Как открыть цветочный магазин

Реклама и продвижение

Не стоит недооценивать важность продвижения цветочного магазина, в особенности на начальном этапе. «Характер, особенности и объемы вложений в продвижение бизнеса будут напрямую зависеть от выбранного вами формата, — делится опытом Талия Ахметова, менеджер по PR и нерекламному продвижению Флорист.ру. – Если вы открываете салон премиум-класса, то продвигать его нужно такими средствами и в тех медиа, которые нацелены на платежеспособную аудиторию — теле- и радиореклама, реклама в глянцевых изданиях, крупных бизнес-центрах и других местах. Если же вы открываете интернет-магазин, то здесь основным будет продвижение сайта в поисковых системах и социальных сетях (SEO и SMM)».

Что касается нейминга и брендинга, то выходить на рынок с названием «Цветы» — не самый лучший вариант. Интересный яркий бренд дает массу преимуществ, он защищает от многих рисков, связанных, к примеру, с вынужденным переездом, сменой вывески или персонала.

«Бренд также работает на доверие, — считает Талия Ахметова. – На формирование сильного бренда с хорошей узнаваемостью может уйти не один год. Поэтому многие компании выбирают возможность выступать под брендом крупной известной компании. Также в качестве варианта получения дополнительного источника дохода можно рассмотреть возможность сотрудничества с крупными игроками онлайн-ритейла, одним из которых является Флорист.ру. Но такого рода сотрудничество, помимо дохода и престижа, предполагает определенную ответственность и высокие требования к качеству и сервису, поэтому в партнеры берут далеко не всех».

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

На сотрудников должны быть оформлены медицинские книжки. Крайне желательно, чтобы все документы, вместе с договором об аренде, книгой жалоб и предложений и накладными, были доступны по первому требованию в самой торговой точке.

Павильоны и ларьки у станций метро

Это маленькие торговые лавочки и точки на рынках площадью до 10 кв. м., где продают, в основном, «срезку». При удачном расположении место приносит стабильную прибыль. Вспомогательный источник дохода — продажа сувениров и праздничной упаковки.


На первых этажах ТРЦ вы можете увидеть магазины по продаже срезанных цветов и декоративных растений в горшках, сувениров, упаковки, грунта. Вспомогательная продукция снижает издержки торговой точки. Проект всплывает на поверхность долго и требует вложений до 1 миллиона. Зато отдел цветов в супермаркете по-настоящему стабилен и меньше зависит от сезонных колебаний.

Насколько выгодно вести такой бизнес — отзывы цветочных бизнесменов

Владельцы цветочного бизнеса сходятся во мнении, что это трудоёмкий, но доходный бизнес. Главный секрет доходности — тщательное планирование каждого действия. Чтобы раскрутиться и достичь успеха, нужно не только анализировать каждый шаг, но и проявлять творческий подход, стараться удивить, заинтересовать клиента.

Прибыльные киоски и павильоны не сосредотачиваются на одном виде товара. Расширение ассортимента, предложение разных услуг, например, доставки цветов, продажа растений из оранжереи, подарочных наборов увеличивают покупательскую аудиторию.

По отзывам владельцев этого бизнеса, лучше не начинать его организацию с нуля, а купить готовое предприятие с наработанной клиентской базой, уже подготовленным помещением. Дальнейшее совершенствование торговой точки, новинки в ассортименте, повышение уровня сервиса — залог стабильной прибыли.

Пример актуальной бизнес-идеи в этой отрасли: вендинговая автоматизация продаж или установка автоматов с букетами.

Подробнее о флороматах смотрите в видеосюжете:


Выгодно ли заниматься продажей цветочной продукции? Опыт моих знакомых показывает, что да.

Какие потребуются документы?

В цветочном магазине должна быть следующая документация:

  1. Книга отзывов.
  2. Заключение СЭС.
  3. Разрешение на торговлю (выдает в муниципальных органах, с учетом ФЗ №381).
  4. Прайс (не обязательно).
  5. Торговая накладная (можно не показывать покупателям).

Все бумаги должны быть корректно оформлены и доступны клиентам. К остальным документам стоит отнести арендное соглашение, кассовый журнал, а также свидетельство, подтверждающее регистрацию ККМ. Его необходимо держать в торговой точке. Потребуется и наличие санитарных книжек у сотрудников.

Чтобы открыть цветочный магазин, сертификаты не нужны, но их наличие повышает доверие со стороны покупателей. Если работать с опытными поставщиками, у них обязательно будут сертификаты. Останется сделать копию документа и держать ее под рукой.


Всего вариантов обустройства магазина несколько:

Что происходит

День знаний, 1 сентября

Повышенный спрос на хризантемы, подсолнухи, сборные букеты из ярких цветов

День учителя, 5 октября

Практически ничем не отличается от обычного дня, но спрос немного выше

День матери, последнее воскресенье ноября

С каждым годом спрос всё выше и выше. Скоро этот праздник обойдет 8 Марта по выручке от продажи цветов. Обычно берут большие и дорогие букеты

Новый год, 1 января

Повышенный спрос на новогодние композиции из еловых веток

День святого Валентина, 14 февраля

Популярность праздника сильно упала в массовом сегменте, спрос на цветы снизился. Покупатели считают, что это не наш праздник

Международный женский день, 8 марта

Резко растет спрос в праздничные дни. Средняя выручка равняется месячной выручке в обычное время. Спрос на розы уменьшается, в эти дни чаще берут тюльпаны

Пасха, конец апреля

Обычный день, на живые цветы повышенного спроса нет

Красная горка, первое воскресенье после Пасхи

Повышенный спрос на свадебные букеты

День Победы, 9 мая

Спрос на гвоздики

Последний звонок, 25 мая

Повышенный спрос на букеты из разных цветов

Спрос на цветы и букеты, но меньше, чем на последний звонок

Если обобщить, самый популярный праздник в году — 8 Марта, а самый прибыльный месяц — март. Поэтому часто люди рвутся открыть цветочный магазин накануне — чтобы сразу побольше заработать. По опыту, это самое рискованное время для открытия: появляются поставщики-однодневки с некачественным товаром, растут закупочные цены. А у человека нет проверенного поставщика, надежного персонала, он вообще не работал и не обкатал этот бизнес.

Еще спрос на цветы зависит от погоды. Если в начале марта хорошая для этого региона погода, обязательно будет поток покупателей, которые хотят поздравить близких с началом весны. Если погода плохая, у цветочного магазина будут убытки. Например, в 2018 году в центральной части России теплый май обеспечил выручку почти как на 8 Марта, в этом году такого не было.

Любой рост и спад нужно просчитывать. Традиционно низким сезоном считается лето: в это время мало праздников, люди уезжают на моря и дачи. Но лето — время свадеб. Если заранее подготовиться к свадебному сезону, спада не будет. Для этого нужно с зимы заняться рекламой: клиенты должны знать, что в этом цветочном можно заказать свадебный букет.

Последний звонок, 25 мая

Необходимые документы

Каждый потенциальный покупатель имеет полное право попросить предъявить следующий список документов:

  • разрешение торговать;
  • договор с СЭС;
  • жалобную книгу;
  • санитарную книжку продавца-флориста;
  • бейдж, на котором будет фото с именем продавца-флориста;

Также на территории магазина должны находиться все документы на право собственности или аренды, договоры с поставщиками и другие документы, их не предъявляют покупателю. Нет необходимости в прайс-листе.


Предпочтение отдаётся флористам-дизайнерам, у которых есть портфолио с их работами и большой опыт в этой сфере.

Сколько стоят цветы оптом, каковы закупочные цены?

Оптовая цена роз в России (Центральный регион) порядка 50-70 рублей (1 доллар). В розницу же они продаются по 120-140 рублей.

Перед 8-м мартом цены на розы (оптовые) вырастают до 80-90 рублей, а в розницу они становятся по 130-170 руб. Про остальные цветы не скажу, нет реально информации.

Кстати ! Бывает намного выгодней закупать оптом цветы в соседнем крупном городе, чем на цветочной базе вашего города.

Например: на оптовой базе моего города розы по 60-80 рублей за 1 штуку. А вот в ближайшем крупном городе (80 км от моего) цены 40-60 руб. И реально выгодно ездить в крупный город (по крайне мере точно знаю, что 2 цветочных магазина моего города закупаются именно в том городе, что в 80км. от нас).

Исходя из вышеуказанных данных, несложно просчитать рентабельность цветочного бизнеса и чистую прибыль.

Перед 8-м мартом цены на розы (оптовые) вырастают до 80-90 рублей, а в розницу они становятся по 130-170 руб. Про остальные цветы не скажу, нет реально информации.

Схема работы бизнеса по доставке цветов

Схема работы очень простая:

  1. Клиент звонит или пишет заказать букет.
  2. Вы выявляете его потребности, узнаёте, какой букет и на какую сумму он хочет. Берете с него 100% или 50% оплату на яндекс деньги, киви кошелёк, карту виза или мастеркард. Мы без предоплаты не работаем вообще, так как были такие случаи, когда привозишь букет, а дверь никто не открывает.
  3. Покупаете цветы, делаете букет, красиво оформляете и отвозите клиенту.
  4. Берёте у него отзыв и дни рождения родственников.
Читайте также:  Льготы студентам на проезд в электричках, автобусах и др


К тому же, флористы с опытом делают однотипные букеты, как в каждом цветочном магазине. Ищите творческого, креативного и позитивного работника, желательно от 25 лет. Студентов не рекомендуем принимать на работу, так как они безответственные или занятые до обеда. если будет срочный заказ, а студент на лекции, то вам придется самому всё делать.

Как работать, организационно-правовые формы

Когда становится все понятнее с бизнес-планом, как открыть магазин флористики и цветов — главный вопрос. Комфортнее всего будет функционировать в одной из двух видов – в ИП или ООО. Все зависит от того, каких размеров у вас капитал, есть ли инвесторы или держатели портфеля. Важно, как будет распределяться прибыль и от масштабности дела.

Во время регистрации следует указать код ОКВЭД 47.76.1. Если в планах не только розничная торговля, но и другие услуги, то следует показать эти коды вместе с первым.

Чтобы работать, потребуется получить специальное разрешение в Роспотребнадзоре. Для этого составляется и согласовывается «Программа санитарно-производственного контроля». Также необходимо подписать договора на дератизацию и дезинсекцию, а также на вывоз мусора. Без них разрешения на работу не получить.

Когда начнете составлять маркетинговую кампанию, учтите пару нюансов:

3. Ассортимент нового магазина цветов

Для успешного развития цветочного магазина, его ассортимент должен быть достаточно широким. Кроме обычных наборов цветов и услуг по созданию букетов, желательно иметь в продаже готовые букеты в оригинальном исполнении. Неплохо будет разбавить ассортимент небольшим количество комнатных цветов в горшках, а также обратить внимание на модные тенденции последних лет, такие, как, например, цветы в вакууме. К последним сейчас проявляется неплохой интерес, учитывая долгий срок их хранения и прекрасное внешнее исполнение.

Фото: цветы в вакууме

Кросс-товары тоже должны быть представлены в магазине.

К ним относятся открытки, карточки для букетов, упаковка для подарков, маленькие игрушки, сувениры и т. д. Часто клиенты ищут не только цветы, а и подобные дополнения к букету, так что эти мелочи будут очень полезны.

Кросс-товары тоже должны быть представлены в магазине.

Жалоба на администрацию города: на что можно пожаловаться и куда?

Гражданин имеет право подать жалобу на администрацию города в следующих случаях:

  • администрация не контролирует работу городских служб и при этом отказывается рассматривать претензии горожан без основательных на то причин;
  • сотрудники органов исполнительной власти плохо или вовсе не выполняют возложенные на них обязанности, используют свое служебное положение в корыстных целях;
  • при управлении городом действиями или же бездействием создаются условия, опасные для жизни и здоровья граждан;
  • сотрудники администрации игнорируют заявления и жалобы горожан по вопросам, которые напрямую касаются компетенции администрации;
  • уполномоченные лица, работающие в управлении города, пользуясь своим положением, нарушают и ущемляют права граждан (имеются в виду те права, которые прописаны в Гражданском законодательстве);
  • глава города и сотрудники администрации принимают и выносят решения, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
  • Жалоба главе муниципалитета
  • В прокуратуру
  • В судебные органы
  • Оформление жалобы

Куда можно жаловаться на администрацию города?

Первый вариант – это подача жалобы главе администрации. Этот вариант приемлем, когда жаловаться нужно на сотрудников администрации. Заявление с жалобой позволяет решить проблему внутри органов управления.

Жалоба на администрацию города в прокуратуру

В задачах ключевого органа местного самоуправления — городской администрации — входит решение проблемных вопросов, снижающих комфорт, а также безопасность жизни местных жителей. Помимо этого, администрация организовывает работу профильных направлений (образование, медицина и другие), контролирует выполнение постановлений, взаимодействует с представителями бизнеса. Это всё выглядит в идеале, но на практике действия сотрудников администрации очень часто вызывают недоумение, много необъяснимых вопросов, а то и жалобы граждан.

  • Основания для написания жалобы
  • Как сделать жалобу эффективной?
  • Как составить?
  • Порядок подачи
  • Сроки рассмотрения
  • Возможные результаты жалобы
  • Куда ещё пожаловаться на администрацию города

Став жертвой противоправных действий со стороны госслужащего или случайным свидетелем подобной ситуации, не бойтесь отстаивать интересы в независимых инстанциях. Наибольшая польза будет от подачи жалобы в прокуратуру.

Прокуратура обязана заниматься своими основными государственными делами — защитой прав и интересов граждан Российской Федерации, в том числе и при противоправных действиях сотрудников органов городского самоуправления. Жалоба на сотрудников органов самоуправления подаётся после совершения некоторых действий, причинивших вам ущерб, как гражданину.

Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия

Н. Модин, помощник – юрист главы администрации Монастырщинского района Смоленской области.

Деятельность органов местного самоуправления, в основе которого лежит право жителей городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает их ответственность за надлежащее осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления и их должностные лица, – это население муниципального образования; государство; физические и юридические лица.

Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).

В практике еще очень мало судебных дел, возникающих в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин – недостаточная осведомленность граждан и организаций – субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты нарушенных прав. Данный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что большинство дел этой категории возбуждается по заявлениям прокуроров. Но есть примеры, когда граждане успешно отстояли свои права, нарушенные решениями местных администраций.

Гражданин С. обратился с жалобой на неправомерные действия администрации Автозаводского района (г. Тольятти), отказавшейся разрешить строительство второго этажа над хозблоком, расположенным на его приусадебном участке.

Граждане И., Н. и М., изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, но не являющиеся фермерами, предъявили иск к Суздальской районной администрации (Владимирская область) с требованием предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в конкретном месте, в районе дер. Внуково, из земель АО “Калининский”. Истцы сослались на то, что они подали заявления в районную администрацию о предоставлении им этих участков, однако постановлением главы администрации района они были распределены между другими хозяйствами. Считая данное постановление незаконным, истцы просили обязать ответчика предоставить им земельные участки в указанном месте, полагая, что имеют преимущественное право на них, так как они необходимы для ведения крестьянского хозяйства.

Упомянутые акты органов местного самоуправления суды признали незаконными, нарушающими права граждан, в обоих случаях был возмещен материальный ущерб.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно – административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

Статья 1069 ГК говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно – административных отношений требуется активность, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Читайте также:  Как подстроить аварию на автомобиле

Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитражными судами.

Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно – административных отношений компенсации также и морального вреда (ст. 151 ГК).

Если вред причиняется не в сфере властно – административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК).

По ст. 1069 ГК квалифицируются незаконные действия не любого работника органа местного самоуправления, а лишь его должностных лиц. Понятие должностного лица дано в ст. 285 УК РФ. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 ГК к ним предъявляться не могут, поскольку они не являются субъектами гражданского права. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные ими убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК), а сам его чиновник может быть привлечен к материальной ответственности на основании ст. 122 КЗоТ РФ.

Органы местного самоуправления согласно ст. 20 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

В ГК четко определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в этих случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

Новеллой является норма, содержащаяся в ст. 1065 ГК. Она впервые допускает деликтную ответственность не только для возмещения вреда, но и для предупреждения опасности его причинения. При этом используются специальные, не предусмотренные в числе общих (ст. 12 ГК) способы защиты: запрещение деятельности, еще не причиняющей вред, но создающей опасность причинения его в будущем (например, прекращение строительства предприятия), а также приостановление или прекращение деятельности, которая уже причиняет вред, продолжает его причинять или угрожает новым вредом (речь может идти о действующем предприятии). При этом приостановка деятельности не всегда должна предшествовать прекращению. Суд в зависимости от обстоятельств дела сам избирает один из способов, указанных в ст. 1065 ГК. Для применения нормы достаточно одного факта – опасности причинения вреда в будущем; наличие вины в этих случаях необязательно. В самой статье предусмотрено лишь одно обстоятельство, при котором возможен отказ в иске о приостановлении или прекращении соответствующей деятельности: если это будет противоречить общественным интересам. Оценку данному факту дает суд, основываясь на исследовании всех обстоятельств дела. В качестве ответчика по таким делам могут выступать органы местного самоуправления, ведущие различное строительство.

Деятельность органов местного самоуправления, в основе которого лежит право жителей городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает их ответственность за надлежащее осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.

Порядок обжалования бездействия органов муниципального управления

В основе функционирования органов муниципального управления находится реализация права населения городских и сельских поселений на самостоятельное решение вопросов, имеющих местную значимость. Это подразумевает наличие ответственности органов муниципального управления за надлежащее исполнение ими их обязанностей, реализацию функций и полномочий. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется перечень субъектов, по отношению к которым органы муниципального управления и должностные лица муниципального образования несут ответственность. К числу таких субъектов относятся:

  • во-первых, население муниципального образования;
  • во-вторых, государство;
  • в-третьих, физические и юридические лица.

Органы муниципального управления могут не только действовать в интересах населения муниципального образования, но и вопреки его интересам, а также бездействовать в определенных ситуациях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Бездействие государственных органов и споры с ними по этим вопросам

Автор: Инесса Трофимова

Инесса Трофимова, юрист-эксперт, к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансового юридического университета, alekc 1.05@ mail . ru

В судебной практике часто рассматриваются дела об обжаловании бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В статье рассматриваются некоторые примеры обжалования бездействия государственных органов и споры с ними по этим вопросам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, в результате которых были нарушены их права.

Понятие бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих определяет Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию относится также нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения граждан уполномоченным должностным лицом.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти.

В качестве примера можно привести решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 октября 2012 г. по делу №2-3149/2012. Из материалов дела следует, что Критари Д.П. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка. Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало Критари Д.П. в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, так как отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.

Решением Анапского городского суда к делу № 2-1040/2012 от 29.03.2012 г. установлено, что, согласно кадастровой выписке от 24.07.2012 № 3, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в приватизации земельного участка Критари Д.П. и бездействие Управления имущественных отношений администрации муниципального образования является неправомерным.

Еще одним из наиболее актуальных и распространенных споров являются несвоевременное рассмотрение обращений граждан и организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Читайте также:  Наряд-допуск для работы в электроустановках

Рассмотрим пример из судебной практики. Так, в связи с бездействием Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ нарушены права гражданина Соплина В.А., закрепленные в части 2 статьи 24 Конституции РФ, абзаце 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пунктах 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Истец просил признать бездействие Департамента имущественных отношений Министерства обороны России незаконным. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области заявление было удовлетворено (Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 марта 2012 года по делу 2-821/12) .

Аналогичное решение суда было принято по другому делу. В апреле 2014 года Шарипов М.М. обратился в Управление федеральной миграционной службы России по Ростовской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Однако комиссией по существу заявление Шарипова М.М. не было рассмотрено и решение в соответствии с законом не было принято.

Таким образом, бездействие УФМС России по Ростовской области нарушает права заявителя, так как он вынужден проходить дополнительную процедуру по получению квоты для последующего оформления регистрации временного проживания. Суд решил обязать УФМС России по Ростовской области рассмотреть заявление Шарипова М.М. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.09.2014 по делу № 2-3462/14).

В судебной практике могут быть случаи, когда в рассмотрении заявления об обжаловании бездействия государственных органов может быть отказано. К таким основаниям относятся: истечение срока обжалования действия или бездействия государственного органа; отказ от иска по обжалованию бездействия государственного муниципального органа или должностного лица; не представление доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица.

В частности, Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2010 года по делу №2-1357-10 было установлено, что со стороны Айвазян суду не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Отдела Управления федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан в Иглинском районе. С учетом вышеизложенного суд считает заявленные требования Айвазян необоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Если истец отказался от иска по обжалованию бездействия государственного органа и отказ принят судом, в соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу.

Так, в Ленинском районном суде Приморского края было рассмотрено заявление Лещенко к администрации г. Владивостока об обжаловании бездействия государственного органа и об обязании предоставления жилого помещения. В дальнейшем от заявленных требований Лещенко отказался. В связи с этим производство по гражданскому делу № 2-1623/11 по заявлению Лещенко к администрации об обжаловании бездействия государственного органа и об обязании предоставления жилого помещения было прекращено (Определение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 февраля 2011 года по делу № 2-1623/11).

Аналогичное решение было принято Красноглинским районным судом г. Самары. Гражданин И. Г. И. обратился с иском к министерству имущественных отношений Самарской области об обжаловании бездействия исполнительного органа государственной власти в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка. В дальнейшем гражданин И. Г. И. отказался от заявленных требований. В связи с этим суд принял решение о прекращении производства по гражданскому делу № 2-527/2014 по заявлению И. Г. И. об обжаловании бездействия исполнительного органа государственной власти. (Определение Красноглинского районного суда г. Самары от 07.03.2014 по делу № 2-527/2014.)

Отказ от рассмотрения заявления может быть также в случае исполнения решения государственных органов. В частности, Груздо Р.С. обратился в суд с заявлением на бездействия ГУ УПФ РФ по Калачевскому району. В обосновании своих требований Груздо Р.С. указал, что в Калачевском отделе судебных приставов находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа о взыскании денежной суммы с Б. в пользу Груздо Р.С., которое до сих пор не исполнено. Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ по Калачевскому району Горбунова Е.А. считает, что не имеется бездействия государственного органа, нарушающего права заявителя, поскольку с момента поступления исполнительного листа удержания ими производятся ежемесячно. Выслушав представителя ГУ УПФ по Калачевскому району, принимая во внимание доводы заявителя, указанные в заявлении, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Груздо Р.С. (Решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 01 марта 2012 года по делу № 2- 358/ 12.)

Рассмотрим следующий пример из судебной практики. Пойденко А.В. обратился в Абинский районный суд с заявлением о признании бездействия государственного органа незаконным и обязании устранить нарушения в полном объеме. В обоснование своих требований он указал, что в производстве Абинского отдела УФССП по Краснодарскому краю находится исполнительное производство, возбужденное о взыскании с Гноевой О.Ю. в пользу Пойденко А.В. денежных средств. При этом период бездействия судебного пристава составил три месяца. Арестованное имущество не передавалось на реализацию, никакого акта приема-передачи в материалах исполнительного производства за данный период не имеется.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что решением Абинского районного суда исковое заявление Пойденко А.В. к Гноевой О.Ю. удовлетворено. Данным решением с Гноевой О.Ю. взысканы в пользу Пойденко А.В. суммы долга в размере 15 500 рублей. Также из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Онищенко Г.Н. возбуждено исполнительное производство (Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 06 февраля 2012 года по делу № 2-174/2012 г.).

В соответствии с частью 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным бездействием государственного органа или должностного лица при рассмотрении обращения по решению суда. Данное положение, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица при рассмотрении обращения, не устанавливает порядок реализации данного права.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), или нарушающие его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права) либо нарушающие имущественные права гражданина.

Но в судебной практике нередко встречается отказ в возмещении морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда соглашается с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований Демидова И.В. о возмещении морального вреда в сумме 100 000 рублей. В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ истец обязан доказать ряд обстоятельств: факт причинения вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Однако ни суду первой, ни апелляционной инстанций Демидовым И.В. не представлено доказательств того, что в результате бездействия прокуратуры Самарской области было допущено нарушение личных неимущественных прав заявителя, а также причинение ему нравственных переживаний.

Проанализировав судебную практику и подводя итог, можно заметить, что судебная практика по обжалованию бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами довольно обширна.

Но следует отметить, что при увеличении дел об обжаловании бездействия государственных органов практика мало закреплена решениями высших судов. В некоторых случаях суды отказывают в рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия государственного органа или прекращают дело по некоторым основаниям. В частности, в случае неподсудности или неподведомственности иска; истечении срока обжалования действия или бездействия государственного органа; не представлении доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица; при отказе истца от иска по обжалованию бездействия и т. д.

Еще одним из наиболее актуальных и распространенных споров являются несвоевременное рассмотрение обращений граждан и организаций.

Ссылка на основную публикацию