Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги

Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги

«Что такое хорошо и что такое плохо» – фраза знакомая с детства. И во взрослой жизни смысл такой фразы кажется менее понятной истиной, так как грани плохого и хорошего, в силу приобретенного опыта, почему-то становятся более размытыми. А вот грязь – это зло. И с этим не поспорят ни взрослые, ни дети. Много грязи в стране под наименованием «государство» – признак бедности. И данная несостоятельность – уже не показатель жизни отдельного человека, собственника дома или благополучия жителей многоквартирного дома. Это бедность всего общества. И чем оно беднее, тем больше грязи.

Известная фраза небезызвестного человека в России «денег нет, но вы держитесь» в этот раз также «пригодилась». Борьба с грязью должна осуществляться чьими-то силами и за чей-то счёт. Иначе, как помочь государству усовершенствовать способы борьбы с мусором и содержать неминуемую в будущем чистоту. Во исполнение данных действий к 2018 году в России начали деятельность «мусорные операторы». Чтобы узнать, что явилось началом «сказки» о борьбе с мусорным злом, предлагаем вернуться к истокам правовой сферы вопроса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. А иначе, какой он собственник? Именно тот, который должен нести бремя содержания своего имущества и оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Как следует из п.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ), п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Многолетняя судебная практика показала, что заниматься любыми вопросами «жизнедеятельности» многоквартирного дома должна именно управляющая организация. А собственник – «слабая» сторона договора, имеющая недостаток правовых знаний и понятий норм законодательства. К тому же само по себе управление многоквартирным домом (далее – МКД) имеет особый характер, который направлен в первую очередь на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Указанная деятельность детально регламентирована нормативными документами. В частности, в Правилах осуществления деятельности по управлению МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) приведены стандарты управления МКД, один из которых – организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением общего собрания (пп. “д” п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень № 290 / Правила № 290).

В силу п. 26 (1) Перечня № 290 УО обязана организовать сбор отходов I – IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и передать их в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В пп. «в» п. 6 Правил №290 содержится требование о своевременном заключении договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества со сторонними организациями, в том числе специализированными (если управляющий сам не осуществляет соответствующую деятельность), а также о контроле за исполнением подрядчиками обязательств по договорам.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис обосновал последнюю дату следующим выводом: «Запуск новой системы в таком формате связан с высокими рисками, в первую очередь, для населения, поэтому Минстрой России предложил перенести предельный срок вступления в силу новой системы обращения с ТКО на 2019 год, чтобы дать возможность регионам, не успевшим подготовиться к реформе, качественно отработать свою часть задачи».

Закон о вывозе мусора из частного дома и плата за услугу

В 2019 году произошли значительные изменения в пункте Жилищного кодекса РФ, касающегося вывоза твердых коммунальных отходов из частных домовладений. Если до недавнего времени владелец загородного дома мог самостоятельно утилизировать отходы, отвозя их, к примеру, на полигон или сжигая, то с января этого года вывоз ТКО стал коммунальной услугой, оплачивать которую обязан каждый собственник жилья.

  • сбор,
  • транспортировку,
  • обработку,
  • сортировку,
  • утилизацию,
  • обезвреживание,
  • захоронение твердых бытовых отходов.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край, Санкт-Петербург. Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016.

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Разъяснения порядка начислений и оплаты по услуге «Обращение с ТКО» для жителей частного сектора МО

В связи с многочисленными обращениями жителей Московской области АО «Мосэнергосбыт» разъясняет порядок начислений и оплаты по услуге «Обращение с ТКО» для владельцев объектов индивидуального жилищного строительства.

Почему квитанции от «Мосэнергосбыта»?

Между АО «Мосэнергосбыт» и Региональными операторами, которые оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, заключены договоры на организацию ежемесячных начислений за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» и их включение в единый платежный документ, а также доставку квитанций владельцам индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Московской области, и организацию приёма платежей.

В рамках данной работы АО «Мосэнергосбыт» осуществляет исключительно ежемесячное формирование единого платежного документа, содержащего начисления по услугам «Электроснабжение» и «Обращение с ТКО», на основании адресных перечней индивидуальных жилых домов на территории муниципальных образований Московской области, предоставленных Региональными операторами.

Все остальные вопросы, в том числе связанные с корректностью сведений о характеристиках домовладений и качеством оказываемой услуги «Обращение с ТКО», находятся исключительно в компетенции Региональных операторов.

Как производятся начисления?

Размер платы зависит, в первую очередь, от площади жилого дома, расположенного на участке. В соответствии с методикой, разработанной Министерством ЖКХ Московской области, расчёт осуществляется по формуле:

Тариф х Площадь дома х 0,7(скидка).

Для индивидуальных домовладений, расположенных в радиусе 2 км от места нахождения действующих полигонов и комплексов по переработке отходов, применяется дополнительная скидка в размере 70%.

При этом установлен предельный размер платы для домов с разной площадью, выше которой не может быть сумма начислений.

Рассчитать сумму к оплате самостоятельно, а также проверить корректность расчётов в квитанции можно с помощью онлайн-калькулятора, размещённого на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области.

Откуда взялись 200 метров?

В отдельных случаях – когда у Регионального оператора отсутствует информация о площади жилого дома, – в соответствии с рекомендациями Министерством ЖКХ Московской области, при формировании начислений применяется средненормативный показатель площади дома 200,00 м2 и соответствующая ему предельная величина платы за услугу «Обращение с ТКО» в размере 450,00 руб.

В случае, если применённый норматив не соответствует реальной площади дома, в целях обеспечения дальнейших корректных расчетов по услуге «Обращение с ТКО» жителям необходимо направить документы, подтверждающие площадь жилого дома, в адрес Регионального оператора (любым иным удобным способом) или на электронную почту ecology@mosenergosbyt.ru. После предоставления подтверждающих документов Региональным оператором будет произведён перерасчет стоимости услуги «Обращение с ТКО» в соответствии с точным размером площади дома.

Где и как платить?

Оплатить единый платёжный документ можно двумя способами: единым платежом за обе услуги либо отдельно в адрес каждого поставщика услуги.

При оплате единым платежом необходимо использовать реквизиты, указанные в верхней части ЕПД, и единый номер лицевого счёта. В таком случае оператор проекта «Мосэнергосбыт» самостоятельно перечислит положенную сумму региональному оператору.

Для раздельной оплаты непосредственно поставщикам услуг необходимо указывать номер лицевого счёта у конкретного поставщика и использовать их реквизиты, указанные в нижней части ЕПД.

ВАЖНО! В случае, если оплата по какой-то отдельной услуге произведена по реквизитам, указанным для осуществления единого платежа, сумма будет распределена между обоими поставщиками услуг пропорционально произведённым начислениям.

Оплатить ЕПД можно в любом кредитном учреждении (банке) по указанным в нём реквизитам, а также в терминалах оплаты, установленных в клиентских офисах ООО «МосОблЕИРЦ» (только наличными).

Также для удобства жителей запущен Единый личный кабинет клиента (my.mosenergosbyt.ru), в котором можно не только произвести оплату ЕПД без комиссии, но и посмотреть всю информацию по начислениям, тарифам и т.д. Если у клиента уже есть личный кабинет «Мосэнергосбыта», то достаточно авторизоваться в едином ЛКК с использованием имеющихся логина и пароля. Новым же пользователям необходимо пройти несложную процедуру регистрации (подробная видеоинструкция размещена на главной странице). После регистрации (авторизации) и необходимо добавить лицевой счёт у Регионального оператора по обращению с ТКО (указан в ЕПД).

Отключат ли свет, если не платить за «Обращение с ТКО»?

В соответствии с действующим законодательством введение ограничения энергоснабжения возможно лишь в случае возникновения задолженности за потреблённую электроэнергию.

Если на участке пусто

В случае, если на земельном участке расположены лишь хозяйственные постройки (например, гаражи, сараи и т.п.) и отсутствуют жилые строения, необходимо предоставить в адрес Регионального оператора подтверждающие документы (например, свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН и т.д.), в которых указано, что данные строения не являются жилыми. К документам также необходимо приложить фотографии участка и расположенных на нём объектов. Также документы можно направить с сопроводительным письмом на электронную почту: ecology@mosenergosbyt.ru.

В случае, если на земельном участке вообще отсутствуют какие-либо строения, необходимо предоставить в адрес регионального оператора подтверждающие это фотографии участка. Также фотографии можно направить с сопроводительным письмом на электронную почту: ecology@mosenergosbyt.ru.

На основании предоставленных материалов региональным оператором будет рассмотрен вопрос о проведении перерасчёта.

Кому платят дачники?

Если частные домовладения входят в состав СНТ, ДНТ, ДНП, коттеджных посёлков, которые обслуживает управляющая организация, то в соответствии с действующим законодательством сбор и передачу Региональному оператору накопленных отходов осуществляют непосредственно органы управления таких организаций, которые в качестве юридических лиц самостоятельно заключают соответствующие договоры с Региональными операторами. Соответственно, оплата услуги «Обращение с ТКО» в адрес Регионального оператора непосредственно жителями не предусмотрена.

Однако, как следует из обращений клиентов, некоторые собственники земельных участков из вышеуказанной категории всё-таки ошибочно получили ЕПД с включённой в него услугой «Обращение с ТКО».

В целях исправления данной ошибки в настоящее время органы местного самоуправления совместно с Региональными операторами по поручению Министерства ЖКХ Московской области производят повторную выверку адресных перечней для исключения из них дачников. Однако данный процесс может занять некоторое время.

Для более оперативного разрешения данного вопроса председатели СНТ (ДТН, ДНП, руководители управляющих организаций) могут направить любым удобным способом в адрес Регионального оператора обращение с указанием номеров лицевых счетов по ЕПД каждого жителя и приложением копий документов, подтверждающих наличие на конкретной территории соответствующего способа управления. После предоставления документов Региональный оператор исключит из адресного перечня все перечисленные адреса.

Также жители могут обратиться к Региональным операторам по аналогичной схеме самостоятельно.

Куда жаловаться, если не вывозят мусор?

В случае выявления жителями фактов несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов или при наличии иных жалоб на работу Регионального оператора, жителям рекомендуется обращаться на горячие линии Региональных операторов для оперативного решения вопросов вывоза твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в случае возникновения тех или иных вопросов по услуге «Обращение с ТКО» жители Подмосковья могут обращаться на горячую линию по вопросам обращения с ТКО в Московской области: +7(495) 123-36-46, на электронную почту ecology@mosenergosbyt.ru либо через форму обратной связи в личном кабинете клиента.

Качество и организация работ по оказанию Региональными операторами услуги «Обращение с ТКО» находятся вне компетенции АО «Мосэнергосбыт».

Для раздельной оплаты непосредственно поставщикам услуг необходимо указывать номер лицевого счёта у конкретного поставщика и использовать их реквизиты, указанные в нижней части ЕПД.

Оплата за вывоз ТБО в многоквартирном доме

Переход на новую систему обращения с ТБО привел к изменению стоимости сбора и доставки коммунальных отходов на полигоны.


Правила вывоза твердых бытовых отходов (ТКО)

Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору

Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156). Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

Читайте также:  Порядок ведения трудовых книжек будет обновлен

Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.

Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

Управляющие организации и ТСЖ, а также жители многоквартирных домов должны разделять понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных/ремонтных отходов.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами

Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), и сообщает следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее – Правила N 1156).

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее – Основы ценообразования).

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом “з” пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее – Правила N 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту “д (2)” пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

в договоре управления многоквартирным домом – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Постановление N 290)).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под “организацией” понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 – 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Одновременно сообщаем следующее.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

– установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента городской среды
А.Н. Огурцова

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

МосОблЕИРЦ разъясняет порядок начислений и расчетов за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в городском округе Домодедово

Что изменилось? С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.

Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»? В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в Московской области. Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ. В Домодедово услуги по вывозу мусора осуществляет ООО «Каширский региональный оператор».

Для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.

В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?» Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получает абонент, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.

Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».

Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт».

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов? Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), норматива накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.

Объем накопления отходов, в свою очередь, складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения.

В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: тариф умножается на объем накопления (0,114 куб. м на кв. м), умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).

Для жителей Домодедово все данные по произведенным оплатам за предыдущие месяцы (периоды) будут учтены при расчете начислений и отразятся в платежных документах, которые жители получат в первых числах мая.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений? Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.

Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома? Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора – г. Домодедово ул. Текстильщиков д.1 Б офис 201

Читайте также:  Плата за водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году

Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения.

Основания для перерасчета платы за услугу «обращение с ТКО». Законодательство предусматривает перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе по следующим основаниям:

– в связи с временным отсутствием потребителя;

– в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.

Размер платы за услугу «обращение с ТКО» в Московской области определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающий. Таким образом. перерасчет платя за услугу в связи с временным отсутствием потребителя в помещении не предусмотрен.

Во втором случае, когда коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывалась за расчетный период в неполном объеме или не оказывалась вовсе, потребитель вправе требовать изменения платы вплоть до полного освобождения от ее внесения – в соответствии с положениями глав IX, X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов (утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и направляет претензию с обоснованным требованием перерасчета. Исполнителем услуги, в зависимости от договорных условий, может быть управляющая организация или региональный оператор по обращению с ТКО. На основании обоснованного требования потребителя исполнитель услуги производит корректировку потребленного объема услуги и направляет соответствующую информацию в адрес платежного агента – МосОблЕИРЦ, с указанием необходимости проведения перерасчета. На основании этой информации МосОблЕИРЦ формирует платежный документ с актуальной информацией по услуге «обращение с ТКО».

Льготы. Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23.03.2006 №36/2006-03 в редакции закона от 04.03.2019 №23/2019-ОЗ предусмотрены ежемесячные денежные компенсации по услуге «обращение с ТКО» для пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда и других категорий граждан. Также ежемесячная денежная компенсация предусмотрена для пенсионеров:

• 30% стоимости услуги – неработающим пенсионерам до 70 лет;

• 50% стоимости услуги -пенсионерам от 70 до 80 лет;

• 100% – пенсионерам старше 80 лет.

Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты. В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Своевременная и полная оплата ЖКУ позволяет регулярно получать все установленные законодательством субсидии и денежные компенсации.

Как оплачивать услуги по вывозу мусора без комиссии? Жители многоквартирных домов – абоненты МосОблЕИРЦ – могут без комиссии оплачивать услугу «обращение с ТКО» с помощью личного кабинета на сайте или в мобильном приложении МосОблЕИРЦ.

Безкомиссионная оплата в личном кабинете МосОблЕИРЦ доступна для тех абонентов, кто оплачивает услугу «Обращение с ТКО» в составе единого платежного документа за ЖКУ, а также для тех, кто получает отдельные платежные документы от МосОблЕИРЦ на оплату взноса на капитальный ремонт и услуги «обращение с ТКО».

Для жителей частных домов, расположенных в Московской области, услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Оплачивать услугу без комиссии жители индивидуальных жилых домов могут в личном кабинете АО «Мосэнергосбыт». Для удобства абонентов МосОблЕИРЦ и АО «Мосэнергосбыт» разработан новый Единый личный кабинет https://my.mosenergosbyt.ru.

По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию» Министерства ЖКХ Московской области – 8 (495) 123-36-46.

По вопросам начислений за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» организована единая «горячая линия» МосОблЕИРЦ 8 495 120-27-71.

Льготы. Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23.03.2006 №36/2006-03 в редакции закона от 04.03.2019 №23/2019-ОЗ предусмотрены ежемесячные денежные компенсации по услуге «обращение с ТКО» для пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда и других категорий граждан. Также ежемесячная денежная компенсация предусмотрена для пенсионеров:

Правила вывоза отходов в частных домах: договор, размер оплаты услуги, штрафы

Жители частного сектора будут обязаны платить за вывоз мусора. Какие документы должны оформлять владельцы частных жилых домов, на что обратить внимание при заключении договора на оплату коммунальных услуг по вывозу мусора, какова стоимость, размер платы и предусмотрены ли штрафы для тех, кто не соблюдает правила вывоза отходов.

Владельцы и жители частных домовладений будут обязаны оплачивать коммунальную услугу по вывозу мусора, – заявила председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. Такая норма будет прописана в поправках в законодательство об обращении с отходами, над которыми работают сегодня законодатели.

Напомним, что на сегодня вывоз мусора является обязательной коммунальной платой для жителей многоквартирных домов, частный сектор заключает такой договор по собственному желанию.

Как сказала Тимофеева, мусор – это не бесплатная история… «Мы с вами, как жители страны, должны за это заплатить – это правильно… Сегодня жители многоквартирных домов получают в платежке ту коммунальную услугу, которая называется вывоз мусора. Для жителей частного сектора – это не обязательно», – подчеркнула глава комитета.

На сегодня в поправках, которые внесены в законодательство, есть понимание, что это будет обязательная плата.

На данный момент обсуждается вопрос дифференциации тарифов для жителей города и села. Тимофеева считает, что нельзя на селян возложить бремя больше, чем на горожан. По ее словам, тариф в сельской местности будет также зависеть от количества членов семьи.

Можно ли уже сегодня, не дожидаясь принятия законопроекта, решить «мусорную проблему» частного сектора? Разумеется можно, опираясь при этом на действующее законодательство.

Напомним, что на сегодня вывоз мусора является обязательной коммунальной платой для жителей многоквартирных домов, частный сектор заключает такой договор по собственному желанию.

Про цены и проценты

Евгений Акимович, самый частый вопрос, который задают читатели “Российской газеты”: почему в других регионах тарифы на вывоз мусора рассчитываются по числу зарегистрированных жителей, а в Подмосковье – исходя из метража домов и квартир? Ведь мусор производят люди, а не квадратные метры!

Евгений Хромушин: У Подмосковья есть особенность, с которой другие регионы не сталкиваются. Помимо 7,6 миллиона зарегистрированных жителей в области еще более 2,6 миллиона незарегистрированных. Это 1,8 миллиона дачников, которые живут у нас с весны по осень, и 0,8 миллиона временных рабочих по разным направлениям. То есть фактически мусор производят 10 с лишним миллионов человек. Если бы мы установили тариф на его вывоз исходя из числа зарегистрированных граждан, а не по площади, то местные жители оплачивали бы эту услугу за приезжих. И тарифы пришлось бы устанавливать на треть выше существующих, а это неприемлемо для большинства населения области.

Какие они сейчас?

Евгений Хромушин: У жителей многоквартирных домов в платежках за январь появилась новая строка “Обращение с ТКО”, теперь им услуга вывоза и утилизации мусора стала обходиться в среднем в 8 рублей с квадратного метра. Но обратите внимание: раньше стоимость этой услуги была “зашита” в строку “Содержание и ремонт” и составляла в среднем по области 5 рублей за метр. Теперь стоимость содержания и ремонта уменьшилась в среднем на эти же 5 рублей за метр. Эти деньги ушли в новый тариф за вывоз мусора, таким образом, реальный рост тарифа составил порядка трех рублей. К примеру, для квартиры площадью 50 метров плата за мусор составляет всего 160 рублей. Мы просчитывали: с новым тарифом средний ежемесячный платеж за коммунальные услуги для жителей области вырос не более чем на 2,5 процента. Это самый низкий рост в ЦФО.

В индивидуальном жилом секторе ситуация была такова. Примерно половина собственников ИЖС имела договоры на вывоз мусора и платила по тарифам мусоровывозящих организаций. А вторая половина вывозила свой мусор куда придется – на контейнерные площадки многоквартирных домов, магазинов или вовсе домой в Москву, откуда этот мусор все равно возвращался к нам на полигоны. Перед нами стояла задача не распугать новыми тарифами первую половину и мотивировать к платежам вторую. Поэтому по утвержденным тарифам сегодня практически никто не платит. Прежде всего всему частному сектору мы дали скидку в 30 процентов. Затем установили предельную стоимость: жители домов площадью до 100 метров ежемесячно платят за мусор не более 200 рублей. Для домов от 100 до 150 метров платеж не превысил 400 рублей, от 150 до 200 метров – 450 и так далее. Кроме того, собственники, чьи дома расположены в радиусе двух километров от полигонов и объектов переработки отходов, получили 70-процентную скидку.

В садоводческих товариществах в тариф за вывоз мусора также включена сезонная 50-процентная скидка, и ежемесячный платеж члена СНТ не превысит 65 рублей.

Но есть ведь еще и пенсионные льготы?

Евгений Хромушин: Безусловно. Мы четко выверили систему оплаты по новому тарифу, чтобы защитить неработающих пенсионеров. Принят областной закон, по которому с момента выхода на пенсию человек получает компенсацию в размере 30 процентов от тарифа на вывоз мусора. После достижения 70-летнего возраста компенсация возрастает до 50 процентов, а жители области старше 80 лет за мусор не платят вообще. А поскольку вывоз мусора теперь стал коммунальной услугой, все граждане, имеющие право на льготы по оплате коммуналки, получили их и по вывозу мусора.

А читатели пишут нам, что в квитанциях выставлены полные суммы, без учета льгот.

Евгений Хромушин: В Московской области все льготы монетизированы. Платежная квитанция выставляется полным рублем, а компенсации льготникам потом поступают на карту или их вместе с пенсией приносит почтальон.

И еще одна проблема, на которую указывают читатели. “Сегодня был случайным свидетелем, как в мусоровоз погрузили два разноцветных контейнера. Зачем тогда эта профанация с раздельным сбором?” – возмущается Валентин Викторович Синицкий.

Статья 139. Тайна усыновления ребенка

1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Комментируемая статья не определяет, какие именно сведения относятся к тайне усыновления, однако из нее следует, что к такой информации следует отнести любые сведения, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок был некогда усыновлен. Это сведения о факте:

Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение

Тайна усыновления и ее обеспечение лежит на многих лицах. Среди них:

  • Судьи, которые вынесли постановление об усыновлении;
  • Все должностные лица, которые осуществили факт государственной регистрации;
  • Прочие лица, которые касаются так или иначе процесса усыновления:
    • Сотрудники органов опеки и попечительства;
    • Медицинские работники;
    • Сотрудники детских организаций, где находились усыновленные дети;
    • Родственники, друзья и знакомые семьи, которая занималась усыновлением.

Согласно правилам усыновления, сотрудники органов записи актов гражданского состояния без согласия усыновителей не имеют права предоставлять какие-либо сведения и выдавать документы, которые разглашают информацию об усыновителях и ребенке.

Если суд признает причины уважительными, изменения по дате рождения могут вноситься в свидетельство рождения ребенка, которому исполнился год или более. По такому же положению может изменяться также и дата регистрации акта о рождении.

Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение предусмотрены нормами Семейого кодекса, которые призваны предупреждать распространение информации о состоявшемся факте усыновления. Так, женщинам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск по беременности и родам (вместо отпуска по усыновлению) со дня усыновления и в течение 70 календарных дней, а при усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней.

Согласно правилам усыновления, сотрудники органов записи актов гражданского состояния без согласия усыновителей не имеют права предоставлять какие-либо сведения и выдавать документы, которые разглашают информацию об усыновителях и ребенке.

Тайна усыновления.

Одним из важных и очень спорных элементов процедуры принятия усыновляемого ребенка в новую семью является проблема тайны усыновления. Наличие данного понятия в правовом поле сложной и многогранной процедуры усыновления вносит значительные коррективы и изменения в значение ее проведения и наступления возможных последствий.
Понятие тайна усыновления существует в мировой юридической практике уже достаточно давно. Во многих странах данный институт получил широкое распространение и достаточно сильно развит. В ряде стран Европы и США действует так называемый открытый принцип усыновления (удочерения), так как обеспечение тайны противоречит международным конвенциям, касающихся защиты прав детей. В таких странах не скрывается факт усыновления, нет запретов на распространение информации, касающейся проведения данной процедуры и ее субъектов, родителям не представляется сложностью найти своих детей, усыновленных другими людьми, разглашение тайны усыновления не несет за собой ответственности. В данном случае главенствующим выступает принцип, который подразумевает условие необходимости знать, кто настоящие родители ребенка. Только свобода, открытость и освещение правды может положительно сказаться на внутреннем климате общения в приемных семьях.
В ряде других стран, в перечне которых расположилась и Россия, утверждено мнение, что необходимость сохранять тайну усыновления оправдана. Не разглашение тайны усыновления преследует сразу несколько целей:

защита от возможных попыток преследования и оказания влияния на личную жизнь со стороны кровных родственников малыша, в том числе и самих родителей. Очень часто такие люди с различными целями пытаются найти свое «родное» чадо, и какими бы ни были эти цели, они в большинстве случаев вредны для малыша;

Читайте также:  Что делать с порванными деньгами

охрана особой, уязвимой зоны взаимоотношений между усыновленным и усыновителями. Известно, что нормальные здоровые отношения с ребенком, можно построить, только основываясь на доверии, любви и внимании. Отношения родителей и детей очень легко разрушить, что и происходит в большинстве случаев, когда со стороны приносится весть о том, что девочка или мальчик не родные, попали в семью в результате усыновления (удочерения);

защита психологического, психического и морального здоровья как детей, так и родителей в таких семьях. Сообщение малышу о том, что его мама и папа не родные, может нанести серьезную травму его психике, разрушатся его представления об окружающем мире. На родителей может оказываться угнетающее и травмирующее давление во взаимоотношениях с окружающими, которые могут использовать в своих целях общеизвестную информацию об усыновлении (удочерении);

тайна при усыновлении и наличие угрозы наступления последствий за ее нарушение, позволяет устранить возможность использования такой информации в своих интересах сотрудников государственных и иных инстанций, обладающих возможностями воспользоваться такого рода данным. В частности, такая мера запрещает предоставлять информацию кровным матери или отцу, которые в попытках найти и вернуть ребенка, могут прибегнуть к различным способам получения нужных данных.

Имея в виду всю важность и сложность проблемы усыновления, защиты девочек и мальчиков, лишенных возможности жить с родными матерью и отцом, и людей, желающих иметь детей, но не имеющих такой естественной возможности в российском законодательстве очень большое внимание уделено тайне усыновления. Понятие тайна при усыновлении фигурирует и регламентируется в законах и актах семейного, гражданского и уголовного права и затрагивает напрямую или косвенно несколько блоков регулирования взаимоотношений при осуществлении процедуры по усыновлению (удочерению).
Напрямую тайна усыновления зафиксирована в форме запретительной нормы производить действия по разглашению информации, касающейся данного вопроса, всем должностным лицам, в трудовую деятельность которых входит работа с такими данными, и другим людям, по иным причинам получившие доступ к ним.

« Пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации: «Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка».

Разглашение тайны усыновления влечет за собой наступление ответственности, но только в том случае, если такая ситуация произошла без одобрения лиц, являющихся приемными родителями. Тайна усыновления касается распространения сведений, затрагивающих:

его важные контактные данные;

контактные данные и сведения, касающиеся его биологических родителей.

Действие норм законодательства о тайне усыновления распространяется на:

– судей и других сотрудников судебной инстанции;

– работников органов ЗАГС;

– уполномоченных специалистов органов, осуществляющих функции опеки и попечительства;

– сотрудников органов прокуратуры.

– работников воспитательных и здравоохранительных организаций, служб защиты населения;

– родственников (включая родителей) обеих сторон участников процедуры (усыновителей и усыновляемых), а также друзей и знакомых.

Помимо данной нормы, напрямую относящейся к вопросу тайны усыновления, косвенно данный аспект связан с установленной возможностью корректировки инициалов и даты рождения детей, при реализации процедуры усыновления, изменения данных, содержащихся в различных регистрационных актах органов государственной власти. Данная мера напрямую направлена на усложнение возможности найти усыновленного ребенка биологическими родителями, которые могут по прошествии определенного времени одуматься и решить вернуть в свою жизнь малыша.
В некоторых случаях усыновители не считают нужным сохранять тайну. Еще одним проявлением, связанным с понятием защиты тайны, является обязательное проведение судебного заседания в режиме закрытого слушания, где может присутствовать ограниченный круг лиц. Тайна при усыновлении может не применяться в следующих случаях:

– усыновители не считают нужным сохранять тайну;

– ребенку исполнилось 10 лет или он помнит своих кровных мать и отца.

– если ребенок болен и его лечение зависит от распространения конкретных данных процедуры, необходимости найти биологических родителей или иных родственников.

Тайна усыновления действует только до наступления совершеннолетия ребенка, ответственность за ее раскрытие также не может наступить с этого момента. Отсюда выделяются временные рамки действия данного ограничительного института. Это период с момента узаконения усыновления до наступления совершеннолетия, отмены усыновления или разглашения информации с разрешения усыновителей.

Последствия нарушения

За разглашение тайны усыновления законодателем предусмотрена ответственность. Степень наказания достаточно широко варьируется, из чего можно сделать вывод, что при рассмотрении данного вопроса для суда очень важны причины, детали и последствия предания огласке ключевых данных о процедуре.

Ответственность может быть следующей:
– финансовой – выраженной в форме штрафных санкций, которые могут быть оценены в размере от ста до двухсот величин минимальных размеров оплаты труда, или в размере суммы эквивалентной заработку или доходу на работе за один или два месяца трудовой деятельности.

– принудительные работы в качестве исправительной меры наказания на срок до двенадцати месяцев.

– заключение под стражу в качестве арестованного на срок до четырех месяцев.

– запрет на исполнение обязанностей на определенных должностях или работать в определенной сфере сроком до трех лет.

Тайна усыновления действует только до наступления совершеннолетия ребенка. Таким образом, предусмотрена возможность определения наказания исходя из конкретных обстоятельств. Предание огласке тайны усыновления может быть осуществлено:

– в результате корыстного умысла – под данным действием следует понимать передачу сведений без согласия усыновителей с целью получения выгоды или с намерением нанести вред одной из сторон процедуры;

– по причине сложившихся жизненных обстоятельств.

От данных и иных деталей и будет зависеть степень ответственности за данное нарушение закона. На практике наказание в отношении лиц, ставших причиной разглашения информации об усыновлении – достаточно редкое явление.
Как следует из вышесказанного, тайна при усыновлении – очень неоднозначный и сложный вопрос. Какие же плюсы и минусы от ее действия можно выделить?

К плюсам относятся:

Главным преимуществом отмечается возможность развиваться, расти и воспитываться ребенку в естественных семейных условиях, не обремененных негативными факторами из прошлого. Тем более, в нашей стране очень часто причиной того, что дети остаются без попечения родителей, служит невыполнение родителями своих функций, алкоголизм и наркомания. В таких ситуациях тайна усыновления и ее разглашение выступает в качестве меры обеспечения отстранения и ограждения детей от возможности столкновения с данными негативными явлениями.

Наличие данного действующего института позволяет также защитить ребенка от возможности и попыток найти его нерадивыми родителями и разрушить сложившиеся полноценные отношения между приемным ребенком и его приемными родителями.

Защита интересов лиц, являющихся усыновителями. Так такая информация во многих случаях может негативно сказаться на остальных сферах жизни таких людей – профессиональной, повседневной. Также усыновление служит во многих случаях единственной возможностью стать родителем, по причине бездетности или проблем с зачатием, а распространение такой информации может стать причиной нанесения психологической травмы приемной матери или отцу.

К положительным моментам также можно отнести и увеличение вероятности усыновления публичными людьми, которые являются предметом активного обсуждения обществом.

К негативным моментам стоит отнести следующее:

Ребенок не может воспользоваться правом на информацию и ее использованием в полной мере. Так, современные исследования и статистические данные показывают, что многие дети хотят найти и знать своих настоящих родителей, наладить с ними связь, несмотря на их положение и состояние.

Ущемляются права биологических родителей, которые из-за стечения неблагоприятных жизненных обстоятельств могут навсегда потерять своих любимых детей и никогда не смогут найти их в будущем.

Наличие уголовной ответственности в ситуации, когда в обществе и в государственных кругах, в компетенцию которых входит данный вопрос, нет единого мнения по данному вопросу. Жесткость ответственности за сохранение тайны при возможности ее полной отмены в ближайшем будущем нельзя назвать нормальным положением вещей.

Вероятность отмены усыновления, влечет за собой очень серьезные последствия для ребенка и его биологических родителей. Неожиданное раскрытие утаиваемой информации может нанести серьезную психологическую травму маленькому человеку. Аналогично, когда не владеющие информацией о ребенке биологические родители могут неожиданно получить такое известие, которое может очень негативно сказаться на ситуации, если есть новая семья, другие дети и так далее. Негатив заключается в том, что родитель не хотел скрывать наличие ребенка просто в силу действия данной нормы не мог знать о его существовании или местонахождении.

Таким образом, вопрос о тайне усыновления и ее правовом значении остается открытым. Невозможно назвать данную меру положительной или отрицательной, она несет в себе как вредные, так и полезные элементы. Однозначным выглядит вывод о том, что данное правовое понятие и его реализация будет трансформироваться и видоизменяться по мере изменения и развития нашего общества, государства и основных правых принципов регулирования жизни в их рамках.

Ведущий специалист – эксперт

отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры,

– заключение под стражу в качестве арестованного на срок до четырех месяцев.

Последние новости

  1. Ребенок живет в новой семье в полной уверенности в том, что он родной.
  2. Биологические родители не смогут вмешиваться в жизнь ребенка. А иногда такое влияние может быть просто опасным.
  3. Прошлое биологических родителей, причины по которым они бросили ребенка иногда шокируют. Эта информация трагически воспринимается взрослыми, не говоря уже о ребенке.

Семейная тайна

История началась с того, что в суд обратилась взрослая женщина, которую в младенчестве удочерила и воспитала другая семья. Став взрослой и выйдя замуж, истица обратилась в ЗАГС с просьбой показать ее настоящее свидетельство о рождении и дать информацию о своих биологических родителях. В ЗАГСе ей предоставить такую информацию отказались, сославшись на “недопустимость раскрытия тайны усыновления”.

В суд женщина пришла с иском, в котором оспаривался отказ ЗАГСа. Истица со слов своих приемных родителей знала, что по первому свидетельству о рождении у нее были другие имя, отчество и фамилия. Знала, что в этом свидетельстве есть имя и фамилия ее биологической матери, а сведений об отце не было. Знала, что мать от нее официально отказалась. А когда приемные родители ее удочерили, они дали ей новое имя, фамилию и отчество. И девочке было выписано другое свидетельство о рождении.

В своих заявлениях сначала в ЗАГС, а потом и в суд гражданка указала, что сведения о биологической матери ей необходимы “для раскрытия генетической истории семьи, а также выявления (диагностики) наследственных заболеваний”.

Но местный районный суд, а потом и апелляция гражданке в ее просьбе отказали. Местные суды заявили, что запрашиваемые сведения “относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом”. А на довод, что приемные родители сами рассказали взрослой дочери правду и даже дали письменное согласие, чтобы она узнала о своей биологической матери, суды заявили следующее. По их мнению, “согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не может являться основанием для предоставления персональных данных биологических родителей”. С такими аргументами не согласился Верховный суд. И объяснил почему.

Верховный суд начал с Семейного кодекса, со статьи 139. В этой статье говорится про тайну усыновления и о том, что чиновники, которые регистрируют усыновление, или просто граждане, узнавшие тайну усыновления, обязаны ее хранить. А граждане, разгласившие тайну “против воли усыновителей”, отвечают за это по закону. Охрана тайны усыновления предусмотрена еще и Законом “Об актах гражданского состояния”. В нем сказано (статья 47), что работники ЗАГСов не имеют права без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и “выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребенка”.

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод: разглашать тайну усыновления не допускается “против воли усыновителей”, и за это привлекают к ответственности.

По правовой позиции Конституционного суда законодатель исходил из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить ребенку моральные страдания, отразится на всей его жизни. А возможность рассказать ребенку правду законодатель связал исключительно с волей усыновителей. В нашем случае суд установил, что приемные родители добровольно дали согласие на раскрытие тайны усыновления.

Верховный суд также остановился на Конвенции ООН о правах ребенка, в которой закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих подлинных родителей. Там же сказано, что у ребенка есть право на семейные связи, которые вместе с гражданством и именем – элемент сохранения индивидуальности.

Верховный суд рассказал и о практике Европейского суда по правам человека по делам, связанным с раскрытием информации об усыновлении. В решениях этого суда по разным странам проходила главной мысль, что у человека есть право знать своих предков.

Наша Конституция (статья 24) обязывает органы власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающие права и свободы гражданина. А Конституционный суд заявил, когда рассматривал аналогичное дело, что ограничения в праве знать своих настоящих предков, которые прописаны в этих двух законах, “не должны приводить к исключению возможности осуществления этого права”. В ситуации с усыновлением сведения о происхождении, хотя и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи, для выявления наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и прочее. В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, целью истицы было получение сведений о биологической матери, установление возможных заболеваний и генетической истории семьи, выявление биологических связей, получение возможности диагностировать наследственные заболевания. Все решения местных судов пересмотрят.

Но местный районный суд, а потом и апелляция гражданке в ее просьбе отказали. Местные суды заявили, что запрашиваемые сведения “относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом”. А на довод, что приемные родители сами рассказали взрослой дочери правду и даже дали письменное согласие, чтобы она узнала о своей биологической матери, суды заявили следующее. По их мнению, “согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не может являться основанием для предоставления персональных данных биологических родителей”. С такими аргументами не согласился Верховный суд. И объяснил почему.

Ссылка на основную публикацию