Ювенальная юстиция в России детям – простыми словами.

Реформирование

Наиболее последовательно ювенальная юстиция стала вводиться в РФ только в начале 2000-х годов.

Основой стали ФЗ от 1998г о гарантировании прав ребёнка и постановление Верховного суда от 2000г, в котором регламентировались особенности рассмотрения судами правонарушений, совершённых детьми. В результате этого были внесены поправки и дополнения в уголовный и семейный свод законов.

Реформой предусматривалось введение в РФ особых судов для несовершеннолетних. Эти суды должны были разбирать все виды нарушений – от уголовных до гражданских. Однако вплоть до сегодняшнего времени подобных судебных органов ещё не создано.

  • Судебных инстанций, предназначенных для рассмотрения дел малолетних нарушителей. Имеют право осуждать или оправдывать подозреваемого в правонарушении, опираясь на особое ювенальное законодательство. На сегодня в РФ подобные структуры отсутствуют.
  • Надзорные органы, соблюдающие интересы несовершеннолетнего ребёнка. Сюда относят различные попечительские советы, комиссии по делам опёки, комиссии ПДН при МВД и т.д.

Ювенальная юстиция — что это такое?

В России ювенальная юстиция — это судебно-правовая система, направленная на защиту несовершеннолетних.

Системой запланировано участие в делах несовершеннолетних граждан двух сторон: государственных органов и негосударственных учреждений, которые должны проводить проверку, реабилитацию и действия по исправлению поведения юных преступников.

К непосредственным задачам органов ювенальной юстиции в России входит профилактика детской преступности, а также ряд социальных мер по защите детей в семьях.

Рамки правосудия в отношении детей характеризуются следующими показателями:

Защита прав детей и юношей

Слово «ювенальный» в переводе с латинского «juvenalis» означает «юношеский». Ювенальная юстиция в широком смысле – совокупность норм, регулирующих положение несовершеннолетних, т. е. лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В узком смысле под ювенальной юстицией можно понимать учреждения, которые судят несовершеннолетних.

Предпочтительнее говорить об этом термине в широком смысле, так как, во-первых, эта область юриспруденции призвана защищать права детей и применять к ним наказание в случае совершения ими действий, нарушающих закон. Во-вторых, в эту сферу деятельности вовлечено слишком много лиц, в том числе должностных.

Вот примерный перечень:

  • сами несовершеннолетние;
  • их представители (родители, опекуны, попечители);
  • органы опеки и попечительства;
  • учителя, воспитатели;
  • инспекторы по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченный по правам ребёнка (в РФ и на уровне субъектов, появился в 2009 году);
  • судьи;
  • судебные приставы;
  • нотариусы;
  • прокуроры;
  • психологи.


  • сами несовершеннолетние;
  • их представители (родители, опекуны, попечители);
  • органы опеки и попечительства;
  • учителя, воспитатели;
  • инспекторы по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченный по правам ребёнка (в РФ и на уровне субъектов, появился в 2009 году);
  • судьи;
  • судебные приставы;
  • нотариусы;
  • прокуроры;
  • психологи.

Ювенальная юстиция в России – что это такое простыми словами

О ювенальной юстиции в последнее десятилетие говорится всё больше. Резонансное дело сестёр Хачатурян всколыхнуло общественность. Трое сестёр убили своего отца, зарезали ножом. Как позже выяснилось, он многие годы насиловал их, унижал и всячески издевался. Возможно, если бы ювенальная юстиция в России работала, этого бы не произошло.

А вот на Западе ювенальная юстиция функционирует как отлаженный механизм. Служба защиты детей в США (Child Protective Services) обязана реагировать в течение 5 дней на любой сигнал. Воспитатель в садике увидел подозрительный синяк на ноге ребёнка? Соседи заметили, что мама оставила ребёнка одного в доме и вышла на 20 минут в магазин? Родители вернулись домой поздно и навеселе? Всё это может стать причиной изъятия ребёнка из семьи и глубокой проверки родителей. Меры контроля просто шокируют – родителей могут обыскать в любое время суток без предупреждения, потребовать сдать мочу на наркотики, направить к психиатру, проверить финансовые документы семьи.

В России же ювенальную юстицию считают угрозой многовековому институту семьи. Серьёзные споры между её поклонниками и противниками не стихают.

Режиссёр Никита Михалков не скрывает своей позиции и признаётся в интервью: «Ювенальная юстиция отняла бы у меня детей, если бы знала, как я их наказываю».

Известный политик Валентина Матвиенко заявляет: «Я против внедрения института ювенальной юстиции в нашей стране. Считаю, что опыт других государств, на который ссылаются поборники этого института, не отвечает национальным особенностям, культуре России, её народов».

Режиссёр Никита Михалков не скрывает своей позиции и признаётся в интервью: «Ювенальная юстиция отняла бы у меня детей, если бы знала, как я их наказываю».

Что такое «ювенальная юстиция»?

Итак, слово «ювенальный» можно перевести с латинского как «молодой», «юношеский», а слово «юстиция» означает правосудие в широком смысле. Таким образом, ювенальная юстиция – это система государственных органов контроля, законов, мер, защищающих права детей, а не только система судов для подростков, как может показаться на первый взгляд.

Обратимся к истории. Закрепление прав ребенка произошло во второй половине XX века: в 1959 году Генеральной Ассамблеей ОOН была принята Декларации прав ребенка, позднее – Европейская социальная хартия и Конвенция ООН о правах ребенка. Считается, что именно эти три документа стали основным фундаментом для формирования ювенальной системы.

Поэтому даже малейший упрек в том, что наше государство предоставляет детям меньше прав, чем европейские страны, несправедливы и несостоятельны.

Что такое ювенальная юстиция и как она работает в России

Понятие ювенальной юстиции в России долгое время является предметом горячих обсуждений, споров и дискуссий. Но далеко не всегда их участники в полной мере осознают, что же представляет собой ювенальная юстиция, и чем она может грозить для детей и их родителей. Узнайте, как выглядит ювенальная юстиция в России, какие у неё имеются плюсы и минусы, и что это такое.

В отношении детей фактически ювенальная юстиция действовала задолго до её закрепления в нормативных и законодательных документах. Так, имеются свидетельства непривлечения детей к ответственности за преступления или иные нарушения практически во всех мировых культурах и цивилизациях, так как забота о детях является одним из основных инстинктов, присущих практически всем высокоразвитым живым существам.

Что такое ювенальная юстиция?

В нашей стране давно идут споры о ювенальной юстиции. Нужна ли она и чем может обернуться её введение на территории РФ? Известно, что законопроект ещё не обсуждался нашими депутатами.

Для начала стоит дать определение понятию, о котором пойдет речь.

  • Ювенальная юстиция — это система государственных органов, занятых защитой и обеспечением прав ребенка, надзором за их соблюдением. К сфере ее ответственности относится так же профилактика правонарушений и судебные разбирательства преступлений детей и подростков.

Со временем понятие ювенальной юстиции стало трактоваться шире. Теперь оно включало реабилитацию несовершеннолетних в социуме после отбывания наказания и превентивные меры по предотвращению нарушения закона. Правосудие для несовершеннолетних постепенно трансформировалось в комплекс мероприятий, призванных заниматься их жизненными проблемами.

  • В современном виде ювенальная юстиция объединила все «детские» суды, органы надзора и опеки, попечительские советы, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних. К ней же относится деятельность уполномоченных по правам детей.

А что происходит в России?

Как таковой ювенальной системы в настоящий момент в России нет, хотя ее принципы были зафиксированы на законодательном уровне довольно давно. Российский Семейный кодекс, принятый еще в 1995 году, содержит почти весь перечень прав и гарантий несовершеннолетних, предусмотренный в международных конвенциях.

Кроме того, законодательную основу того, что можно назвать ювенальной юстицией, в России составляют Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Поэтому даже малейший упрек в том, что наше государство предоставляет детям меньше прав, чем европейские страны, несправедливы и несостоятельны.

По данным на 2016 год в России действует 11 составов судей по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции в следующих регионах России:

  • Таганрогский, Шахтинский и Азовский городские суды, Егорлыкский районный суд – в Ростовской области;
  • Ангарский городской суд – в Иркутской области;
  • Абаканский городской суд – в республике Хакасия;
  • Петропавловск-Камчатский городской суд – в Камчатском крае;
  • Елецкий районный суд – в Липецкой области;
  • Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд– в Брянской области;
  • Ульяновский областной суд (специализированный состав при коллегии по уголовным делам).
Читайте также:  Обмен долями между родственниками

В 2009 году была введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – классический элемент ювенальной системы. Аналогичные должности есть во всех субъектах страны.

Кроме того, сотрудники органов опеки поддерживают ювенальную юстицию потому, что лучше других знают, насколько бесправны и беззащитны порой бывают дети в семье, если та является неблагополучной.

Ювенальная юстиция в мировом праве

В первую очередь, ювенальная юстиция в общей трактовке как юридический термин подразумевает под собой особый режим правосудия, применяемый в отношении несовершеннолетних. Это может касаться всех отраслей права, но в первую очередь основной целью ювенальной юстиции является снижение возможных рисков и угроз для самих детей, исходящих как из системы правосудия, действующей в обществе, так и из других источников.

Впервые понятие ювенальной юстиции зародилось в XIX веке в Англии, где юридическое право закрепило за несовершеннолетними возможность получения определенных преференций при вынесении приговора.

В отношении детей фактически ювенальная юстиция действовала задолго до её закрепления в нормативных и законодательных документах. Так, имеются свидетельства непривлечения детей к ответственности за преступления или иные нарушения практически во всех мировых культурах и цивилизациях, так как забота о детях является одним из основных инстинктов, присущих практически всем высокоразвитым живым существам.

На сегодняшний момент, основными направлениями существующей ювенальной юстиции являются:

  • Англо-американская модель. Таковая модель ювенальной юстиции в первую очередь содержит альтернативные пенитенциарные методы воздействия на провинившихся подростков и детей. При этом она может предусматривать весьма строгие меры наказания, хоть и менее жесткие, но направленные непосредственно на несовершеннолетних.
  • Континентальная модель. Данная модель ювенальной юстиции предполагает участие в судебном процессе относительно правонарушений и преступлений совершенных несовершеннолетним, специального судьи. Таковой судья в первую очередь оценивает личностные качества и обстоятельства совершенного правонарушения, вынося решение исходя из таковой оценки и сопровождая, и помогая несовершеннолетнему при необходимости.
  • Скандинавская модель. Скандинавская ювенальная юстиция подразумевает наиболее мягкое отношение к преступлениям и правонарушениям, совершенным несовершеннолетними лицам, а также предполагает глубокое участие социальных структур, таких как органы опеки и попечительства в жизни несовершеннолетнего. При этом действующие в России принципы защиты детей и ювенальной юстиции находятся ближе всего именно к этой модели.

Как такового закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации на 2017 год не существует. Однако отдельные черты ювенальной юстиции проявляются в положениях Семейного кодекса, процессуальных кодексов, Уголовного кодекса и иных Федеральных законов, и нормативных актов. Тем не менее, учитывая существующую дискуссию в общественном и политическом пространстве, весьма возможно принятие отдельного закона о создании системы ювенальной юстиции.

Когда была введена ювенальная юстиция в России

Внедрение данной системы в РФ началось много лет назад, после ратификации Конвенции ООН о правах ребенка. Руководствуясь этим документом, в 2002 году Госдума приняла законопроект «О судебно системе в РФ», где присутствовало положение, разрешающее создание ювенальных судов. Формально система таких учреждений до сих пор находится на рассмотрении, поскольку официального решения государством вынесено не было.

Основным толчком развития такой правовой системы стало принятие Семейного кодекса, который разрешал несовершеннолетним гражданам обращаться в органы опеки и попечительства с жалобами на нарушения их прав и интересов. При достижении 14-летнего возраста дети получали право подавать жалобу и в судебную инстанцию.

Впоследствии были разработаны и введены документы, регламентирующие и указывающие, в каких случаях родителей лишают родительских прав. После этого началось массовое изъятие детей из семей по всей стране, в связи с чем родителями были поданы многочисленные жалобы о прекращении внедрения подобной системы в России. Несмотря на отказ от внедрения ювенального права, некоторые ранее принятые акты остались в действии.


Внедрение данной системы в РФ началось много лет назад, после ратификации Конвенции ООН о правах ребенка. Руководствуясь этим документом, в 2002 году Госдума приняла законопроект «О судебно системе в РФ», где присутствовало положение, разрешающее создание ювенальных судов. Формально система таких учреждений до сих пор находится на рассмотрении, поскольку официального решения государством вынесено не было.

Как получить электронный ПТС на машину и не простоять в очереди неделю

Специально для тех, кто не знает, как получить электронный ПТС, но твердо намерен заменить бумажный аналог на цифровой, мы публикуем подробную инструкцию. Сразу подчеркнем, ответ на вопрос «можно ли уже сегодня получить бумажный ПТС вместо электронного» — положительный. Напомним, сейчас в России действует переходный период, когда цифровые паспорта уже оформляются, но все еще возможно заказать бумажный (до 1 ноября 2020). Плавный переход избавит автовладельцев от резких преобразований, и позволит перейти к новому формату более гибко и безболезненно.

Также, подчеркнем, бумажные ПТС, которые сейчас находятся на руках у водителей, останутся действительными до момента их утери или физического износа. Принуждать людей к обязательной замене никто не станет. Однако, с ноября текущего года их перестанут выдавать, а остатки бланков уничтожат. Таким образом, постепенно, россияне, а в перспективе и все автовладельцы в странах-участниках ЕАЭС, перейдут к цифровым паспортам.

Итак, замена ПТС на электронный вместо бумажного доступна уже сегодня, как для новых, так и для подержанных автомобилей. Далее мы расскажем, как получить и где взять электронный ПТС на новую машину в разных ситуациях.

Специально для тех, кто не знает, как получить электронный ПТС, но твердо намерен заменить бумажный аналог на цифровой, мы публикуем подробную инструкцию. Сразу подчеркнем, ответ на вопрос «можно ли уже сегодня получить бумажный ПТС вместо электронного» — положительный. Напомним, сейчас в России действует переходный период, когда цифровые паспорта уже оформляются, но все еще возможно заказать бумажный (до 1 ноября 2020). Плавный переход избавит автовладельцев от резких преобразований, и позволит перейти к новому формату более гибко и безболезненно.

Электронный ПТС: как это работает?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Частых

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

Читайте также:  Сколько отчислений платит работодатель за сотрудника

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

AIDAR1981 › Блог › Как получить электронный ПТС, зачем он нужен?

С 1 июля 2018 года в России вводятся электронные ПТС. Переход с бумажных Паспортов транспортного средства на электронные (ЭПТС) должен был произойти еще 1 июля 2017 года, но по ряду причин это событие перенесли на год вперед. И есть предпосылки к тому, что больше сдвигов не будет.

По сути, это запись в электронной базе данных, куда войдет информация о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре, а также финансовая часть — например, находится ли автомобиль в залоге. Соответственно, доступ к этой записи получат ГИБДД, страховые компании, официальные дилеры и банки — разумеется, каждая из структур сможет вносить изменения только в свой раздел.

Зачем это нужно автомобилистам?

При этом переход на ЭПТС призван сделать максимально прозрачными все операции с автомобилем и достоверность его истории. Основные преимущества ЭПТС:

Достоверная история жизненного цикла ТС, основанная на данных из официальных источников. Детальная информация в электронном паспорте позволит снизить риски участников рынка от нелегальных и сомнительных автомобилей. Электронный паспорт нельзя потерять и нет необходимости его восстанавливать. В электронный паспорт может быть внесено последовательно любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается

Как получить ЭПТС?

По мере введения электронных паспортов транспортных средств в Российской Федерации граждане будут иметь возможность оформить их в следующих случаях:

При покупке нового автомобиля. В этом случае покупатель получает автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем. Номер ЭПТС прописан в договоре купли-продажи. Cотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС гражданин сэкономит 350 рублей, которые требовалось бы оплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.

При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС. Оформить ЭПТС можно будет в уполномоченных организациях, например, испытательных лабораториях (получивших соответствующие полномочия в Минпромторге РФ — их список будет опубликован позже), параллельно с получением СБКТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей.

Если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность. А также при желании автовладельца поменять существующий бумажный ПТС на электронный. Собственник автомобиля обращается в уполномоченную организацию, например, к оператору техосмотра, за оформлением ЭПТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).

Как узнать, куда именно обратиться за получением ЭПТС?

В случае с новыми автомобилями сроки будут зависеть от решения компании-производителя автомобилей (дилеры будут получать машину уже с ЭПТС). Узнать, где конкретно обменять бумажный ПТС на электронный можно будет в компании администраторе системы — АО «Электронный паспорт», на сайте или по телефону. Также перечень уполномоченных организаций будет доступен на сайте Минпромторга РФ.

1 июля бумажный ПТС окажется вне закона?

Нет. Предполагалось, что с 1 июля при переоформлении автомобиля ГИБДД будет выдавать уже ЭПТС, но ГИБДД пока оставляет автомобилистам возможность выбора — видимо, до того момента пока не закончатся бланки. Более того, даже если в текущем ПТС закончится место, ГИБДД по желанию владельца выдаст бумажный документ. Так или иначе, никакого принудительного перехода не случится — можно смело ездить «по старинке». Скорее всего, первыми ЭПТС начнут выдавать официальные дилеры при покупке новых машин, и потихоньку ЭПТС вытеснят «бумагу».

Зачем это нужно автомобилистам?

Выписка из ЭПТС не выходя из дома: как это сделать

А действительно, как получить выписку из электронного ПТС? Знаете ли вы это? А между тем существует несколько вариантов решения данной задачи. При этом затронутая тема важная, и, на наш взгляд, в будущем ее значимость будет только возрастать, так как с каждым годом автомобилей с бумажным ПТС будет все меньше (за последующие 7 лет доля транспортных средств с ЭПТС достигнет 70%), а значит, у автомобилистов будут все чаще возникать вопросы о том, как получить выписку с него. Тем более что с 1 ноября текущего года на все новые и вновь ввезенные автомобили должны перестать выдавать паспорта ТС на бумажных носителях.

Итак, как это сделать быстро и просто? Для решения задачи по выписке с электронного паспорта транспортного средства можно воспользоваться несколькими способами доступа на новый портал. Первый – через активную учетную запись через портал госуслуг, второй – непосредственно через систему электронных паспортов транспортных средств, специализированный портал.

Преимущества электронного ПТС:

  • Новый электронный стандарт ПТС исключает мошенничество. Нельзя будет заложить машину, запросить дубликат и продать транспорт. Данные о залоге будут доступны при запросе выписки из ЭПТС.
  • Электронный ПТС нельзя потерять, его не смогу украсть. Вам не нужно будет беспокоиться о сохранности документа, вся информация о ТС и собственнике хранится в базе данных ЭПТС.
  • Не нужно оформлять дубликат, когда количество владельцев превысит 6 человек. В ПТС старого образца можно указать не более 6 собственников, в ЭПТC количество полей увеличено до 150 строк.
  • Оформление Электронного типа ПТС облегчает продажу авто в дальнейшем. Новый ЭПТС содержит не только данные о машине – VIN-номер, марку, модель, мощность двигателя и так далее, но и информацию о технических осмотрах, количестве ДТП. То есть машина будет иметь историю эксплуатации.
  • Стоимость оформления ЭПТС составляет 600 рублей. Оформление бумажного ПТС стоит 800 рублей. Небольшая, но экономия! Однако внесение изменений в ЭПТС – платное, цена вопроса – 250 рублей.

Этапы покупки ТС:

Ссылка на основную публикацию