Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу

Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ»

Людмила Рябова
Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ»

Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Социально-экономические трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность с семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

• Семейный кодекс РФ.

Защита прав и достоинства ребенка в детском саду (часть 1)

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть…

Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в Департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции – решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая – это просто «обслуживающий персонал». Их задача – развлекать и воспитывать ребенка, а родителей – все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

Если эта фраза адресована всем нам, родителям? Если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Если права ребенка в саду – это фантастика, а вот обязанности – закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном

Я была по обе стороны дверей дошкольного учреждения. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я пишу статью с позиции последнего. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут Конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия – физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность!). А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них – Конвенция о правах ребенка и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Что это за законы?

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не выносите сор из избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны (!) сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого… кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т.п. Все это – нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

Если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Читайте также:  Закон о тишине — Московская область

Как воспитатель общается со своими воспитанниками – вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Психологический комфорт

Находясь в учреждении, ребенок имеет полное право на комфортные условия, приближенные к дому. Лет 10 назад можно было допустить, когда недоевшую кашу за малышом нянечка убирает нехотя, с претензиями, угрозами к нему. Сегодня садики современны, чисты, укомплектованы, имеется все необходимое оборудование для игр, развития детей.

Конечно, родителей волнует больше эмоциональная обстановка в учреждениях. Дело не в навороченном оборудовании, а, в первую очередь, отношениях, уважении к малышам, удовлетворении их требований.

Нельзя:

  • запрещать малышу сходить в туалет, если он этого настойчиво просит;
  • грозить отказом в прогулке, если малыш не доел суп либо разлил нечаянно;
  • делить детей на лучших и худших, упрекая последних в этом;
  • отстранять от игр малыша, если он провинился;
  • отделять его от остальных одногруппников, усаживая в угол на отдельный стульчик;
  • повышать голос, кричать на ребенка, равно как и нецензурно выражаться, рассчитывая на то, что дети не поймут, а взрослых, посторонних людей в помещении нет.

Психологическое насилие над детьми, давление, унижение, к сожалению, до сих пор присутствует в детских садах. Родителям нужно бороться с данными проблемами, выносить жалобы на рассмотрение заведующей и, при необходимости, обращаться в полицию и в суд.

Задача родителей – отстаивать права детей и защищать их. Психологический дискомфорт недопустим, бездействовать, оставлять проблемы без внимания — преступление перед малышами, об этом нужно знать и помнить.

  • здоровье, при необходимости дошкольные учреждения должны оказывать медицинскую помощь детям.
  • развитие и реализацию своих творческих, физических возможностей в детском саду. Педагоги обязаны развивать в детях творческие способности, речь, мышление, то есть, проводить различные занятия, развивать способности, имеющиеся у каждого малыша с рождения.
  • психическое спокойствие в коллективе, педагогам нельзя допускать жестокого обращения с детьми, грубого физического и сексуального насилия над ними.
  • Не должно присутствовать эмоционального насилия. Замечания, угрозы, критика оскорбительного характера в адрес своих подопечных недопустимы в ДОУ, также, как нельзя, врать малышам, преднамеренно изолировать их от социума. Метод воспитания с повышением голоса, криками на детей считается у многих вполне нормальным и привычным явлением, но это тоже нарушение прав ребенка. Впечатлительные дети могут быстро травмироваться, психологический вред может отразиться на них в будущем.

Свежие комментарии

  • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Закон РФ «Об образовании» утверждает:

    Имеет ли право детский сад выставлять требование о том, что должен уметь ребенок, идущий в садик?

    Нет, не имеет. Это сделано для предотвращения возможных нарушений прав ребенка.

    1. Перед тем как отправиться в детский сад, специалисты проверяют уровень развития. Они служат только для общей оценки, а ее результаты не могут являться поводом для отказа в приеме.
    2. Если Ваш ребенок засыпает только с соской, воспитатели не должны запрещать ему это делать.
    3. Малыш не знает, как ходить на горшок? Это не повод для получения отказа.
    4. Как бы плохо он себя не вел, его не отчислят. Но это лишь при условии, что он не оказывает физическое насилие на своих сверстников.
    • ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
    • проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
    • постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
    • быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.

    Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня

    Педагоги не всегда допускают детей к занятиям физической культурой, даже если они готовы принимать активное участие в них. Основная мотивация таких действий педагогов – отсутствие формы. Поведение неправильное, потому что:

    • покупка костюма – индивидуальное решение родителей малыша;
    • нарушает право ребенка на полноценное физическое развитие вместе со сверстниками.

    Посещение занятий музыкой для ребенка также часто становится проблематичным, потому что воспитатель не пускает в зал детей без текстов песен, мотивируя это тем, что без них ребенок не сможет принимать активного участия в разучивании.

    Недопуск ребенка на занятие – причина написать жалобу на имя директора либо в управление образования.

    Любая спорная ситуация может решиться мирным путем. Позиция №1 состоит в том, что родители должны узнать распорядок дня в конкретном ДОУ еще до устройства в группу. За определенное время до первого посещения ребенку необходимо объяснить, что в такое-то время ему надо будет кушать, спать (а лучше – начинать приучать к распорядку садика еще дома). Правило №2 – возникший спор между воспитателем и ребенком необходимо решать компромиссом. Например, если девочка не хочет спать – она идет в игровую, чтобы не другие дети могли отдохнуть.

    Опоздавший ребенок может быть не допущен воспитателем в группу, потому что априори поздний приход произошел по вине родителей.


    Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:

    Уполномоченный по правам ребенка в ДОУ

    Уважаемые родители!

    На основании Протокола №3 от 11.10.2016г общего собрания работников ДОУ, в целях повышения оптимальной организации работы по защите прав ребенка, повышения ответственности работников ДОУ ответственным за работу по защите прав ребёнка В ДОУ №13 был избран воспитатель первой квалификационной категории Молева Татьяна Валерьевна.

    Контактный телефон: 8(496)414-04-24

    Уполномоченный по правам ребёнка – это неофициальное лицо, избранное Советом педагогов наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов воспитанников, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса.

    Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    Уполномоченный по правам ребёнка в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:

    если считаете, что права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и работником образовательного учреждения, администрацией ОУ за правовой консультацией (в рамках функционирования МБДОУ) за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации образовательного процесса если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию
    образовательного учреждения.

    Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного.

    В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и Положением «Об Уполномоченном по правам ребёнка МБДОУ ЦРР – д/с №13 “Тополек”».

    Основные цели и задачи Уполномоченного:

    всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, обеспечение взаимодействия семей, педагогов, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

    Права и обязанности Уполномоченного.

    Уполномоченный имеет право:

    посещать режимные моменты, родительские собрания, заседания органов общественного самоуправления и педагогического совета и совещания при руководителе образовательного учреждения; получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса; проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления, администрацией МБДОУ проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов воспитанников образовательного процесса; заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

    Читайте также:  Не хотят оплачивать день отпуска

    содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров; вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта; предоставлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения предоставлять педагогическому Совету образовательного учреждения, родительскому Совету отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

    Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.

    Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

    Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 1 месяца со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Уполномоченный, получив жалобу:

    в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению; указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений; передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

    Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

    Взаимодействие Уполномоченного:

    Уполномоченный взаимодействует с:

    – с общественным инспектором по охране прав детства МДОУ,

    – со старшим воспитателем (заместителем заведующей по учебно – воспитательной работе) ОУ,

    – с органами управления образованием.

    Уполномоченный по правам ребенка Московской области

    Администрация МБДОУ

    Родителям о воспитании детей

    Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

    1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

    2 . Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

    1. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
    2. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

    5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

    1. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
    2. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
    3. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
    5. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
    6. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

    В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и Положением «Об Уполномоченном по правам ребёнка МБДОУ ЦРР – д/с №13 “Тополек”».

    Права ребенка в детском саду: Психологический комфорт

    В детском саду за обедом малыш старательно выкладывает капусту из щей на стол. Не любит капусту. Нянечка, замечая это, подходит к ребенку и сгребает жутко пахнущей тряпкой все выложенные ингредиенты ему в тарелку.
    — Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!
    Еще лет десять назад действия нянечки можно было назвать хоть и сомнительным, но методом воспитания. В современном мире это называется нарушением права ребенка на комфортный микроклимат в детском саду.
    Дошкольное учреждение может представлять собой современное здание с хорошим ремонтом, укомплектованное по последнему слову техники, содержать развивающее оборудование для игр и занятий и реализовывать инновационные программы развития базовых способностей детей. Но нас, родителей, больше волнует эмоциональный комфорт в саду.
    Ведь малышу все равно, насколько навороченное оборудование, для него самое яркое впечатление от пребывания в саду — это противная пенка на какао, которое подают на полдник. И если какао не выпить, воспитатель грозится не взять на прогулку. Или постоянный гул, который стоит в группе и мешает ребенку сосредоточиться. Или несправедливое отношение воспитателя по отношению к разным детям, когда, например, за одну и ту же провинность одних детей не наказывают, а вашего отстраняют от игр, заставляя сидеть на стульчике. Или постоянное повышение голоса на детей… К сожалению, в дошкольном учреждении ребенок рискует столкнуться с любой формой проявления эмоционального и психологического насилия.

    Федеральным законом „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” в качестве одной из целей политики государства предусмотрена защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

    Охрана прав детства

    Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Для демократического государства характерно то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».

    Как, известно, ребенком считается лицо, которое не достигло своего совершеннолетия, то есть 18 лет. И поэтому именно эта категория людей наиболее нуждается в защите государства. Во всем мире, и в России в частности, существует немалое количество законов и прочих правовых актов, которые гарантируют права детей и их защиту.

    Наиболее значимым международным правовым актом о защите детей является Конвенция о правах ребенка . Она была принята в 1989 году в Нью-Йорке 20 ноября. Эта конвенция включает в себя пятьдесят четыре статьи, в которых широко раскрыты права детей. И эти права должны распространяться на всех детей.

    В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом об основных гарантия прав ребенка в РФ, законодательными актами РФ об охране здоровья граждан, Федеральным законом «Об образовании», Законом о социальной защите инвалидов, Законом о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

    В дополнение к вышеперечисленным законодательным актам, в гражданском, административном, уголовном и других видах законодательства также существуют нормы о защите прав детей, которые дополняют соответствующие положения в Конституции РФ.

    Как родители, так и государственные органы обязаны соблюдать и защищать предусмотренные Конституцией Российской Федерации законные интересы и права ребенка. Закон о защите прав ребенка включает в себя правовую систему и разработанные юридические формы защиты прав детей.

    Защита прав ребенка в МКДОУ Бударинском д/с относится к числу актуальных проблем. На сегодняшний день в нашем ДОУ по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

    Целью всей работы является формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста.

    Основные задачи в работе с детьми :

    • сохранить и укрепить здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья;
    • формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
    • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
    • воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
    • развивать эмоциональную сферу ребенка, эмпатию, формировать коммуникативные умения и навыки;
    • знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка.

    В ДОУ осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников :

    • проводятся консультации с целью повышения правовой грамотности родителей (законных представителей, во время которых происходит знакомства с нормативно-правовыми документами;
    • создание конструктивных партнерских взаимоотношений родителей со специалистами ДОУ ;
    • организация дней открытых дверей, консультаций для повышения педагогической культуры родителей;
    • совместная подготовка к праздникам и утренникам, выставкам, конкурсам, мастер-классам и др. с целью гармонизации взаимоотношений между родителями, детьми, дедушками и бабушками.

    Ставятся и выполняются основные задачи в работе с сотрудниками ДОУ:

    • ознакомить коллектив с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
    • повышать уровень правовой культуры всех сотрудников ДОУ.

    Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. У сотрудников детского сада и родителей воспитанников повышается уровень правовой культуры, компетентность в воспитании и развитии дошкольников. В общении педагогов с детьми осуществляется личностно-ориентированнная модель.

    Общественный инспектор по охране прав детства в МКДОУ Бударинском д/с –

    Верховая Надежда Викторовна,

    телефон 8(844 47)5 12 77

    Основные цели деятельности общественного инспектора:

    • обеспечение прав и законных интересов детей;
    • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
    • социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении.

    Основные направления деятельности:

    • выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    • осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
    • осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
    • организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
    • взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей.

    Информация об органах и учреждениях системы профилактики, занимающихся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних

    • Администрация Новоаннинского Муниципального района Волгоградской области «Отдел народного образования, опеки и попечительства» 403958, г. Новоаннинский, Волгоградская обл., ул. Советская, д. 92,

    • Администрация Новоаннинского Муниципального района Волгоградской области «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав» 403958, г. Новоаннинский, Волгоградская обл., ул. Советская, д. 92,

    • ГКУ СО «Новоаннинский комплексный центр социального обслуживания населения» Отделение социальной помощи семье и детям. г. Новоаннинский, пер. К.Либкнехта, 5,телефон: 8(4447) 3-14-68

    Приказ о назначении общественного инспектора

    Положение об общественном инспекторе

    План работы по охране прав детства на 2016-2017 уч.год

    Социальный паспорт ДОУ

    Защита прав ребенка в МКДОУ Бударинском д/с относится к числу актуальных проблем. На сегодняшний день в нашем ДОУ по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

    Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу

    Статистика за предыдущий период:

    Доля посетителей сайта, которые зашли на сайт не один раз за указанный период

    Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

    Автономная некоммерческая организация

    Подготовка охранников 4,5,6 разряда

    Отстраняем пьяницу от работы

    Образец акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    Порядок прохождения медицинского обследования при появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения установлен в Порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения…, утв. приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

    Итогом его прохождения будет акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, утвержденный приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н и содержащий следующую информацию:

    1. Данные обследуемого лица,
    2. Реквизиты документов, на основании которых проводится обследование.
    3. Данные со слов исследуемого о последнем употреблении алкогольных средств.
    4. Информацию о наличии алкоголя в выдыхаемом воздухе:
      • данные о средстве измерения;
      • заводской номер прибора;
      • срок поверки;
      • погрешность.
    5. Информацию о наличии алкоголя через 15–20 минут.
    6. Данные об отборе пробы с указанием результатов, а также информации о способе и методе исследования.
    7. Иные данные и методы исследований.
    8. Точное время и дату окончания исследования.
    9. Результат исследования.
    10. Подпись врача.

    Не стоит забывать, что согласно ч. 1 ст. 20 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ любое лицо вправе отказаться от прохождения данной процедуры.

    4. Оформляется докладная записка на имя руководителя предприятия в произвольной форме с приложением акта о нахождении в нетрезвом виде, заключения нарколога и объяснительной (при их наличии). Образец докладной записки можно скачать на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

    Законодательство и судебная практика

    Основанием для такого увольнения служит ст. 81 ТК РФ, в частности п. 6 пп. «б». Законодатель относит пьянство к однократному грубому нарушению трудовой дисциплины. При этом опьянение может быть не только алкогольным, но и наркотическим, токсическим.

    Чтобы уволить работника, не обязательно видеть его пьяным непосредственно на рабочем месте, достаточно появления на территории работодателя (организации) либо рабочего объекта (стройка, полевой стан и др.).

    Разъяснения по указанным нормам трудового права дает Верховный Суд РФ. В Постановлении пленума ВС РФ №2 от 17/03/04 г. (п. 42) говорится следующее:

    • однократное появление на работе в состоянии опьянения является законной причиной увольнения;
    • отстранял ли работодатель его от работы в связи с опьянением, роли не играет;
    • опьянение может быть подтверждено мед. заключением;
    • опьянение может быть подтверждено иными документами, помимо мед. заключения;
    • все документы в случае подачи иска в связи с трудовым спором принимаются к рассмотрению и оцениваются судом.

    Вопрос о появлении пьяным в нерабочее время спорный. В основном судьи склоняются к тому, что пьяный сотрудник на территории работодателя (рабочего объекта) в выходной, праздничный день – не повод для увольнения (апел. опр. коллегий по гражданским делам суда Красноярского края от 2/10/17 г. №33-12478/2017; Белгородского облсуда от 24/10/17 г. №33-4960/2017; суда ХМАО от 20/02/18 г. №33-1327/2018 и ряд других).

    Вместе с тем существует определение Красноярского кр.суда от 27/06/18 г. по д. №33-8455/2018, где работнику при схожих обстоятельствах обжаловать увольнение не удалось. Факт появления пьяным на работе имел место в нерабочее время, однако ЛНА организации (правила внутреннего трудового распорядка) предписывали запрет на появление пьяным в рабочих помещениях, бытовках, причем в рабочее и нерабочее время.

    Рассмотрим еще некоторые характерные судебные решения, описывающие применения норм ст. 81 (п. 6 ч. 1, пп. «б»). Гражданин, которого, по его мнению, незаконно уволили за однократное появление пьяным на работе, обратился в суд. Он пояснил, что характерный запах, ставший причиной увольнения – это следствие приема настойки валерианы в связи с известием о смерти в семье. Суд поддержал гражданина и восстановил на работе, поскольку в документах работодателя доказательств неадекватного состояния сотрудника не обнаружил — постовая ведомость, табель учета рабочего времени не могли их содержать (из судебной практики Омского облсуда за 2006 год, бюллетень 1(26).

    Гражданин выиграл дело в суде против работодателя, уволившего его, поскольку:

    • доказал, что нарушение трудовой дисциплины ему «предъявил» работодатель в день увольнения, вследствие чего объяснений он по факту гражданин дать не мог;
    • по причине, указанной выше, работник не мог пройти мед. освидетельствование;
    • акт, составленный в организации, содержит сведения, не согласующиеся с показаниями свидетелей, чьими подписями он подтвержден.

    (Из судебной практики райсудов Новгородской области в 2007 году по трудовым спорам, Обзор практики).

    Гражданин был восстановлен на работе, будучи уволенным за пьянку на территории работодателя. Ему не было предложено пройти мед. освидетельствование, а акт, составленный в отсутствие гражданина и подписанный лицами, не присутствующими в момент нарушения им режима, суд отклонил как доказательство. Кроме того, находясь на территории организации, трудовых функций гражданин не выполнял (С-П. облсуд, определение от 15/03/11 г. №33-3463/2011).

    Следует помнить, что при ином, кроме алкогольного, опьянении, характерный запах может отсутствовать.

    Увольнение за пьянку – пошаговая процедура

    • Общие положения о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения
    • Как применяется статья 81 Трудового кодекса при увольнении
    • Увольнение за пьянство на рабочем месте: пошаговая инструкция
    • Обнаружение факта появления сотрудника пьяным на работе и фиксация этого факта
      • Образец акта об обнаружении пьяного сотрудника на работе
      • Медицинское освидетельствование
    • Отстранение работника от службы
    • Требование о предоставлении работником письменных объяснений
    • Оформление увольнения по ТК РФ
    • Итоги

    Ситуация, когда сотрудник разово или систематически появляется пьяным на работе, препятствует нормальному выполнению трудовых обязанностей как им самим, так и другими участниками трудового коллектива, соответственно, затрагивает интересы компании. В связи с этим у работодателя возникает закономерный вопрос: как уволить за пьянство на рабочем месте?

    Допуск к работе после отстранения

    После того, как прошел срок, на который сотрудник был отстранен от исполнения трудовых обязанностей за появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, работодателю предстоит принять решение о возможности его возвращения на работу. В большинстве случаев руководство строго относится к подобным провинностям и, во избежание повторения, принимает решение уволить нарушителя.

    Но в некоторых случаях работодатель идет навстречу работнику и решает допустить его к работе. Это также необходимо оформить документально с помощью приказа о допуске. Работник должен быть ознакомлен с приказом, копию которого в бухгалтерию.

    Чаще всего проступок не обходится без наказания, выбор которого остается за работодателем. Обычно на первый раз ограничиваются выговором. Иногда работника обязывают выплатить штраф.

    В этом случае очень важно сделать все правильно, чтобы в скором времени не встретиться с уже бывшим сотрудником в суде, куда он может прийти оспаривать увольнение.

    Читайте также:  Жалоба в коллегию суда
  • Ссылка на основную публикацию