Назначение референдумов

Референдум Российской Федерации: порядок назначения, подготовки и проведения.

ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” (Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

Ст.1 – Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за или против.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным.

6. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

3. Проводится сбор подписей.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет постановление в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке.

Подготовка и проведение акта голосования осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения (составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому)

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. И признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 1003 ;

Подготовка и проведение акта голосования осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

Референдум как основной институт народного правотворчества и волеизъявления.

Референдум – это форма волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятий решений, осуществляемого посредством голосования граждан страны, обладающих правом на участие в референдуме.

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «О референдуме РФ» 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Инициатива проведения референдума может исходить только от граждан кроме конституционного референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.

В зависимости от предмета референдума выделяют конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Первый проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решения второго обязательны для исполнения всеми органами и лицами. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении. В российском законодательстве предусмотрен лишь императивный референдум.

В зависимости от условий, необходимых для проведения референдума, они делятся на обязательные и факультативные. Обязательные проводятся в связи с необходимостью, установленной законом, и являются одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Факультативный референдум проводится при наличии инициативы определенных законом субъектов.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

На всероссийский референдум не могут выноситься вопросы (ст. 6 ФКЗ):

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении их досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией России, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Назначение референдума РФ – исключительная прерогатива Президента РФ, который назначает его своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту. Решение суда подлежит незамедлительному опубликованию. Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье, в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура инициирования референдума и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

Конституционное право России

Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум: понятие, виды, порядок назначения и проведения референдумов в Российской Федерации.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум – это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум – это всегда голосование – способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента офиц-го опубл-я результатов референдума.

В зависимости от предмета референдума – выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

-Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции.

-Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

-Международно–правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

-Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы.

Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.

Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме.

Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

Региональные референдумы проводятся в федерат-х гос-х в пределах территории субъекта федерации.

Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия решения в течение 10 дней со дня поступления к нему материалов, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения всех требований, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления решения Конституц-го Суда РФ. В случае отрицательного решения Суда все процедуры прекращаются.

В Решении о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено только в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении референдума в соответствии с международным договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Подготовку и проведение референдума РФ осущ-ют: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума, участковые комиссии по проведению референдума.

В законе определены порядок формирования и полномочия этих комиссий, статус членов комиссий и решены вопросы организации их деятельности. Решения и действия комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, представляемых главой местной администрации.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Порядок организации и проведения референдума

Принципиальные основы организации и проведения референдумов определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного Закона развиваются в законодательных актах об отдельных видах референдумов. Порядок организации и проведения всероссийских референдумов установлен Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Порядок организации и проведения референдума включает следующие обобщенные стадии:

  • инициативу проведения референдума;
  • назначение референдума;
  • подготовку и проведение голосования;
  • подведение итогов референдума.
Читайте также:  Можно ли сделать перепланировку в панельном доме

Проведение референдума Референдум назначается указом Президента РФ по инициативе:

  • не менее чем двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  • Конституционного Собрания (только по вопросу принятия новой конституции Российской Федерации);
  • федерального органа государственной власти (в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»).

Назначение референдума. Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению. Президент РФ также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура инициирования референдума и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Ограничения по проведению референдумов. Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный всероссийский референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов предыдущего референдума.

Назначение референдума. Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению. Президент РФ также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура инициирования референдума и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Порядок назначения референдумов и сроки их проведения

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок – судом.

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума – не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

1. Назначение референдума – это установление уполномоченным на то органом даты проведения голосования по вопросам, вынесенным на референдум, в порядке и сроки установленные Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», комментируемым Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. В комментируемом пункте указано на обязательность назначения и проведения референдума, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации на основе соответствующего законодательства.

2. Если государственный орган или орган местного самоуправления принимает решение по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, то это, согласно комментируемому пункту, не рассматривается в качестве обстоятельства, исключающего возможность проведения референдума по данному вопросу. Тем более, что исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен в статье 13 комментируемого Федерального закона. Таким образом, комментируемый Федеральный закон допускает решение одного и того же вопроса по существу государственными органами, органами местного самоуправления, а также посредством референдума. При этом представительная форма решения вопроса не исключает его решения непосредственно самими гражданами, при этом решение, принятое на референдуме, имеет более высокую юридическую силу.

3. Порядок назначения референдума Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Согласно пункту «в» статьи 84 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации, а им согласно Конституции Российской Федерации может быть только Председатель Правительства Российской Федерации, не имеет права назначать референдум Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации). Объем его полномочий меньше, чем у действующего Президента Российской Федерации. Это, в частности, обусловлено тем, что Президент Российской Федерации избирается на федеральных выборах, источником его полномочий является народ, а Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Как известно, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (статья 14) определил, что инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме; Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (если будет принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации); федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (если договором предусматривается обязательное вынесение на референдум проекта нормативного акта или вопроса государственного значения). Федеральным конституционным законом предусмотрен порядок реализации инициативы во всех трех случаях (соответственно статьи 15–20, 21 и 22). В случае народной инициативы (при условии достаточности для назначения референдума достоверных подписей участников референдума) ее реализация заканчивается положительным решением ЦИК России о результатах выдвижения инициативы, которое не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляется Президенту Российской Федерации.

Что касается реализации инициативы Конституционного Собрания о проведении голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации (статья 21 Федерального конституционного закона), необходимо отметить, что назначение, подготовка и проведение указанного голосования осуществляется в порядке, установленном не только Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», но и федеральным конституционным законом, в соответствии с которым созывается Конституционное Собрание (статья 135 Конституции Российской Федерации). Как известно, данный Федеральный конституционный закон до настоящего времени не принят. Однако в любом случае решение Конституционного Собрания должно направляться Президенту Российской Федерации для назначения всенародного голосования.

В ситуации, когда в соответствии с международным договором Российской Федерации возникает необходимость проведения референдума Российской Федерации, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (федеральных органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) международным договором отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения, выносимых на референдум. Указанная инициатива оформляется решением вышеуказанного органа (органов), которое направляется Президенту Российской Федерации.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум Российской Федерации, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту Российской Федерации. При этом решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию. Если инициатива проведения референдума Российской Федерации признана Конституционным Судом Российской Федерации соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум Российской Федерации, определяя день голосования.

4. Новеллой в комментируемом пункте является положение о назначении референдума субъекта Российской Федерации не вообще органом государственной власти субъекта Российской Федерации, как это было прежде, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Это означает, что исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе назначить соответствующий референдум субъекта Российской Федерации. Такая конкретизация разграничения полномочий предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает, что формой назначения данного референдума является постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемое большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

5. Назначение местного референдума является полномочием представительного органа муниципального образования, а в случае его отсутствия или непринятия им решения в установленный срок, назначить референдум вправе соответствующий суд. Данное положение закреплено и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 22). Четкое закрепление в комментируемом Федеральном законе права назначить местный референдум за судом в случае отсутствия представительного органа муниципального образования или если этот орган не принимает соответствующего решения в установленный срок, облегчило применение данной нормы на практике, так как прежняя редакция Федерального закона не решала этого вопроса и субъекты Российской Федерации вынуждены были самостоятельно принимать решения, тем более, что в судебной практике были случаи назначения референдума судом общей юрисдикции. Наделение суда правом назначить местный референдум в установленных случаях следует рассматривать как гарантию реализации права граждан на участие в референдуме.

Как указано в части 5 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документа о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В указанных выше случаях суд назначает референдум на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. В комментируемом пункте установлено достаточно точно (в отличие от ранее действовавшей редакции), что голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Причем специально оговорено, что не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем (см. комментарий к пункту 6 статьи 10). Комментируемый пункт устанавливает также сроки официального опубликования решения о назначении референдума: для референдумов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – не менее чем за 60 дней до дня голосования, для местного референдума – не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Законодательные (представительные) органы государственной властисубъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований самостоятельно определяют в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, что считается официальным опубликованием их актов. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации, согласно Указу Президента Россий­ской Федерации от 23 мая 1996 года считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

7. Условия и цели перенесения голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме на более поздний срок оговорены в комментируемом пункте. Перенос срока (даты) возможен: 1) при наличии соответствующих норм в законе субъекта Российской Федерации, уставе муниципального образования; 2) при принятии такого решения уполномоченным на то органом. Таким органом является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования или суд, т.е. органы, которые вправе назначить соответствующий референдум; 3) при соблюдении установленных сроков: решение о переносе дня проведения референдума на более поздний срок должно быть принято не позднее чем за 25 дней до ранее установленного дня проведения референдума, а дата проведения голосования на референдуме может быть перенесена не более чем на 90 дней. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает других целей перенесения даты проведения референдума, кроме цели совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Применительно к референдуму Российской Федерации, согласно части 6 статьи 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации. Не предусматривается и перенесение дня проведения голосования на референдуме Российской Федерации.

8. Установление срока публикации в средствах массовой информации решения о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования, на основе комментируемого пункта, не позднее чем через пять дней со дня его принятия налагает определенные обязанности на уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, и позволяет таким образом обеспечить право граждан на своевременное получение информации. Установленный срок в 5 дней (прежде – 6 дней) является достаточно оперативным для доведения принятого решения до граждан. Обязательность опубликования такого решения очевидна, так как непосредственно затрагиваются права и свободы граждан. Принцип конституционной законности требует официального опубликования любых правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан.

Что касается реализации инициативы Конституционного Собрания о проведении голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации (статья 21 Федерального конституционного закона), необходимо отметить, что назначение, подготовка и проведение указанного голосования осуществляется в порядке, установленном не только Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», но и федеральным конституционным законом, в соответствии с которым созывается Конституционное Собрание (статья 135 Конституции Российской Федерации). Как известно, данный Федеральный конституционный закон до настоящего времени не принят. Однако в любом случае решение Конституционного Собрания должно направляться Президенту Российской Федерации для назначения всенародного голосования.

Кто несет расходы

Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение голосования финансируется из Федерального бюджета.

7 референдумов, изменивших Европу


Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение голосования финансируется из Федерального бюджета.

Понятие Референдум. Особенности организации проведения референдумов

Понятие избирательной системы. Ее виды. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Их разновидности. Избирательная система в РФ.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право.

Читайте также:  Невыплата заработной платы и декретных

Мажоритарная.

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос. Во втором победителем становится кандидат, набравший просто большинство голосов. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

· Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии

· Часто распределение осуществляется путём установления избирательной квоты (избирательного метра)

· Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов.

Смешанная.

Выдвижение кандидатов осуществляется исключительно партийным списком, в котором каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), таким образом, мажоритарная избирательная система превращается в смешанную избирательную систему.

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Избирательная система в РФ

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Понятие Референдум. Особенности организации проведения референдумов.

Рефере́ндум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Процедура проведения референдума схожа с избирательной компанией, но имеет и свои особенности.
Процедура проведения референдума включает ряд стадий:
1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Референдум назначается:
— главой государства (монархом или президентом);
— главой государства с согласия парламента;
— парламентом государства.
Инициатива о проведении референдума может исходить непосредственно от названных органов государственной власти либо других управомоченных субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъектов федерации.
2. Формирование инфраструктуры референдума: составление списков участников референдума, формирование органов по организации и проведению референдума, образование участков для голосования.
3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум.
Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума.
В научной литературе выделяют несколько основных видов формул:
— вопрос, обращенный к гражданам, требующий ответа «да» или «нет»;

— несколько различных вопросов, обращенных к гражданам и требующих несколько ответов;
— выбор двух или более вариантов решения.
На референдум обычно не выносятся вопросы о налогах, бюджете, амнистии и помиловании, о размерах заработной платы и др.
4. Агитационная и разъяснительная кампания.
5. Стадия Голосования.
6. Подсчет голосов и установление результатов референдума. Решения на референдуме обычно принимаются:
— абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос) от числа избирателей;
— абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос) от числа избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, если в нем приняло участие не менее 50% от всех зарегистрированных избирателей.
Решение, принятое путем референдума, выше по юридической силе решения, принятого парламентом или иным государственным органом. Решение, принятое путем референдума, обычно может быть изменено путем нового народного голосования, если иное не будет решено референдумом.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

6.1.2. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

Смотрите также:

Конституционное право Европейских стран

Зарубежное конституционное право

Конституционное право РФ

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса ( вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения – референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Как происходит перевод сотрудника на другую должность

В целях соблюдения требований ст. 72, 72.1 ТК РФ при переходе сотрудника на новую позицию работодателю необходимо соблюсти определенную процедуру документального оформления. Она состоит из следующих этапов:

      • Письменное уведомления сотрудника о том, что компания готова предложить ему новое место работы, с другим функционалом и уровнем дохода, на постоянной или временной основе. В нем указывается точное наименование будущей должности, желаемую дату перевода, при необходимости срок окончания выполнения функций, предполагаемый уровень дохода. На практике для сотрудников составляется предложение (job-offer) в свободной форме;
      • Получение письменного согласия сотрудника занять новую должность на постоянной или временной работе. При приеме нового сотрудника или его временном переводе, за исключением административных позиций, уведомления ему, как правило, не вручается. Он сразу выражает свое желание занять должность на постоянной или временной основе в письменном заявлении;
      • Оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, подписываемое и работником, и работодателем. Оно формируется в 2 экземплярах, один из которых остается у сотрудника, а второй у организации. В нем обязательно указывается новые условия, на которых будет трудиться работник в компании.
      • Издается приказ о переводе на новую должность на разработанной компании бланке или по унифицированной форме №Т-5 или Т-5а;
      • Если перемещение носит постоянный характер, вносится соответствующие записи в трудовую книжку (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Читайте также:  Срок выдачи расчетных листков по заработной плате

Возможна ситуация, когда сотрудник допустил много промахов, которые зафиксированы документально и работодатель в устной форме предлагает ему перейти на нижестоящую позицию с более низким доходом, грозя в противном случае принять меры к увольнению. Если у нанимателя есть веские основания для законного прекращения сотрудничества, нередко работники соглашаются. В этом случае они также предварительно пишут заявление с указанием новой должности и обязательно нового дохода (который может быть значительно ниже получаемого ими ранее).

Поскольку в описываемой ситуации согласия сотрудника не требуется, писать заявления или письменно давать согласие он не должен. Перевод осуществляется изданием приказа, с которым сотрудника знакомят под роспись.

Основания

Основания для осуществления перевода на новую должность внутри организации могут быть различными.

По инициативе работника это чаще всего происходит:

  • из желания занять вакантную должность, освободившуюся в процессе работы в компании;
  • при невозможности более выполнять свои функции, например, по причине болезни.

Наиболее вероятными причинами для смены должности внутри организации по инициативе руководства являются:

  • производственная необходимость или штатная перестановка;
  • сокращение штата и количества должностей;
  • неудовлетворительная аттестация сотрудника (несоответствие занимаемой должности).

Все причины перевода должны оговариваться с работником. В большинстве случаев вопрос решается по обоюдному согласию.

Процедура оформления зависит от того, какое перемещение производится внутри организации, временное или постоянное.

Перевод по просьбе работника. Технические аспекты и правовые последствия

Осуществляя ежедневную работу по ведению своей экономической и предпринимательской деятельности, организации различных форм собственности вынуждены пользоваться трудом наемных специалистов, как находящихся в штате, так и совместителей. Штат сотрудников предприятия формируется исходя из задач, которые, в свою очередь, диктует течение бизнес-процессов.

Однако в бизнесе, как и в жизни, все подвержено изменениям как в лучшую, так и в худшую сторону. Кадровые процессы внутри организации тоже не являются исключением из общего правила, они имеют определенную динамику движения, развития или, наоборот, прекращения.

Причины подобной кадровой динамики на сегодняшний день различны. С каким-то специалистом имеет желание расстаться сама организация, а кто-то из специалистов в поисках лучших условий покидает насиженное место и ищет успеха и стабильности у другого работодателя. Причем существуют варианты, когда прекращение одних трудовых отношений может в обязательном порядке повлечь за собой возникновение других. В рамках статьи предлагается рассмотреть один из таких случаев, а именно вопрос перевода на другую работу.

В настоящее время перевод на другую работу по письменному заявлению работника используется кадровыми службами довольно редко, а потому исследование данного вопроса представляется весьма актуальным именно с точки зрения выяснения технических аспектов самой процедуры перевода и возможных правовых последствий для всех сторон.

В процессе работы любой организации каждый день возникают вопросы, связанные с осуществлением функциональных обязанностей кем-либо из сотрудников предприятия. Довольно редко возникает и вопрос перехода сотрудника на работу к другому работодателю в порядке перевода.

Четкое и конкретное определение перевода содержится в нормах п. 1 ст. 72.1 ТК РФ: Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

В контексте данного вопроса необходимо сразу пояснить, что нормы действующего ТК РФ содержат два вида перевода, а именно перевод как таковой иперемещение.

Известны следующие виды переводов:

  1. постоянный перевод на другую работу;
  2. временный перевод по соглашению сторон;
  3. временный перевод для замещения отсутствующего сотрудника;
  4. временный перевод по инициативе работодателя;
  5. перевод в соответствии с медицинским заключением;
  6. перевод в другую местность вместе с работодателем.

В свою очередь, перевод как таковой бывает двух типов: внешний и внутренний. К внутренним переводам относится перевод, при котором существенные условия трудового договора, каковыми, безусловно, являются место выполнения функциональных обязанностей и сами функциональные обязанности, не изменяются. Соответственно, к внешним переводам относится перевод, при котором существенные условия трудового договора (место работы, организация, функциональные обязанности) изменяются. Обязательные требования к условиям трудового договора обширно даны в нормах ст. 57 ТК РФ.Несоблюдение этих требований автоматически делает трудовой договор ничтожным, с применением всех дальнейших последствий.

Перемещение от перевода отличается тем, что оно не влечет существенных изменений условий трудового договора, поскольку работник остается работать в той же организации, в той же местности, но в другом подразделении, а в этом случае согласия работника не требуется.

Такое положение обусловлено нормами п. 3 ст. 72.1 ТК РФ: . не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Здесь абсолютно нелишним будет пояснить, что документы, которые оформляются при переводе, при перемещении работника не составляются. Документальное оформление перемещения проводится приказом по организации с обязательным ознакомлением с приказом работника под роспись. Более того, внутреннее перемещение работника не влечет за собой обязанности работодателя внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Действующий ТК РФ дает работнику возможность перейти на работу в другую организацию в порядке перевода. В нашем случае разговор как раз и пойдет о «постоянном переводе на другую работу по письменному заявлению работника». Такая возможность предусмотрена для работника нормами п. 2 все той же ст. 72.1 ТК РФ: . по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю.

При подобном переводе действие трудового договора между работником и работодателем должно быть в обязательном порядке прекращено в силу норм п. 2 ст. 72.1 ТК РФ: . при этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается. Основанием для прекращения трудового договора в данном случае являются нормы п. 5 ст. 77 ТК РФ: . перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). поскольку прямая ссылка на них содержится в п. 2 ст. 72.1 ТК РФ. Данная правовая позиция также подтверждается и нормами п. 16 Постановления ВС РФ № 2 от 04.03.04: Исходя из содержания статей 60 и 72 ТК РФ работодатель не вправе… а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 статьи 72.2.

Однако из общего порядка в данном случае существуют и исключения: «Перевод на другую работу по действующему трудовому законодательству допускается только с письменного согласия работника. Это общее правило, из которого, однако, законодатель устанавливает исключения для случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК. Если письменного согласия работника на перевод получено не было, но он добровольно приступил к выполнению другой работы, такой перевод может считаться законным (п. 4 Комментариев к ст. 72.1 ТК РФ).

Теперь давайте конкретно рассмотрим порядок действий сторон при оформлении перевода подобного рода:

  1. работник подает на рассмотрение работодателя собственноручно подписанное заявление с просьбой о переводе на работу в другую организацию;
  2. согласно требованиям ТК РФ стороны оформляют дополнительное соглашение о прекращении трудового договора;
  3. работник знакомится с приказом о своем увольнении и собственноручно расписывается в этом;
  4. работодатель в день увольнения производит расчет и выплату работнику заработной платы и соответствующих компенсаций;
  5. работодатель заносит запись о переводе на другую работу в трудовую книжку работника;
  6. работник знакомится с записью в трудовой книжке и удостоверяет правильность записи собственноручной подписью в книжке;
  7. работник расписывается в журнале учета трудовых книжек;
  8. работник отправляется в другую организацию и заключает трудовой договор с новым работодателем.

Таким образом, из рассмотренного выше можно понять, что успех всей процедуры перевода на другую работу по письменному заявлению работника прямо зависит от нескольких факторов:

а) соответствие воли и волеизъявления сторон трудовых отношений (работник желает перейти в порядке перевода, старый работодатель не против расторгнуть с работником трудовой договор, а новый работодатель не против принять к себе работника);

б) качественное и правильное оформление кадровых документов сотрудниками кадровых служб обоих работодателей;

в) соблюдение всеми тремя сторонами порядка, установленного для оформления данной процедуры действующим ТК РФ.

При переходе на работу в другую организацию в порядке перевода работникам можно посоветовать обратить внимание на следующие аспекты оформления:

  1. Трудовой договор должен быть прекращен только с обязательным оформлением дополнительного соглашения, согласно нормам ст. 72 ТК РФ:. соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
  2. Основанием для увольнения в данном случае является п. 5 ст. 77 ТК РФ, соответственно, это и должно быть прописано в трудовой книжке.
  3. Не забудьте, что вам должны выплатить не только заработную плату за фактически отработанный период, но и компенсацию за неиспользованный отпуск (в размере 2,5 дня за каждый проработанный месяц).
  4. На новом месте вам не могут отказать в приеме на работу, поскольку в данном случае вы жестко защищены нормами п. 1 и 4 ст. 64 ТК РФ, а именно: Запрещается необоснованныйотказв заключении трудового договора.Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
  5. Обратите особое внимание на содержание кадрового приказа о переводе, он должен быть выполнен на бланке в виде унифицированной формы Т-5 и в обязательном порядке содержать следующее: дату, место, наименование и печать организации.

Резолюция на приказе, как необходимый реквизит документа, в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 должна включать: фамилию и инициалы исполнителя (то есть работника кадровой службы, которому поручается оформить приказ о переводе), задание (о подготовке приказа о переводе), срок исполнения (дата перевода работника), личную подпись руководителя и дату простановки резолюции.

Работодателям же можно рекомендовать следующее:

  1. Производя документальное оформление перевода на другую работу по заявлению работника, вы должны помнить, что основанием для перевода является только дополнительное соглашение к трудовому договору, подписанное обеими сторонами. Обязательное выполнение данного условия перевода категорически проистекает из норм ст. 72 ТК РФ: Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Табель по увольняемому в порядке перевода работнику должен быть закрыт по день увольнения включительно, а днем увольнения в данном случае будет считаться дата, указанная в дополнительном соглашении.
  3. К заявлению работника о переводе на другую работу в обязательном порядке должно быть приложено письмо-подтверждение (приглашение) с нового места работы о готовности принять вашего бывшего сотрудника. В противном случае велика вероятность возникновения конфликтной ситуации.

Если новый работодатель не принимает вашего бывшего сотрудника на работу, а место сотрудника в вашей организации уже занято другим работником, то автоматически возникает возможность обращения работника в суд с иском о «восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда, компенсации за пользование чужими денежными средствами». При отсутствии вышеописанного подтверждения вероятность удовлетворения судом подобных исковых требований весьма велика!

  1. Пригласив работника на работу в свою организацию, вы не можете в дальнейшем отказать ему в приеме и в течение 1 месяца обязаны заключить с работником трудовой договор, а также оформить прием на работу должным образом. Подобная обязанность работодателя в данном случае прямо возникает из норм п. 4 ст. 64 ТК РФ.

Поскольку вопрос перевода на другую работу по письменному заявлению работника возникает сегодня достаточно редко, то сотрудники кадровых служб организаций-работодателей зачастую стараются решить данный вопрос более коротким и более простым и понятным для них способом, а именно через увольнение работника по собственному желанию с последующим заключением трудового договора по новому месту работы, о чем и ставят работника в известность!

Подобное положение вещей возникает по двум причинам:

  1. леность отдельных работников кадровых служб организаций-работодателей;
  2. низкая квалификация этих работников и, как следствие, незнание норм действующего трудового законодательства РФ.

Скрупулезное соблюдение формальностей и норм действующего трудового законодательства при оформлении кадровых документов, безусловно, способно в дальнейшем избавить от возможных проблем как работника, так и работодателя. Трудовое право является достаточно сложной отраслью юридической науки, и при возникновении конфликтных ситуаций для обеих сторон проще и дешевле будет прибегнуть к услугам эксперта-юриста.

  1. постоянный перевод на другую работу;
  2. временный перевод по соглашению сторон;
  3. временный перевод для замещения отсутствующего сотрудника;
  4. временный перевод по инициативе работодателя;
  5. перевод в соответствии с медицинским заключением;
  6. перевод в другую местность вместе с работодателем.

В свою очередь, перевод как таковой бывает двух типов: внешний и внутренний. К внутренним переводам относится перевод, при котором существенные условия трудового договора, каковыми, безусловно, являются место выполнения функциональных обязанностей и сами функциональные обязанности, не изменяются. Соответственно, к внешним переводам относится перевод, при котором существенные условия трудового договора (место работы, организация, функциональные обязанности) изменяются. Обязательные требования к условиям трудового договора обширно даны в нормах ст. 57 ТК РФ.Несоблюдение этих требований автоматически делает трудовой договор ничтожным, с применением всех дальнейших последствий.

Этапы перевода сотрудника

Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору. Если сотрудник согласен на перевод и у него нет медицинских противопоказаний — нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

В нем указывают: дату, место заключения соглашения, наименование работодателя, ФИО работника. Также вносят пункты трудового договора, в которых будут изменения: например, место работы, должность, список обязанностей, размер оклада. Дополнительное соглашение составляют и подписывают в двух экземплярах.

Приказ о переводе сотрудника. После заключения допсоглашения руководитель должен издать приказ о назначении на новую работу. На основании этого документа вносят новую запись в трудовую книжку и личную карточку сотрудника.

Приказ можно оформить по форме № Т-5 или по той, которую утвердит руководитель. В приказе обязательно нужно указать причину, вид и дату перевода. Если это временный перевод — то еще дату окончания. Также прописывают прежнее и новое место работы и размер оклада.

Приказ о постоянном переводе по форме № Т-5

Внесение в трудовую книжку работника записи о переводе. Если это временный перевод — запись в трудовую книжку не вносят. При постоянном переводе ее нужно внести не позднее недели после издания приказа. С 2020 года о постоянном переводе должны сообщить в Пенсионный фонд РФ — не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем перевода.

С трудовыми книжками все строго. Если нарушить правила заполнения — работодателю грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Оформление личной карточки работника. Личную карточку обычно оформляют по форме № Т-2 — в бумажном формате. Сотрудник знакомится с записями и ставит подпись. Карточку ведет сотрудник отдела кадров, но иногда эту обязанность могут передать главному бухгалтеру.

Проведение инструктажа по охране труда. Прежде чем допустить сотрудника к новой работе, работодатель обязан провести:

  1. Обучение безопасным методам выполнения работы.
  2. Инструктаж по охране труда.
  3. Обучение правилам оказания первой помощи.

Предоставление работнику работы, на которую осуществлен перевод. Когда вопрос с документами улажен, работодатель предоставляет сотруднику работу согласно новым обязанностям.

Трудовой кодекс не регламентирует порядок передачи новых дел. Поэтому чем подробнее в трудовом договоре прописаны обязанности сотрудника, место и условия работы — тем меньше возникнет спорных моментов.

Учет сведений о работнике в табеле учета рабочего времени. Табель — это документ, в котором фиксируют отработанное время сотрудников. При переводе на другую работу его не меняют. В нем нужно отметить только новую должность сотрудника. Если перевод был не в начале месяца, в табеле добавляют дополнительную строку — она помогает не запутаться и правильно начислить сотруднику зарплату.

Табель учета рабочего времени

Приказ можно оформить по форме № Т-5 или по той, которую утвердит руководитель. В приказе обязательно нужно указать причину, вид и дату перевода. Если это временный перевод — то еще дату окончания. Также прописывают прежнее и новое место работы и размер оклада.

Правила перевода на другую работу

С просьбой о переводе может обратиться любой работник (см. Пример 1).

Ссылка на основную публикацию