Штрафы за нарушение валютного контроля

Общая оценка изменений

В условиях, когда сама обоснованность многих валютных ограничений находится под большим вопросом, смягчение ответственности за ряд нарушений следует поддержать. Однако конструкция норм об ответственности становится все сложнее и запутаннее, а противоречия подходов к схожим нарушениям хотя и не лишают возможности применить закон, но вряд ли могут быть признаны оправданными. Ряд противоречий вызывает сомнения, отражают ли они сознательные цели законодателя или дефекты юридической техники.

Более того, не предусмотрен пониженный штраф исходя из ключевой ставки Банка России, когда обязанность все же выполнена, хотя и с просрочкой.

С 31 июля снизятся штрафы за ряд нарушений валютного законодательства

Как следует из поправок к КоАП РФ, за невыполнение обязанности по репатриации денег штрафовать юрлиц и ИП будут по-новому.

Если сумма обязательств по внешнеторговому договору с нерезидентом определена в рублях и оплата в них же, то штраф для экспортеров составит от 3 до 10% от не зачисленной вовремя суммы. Если же оплата предусмотрена в иностранной валюте, оштрафуют в размере от 5 до 30% данной суммы. При этом сохранится возможность назначить штраф в размере 1/150 ключевой ставки от несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки.

Сейчас помимо указанного штрафа в размере 1/150 ключевой ставки предусмотрен штраф от 3/4 до всей незачисленной суммы.

В отношении профессиональных участников внешнеэкономической деятельности будут установлены еще более значимые послабления. В частности, за несвоевременную репатриацию денег экспортеру будет грозить предупреждение или штраф от 3 до 5% данной суммы. Это касается юрлиц и ИП.

Для импортеров предусмотрены сходные изменения.

Закон содержит и другие нововведения. Например, установят: ответственность за рассмотренные нарушения применяется по истечении 45 дней после окончания срока выполнения соответствующей обязанности.

Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬИ 3.5 И 15.25 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

7 июля 2020 года

15 июля 2020 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 30, ст. 4005; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 30, ст. 4584; N 47, ст. 6601, 6602; N 50, ст. 7351, 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320, 4329; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3469, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4040; N 31, ст. 4191; N 44, ст. 5624; N 48, ст. 6163; N 49, ст. 6343; N 51, ст. 6683, 6696; N 52, ст. 6961, 6994; 2014, N 6, ст. 557, 566; N 11, ст. 1096; N 19, ст. 2302, 2317, 2335; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7548; 2015, N 1, ст. 35, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1804; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3950, 3972; N 29, ст. 4354, 4374, 4391; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6710, 6716; N 51, ст. 7249; 2016, N 1, ст. 59, 63, 84; N 7, ст. 918; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490; N 26, ст. 3871, 3877, 3881; N 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456; N 18, ст. 2664; N 23, ст. 3227; N 31, ст. 4814, 4816; N 47, ст. 6851; N 52, ст. 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 15, ст. 2035; N 31, ст. 4825, 4826, 4827, 4828; N 41, ст. 6187; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7128; N 53, ст. 8447; 2019, N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1820; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 30, ст. 4119, 4120, 4121; N 44, ст. 6178; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2019, 2029) следующие изменения:

а) пункт 2 части 1 после слов “в Российскую Федерацию,” дополнить словами “либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента,”;

б) в части 3 после слов “в Российскую Федерацию,” дополнить словами “либо суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента,”, слово “сумме” заменить словом “суммы”;

2) в статье 15.25:

абзац первый после слов “счета (вклады) в банках” дополнить словами “и иных организациях финансового рынка”;

в абзаце втором слова “от трех четвертых до одного размера” заменить словами “от 75 до 100 процентов”;

б) в абзаце первом части 2 слова “, расположенном за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации”;

в) в абзаце первом части 2.1 слова “, расположенном за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации”;

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и (или) на банковский счет финансового агента (фактора) – резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) – резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) – резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) – резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи,-

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств, и (или) в размере от 3 до 10 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), сумма обязательств по которому определена в валюте Российской Федерации и условиями которого предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, и (или) в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключен договор займа; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.”;

д) дополнить частями 4.2 и 4.3 следующего содержания:

“4.2. Невыполнение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и (или) на банковский счет финансового агента (фактора) – резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) – резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) – резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) – резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них,-

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4.3. Невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4, 4.1 и 4.2 настоящей статьи,-

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.”;

е) абзац второй части 5 изложить в следующей редакции:

“влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств, и (или) в размере от 3 до 10 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте Российской Федерации и условиями которого предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, и (или) в размере от 5 до 30 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.”;

Читайте также:  Вахтовый метод работы по Трудовому кодексу

ж) часть 5.1 после цифр “4.1” дополнить цифрами “, 4.3”;

абзац первый после цифр “4.1” дополнить цифрами “, 4.2, 4.3”;

в абзаце втором слова “от трех четвертых до одного размера” заменить словами “от 75 до 100 процентов”;

и) дополнить частью 5.3 следующего содержания:

“5.3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности,-

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3 до 5 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств.”;

к) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:

“6. Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) – резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов-“;

л) в абзаце первом части 6.1 слова “сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или” исключить, слова “в банках за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации,”, слово “банковских” исключить;

м) в абзаце первом части 6.2 слова “сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или” исключить, слова “в банках за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации,”, слово “банковских” исключить;

н) в абзаце первом части 6.3 слова “сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или” исключить, слова “в банках за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации,”, слово “банковских” исключить;

о) дополнить частью 6.3-1 следующего содержания:

“6.3-1. Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.”;

п) в абзаце первом части 6.4 слова “в банках за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации,”, слово “банковских” исключить;

р) в абзаце первом части 6.5 слова “в банках за пределами территории Российской Федерации” заменить словами “в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации,”, слово “банковских” исключить;

с) дополнить примечаниями 7 – 9 следующего содержания:

“7. Административная ответственность, установленная частями 1 и 4 настоящей статьи за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, указанная в настоящем примечании административная ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств.

8. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к резиденту, заключившему с нерезидентом внешнеторговый договор (контракт), если сумма обязательств по такому внешнеторговому договору (контракту) равна двумстам тысячам рублей или не превышает двухсот тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной двумстам тысячам рублей, или не превышает ее.

9. Административная ответственность, установленная частями 4 – 4.3, 5, 5.2 и 5.3 настоящей статьи, применяется по истечении сорока пяти дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.”.

к) абзац первый части 6 изложить в следующей редакции:

1. Суммы штрафов

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей.

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

Снижение штрафа за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств

В части 4 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность резидентов за невозврат в российские банки денежных средств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, оказание услуг, а также по договорам займа, изменяется следующим образом:

– если валютой внешнеторгового договора является российский рубль, то штраф за невозврат денежных средств на счет юридического лица или ИП в российском банке составит от 3 до 10 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

– если был заключен внешнеторговый договор в иностранной валюте или договор займа, то штраф за невозврат денежных средств по такому договору на российский счет физического лица, юридического лица или ИП составит от 5 до 30 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

В обоих перечисленных выше случаях размер штрафа существенно уменьшается по сравнению с установленным ранее диапазоном от 75 до 100 процентов;

– впервые появляется однозначное указание на то, что к ответственности за совершение данного правонарушения могут быть привлечены и физические лица без статуса ИП. Как представляется, такое уточнение в большей степени относится к заключенным физическими лицами договорам займа, в том числе если заемщиками по ним являются принадлежащие самим физическим лицам-резидентам иностранные организации.

Ответственность за невозврат средств по внешнеторговым договорам и договорам займа может применяться не только к юридическим лицам и ИП непосредственно, но и к должностным лицам российских организаций. Размер штрафа для должностных лиц не был изменен по сравнению с действующей редакцией и по-прежнему составляет от 20 000 до 30 000 рублей.

Читайте также:  Можно переписать долю комнаты на детей?

Если имело место нарушение предусмотренного соответствующим договором срока зачисления денежных средств на счет резидента в российском банке, а не невозврат средств вовсе, то в отношении резидента применяется предупреждение или штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы подлежащих возврату денежных средств за каждый день просрочки. В данном случае размер штрафа также не был изменен.

– если был заключен внешнеторговый договор в иностранной валюте или договор займа, то штраф за невозврат денежных средств по такому договору на российский счет физического лица, юридического лица или ИП составит от 5 до 30 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

Выбор читателей

Условие освобождение от ответственности – если период просрочки не превысил 90 дней.

Органы контроля

В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

  1. Органы валютного контроля:
    • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
    • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
    • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
    • Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена ст. 167, 168, 169 ГК РФ. В силу данных статей она наступает, когда оспоримая сделка признается недействительной или если было подписано ничтожное соглашение.

Проведение валютных операций физическими лицами

Физические лица могут покупать и продавать валюту только в головных офисах, филиалах, дополнительных или операционных офисах банков. Такие подразделения как пункты обмена валюты упразднили несколько лет назад. При этом гражданин обязан заполнить заявление на осуществление обменной операции с указанием своих паспортных данных.

В соответствии с этим документом Росфинмониторинг отслеживает сделки свыше 600 тыс. рублей. Но банк может сообщить о сделке независимо от суммы, если она покажется подозрительной. При этом кредитное учреждение вправе дать клиенту отказ в проведении операции.

  • Незаконные валютные операции. Это купля-продажа денежных средств, минуя уполномоченные банки, либо проведение операций через счета, открытые в заграничных кредитных организациях. Сюда же относятся сделки в валюте между физическими лицами без участия банка, например, заключение договора займа. Данные правонарушения приводят к взысканию штрафа в размере от ¾ до целой суммы незаконной операции. Для должностных лиц выплата составит от 20 до 30 тыс. рублей.
  • Граждане и юридические лица обязаны сообщать налоговым органам об открытии или закрытии валютных счетов в зарубежных банках, изменении реквизитов в течение 1 месяца. В случае нарушения этого срока либо подачи уведомления в несоответствующей законодательству форме, для граждан штраф составит до 1,5 тыс., для должностных лиц – до 10 тыс., для организаций – до 100 тыс. рублей.
  • Если резидент не сообщит об открытом в зарубежном банке счете, то сумма взыскания для граждан увеличится до 5 тыс., для ответственных лиц – до 50 тыс., для организаций – до 1 млн. рублей.
  • При продаже товаров или оказании услуг иностранным организациям или гражданам поставщик обязан обеспечить поступление денег на счета в уполномоченных российских банках в установленные контрактом сроки. Несоблюдение сроков приведет к наложению штрафа в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ от полученной в дальнейшем суммы за каждый пропущенный день.
  • В случае неполучения денег на счет размер взысканной суммы составит до 50 тыс. рублей для организаций и до 30 тыс. рублей для должностных лиц. Если ответственное лицо раньше уже привлекалось по данному нарушению, то ему грозит до 3 лет дисквалификации.

Штрафы за нарушение валютного контроля

В этом году с большими проблемами сталкиваются импортеры и экспортеры. Из-за логистических ограничений участники внешнеэкономической деятельности не могут вовремя и в полном объеме исполнить контракты, а иностранные контрагенты, пользуясь условиями выхода из контракта, взыскивают пени, штрафы, размеры убытков и упущенную выгоду. В дополнении ситуация влечет за собой риски, связанные с неисполнением требований валютного законодательства России.

Импортер, согласно валютному законодательству, обязан репатриировать , т.е. вернуть, на свой банковский счет уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги. В случае невозврата аванса российский импортер попадает под штраф.

У экспортеров, в свою очередь, присутствует риск неполучения экспортной выручки, что также приводит к штрафам.

Минфин России принял ряд мер, направленных на послабление в части валютного контроля. Изменяются условия наступления и меры административной и уголовной ответственности за нарушение российского валютного законодательства при невыполнении обязанности по репатриации резидентами денежных средств по договорам с нерезидентами.

В июне Минфин представил проект закона о поэтапной отмене репатриации. Планируется, что в будущем валютный контроль заменит контроль за сомнительными операциями, будут оцениваться риски. А пока с 1 января 2021 года можно будет не возвращать до 10% выручки, с 2022 года — до 30% и далее по возрастающей. Планируется, что полная отмена произойдет к 2025 году.

Правда Минфин поддерживает несырьевых экспортеров, а вот Центробанк предлагает более радикальный подход — отменить репатриацию для всех. При этом ЦБ выступает с инициативой закрепить в законе понятие сомнительной валютной операции, чтобы оставалась возможность препятствовать выполнению сделок в сфере теневой экономики.

Регулярность изменений валютного законодательства требует постоянного мониторинга и тщательного изучения. Зачастую, чтобы в них разобраться и вовремя применить на практике, нужна качественная трактовка со стороны специалистов и необходимые пояснения, а если точнее — валютный консалтинг. Сервис ВЭД консалтинга в Ак Барс Банке абсолютно бесплатный. Опытные специалисты банка проанализируют ваш контракт на соблюдение норм валютного законодательства, помогут защитить ваши интересы и снизить риски, подскажут, как не нарушить сроки, быстро пройти валютный контроль и избежать штрафов.

Для повышения квалификации сотрудников клиентов, занимающихся ВЭД, специалистами Ак Барс Банка проводятся семинары по вопросам применения валютного законодательства РФ . Ближайший онлайн-семинар пройдет 8 октября в 11:00. Эксперты обсудят значимые изменения валютного законодательства в 2020 году, нововведения в таможенном регулировании и их влияние на деятельность участников ВЭД, эксклюзивные возможности ТПП для выхода на зарубежные рынки. Регистрация участников по ссылке https://clck.ru/R7qrW

Для участников ВЭД приняты послабляющие изменения

Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, снижены размеры штрафов.

Размер штрафа за нарушение срока репатриации теперь зависит от валюты обязательств, вида внешнеторгового контракта и статуса самого резидента. Размер штрафа от суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, будет определяться следующим образом ( ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ ):

● от 3 до 10 % от суммы, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в валюте РФ и предусмотрена оплата в валюте РФ,

● от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте,

● от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа,

● от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100% .

Предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту) , заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа:

● в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;

● на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей ( ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ ).

Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит:

● от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ,

● от 5 до 30 % от той же суммы, если контракт в иностранной валюте;

● от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 миллионов рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше — от 75 до 100%.

Административная ответственность за нарушение срока представления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена только за просрочку на 90 дней и более, размер штрафа составит:

● на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;

● на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Установлены случаи освобождения от административной ответственности за нарушение порядка проведения валютных операций :

● за нарушение срока репатриации, если сумма контракта равна или не превышает 200 тысяч рублей (или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте);

● если расчеты произведены, минуя счета в уполномоченных банках, но в течение 45 дней резидент зачислил их на вклад или счет в российском банке;

Введен дополнительный срок, после истечения которого возможно применение ответственности за нарушение валютного законодательства. Административная ответственность за нарушение срока репатриации применяется только по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.

Новый сервис валютный календарь в составе систем Ак Барс Бизнес Драйв и Ак Барс Бизнес Онлайн поможет соблюдать все сроки и требования валютного контроля, оперативно оформить документы без ошибок. Событие календаря формируется автоматически на основании представленных клиентами документов валютного контроля, при переходе по ссылке клиенту предоставляются максимально заполненные банком документы и подсказки.

Чтобы поставить на учет экспортный контракт, передайте банку общую информацию о вашем договоре, включите туда данные о валюте и сумме, сроки исполнения обязательств, дату завершения контракта и реквизиты иностранного контрагента. В течение 15 рабочих дней после постановки на учет не забудьте предоставить контракт в банк.

Читайте также:  Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги

Чтобы поставить на учет импортный контракт, необходимо предоставить в банк сам контракт.

Контракт поставят на учет в течение 1 рабочего дня, присвоив ему уникальный номер и открыв на него ведомость банковского контроля.

Сообщайте банку обо всех изменениях контракта , отправляя соответствующую документацию. Если у контрагента поменялись реквизиты достаточно просто заявления. Если вы хотите снять ваш контракт с учета — пишите заявление, сопроводив его документами, объясняющими этот шаг;

При желании вы можете поменять обслуживающее вас финансовое учреждение, передав новому банку контракт и его уникальный номер.

Ак Барс Банк помогает своим клиентам пройти валютный контроль исходя из изменений в валютном законодательстве.

Простой и удобный интерфейс системы Ак Барс Бизнес Драйв позволяет вести досье по валютным контрактам. Вся информация по сделке доступна в одном месте. Можно скачать из досье оригиналы или сформировать предзаполненный данными из контракта новый документ.

● на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей ( ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ ).

Что будет, если не заплатил штраф вовремя?

Для неплательщиков, просрочивших уплату назначенного при лишении прав штрафа, действует более чем жесткое наказание.

Если в течение 60 дней с даты вступления в силу постановления сумма средств не поступит в бюджет, то примерно через 5-10 дней документы будут переданы в УФСПП для принудительного взыскания и применения иных санкций. Приставы «раскрутят» производство через 10 дней и вот уже над должником навис ряд еще более серьезных проблем.

Дополнительно, при длительной неуплате административного штрафа неплательщику грозит:

  • Взыскание с него исполнительского сбора в сумме не менее 1 000 рублей;
  • Наложения административного взыскания по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа в срок, а это или двукратный размер штрафа или же 15 суток ареста на усмотрение судьи с учетом мнения неплательщика. При этом от уплаты штрафа в 30 000 рублей это не освобождает!
  • Опционально по ст. 20.25 КоАП РФ могут быть выписаны и обязательные работы до 50 часов вместо ареста или двойного штрафа.
  • Ограничение выезда за границу, что не самым приятным образом скажется на запланированном и уже предоплаченном отдыхе.
  • Невозможность получения водительских прав назад, если срок лишения истек, но штраф до сих пор не закрыт.

Примечание: Часто неплательщики штрафа попадают в натуральную кабалу. Сперва им назначен штраф в 30 000 рублей. Потом штраф удваивается до 60 000 рублей. А затем, если и 60 000 рублей не загашены, неплательщика снова привлекают по 20.25 и назначают еще один двойной штраф. Так за полгода сумма задолженности перед государством может вырасти с 30 до 200 тыс. рублей.

Полицейские, однако, не чураются и подставлять водителей для получения штрафа:


Для неплательщиков, просрочивших уплату назначенного при лишении прав штрафа, действует более чем жесткое наказание.

Какой размер штрафа за лишение прав: повторное, за пьянку и встречку?

Размер штрафа за лишение

Назначение штрафа при лишении права управления происходит всего по нескольким статьям КоАП, в том числе по повторным нарушениям. Но самого такого понятия, как “” не существует. Для этого нам нужно разобраться в терминологии и выяснить, за какие проступки выносят какие виды наказаний. Это мы и сделаем в статье.

Итак, под финансовой санкцией за изъятие права управления могут подразумеваться совершенно различные нарушения. Все их, актуальные в 2020 году, мы рассмотрим ниже по порядку. А пока выясним их основные типы:

За что лишают прав в 2020 году. Таблица нарушений

Чаще всего водителей лишают прав, когда они садятся за руль нетрезвыми, отказываются от медосвидетельствования или уезжают с места ДТП. Такое наказание возможно и за обычное превышение скорости. Мы собрали все нарушения в одну таблицу и рассказываем, кто и как лишают прав, как водителю оспорить лишение и вернуть права.

Статья КоАП

За что могут лишить водительских прав?

Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от срока наказания.

Лишение на срок до 3 месяцев предусматривает часть 1.1 статьи 12.1 за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Такое же наказание влечет нарушение части 2 статьи 12.2 за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков либо с видоизмененными номерами.

На срок до 6 месяцев предусматривают лишение прав части 4 и 5 статьи 12.9 за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч, либо свыше 80 км/ч. Аналогичное наказание грозит нарушителям статьи 12.10 за выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора. Лишиться прав на полгода можно в результате нарушения части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора; части 4 статьи 12.15 за обгон по встречной полосе; а также по статье 12.16 за движение по дороге с односторонним движением в противоположном потоку направлении.

На срок до 1 года рискуют лишиться прав нарушители части 4 статьи 12.2, управляющие автомобилем с заведомо фальшивыми номерами.

На срок до 1,5 лет по статье 12.5 могут быть отстранены от управления водители, устанавливающие проблесковые маячки и их имитаторы (например, стробоскопы). Такое же наказание предусматривает статья 12.27 для участников ДТП, оставивших место происшествия.

Лишение на срок от 1,5 до 2 лет определено для нарушителей статьи 12.8, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

На срок до 6 месяцев предусматривают лишение прав части 4 и 5 статьи 12.9 за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч, либо свыше 80 км/ч. Аналогичное наказание грозит нарушителям статьи 12.10 за выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора. Лишиться прав на полгода можно в результате нарушения части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора; части 4 статьи 12.15 за обгон по встречной полосе; а также по статье 12.16 за движение по дороге с односторонним движением в противоположном потоку направлении.

lawor › Блог › Наказание за управление автомобилем лишенным прав

Наказание за управление автомобилем лишенным прав

Управление транспортным средством водителем лишенным такого права является административным правонарушением. Наказание за данное нарушение предусмотрено частью 2 статьи 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако, те проблемы, которые могут быть у водителя лишенного прав и севшего за руль автомобиля далеко не ограничиваются тем наказанием, которое указано в ч.2 ст.12.7 КоАП РФ. Поскольку данные проблемы возникают именно в связи с тем, что человек сел за руль лишенный прав, то их тоже можно назвать определенным наказанием.

Давайте постараемся перечислить все возможные проблемы, которые могут быть у лишенца остановленного сотрудниками ГИБДД.

Во-первых, выше уже было упомянуто что управление автомобилем будучи лишенным прав само по себе является административным правонарушением. В части 2 статьи 12.7 КоАП РФ отмечено, что в случае выявления данного нарушения сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном нарушении, предусматривающий наказание в виде ареста, штрафа или обязательных работ.

Суд, рассмотрев дело автолюбителя, если установит, что им действительно было допущено нарушение ч.2 ст.12.7 КоАП РФ (были случаи, когда в качестве лишенных прав в суд доставлялись автолюбители постановление в отношении, которых ещё не вступило в силу, а значить они не считались лишенными права управления транспортными средствами и имели полное право ехать за рулем автомобиля) назначит водителю наказание в виде ареста или штрафа или обязательных работ. Штраф за это нарушение – 30000 рублей, арест может быть назначен на срок от суток до пятнадцати, а обязательные работы назначаются сроком от 100 до 200 часов.

На этом непосредственное наказание автолюбителя за езду лишенным водительских прав как бы заканчивается. Однако есть другие «наказания» (официально эти меры не считаются наказанием, но фактически могут ими являться), которые могут быть применены к автомобилисту, поехавшему за рулем после того, как постановление о лишении прав вступило в силу. Давайте перечислим эти «наказания» (далее – без кавычек):

Во-вторых, наказанием такого автолюбителя является эвакуация транспортного средства при совершении нарушения по ч.2 ст.12.7 КоАП РФ. Если автомобиль уедет на штрафстоянку, то водитель потратит много сил и денег на вызволение автомобиля со специализированной стоянки. Помимо этого автомобиль может быть поцарапан. В таком случае замучаешься доказывать, что царапин не было, если автолюбитель не глядя, подписал протокол о задержании транспортного средства.

Водителю, который нарушил ч.2 ст.12.7 КоАП, но не хочет, чтобы его автомобиль уехал на специализированную стоянку нужно срочно обеспечить приезд на место остановки автомобиля трезвого водителя имеющего право сесть за руль данного автомобиля. Если такой человек успеет добраться на место до того момента как эвакуатор тронется с места, то эвакуация отменяется.

В-третьих, в КоАП есть ответственность за передачу руля человеку заведомо лишенному водительских прав. Если водитель, который был остановлен сотрудниками ГИБДД за езду лишенным прав, укажет на своего товарища (собственника автомобиля) и скажет, что именно он передал ему руль (даже если на самом деле это было не так), то сотрудники ГИБДД составят на того протокол по ч.3 ст.12.7 КоАП РФ. Поскольку ответственность по ч.3 ст.12.7 КоАП РФ предусмотрена в размере 30000 рублей, то вполне возможно, что у автолюбителя появляться новые проблемы, которые будут своего рода ответственностью за первоначальное нарушение.

В-четвёртых, автолюбитель остановленный за езду будучи лишенным прав будет «пробиваться» инспекторами ГИБДД на предмет совершения других нарушений. Как говориться, протоколов мало не бывает, если уж автолюбитель поехал лишенный прав, то вполне возможно допускает и другие нарушения. Такому автолюбителю гарантирована проверка по полной.

На этом, пожалуй, закончим разбираться с тем какое наказание грозит человеку за управление автомобилем лишенным прав. Вместе с тем, эту тему можно было бы продолжить, перечисляя те или иные неприятности, которые грозят при совершении административного правонарушения ч.2 ст.12.7 КоАП.

Суд, рассмотрев дело автолюбителя, если установит, что им действительно было допущено нарушение ч.2 ст.12.7 КоАП РФ (были случаи, когда в качестве лишенных прав в суд доставлялись автолюбители постановление в отношении, которых ещё не вступило в силу, а значить они не считались лишенными права управления транспортными средствами и имели полное право ехать за рулем автомобиля) назначит водителю наказание в виде ареста или штрафа или обязательных работ. Штраф за это нарушение – 30000 рублей, арест может быть назначен на срок от суток до пятнадцати, а обязательные работы назначаются сроком от 100 до 200 часов.

Ссылка на основную публикацию