Административные иски

Судебное разбирательство

С того момента, когда принят административный иск к производству, а также возбуждено производство по делу, начинается подготовка к судебному разбирательству и судья выносит определение.

Обязательной стадией рассмотрения административного дела является стадия подготовки к судебному разбирательству, которая обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.

Задачи стадии подготовки не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 КАС РФ можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:

  1. Обозначение характера оспариваемого правоотношения, а также подходящего законодательства для применения.
  2. Определение обстоятельств, которые имеют значение для правильного рассмотрения административного дела.
  3. Разрешения вопроса о составе лиц, участвующих в деле, других участников административного судопроизводства.
  4. Оказание содействия лицам, которые участвуют в деле в предоставлении существенных доказательств.
  5. Примирение сторон.

На данной стадии судья действует единолично, производя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Сочетание процессуальных действий, осуществляемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, формируются из действий судьи и лиц, которые участвуют в деле.

Отмечают четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. Они включают в себя:

  • закрепление действий лиц, участвующих в деле, которые юридически значимые для подготовки административного дела к судебному разбирательству;
  • сбор доказательственной базы;
  • управление процессами течения административного дела;
  • разрешения дела без перехода на стадию судебного разбирательства.

Законодатель не устанавливает определенный временной отрезок для проведения подготовки к судебному разбирательству. Судья самостоятельно должен установить срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, учитывая обстоятельства, принадлежащие конкретному делу, и процессуальных действий, которые необходимо осуществить. При этом необходимо обратить внимание на то, что срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если другие сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены КАС. Например, иной срок установлен для рассматриваемых административных дел Верховным Судом Российской Федерации – до трех месяцев.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное заседание, которое назначается при появлении необходимости конкретизации обстоятельств, обладающих значимостью для должного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное заседание проводится также для определения полноты доказательств по рассматриваемому делу, установления фактов пропуска срока на обращение с административным иском в суд, рассмотрения возможности урегулирования спора до перехода в стадию судебного разбирательства.

В случае ненадлежащего исполнения указаний суда (например, непредставление в установленный срок административным ответчиком письменного отзыва на исковое заявление), судья имеет право наложить судебный штраф на одну из виновных сторон.

При наличии установленных законом условий, на стадии подготовки судом разрешается вопрос об объедении административных дел или о выделении административных исковых требований, если признает данное действие целесообразным. Когда происходит объединение или выделение, судья выносит определение, судебное разбирательство начинается заново.

Итогом некачественной подготовки к судебному разбирательству является отложение судебного разбирательства либо отмена судебного акта в связи с неверным сопоставлением обстоятельств, которые обладают значимостью для административного дела.

Согласно решению Центрального районного суда города Хабаровска по делу № 2 А-6458/2016 о признании незаконными бездействия Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабароского края, дело рассмотрено в порядке КАС РФ.

Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков. Распоряжение средствами исковой защиты. Административное исковое заявление.

Административное исковое заявление – это основа административного дела. Понятие «административное исковое заявление» является новеллой в российском процессуальном законодательстве. Устанавливая в главе 12 КАС РФ форму, содержание, порядок принятия, отказа, возвращенияадминистративному истцу и оставления без движения, законодатель, к сожалению, не дает его определения.

Отметим, что определяемым словом в словосочетании «административное исковое заявление» является слово «заявление».

Нормативное определение понятия заявления дано в ст. 4 Федерального закона от 02.05. 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где указано, что заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

На наш взгляд, представленное определение является неполным, поскольку в нем отсутствует указание о форме подачи заявления.

В общелексическом значении «заявление» означает «официальное сообщение в устной или письменной форме»[24]. При этом одним из значений слова «официальный» является понимание его как составленный «с соблюдением всех правил, формальностей»[25].

Правила оформления административного искового заявления содержатся в ст. 125 КАС РФ. Часть 1 указанной статьи гласит, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме. Как письменную форму следует расценивать и возможность подачи административного искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Письменная форма характеризуется обязательным соблюдением требований, предъявляемых к содержанию административного искового заявления. Согласно ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается административное исковое заявление. Например, Ленинский районный суд г. Ульяновска; данные об административном истце.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами согласно ч. 3 ст. 38 КАС РФ могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных КАС РФ, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

В административном исковом заявлении указываются следующие данные об административном истце: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также указываются сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело. Например,

Административный истец: Темирбеков Серикбай Агыбаевич

10.10.1977г.р., уроженец Казахской ССР,

высшего юридического образования не имеет

место жительства: ул. Ленина, д. 4, кв. 7,

г. Ульяновск, 432063

Телефон:8 (967) 3367521

Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя, то указывается наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании. Если административное исковое заявление подается представителем, то в заявлении отражаются номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя. Например,

Представитель административного истца: Иванов Иван Иванович

Имеет высшее юридическое образование

почтовый адрес: ул. Луначарского, д.18, кв. 50

г. Ульяновск, 432044

Телефон: 8 (916 ) 0721212

Далее в административном исковом заявлении указываются данные об административном ответчике. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Данными об административном ответчике являются: наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны). Например,

Административный ответчик: Управление ФМС России

по Ульяновской области

адрес: ул. Радищева, 39, Ульяновск,

Ульяновская обл., 432063

Телефон:8 (842) 239-90-03

Анализируя понятие «административное исковое заявление», следует обратить внимание на значение одного из определяющих слов – исковое. Исковое заявление — важное средство возбуждения процесса по конкретному спору. Согласно закону любое заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права. Такое обращение и принято называть предъявлением иска.

Иском следует считать предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах[26].

Иск состоит из двух элементов: основания и предмета.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает материально-правовое требование к ответчику. Юридические факты — это обстоятельства, создающие, изменяющие права и обязанности сторон или же препятствующие возникновению прав и обязанностей.

Можно согласиться с определением основания иска как обстоятельств, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает[27]. Все юридические факты составляют фактическое основание иска. Кроме фактического основания иска, можно выделить также правовое основание. Обращаясь в суд, истец рассчитывает, что его субъективное право будет защищено. Однако для того, чтобы его требование было удовлетворено, надо это требование основывать не только на фактах, но и на соответствующей норме права. Можно защищать только то требование, которое основано на законе. Это означает, что, кроме юридических фактов, следует устанавливать и материально- правовую норму, составляющую правовое основание иска[28].

Указание на необходимость изложения оснований и доводов в административном исковом заявлении содержится в п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ.

После изложения основания иска в заявлении указывается предмет иска. Предмет иска — это конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение[29].

Требования, которые может содержать административное исковое заявление, перечислены в ст. 124 КАС РФ. Это требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Изложение в административном исковом заявлении элементов иска можно, например, представить следующим образом:

Я, Темирбеков Серикбай Агыбаевич, гражданин Республики Казахстан, с октября 2010 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Петрова Мария Ивановна, дочь – Темирбекова Дина Серикбаевна, 2013 г.р.

25 апреля 2015 г. я обратился в УФМС России по Ульяновской области для продления вида на жительство. Срок действия вида на жительство истекал 25 сентября 2015г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Ульяновской области 6 июля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию, и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 15 июля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации). Однако УФМС России по Ульяновской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Ульяновской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

Читайте также:  За что могут исключить из школы школьника в наше время

Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Ульяновской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.

2. Обязать УФМС России по Ульяновской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Значение элементов иска состоит в том, что они служат средством индивидуализации исков. По предмету и основанию один иск отличается от другого. Предмет и основание иска имеют значение для определения тождества исков. Они помогают конкретизировать обстоятельства по делу и построить защиту против иска[30].

В административном исковом заявлении также указываются сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом. Досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях спора:

о взыскании обязательных платежей и санкций;

о взыскании недоимки по налогам с физических лиц;

о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц (если внесудебный порядок не допускается);

о взыскании страховых взносов, штрафов, пеней;

о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов);

по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа;

в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта;

Необходимо также отразить сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась.

Административное исковое заявление может содержать иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Вместе административным исковым заявлением в суд подаются:

уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя;

доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов указывается в административном исковом заявлении. Например,

1. Копия административного искового заявления.

2. Квитанция об уплате госпошлины в суд.

3. Копия решения о неразрешении въезда.

4. Копия решения об аннулировании вида на жительство.

5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Ульяновской области от 10.04.2015 г.

6. Копия доверенности, удостоверяющей полномочия представителя административного истца.

7. Копия документа, подтверждающего наличие у представителя высшего юридического образования,

Следует отметить, что перечисленные выше документы могут быть представлены в суд в электронной форме.

Административное исковое заявление подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. Например,

5 мая 2015 г. __________/Темирбеков С. А./ 5 мая 2015г. _______________/Иванов И.И./

Административное исковое заявление также может быть подписано представителем административного истца.

Подводя, итог выше изложенному следует отметить, что в понятии «административное исковое заявление» слово административный указывает на вид судопроизводства, в порядке которого административное исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению.

Таким образом, административное исковое заявление можно определить как документ, оформленный заинтересованным лицом в установленном законом порядке и содержащий требования, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

адрес: ул. Радищева, 39, Ульяновск,

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна, Лахтина Татьяна Алексеевна

Практика показывает, что одно и тоже лицо способно своими действиями (бездействиями) нарушить права и интересы большого количества лиц, в связи с чем они все оказываются вовлечены в правовой конфликт. Решение данной проблемы теперь возможно посредством подачи коллективного искового заявления (ст. 42 КАС РФ), которое, по сути, является групповым иском. КАС РФ предусматривает возможность подачи такого иска при соблюдении ряда условий: во-первых, группа должна быть многочисленной либо число ее членов является неопределенным. При этом закон не установил конкретного количества членов группы, однако определил, что на дату обращения к иску должны присоединиться не менее двадцати лиц путем подачи заявления об этом или подписания иска. Во-вторых, однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований. Такое условие позволяет более широко толковать интерес обратившихся с групповым иском в административном судопроизводстве. Третье и четвертое условия заключаются в предъ-

Подача административного искового заявления

Административный иск подается в соответствии со ст. 22 КАС.

Обратите внимание: административные иски могут быть поданы по месту нахождения ответчика, а также по месту нахождения истца.

При обращении в суд необходимо учитывать и соблюдать сроки исковой давности. Общий срок установлен равным трем месяцам с даты, когда права истца были нарушены или с даты, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Дела в соответствии с КАС рассматриваются в сокращенные сроки. Как правило, срок установлен – 2 месяца с даты обращения в суд, но при наличии уважительных причин сроки могут быть приостановлены и увеличены.

Обратите внимание: административные иски могут быть поданы по месту нахождения ответчика, а также по месту нахождения истца.

Статья 125. КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
  • наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
  • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
  • содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
  • иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

В какой суд подается административное исковое заявление?

Административные дела, возбуждаемые на основании искового заявления, уполномочены рассматривать и разрешать: Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, мировые судьи.

Если требования административного иска состоят в оспаривании нормативно-правового акта, изданного органами государственной власти субъекта РФ, он подается в суд субъекта РФ. Суды субъектов РФ рассматривают так же иски, содержание требования которых состоит в оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ.

В случае, если истец предъявляет требования о компенсации за нарушение права на разрешение судебного дела в разумный срок мировым судьей, районным суд, то иск следует подавать в суд субъекта.

Если истцу необходимо обжаловать кадастровую стоимость недвижимости, свой административный иск необходимо подать в суд субъекта РФ.

Оспаривание нормативно-правовых актов, изданных высшими должностными лицами и органами государственной власти РФ, административное дело будет рассматриваться Верховным Судом РФ. То же правило применяется к требованиям об оспаривании актов Центрального Банка РФ и актов внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС).

В случае необходимости оспорить акт органа местного самоуправления, административный иск следует подать в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления. То же правило действует для обжалования актов и решений государственных и муниципальных органов власти и их должностных лиц.

Кодекс об административном судопроизводстве содержит так же нормы, позволяющие административному истцу по своему выбору подать исковое заявление по своему месту жительства, если ему необходимо обжаловать действия (бездействие) должностных лиц государственных и муниципальных властных органов.


Оспаривание нормативно-правовых актов, изданных высшими должностными лицами и органами государственной власти РФ, административное дело будет рассматриваться Верховным Судом РФ. То же правило применяется к требованиям об оспаривании актов Центрального Банка РФ и актов внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС).

Содержание административного искового заявления в 2020 году

Стандартного бланка административного искового заявления образца 2020 года нет. В ст. 125 КАС РФ определяются основные элементы его содержания, а разъяснения по таковым дал Пленум ВС РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36.

Общеобязательный состав данных для административного искового заявления включает, кроме типовых для такого документа реквизитов судебного органа, истца, ответчика:

  • если спор о незаконности нормативного акта рассматривает суд региона или ВС РФ, указание на наличие у истца или его представителя высшего юробразования со ссылкой на документ о последнем;
  • сведения об обжаловании действий, решений в несудебном порядке с реквизитами жалоб;
  • если идет спор о взыскании налогов, сборов, штрафов, сведения о соблюдении досудебного порядка по ч. 1 ст. 286 КАС РФ;
  • указание, какие права административного истца подверглись нарушению, обоснование незаконности действия, решения, нормативного акта.
Читайте также:  Восстановление на военной службе

Иные особенности рассмотрим ниже, т. к. они относятся к административным делам определенной категории.

Важно! Несоблюдение требований к содержанию рассматриваемого документа влечет оставление его без движения в порядке ст. 130 КАС РФ до исправления недочетов. Если же истец проигнорирует требования суда, иск будет возвращен без рассмотрения.

В некоторых случаях предмет иска обусловливает особенности его содержания. В таких ситуациях можно использовать отдельный образец административного искового заявления об оспаривании решения тех или иных госорганов или должностных лиц.

Статья 125. КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
  • наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
  • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
  • содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
  • иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Административный иск

Как указывает Ю.Н. Старилов, спецификой административного спора является изначальное неравенство его сторон, установленное законодателем. С одной стороны, для исполнения административного акта, например, предписания, властному субъекту не требуется какого-либо дополнительного санкционирования, поскольку административный акт уже содержит в себе элемент государственного принуждения. С другой стороны, у подвластного субъекта (именуемого также объектом управления) нет возможности самостоятельно защитить свои права, как это допустимо в гражданском праве. Более того, зачастую невыполнение такого предписания, пусть и очевидно незаконного, грозит дополнительными санкциями.

Не имея возможности иным образом защитить свои права, подвластная сторона вынуждена инициировать административный спор путем подачи иска, заявления либо жалобы. В соответствии со ст. 4 КАС РФ административное исковое заявление – обращение в суд за защитой прав, свобод, законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.

С точки зрения М. С. Павловой, данный термин соединяет прямо противоположные по своей сути понятия: исходя из правовой природы искового и публичного видов судопроизводства (равенство и неравенство субъектов правоотношений соответственно) заявление может быть либо исковым, либо административным. Общие правила искового процесса, применяемые при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, не могут являться основанием для придания заявлению искового характера.

По мнению Ю.М. Козлова, административные споры «нередко возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно- правового правоотношения представлением о том, что её права и законные интересы ущемляются действием второй стороны». Ученый отмечает, что такие споры, как правило, инициируются управляемой стороной. Данное мнение подчеркивает определяющую роль психологической составляющей (убеждения инициатора спора) в возникновении административного спора. Однако допустима и обратная ситуация: когда административный спор возникает по инициативе властного органа, не имеющего юридической возможности самостоятельно принудить объект управления к правомерному поведению.

Не всегда допущенное госорганом нарушение закона можно считать очевидным, не требующим должного исследования судом и обоснования как с правовой, так и с фактической стороны дела.

Юристы-практики, в том числе судьи, разделяют мнение об исковой природе заявлений об обжаловании неправомерных деяний должностных лиц и органов исполнительной власти. Так, судья Майкопского городского суда В. Тупиков в своей статье указывал на то обстоятельство, что на практике исковые дела и дела по заявлениям об обжаловании актов имеют чрезвычайно много общего: при рассмотрении как первой, так и второй категории дел решается спор о праве, происходит сбор и оценка доказательств судом и т.д. Автор пришел к выводу об исковом характере производства по административным спорам и предлагал учесть это ещё при работе над проектом ГПК РФ.

В первом проекте Кодекса административного судопроизводства РФ термин «административный иск» отсутствовал. Жалобой обозначены обращения невластных субъектов – граждан, юридических лиц и объединений. Некоторые специалисты полагают, что возникновение термина «административный иск» является результатом необоснованного «переноса» частноправовых категорий в административное право.

Несомненно, подобная позиция находит подкрепление прежде всего в действующем гражданском процессуальном законодательстве. Л.А. Николаева и А.К. Соловьева дополнительно отмечали в своих трудах, что введение категории «административный иск» вместо термина «жалоба» может привести к «нарушению сложившейся традиции» и «смешению средств защиты прав, свойственных публичному и частному праву».

Защита субъективных публичных прав граждан в Российской Федерации на рубеже ХХ и ХХI вв. получила значительное развитие в правовой науке и правоприменительной практике судебных органов. Не секрет, что административная юстиция является фактором, способным повлиять на стабильность и сбалансированность отношений общества и государства. В литературе отмечалось, что одним из важных направлений судебной реформы в России является правовое регулирование административного судопроизводства, отвечающего требованиям международных стандартов.

Уровень судебной защиты граждан является одним из важнейших показателей демократичности государства, так как изначально суду предназначено быть оппонентом исполнительной, а иногда и законодательной власти, в определенной мере уравновешивая их влияние на общество в целом. Однако действительность свидетельствует о том, что право на судебную защиту для многих остается “не больше, чем лист бумаги, на котором оно Государство, признав за индивидом личность, приняло на себя обязанность защиты притязаний гражданина, обращенных к государству в лице его органов, и в той же мере, в какой государство признает за гражданином известную сферу свободного действия, оно ограничивает само себя. Взаимность прав и обязанностей предполагает равнозначность или соразмерность участников правоотношений. Административная юстиция является фактором, способным повлиять на стабильность и сбалансированность отношений общества и государства.

Несомненно, подобная позиция находит подкрепление прежде всего в действующем гражданском процессуальном законодательстве. Л.А. Николаева и А.К. Соловьева дополнительно отмечали в своих трудах, что введение категории «административный иск» вместо термина «жалоба» может привести к «нарушению сложившейся традиции» и «смешению средств защиты прав, свойственных публичному и частному праву».

Основания для заявления

Причины для составления административного иска: неудовлетворительное выполнение своих обязанностей судебными приставами-исполнителями (СПИ). Проблемы могут быть связаны с тем, что долг не взыскивается месяцами, хотя у должника есть доходы и имущество либо пристав, по какой-либо причине отказывается арестовывать активы и продавать их.

Поводом для обращения в суд может быть:

  • наличие у должника активов, который обнаружил взыскатель, но не нашли приставы;
  • подозрения в коррупции ССП;
  • злоупотребление своими полномочиями (применение силы, оружия и пр.);
  • незаконный арест автомобиля или другого имущества;
  • прекращение производства по делу без достаточных оснований;
  • сокрытие информация о месте нахождения лица, которое уклоняется от оплаты долга.

Обжаловать могут и постановления пристава, а также отвод исполнителя и другие документы. Чаще всего на приставов подают в суд взыскатели алиментов, в связи с тем, что должник по разным причинам уклоняется от их уплаты либо исчез из поля зрения и его никто не может найти.

Деятельность приставов регулируется законом «О судебных приставах», а также законом «Об исполнительном производстве». В частности в данных нормативных актах указывается, какие права и обязанности есть у исполнителей, и какая ответственность наступает за нарушение должностных инструкций. Надзор за работой приставов осуществляет прокуратура, куда также можно обратиться за защитой своих нарушенных прав.


Перед тем, как подавать в суд, можно пройти досудебную процедуру урегулирования спора. Например, написать жалобу старшему приставу района либо прокурору (если в действиях исполнителя есть признаки состава преступления). Результатом может быть полное решение проблемы, например, если жалоба будет полностью удовлетворена. Возможна и ситуация, когда требования взыскателя удовлетворят только в какой-либо части и это также устроит подателя обращения.

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

§ 1. Общие положения

Статья 1303. Основные положения

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Смежные права.

8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Читайте также:  Мультивиза шенген: как получить на 1 год самостоятельно

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее — Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель — в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм — физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания — организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания — организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом — через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);

фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;

передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее — Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штенников Василий

В настоящее время ранее разработанный проект стратегии развития электронной отрасли России до 2025 года дополнен разделом «Защита интеллектуальной собственности» [1]. Согласно п. 1 ст. 1225 части четвертой ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, являются, в том числе, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю. Автор статьи считает, что приведенный перечень результатов деятельности не является приоритетным для государства с инновационной экономикой.

2) Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

Срок для исключительных смежных прав

Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
  • на фонограмму действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Ссылка на основную публикацию