситуации!

Добрый день. Семья из 4 чел. стоит на улучшение жилищных условий с 2004г. Помимо данной семьи совместно на общей жилплощади зарегистрирована сестра с 2-мя детьми. ДГИ в 2017г. при перерегистрации запросил документы мужа сестры. Данный гражданин не зарегистрирован и не проживает на данной жилплощади т.к. является гражданином Турции. Запрашиваемые ДГИ документы органы Турции не представляют, т.к. такие документы законодательством Турции не предусмотрены. ДГИ приостановил перерегистрацию. Какие необходимы действия?

Здравствуйте, мой муж с мамой и папой прописан в жилье по соц .найму муж инвалид детства проживает с родителями. Его поставили на очередь. Я прописана у мамы в квартире. Жилья у меня в собственности нет. Пришло письмо что мужа снимают с очереди п.2 ч1 56жк по причине что у моей мамы квартира 42 кв. Мы прописаны там вдвоем. Законно ли его сняли?

Выгонять из очереди запрещается

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Читайте также:  Предупреждение о выселении из жилого помещения

Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

Читайте также:  У банка отозвали лицензию: что делать

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Основания для снятия с очереди

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

  1. Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
  2. Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
  3. Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
  4. Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
  5. Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

Что такое служебная записка?

Служебная записка (наряду с докладной запиской, распоряжением и приказом) является одним из основных видов внутренних документов предприятий и организаций различных видов собственности. Документы в виде служебных записок применяются для осуществления внутреннего документооборота в рамках конкретной организации и не могут быть направлены в адрес сторонних предприятий.

Указанный вид документа составляется обычно нижестоящим должностным лицом и адресуется вышестоящему (или равному по должности) должностному лицу, то есть руководителю. Логично, что служебная записка о повышении зарплаты будет адресована руководителю предприятия либо руководителю соответствующего структурного подразделения (в случае если у указанного должностного лица имеются соответствующие полномочия на решение вопросов, связанных с установлением окладов).

Служебная записка (наряду с докладной запиской, распоряжением и приказом) является одним из основных видов внутренних документов предприятий и организаций различных видов собственности. Документы в виде служебных записок применяются для осуществления внутреннего документооборота в рамках конкретной организации и не могут быть направлены в адрес сторонних предприятий.

Консультация: как оформить повышение зарплаты

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

  • сотрудником, добивающимся увеличения заработной платы;
  • непосредственным руководителем работника, который излагает в записке собственное мнение на этот счет и перечисляет заслуги подчиненного (в этом случае шансы на увеличение зарплаты гораздо выше).

Основные правила написания

В большинстве случаев образец заявления о повышении зарплаты от сотрудника, который претендует на увеличение должностного оклада или тарифной ставки, составляется и подается им самим. Документ пишут от руки или печатают на компьютере. Подпись заявителя проставляется от руки и в обязательном порядке.

Составить служебную записку вправе и непосредственный руководитель специалиста, например, начальник отдела. В таком случае начальник сотрудника указывает свое личное мнение по поводу увеличения оплаты труда, перечисляет конкретные заслуги и достижения.

Допустимы и коллективные обращения. Например, просить повысить заработную плату всем специалистам конкретного структурного подразделения или же всего ведомства.

Теперь образец, как написать просьбу о повышении зарплаты, осталось подписать, указать должность и Ф.И.О., поставить дату.

Особенности оформления служебных записок

Законодательство не фиксирует конкретного перечня требований к составлению рассматриваемых бумаг.

Ввиду этого особенности их формирования должны отражаться в местных нормативах организации. В целом, локальные рекомендации базируются на общих правилах оформления деловой переписки.

Так, алгоритм составления служебной записки представляет собой следующее:

  1. В правом верхнем углу прописывается субъект, которому адресуется составляемый документ. Зачастую адресатом выступает управленец компании или непосредственный начальник субъекта. Вписывать следует ФИО лица, его должность, а также подразделение, где субъект работает.
  2. По центру бумаги обозначается наименование документа – «Служебная записка».
  3. Затем следует основной текст. В нем следует отразить главную суть, из-за которой формируется записка. Требуется не только описать причину обращения, но также обосновать меры, которые запрашиваются от управленца, если подобное актуально для конкретной ситуации.
  4. Визируется записка подписью составителя и указывается фактическая дата ее формирования.

Бумага может оформляться как от руки, так и в печатном варианте. Основным требованием остается наличие проставленной от руки подписи составителя (или электронной подписи).

Направлять записку можно непосредственно управленцу, через его секретаря или посредством кадрового подразделения. Законодательство не регламентирует срок рассмотрения документа адресатом, однако, как демонстрирует практика, ответ сотрудник получает на протяжении 3 дней или недели с даты получения руководителем документа.

Помимо прошения об увеличении зарплаты самому себе, возможно также осуществление запроса на повышение зарплаты подчиненному. В данном случае непосредственный начальник должен в записке оценить трудовую деятельность конкретного сотрудника, что фактически превращает записку в ходатайство.

Запросить у нанимателя повышение вправе любой официально трудоустроенный на предприятии работник, если у него имеется достаточно оснований для данного прошения. В частности, уважительными для увеличения дохода признаются следующие причины:

По причине инфляции и роста цен

Одной из причин необходимости повышения зарплаты является рост цен на услуги и товары общего потребления, а также инфляция.

При составлении записки, оформление которой обусловлено указанными причинами, необходимо ссылаться на официальные источники.

Коэффициент инфляции устанавливается на государственном уровне.

При написании служебки важно указать ссылки на соответствующие нормативные акты и достоверные сведения.

Рост цен может наблюдаться не по всей стране, а в отдельных регионах.

Если служебная записка составляется по этой причине, следует постараться доказать, что повышение зарплаты позволит обеспечить должный уровень жизни сотрудника.

Скачать образец служебной записки в связи с инфляцией – word.


Следует аргументированно указать, что трудовая деятельность специалиста стала дороже.

Ссылка на основную публикацию