Срок возврата переплаты налога по заявлению

Что такое переплата

Переплата по налогам официально называется суммой излишне уплаченного налога. Это остаток средств на вашем счете в налоговой после того, как вы заплатили налог, то есть, словами налоговой, погасили налоговую задолженность.

Например, вам нужно заплатить 400 Р в качестве налога за владение машиной, но вы по каким-то причинам уплатили 500 Р . В день уплаты налоговая спишет 400 Р в счет налоговой задолженности, а оставшиеся 100 Р будут считаться переплатой.

Еще одна причина — опечатка при вводе. Некоторые системы просят ввести сумму вручную или предлагают ее скорректировать, чтобы уплатить больше или меньше. Если случайно ввести не ту цифру, сумма изменится и может возникнуть переплата.

Куда обращаться

Если налоговый орган не удовлетворил требование о зачете (возврате) или налогоплательщик не получил ответа на заявление в установленный срок, можно обратиться с иском о зачете (возврате) в суд (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», данная позиция актуальна и для налогоплательщиков – физических лиц, иски которых будут рассматриваться в судах общей юрисдикции).

Срок давности обращения в суд по общему правилу составляет 3 года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ не определен срок обращения в суд для возврата излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа, в связи с чем может применяться срок, установленный п. 3 ст. 79 НК РФ (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

С учетом мнения Пленума ВАС РФ о том, что досудебное обращение в налоговый орган является обязательным, указанный срок должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал о неправомерных действиях налогового органа. Поэтому моментом, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права на своевременный возврат (зачет) налога, может являться, например, дата необоснованного решения налогового органа об отказе в возврате (зачете).

Если срок обращения с заявлением в налоговый орган пропущен, то шансы налогоплательщика вернуть (зачесть) излишне уплаченные суммы в судебном порядке резко уменьшаются.

Во-первых, как было сказано выше, должен соблюдаться досудебный порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм через налоговый орган (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один – три года с даты излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитывают со дня подачи годовой декларации (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление на возврат

Документ, на основании которого из бюджета возвращаются деньги — заявление на возврат излишне уплаченного налога. Его форма утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8).

Бланк заявления состоит из трех листов, но компании и предприниматели заполняют только первые два. Третий предназначен для физлиц, которые не являются ИП. С образцом заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога можно ознакомиться ниже.

На титульном указывается такая информация:

  • ИНН, а для компаний еще и КПП — на всех страницах;
  • порядковый номер заявления (нумерация с начала года),
  • номер налоговой инспекции, в которую оно подается;
  • название компании или ФИО предпринимателя;
  • код статуса заявителя (1 — если возвращается налог, 2 — сбор, 3 — платеж налогового агента, 4 — страховые взносы);
  • номер статьи НК РФ, который является основанием для возврата (в данном случае 78);
  • код переплаты (излишне уплаченная, излишне взысканная или подлежащая возмещению сумма);
  • код платежа (1 — налог, 2 — сбор, 3 — страховой взнос, 4 — пеня, 5 — штраф);
  • сумма к возврату цифрами;
  • налоговый (расчетный) период;
  • ОКТМО;
  • код бюджетной классификации;
  • количество листов заявления и приложений;
  • код подписанта (1 — сам заявитель, 2 — представитель);
  • ФИО директора или ИП (либо доверенного лица);
  • номер контактного телефона;
  • дата и подпись;
  • реквизиты доверенности (если подписывает представитель).

Второй лист предназначен для реквизитов банковского счета, на которые будут перечислены средства. Здесь указываются следующие сведения:

  • название банка;
  • вид счета (1 — расчетный, 2 — текущий и некоторые другие в соответствии с примечанием 6, которое приводится в конце листа 3);
  • БИК;
  • код счета в зависимости от типа платежа (1 — счет налогоплательщика, 2 — плательщика сборов, 3 — плательщика страховых взносов, 4 — налогового агента);
  • номер счета получателя;
  • код получателя (1 — организация, 2 — ИП или физлицо);
  • полное наименование организации или ФИО предпринимателя.

После подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога регламент такой:

Когда есть смысл обращаться за возвратом

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что не всегда возврат переплаты по налогам (сроки обращений будут указаны позже) нужно оформлять. Ведь лишние деньги разрешается использовать в качестве аванса за предстоящие налоги, но только в пределах одних и тех же платежей. То есть при переплате НДФЛ остаток суммы разрешается зачесть только в НДФЛ за будущий год, и никак иначе. Это нормальное явление.

Эксперты уверяют, что оформлять возврат излишне уплаченного налога имеет смысл только:

  • при значительной переплате;
  • если гражданин/организация перестали быть налогоплательщиками в той или иной области.

Таким образом, задумываться над реализацией поставленной задачи нужно не всегда. Но если хочется оформить возврат, придется учесть много особенностей процесса.

Согласно установленным правилам, на возврат денег после принятия решения о данной операции отводится 1 месяц. В течение 30 дней после проведения проверки предоставленных заявителем документов излишне уплаченный налог должны перечислить налогоплательщику. В противном случае можно обращаться в суд для обжалования решения.

Читайте также:  Что делать, если вас обманывает риэлтор

Основные причины налоговой переплаты

  • Бух. ошибка при расчете налога – завышена облагаемая база, неверно примененены ставки, льготы и т.п.;
  • Бух. ошибка при уплате налога – технические опечатки при подготовке платежных поручений. Если в платежном поручении неверно указали – тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО), статус плательщика, то уточните платеж. В отдельной статье – Как уточнить налоговый платеж;
  • Бух. ошибка при уплате налога – ошибка в сумме, перечислено больше;
  • Налоговая переплата по авансовым платежам. Некоторые налоги предусматривают ежеквартальный расчет и уплату авансовых платежей. Когда в конце года происходит снижение налогооблагаемой базы, то ранее перечисленные авансовые суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом;
  • Уточненная декларация. Найдены ошибка или документы в прошлом периоде, подана за этот период уточненная декларация.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 (десяти) дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (ст. 78 НК РФ). На практике мы не наблюдаем таких положительных активностей со стороны контрольных органов. Поэтому пользуемся старой поговоркой – Сам смекай, где омут, где край.

Итак, переплата обнаружена – что делаем дальше?

  1. Зачесть
  2. Вернуть.

Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают?

Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение пеней за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).

Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2016 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 360 дням, а протяженность месяца — 30 дням (письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).

При этом существует постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13, в котором суд указывает, что проценты за просрочку возврата должны рассчитываться в общем порядке: от фактического количества дней в году (365 или 366). В связи с этим Минфин (письмо от 29.10.2014 № 03-02-08/54846) высказал намерение пересмотреть методику начисления процентов, установленную приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (от 1/300 ставки рефинансирования), но пока она осталась прежней.

  • фирма-работодатель прекратила существование;
  • не заявлялся вычет на детей по месту работы;
  • намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;

В каких случаях камеральная проверка может задержать перевод налога

При несвоевременном зачислении денежных средств по вине сотрудника налоговой уплачиваются штрафные санкции в пользу заявителя.

Как уже отмечалось, предельный срок проверки представленных документов составляет 3 месяца. При этом фактический срок перевода налогового вычета может быть меньше указанного.

Наиболее часто встречаются такие причины задержки сроков перечисления денег по результатам проведенной камеральной проверки:

  1. Камеральная проверка сведений, представленных в декларации, не окончена на текущий момент.
  2. Заявителем не было представлено заявление на возврат вместе с декларацией. Без него деньги не могут быть переведены, так как в заявлении указывается банковский счет для зачисления средств.
  3. Налоговая задолженность перекрыла сумму излишне уплаченного налога. Тогда после взаимозачета деньги не перечисляются.
  4. Заявление о возврате НДФЛ было утеряно.

Сроки для обращения с жалобой в УФНС (вышестоящее подразделение) составляют 1 год после нарушения сроков выплаты. В жалобе прописывается:

Как выявить переплаченные суммы налогов

Как уже отмечалось выше, переплата по налогу может возникать по самым разнообразным причинам и выявить ее могут либо налоговые органы, либо сам налогоплательщик.

Рассмотрим подробнее как выявить переплату налогоплательщиком.

Многие налоги требуют авансовых платежей либо за месяц, либо за квартал. Поэтому переплату по таким налогам можно выявить, после того, как будет составлен годовой отчет.

При этом многие декларации предполагают указания в самом налоговом отчете сумм авансовых платежей и суммы налога за год, а следовательно в отчете указывается сумма возникшей переплаты, если она есть.

Такая же ситуация складывается, если происходит уточнение отчета, в результате которого из-за льготы или по какой-то другой причине (неправильного указания базы налогообложения) сумма обязательства налогоплательщика перед бюджетом снижается.

Часто при перечислении налогов могут допускаться ошибки в платежных поручениях, поэтому выявить переплату по налогу, если деньги ушли не туда можно, проводя периодически сверки с бюджетом по взаиморасчетам.

Узнать об образовавшемся таком излишке можно от налоговой либо самостоятельно:

  • Инспектор может позвонить либо отправить письмо. При звонке важно записать откуда звонили, по какому налогу и в какой сумме переплата. Иногда налоговая может затребовать дополнительные документы чтобы проверить — действительно ли это переплата. Отказывать в таком случае не стоит. Увы, налоговики редко сами сообщают о выявленной переплате.
  • Через личный кабинет на сайте налоговой. Если у организации или ИП есть квалифицированная ЭЦП, можно бесплатно открыть личный кабинет налогоплательщика. Через него очень удобно отслеживать свои отношения с налоговой — в нем будет появляться информация не только о недоплатах, но и переплаченных суммах.

Часто при перечислении налогов могут допускаться ошибки в платежных поручениях, поэтому выявить переплату по налогу, если деньги ушли не туда можно, проводя периодически сверки с бюджетом по взаиморасчетам.

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа


Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?

Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

Читайте также:  Сколько дней льготный период оплаты штрафа ГИБДД

Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?

Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.

Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

Что это означает?

Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?

На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.

По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.
Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.

Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?

Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.

Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?

Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?

Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?

В зачете (возврате) может быть отказано, если:
— в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
— заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
— заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
— заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.

При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

Читайте также:  Жалоба на магазин Перекресток: куда обращаться

Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?

Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Что меняется в данной процедуре?

С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.

Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?

Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.

Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

Как уточнить платеж?

Будут два способа уточнения.

Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?

В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.

Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

Когда утверждать график отпусков?

ТК РФ предписывает работодателям утверждать график отпусков не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ). Обычно этот срок приходится на 17 декабря, о чем указывает в своих разъяснениях и Минтруд России (письмо Минтруда России от 8 декабря 2017 г. № 14-2/ООГ-9399). При этом в силу ч. 4 ст. 14 ТК РФ, если последний день срока выпадает на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший рабочий день. По мнению Минтруда России, это правило актуально и для срока утверждения графика отпусков.

Однако в целях недопущения нарушения трудового законодательства, связанного с несвоевременным утверждением графика отпусков, целесообразно все же не затягивать его оформление. Тем более, что ТК РФ не запрещает утверждать график отпусков в более ранние сроки, чем за две недели до Нового года. Фактическая дата готовности документа должна быть указана в графе “Дата составления”. Если же организация создана в течение календарного года, на который утверждается график отпусков, то последний следует составлять и дополнять по мере трудоустройства работников.

На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа ни в законодательстве, ни в судебной практике. Не вносят ясность по нему и представители уполномоченных органов. Правовая природа графика отпусков в ТК РФ не определена – в действующих нормах закона он рассматривается как ежегодно оформляемый документ, определяющий очередность предоставления оплачиваемых отпусков. Между тем, в ч. 1 ст. 123 ТК РФ дан намек на отнесение графика отпусков к локальным нормативным актам (указано, что работодатель при утверждении графика отпусков должен руководствоваться порядком учета мнения профсоюза, установленным для принятия локальных нормативных актов). В пользу отнесения графика отпусков к локальным нормативным актам говорит и положение о том, что график отпусков является обязательным как для работодателя, так и для работника (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4414-6).

Каков срок хранения графика отпусков в организации?

О том, в какой форме составить график отпусков, рассказывает КонсультантПлюс в готовом решении. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Срок хранения графика отпусков в организации (2019 – 2020)

ВНИМАНИЕ! До 18.12.2020 сроки хранения документов устанавливал приказ Министерства культуры от 25.08.2010 № 558, согласно которому график отпусков надо было хранить 1 год (п.693 приказа). Пока нет официальных разъяснений о периоде хранения документов, срок хранения которых изменился, рекомендуем применять максимальные сроки.

График отпусков 2019: срок хранения

  • Зачем составлять график отпусков?
  • Какой срок хранения у графика отпусков?
  • Пример расчета срока хранения графика отпусков

Относится ли график к документам организации по личному составу и если относится, то какой срок установлен действующим законодательством для его хранения? С какого момента исчислять срок, установленный законом? Поговорим обо всем, что касается хранения графика отпусков: о сроках, порядке, правилах.

Все отпуска, полагающиеся работниками, должны быть внесены в график отпусков. Это касается не только основных, но и дополнительных отпусков. В том числе, и тех, которые впоследствии будут заменены денежной компенсацией. Подробности — в этой статье.

О праве переноса отпуска на следующий год

Вполне возможно, что при составлении графика отпусков на 2020 год какой-то работник направит к вам заявление с просьбой не предоставлять ему отпуск в следующем году, а перенести его на 2021 год. На эту просьбу нужно ответить отказом. Так советуют поступить эксперты Роструда.

Они ссылаются на то, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться каждый год. А если перенос и допускается, что только в исключительных ситуациях (ст. 124 ТК РФ), к которым относятся, например, производственная необходимость и временная нетрудоспособность работника.

Эксперты рекомендуют вносить в форму для графика отпусков конкретные даты, чтобы избежать разногласий с работниками.

Ссылка на основную публикацию