Фото на загранпаспорт: размер и требования

Как сделать фото для загранпаспорта

Выше речь шла о технических характеристиках текста. Но соблюдения только их недостаточно для фотографии, которая подается вместе с другими документами на загранпаспорт. К изображению предъявляются такие требования:

  1. Отсутствие мимики, гримас, эмоций;
  2. При производстве снимка нужно сидеть прямо;
  3. Взгляд должен быть устремленным вперед, прямо в объектив;
  4. Рот закрыт;
  5. Лицо освещается равномерно, не должно быть тени;
  6. Нельзя, чтобы длинные волосы закрывали лицо;
  7. Никаких красных глаз, такие фотографии переснимаются;
  8. Повседневная одежда на изображении, никаких «спецовок»;
  9. Задний фон – белый;
  10. Четкая фотография, не допускается размытость на лице;

Лицо на снимке должно занимать не менее 70% и не более 80%. Запрещено заниматься обработкой фотографии с помощью редакторов с целью дополнить ее эффектами. Они используются только для установления нужных технических параметров, указанных выше.

Допускается головной убор на снимке, если это связано с религиозными особенностями. Основное требование – овал лица не должен скрываться.

Нужно нажать на кнопку и еще раз прочитать предъявляемые требования к загружаемому файлу. Рекомендуется еще раз ознакомиться с тем, какую фотографию загружать на Госуслуги для загранпаспорта.

Биометрический паспорт

Фото на загранпаспорт нового образца также должно соответствовать всем требованиям. Они такие же. Паспорт выдается сроком на 10 лет, но особого беспокойства по поводу снимка проявлять не стоит. Для этого варианта нужно только 2 фотокарточки, они будут вклеены в заявление. На сам загранпаспорт они наклеены не будут.

К фото для анкеты не предъявляются столь жесткие требования, поэтому, если небольшие недочеты все же есть, это не столь страшно. Для самого паспорта делают биометрический снимок прямо в отделении ГУВМ МВД. Зачастую, при личной подаче, фото вообще не требуется, в анкету вставляют один из вариантов, сделанных на месте, и распечатывают вместе с заявлением.

Сделать заранее биометрическую фотографию не получится, поэтому форма одежды и прочие аксессуары: очки, головной убор, должны соответствовать правилам съемки. Также не стоит в этот день наносить слишком много макияжа на лицо.

Биометрическое фото на загранпаспорт на 10 лет делают именно на месте. Причина этому всеобщая увлеченность ретушью. Немного исправленная форма носа, откорректированный второй подбородок, затирание морщинок и коррекция глаз ведет за собой несоответствие реальности и снимка. На пограничном контроле данные сверяет цифровая машина, и желание выглядеть лучше приведет к развороту домой.

Вся разница состоит лишь в том, что для оформления старого загранпаспорта вам нужно будет 3 фотографии, а для получения нового две.

Цена фото в салоне колеблется от 150 до 500 рублей.

Фото на загранпаспорт в 2020 году: требования

Оформление гражданином удостоверения личности это всегда повышенное требование к фото. На загранпаспорт в 2020 году вы можете сделать фотографию в стороннем фотоателье, если речь идёт о получении заграничного паспорта старого образца. При этом личность заявителя и одновременно — владельца документа должна позволять его идентифицировать.

В 2020 году можно выбрать какой паспорт оформлять: старого на 5 лет, или нового образца, сроком на 10 лет . Зная, что пошлина на загранпаспорт нового образца повысилась с августа 2018, следует помнить, что и требования к фотографии также различны.

Однако, осталось и общее в списке условий, предъявляемых к качеству и параметрам фотографий. Непринципиальный недочёт предъявленных в комплекте фото станет причиной отказа в принятии специалистом миграционной службы документов.

Планируя подать на оформление загранпаспорта, знать параметры, предъявляемые к снимкам, желательно. Нюансы, к которым необходимо быть готовым при фотографировании — это вопрос нужно ли снимать очки, какая прическа должна быть, какую одежду одеть, в любом случае вам, как заказчику, должны быть известны.

Как сделать самостоятельно?

  1. Фотокамера с достаточно высоким разрешением.
  2. Белый фон с хорошим освещением.
  3. Также нужно уметь минимально обрабатывать фотографии в электронном варианте.
  4. В качестве фона можно использовать белую ткань или бумагу большого размера.
  5. Источники света (все) должны находится спереди либо сзади, иначе на фоне появятся лишние и ненужные тени.
  6. Камеру следует располагать на высоте лица, на расстоянии 2-3 метров от него.

Лучшим вариантом будет наличие штатива, а также помощника — который скорректирует положение лица и мимику, и непосредственно сделает снимок, сфокусировав камеру на лице. Конечно можно обойтись и при помощи таймера, но количество забракованных фотографий заметно возрастет.

После отбора лучшей фотографии останется ее отредактировать в фоторедакторе. Можно воспользоваться обычным Photoshop’ом, но, если для этого не хватает навыков, в интернете можно найти множество более простых и подогнанных для такой ситуации редакторов.

Из задач следует выделить подгонку фото под требуемые размеры, и сделать фон как можно более светлым.

Распечатать фотографию можно на домашнем принтере (при хорошем качестве печати), а можно и в специализированных ателье. Конечно же, можно не заморачиваться по всем этим вопросам и сразу же сфотографироваться в ателье, избежав множества возможных ошибок и заплатив нужную сумму.

Но при нужде частого фотографирования на документы, обучившись этому нехитрому искусству, можно неплохо сэкономить в дальнейшем.

В данном видео специалист демонстрирует как можно сделать фотографию для загранпаспорта в домашних условиях, имея фотоаппарат и фотошоп:


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Старого типа

В такое удостоверение, рассчитанное на 5 лет, фотография вклеивается.

Поэтому она должна строго соответствовать всем условиям:

  • изображение владельца идентично возрасту (делать желательно непосредственно перед подачей заявления, не ранее 3–6 месяцев);
  • в черно-белом или цветном исполнении;
  • размером 35*45 мм;
  • на матовой бумаге.

Образцы неправильных фотографий

К изображению предъявляются следующие требования:

  • лицо занимает 70-80% от общей площади;
  • пустое пространство от макушки до верхнего края составляет 1–5 мм;
  • затемненные или засвеченные участки, размытости, искажения, блики недопустимы;
  • гражданин сфотографирован так, чтобы в кадр попадали его голова и плечи;
  • выражение нейтральное, без мимики и гримас (брови не приподняты и не сведены);
  • глаза открыты и смотрят прямо в объектив (линия глаз строго горизонтальная, то есть голову нельзя наклонять или поворачивать);
  • волосы не заслоняют глаза и не скрывают овал (лучше их зачесать назад или убрать в хвост);
  • фон светлый, без пятен, полос, рисунков (лучше использовать чисто белый, серый или светло-голубой с яркостью не более 10%);
  • без уголка, но можно с размытым овалом;
  • с равномерным диффузным освещением из нескольких несильных источников света, близкого к естественному (желтое или красное освещение использовать нельзя: так человек получается смуглее, чем он есть в действительности).

Допускается головной убор, который надевают на повседневной основе по религиозным соображениям. Однако он не может скрывать овал лица.

Очки обязательны, если гражданин носит их по медицинским показаниям постоянно. Их нужно выбирать с прозрачными стеклами и тонкой оправой, не закрывающей глаза. Зрачки и цвет радужки должны быть различимы.

Одежду стоит подбирать неярких цветов, без украшений и блестящих элементов. Чисто белого цвета также надо избегать, так как плечи сольются с фоном. Шея – открыта.

Не рекомендуется надевать платье с оборками или подплечниками, так как это добавляет лишний объем в плечах. Недопустима форменная, рабочая или спортивная одежда. Лучше всего подойдут однотонные платье или костюм.

Как должно выглядеть фото на загран


Требования к фотографии

Типы паспортов и способы подачи прошения об их выдаче

Как известно, россияне вправе получить одну из двух разновидностей «заграна»:

  • 5-летнюю корочку старого образца;
  • 10-летнее биометрическое удостоверение личности нового поколения.

Что касается способов подачи ходатайства об изготовлении документа, их три. Заявление можно принести:

  • в местное отделение ГУВМ МВД;
  • в ближайший офис «Моих документов» (бывшие многофункциональные центры);
  • подать по интернету на госуслугах.

Ключевые характеристики фотоснимков для каждого типа загранника и варианта подачи заявления сведены в табличке:

  • 5-летнюю корочку старого образца;
  • 10-летнее биометрическое удостоверение личности нового поколения.

Фотографии для загранпаспорта старого образца

Сейчас мир активно переходит на биометрические паспорта – они компактны, информативны для органов, их удобно носить с собой в бумажнике, проще восстановить. Загранпаспорта тоже постепенно начинают выпускать в пластиковой форме, но до полной утилизации бумажных документов для выезда за границу ещё далеко – у них большая и активная пользовательская аудитория.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Частых

Фотографии для такого загранпаспорта требуют внимания – они не должны успеть выгореть или испортиться другим образом. Те образцы, которые сдаются при получении документов на выезд, и есть окончательные варианты – их вклеят в загранпаспорт, а также в анкету заявителя. Перед сдачей стоит лично проверить фото на наличие затёртостей или другого брака.

Размер фото на загранпаспорт старого образца – 35х45 мм. Во всех фотоателье с такими форматами знакомы. Достаточно сказать – для чего нужны фото и на всякий случай уточнить параметры. Простого соблюдения размеров сторон недостаточно, лицо должно быть в правильном и достаточно приближённом ракурсе, а также занимать большую часть площади снимка (29х34 мм.). Качество выполненной фотографом работы легко проверить: от макушки до верхнего края снимка должно быть ровно два миллиметра.

Всего таких фотографий (при условии, что все соответствуют стандартам качества и выполнены согласно требованиям) нужно четыре. Можно сделать как цветные, так и чёрно-белые фото.

Во-первых, понадобится меньше копий, нужны всего две фотографии (требования к размеру такие же). Обе они будут прикреплены к анкете заявителя, на самом же заграничном пропуске нового типа будут напрямую распечатаны электронные копии. Их предлагают сделать на месте и насчёт качества снимков можно не волноваться, в случае неудачи всегда можно будет должным образом и в разумных пределах подкорректировать результат в редакторе.

Как загрузить фото на загранпаспорт онлайн?

Готовые снимки нужно перенести на компьютер или флешку, чтобы загрузить его на портал вместе с заявлением на оформление документов.

Чтобы подать заявление онлайн, нужно пройти следующие этапы:

  1. зарегистрироваться на сайте;
  2. отправить код подтверждение;
  3. выбрать вид услуги и ведомство;
  4. заполнить анкету.

Затем появится возможность загрузить фотографии.

После загрузки изображения, система предложит его скорректировать и обрезать. Далее нужно сохранить изменения. Если файл не будет подходить хотя бы по одному из параметров – система его не примет. В таком случае нужно будет делать фото заново или подогнать технические параметры фотографии, учитывая все недостатки.


После загрузки изображения, система предложит его скорректировать и обрезать. Далее нужно сохранить изменения. Если файл не будет подходить хотя бы по одному из параметров – система его не примет. В таком случае нужно будет делать фото заново или подогнать технические параметры фотографии, учитывая все недостатки.

Список требований к фото на загранпаспорт старого образца

Все предписания, которые предъявляются к фото загранпаспорта, находятся в п. 40 Регламента. Вот основные из них:

  • снимок может быть цветным или черно-белым;
  • размер фото на загранпаспорт – 3,5 на 4,5 см;
  • лицо занимает большую часть снимка;
  • качество снимка – хорошее, без использования фоторедакторов.

Все предписания должны быть соблюдены заявителем, в противном случае его снимки будут недействительны.


Если оформляется документ старого образца, их должно быть 3 штуки. Если нужно, чтобы в паспорт были занесены сведения о ребенке, то дополнительно предоставляются 2 его снимка. При оформлении паспорта нового поколения все зависит от способа подачи заявления.

Технические требования к фото на загранпаспорт для сайта госуслуг

  1. Фактический размер – 3,5 на 4,5 см.
  2. Формат изображения – JPEG
  3. Максимальный вес – не более 5 мб.
  4. Разрешение изображения – от 450 DPI
  5. Цветное изображения глубиной цвета – 24 бита
  6. Однотонный фон белого цвета

Несоблюдение хотя бы одного из пунктов обязательных требований к фото для сайта госуслуг, приведёт к отказу в приёме заявления на получение загранпаспорта

Соответственно, для того, чтобы процедура оформления загранпаспорта через интернет прошла удачно, необходимо подогнать фотографию к вышеприведённым параметрам.

Если у Вас есть любое фото в анфас, и Вы не хотите вникать во все тонкости касаемые обязательных требований, то можете заказать обработку файла на нашем сервисе. Мы отредактируем фотографию в соответствии с обязательными требованиями портала госуслуг.

Срок исполнения – в день заказа (обычно в течении 1-2 часов), стоимость – 138 рублей. Оплата по факту успешной отправки электронной заявки в ведомство.

Далее фото попадёт в окно подгонки пропорций головы, где представлено три направляющие линии. Нахождение этих линий в точном соответствии с указанным в пояснениях положениях – не критично! Размеры головы у каждого человека индивидуальные, поэтому направляющие линии представлены только лишь для сравнительного анализа.

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признаки унитарного государства следующие:

– единство и однородность территории;

– отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);

– деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

– административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

– наличие только одной общегосударственной конституции;

– наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

– парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

– органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

– единое гражданство для всей страны;

– единая денежная система;

– общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:

– унитарные государства с автономиями;

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Автономии могут быть:

– административными (построены сугубо на началах самоуправления);

– политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).

Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

– территорию федерации составляют территории её субъектов;

– субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

– в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

– высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

Читайте также:  Могут ли уволить если закончилась 1 категория учителя?

– наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

– парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.

Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).

Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

– слабый уровень интеграции составляющих её частей;

– наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

– отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

– право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Примером конфедерации являются:

– США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);

– Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);

– ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);

– Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Форма территориального устройства: понятие и виды

Форма территориального устройства характеризует административно-территориальное и национально-этническое устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими единую территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти и, кроме того, между национальными и этническими общностями, данное государство населяющими.

Таким образом, в рамках формы территориального устройства следует выделять: административно-территориальное и национально-этническое устройство.

По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Унитарное государство является наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой государственного устройства.

Признаки унитарного государства:

– властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;

– единая система государственных органов;

– единая система законодательства;

– порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями (единицы областного, высшего звена); единицы районного звена (среднего) именуются районами, округами, уездами; муниципальные округа и сельские административно-территориальные единицы (низшее звено) нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и др.). В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами «центральной» государственной власти (Нидерланды, Индонезия, Таиланд и др.).

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

В зависимости от наличия или отсутствия таких образований унитарные государства могут быть подразделены на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Франция, Дания, Китай и др.)

Слово «автономия» (от древнегреч. «свой закон» означает самостоятельность, самоуправление) в современных условиях предполагает учет национальных, культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Такие особенности могут быть учтены путем выделения особых территорий, которым предоставляется специфический режим по управлению вопросами местного значения, т. е. создается территориальная автономия. Чаще всего при этом учитывается этнический признак, поэтому в отечественной литературе такая автономия получила название национально-территориальной.

В зависимости от компетенции территориальных автономных образований их можно подразделить на две группы: политическую и административную. Политическая автономия имеет право издавать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, административная такими правами не обладает.

В юридической науке существует множество различных определений федерации. Данная форма понимается как «единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач»; как такая «форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль»; как такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит свое воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где гармонически сочетаются интересы всего федерального государства, его субъектов и граждан этого государства».

Федеративное государство – это сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти. Федерации (США, РФ, Мексика)являются более сложными и менее распространенными (по сравнению с унитарными государствами) формами государственного устройства.

К числу наиболее существенных признаков федеративного государства следует отнести следующие:

– территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов;

– государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);

– система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;

– интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в России – Совет Федерации Федерального Собрания РФ), формируемая из представителей субъектов;

– в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период – Бельгия).

Читайте также:  Можно получить ИНН по месту прописки?

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей.

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Однако,более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству, относятся:

– наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере;

– наличие единого правового поля; единого таможенного пространства;

– наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;

– наличие единой денежной единицы;

– наличие единого языка межгосударственного общения;

– наличие единых вооруженных сил под общим командованием

В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

– сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;

– правовые акты, принятые конфедеративными органами приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;

– субъекты конфедерации обладают правом нулификации – правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;

– субъекты конфедерации обладают правом сецессии – правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано, только на основании соответствующего договора.

Именно бóльшая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) – США или распадаются на суверенные государства – Австро-Венгрия.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г. и др.

Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на моноэтничные и полиэтничные.

В моноэтничных государствах (США, ФРГ) на официальном уровне закрепляется принцип этнического единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа); либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случаях не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку.

В полиэтничных государствах (Россия, Испания, Украина и т. п.) допускается выделение и территориальное обособление социальных групп, сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании).

|следующая лекция ==>
Нетипичные (смешанные и гибридные) формы государственного правления|Политический режим: понятие и виды

Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 979 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Признаки унитарного государства:

Формы политико-территориального (государственного) устройства: понятие, разновидности

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на

  1. унитарные,
  2. федеративные и
  3. конфедеративные.

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр.

Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

Федеративные государства

Федерация (в пер. с лат. ассоциация, союз) – это форма правления, при которой федеральные административно-территориальные единицы, являющиеся частью государства, имеют определённую правовую и административно-политическую независимость. Иначе говоря, федерация – это государство, состоящее из частей, наделённых автономиями (республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краёв и др.), но имеющих общее (федеральное) правительство.

Изначально федеративная форма устройства государства известна со времён Древней Греции. Там она была формой политической зависимости. Это были политические отношения между Грецией и Македонией, в которых правительства должны были быть полностью подчинены Филиппу II во внешней политике, но они сохранили свою независимость в своей внутренней политике.

В настоящее время части, составляющие федерацию, обычно имеют обширную внутреннюю автономию и создают собственную правовую систему по некоторым вопросам. Общими в федерации являются валютная, внешняя и оборонная политика страны.

Субъекты федераций заключают между собой нечто вроде союзного договора и часть своих полномочий доверяют центральным органам власти. Разные федерации насчитывают разное количество субъектов.

Важным признаком федеративного государства является двухканальная система налогообложения. Если в унитарном государстве все налоги, которые собираются с граждан и организаций, идут в общий бюджет унитарного государства, то в федеративном государстве существуют налоги двух видов:

Ссылка на основную публикацию