Понятие, значение и виды таможенных платежей

Кто обязан платить таможенные платежи

Плательщиками таможенных платежей являются декларант или иные лица, у которых возникла такая обязанность. Под иными лицами законодательством определены поручители декларанта (в соответствии с договором поручительства).

Если рассмотреть формы таможенных платежей, то можно выделить следующие несколько категорий плательщиков таможенных сборов:

1) За таможенные операции и за таможенное сопровождение – лица, у которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей (декларант, таможенный представитель, перевозчик).

2) За хранение – лица, поместившие импортные товары на склад временного хранения таможенного органа.

В случае выпуска груза с таможенного поста без фактической оплаты применяется процедура обеспечения уплаты таможенных платежей.

· При начислении таможенных платежей применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.

Виды таможенных платежей

В статье 70 ТК ТС расписаны платежи, которые законом отнесены к таможенным:

  1. НДС, который начисляется при ввозе товаров на территорию таможенного союза – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза (в апреле 2017 года в состав стран-участниц таможенного союза входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
  2. Акциз (акцизы), начисленный по тем же причинам, что и НДС – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза.
  3. Ввозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при ввозе товаров на территории России.
  4. Вывозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при вывозе товаров из страны.
  5. Таможенные сборы (например: сбор за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, сбор за таможенное сопровождение товаров).

Таким образом, при использовании термина «таможенный платеж» могут подразумевать каждый из перечисленных видов. Это основной перечень платежей, однако на практике встречаются выплаты к казну государства, связанные с перевозом товаров через границу, которые не прописаны в ТК ТС. Такие платежи можно отнести к сопутствующим таможенным платежам. К ним относятся: оплата консультаций, сбор за лицензию, оплата за участие в таможенных аукционах и т.д.

Большую долю в бюджете государства любой страны являются оплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин, а так же НДС и акциза на импорт (ввоз) товаров через границу страны. Соответственно, можно сделать вывод, что эти платежи будут основной составляющей расходной части, в результате перевоза товара через границу. В результате чего, судебная практика распространена среди неуплаты (или уклонения от уплаты) этих таможенных платежей.

В остальных случаях заполнения декларации обязательно. В случае, когда товар завозится на территорию страны, ввозные пошлины оплачивает импортер – сторона, которая привезла этот товар в Россию. Когда товар, напротив, вывозится из страны, то вывозные пошлины оплачивает стороны, которая вывозят товар.

Понятие и виды таможенных платежей

Расчет и уплата таможенных платежей — один из самых важных вопросов, связанных с ведением ВЭД.

В большинстве стран таможенные платежи являются важной составляющей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. Это характерно и для России. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.

Таможенные платежи — таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.

Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.

Такими платежами являются:

— специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей.

Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

К сожалению, четкого определения таможенных платежей на законодательном уровне пока нет. Так, например, в Налоговом кодексе РФ указывается лишь на основные их разновидности. Таможенный кодекс РФ более подробно перечисляет виды таможенных платежей (согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы), но также не приводит общего понятия. Поэтому в качестве критериев таможенных платежей часто выделяют их единую правовую природу (отношение либо к налогам, либо к сборам), а также характерные черты, присущие всем таможенным платежам, позволяющие дифференцировать их на платежи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и платежи, непосредственно не связанные с таким перемещением.

Для участников ВЭД уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием ввоза и вывоза товаров с таможенной территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров.

В рамках изучаемой дисциплины целесообразно уделить внимание тем таможенным платежам, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу РФ и являются обязательным условием такого перемещения. Иные таможенные платежи имеют фиксированные параметры, поэтому большой сложности для изучения не представляют.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.

Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. Например, пиво безалкогольное — 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) — 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной — 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви (15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за пару) также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы. Порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Вместе с тем, согласно абз. 3 п. 1 ст. 3 ТК РФ, при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения НК РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также, как и таможенная пошлина, имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин. Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны: 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молоко-продукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради для рисования и некоторые другие товары) в соответствии с НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%. В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза. Соответственно, если товар не облагается акцизом и (или) ввозной таможенной пошлиной, то данные виды таможенных платежей не включаются в налоговую базу.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:

а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.;

б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);

в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

С 1 июля 2001 г. в отношении всех государств-участников СНГ (за исключением товаров белорусского происхождения) НДС взимается в общем порядке.

Читайте также:  Как усыновить ребенка из детского дома

Порядок уплаты и возврата НДС соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

Особенностью акциза является то, что им облагаются только отдельные категории товаров, установленные НК РФ.

К таким товарам, в частности, относятся:

— спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного);

— спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. виды продукции с объемной долей этилового спирта более 9%);

— алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина);

— мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. е.);

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Предусмотрены следующие ставки акцизов:

адвалорные (устанавливаемые в процентах к на-лотовой безе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);

специфические, устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла);

комбинированные, т.е. учитывающие и объем, и стоимость товара и рассчитываемые по формуле: (объем товара х специфическая ставка акциза) + (таможенная стоимость + ввозная таможенная пошлина) • адвалорная ставка акциза.

Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для свободного обращения, подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере 0,75 рубля — на алкогольную продукцию; 0,075 рубля — на табак и табачные изделия.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты. Критериями такого освобождения могут выступать:

1) цель ввоза товара (товары, ввозимые физическими лицами для собственного использования в пределах установленных количественных ограничений);

2) таможенный режим (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля и др.).

С 1 июля 2001 г. акцизы взимаются в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории всех государств-участников СНГ, за исключением Республики Беларусь.

При ввозе с территории Республики Беларусь подакцизных товаров, происходящих с ее территории, акциз взимается только в отношении товаров, подлежащих маркировке и (или) лицензированию.

Подлежащая уплате сумма акциза может быть уменьшена на сумму акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь (произведен зачет акциза) при соблюдении определенных условий.

Порядок уплаты и возврата акциза соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (от 11.11.2004 г.) устанавливаются основные элементы уплаты таких видов таможенных платежей, как таможенные сборы. Согласно данному закону под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

К таможенным сборам относятся:

1) сборы за таможенное оформление;

2) сборы за таможенное сопровождение;

3) сборы за хранение.

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством РФ, таможенные сборы в валюте Российской Федерации. С 1 января 2005 г. таможенные органы перешли на новую форму взимания таможенных сборов.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест, вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Сборы за таможенное оформление взимаются, например, при заявлении таможенных режимов:

— выпуск для внутреннего потребления;

— международный таможенный транзит.

Уплата таможенных сборов за таможенное оформление может производиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле по выбору плательщика.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются при декларировании товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение представляют собой взнос, взимаемый за сопровождение таможенными органами транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров:

— относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи;

— перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими и иными официальными представительствами и товаров, предназначенных для личного пользования некоторых категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями на территории РФ;

— предназначенных для выставок и т.д. по решению Правительства РФ;

— помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита при совпадении таможенного органа отправления и таможенного органа назначения;

— перемещаемых физическими лицами для личного пользования и т.д.

Таможенные сборы за хранение не взимаются:

— при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;

— в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

При этом Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (ст. 357 ТК РФ).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом:

— товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

— в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 руб.;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Для участников ВЭД уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием ввоза и вывоза товаров с таможенной территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров.

Ставки таможенных пошлин

  • Постоянные — фиксированы и не меняются в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств.
  • Переменные — изменяются или индексируются (адвалорные ставки).
  • Номинальные — указанные в таможенном тарифе величины.
  • Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учётом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Порядок установления пошлины аналогичен порядку антидемпинговых. Ярким примером применения этих платежей является импорт дешевых китайских товаров.

Теоретические аспекты по уплате таможенных платежей

Таможенные сборы можно классифицировать следующим образом:

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи- это платежи, взыскиваемые таможенными органами как при перемещении товаров через таможенную границу так и в иных случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010) (ТК ТС, Статья 70)

Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджет. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина имеет черты налога:

1) Обязательный характер уплаты и обеспечения принадлежности характерам

2) Не представляют собой плату за покрытие услуги

3) Не предназначено для покрытия конкретных государственных расходов

Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей

У перевозчика обязанность возникает по уплате:

1) С момента пересечения таможенной границы при прибытии на таможенную территорию

2) С момента выдачи таможенного разрешения на убытие

3) С момента регистрации таможенного органа документов на помещение товаров на временное хранение

У декларантов обязанность по уплате таможенной пошлины и налогов возникает с момента регистрации таможенным органом декларации.

Обязанность по уплате прекращается:

1) В случае уплаты таможенных пошлин и налогов

2) Помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов

Читайте также:  Кто устанавливает общедомовые приборы учета тепла

3) Уничтожения ( утрата товаров)

4) если размер неуплаченной суммы не больше 5 евро

5) помещение под процедуру отказ в пользу государства

6) обращение товаров в собственность государства-членов ТС

7) Обращение взыскания на товары в том числе их стоимости

8) Отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой

9) Признание ее безнадежной к взысканию

10) Иные обстоятельства связанные с прекращением обязанностей

Виды тарифных льгот

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ (тарифные преференции)

льготы, предоставляемые страной на условиях взаимности либо в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через ее таможенную границу, в виде установления тарифных квот на льготный ввоз или вывоз товаров.

В зависимости от характера и объема предоставляемых преимуществ тарифные льготы подразделяются на следующие виды: Возврат ранее уплаченных таможенных пошлин. Снижение ставки таможенной пошлины. Полное освобождение от обложения таможенной пошлиной. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, т.е. применение пониженных или нулевых ставок пошлин по отношению к товарам ввозимым (вывозимым) в пределах установленных квот. На объемы товара ввезенного (вывезенного) сверх установленных квот и ограничений применяется стандартная ставка пошлины. Отсрочка уплаты таможенных пошлин.
Критериями или основаниями предоставления тарифных льгот могут выступать:

1) Страна происхождения товара.

2) цель ввоза товаров.

3) Категории перемещаемых через таможенную границу товаров.

4) Стоимость ввозимого товара.

5) Вид таможенного режима или специальные таможенные процедуры.

Таможенные платежи: сущность, виды, назначение

Таможенные платежи- это платежи, взыскиваемые таможенными органами как при перемещении товаров через таможенную границу так и в иных случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010) (ТК ТС, Статья 70)

Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджет. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина имеет черты налога:

1) Обязательный характер уплаты и обеспечения принадлежности характерам

2) Не представляют собой плату за покрытие услуги

3) Не предназначено для покрытия конкретных государственных расходов

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

5) таможенные сборы.

Понятие, значение и виды таможенных платежей

В теории таможенного права и до нынешнего времени относительно таможенных платежей и их классификации отсутствует едино-

1 См.: http: // www.tsouz.ru /, 21.09.2010.

образный подход. Суть проблемы кратко можно определить как неопределенность отраслевой принадлежности таможенных платежей: нужно ли рассматривать их как правовой институт таможенного, налогового, финансового, бюджетного или иных комплексных отраслей права?

Термин «таможенные платежи» используется во многих кодифицированных нормативных правовых актах: в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ; в ст. 2, 38, 346 5 Налогового кодекса РФ; в ст. 16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 194 Уголовного кодекса РФ.

Правовая основа таможенной стоимости товаров закреплена в ст. 70-93 раздела 2 ТК ТС, а также в ст. 114-160 раздела II ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г.

К таможенным платежам относятся:

  • 1) ввозная таможенная пошлина;
  • 2) вывозная таможенная пошлина;
  • 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза;
  • 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза;
  • 5) таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного Союза и законодательством государств-членов Таможенного Союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

В отношении товаров для личного пользования раздел 2 ТК ТС применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТК ТС и международным договором государств-членов Таможенного Союза.

Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет. Так, например, в федеральном бюджете за 2007 г. [1] доходы бюджета составили 7 781 119 783, 7 тыс. руб. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составили 2 322 904 153, 9 тыс. руб., в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные таможенные пошлины — 488 046 114, 2 тыс. руб. и доходы от внешнеэкономической деятельности (вывозные таможенные пошлины) 1 834 858 039, 7 тыс. руб. Иначе говоря, доля доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составляет 29,85% от доходов федерального бюджета за 2007 г.

Доходы федерального бюджета за 2012 г. 1 составили 12 855 540 621,1 тыс. руб. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4 962 735 737,3 тыс. руб., в том числе таможенные пошлины — 4 099 784 419,5 тыс. руб. Иначе говоря, доля доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составляет 31,88% от доходов федерального бюджета за 2007 г.

Доходы федерального бюджета за 2014 г. [2] [3] составили 14 496 880 495,7 тыс. руб. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5 463 420 685,9 тыс. руб., в том числе таможенные пошлины 4637402951,0 тыс. руб. Иначе говоря, доля доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) составляет 31,98%.

В перечень п. 1 ст. 74 ТК ТС включен и налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию (подпункт 3).

Правовую основу налога на добавленную стоимость составляют ст. 12—13, 143—177 Налогового кодекса РФ (Часть вторая). В соответствии сп. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы. В перечень федеральных налогов и сборов включен налог на добавленную стоимость (подп. 1 ст. 13 НК РФ). Глава 21 НК РФ специально посвящена налогу на добавленную стоимость (ст. 143—174*, 176—177).

Порядок взимания налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, закреплен в подзаконном нормативном правовом акте — приказе Председателя ГТК РФ «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» № 131 от 7 февраля 2001 г. [4] .

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам отнесен акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию.

Правовую основу акциза составляют ст. 12—13, 179, 179 [3] —187, 189—195, 198—205 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы. В перечень федеральных налогов и сборов включены акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья (п. 1 ст. 13 НК РФ). Глава 22 (ст. 179—205) НК РФ (Часть вторая) специально посвящена акцизам.

Одним из видов таможенных платежей являются таможенные сборы, предусмотренные в п. 1 ст. 70 ТК ТС (подпункт 5).

В соответствии с п. 1 ст. 12 и подп. 2 ст. 13 НК РФ таможенные сборы вместе с таможенными пошлинами включены в перечень федеральных налогов и сборов. Однако отдельной главы ни для таможенных сборов, ни для таможенных пошлин в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Поэтому важно обратиться к положению, закрепленному в

ч. 2 ст. 2 НК РФ, в которой указано, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

Анализ приведенного положения показывает, что в случае возникновения противоречия между общими нормами, закрепленными в таможенном законодательстве (ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г.) и исключительными нормами, закрепленными в налоговом законодательстве (НК РФ) приоритетом обладают исключительные нормы налогового законодательства (НК РФ).

В теории таможенного права и до нынешнего времени относительно таможенных платежей и их классификации отсутствует едино-

Тема 9. Понятие и виды таможенных платежей

И порядок их уплаты.

1. Правовая основа общих условий установления, введения и взимания таможенных платежей. Виды и юридическое содержание таможенных платежей.

2. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.

3. Понятие таможенной стоимости, правовые основы применения и методы ее определения и заявления

Контрольные вопросы

1. Из каких слагаемых складываются общие суммы таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза?

2. Кто обязан уплатить таможенные платежи при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров?

3. В какие сроки должны быть уплачены таможенные платежи при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров?

4. Ч то такое таможенная стоимость товаров, для чего она используется в таможенном деле?

5. Охарактеризуйте методы определения таможенной стоимости.

6. Какие виды ставок таможенных пошлин имеют место в таможенном деле России?

7. Как используется информация о стране происхождения товара при начислении причитающихся к уплате таможенных платежей?

8. Какие рассчитать НДС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза различных видов товара?

Читайте также:  Сколько отчислений платит работодатель за сотрудника

9. В каких случаях таможенные органы могут предоставить заинтересованному лицу отсрочку или рассрочку по уплате таможенных платежей?

10. Как влияет страна происхождения товаров на величину совокупного таможенного платежа?

Правовая основа общих условий установления, введения и взимания таможенных платежей. Виды и юридическое содержание таможенных платежей.

Таможенные платежи являются важной статьей доходной части бюджета. Важная функция таможенных органов − взимание таможенных платежей. Уплата таможенных платежей − одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели, что обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Правовой основой таможенных платежей выступает ТК ТС. К таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС). Перечень таможенных платежей является исчерпывающим. Таможенная пошлина − обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров. Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она является основой Единого таможенного тарифа таможенного союза — свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров. Термин «таможенный тариф» употребляется в нескольких значениях:

Во-первых − таможенный тариф − инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Во-вторых − свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

В-третьих − конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

Основные цели таможенного тарифа:

− рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ТС;

− поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров;

− создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государствах, входящих в состав таможенного союза;

− защита экономики государств, входящих в состав таможенного союза, от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

− обеспечение условия для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Функции таможенного тарифа:

− фискальная − относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, формирующим доходную часть государственного бюджета государств ТС;

− протекционистская (защитная) − относится к импортным пошлинам, с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

− балансировочная − относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Виды ставок таможенных пошлин:

1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

Виды ставок таможенных пошлин по способу взимания, классифицированы в ст. 71 ТК ТС:

1) адвалорные − начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (30% от таможенной стоимости);

2) специфические − начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (15 евро за 1 кг);

3) комбинированные — сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу поглощения (15% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

4) смешанные – сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу сложения (15% от таможенной стоимости плюс 3 евро за 1 кг).

И порядок их уплаты.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворянов С.В.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

Понятие, значение и виды таможенных платежей

Термин «таможенные платежи» используется во многих кодифицированных нормативных правовых актах, в частности в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998, в ст. 2,38,188 Налогового кодекса РФ, ст. 16.2, 16.20, 16.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) 2001 г., ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Однако в ТК РФ 2003 г. Законодатель отказался от разъяснения термина «таможенные платежи». Вместе с тем большинство ученых предполагают отождествлять таможенные платежи с таможенными пошлинами, налогами Миляков Н.В. Таможенная пошлина. ? М.: Финансы и статистика, 2004. ? С. 5?9; Комментарий к ТК РФ / под ред. Козырина, С. 713.

Таможенные платежи следует рассматривать как таможенную операцию, которая осуществляется путем платы:

ввозной таможенной пошлины;

вывозной таможенной пошлины;

налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

Это предусмотрено в п. 1 ст. 318 ТК РФ.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (п. 2 ст. 318 ТК РФ)

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Программа «Начинающий фермер»

Согласно статистическим сведениям больше трети результатов фермерского производства – это заслуга маленьких сельхоз хозяйств. Поэтому в 2020 году Минсельхоз решило увеличить суммы субсидий. Также возрос список целей, на которые может быть потрачен грант «Начинающий фермер».

В зависимости от типов работ можно определить такие разновидности фермерских хозяйств:

Что такое механизм регионализации?

С 2020 года начнется реализация механизма регионализации. Он направлен на стимулирование индивидуальных «точек роста» АПК субъектов. То есть регионы, в том числе, самостоятельно смогут выбирать приоритеты в сельском хозяйстве и развивать наиболее перспективные направления.

Предусматривается предоставление и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования.

Субсидия на открытие фермерского хозяйства: кому положена и как получить?

Бесплатная консультация юриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Во многих странах мира сельское хозяйство считается одной из приоритетных отраслей экономики. Однако в России оно давно перестало быть драйвером экономического роста. Упадок сельскохозяйственной отрасли вызван разными причинами: отсутствие государственной поддержки аграриев, сокращение посевных площадей, частые неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий, отток сельского населения в мегаполисы.

Ситуация начала немного меняться к лучшему только в последние годы. Сегодня власти РФ полны решимости вдохнуть жизнь в умирающую отрасль и сделать ее рентабельной. С этой целью был разработан комплекс мер по поддержке КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств). Стоит разобраться в том, кому положена субсидия на открытие фермерского хозяйства и как можно ее получить.

  1. Программа для начинающих фермеров: что это такое?
  2. Кто из начинающих фермеров может претендовать на субсидию?
  3. Порядок обращения за субсидией на КФХ

Самым масштабным проектом, ориентированным на поддержку российского фермерства, стала долгосрочная программа «Как стать фермером с нуля». Главная цель программы – в период с 2013 по 2020 годы увеличить количество фермерских хозяйств и повысить производительность сельскохозяйственного сектора.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.


Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Порядок получения государственных субсидий

Как взять субсидию на развитие сельского хозяйства? Существует определённый порядок получения финансовых средств. Кроме соблюдения всех существующих требований, фермеры должны также обязательно написать заявление и подготовить документы:

  • диплом, другой документ, подтверждающий образование. Обязательно необходимо наличие образования на уровне вуза или ССУЗа;
  • свидетельство о госрегистрации ИП, либо другие документы, способные подтвердить стаж в области фермерства более трёх лет;
  • бизнес-план, созданный самостоятельно или специалистами;
  • накладные, договора, удостоверяющие размеры товарного оборота;
  • выписка из банка, способная подтвердить наличие на руках 10% от необходимой суммы.

Сейчас, по сравнению с прошлым годом, как критерий получения субсидии, существуют показатели результативности работы аграриев. Важно и отсутствие любых долгов или каких-либо просрочек по налогам, сборам и иным платежам, направляемых бюджету государства.

Собранная документация представляется Минсельхозу по месту проживания. Следует знать о том, что заявка, касающаяся получения помощи на развитие фермерского хозяйства, может быть подана одним и тем же человеком только один раз.


Помимо ИП, деньги получить может микропредприятие со штатом менее 15 человек, либо малое предприятие. Сейчас также активно развиваются семейные фермы. Основная цель развития семейного бизнеса при этом – постепенное стимулирование развития животноводства на уровне индивидуальных хозяйств. Оказать практическую помощь молочным, другим видам ферм вполне возможно, если они находятся в процессе строительства. При этом компенсируется более половины всех трат. Остаток владелец хозяйства покрывает сам, часть средств можно взять кредитом.

Ссылка на основную публикацию