Могут ли уволить если закончилась 1 категория учителя?

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Как правило, в случае «грубого обращения с детьми» большую роль играют родители, которые пишут жалобы на педагога. «Если поступает жалоба на действия учителя, создаётся комиссия, которая разбирается в том, что произошло. Опрашиваются педагог, его коллеги и дети в присутствии родителей. Если ситуация подтверждается, учителя могут уволить», — объясняет юрист Юрий Варламов.

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

Марина подала заявление в суд на руководство школы. «В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель. — К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

Марина подала заявление в суд на руководство школы. «В суде ответчик предъявил протокол собрания, где принималось решение о „поэтапном переходе“ на электронный журнал, где я якобы была, — рассказывает учитель. — К протоколу приложен „список присутствовавших“, написанный одной рукой. Районный суд за два заседания отказал мне в иске. Но мотивировочной части решения нет. Буду подавать апелляцию».

По собственному желанию

Учитель может уволиться по собственному желанию, в соответствии со ст. 80 ТК РФ.

Для этого необходимо подать заявление на имя директора за 2 недели до предполагаемого последнего рабочего дня. Расторжение трудового договора может быть произведено и без ожидания указанного срока, если:

  • учитель договорился с руководством школы;
  • у него имеется основание, перечисленное в п. 3 ч. 1 указанной нормы (например, выход на пенсию, если ранее он не увольнялся по этому основанию).

Течение срока не будет приостановлено, если учитель подал заявление и ушел на больничный или ушел в отпуск с последующим увольнением. В последнем случае днем расторжения контракта будет последний день отпуска.

В соответствии с Определением Приморского краевого суда от 08.07.2014 г. № 33-5877 работодатель сам определяет, считать поступок аморальным или нет. Главный критерий – поступок должен препятствовать его трудовой деятельности.

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях?

Причины увольнения учителя

В каких бы учреждениях ни работали учителя — в государственных, муниципальных или частных — все они работают на основании трудового договора. Поэтому и общие условия расторжения трудового договора учителя приведены в ст. 77 Трудового Кодекса РФ. Можно ли уволить учителя и на каких основаниях — об этом наша статья.

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку. Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст. 336 ТК РФ):

* нарушение устава образовательного учреждения;
* применение насильственных действий к учащимся;
* достижение педагогом определенного возраста;
* неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава
Чтобы уволить учителя по этому основанию, необходимо соблюдение следующих условий:
* совершение грубого нарушения;
* несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:
* соблюдение локальных актов;
* добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
* корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.
Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.
Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.
Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины. Нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Применение учителем к учащимся насильственных действий
В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:
* Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
* Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
* Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
* Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий. Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда. Суд выносит свое решение после проведения следственных действий и наличия доказательств вины педагога.
Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста
Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений. По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы. Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.
Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность
Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя
В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:
* инициатива самого работника;
* соглашение обеих сторон;
* инициатива работодателя.
Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:
* прогул;
* сокращение численности штата школы или должностей;
* ликвидация школы или ее реорганизация;
* несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
* появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение;
* совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
* совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю
В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:
* корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
* не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
* при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
* если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель так же, как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий. Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона. Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Взгляд юриста на родительский комитет

Чаще всего и родители, и администрация образовательной организации находят компромисс, оптимальное решение в данном вопросе

Взгляд юриста на родительский комитет

Добровольно-принудительно увольнение

Учитель, если не хочет продолжать работу в школе, имеет право уволиться по своей инициативе. Такая процедура подробно описана в трудовом законодательстве. Однако эта формулировка может скрывать за собой другие причины ухода педагога с занимаемой должности.

На практике при работе в любом коллективе важно, чтобы все сотрудники соответствовали негласным нормам. Которые сложились в этом учреждении. В своём большинстве они не носят формального характера, однако рассматриваются в качестве важных требований к работе сотрудников.

Если педагог не соответствует неписанным правилам, рано или поздно его вызывает директор и скажет о том, что они не сработаются. При этом обычно работнику предоставляют выбор из двух возможностей: или он увольняется сам, или ему будет создана невыносимая обстановка и в итоге он будет уволен по статье.

Если сотрудник не согласен со сказанным и остался работать дальше, то его любимая работа на самом деле может проходить дальше в невыносимых условиях. Если же он написал заявление об увольнении по собственному желанию, то после произошедшего он не может пожаловаться в профсоюз или обратиться за защитой своих прав в суд. Везде ему скажут, что на самом деле его к увольнению никто не принуждал. Доказать он ничего не сможет. Ведь соответствующий разговор с начальником происходил без свидетелей, а других фактов в его распоряжении нет.

Нужно заметить, что часто разного рода неформальные требования к сотрудникам не являются справедливыми. Например, известен случай, когда педагога вынудили уволиться за то, что у него во время экзамена зазвенел телефон.

Далеко не всегда за такими угрозами учителю стоит реальная угроза увольнения и далеко не во всех случаях педагог попадает из-за отказа в сложную ситуацию.

Обычно такого рода разговоры происходят из-за того, что просто начальник хочет, но по закону не имеет возможности уволить сотрудника. Ведь для увольнения по инициативе работодателя необходимо в точности соблюсти предписанную законом процедуру.

Важно заметить, что ситуация часто бывает не такой однозначной, как описано выше. Например, учитель может просто не уметь работать с детьми оттого, что у него нет ни профессиональных качеств для этого ни способностей к такой деятельности. В этом случае разговор директора о том, что эта профессия ему не подходит, не является неправильным. Однако при этом применение угроз недопустимо. Речь идёт только о том, чтобы сотрудник объективно оценил свои возможности и склонности и добровольно сделал из этого выводы.

Когда начальник угрожает созданием для учителя тяжёлых условий, то нужно принимать также в расчет отношения, сложившиеся среди учителей. Если этот коллектив зрелый и профессиональный, то он не даст воли субъективным наклонностям начальника, для которых нет справедливых оснований. Однако так бывает не во всех случаях.

Чтобы принять правильное решение в этой непростой ситуации педагог должен принять во внимание все относящиеся к делу обстоятельства.

  • по желанию сотрудника;
  • на основе соглашения, заключенного сторонами;
  • по инициативе, проявленной работодателем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА”

Региональное отраслевое соглашение по организациям системы образования Ярославской области на 2015-2017 гг.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Читайте также:  Ипотечные каникулы в новостройке что это

7.6. При аттестации педагогических работников предусмотрено следующее:

7.6.1. Имеют право на прохождение аттестации на квалификационные категории (высшую, первую) без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности отдельные категории педагогических работников по следующим основаниям:

1) на основании ходатайства организации:

– имеющие звание «Заслуженный», «Народный» (по профилю выполняемой работы);

– победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей при прохождении аттестации впервые после награждения по той должности, по которой работник был представлен на конкурс;

– имеющие учёную степень «кандидат» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы при аттестации на первую квалификационную категорию;

2) на основании ходатайства оргкомитета соответствующего конкурса и (или) конкурсной комиссии при аттестации на первую квалификационную категорию следующие педагогические работники:

– победители (1 место) муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

– победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня, если не имели квалификационной категории по данной должности;

3) на основании ходатайства оргкомитета конкурса и (или) конкурсной комиссии (жюри) при аттестации на высшую квалификационную категорию следующие педагогические работники, имеющие высшую или не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности:

– победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

– победители (1-е место) регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший мастер учреждения профессионального образования», «Преподаватель года учреждения профессионального образования»;

– победители и лауреаты (1-3 место) всероссийских конкурсов профессионального мастерства;

4) привлеченные в межаттестационный период не менее 20 раз к всестороннему анализу профессиональной деятельности при аттестации педагогических работников организаций Ярославской области или к аккредитационной экспертизе основных образовательных программ (при этом количество аккредитационных экспертиз не может превышать 50% от общего числа) при прохождении данным работником аттестации на ту же квалификационную категорию.

Примечание: достижения педагогических работников, отмеченные в данном пункте Соглашения, рассматриваются аттестационной комиссией как результат профессиональной деятельности работников, соответствующий заявленной квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания.

7.6.2. Имеют право на заочное (без выхода специалистов на рабочее место аттестуемого) осуществление процедур аттестации:

– педагогические работники при аттестации на ту же квалификационную категорию по должности, по которой данная категория была установлена (у учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования – с учетом преподаваемого предмета/дисциплины; у педагогических работников, в названии должности которых есть слово «старший», – при условии наличия категории по должности со словом «старший»);

– педагогические работники, имеющие учёную степень «кандидат наук» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы и не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности, при аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

– педагогические работники, получившие в межаттестационный период почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные, правительственные или ведомственные награды за достижения в педагогической деятельности, по ходатайству образовательной организации, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации (при его наличии);

– в исключительных случаях по ходатайству организации педагогические работники, представившие документы о невозможности пройти аттестацию в очной форме в связи с заболеванием.

7.6.3. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе на ту же должность в другую организацию, в том числе из другого субъекта Российской Федерации, в следующих случаях:

1) при переходе из государственной, муниципальной, негосударственной организации в государственную или муниципальную организацию, если квалификационная категория была присвоена в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 или Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. В противном случае квалификационная категория сохраняется на 1 год;

2) в случае перехода работника с должности «воспитатель», «методист», «инструктор-методист», «тренер-преподаватель», «педагог дополнительного образования» на аналогичную со словом «старший»;

3) в случае перехода работника с должности «учитель» на должность «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования или с должности «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования на должность «учитель» (по тому же учебному предмету / дисциплине);

4) в случае прибытия из бывших союзных республик, но не свыше 5 лет со дня присвоения категории (для педагогических работников, прошедших аттестацию в Украине, сохраняются итоги аттестации в следующем порядке:

– признаются имеющими первую квалификационную категорию лица, получившие категории педагогических работников «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;

– признаются имеющими высшую квалификационную категорию лица, получившие категорию педагогических работников «специалист высшей категории»).

7.6.4. Результаты аттестации педагогического работника могут учитываться при установлении оплаты труда в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников:

– в период длительной нетрудоспособности,

– в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,

– в период длительной командировки на работу по специальности в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность за рубежом,

– в период отпуска до 1 года в соответствии с п. 4. ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,

– в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

– в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

– в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения;

– при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе (данное положение не распространяется на лиц, с которыми трудовые отношения были прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 8 ст. 81 и ст. 336 ТК РФ).

Оплата труда педагогического работника в случаях, перечисленных в п. 7.6.4 настоящего Соглашения, устанавливается приказом руководителя организации с момента выхода работника на работу.

Срок установления оплаты труда на основании данного пункта не может превышать одного года. Воспользоваться каждой из вышеперечисленных льгот работник может не более чем один раз.

7.6.5. Квалификационные категории (высшая, первая), установленные педагогическим работникам до утверждения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276), сохраняются в течение срока, на который они были установлены, и учитываются при установлении работнику оплаты труда.

7.6.6. В целях защиты интересов педагогических работников устанавливается, что:

– у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, право на повышенный уровень оплаты труда возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

– определение размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы;

– работодателям рекомендуется письменно предупреждать работника об истечении срока действия квалификационной категории не позднее чем за 3 месяца;

– на основании письменного заявления работника в случаях временной нетрудоспособности в период прохождения аттестации, нахождения в командировке или по другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена (без сохранения оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории после окончания срока ее действия);

– при определении права работника на прохождение аттестации с целью установления высшей квалификационной категории впервые наличие не менее 2-х лет первой квалификационной категории суммируется по итогам предыдущих аттестаций по данной должности;

– истечение срока действия первой квалификационной категории не может служить основанием для отказа при приёме заявления на прохождение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории по той же педагогической должности;

– истечение срока действия квалификационной категории (высшей, первой) в случаях, предусмотренных пунктом 7.6.4., не ограничивает право педагогического работника проходить процедуру аттестации на условиях, предусмотренных п.7.6.2. настоящего Соглашения, в течение года, на который ему была установлена оплата;

– работодателям рекомендуется осуществлять подготовку представления на педагогического работника для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

– для членов отраслевого профсоюза увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) допускается только с учетом мотивированного мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (при его наличии);

– информация о дате, месте и времени проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, не позднее чем за месяц до ее начала (при его наличии);

– результаты аттестации педагогического работника на квалификационную категорию учитываются в течение срока их действия при установлении оплаты труда:

· при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа организации;

· при выполнении педагогической работы на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:

Должность,
по которой установлена квалификационная категория

Должность, по которой может учитываться квалификационная категория, установленная по должности,
указанной в графе 1

Преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «учитель»)

Учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Учитель (трудового обучения, технологии)

Мастер производственного обучения (по аналогичному профилю);

преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования по аналогичному профилю);

инструктор по труду

Учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «преподаватель»)

Преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования)

Мастер производственного обучения (по аналогичной специальности);

учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины);

инструктор по труду

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель, преподаватель (ведущий занятия с обучающимися по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности);

учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

учитель, реализующий программу внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, если профиль программы совпадает с направлением работы педагога дополнительного образования;

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

Педагог дополнительного образования, включая старшего (физкультурно-спортивная направленность)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель (включая старшего), ведущий начальную физическую подготовку;

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

– в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

Могут ли уволить по результатам аттестации — законы и нормативы ТК РФ

В вопросах увольнения трудящихся участникам трудовых взаимоотношений необходимо руководствоваться в первую очередь положениями ТК РФ как основного нормативного документа, регламентирующего процедуры заключения или расторжения трудовых договоров. Увольнение по результатам аттестации в действующем российском законодательстве рассматривается следующими нормативно-правовыми актами:

  • Ст.81 ТК РФ содержит в себе все возможные причины для увольнения работника по инициативе работодателя, в том числе и по результатам аттестации. Также она регламентирует порядок действий, соответственно которому должно производиться увольнение.
  • Ст.261 ТК РФ ограничивает возможности работодателей по увольнению сотрудников, в том числе указывает на категории трудящихся, которых невозможно уволить по результатам аттестации.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016 регламентирует понятие проведения оценки квалификации трудящихся, которая необходима для проведения аттестации и увольнения сотрудника в случае его несоответствия.

Действующее законодательство не запрещает аттестационной комиссии рекомендовать уволить работника по причине несоответствия его занимаемой должности. Однако учитывая тот факт, что законодательство регламентирует функционирование независимой системы оценки квалификации, следование исключительно данной рекомендации и увольнение в соответствии с ней может быть легко оспорено в судебном порядке.

За что можно уволить учителя по закону

Законные условия увольнения прописаны в статье 77 Трудового кодекса. Они также распространяются на сотрудников, осуществляющих свою деятельность в государственных либо коммерческих учебных заведениях. Однако, специфика подобной работы предусматривает наличие ряда других аспектов, которые могут выступать причиной для увольнения педсостава.

Читайте также:  Взыскание Долгов С Родственников

Так, принимая во внимание нормы закона (ст. 336 ТК), они будут следующие:

  • достижение учителем определенного возраста;
  • грубое или же насильственное отношение к ученикам;
  • действия, противоречащие уставу организации;
  • не прохождение аттестации.

Что касается возрастного фактора, то педагог, вышедший на пенсию, уволенным с занимаемой должности по этой причине быть не может. Однако переводы на другую должность на практике встречаются довольно часто.

Под превышением полномочий, касающихся насильственных действий со стороны педагога, понимают:

  • умышленное нанесение телесных повреждений ученику;
  • насильственные методы взаимодействия с детьми психологического характера;
  • необоснованная критика и завышенные требования;
  • другие действия морального давления, приведшие к ухудшению психического здоровья несовершеннолетнего.

Описанные выше случаи не могут квалифицироваться как действия, осуществляемые со стороны педагога по неосторожности или случайному стечению обстоятельств.

Нарушение или невыполнение положений устава подразумевает трудовую деятельность учителя, проводимую:

  • без соблюдения в процессе воспитательного и образовательного процесса норм, прописанных в локальных актах учреждения;
  • недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей;
  • случаи некорректного поведения с педсоставом и учащимися.

Трудовое соглашение с сотрудником прекращается, если он не прошел аттестацию/не захотел участвовать в ней.

Уйти с места работы учитель сможет в любой период вне зависимости от графика занятий. То есть сотрудник вправе уволиться во время отпуска или же в начале, середине, конце учебного года.

Руководитель в данном случае не может отказать в увольнении, мотивируя это отсутствием кадров для замены. На поиски подходящего работника для замещения увольняющегося сотрудника у директора будет 2 недели, которые учителю выделены на обязательную отработку.


Руководящий орган образовательного учреждения также может стать инициатором ухода своего подчиненного с занимаемой должности. В данном случае предусматриваются следующие причины (ст. 81 ТК РФ):

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях?

Причины увольнения учителя

В каких бы учреждениях ни работали учителя — в государственных, муниципальных или частных — все они работают на основании трудового договора. Поэтому и общие условия расторжения трудового договора учителя приведены в ст. 77 Трудового Кодекса РФ. Можно ли уволить учителя и на каких основаниях — об этом наша статья.

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку. Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст. 336 ТК РФ):

* нарушение устава образовательного учреждения;
* применение насильственных действий к учащимся;
* достижение педагогом определенного возраста;
* неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава
Чтобы уволить учителя по этому основанию, необходимо соблюдение следующих условий:
* совершение грубого нарушения;
* несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:
* соблюдение локальных актов;
* добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
* корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.
Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.
Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.
Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины. Нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Применение учителем к учащимся насильственных действий
В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:
* Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
* Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
* Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
* Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий. Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда. Суд выносит свое решение после проведения следственных действий и наличия доказательств вины педагога.
Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста
Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений. По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы. Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.
Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность
Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя
В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:
* инициатива самого работника;
* соглашение обеих сторон;
* инициатива работодателя.
Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:
* прогул;
* сокращение численности штата школы или должностей;
* ликвидация школы или ее реорганизация;
* несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
* появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение;
* совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
* совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю
В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:
* корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
* не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
* при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
* если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель так же, как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий. Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона. Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Взгляд юриста на родительский комитет

Чаще всего и родители, и администрация образовательной организации находят компромисс, оптимальное решение в данном вопросе

Взгляд юриста на родительский комитет

Увольнение работников по результатам аттестации

Условия о том, что сотрудник, работающий на предприятии, должен соответствовать занимаемой должности, содержаться в Трудовом кодексе РФ.

Положения статьи 81, устанавливают, что возможно увольнение после аттестации, по инициативе работодателя сотрудника, который не подтвердил свою квалификацию по результатам аттестации.

Только следует очень внимательно подходить к вопросу оформления результатов проверки знаний, иначе их запросто можно оспорить.


Для того, чтобы провести законно увольнение работника при аттестации, если он не справился с аттестационными требованиями, следует саму процедуру правильно подготовить, и провести, в соответствии с Положением об аттестации и нормами закона.

«Школьные учителя не должны быть старше 60-65 лет»

В следующем учебном году образовательную отрасль ждет масса перемен. Первоклашки начнут учиться по новым стандартам, школы обещают модернизировать, а педагогам — индексировать зарплату. О проблемах и перспективах реформ «Известиям» рассказала директор Института развития образования Высшей школы экономики, один из разработчиков программы «Стратегия 2020» Ирина Абанкина.

Всех ли педагогов осенью ждет увеличение зарплат?

Федеральный центр принял решение направить на развитие образования 120 млрд рублей. Транш растянется на два учебных года. До 1 августа в регионы уйдет 20 млрд. Сумма для каждого субъекта федерации рассчитана по прозрачной формуле — пропорционально численности обучающихся и в зависимости от уровня доходов региона. При этом при расчете объема субсидии, которую получит регион, сельские школьники учитываются с коэффициентом 2. Эти деньги на зарплату истратить нельзя. Они идут на ремонт, повышение квалификации, переоснащение. Но за счет того, что регионам не нужно будет изыскивать средства на модернизацию, они обязаны найти возможность поднять зарплату учителей до средней по региональной экономике. А если это пока невозможно, то как минимум на 30%.

Когда все время говорится про среднюю зарплату в экономике, то это не значит, что ее каждый учитель получит. Некоторые регионы хотят повысить финансирование только стимулирующего фонда оплаты. И оставить его распределение на усмотрение школ. То есть зарплата повысится у педагогов с лучшими показателями качества. Я все-таки сторонник того, чтобы выросли и базовая, и стимулирующая части.

К сожалению, слышала, как многие губернаторы отчитывались, что в этом году они уже и так подняли доходы учителей. Но к «сентябрьскому» проекту это не относится. Не правильно отчитываться прошлыми заслугами. Эти вопросы должны быть сняты. Иначе нам грозит большой взрыв недовольства.

А критерии качества какие? В Москве с сентября 259 школ в качестве эксперимента будут переведены на новую систему оплаты. Учителям сказали, что их доходы будут зависеть от успеваемости учеников. А родители боятся, что придется платить за каждый чих.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ школы переводят на систему нормативно-подушевого финансирования. То есть начинается переход от финансирования самих бюджетных учреждений к оплате их деятельности. Зарплата учителя делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части. Базовая рассчитывается в зависимости от числа обучающихся, интенсивности, сложности предмета. Компенсационная несомненно связана с обязательствами законодательства. И самое главное — стимулирующая часть, которая должна распределяться с участием органов общественного самоуправления. Разработкой критериев оплаты занимается сама школа, ее управляющий совет. Для каждого учреждения критерии — свои. Со стороны родительской общественности должен быть сформирован заказ на качество. Очень важно, чтобы школы имели свою программу развития. И принимали решение, за что они хотят стимулировать учителя. Тем, кто уделяет большое внимание воспитанию детей, занимается с ними дополнительно. Или тем, кто готовит к олимпиадам, поддерживает творческую одаренность. Это же очень разные стратегии. Положительная динамика в освоении образовательных программ и в успеваемости обязательно должна учитываться. При этом Москва – не первый регион, который переходит на новые рельсы. Как показывает практика Белгородской, Калининградской, Тюменской, Томской областей, Краснодарского края и других регионов, чтобы мотивировать учителя, стимулирующий фонд должен быть не менее 20%. Это дает возможность талантливым педагогам, которые работают на результат, получать зарплату существенно выше. Иногда даже больше, чем опытные учителя.

Читайте также:  Уютный дом своими руками: фото

Не станет ли сентябрьское повышение зарплаты разовой акцией? Сейчас помощь оказал федеральный бюджет, а где гарантия того, что и дальше пойдут дотации? Многие «бедные» регионы вряд ли сумеют изыскать у себя дополнительные доходы.

Есть такая угроза. Очень важно, чтобы образовалась системная основа повышения нормативов финансирования. А это значит, что необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

Ситуация интересная. В начальной школе у нас очень хорошие результаты. По чтению, грамотности, пересказу, пониманию смысла мы просто первые. Здесь сказался и фактор семьи, и дошкольного воспитания. По естественно-научной и математической грамотности, замеры которой делает TIMMS, в 5–8 классах мы также всегда на довольно высоких позициях. Однако по рейтингу PISA, который оценивает 15-летних, мы в третьей группе стран, где образованность статистически ниже средней. После нас уже нет азиатских и европейских стран. Причем PISA проверяет не просто знания, а то, как человек может применять их в реальной жизни, как подросток думает. То есть это своего рода тест на креативность и компетенцию. Точные ответы там не нужны. Например, ребят просили взять домой кого камушек, кого мел, деревяшку и положить в воду, завернуть в тряпочку. А потом они должны описать, что случилось с предметом. И дальше следовал вопрос — как вы думаете, зачем вас просили это сделать? Нужно было реконструировать логику. Эксперимент служит механизмом получения знаний. Мел растворяли, чтобы посмотреть, как материал взаимодействует с водой. Но многие не смогли ответить. Причем 10–11-классники с заданиями справлялись в среднем лучше, чем европейцы. Крайне низкие показатели у учеников колледжей и техникумов. И это очень серьезные качели. Технологии в современной школе для многих детей просто не подходят. Они работают на небольшую группу мотивированных подростков из благополучных семей. Нужна индивидуализация образования.

Однако новые стандарты старшей школы, предлагавшие индивидуализацию, забракованы и педагогами, и родителями. Что сейчас будет предложено общественности?

Эксперты пытаются найти компромисс между двумя существующими вариантами стандартов. Один предусматривает индивидуализацию и компетентностный подход. Когда дается минимум обязательных предметов и ученик сам формирует свою программу. Другой — профильное обучение. Скорее всего, будет найден компромисс между этими разработками. Но дальше остается вопрос, каким образом обеспечить принятие новых технологий обществом. Ведь мы натолкнулись не просто на критику стандартов, а на серьезное сопротивление реформам. И дело тут не только в недостатке информации. Есть группы, которые реально все понимают и сознательно не хотят отказываться от советской школы с 15–20 предметами. Педагоги старой закалки боятся остаться невостребованными, не способными освоить новые технологии. Мы ежегодно выпускаем 150 тыс. молодых учителей, которые могли бы стать носителями современных моделей обучения. Но в школу они не попадают, так как там все занято. Педагогов пенсионного возраста у нас вроде бы немного — 18–20%. Но они занимают ключевые позиции. И эта атмосфера застоя в коллективах, костяк которых — немолодые дамы. Многие из них вполне квалифицированны и стараются. Но требуется совсем другое, что они не в состоянии дать. Я считаю, что нужно освобождать от армии юношей, если они идут работать в школы. И конечно, делать конкурентоспособной зарплату. Чтобы родители увидели перспективу, каким должно стать наше образование, необходимо переходить от стратегии «ремонтных» работ к строительству новой школы во всех регионах. Новой во всех смыслах — школе, в которой преподавание ведется по новым технологиям, с молодыми педагогическими коллективами, автономией, современным оборудованием, школам, в которых ученики чувствуют себя в новой образовательной и культурной среде. Такая школа должна стать реальным образовательным и культурным центром и в городе, и в селе.

С «возрастными дамами» что делать? Увольнять — слишком радикальная мера.

Решать проблему достойной отраслевой пенсии. Создавать систему разных центров — психологических, логопедических, коррекционных и предлагать опытным педагогам работу в таких сетевых структурах. Заслон на возраст в школах — не старше 60–65 лет– необходим. Да, это недемократично. Но сегодня мы теряем не только темп обновления, но и качество. Причем в отношении дошкольников у меня такой жесткой позиции нет. Наоборот, малышам необходимы терпение, забота, внимание. Все это свойственно людям старшего возраста. А школам требуется креативность. И разница в два поколения между учеником и учителем этому не способствует.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

2. Какую поддержку получают многодетные семьи в Москве?

Для московских многодетных семей предусмотрены разнообразные меры городской поддержки:

  • возможность открыть семейный детский сад;
  • социальные выплаты и субсидии;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • бесплатная парковка;
  • другие льготы и натуральная помощь .

Многодетная семья, получая поддержку для многодетных семей, сохраняет право на получение социальных выплат на каждого ребенка при рождении или усыновлении, а также на выплаты, которые полагаются усыновителям, опекунам и приемным родителям. Кроме того, поддержка оказывается семьям военнослужащих, семьям с родителями-инвалидами, семьям с детьми-инвалидами и малообеспеченным семьям.

  • заявление (единая форма для всех выплат);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя, с отметкой о месте жительства в Москве;
  • документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), содержащий сведения о месте жительства в городе Москве;
  • если в документе, удостоверяющем личность, нет отметки о месте жительства в городе Москве, дополнительно представляется один из следующих документов:
  • единый жилищный документ ;
  • домовая книга или выписка из нее ;
  • копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения ;
  • справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежитие и так далее);
  • свидетельства о рождении детей ;
  • свидетельство об установлении отцовства (при наличии);
  • решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) — по желанию усыновителя;
  • решение (выписка из решения) об установлении опеки или попечительства, если документы подает опекун (попечитель);
  • документ , подтверждающий факт отсутствия второго родителя, если обращается единственный родитель;
  • документ, содержащий сведения о месте жительства детей в Москве;
  • документы , подтверждающие фактическое проживание детей супруга (супруги), рожденных в прежнем браке или рожденных вне брака, в данной семье до их совершеннолетия;
  • реквизиты кредитного учреждения и расчетного счета, куда будет перечисляться выплата.

Федеральные пособия

При рождении пятого ребенка в семье предусмотрены общие федеральные выплаты. Они назначаются независимо от того, какой по счету несовершеннолетний в семье.

Среди них отмечают:

  • пособие за раннее обращение в женскую консультацию (675,15 руб.);
  • единовременное пособие при рождении ребенка (18 004,12 руб.);
  • помощь жене военнослужащего по призыву (28 511,40 руб.).

Официально трудоустроенной женщине выплачивается пособие по беременности и родам. Оно составляет средний заработок за 140 календарных дней (70 до и 70 после родов). При многоплодной или осложненной беременности этот срок может быть продлен до 156 дней. Порядок расчета, минимальный и максимальный размер пособия устанавливается Законом № 255-ФЗ от 29.12.2006.

В 2020 году продолжает действовать программа материнского капитала. Он перечисляется из федерального бюджета в размере 466 617 руб. Президент обратился к Правительству с поручением выплачивать пособие при рождении первого ребенка. Если же в семье рождается второй малыш, то дополнительно выплачивается 150 000 руб. Таким образом, материнский капитал на двоих детей составит более 600 000 руб. При рождении третьего малыша семье перечисляется 450 000 на погашение ипотеки (Закон № 157-ФЗ от 03.07.2019).

Каждая из сумм материнского капитала выплачивается только один раз. Родители могут претендовать на его получение при рождении третьего и последующих детей, если до этого не получали.

Граждане, воспитывающие ребенка до 1,5 лет, имеют право на ежемесячное пособие (Закон № 81-ФЗ от 19.05.1995). Оно выплачивается фондом социального страхования в размере 40% от среднего заработка родителя, который фактически ухаживает за несовершеннолетним. Если гражданин не был официально трудоустроен до появления новорожденного, то пособие оформляется в отделении соцзащиты. Минимальный размер на пятого несовершеннолетнего в семье составляет 6751,54 р.

Семьи, где среднедушевой доход ниже двух прожиточных минимумов, могут претендовать на «путинские» выплаты. Они устанавливаются в размере прожиточного минимума, принятого в регионе (Закон № 418-ФЗ от 28.12.2017). Пособие выплачивается с момента достижения ребенком 1.5 лет и до исполнения ему 3 лет.

В 2020 году в России введены выплаты на детей от 3 до 7 лет, если среднедушевой доход не достигает прожиточного минимума. Они составляют 1/2 прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе, то есть более 5500 руб. Планируется, что в 2021 году сумму пособий увеличат до 1 прожиточного минимума.

Региональные выплаты устанавливаются местными властями. В большинстве субъектов РФ региональный маткапитал выплачивается одному из родителей единожды. Но в некоторых субъектах России (например, Калининградская область) помощь оказывается при рождении или усыновлении каждого из детей.

Список пособия на 5 ребенка

В 2020 году появилось несколько нововведений. Теперь многодетная семья имеет возможность получения наличных денег от государства из средств оформленного сертификата материнского капитала. Такая помощь выделяется после рождения второго и последующего ребенка до 1,5 лет в размере прожиточного минимума, установленного в регионе (обычно около 10 тысяч рублей). В некоторых регионах за 5 ребенка выплачивают до 1 млн. рублей. Также матери выдается медаль ордена «Родительская слава».

Дети не разделяются на кровных или усыновленных. Если они официально являются частью этой семьи, то они в глазах государства является родным и имеющим все права на льготы. К тому же воспитание детей должно быть достойным. Это будет тщательно проверяться органами опеки и попечительства. Рассмотрим основные льготные программы:

  1. Бесплатные медикаменты детям до 6 лет.
  2. 50% скидка на оплату коммунальных услуг.
  3. Бесплатный проезд в общественном транспорте государственных ДЕПО.
  4. Субсидии на питание в школе и детском саду.
  5. Предоставление мест в санаториях вне очереди.
  6. Обеспечение работой родителей при сложной ситуации.
  7. Предоставление места в детском саду вне очереди.
  8. Помощь в получении земельного участка.
  9. Бесплатные места в детских спортивных государственных секциях.
  10. Получение бюджетного места в ВУЗе при хорошей сдаче ЕГЭ.

Социальные льготы – эта права, которые должны быть подтверждены родителями. После рождения пятого ребенка родителям полагаются ежемесячные и единовременные выплаты. Рассмотрим их список:

  1. Оплата времени нетрудоспособности в период декрета и родов.
  2. Пособие на ребенка до полутора лет.

  1. Оплата времени нетрудоспособности в период декрета и родов.
  2. Пособие на ребенка до полутора лет.

Дополнительные меры поддержки в связи с карантином

Порядок максимально упрощён. Достаточно подать только электронное заявление на «Госуслугах», через МФЦ или отделение соцзащиты. Вся остальная информация, например, справки о доходах и прочее, будут получены соответствующими инстанциями без участия семей.

Разберемся, что именно могут дать за пятого ребенка

Законодательно установлено, что многодетной считается семья, в которой имеется 3 и более детей. При этом в учет берутся все дети, как родные, так и усыновленные, приемные и находящиеся под опекой этих родителей. К слову, некоторые регионы приняли свои законы, согласно которым приемные и подопечные дети в учет не берутся. То есть, например, если в семье два родных ребенка и один усыновленный, то многодетной она не считается несмотря на то, что детей по факту трое.

В семье, где воспитывается пятеро детей, родители имеют право на получение специального пособия. Ежегодно размер пособия индексируется и определяется согласно постановлениям правительства РФ. Перечисляемое пособие может быть, как ежемесячным, так и единовременным.

Определим основные выплаты, на которые имеют право многодетные семьи:

  • выплата на основании предоставляемого больничного листа во время нахождения в декрете;
  • единовременное пособие, которое перечисляется при рождении ребенка;
  • пособие, перечисляемое каждый месяц до наступления ребенку 1,5 лет.

При появлении в семье пятого по счету ребенка, родителям (чаще маме, но если выгоднее получать пособие папе, то следует это сделать ему) нужно обратиться в бухгалтерию по месту работы и предоставить документы, подтверждающие рождение ребенка. Размер получаемого пособия будет зависеть от того, какую официальную заработную плату получает родитель. На размер пособия будет влиять и районный коэффициент. Отсюда и возникают различия в размере пособия по регионам России.

Каждая многодетная семья может получить различные льготы и субсидии. Например, на оказание медицинских услуг для детей совершенно бесплатно. В течение года новорожденный обследуется врачами на наличие возможных патологий. Кроме того, с рождением пятого ребенка семья может получить льготы на оплату коммунальных услуг, а также при наличии в доме центрального отопления, скидки на приобретение отопительных приборов.

Получение льгот семьей с 5 детьми осуществляется лишь по адресу регистрации. Как правило, большая часть государственных субсидий предоставляется с целью улучшить качество жизнь. Речь идет о приобретении недвижимости. Деньги на данные цели выдаются, как из федерального бюджета, так и из муниципального.

Ссылка на основную публикацию