Принципы третейского разбирательства

Принципы третейского разбирательства

В Федеральном законе “О третейских судах в Российской Федерации” имеется ст. 18 “Принципы третейского разбирательства”, в которой содержится перечень принципов, аналогичных принципам судопроизводства в государственных судах:

– независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности;

– состязательности и равноправия сторон.

Несомненным плюсом является, например, отнесение принципа независимости и беспристрастности третейских судей к принципам третейского разбирательства. Этот общепризнанный принцип третейского разбирательства производен от фундаментального положения ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека о рассмотрении дела “независимым и беспристрастным судом”.

В ст. 17 этого закона закреплены специальные принципы третейского разбирательства:

– “компетенции – компетенции” и

– автономности третейского соглашения,

гарантирующие исполнимость третейского соглашения.

Реализация этих принципов обеспечивается невозможностью отзыва третейского соглашения и гарантируется обязанностью государственных судов оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется действительное, не утратившее силу, исполнимое третейское соглашение

В российском Законе “О международном коммерческом арбитраже” термин “принципы” не используется. При этом общепризнанными принципами третейского (арбитражного) разбирательства полагаются следующие положения этого Закона:

– обеспечение равного отношения к сторонам и предоставление каждой из них равной возможности (ст. 18 “Равное отношение к сторонам”);

– независимость и беспристрастность арбитров (ч. 1 ст. 12 “Отвод арбитров”);

– принципы “компетенции – компетенции” и автономности арбитражной оговорки (ст. 16 “Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции”);

– принцип окончательности и обязательности арбитражного решения (ст. 34 “Ходатайство об отмене как исключительное средство оспаривания арбитражного решения”; ст. 35 “Признание и исполнение арбитражного решения” и ст. 36 “Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения”).

Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает:

– рассмотрение дел в соответствии с нормами (материального) права;

– осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 “Правила третейского разбирательства” Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”;

– исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона, при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене/отказе в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК);

– если решением третейского суда нарушены “основополагающие принципы российского права”, в том числе вынесение решения по спору, которое не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, то это является основанием для отмены/отказа в исполнении решения третейского суда компетентным судом (п. п. 2 и 4 ч. 2 ст. 233; п. п. 2 и 4 ч. 2 ст. 239 АПК)

Конфиденциальность принято относить к важным преимуществам третейского разбирательства. Этот принцип имеет большое практическое значение, поскольку закон относит сведения о третейском разбирательстве к специально охраняемой законом тайне.

Он означает, что по делам об отмене/исполнении решения третейского суда в компетентном суде судья компетентного суда в соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК при подготовке таких дел к судебному разбирательству может истребовать из третейского суда материалы дела только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона,”третейский суд не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников”.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона третейские судьи отнесены к лицам, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали им известны “в ходе третейского разбирательства”.

Независимость и беспристрастность третейских судей – общепризнанный принцип третейского разбирательства, закрепленный в большинстве национальных законов, в международных договорах и в правилах третейского разбирательства.

Независимость третейских судей от сторон понимают как “отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон”. Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять функции третейского судьи, “если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т.п.”

Беспристрастность – “отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора”.

Принцип диспозитивности третейского разбирательства заключается в том, что стороны третейского разбирательства вправе заключить договор о выборе формы защиты субъективных гражданских прав – третейское соглашение.

Автономия воли сторон договора проявляется в праве на заключение третейского соглашения как основы основ третейского разбирательства и в праве договариваться о правилах третейского разбирательства.

Состязательность и равноправие сторон – два взаимосвязанных принципа.

Равноправие сторон является условием состязательности и обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной условия “равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции”.

Принципы “компетенции – компетенции” и автономности третейского соглашения (оговорки)

Принцип “компетенции – компетенции” означает право третейского суда после возбуждения и в ходе третейского разбирательства решать вопрос о наличии у него компетенции без обращения к государственному суду.

Автономность третейского соглашения (третейской оговорки) – это возможность (право) третейского суда рассматривать и разрешать вопрос о действительности третейского соглашения отдельно (автономно) от вопроса о действительности договора, в который это соглашение (оговорка) включено или к которому оно относится.

Т.е. признание третейским судом по конкретному делу недействительным договора по какому-либо основанию не является одновременно основанием недействительности третейского соглашения (оговорки), имеющегося в тексте недействительного договора.

2.

Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

Реализация этих принципов обеспечивается невозможностью отзыва третейского соглашения и гарантируется обязанностью государственных судов оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется действительное, не утратившее силу, исполнимое третейское соглашение

Кодексы РФ
  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Гражданский кодекс (ГК РФ)
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ)
  • Воздушный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  • Лесной кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
  • Таможенный кодекс Таможенного союза
  • Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Водный кодекс РФ
  • Таможенный кодекс РФ

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции ФЗ “О третейских судах”. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Порядок третейского разбирательства споров между гражданами

  • Принципы третейского разбирательства
  • Порядок третейского разбирательства
  • Решение третейского суда
  • Прекращение дела в третейском суде
  • Основания для отмены решения третейского суда
  • Это может быть интересно

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов:

Беспристрастности третейских судей

  • Равноправия сторон
  • Третейское разбирательство производится в соответствии с правилами постоянно действующего суда либо с правилами, согласованными сторонами, если ТС создан для разрешения конкретного спора. Однако правила не должны противоречить нормам ФЗ «О ТС в РФ». Если правилами или соглашением не указано место третейского разбирательства, то сам ТС определяет место рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

    Истец излагает свои требования в письменной форме. Копия искового заявления передается им ответчику. Реквизиты искового заявления:

    дата искового заявления;

    наименование и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства: ФИО, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;

    обоснование компетенции ТС;

    требования истца; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

    доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

    перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

    Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. Ответчик вправе представить истцу и в ТС отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. В процессе третейского разбирательства: стороны могут изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска. может быть назначена и проведена экспертиза.

    При разрешении споров ТС руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, НПА субъектов РФ и ОМСУ, международными договорами РФ и иными НПА, действующими на территории РФ.

    Решение объявляется в заседании ТС, который вправе:

    объявить только резолютивную часть решения. Если стороны не согласовали срок для направления решения, то мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

    отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание.

    Решение суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в тот день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав суда.

    Резолютивная часть решения должна содержать выводы ТС об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования.

    В резолютивной части указываются:

    сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

    распределение расходов между сторонами

    срок и порядок исполнения принятого решения (при необходимости).

    Каждой стороне передается экземпляр решения, подписанный судьями. Третейское разбирательство может быть закончено и без вынесения решения. Окончанием производства по делу в этом случае является его прекращение.

    Дело прекращается, если:

    Истец отказывается от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу;

    Стороны достигли соглашения о прекращении третейского разбирательства;

    ТС вынес определение об отсутствии у ТС компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор;

    ТС принял решение об утверждении письменного мирового соглашения;

    Организация, являющаяся стороной третейского разбирательства, ликвидирована;

    Гражданин-предприниматель либо гражданин, являющийся стороной третейского разбирательства, умер либо объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим;

    Имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда или ТС.

    Дело, рассмотренное ТС, должно сдаваться на хранение в компетентный суд в месячный срок с даты принятия решения. Для постоянно действующих ТС установлено иное правило – дело хранится в данном ТС в течение 5 лет с даты принятия по нему решения. Правилами постоянно действующего ТС может быть определен иной срок. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» решение ТС, принятое на территории РФ, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства. Заявление об отмене решения ТС подается в районный суд, на территории которого принято решение ТС, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения стороной решения.

    В заявлении об отмене решения ТС должны быть указаны:

    наименование суда, в который подается заявление;

    наименование и состав третейского суда, принявшего решение;

    наименование сторон третейского разбирательства, их место жительства или место нахождения;

    дата и место принятия решения третейского суда;

    дата получения оспариваемого решения ТС стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения;

    требование заявителя об отмене решения ТС и основания, по которым оно оспаривается.

    При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из ТС материалы дела, решение по которому оспаривается в районном суде. Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

    Дело прекращается, если:

    Принципы арбитражного (третейского) разбирательства: общая характеристика. Отличия принципов и преимуществ.

    Согласно ст. 18 Закона о третейских судах: третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

    Общеправовой принцип законности третейского разбирательства выражает закрепленное в ст. 6 Закона о третейских судах требование к арбитрам и иным участникам третейского разбирательства соблюдать в своей деятельности нормы законов и иных нормативных правовых актов. Данный принцип предусматривает: рассмотрение дел с применением норм (материального) права; осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 Закона о третейских судах.

    Реализация принципа конфиденциальности третейского разбирательства отражена в ст. ст. 18, 22 и п. 4 ст. 27 Закона о третейских судах: третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников; третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших известными ему в ходе третейского разбирательства. При этом дело, рассмотренное судом ad hoc, вместе с доказательствами должно быть в месячный срок передано для хранения в компетентный государственный суд, откуда оно может быть затребовано любым государственным органом (ст. 39 Закона о третейских судах). Данный принцип можно назвать особенностью, преимуществом третейского разбирательства. Рассмотрение споров арбитражем происходит, как правило, на закрытых заседаниях, это гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн сторон спора. Это является преимуществом.

    Читайте также:  Нужен ли адвокат по гражданским делам?

    Принципы независимости и беспристрастности третейских судей предопределены тем, что третейский суд складывается как суд третьего лица, независимого от сторон разбирательства и непредвзятого по отношению к ним. Законодатель требует от арбитров быть беспристрастными при разрешении дела и заявлять обо всех основаниях, которые могут повлечь утрату независимости от сторон (ч. 1 ст. 12 Закона о третейских судах). Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Нарушение указанных принципов на практике приводит к отмене решения третейского суда или к отказу в выдаче исполнительного листа для его принудительного исполнения. Юридической гарантией беспристрастности и независимости судей является обязанность третейского судьи сообщить третейскому суду о конфликте интересов и заявить самоотвод.

    Принцип диспозитивности, закрепленный в ст. 18 Закона о третейских судах, выражается в диспозитивных действиях процессуального характера. Данный принцип является преимуществом! Арбитраж носит чрезвычайно демократический характер. Он является общественным формированием, не входящим в систему судебных, административных и иных гос-венных органов. Стороны имеют возможность оказывать влияние на все стадии арбитражного разбирательства: согласие сторон является обязательным условием для обращения в арбитраж; стороны могут избирать арбитров, доверить решение дела одному лицу; стороны избирают место проведения арбитража и язык арбитражного разбирательства; стороны вправе определять полностью или частично саму арбитражную процедуру; стороны могут изъять спор из-под действия права и предложить решить его по справедливости (ex aequo et bono). Процедура арбитражного разбирательства проста, она не регламентируется многочисленными процессуальными нормами, регулирующими судебную процедуру, что обеспечивает рассмотрение дел в относительно короткие сроки. Это также является преимуществом!

    Принцип равноправия сторон, закрепленный в ст. 18, ч. 1 ст. 27 Закона о третейских судах, относится к специфическим принципам процесса и базируется на более общем, организационно-функциональном или конституционном, принципе равенства перед законом и судом. Вся процедура третейского разбирательства сконструирована таким образом, что противоборствующие стороны обладают равными юридическими возможностями в защите своих прав и законных интересов в суде. Истец вправе заявить свои требования, отказаться от них, заключить мировое соглашение; ответчик может подать свои возражения на иск, признать иск, заявить встречный иск, заключить мировое соглашение. Перечень, безусловно, не является исчерпывающим, но в нем уже прослеживается характерная черта – сбалансированность возможностей сторон по отстаиванию своих прав в третейском разбирательстве. Данный принцип также является преимуществом в третейском разбирательстве.

    В ст. 18 Закона о третейских судах закреплен принцип состязательности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений (ст. 26 Закона о третейских судах). Рассмотрение дела в третейском суде предполагает активные действия сторон. Реализация принципа состязательности в третейском судопроизводстве отличается от принципа состязательности реализуемого в гражданском (арбитражном) судопроизводстве. Если в гражданском (арбитражном) процессе источником нормативного выражения состязательности являются законодательные положения, а в третейском процессе выступают нормы, установленные регламентами (положениями) третейских судов и договорами между участниками спора. Это значительно упрощает третейское разбирательство и является преимуществом.

    Можно выделить отдельное преимущество – окончательность и невозможность обжалования решения международного коммерческого арбитража которое является принципом. Фундаментальным принципом коммерческого арбитража является окончательный характер арбитражного решения — res judicata, согласно которому арбитражное решение окончательно и обязательно для сторон, оно не подлежит изменению, не может быть пересмотрено по существу и подлежит исполнению в принудительном порядке.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Принципы независимости и беспристрастности третейских судей предопределены тем, что третейский суд складывается как суд третьего лица, независимого от сторон разбирательства и непредвзятого по отношению к ним. Законодатель требует от арбитров быть беспристрастными при разрешении дела и заявлять обо всех основаниях, которые могут повлечь утрату независимости от сторон (ч. 1 ст. 12 Закона о третейских судах). Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Нарушение указанных принципов на практике приводит к отмене решения третейского суда или к отказу в выдаче исполнительного листа для его принудительного исполнения. Юридической гарантией беспристрастности и независимости судей является обязанность третейского судьи сообщить третейскому суду о конфликте интересов и заявить самоотвод.

    Принципы третейского разбирательства

    Включение в Федеральный закон “О третейских судах в Российской Федерации” ст. 18 “Принципы третейского разбирательства”, законодательное закрепление перечня таких принципов и их состав являются уникальными характеристиками этого российского закона. Попытка аналогии с одноименными принципами судопроизводства в государственных судах дала отчасти положительный, а отчасти не вполне удовлетворительный результат.

    В Законе РФ “О международном коммерческом арбитраже” термин “принципы” не используется. При этом общепризнанными принципами третейского (арбитражного) разбирательства полагаются следующие положения этого закона, первые 2 из которых относятся к фундаментальным гарантиям справедливого арбитражного разбирательства:

    – обеспечение равного отношения к сторонам и предоставление каждой из них равных возможностей (ст. 18 “Равное отношение к сторонам”) (“представить свои объяснения”, “право быть выслушанным”)*(397);

    – независимость и беспристрастность арбитров (п. 1 ст. 12 “Отвод арбитров”)*(398);

    – принципы “компетенции-компетенции” и автономности арбитражной оговорки (ст. 16 “Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции”);

    – принцип окончательности и обязательности арбитражного решения (ст. 34 “Ходатайство об отмене как исключительное средство оспаривания арбитражного решения”; ст. 35 “Признание и исполнение арбитражного решения” и ст. 36 “Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения”). Принципы третейского разбирательства в международном коммерческом арбитраже, место которого находится на территории иностранного государства, следует определять на основе национальных законов страны – “места арбитража”.

    Принимая во внимание чрезвычайную важность соответствующего природе третейского разбирательства определения перечисленных в Федеральном законе “О третейских судах в Российской Федерации” принципов, именно содержание этих принципов раскрывается далее.

    В ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” впервые в отечественном законодательстве закреплены именно как принципы третейского разбирательства следующие основные положения:

    – независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности;

    – состязательности и равноправия сторон.

    Определения принципов в указанном законе не даются. При толковании и определении практического значения принципов третейского разбирательства следует принять во внимание два важных исходных положения.

    Во-первых, название и содержание ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” указывают на то, что перечисленные в этой статье принципы являются принципами именно третейского разбирательства.

    Во-вторых, принципы имеют общее значение для третейского разбирательства в целом, а не для отдельных его стадий.

    В-третьих, как уже отмечалось, принцип независимости и беспристрастности третейских судей, относится согласно современной доктрине доступности правосудия к числу фундаментальных. Несмотря на то, что формула второго из этих фундаментальных принципов – “право представить свои объяснения” – в ст. 18 закона не воспроизведена, систематическое толкование содержания всех указанных в этой статье принципов третейского разбирательства, в числе которых принцип равноправия сторон, а также иные положения этого федерального закона, дает основание для вывода об учете этого фундаментального положения в составе принципа равноправия сторон.

    Особенности проявления принципа законности в третейском разбирательстве обусловлены частной, негосударственной природой третейского суда.

    Третейское разбирательство – деятельность третейских (негосударственных) судей, замещающая судебное рассмотрение и разрешение правовых споров государственными судами. В основе третейского разбирательства – договор о передаче его сторонами гражданско-правового спора на разрешение третейского суда (третейское соглашение).

    Главное значение принципа законности третейского разбирательства – это его дозволение государством в соответствующем Конституции РФ федеральном законе.

    Следующая особенность принципа законности применительно к третейскому разбирательству объясняется его юрисдикционным характером.

    Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает:

    – рассмотрение дел в соответствии с нормами материального права (ст. 6 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”), а не ex aequo et bono;

    – осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 “Правила третейского разбирательства” Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”*(399), должно осуществляться при соблюдении принципа беспристрастности третейских судей, а также “права сторон представить свои объяснения (the right to be heard)”, понимаемого в качестве своеобразного знаменателя для установления минимального стандарта процессуальной справедливости*(400);

    – исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене (отказе) в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК РФ; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК РФ);

    – нарушение решением третейского суда основополагающих принципов российского права, в том числе вынесение решения по спору, который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, как основание для отмены (отказа в исполнении) решения третейского суда компетентным судом ех officio (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 42 и абз. 1 и 2 п. 2 ст. 46 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”; п. 1 и 2 ч. 3 ст. 233, п. 1 и 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ; п. 1 и 2 ч. 4 ст. 421 и п. 1 и 2 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ).

    Конфиденциальность принято относить к важным преимуществам третейского разбирательства. Законодательное закрепление этого преимущества в качестве одного из принципов третейского разбирательства имеет большое практическое значение, заключающееся в установлении законных оснований для отнесения сведений о третейском разбирательстве к специально охраняемой законом тайне*(401).

    Принцип конфиденциальности третейского разбирательства:

    – распространяется также на лиц, избранных или назначенных для рассмотрения спора в третейском суде, но утративших полномочия третейских судей по основаниям, перечисленным в ст. 13 и 38 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в том числе по соглашению сторон; после принятия решения по существу спора или определения о прекращении третейского разбирательства и т.д.;

    – обеспечивается правилами производства по делам об отмене (исполнении) решения третейского суда в компетентном суде. В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК РФ, ч. 2 ст. 420 и ч. 2 ст. 425 ГПК РФ при подготовке таких дел к судебному разбирательству судья компетентного суда может истребовать из третейского суда материалы дела только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства (лиц, участвующих в деле).

    В п. 1 ст. 22 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” определены пределы применения принципа конфиденциальности в отношении сведений, которые становятся известными третейскому суду и третейским судьям в ходе третейского разбирательства.

    Не все сведения, которые становятся предметом третейского разбирательства, могут иметь характер конфиденциальной информации.

    Во-первых, законодательством Российской Федерации устанавливается перечень сведений, которые не могут являться конфиденциальными*(402).

    Во-вторых, сами стороны могут не рассматривать какие-то сведения как конфиденциальные.

    Важнейшей гарантией соблюдения принципа конфиденциальности третейского разбирательства является законодательное закрепление “свидетельского иммунитета” третейских судей. Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” третейские судьи отнесены к лицам, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали им известны “в ходе третейского разбирательства”.

    Конституционной основой приведенного законоположения является ст. 51 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 51 Конституции РФ закреплено неотъемлемое право любого человека не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а в ч. 2 – право законодательных органов власти устанавливать в федеральном законе иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

    Круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, определяется в федеральных законах об осуществлении правосудия в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 55 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”; ст. 34, 46, 52, 54-55, 72 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ; ч. 3 и 4 ст. 69 ГПК РФ; ст. 56 АПК РФ).

    Пункт 2 ст. 22 указанного федерального закона подлежит применению и в отсутствие корреспондирующих положений в процессуальных кодексах.

    Указание на то, что “третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля”, предполагает как собственно запрет допрашивать третейского судью в качестве свидетеля, так и право лица отказаться от дачи показаний об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением функций третейского судьи.

    Беспристрастность третейских судей – общепризнанный принцип третейского разбирательства, закрепленный в большинстве национальных законов, в международных договорах и в правилах третейского разбирательства.

    Читайте также:  Как получить отсрочку по ипотечному кредиту?

    Согласно современной доктрине “доступности правосудия” и ее применению в практике Европейского суда по правам человека, этот принцип, наряду с “правом представить свои объяснения”, относится к античным по происхождению, “базовым” правилам процедуры любого юрисдикционного (несудебного) органа, в том числе в случае возложения на такой орган судебных функций*(403).

    Третейский судья при разрешении спора рассматривает спор вместо государственного судьи и в этом своем качестве должен удовлетворять требованиям, обеспечивающим реализацию права граждан и их объединений (организаций) на “справедливое разбирательство дела” “независимым и беспристрастным судом” (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)*(404).

    Поскольку требования независимости и беспристрастности третейского судьи производны от одноименных требований к судьям государственных судов, то совпадают подходы к основополагающим гарантиям их функциональной деятельности. Никто – ни органы государственной власти, ни учредители постоянно действующих третейских судов, ни их должностные лица или сотрудники – не вправе оказывать влияние на деятельность третейских судей по рассмотрению спора в силу ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”.

    Определенные гарантии независимости третейских судей от органов власти установлены в ч. 2 ст. 3 и в ч. 7 ст. 8 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в котором введены запреты:

    – на образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

    – на избрание (назначение) третейским судьей лица, которое не может выполнять такую деятельность в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом. Независимость третейских судов от учредителей постоянно действующих третейских судов также имеет место в отсутствие вмешательства их органов, должностных лиц и сотрудников в деятельность третейских судей по рассмотрению спора и принятие решения по делу. Само по себе включение лиц в список третейских судей (обязательного или рекомендательного характера) и выплата гонораров за рассмотрение спора не означают зависимости этих лиц от утвердившей такой список и выплачивающей гонорары организации – учредителя постоянно действующего третейского суда.

    Независимость третейских судей от сторон понимают как “отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон”. Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять функции третейского судьи, “если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т.п.”*(405).

    Беспристрастность – “отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора”*(406).

    Именно беспристрастность третейского судьи обеспечивается законодательным закреплением таких требований к третейскому судье, как способность “обеспечить беспристрастное разрешение спора”, отсутствие “прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела” (ч. 1 ст. 8 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”). Этой же цели подчинены правила формирования состава третейских судей, устанавливающие основания для отвода (самоотвода) третейского судьи (ст. 8 и ст. 11 Федерального закона).

    “Назначение арбитров (третейских судей) сторонами – и поэтому близкие отношения между ними – не противоречит статье 6 Конвенции, если применяемая процедура назначения арбитров дает сторонам равные права и положение”*(407).

    Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Беспристрастность полагается условием независимости. Необходимо не только чтобы третейские судьи были независимы, отсутствие их независимости должно быть очевидным*(408).

    В практике российских (государственных) арбитражных судов отсутствие независимости и беспристрастности третейских судей как основание для отмены (отказа) в принудительном исполнении решений третейских судов было установлено в следующих случаях:

    – судья, разрешавший спор о расторжении договора аренды, являлся единственным учредителем организации-истца*(409);

    – в состав третейского суда входили директор одной и генеральный директор другой организаций-учредителей истца в третейском разбирательстве*(410);

    – постоянно действующим третейским судом был рассмотрен спор с участием “фонда”, являвшегося, по существу, подразделением организации-учредителя постоянно действующего третейского суда, президент которой “утверждал” третейских судей*(411).

    При определении пределов применения принципов независимости и беспристрастности, состязательности и равноправия сторон под третейскими судьями следует понимать:

    – лиц, которые получают предложение о принятии назначения быть третейским судьей*(412);

    – лиц уже избранных или назначенных для рассмотрения спора третейских судей, выполняющих функции третейского судьи по рассмотрению спора вплоть до составления и подписания текста окончательного решения третейского суда.

    Принцип диспозитивности третейского разбирательства является логическим продолжением одноименного принципа в материальных правоотношениях, свободы гражданско-правового договора.

    Автономия воли сторон договора проявляется в праве на заключение третейского соглашения как основы основ третейского разбирательства и в праве договариваться о правилах третейского разбирательства.

    Пределы применения принципа диспозитивности в третейском разбирательстве определены в абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в соответствии с которым согласованные сторонами правила третейского разбирательства не могут противоречить обязательным положениям этого федерального закона. Под “обязательными положениями” федерального закона понимаются такие, которые не предоставляют сторонам права договариваться по отдельным вопросам.

    Состязательность и равноправие сторон – два взаимосвязанных принципа процессуального права, имеющих в третейском разбирательстве существенную специфику.

    Равноправие сторон является условием состязательности.

    Однако само равноправие сторон в третейском разбирательстве обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной на них обязанности по соблюдению принципа “независимости и беспристрастности” как условия “равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции”.

    Нарушение арбитрами принципа равного отношения к сторонам может выражаться не только в том, что арбитр относился к одной из сторон предвзято, но и в том, что арбитр не действовал эффективно на основе принципа равноправия сторон*(413).

    Несоблюдение правил формирования состава третейского суда и ведение третейского разбирательства с нарушением требований к третейским судьям; непредоставление стороне возможности “представить третейскому суду свои объяснения”, в том числе и по причине неуведомления об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, могут являться основаниями для отмены/отказа в принудительном исполнении решения третейского суда (при условии их доказанности заинтересованной стороной).*(414)

    Диспозитивность при определении правил третейского разбирательства обусловливает отсутствие строгой предписанной законом процессуальной формы третейского разбирательства. Гибкость большинства процессуальных правил третейского разбирательства, а также его конфиденциальный характер обусловливают вариативность меры состязательного начала в третейском суде при неизменности основного постулата состязательного процесса*(415) – возложения на стороны обязанности по представлению доказательств.

    Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 1422 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    – постоянно действующим третейским судом был рассмотрен спор с участием “фонда”, являвшегося, по существу, подразделением организации-учредителя постоянно действующего третейского суда, президент которой “утверждал” третейских судей*(411).

    Виды третейских судов

    Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

    общеевропейский третейский суд;

    федеральный третейский суд;

    местный третейский суд.

    о принадлежности акций;

    Третейское разбирательство: кейсов нет, но вы держитесь

    Прошло полгода с момента, когда законодатель разрешил передавать отдельные корпоративные споры на рассмотрение в третейский суд. Речь идет о спорах, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлица; по искам участника юрлица в связи с его правоотношениями с третьим лицом; об обжаловании решений органов управления юрлица и других. Указанные споры могут быть переданы на рассмотрение только в третейский суд, имеющий статус постоянно действующего арбитражного учреждения с разработанными и опубликованными Правилами арбитража корпоративных споров, при наличии соответствующего третейского соглашения.

    Возможно, компании просто еще не успели заключить арбитражные соглашения, которые необходимы для передачи спора в третейский суд. Все соглашения, заключенные до 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми. “При создании коммерческих организаций мало кто задумывается о перспективе возникновения споров и об их разрешении в третейском суде. Как правило, компании регистрируются на основании типовых учредительных документов, которые не предусматривают арбитражных оговорок. Поэтому чтобы передать спор в третейский суд, многим компаниям придется внести изменения в устав, для чего нужно единогласное решение всех участников. Это требует времени и может вызвать сложности”, – считает адвокат ЮГ “Яковлев и Партнеры” Марина Костина.

    Третейский суд – что это такое, какие дела рассматривает, отличия от арбитражного суда

    При возникновении различных споров, по экономическим вопросам преимущественно, стороны помимо обращения в привычный арбитраж могут подать жалобу на рассмотрение в, так называемый третейский суд. Такая инстанция официально не входит в государственную судебную систему, однако обладает правом принятия решений с некоторыми особенностями.

    При возникновении различных споров, по экономическим вопросам преимущественно, стороны помимо обращения в привычный арбитраж могут подать жалобу на рассмотрение в, так называемый третейский суд. Такая инстанция официально не входит в государственную судебную систему, однако обладает правом принятия решений с некоторыми особенностями.

    Преимущества третейского судопроизводства

    Третейское судопроизводство по разрешению хозяйственных и частно-правовых споров широко распространено в большинстве государств с развитой экономической системой, т.к. третейские суды разрешают споры в рамках процедур, обеспечивающих упрощенное, экономичное, доступное и оперативное производство по гражданским делам, полную реализацию механизма мирного досудебного урегулирования споров, призванную сохранить деловые отношения между сторонами юридического конфликта. Согласно законодательства Российской Федерации третейские суды вправе рассматривать любые гражданско-правовые споры (прямо не запрещённые законом, как дела о банкротстве), в том числе споры, возникающие при заключении и исполнении торговых сделок с участием иностранных лиц.

    Стороны, между которыми возник спор, вытекающий из гражданских правоотношений, могут обратиться в один из созданных третейских судов (районный/городской) при «Третейском суде Красноярского края», подав исковое заявление.

    Обязательным условием обращения в третейский суд является наличие соглашения между сторонами о передаче своих споров на рассмотрение в один из третейских судов «Третейского суда Красноярского края». Данное соглашение может заключаться путем составления отдельного третейского соглашения, либо путем включения в договор третейской оговорки.

    Подробную информацию об исковом заявлении и третейском соглашении (оговорки) Вы можете узнать зайдя по ссылке образцы соглашений, договоров и процессуальных документов.

    Третейское судопроизводство отличается рядом преимуществ по сравнению с судопроизводством в государственных судах.

    • Возможность сторонами самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей.
    • Независимость и беспристрастность судей.
    • Сравнительная дешевизна третейского разбирательства.
    • Разрешение споров в одной инстанции.
    • Минимальные сроки рассмотрения споров.
    • Возможность упрощенного порядка рассмотрения споров.
    • Конфиденциальность рассмотрения спора.
    • Спор рассматривается в месте нахождения третейского суда.
    • Возможность мирного урегулирования спора.
    • Состязательность сторон.
    • Высокая квалификация и профессионализм третейских судей.
    • Правовой статус решения третейского суда.
    • Исполнение решения третейского суда.
    • Возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, признание решений третейского суда межгосударственными арбитражными организациями.
    • Повышение договорной дисциплины при заключении третейского соглашения.

    В случае добровольного неисполнения принятого третейским судом решения вступает в действие принудительный порядок исполнения через Службу судебных приставов, с предварительным получением в компетентном суде исполнительного листа.

    Третейский суд рассматривает дела, вытекающие из договоров:

    • контрактов;
    • купли-продажи, поставки, дарения (мены) и бартера;
    • аренды (найма) жилых и нежилых помещений;
    • договоров инвестирования в долевое строительство;
    • подряда, в том числе – строительного;
    • перевозки и экспедиции;
    • оказания всех видов услуг;
    • оценки недвижимого имущества;
    • доверительного управления имуществом;
    • простого товарищества;
    • лизинга;
    • сервитута и определения границ земельных участков;
    • займа и кредита;
    • хранения;
    • поручения, комиссии, агентирования;
    • залога, задатка, штрафа, неустойки; а также иных видов договоров.

    Если Вы сомневаетесь, подведомственно ли Ваше дело юрисдикции третейского суда, Вы можете обратиться за бесплатной консультацией по телефону в секретариат Третейского суда Красноярского края по телефону 8(3919)75-02-37 или направить своего представителя по адресу местного третейского суда Городские и районные третейские суды.

    Вы можете передать дело в третейский суд для быстрого, индивидуального рассмотрения, даже если оно уже рассматривается в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.

    Передача дела на рассмотрение в региональный третейский суд при ОДО «Третейский суд Красноярского края» – это простой и удобный процесс. Для того чтобы Ваше дело рассматривалось третейским судом, необходимо включить в текст всех заключаемых Вами договоров с контрагентами (например – поставки, подряда, оказания услуг, кредита и т.д.) нижеследующую третейскую оговорку, либо заключить на этот предмет отдельный договор:

    “Все споры, разногласия, требования и претензии, возникшие в ходе исполнения настоящего договора (контракта) или в связи с ним, либо вытекающее из него, подлежат окончательному разрешению в ________________ском Третейском суде при ОДО «Третейский суд Красноярского края» в соответствии с Регламентом указанного суда. Решение _______________ского Третейского суда обжалованию не подлежит, будет окончательным и обязательным для сторон и исполняется в сроки, указанные в решении суда”.

    При отсутствии в договоре третейской оговорки, соглашение о передаче спора на разрешение в один из третейских судов при ОДО «Третейский суд Красноярского края», может быть также выражено со стороны истца предъявлением иска, а со стороны ответчика – совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции данного третейского суда, в частности, положительным ответом на запрос о его согласии подчиниться юрисдикции выбранного третейского суда.

    Читайте также:  Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

    Одним из основных принципов третейского судопроизводства является принцип конфиденциальности, соблюдение которого обеспечивает сохранение коммерческой и служебной тайны, повышает доверие к участникам третейского судопроизводства и самому третейскому суду, способствует примирению участников спора и сохранению в будущем деловых связей между ними. Гарантиями принципа конфиденциальности являются запрет на допрос работников третейского суда об обстоятельствах, ставших известными при рассмотрении третейским судом гражданского дела; третейский суд без согласия сторон не вправе разглашать какие-либо сведения по делу.

    Третейское судопроизводство в России развивается быстрыми темпами и регулируется Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. и Федеральным Законом РФ «О третейских судах в Российской Федерации» 2002 г. Также правовыми основами третейского судопроизводства являются третейское соглашение и документы постоянно действующего третейского суда, Регламент третейского суда, Положение о третейских сборах и другие.

    Обращаясь за разрешением споров в один из выбранных Вами региональных третейских судов, образованных ОДО «Третейский суд Красноярского края», Вы оберегаете себя от волокиты государственных органов, защищаетесь от возможных непредвиденных убытков по причине безалаберности контрагентов, что способствует улучшению взаимоотношений с потенциальными партнёрами по бизнесу, повышению спроса на Вашу продукцию (услуги) и успешному развитию Вашего бизнеса в целом.

    • Возможность сторонами самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей.
    • Независимость и беспристрастность судей.
    • Сравнительная дешевизна третейского разбирательства.
    • Разрешение споров в одной инстанции.
    • Минимальные сроки рассмотрения споров.
    • Возможность упрощенного порядка рассмотрения споров.
    • Конфиденциальность рассмотрения спора.
    • Спор рассматривается в месте нахождения третейского суда.
    • Возможность мирного урегулирования спора.
    • Состязательность сторон.
    • Высокая квалификация и профессионализм третейских судей.
    • Правовой статус решения третейского суда.
    • Исполнение решения третейского суда.
    • Возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, признание решений третейского суда межгосударственными арбитражными организациями.
    • Повышение договорной дисциплины при заключении третейского соглашения.

    Кто такой принципал и агент и их роль в агентском соглашении

    В переводе с латинского термин «принципал» означает «главный». Исходя из этого, можно сказать, что принципалом может быть любой человек, занимающий главенствующие позиции. В повседневной жизни это слово почти не используется, но в юриспруденции оно применяется часто, особенно в случае заключения агентских договоров. Агентский договор – особое деловое соглашение, где исполнитель по поручению заказчика выполняет от его имени какую-либо работу или оказывает определённые услуги.

    Данный вид договора заключают в случае:

    • купли-продажи недвижимости (риелторской деятельности);
    • купли-продажи товаров;
    • оказания услуг (сюда входят и консультационные услуги).

    Например, агентский договор может быть заключён при закупке или реализации продукции через посредника, продаже недвижимости в другом городе или оформлении визовых документов или страховых полисов. Но существует и такие сферы деятельности, в которых его нельзя заключать, к примеру, бизнес, связанный с газо- или электроснабжением. В большинстве случаев подобные соглашения решают заключить из-за территориальной удалённости, отсутствия опыта и знаний в конкретной сфере деятельности или желания сэкономить время.

    При заключении агентского договора участниками соглашения выступают:

    1. В качестве заказчика – принципал.
    2. В качестве исполнителя – агент.

    Принципалом называют лицо (физическое или юридическое), уполномочивающее другого человека или организацию, выполнять для него определённую работу за денежное вознаграждение. Лицо, согласное взять на себя исполнение поручений согласно конкретному списку и в указанные сроки, прописанные в договоре, называется агентом. Обычно для ведения той или иной деятельности в качестве агента необходимо наличие соответствующей лицензии.

    При заключении агентского договора принципал может выбрать одну из двух форм сотрудничества, где агент:

    1. Будет выступать от лица заказчика. В этом случае принципал получит все права и обязанности по каждой сделке, которую заключит агент.
    2. Будет действовать от своего лица, но за счёт заказчика. Если выбран данный вариант, то все права и обязанности по всем сделкам получает исполнитель.

    Этот момент нужно обязательно прописать в агентском договоре. И в первом, и во втором варианте агент представляет интересы принципала и использует его средства. Но для принципала первый вариант наиболее привлекателен, т. к. он сможет легко контролировать агента. Ведь в данном случае исполнитель будет лишён свободы действий, которая могла бы привести к неоправданным расходам и ненужным сделкам. Но если же наниматель планирует остаться «в тени» и не хочет раскрывать своё имя, то лучше выбрать второй вариант, когда исполнитель действует от своего лица.

    Чтобы получить желаемый результат, принципалу необходимо чётко обозначить границы для агента, что в свою очередь, нужно указать в договоре. При этом список поручений должен быть максимально конкретным. Как только работа будет выполнена, агенту нужно предоставить принципалу письменный отчёт с описанием результатов проведённой работы. После получения отчёта, нанимателю даётся неделя, чтобы рассчитаться с агентом за выполненную работу, если договором не предусмотрен другой срок. Однако, принципал может и не принимать отчёт, но тогда он обязан в течение месяца после получения отчёта сообщить об этом агенту.

    Принципал выплачивает агенту вознаграждение, которое представляет собой конкретную сумму или же определённый процент от выручки, которая была получена от заключённой сделки.

    1. В качестве заказчика – принципал.
    2. В качестве исполнителя – агент.

    Определения: кто такой принципал?

    Слово «принципал» имеет несколько значений в зависимости от контекста: это может быть основной должник в обязательстве или же лицо, принимающее участие в соглашении за свой счет. Мы рассмотрим понятие принципал в качестве инициатора, уполномочивающего другого человека или организацию выступать как своего агента.

    Отношения по сделкам с привлечением агентов законодательно регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, а именно главой 52 статьями с 1005 по 1011. Здесь применяются следующие термины:

    Агентский договор – это особое соглашение, которое предусматривает совершение юридических или иных действий с привлечением агентов – специальных организаций или других юридических и физических лиц. То есть привлеченное лицо выполняет действия от своего имени или от имени заказчика за деньги последнего.

    Агент – это физическое или юридическое лицо, которое обязуется исполнять поручения, на него возложенные, по конкретному списку и в определенные сроки, оговоренные в договоре. Зачастую для того, чтобы иметь возможность заниматься той или иной деятельностью в данном качестве, агенту необходимо иметь соответствующую лицензию.

    Агентское вознаграждение – грубо говоря, это зарплата, которую получает исполнитель за свои услуги. Это может быть фиксированная сумма, четко прописанная в контракте, или же определенные проценты от прибыли.

    Субагентский договор – это соглашение между агентом и третьими лицами на передачу им части порученных дел. Чаще всего субагентский договор заключают крупные компании. При этом окончательная ответственность перед заказчиком все равно ложится на агента. Принципал, однако, может быть против такого перепоручения, что также необходимо отражать документально.

    изображение с сайта http://s.66.ru

    Доверенность – это официальная бумага, позволяющая агенту действовать от имени принципала в строго определенных границах. Это обязательный документ в таких отношениях.

    Агент – это физическое или юридическое лицо, которое обязуется исполнять поручения, на него возложенные, по конкретному списку и в определенные сроки, оговоренные в договоре. Зачастую для того, чтобы иметь возможность заниматься той или иной деятельностью в данном качестве, агенту необходимо иметь соответствующую лицензию.

    principal.jpg

    Агент – наделенный полномочиями представитель Принципала. Представляя интересы заказчика, действует от его имени (или от своего), исполняет поручения и осуществляет действия, обусловленные рамками Агентского договора, за счет лица, чьи интересы представляет, и за соответствующее вознаграждение.

    Варианты агентского договора

    При оформлении договора крайне необходимо быть предельно внимательным по поводу нюанса с вариантами договоров. Кодекс предоставляет возможность выбрать один из двух вариантов его оформления:

    • В первом обязательно указывается, что действия агента продиктованы волей его принципала.
    • Согласно оформлению содержимого второго, агент действует исключительно от своего имени.

    Разумеется, для принципалов намного предпочтительнее использовать первый вариант договора, потому что в таких случаях все действия агента направлены на исполнение интересов принципала, поскольку в этом случае все последствия и ответственность за сделки, заключенные нанятым агентом, будут иметь силу в отношении самого принципала. Эти условия обязательно должны быть прописаны при оформлении договора, иначе потом могут возникать неприятные ситуации. Потому что если договоре будет сказано, что агент действует от своего имени, то есть договор составляется от имени агента, то при заключении сделки, к примеру, о продаже квартиры, деньги, которые он получит от покупателя в согласии с содержимым агентского договора он имеет право забрать себе.

    Обычно заключается первый вид агентского договора, к второму прибегают в крайне редких случаях, когда принципал не хочет сталкиваться с последствиями. К примеру, если в задачах агента состоит постройка дороги, что сопряжено с необходимым дополнительным оформлением отношений с теми, кто владеет участками земли, по которым она будет проходить, и при этом принципал не хочет вступать в дополнительный вид отношений, например, арендных или других, с собственниками участков земли, то это может сделать за него агент, действуя не от имени принципала, а от своего. В таком случае при составлении договоров по аренде с землевладельцами арендатором будет указан не принципал, а его агент.

    При этом, независимо от вида договора, выбранного принципалом, арендную плату будет платить принципал, поскольку оформляя договор аренды агент действовал от имени принципала.

    При выяснении условий некомпетентности или злоупотреблении агентом своих полномочий при выполнении поручений принципала, принципал может инициировать ряд судебных процессов в согласии со списком требований о компенсации или других моментах. Однако факт остается фактом: если что-то пойдет не так, в первую очередь за это будет взыскано с принципала, и только потом он сможет заявить о регрессе и начинать разбираться.

    Агентский договор глазами налогового органа

    Как же различить между собой ситуации, когда использование агентского договора обоснованно и отвечает истинным намерениям сторон, а когда искусственно?

    В ответе на этот вопрос можно опираться на мнение налоговых органов. Об искусственности агентского договора будут свидетельствовать такие обстоятельства:

    • факты перечисления комиссионером, принявшим товар на реализацию, денежных средств до фактической продажи товара. Мы уже говорили выше, что агент действует за счет принципала и не может финансировать его за свой счет;
    • включение в договор обязанности агента оплатить товар не позднее определенной даты. Аналогично, агент не может быть точно уверен, когда продаст товар, поэтому он не может брать на себя риски принципала и перечислять ему свои денежные средства. Такое условие характерно для договора поставки, но не агентского договора;
    • отсутствие отчетов агента или несоответствие их требованиям закона и/или условиям договора.

    Вы спросите, а в чем «налоговая экономия», с которой борется налоговый орган в данном случае, ведь при реализации продукции агент транслирует систему налогообложения принципала. Соответственно, если тот применяет ОСН, то вся реализация облагается НДС и налогом на прибыль.

    Однако, налоговые органы заинтересованы в том, чтобы налоги были исчислены и уплачены как можно раньше. Так, передача товара агенту по договору по договору комиссии не является реализацией и не влечет в этот момент обязанности принципала уплатить НДС и налог на прибыль. Основания для начисления налогов возникнут только при реализации товара конечному покупателю, а это может произойти в следующих налоговых периодах.

    Кроме того, если агент облагает свое вознаграждение по УСН, переквалификация отношений в поставку позволит доначислить НДС и налог на прибыль самому Агенту как перепродавцу.

    Другой пример — использование агентского договора для региональных продаж.

    Планируя выход в новый регион, компания ищет человека, который бы занимался распространением продукции. Основные клиенты — розница формата «магазин у дома», которая еще сохранилась в маленьких городах и сельских поселениях. Такой человек самостоятельно определяет, будет ли он работать один или наймет подчиненных, как часто он будет объезжать магазины, каким образом будет выстраивать отношения с покупателями и даже то, будет ли у него офис или достаточно «мобильного пункта» в виде автомобиля.

    Оформлять таких сотрудников в штат не очень разумно, потому что Трудовой кодекс описывает процесс, а не результат труда. Компанию же интересует исключительно результат — объемы сбыта, количество возвратов и жалоб от покупателей. За успешное выполнение возложенных обязанностей компания готовая платить вознаграждение, без какой-либо гарантированной части, что укладывается в агентский договор по модели договора поручения. Таких предпринимателей может быть несколько (за каждым закреплена некая территория).

    Еще одна ситуация. Как говорится, почувствуйте разницу. В офисе производителя трудится пул из 40 продажников, которые одномоментно стали индивидуальными предпринимателями. Но они по-прежнему к 9 утра приходят в офис, в 18.00 уходят и согласуют график отпусков. В таком случае речь, скорее всего, идет о надуманности конструкции.

    1) в выручке компании”Производство” отражается только:

    Ссылка на основную публикацию