Споры о землепользовании в Казани

Подпись на заборе

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 11-АПГ17-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 мая 2017 г. N 11-АПГ17-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Холодцовой Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шахидуллина А.Р. об оспаривании решения Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 “О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка”

по апелляционной жалобе Шахидуллина А.Р. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Шахидуллина А.Р. и его представителя по доверенности Мироновой В.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, представителя Казанской городской Думы по доверенности Ибрагимовой А.Г., представителя Казанской городской Думы, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по доверенности Садреева А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Шахидуллин А.Р. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании решения Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 “О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка” в редакции решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 48-З в части установления на карте зон градостроительных регламентов территориальной зоны многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5) в границах земельных участков с кадастровыми номерами и и установить в границах упомянутых земельных участков территориальную зону коммунально-складская (КС).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником испрашиваемых земельных участков, которые по отношению друг к другу являются смежными, на данных земельных участках расположено здание станции технического обслуживания автомобилей с автосалоном по адресу: г. . Оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Казани без учета сложившейся планировки территории и сложившегося землепользования, в результате чего спорные земельные участки разделены пополам, а именно один из земельных участков вошел в зону КС, а второй в зону Ж5, чем нарушаются его права и интересы, поскольку это создает препятствия для использования земельных участков в соответствии с их назначением. Кроме того, при принятии оспариваемого акта публичные слушания не проводились, о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Казани правообладатель земельных участков не извещался. Таким образом, нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Шахидуллин А.Р., ссылаясь на нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, ненадлежащую оценку доказательств, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Татарстан и Казанской городской Думой поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, статьи 33 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование г. Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 г. N 46-ЗРТ “О границах территории и статусе муниципального образования города Казани” статусом городского округа.

Решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19 (далее – Решение N 51-19) утвержден Градостроительный устав г. Казани в частях. Частью II Градостроительного устава г. Казани являются “Правила застройки и землепользования” (далее – Правила землепользования и застройки). Правила землепользования и застройки включают карты градостроительного зонирования, в частности карту территориальных зон градостроительных регламентов, карты зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и археологического слоя, карту зон действия ограничений по экологическим условиям (пункт 2 части 3 статьи 25.1 Правил землепользования и застройки).

Позднее решением Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 (далее – Решение N 6-22) внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка в части перевода территории по ул. Аделя Кутуя из зоны предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II – IV классов вредности) (П2), зоны предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) (П1), коммунально-складской зоны (КС) и зоны коллективных садов (Р4) в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5).

Как установлено судом, данные изменения произведены и в отношении упомянутых земельных участков, принадлежащих административному истцу.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 – 35 ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном при подготовке, принятии и утверждении правил землепользования и застройки.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Рассматривая заявленные требования Шахидуллина А.Р., суд первой инстанции, исследовав текст протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, а также обстоятельства их подготовки и проведения, констатировал соблюдение процедуры публичных слушаний в отношении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и пришел к выводу, что права административного истца не нарушены.

Вместе с тем с данными выводами суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по зонированию территорий.

В силу требований части 12 статьи 31, части 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра г. Казани от 16 июля 2007 г. N 224 назначены публичные слушания в г. Казани по вопросу рассмотрения проекта оспариваемого Решения N 6-22 на 5 сентября 2007 г., сообщение об этом официально опубликовано 25 июля 2007 г. в газете “Казанские ведомости”, N 162. Согласно приложению к данному постановлению проектом Решения N 6-22 предлагалось внести изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка в части перевода территории по ул. Аделя Кутуя из зоны предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II – IV классов вредности) (П2) в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5).

Публичные слушания состоялись 5 сентября 2007 г. в г. Казани, по результатам которых составлен протокол и заключение, опубликованное 26 сентября 2007 г. в газете “Казанские ведомости”, N 206.

Согласно протоколу публичных слушаний по проекту Решения N 6-22 рассматриваемый земельный участок, площадью га, принадлежащий на праве постоянного пользования ЗАО “Кулонстрой”, по ул. Аделя Кутуя расположен в зоне среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II – IV классов вредности) (П2). Строительство многоэтажных жилых домов возможно при внесении изменений в карту градостроительных регламентов в части перевода указанной территории в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5).

Таким образом, и поступившее предложение ЗАО “Кулонстрой”, и постановление мэра г. Казани от 16 июля 2007 г. N 224, и размещенная 25 июля 2007 г. в выпуске газеты “Казанские ведомости”, N 162 информация о проведении публичных слушаний, и публичные слушания освещали вопросы перевода конкретного земельного участка по ул. Аделя Кутуя из зоны П2 в зону Ж5.

Читайте также:  Нормы права в общей системе законодательных актов

Спорные земельные участки на дату внесения изменений в Правила землепользования и застройки находились в зонах КС и П1. При этом из протокола публичных слушаний не следует, что в ходе их проведения поступили какие-либо предложения в отношении земельных участков, расположенных в данных зонах в границах ул. Гвардейская.

Однако в заключении о результатах публичных слушаний содержится информация о переводе земельного участка и прилегающей территории в границах не только ул. Аделя Кутуя, но и ул. Гвардейская из зон предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II – IV классов вредности) (П2), предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) (П1), коммунально-складской зоны (КС) и рекреационно-ландшафтной зоны (Р3) в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5), а Решением N 6-22 внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка в части перевода территории по ул. Аделя Кутуя из зоны предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II – IV классов вредности) (П2), зоны предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) (П1), коммунально-складской зоны (КС) и зоны коллективных садов (Р4) в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5).

Таким образом, иных публичных слушаний, кроме как в отношении земельного участка общей площадью га, по иным территориям не проводилось. Данное обстоятельство в силу положений статей 31 и 32 ГК РФ свидетельствует о ненадлежащем информировании потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима принадлежащих им земельных участков, о нарушении их законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки и о нарушении установленной процедуры при внесении в оспариваемые Правила землепользования и застройки последующих изменений.

Решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 48-3 внесены изменения в приложение к Решению N 6-22, уменьшена территория по ул. Аделя Кутуя, подлежащая переводу в зону многоэтажной жилой застройки в 6 – 20 этажей (Ж5). Как установлено судом первой инстанции и не отрицается лицами, участвующими в деле, публичные слушания по данному решению в нарушение норм статей 31 и 32 ГрК РФ не назначались и не проводились, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия данного нормативного правового акта.

Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления Шахидуллина А.Р.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, о том, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, Судебная коллегия считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего апелляционного определения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 г. отменить.

Признать решение Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 “О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка” в редакции решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 49-З с момента вступления в силу настоящего определения.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Шахидуллин А.Р., ссылаясь на нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, ненадлежащую оценку доказательств, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Земельная экспертиза для суда в Казани

СИНЭО проводит все виды землеустроительных экспертиз в С-Пб и Ленинградской области, также возможен выезд эксперта для оценки и экспертизы земельного участка в другие города России и за ее пределы. Работаем с физическими и юридическими лицами.

Пробки будут

Самая ожидаемая пробка будущего – на въезде в город со стороны Лаишевского района. «В основном эта проблема возникнет не из-за того, что мы что-то не учли на территории Казани, а потому что в районе собираются строить дома, но не планируют развивать улично-дорожную сеть, строить детсады, школы, другую инфраструктуру, – уточнил Олег Григорьев. – Если в Лаишевском районе построят столько, сколько планируют – более 6 млн кв. метров, то постоянная пробка там будет».

Разработчики рассчитывают, что горожане будут меньше пользоваться личным транспортом, а вот пассажирские перевозки возрастут. При этом средняя дальность поездки увеличивается с 7 до 9 км, а среднее время в пути от дома до работы сократится с 33 до 30 минут.

Всему этому будет способствовать развитие транспортной сети. К 2050 году появятся два моста через Волгу, которые выровняют нагрузку на мосты через Казанку в часы пик. Выровняется и загрузка существующего моста через Волгу, если Иннополис достигнет тех расчётных цифр, которые сегодня декларируют.

Всему этому будет способствовать развитие транспортной сети. К 2050 году появятся два моста через Волгу, которые выровняют нагрузку на мосты через Казанку в часы пик. Выровняется и загрузка существующего моста через Волгу, если Иннополис достигнет тех расчётных цифр, которые сегодня декларируют.

Судебные споры о границах земельных участков

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

Читайте также:  Нужна ли виза в Тунис и как ее получить?

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

В Казани уходит земля из-под домов

От потери недвижимости в Казани может не спасти и статус добросовестного приобретателя. Участки – часто уже с построенными на них домами – в судебном порядке активно изымаются в муниципальную собственность. Наличие свидетельств о госрегистрации права собственности ничего не гарантирует: обнаружилось, что такие госсвидетельства в Управлении Росреестра по РТ выдавали и по подложным документам.

Комитет земельных и имущественных отношений исполкома Казани выявил уже более семидесяти участков, покупатели которых и не предполагали, что с документами на эту землю дело нечисто. Сколько будет выявлено еще, неизвестно: в Управлении Росреестра по РТ признают, что по-прежнему могут выдавать свидетельства о госрегистрации без проверки правоустанавливающих документов.

– . Так-то все красиво: “Единая Россия” хорошая, президент замечательный, Казань хорошеет, люди строятся. Но когда понимаешь, как у нас на самом деле лечат? Только когда попадешь в больницу. А мы вот попали под госрегистрацию. – Юрий Ильичев безнадежно машет рукой. Ну да, такое уже не лечится.

У него и у его соседа Алмаза Дмитриева решения судов – изъять их собственные участки в поселке Новая Тура, где они успели построить дома, – уже на руках. Относительно участка Дамира Мухаммадиева такое решение вот-вот будет. В той же ситуации оказались и семьи из Залесного, а на днях Алмаз обнаружил товарищей по несчастью и в Салмачах. Все они купили участки на окраинах Казани и успешно оформили право собственности на них. С единственной целью – самостоятельно, не клянча у государства, построить жилье для своих семей, среди которых есть и многодетные.

Дмитриев вспоминает, как в 2011 году, увидев объявление о продаже подходящего ему участка, первым делом заказал выписку из Государственного кадастра недвижимости. Судя по полученному документу, участок действительно принадлежал на праве собственности именно тому человеку, который его продавал.

– Я с этой выпиской – в администрацию Кировского и Московского района: “Еще как-то можно проверить?” – рассказывает Алмаз. – А мне в ответ: “Да ты что, это же государственный документ!”. Я успокоился и купил этот участок. Потом даже себе соседа нашел – Юру Ильичева. Ну а ближе мы с ним познакомились в отделе полиции.

В ОП “Промышленный” соседей стали вызывать 2012 году. Так они узнали, что возбуждено уже несколько уголовных дел по мошенничеству “в отношении неустановленных лиц”: оказывается, первоначально право собственности на эту землю было зарегистрировано в начале 2011-го на основании поддельных документов. А именно постановлений главы администрации Кировского района Казани, которых на самом деле не существовало.

– Нам сказали, что к нам никаких претензий нет, что мы-то добросовестные приобретатели и беспокоиться нам не надо, – вспоминает Алмаз Дмитриев. – А весной 2013-го пришла повестка в суд: комитет по земельным и имущественным отношениям Казани подал иск о возвращении нашего участка в муниципальную собственность. Самое-то интересное, на суде представитель КЗИО сказал, что эти фальшивые постановления даже внешне не были похожи на подлинные! Но у нас-то было в руках подлинное свидетельство о госрегистрации права собственности на продавца. Государственная регистрация! А на деле ничего не стоящая бумажка.

То есть сюжет выглядит незамысловато. Делай “раз”: злоумышленники ляпают на коленке эрзац-постановления главы о выделении участков. Делай “два”: на основании этих эрзац-постановлений в Управлении Росреестра по РТ выдают уже настоящие свидетельства о госрегистрации права собственности на эти участки. Делай “три”: эти участки покупают, доверившись государственным свидетельствам, совсем уж ничего не подозревающие граждане, и право собственности регистрируется уже за ними.

А затем суд, отмена регистрации, признание договоров купли-продажи недействительными, возвращение земли в муниципальную собственность – все по закону. А построенные дома можете унести с собой. Занавес.

Впрочем, можно проследить и дальнейшую судьбу основных действующих лиц этого сюжета. Злоумышленники кое-где осуждены за мошенничество (имеется 45 приговоров только по Казани), а в других случаях уголовные дела закрыты, например, за своевременной кончиной подозреваемого. Семьи, у которых в соответствии с законом отбирают эти участки, могут потребовать заплаченные за них деньги назад с продавцов, если их найдут, а уж затраты на строительство домов точно пропали.

А что с третьим участником драмы – Управлением Росреестра по РТ? Ведь без него и сюжет не завязался бы: именно его регистраторы, так сказать, конвертировали фальшивки в государственные свидетельства. Так вот, как раз его неприятности не коснулись. Как сообщили “ВК” в УМВД по Казани, ни в одном из уголовных дел по незаконному оформлению земельных участков госрегистраторы не фигурировали.

– Так они там могут выдавать такие свидетельства хоть каждый день! – восклицает Юрий Ильичев. – Выходит у нас в Татарстане никто не застрахован от такого.

В Управлении Росреестра по РТ на просьбу “ВК” объяснить, как уж там проверяют правоустанавливающие документы на землю, что в результате акт госрегистрации совершается на основе фальшивки, сообщили: а они эти документы могут вообще не проверять!

“При проведении правовой экспертизы документов, поданных на государственную регистрацию прав собственности, государственный регистратор исходит из добросовестности заявителя, – разъяснила начальник отдела правового обеспечения Лидия Печенкина. – Законом не предполагается перепроверка каждого представленного заявителем документа на поддельность. В случае если документ по внешним явным признакам вызывает сомнения у госрегистратора, госрегистратор может запросить информацию о его достоверности у органа, издавшего данный документ”.

В общем, на того, кто подает на регистрацию поддельный документ, распространяется священная презумпция добросовестности, а на того лоха, который получил гербовую бумагу с госпечатью, – обязанность не доверять ей, а “проявить должную заботу и осмотрительность”.

Про то, что покупатели таких “кривых” участков, рассиропившись при виде госсвидетельства, не проявили этих качеств – это из решений Кировского райсуда Казани. Вот напрасно они, указал суд, не приняли “дополнительных мер, направленных на проверку юридической судьбы приобретаемой недвижимости”.

– Я судью спросил: а вы что в такой ситуации как обычный гражданин сделали бы? – вспоминает Алмаз Дмитриев. – Отвечает: вот туда послал бы запрос и туда. А я ему: нет, как гражданин вы могли бы получить только выписку из госреестра, а во всех остальных местах надо “договариваться” – вы что, предлагаете мне плодить коррупцию? Обиделся! Мне, говорит, не надо “договариваться”, у меня брат фээсбэшник. Выходит, если у тебя нет в нужном месте брата, свата, друга, так и жить нельзя!

Многие из неудачливых покупателей этих “кривых” участков говорят, что согласны хотя бы выкупить их вторично – на этот раз у муниципалитета. Ведь дома-то уже построены, с собой их не унесешь. Но в КЗИО исполкома Казани на вопрос “ВК”, возможен ли такой относительно щадящий вариант решения проблемы, ответили: “Согласно действующему федеральному законодательству реализация земельных участков осуществляется путем проведения торгов, участие в которых может принять любое физическое и юридическое лицо”. Т.е. за право еще раз купить участок с собственным домом придется побороться с другими желающими.

Как сообщили “ВК” в КЗИО, с 2012 года на территории города уже выявлено 72 земельных участка, незаконно оформленных вышеописанным способом. По 53 из них судебные акты о возвращении в муниципальную собственность Казани уже приняты. В настоящее время в судах Казани рассматриваются иски КЗИО о возврате еще 19 участков.

В ОП “Промышленный” соседей стали вызывать 2012 году. Так они узнали, что возбуждено уже несколько уголовных дел по мошенничеству “в отношении неустановленных лиц”: оказывается, первоначально право собственности на эту землю было зарегистрировано в начале 2011-го на основании поддельных документов. А именно постановлений главы администрации Кировского района Казани, которых на самом деле не существовало.

Приносим извинения: как принимали генплан Казани

В начале заседания депутат от фракции КПРФ Алексей Серов предложил коллегам перенести принятие генплана: документ породил много споров, которые до сих пор не решены, а депутаты получили возможность ознакомиться с ним менее чем за 10 дней до сессии. Члены городской думы Серова не поддержали. Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что над генпланом работали эксперты, его согласовали девять федеральных министерств и ведомств, а прокуратура «внимательно следила» за обращениями жителей.

«Как должны, по вашему мнению, ощущать и строить свою жизнь на такую длительную перспективу жители города, чьи имущественные права будут затронуты, в том числе теми проектными решениями, которые мы сейчас планируем принять?», – спросил Серов у главы исполкома Казани Дениса Калинкина, рассказавшего о подготовке документа. Он ответил, что генплан – это «живой документ», в который могут вноситься изменения после его принятия.

Серов заявил, что у многих горожан сложилось впечатление, что обсуждение документа было формальным. Калинкин возразил: генплан старались по максимуму обсуждать с населением, учитывая мнение людей. Однако он сообщил, что учесть все пожелания невозможно. По словам главы исполкома, если такой исход был бы реален, городу не нужно было бы ничего планировать. Новый документ будет действовать до 2020 года.

В основном против принятия новой версии генплана выступали жители поселков. Часть претензий удалось решить, например, отказаться от сноса домов ради прокладки дорог в восточных поселках, с другой стороны, жители Дербышек не смогли отстоять лес, который могут вырубить для прокладки трассы. Бурно обсуждалась судьба домов, попавших в «зону 430» – территорию аварийной посадки Казанского авиационного завода. Калинкин сказал, что ее границы определял не город, не ему их менять.

Итоги работы подвел глава комиссии по градостроительству и ЖКУ Эмиль Хуснутдинов – тот самый, которого после сноса бани в Дербышках горожане заподозрили в конфликте интересов, но его коллеги данный факт не подтвердили. По его словам, над документом работали лучшие эксперты, неравнодушные граждане, депутаты Казгордумы, которые смогли ознакомиться с его итоговой версией лишь за неделю до заседания.

«Замечания, которые возможно было учесть, были учтены», – сказал он, предложив принять генплан. Слово взял Метшин, заявив, что он разделяет прозвучавшие выступления депутатов, добавив, что «не может генеральный план удовлетворить абсолютно все пожелания горожан». Он сказал, что документ принимается в интересах подавляющего большинства, в то время как «проблемные точки» касаются проблемных территорий, на которых живет относительно небольшое число людей.

Он вспомнил, что когда город строил дорогу от Танкового кольца до улицы Вишневского, а затем Пушкина, снесли 175 домов. Метшин пожелал всем здоровья, в том числе тем, кто расселяет людей – «там благодарности очень редко звучат, чего только там не наслушаются те работники, которые там ногами ходят», сказал мэр. Он добавил, что подобные решения принимаются в интересах всех жителей города, хотя расселяемые люди привыкли «к своей территории, ауре, энергетике».

«С пониманием и в интересах подавляющего большинства главный документ градостроительного развития городом принимается. Я благодарю еще раз всех тех, кто в этом принимает участие, и приносим извинения всем тем, чьи мнения не легли в основу этого большого документа. Просто нет такой возможности учесть. Да, где-то попадают (под снос – Inkazan) и жилые дома, но все выкупается по рыночной цене. Нигде на улицу людей не выставляют», – сказал Метшин.

После краткой речи он поставил вопрос принятия генплана на согласование: большинство депутатов выступили «за». Однако это только начало работы – теперь на основе согласованного документа городу предстоит разработать новые правила землепользования и застройки, которые, в частности, будут регулировать оставшиеся спорные вопросы и зададут вектор развития строительной отрасли столицы Татарстана до 2040 года.

Серов заявил, что у многих горожан сложилось впечатление, что обсуждение документа было формальным. Калинкин возразил: генплан старались по максимуму обсуждать с населением, учитывая мнение людей. Однако он сообщил, что учесть все пожелания невозможно. По словам главы исполкома, если такой исход был бы реален, городу не нужно было бы ничего планировать. Новый документ будет действовать до 2020 года.

Социальные привилегии и материальные льготы для кавалеров наград РФ.

Государственная наградная система не может считаться окончательно сформированной и эффективно действующей без установления определённых социальных и материальных привилегий для лиц, удостоенных государственных наград. В данной части нашего исследования мы рассмотрим комплекс социальных и материальных привилегий, которые в настоящее время предоставляются гражданам, награждённым орденами и званиями как Российской Федерации, так и Советского Союза.

Высокий статус государственных наград должен обеспечивать и высокое социально-правовое положение награждённых лиц. Первым правовым документом, устанавливающим за определённой категорией граждан Российской Федерации социальные и материальные преимущества, стало Постановление Верховного Совета РФ от 15 января 1993 г. № 4302-1.121 Согласно постановлению был утверждён Закон РФ № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Законом признавалась необходимость осуществления государственных мер, гарантирующих материальное и социальное благополучие Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. В дальнейшем, им были установлены следующие права:

– принятие в первоочередном порядке руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

– повышение всех видов пенсий по старости, за выслугу лет, по инвалидности.

– освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей.

– первоочередное бесплатное личное и бесплатное членов семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, внеочередная бесплатная личная и бесплатная членов семей госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах.

Читайте также:  Выплата компенсации по уходу за ребенком

– первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставка по заключению врача на дом.

– бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов).

– первоочередное получение в поликлинике по месту жительства или по месту последней работы бесплатной путёвки в санаторий, профилакторий или дома отдыха один раз в год, а членам их семей. за 25 процентов стоимости. Все виды медицинского обслуживания в санаториях, профилакториях и домах отдыха, а также питание предоставляются бесплатно. Лицам, получившим путёвки для лечения, предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов, воздушным или водным транспортом в каютах 1 класса.

– освобождение от оплаты жилья и оплаты коммунальных услуг, платы за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией.

– бесплатное получение в собственность занимаемых жилых помещений.

– первоочередное улучшение жилищных условий, с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 20 кв. м.

– бесплатное получение в собственность земельных участков. не менее чем 0,20 га в городах и посёлках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

– бесплатный капитальный ремонт жилья независимо от вида жилищного фонда. Первоочередной отпуск местных строительных материалов на строительство индивидуальных жилых домов и на капитальный ремонт жилья.

– внеочередное пользование всеми видами услуг связи, внеочередная и бесплатная установка домашних телефонов, внеочередное и бесплатное оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации.

– бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом. водным транспортом. воздушным или международным автомобильным транспортом.

– бесплатное личное пользование внутригородским транспор-том, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности -автобусами внутриобластных линий.

– внеочередное приобретение билетов на все виды железно-дорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.

– бесплатное личное и бесплатное сопровождающего лица пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов, станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

– внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, предприятий торгово-бытового обслуживания, при посещении культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений. Внеочередное бесплатное посещение государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров, выставок и ярмарок.

– преимущественное право оставления на работе при сокращении численности штата независимо от времени работы на данном предприятии. Бесплатное обучение и переобучение новым профессиям. Предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до трёх недель в году в удобное время.

– бесплатное захоронение с воинскими почестями. Сооружение надгробия за счёт средств федерального бюджета.

В целях улучшения социальной защиты Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и предоставлении им права самостоятельного выбора формы обеспечения государственными льготами 23 июля 2005 г. был принят Федеральный предусматривающий замену предоставляемых государством социальных льгот ежемесячной денежной компенсацией в размере 25 000 рублей. Также оговаривалось, что денежная выплата подлежит индексации.

Несмотря на введённые денежные компенсации, некоторые из предоставляемых ранее государственных льгот были сохранены. Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы сохранялось право на бесплатное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах. Первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, первоочередное получение бесплатной путёвки, бесплатный проезд и лечение в санаториях, профилакториях и домах отдыха один раз в год, первоочередное улучшение жилищных условий. Бесплатная установка домашних телефонов и оборудование жилья средствами вневедомственной охраны. В том числе захоронение с воинскими почестями и установка надгробия за счёт федерального бюджета.

Законодательством Российской Федерации соответствующие социальные преимущества были предусмотрены и для Героев Труда. 9 января 1997 г. был принят Федеральный Закон устанавливающий права и льготы, призванные обеспечить материальное и социальное благополучие Героев Социалистического Труда, а также полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Героям Труда был предоставлен аналогичный перечень привилегий, что и Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы. Однако размер некоторых льгот был уменьшен.

Федеральным Законом от 9 мая 2006 г. на Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы была также распространена замена социальных льгот денежной компенсацией в размере 20 000 рублей (у Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации – 25 000 руб.).

Изучая вопрос предоставления заслуженным гражданам России социальных льгот и материальных привилегий, следует отметить и Федеральный Закон от 4 марта 2002 г. Данным законом были определены условия, порядок назначения и выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги граждан страны, удостоенных высших орденов и званий Российской Федерации и Союза ССР.

Согласно этому закону дополнительное материальное обеспечение устанавливалось:

– 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости – Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награждённым орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трёх степеней, гражданам, награждённым орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

– 330 процентов – гражданам, награждённым орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

– 250 процентов – гражданам, награждённым орденом Трудовой Славы трёх степеней, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней, чемпионам Олимпийских игр».

Законом не предусматривалось дополнительное материальное обеспечение в период выполнения указанными гражданами оплачиваемой работы.

Проведённый анализ законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих повышенное социальное обеспечение для награждённых лиц, показывает, что в начале 2000-х гг. перечень граждан, получивших право на льготы и дополнительное материальное обеспечение, был значительно расширен. Данное обстоятельство свидетельствует об улучшении экономического состояния страны и о проявлении государственной властью внимания к своим гражданам, чьи выдающиеся достижения и особые заслуги были отмечены высокими государственными наградами.

Подводя итог исследования истории формирования комплекса государственных наград и развития правовой базы наградной системы Российской Федерации, отметим, что государственная наградная система создавалась на основе традиций отечественной наградной практики предшествующих исторических периодов. При этом нормативно-правовая часть наградной системы Российской Федерации была построена на базе наградного законодательства СССР, приведённого в соответствие с современной исторической действительностью.

Созданная к настоящему времени российская наградная система включает в себя основные элементы государственной наградной системы, важнейшими из которых являются: наградные знаки и нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок их функционирования и устанавливающие внутреннюю иерархию наград. Структура системы государственных наград Российской Федерации включает в себя правовую, функциональную, идеологическую, социальную, эмблематическую и вещественную категории, а также категорию форм награждений, что позволяет считать комплекс государственных наград Российской Федерации системным образованием.

Несмотря на введённые денежные компенсации, некоторые из предоставляемых ранее государственных льгот были сохранены. Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы сохранялось право на бесплатное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях, госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах. Первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, первоочередное получение бесплатной путёвки, бесплатный проезд и лечение в санаториях, профилакториях и домах отдыха один раз в год, первоочередное улучшение жилищных условий. Бесплатная установка домашних телефонов и оборудование жилья средствами вневедомственной охраны. В том числе захоронение с воинскими почестями и установка надгробия за счёт федерального бюджета.

Какие льготы (выплаты) за орден Мужества в 2020 году

Во всех странах люди, которые совершили что – то действительно значимое для своей страны удостаиваются наград от государства. В России одной из таких наград является Орден Мужества, который вручается гражданам, совершившим героический поступок или рисковавшим своей жизнью для спасения других людей.

  1. Когда гражданину вручается Орден Мужества
  2. Региональные льготы обладателям Ордена Мужества
  3. Премия от Президента обладателям Ордена Мужества
  4. Выходное пособие для военных и сотрудников МВД
  5. Другие льготы для награжденных граждан
  6. Льготы для родственников граждан, награжденных Орденом Мужества после их смерти
  7. Вопросы и ошибки по рассматриваемой теме

Орден мужества – это особая государственная награда. Последним документом, который регулирует вопросы, связанные с Орденом Мужества, является указ Президента №1099 от 07.09.2010 года (с изменениями от 2017 года).

Льготы гражданам, имеющим особые заслуги перед государством

Один из приоритетов социальной политики России — обеспечить достойную жизнь и благополучие гражданам, которые отличились особыми, наиболее значительными заслугами перед Россией или СССР. Такими заслугами считается деятельность или подвиги, отмеченные соответствующими медалями, орденами и почетными премиями. Перечень данных категорий составляют:

Список высших госнаград России. Какие преференции положены их обладателям

Государственные награды РФ – это одна из высших и почетных форм поощрения и признания заслуг перед страной. Госнаграды имеет право вручать только Президент, а вот ведомственные – Министр обороны, но статус их гораздо ниже. Неудивительно, что обладателям госнаград положены различные – чаще всего пожизненные – преференции и льготы.

Какие награды являются наиболее важными в нашей стране и на что можно рассчитывать после их получения?

  • 📋 Основные государственные награды РФ
  • 💫 Герой РФ
  • ⭐ Герой Труда РФ
  • ⚡ Орден «За заслуги перед Отечеством»
  • ✨ Орден Мужества
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

Государственные награды РФ – это одна из высших и почетных форм поощрения и признания заслуг перед страной. Госнаграды имеет право вручать только Президент, а вот ведомственные – Министр обороны, но статус их гораздо ниже. Неудивительно, что обладателям госнаград положены различные – чаще всего пожизненные – преференции и льготы.

Наследование льгот родственниками

Существует также вопрос относительно возможности пользования различными льготами родственниками награжденного лица.

На этот вопрос ответ будет однозначным: пользоваться льготами, социальными гарантиями родственники могут только теми, которые положены по потере кормильца. Например, скидка на курортное лечение, приём без очереди в лечебных учреждениях и пр. Иных льгот и гарантий родственникам никаких не предоставляется.

Кроме того, если награда выдавалась посмертно, родственники также не имеют никаких прав на получение преференций за гражданина, на чьё имя она была получена.


Существует также вопрос относительно возможности пользования различными льготами родственниками награжденного лица.

Ордена и медали РФ

Современная система награждений включает в себя 7 орденов и 10 медалей, которые выдаются в порядке, утвержденном президентским указом.

Лица, награжденные отличительными знаками, а также получившие награды в период СССР, имеют право на денежные выплаты. Дополнительное финансирование и премирование при награждении устанавливается следующими законодательными актами:

  1. ФЗ № 306 от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих…»;
  2. Указ Президента РФ № 765 от 25.07.2006 «О единовременном поощрении лиц, проходящих государственную службу»;
  3. Приказ МО РФ № 2700 от 30.12.2011, содержащий принципы начисления денежного обеспечения военных;
  4. ПП РФ № 1237 от 30.12.2011, где отмечены служащие в армии на территории Крайнего Севера.

Рассмотрим, какие льготы, выплаты и преференции, получают обладатели отдельных медалей, орденов.

Награжденные граждане получают два вида материальных поощрений:

Получатель награды имеет право на следующее поощрение:

Помимо вручения орденов, материальная поддержка в размере 3-х окладов предусматривается при награждении почетным званием, 2-х окладов при президентском поощрении, 1-го оклада при правительственном поощрении.

Получатель награды имеет право на следующее поощрение:

Награды, гарантирующие прибавку к пенсии

Наши сограждане в течение жизни могут быть отмечены различными орденами и медалями – за боевые заслуги, общественную деятельность, ударный труд и т. д.

  • Сведения о знаках отличия, которые вручаются за особые добрые дела, можно найти в Указе Президента РФ от 7 сентября 2010 года № 1099.
  • О выплатах военнослужащим можно узнать из текста Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ.

При этом стоит сказать, что не все госнаграды предполагают дополнительные материальные льготы и выплаты. Перечень «денежных» наград содержится в Федеральном законе от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ.

Итак, расскажем о наградах, за которые положены денежные поощрения. Несмотря на то, что некоторые из них вручались исключительно в советское время, люди, чьи заслуги были отмечены государственными наградами СССР, могут получать выплаты в настоящий момент.

ОснованиеРазмер выплат
Медаль «Золотая звезда» Героя РФЗаконодательство предусматривает ежемесячные выплаты за государственную награду военнослужащим в размере 415% от суммы социальной пенсии.* Помимо Героев РФ, такое дополнительное обеспечение полагается также Героям СССР.
Орден Славы (вручался в СССР)Полные кавалеры (то есть те, кто был награжден орденом трех степеней) могут получать денежное пособие – 415% от соцпенсии.
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (вручался в СССР)Награжденные орденом всех трех степеней могут ежемесячно получать 250% от социальной пенсии.
Золотая медаль «Герой труда Российской Федерации»415% от суммы трудовой пенсии (также данная выплата устанавливается Героям Социалистического Труда).
Орден Трудовой Славы (вручался в СССР)Полные кавалеры ордена (3 степени) получают ежемесячные выплаты в размере 250% от суммы соцпенсии.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного415% от размера социальной пенсии.
Орден Ленина (вручался в СССР)Несмотря на «советское прошлое» награды, граждане, получившие орден, имеют возможность получать прибавку к пенсии – 330 % от соцпенсии.
Орден «За заслуги перед Отечеством» (I, II, III и IV степени)I степень ордена дает его обладателям право на выплаты в размере 415% от суммы установленной социальной пенсии ежемесячно, остальные степени – 330%.

* В данном и последующих случаях, указанных в таблице, применяется размер социальной пенсии, который указан в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ – 5034 рубля 25 копеек.

Отметим, что на размер пенсии могут оказывать влияние не только федеральные, но и ведомственные знаки отличия (размер вознаграждения в этом случае устанавливают органы власти субъекта РФ).

Для оформления повышенной пенсии орденоносцам нужно обратиться в отделение ПФР по месту жительства:

  • написать заявление;
  • представить паспорт и документы, подтверждающие факт присвоения почетного звания (удостоверения к наградам, книжки, грамоты, справки из архивов и т. д.).

Предварительно следует проконсультироваться со специалистами ПФР относительно пакета документов, который требуется для начисления дополнительной материальной поддержки. Она будет поступать на счет заявителя одновременно с пенсионным обеспечением.

В случае задержки выплаты следует обратиться в ведомство с письменным заявлением. Защищать свои права (в том числе в судебном порядке, если потребуется) нужно будет своевременно: срок давности – всего-навсего 3 месяца с того времени, как был обнаружен факт невыплаты. Важно также, чтобы награжденный не утратил своего права на материальную поддержку – например, не совершил противоправных действий.

При этом стоит сказать, что не все госнаграды предполагают дополнительные материальные льготы и выплаты. Перечень «денежных» наград содержится в Федеральном законе от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ.

Информация об изменениях:

Законом Московской области от 28 декабря 2007 г. N 234/2007-ОЗ часть 4 статьи 11 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

4. Гражданам, удостоенным Почетного звания “Почетный гражданин Московской области”, на территории Московской области предоставляются следующие льготы:

Законом Московской области от 3 июля 2012 г. N 90/2012-ОЗ пункт 1 части 4 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона

Ссылка на основную публикацию