Поставят ли на учёт и снимут с учёта, если есть штрафы?

Поставят ли на учёт и снимут с учёта, если есть штрафы?

Поставят ли на учёт и снимут с учёта, если есть штрафы? О том, что штрафы должны оплачиваться говориться в некоторых законодательных актах, действующих на территории России:

  • Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи отмечающие наказание за уклонение от оплаты;
  • Правила регистрации автомобильных средств.

Также с течением времени возникают ситуации, требующие погашения всех долгов по штрафам за нарушение правил дорожного движения. Но входят ли сюда мероприятия связанные с постановкой на учет транспортного средства или нет, следует разобраться.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Прежде всего, что необходимо сделать для осуществления регистрации машины – это пройти технический осмотр. Действия проводятся для подтверждения годности предоставленного автомобиля всем техническим требованиям, может эксплуатироваться на дороге без риска создания аварийной ситуации по причине неисправности. Также предоставляются документы и заявление, где будет указана просьба о регистрации данного транспортного средства.


Но нигде не сказано о том, что для постановки на учет или в процессе снятия с регистрации ТС нужно обязательно оплачивать все скопившиеся штрафы. Это означает, что все действия с автомобилем будут проведены и ограничений никаких нет. В случае, если инспектор требует немедленного погашения штрафов, то его действия являются незаконными.

Все вытекает из простого понимания российских законов; «если нет запрета, значит это разрешено». Поскольку ни один нормативный или законодательный акт не содержит прямого указания на отказ в проведении действий с автомобилем, касаемо его регистрации или отмены.

Стоит отметить, что существует запрет требования оплаты существующих штрафных санкция за нарушение ПДД, при проведении мероприятий по постановке на учет транспортного средства или совершения других действий регистрационного характера. Чтобы обеспечить соблюдение прав водителей и владельцев автомобилей был издан документ, который носит название «Указание ДОББД МВД № 13 / 5-77 “О недопустимости требования оплаты штрафов». Создан и опубликован в 2009 году, но действует и сегодня. Потому при первых намеках инспектора о необходимости погасить долги можно смело опираться на указанный документ и продолжать регистрационные мероприятия.

В данном указании отмечено, что в Департамент, который обеспечивает безопасность на дорогах Российской Федерации, стало приходить большое количество жалоб на то, что с водителей незаконно требуют оплаты штрафов, для возможности совершения регистрационных мероприятий. Служащие ГИБДД отказываются выполнять свои обязанности, пока не получат подтверждение о погашении образовавшихся задолженностей со стороны владельца ТС. Отказывают в замене водительского удостоверения, не выдают справок о прохождении технического осмотра. Также собственникам автомобилей отказывают в выдаче справок, подтверждающих нелишение права водить автомобиль, запрашивающему водителю. Также сотрудники не дают подтверждение полной оплаты транспортного налога, которая необходима для предоставления в другие организации.

В результате Департамент по БДД подготовил и разослал на места документ с Указанием, что руководство на местах, должно предпринять меры и препятствовать принудительному требованию оплаты штрафов, при совершении гражданами регистрационных мероприятий с машиной. После получения указания, каждый факт обращения автовладельцев должен фиксироваться и расследоваться. Виновные должны нести соответствующее наказание после проведения служебного расследования, привлечение сотрудника к дисциплинарному взысканию.


Все вытекает из простого понимания российских законов; «если нет запрета, значит это разрешено». Поскольку ни один нормативный или законодательный акт не содержит прямого указания на отказ в проведении действий с автомобилем, касаемо его регистрации или отмены.

Можно ли машину поставить на учет со штрафами?

При осуществлении покупки любого транспортного средства, покупатель обязан поставить его на учет в ГИБДД. Сделать это необходимо в течение максимум 10 дней после заключения сделки.

В случае, если регистрация автомобиля не была совершена в указанный срок, бывший владелец машины может написать заявление об угоне. Но можно ли поставить машину на учет если есть неоплаченные штрафы? Подробный разбор этого вопроса будет произведен в этой статье.

Можно ли поставить на учет авто с неоплаченным штрафом

  1. Необходимые действия при постановке автомобиля на учет
  2. Обязательно ли оплачивать штрафы перед постановкой автомобиля на учет
  3. Что говорит законодательство об уплате штрафов


Можно ли поставить на учет авто с неоплаченным штрафом

Можно ли снять машину с учета, если есть неоплаченные штрафы

Достаточно большое количество автомобилей в наше время приобретается не в салоне, а с рук автомобилистов. Нюансов покупки подержанных авто великое множество, начиная от проверки технического состояния и заканчивая оформлением документов.

В данной статье рассмотрим особенности продажи автомобиля при наличии оставшихся на ней штрафов. Выясним можно ли снять машину с учета, если есть неоплаченные штрафы? Насколько законно сотрудники ГИБДД требуют оплатить все штрафы при постановке на учёт машины и при других регистрационных или иных юридически значимых действиях?

Итак, Вы решили продать свой автомобиль, и покупателя уже нашли, но есть одно “но” – неоплаченные штрафы.

В Приказе МВД России от 21.12.2019 N 950 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств” отсутствуют какие-либо требования к оплате штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД) при регистрационных действиях с автомобилем.

Неуплата штрафов отсутствует среди оснований для отказа в процедурах постановки на учет, снятия с учета и других регистрационных действиях.

Более того, о запрете требования сотрудниками ГИБДД оплаты всех штрафов при регистрационных и других действиях прямо говорит специальный для этого документ под названием – Указание ДОБДД МВД РФ от 20.04.2009 года №13/5-77 “О недопустимости требования уплаты штрафов”. Данный нормативный документ гласит:

Главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации предписано принять меры к исключению фактов необоснованного истребования сотрудниками Госавтоинспекции при совершении юридически значимых действий документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, а по каждому факту обращения граждан и организаций, связанному с необоснованным истребованием указанных документов, проводить соответствующие служебные проверки с принятием к виновным мер дисциплинарной ответственности.

Указание ДОБДД МВД РФ от 20.04.2009 года №13/5-77

Оплатить все штрафы на сегодняшний день нужно только в одном-единственном случае – при возвращении права управления после лишения такового. Этого от нас напрямую требует статья 32.6 Кодекс об Административных Правонарушениях РФ (далее КоАП РФ):

4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьёй 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Статья 32.6 КоАП РФ

То есть, оплата всех штрафов осуществляется только в случае, если лишение права управления осуществлялось по одной из статей 12 главы КоАП.

Переоформить машину, если есть просроченные неоплаченные штрафы может быть затруднительно, т.к. пункт 1 статьи 20.25 КоАП РФ гласит:

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, – влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

пункт 1 статьи 20.25 КоАП РФ

Применение этой статьи возможно только в том случае, если Ваш штраф попадет по срокам под действие этой статьи. А именно: если с момента, когда вам было выдано Постановление по делу об административном правонарушении прошло от 41 до 130 суток.

Таким образом, если с момента выдачи Постановления прошло более 130 суток, то взыскание штрафов могут требовать только судебные приставы. Более подробно о сроках оплаты штрафов и наказании за их неуплату читайте в этой статье.

Итак, на вопрос “можно ли снять авто с учета, если есть штрафы?” ответ однозначный – конечно “ДА!”, и если сотрудники ГИБДД заявляют вам обратное, требуйте отказ в письменной форме с указанием причины (статья 12.35 “Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию”). С такой бумагой вы можете обратиться в надзорные органы (прокуратуру), где должны будут проверить законность отказа, и если будут выявлены нарушения, привлечь к ответственности самодеятельного инспектора.

Итак, Вы решили продать свой автомобиль, и покупателя уже нашли, но есть одно “но” – неоплаченные штрафы.

Что делать, если инспектор требуют погасить штрафы?

Несмотря на то, что Указание №13/5-77 было издано еще в далеком 2009 году, некоторые инспекторы до сих пор нарушают права водителей и отказывают им в регистрации из-за наличия штрафов. На сотрудника ГИБДД, нарушающего закон, можно подать жалобу. Если он увидит, что автомобилист действительно готов это сделать, то, возможно, он и отступит от своих выдуманных правил.

Чтобы защитить свои права, необходимо:

  1. Потребовать от инспектора письменный отказ в постановке автомобиля на учет. Данный документ должен содержать информацию о собственнике автомобиля, основания для отказа и подпись инспектора.
  2. Если сотрудник ГИБДД не собирается писать официальный отказ, то в качестве доказательства отказа можно будет использовать видеозапись. Пока сотрудник находится при исполнении, он не имеет права запретить снимать его на камеру.
  3. С собранными доказательствами нужно подавать жалобу на имя начальника данного отделения ГИБДД или даже в прокуратуру.

Однако на практике зачастую случалось так, что инспекторы все же отказывали в постановке на учет при наличии неоплаченных штрафов. Иногда из-за этого 10-дневный срок постановки на учет заканчивался, а водители получали штрафы. В связи с этим ГИБДД издало Указание №13/5-77. Этот нормативно-правовой документ напрямую запрещает требовать с водителей оплаты штрафов для регистрационных и иных процессов. А за нарушение этого запрета инспекторы должны подвергаться мерам дисциплинарной ответственности.

Кто должен оплачивать штрафы на проданный автомобиль

За штрафы должен рассчитываться покупатель. Тонкость состоит в том, что машина переходит в собственность не во время регистрации в ГИБДД, а в момент заключения договора о покупке. Хотя многие этого не понимают.

Именно с этой даты автомобиль переходит в собственность покупателю, как и все штрафы. Административный кодекс определяет, что при выявлении нарушений камерой автоматической фиксации штрафы должны приходить владельцу. Поэтому все штрафы ложатся на покупателя, даже если он еще не переписал машину в ГИБДД. Но в Госавтоинспекции могут не знать о существовании договора купли-продажи.

Это делается только по прошествии 10 дней от даты в ДКП. По закону покупателю дается 10 суток на регистрацию автомобиля.

Читайте также:  Юридическая ответственность — оценка (осуждение)

Запрет на регистрационные действия

Мы уже подробно писали о том, как и за что налагаются запреты и как их снимать. Кратко напомним, что запрет налагают и снимают судебные приставы по решению суда (долги по налогам, алиментам и пр.) или по обращению МВД (неоплаченные штрафы). Исполняют запрет регистрационные подразделения ГАИ. Наложение запрета означает то, что с машиной юридически ничего нельзя сделать — ни поменять собственника, ни восстановить утраченные документы, ни сдать в утиль, ни внести изменения в конструкцию — ничего.

Если не снимать запрет, то собственник автомобиля становится таковым навечно. Он никогда не сможет снять машину с учета или прекратить регистрацию. Вне зависимости от того, как подавать заявление — через Госуслуги или при личном визите в ГИБДД, вы получите письменный отказ со ссылкой на исполнительное производство, в рамках которого наложены ограничения. Даже если автомобиль утилизирован и на руках есть справка об этом, машину с учета не снимут.

Снять ограничения могут только приставы, и делают они это лишь после погашения задолженности или если действующий собственник докажет, что эти долги не его.

Мы уже подробно писали о том, как и за что налагаются запреты и как их снимать. Кратко напомним, что запрет налагают и снимают судебные приставы по решению суда (долги по налогам, алиментам и пр.) или по обращению МВД (неоплаченные штрафы). Исполняют запрет регистрационные подразделения ГАИ. Наложение запрета означает то, что с машиной юридически ничего нельзя сделать — ни поменять собственника, ни восстановить утраченные документы, ни сдать в утиль, ни внести изменения в конструкцию — ничего.

Причина №5. Утилизация

Неожиданно? Казалось бы, причем здесь утилизированные автомобили, они же уже в утиле. Не тут-то было! Даже после оформленной утилизации некоторые автомобили продолжают не только ездить, но и продаваться.

До 2020 года при снятии автомобиля с учета для утилизации владелец мог сделать отметку в заявлении о том, что самостоятельно сдаст машину на переработку. Потом он мог передумать утилизировать автомобиль. И вот итог: по документам машина утилизирована, а по факту продолжает ездить по дорогам.

С 2020 года снять автомобиль с учета можно только после предъявления справки об утилизации. Но риск купить утилизированную машину все же остается. Возможно, продавец утилизировал машину раньше, чем в силу вошли нововведения.

В апреле 2019 года на автомобиль были наложены ограничения ГИБДД.

Процедура постановки машины на учет, если по ней числятся неоплаченные штрафы

В интернете часто встречается вопрос, можно ли поставить машину на учет в ГИБДД, если есть ранее полученные неоплаченные штрафы. Ответ однозначен, однако практика показывает, что сложность с постановкой на учет бывает часто. Продажа или покупка подержанного авто является распространенной операцией. Несмотря на это, трудности возникают нередко, в том числе связанные со штрафами за проданный автомобиль, которые предыдущий собственник не оплатил. Можно ли продать такой автомобиль?

Итак, вы выбрали и купили транспортное средство, заключив договор. Кажется, что все в порядке, но когда вы обратились в ГИБДД, то сотрудник не захотел регистрировать машину и сказал, что присутствуют штрафы, которые не были оплачены. Сначала вы оплачиваете их, а потом переоформляйте машину. Предыдущая владелица не стала снимать авто с учета, а решила продавать по договору, на что имеет право.

Могут ли инспекторы полиции отказать в регистрации авто, если есть неоплаченные штрафы старого владельца? Если да, то будет ли это законно? Сотрудники полиции вам скажут, что регистрационные действия в этом случае невозможны. Закон же говорит о другом, поэтому постановка на учет вполне возможна, а неуплаченные штрафы – не основание для отказа.

Если вы столкнулись с такой ситуацией, когда инспектора не будут ставить на учет, существуют 3 способа того, как проблема может разрешиться:

  • самостоятельно погасить долги;
  • найти бывшего хозяина, потребовать оплаты и попросить, чтобы она сняла авто с учета;
  • отстаивать свои права.

Первый вариант возможен, но оплачивать чужие штрафы никто не захочет. Второй вариант является более предпочтительным, но старый собственник может не спешить и погашать задолженность постепенно. Третий вариант – наиболее тяжелый: возможно придется обращаться в суд. Чтобы отстоять свои права, необходимо потребовать у сотрудников ГИБДД официальный отказ в регистрации. После этого вы сможете составить иск и подать его на рассмотрение. Ваших угроз может быть достаточно, чтобы инспектора пошли навстречу и переоформили транспортное средство.

В интернете часто встречается вопрос, можно ли поставить машину на учет в ГИБДД, если есть ранее полученные неоплаченные штрафы. Ответ однозначен, однако практика показывает, что сложность с постановкой на учет бывает часто. Продажа или покупка подержанного авто является распространенной операцией. Несмотря на это, трудности возникают нередко, в том числе связанные со штрафами за проданный автомобиль, которые предыдущий собственник не оплатил. Можно ли продать такой автомобиль?

Можно ли переоформить машину со штрафами

Сделки с подержанным транспортом лидируют на автомобильном рынке. Приобретение машины у незнакомых граждан имеет свои особенности. Негативных последствий можно избежать, следуя несложному алгоритму.

Новый административный регламент ГИБДД 2017-2018

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при контроле за участниками дорожного движения

Автоматически проверяем штрафы и отсылаем вам отчет каждый день

Основания и порядок постановки на наркологический учет

Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

С этим нельзя согласиться, т.к. «полуотмененным» приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего – взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. И даже на портале «КонсультантПлюс» в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

• направление на медицинское освидетельствование «граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения», на основании:

1) их выявления милицией;
2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;
3) материалов производств об административных правонарушениях;
4) информации медицинских вытрезвителей;
5) информации следственных органов;
6) информации работодателей в отношении работников;
7) информации соседей в отношении соседей;
8) информации средств массовой информации.

«В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления», о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

• «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих – учетная карточка «списочного учета»;
• заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. «Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

Читайте также:  Выпустят ли за границу с неоплаченными штрафами ГИБДД

«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

• лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
• лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
• лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона – для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27). Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По справедливому мнению Е.И.Цымбала, «наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

– меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

– включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V («Психические расстройства и расстройства поведения») Международной классификации болезней 10-го пересмотра;

– в их основе лежит нарушение психической деятельности – неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.»

Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия – тяжести заболевания.

Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее – ФЗ о наркотиках; последняя редакция – от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят.

Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. – Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа – без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что «состоит на учете», случайно.

Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.

2.Будучи доставленным на медицинское освидетельствование и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Но «добровольный наркоучет» – нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался. Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ8 и № 151-ФЗ9 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

Существует некоторое число больных совершеннолетнего возраста, не состоящих на учете и добровольно обращающихся в государственные наркологические стационары. Это – малоимущие наркоманы, не имеющие средств на анонимное лечение. Таких пациентов также ставят на учет в наркодиспансере, но сведения о них, при соблюдении предписанного врачом режима, по Инструкции не должны передаваться милиции. Насколько это соблюдается, трудно сказать. Сами наркозависимые обычно не верят, что их обращение в наркологию останется неизвестно органам и воспринимают постановку на учет как вынужденную плату за бесплатное лечение.

2.Будучи доставленным на медицинское освидетельствование и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Могут меня поставить на учет в наркологический диспансер к наркологу?

Добрый день! проходил медосвидетельствование в ГИБДД (лицензия у них есть) на состояние опьянения, тэст на алкоголь отрицательный, на коноплю положительный, после этого ни каких бумаг не подписывал, но согласие на освидетельствование подписал. подскажите пожалуйста я считаюсь отказавшимся или в состоянии опьянения и могут меня поставить на учет к наркологу? и как мне сейчас лучше поступить?

    административные дела, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, освидетельствование на алкогольное опьянение, справка от нарколога, стою на учете у нарколога, как узнать состою ли я на учете у нарколога, прохождение медицинского освидетельствования, нарколог, принудительные меры медицинского характера, Алкоголем считается, Алкоголизм, Алкоголизм на работе, Алкоголь без регистрации, Алкоголь день, Алкоголь контроль, Алкоголь наркотическое вещество, Алкоголь наркомания, Алкоголь наркотик, Алкоголь на человека, Алкоголь после наркотиков, Алкоголь российский, Алкоголь употребляешь, Алкогольная экспертиза, Алкогольно наркологический диспансер, Алкоголя в первый раз, Алкогольный учет
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 1784 ответа
  • 661 отзыв

Вы являетесь лицом находящимся в состоянии опьянения. Так как Вас направили на освидетельствование сотрудники ГИБДД, значит осмелюсь предполижить, что Вы управляли транспортным. Поэтому к Вам будет применяться ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Что касается постановки на учет в наркологический диспансер, то на учет ставят либо по собственному согласию лица (добровольный порядок), либо в принудительном порядке. В принудительном порядке ставят на учет только через суд с проведением наркологической (медицинской экспертизы).

С Уважением, Сергей

прав меня лишили, это я и так знаю, меня интересует: когда я пойду проходить медкомиссию, не скажет ли мне нарколог что я состоя на учете?

Когда Вы будите проходить медкомиссию, то нарколог Вам не скажет, что Вы состоите на учете, так как принудительно на учет ставят по решению суда. Если бы Вас ставили по решению суда, то Вы бы об этом знали так как Вас должны были вызывать в суд.

Это регулируется ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 годаN 323-ФЗ

статья 20 закона – Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Медицинским вмешательством также является постановка на учет в наркологический диспансер, так как для того чтобы поставить необходимо осмотреть человека, провести беседу и так далее.

К тому же принудительные меры медицинского характера могут быть применены только к лицам совершившим преступление, а по административному кодексу совершаются не преступления, а правонарушения.

Поэтому исходя из всего этого никто Вас без Вашей воли поставить на учет к наркологу не может

и что это значит? я смогу получить справку нарколога чтобы забрать права или нет?

С правку у нарколога Вы забрать сможете, причем в ней будет указано, что Вы на учете не состоите, так как на учет ставят только через суд. То что Вас один раз привезли на освидетельствование и выявили наркотическое опьянение это не повод ставить на учет к наркологу.

  • 759 ответов
  • 226 отзывов
Читайте также:  Как устроиться на работу в ФСБ

Я немного дополню коллегу- на учете Вы не состоите, в этом я с коллегой согласен, однако сам факт обращения Вас за освидетельствованием и результаты данного освидетельствования остались и в картотеке диспансера и в числе данных о Вашей личности, поэтому в будущем они могут всплыть, например, при запросе государственных органов.

  • 3210 ответов
  • 1744 отзыва

На учет не поставят, коллега раскрыл вопрос.

К уточнению замечу, что подобные сведения составляют врачебную тайну и могут предоставляться без согласия пациента по запросам не любых госорганов, а только указанных в законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» :

по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба — ч. 4 cт. 13 этого закона.

А это редкие исключения. В остальных случаях, подобная информация предоставляется с согласия пациента как субъекта персональных данных (п. 1 ст. 6 закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, по истечении срока лишения специального права ВУ, изъятое у лица, подвергнутого административному наказанию, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (опьянение), также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Следовательно, как будете получать права надо быть готовым к проверке знания ПДД и иметь справку от нарколога.

В предыдущем ответе, в части справки, — нововведение с 23 июля текущего года.

По экзамену — с 01.09.

  • 2163 ответа
  • 458 отзывов

Водители, подвергнутые административному наказанию за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, о запрещении употреблять алкогольные напитки после ДТП и за управление транспортным средством в состоянии опьянения, должны будут представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствам (Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами»).

и что это значит? я смогу получить справку нарколога чтобы забрать права или нет?

Пока данный проект постановления еще не принят.

Основание постановки на учет: заключение врача психиатра-нарколога, подтверждающего диагноз: «наркомания», «токсикомания»; установление медицинским работником факта потребления наркотических или иных веществ, вызывающих одурманивание (нужноеподчеркнуть) (Учетная карточка лица, допускающего немедицинское потребление наркотических и других средств, вызывающих одурманивание (Приказ Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109)
При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» вместе с Перечнем работ и медицинских противопоказаний, перечисленных в Приложении N 2 этого же Приказа, а также Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. N 377. Согласно названным Перечням, в числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять авто-, мототранспортными средствами, предусмотрены — алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Это регулируется ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 годаN 323-ФЗ

ЗАКОННА ЛИ ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ К НАРКОЛОГУ БЕЗ МОЕГО ВЕДОМА И СОГЛАСИЯ

Да. Могут поставить (скорее всего уже поставили_ на т.н. “профилактический” учёт сроком на 1 год. Это ещё не диагноз алкоголизма, но адм. правонарушение – факт присмотреться поближе. Что бы успешно сняться с учёта необходимо выполнять предписания врача (рекомендую расспросить его по-подробнее какой график и объем исследований) относительно сроков явки и сдачи анализов. Характеристика от участкового и с места работы так же может быть запрошена.

Единственное, что для меня остаётся непонятным – это платность анализов. Анализы должны быть бесплатными. (Вам надо Вы и анализируйте меня сколько угодно, но за Ваш счёт)

Да, Вы правы: Скорее всего Вас уже поставили на учёт. Государство (НЕ ВРАЧИ!) ведёт учёты (не только наркологические) – не спрашивая граждан согласия. Готовится Закон,чтобы это было только с СОГЛАСИЯ. Но этот закон принципиально ничего не поменяет , так как , чтобы Комиссия лала Заключение (разрешение) на вождение ТС – всё равно надо будит официально снимать диагноз, который Вам выставили.

Медики ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛПУ (врачи и пр.) всего лишь выполняют свои трудовые обязанности по Трудовому Договору. Это их работа! Работа врачей гос.ЛПУ состоит в том, чтобы провести осмотр, обследование, поставить ДИАГНОЗ и записать это всё в компьютер или в карту. Сохранить ПОЛНУЮ анонимность в этом случае не возможно, так как приём ведётся по паспорту или иному удостоверению личности. Частные ЛПУ могут вест приём без документов

Вы имеете право ничего не сдавать , никому ничего не предоставлять. Такой обязанности (долга) у граждан – нет. Но тогда маловероятно, что Вас устроит Заключение Комиссии , которая даёт разрешение на управление ТС.

Действующий приказ Минздрава РФ №344-н (вступил в силу 26.03.2016г.) устанавливает обязательную процедуру прохождения осмотра и медосвидетельствования на определение отсутствия любых противопоказаний и ограничений к управлению ТС в отношении следующих лиц:
Кандидатов в водители;
Автомобилистов при замене водительского удостоверения;
Профессиональных водителей.

К перечню медицинских противопоказаний для управления ТС также относят :
– Органические и симптоматические психические расстройства;
– Шизофрения и бредовые расстройства;
– Аффективные расстройства (расстройство настроения);
– Невротические расстройства, связанные с длительным стрессом;
– Расстройства поведения в зрелом возрасте;
– Умственная отсталость;
Психические расстройства, связанные с употреблением ПАВ (психоактивных веществ);
– Эпилепсия;
– Слепота;
– Ахроматопсия.
– Транссексуализм;
– Трансвестизм в двойной роли;
– Педофилия;
– Фетишизм;
– Вуайеризм.
– косоглазие,
– глаукома,
– диплопия.
– отсутствие одного глаза
– ограничение поля зрения
– глухота на одно ухо;
– хроническое воспаление среднего уха;
– нарушение работы вестибулярного аппарата и пр.

Государство считает логичным, что за рулём , люди с подобными Диагнозами , могут быть опасны для себя и окружающих. А Вы с этим согласны?

Если Вы , по своему здоровью , ИМЕЕТЕ право управлять ТС, то на Водительской комиссии – то Вы можете (имеете право) подтвердить факт отсутствия у Вас психиатрического диагноза справкой от психиатра (НЕ психолога) и нарколога по месту регистрации. При необходимости (недостаточной информации) территориальный ПНД и НД может , с Вашего согласия, послать запрос о наличии или отсутствии такого диагноза по месту прежней “прописки”. Это должно быть только в Ваших интересах.

Если Вы по своему здоровью , НЕ имеете право управлять транспортным средством, то эксперты, входящие в Водительскую комиссию, обязаны это выяснить доступными средствами.

Если информацию (которую Вы добровольно про себя предоставили), специалисты посчитают – не достаточной, чтобы установить наличие или отсутствие у Вас противопоказаний к управлению ТС (см. выше) то врачи поступают – согласно должностным инструкциям.

Если Вы считаете, что Ваши права ущемлены, то Вы имеете право защищать их всеми законными способами (заявления , жалобы в вышестоящие инстанции, прокуратуру; иски в суд)

Чтобы грамотно построить защиту и выиграть суд о снятии Психиатрического или Наркологического ДИАГНОЗА – стоит найти специалиста, который будет представлять Ваши интересы в суде (юрист или судебно-психиатрический эксперт) и у которого есть пыт ведения подобных дел.

Государство считает логичным, что за рулём , люди с подобными Диагнозами , могут быть опасны для себя и окружающих. А Вы с этим согласны?

Процедура регистрации пациента у нарколога

Процедура осуществляется по месту жительства, учет длится один год, а на протяжении всего срока пациент находится под домашним наблюдением. В некоторых случаях зависимые лица получают направление на диспансеризацию. Направление в наркодиспансер могут выдать соответствующие инстанции, например ГИБДД, обратиться в наркологический диспансер может обязать суд.

Диагноз больному может поставить только психиатр-нарколог, поскольку часто случаются сложные и сомнительные случаи, которые решает специальная консультативная комиссия.

Пациенту назначается соответствующее лечение в соответствии с регламентом наркологического учета. По месту жительства зависимого лица проводится сбор личной информации, сам пациент или его родственники должны предоставить личные документы больного. Как лежат в наркологии не трудно догадаться, поскольку сама диспансеризация подразумевает изоляцию пациента. Человека на весь срок лечения изолируют от общества, проводят вынужденные меры по психологической реабилитации, осуществляют медикаментозное лечение. Диспансеризацию применяют лишь в сложных и запущенных случаях, а вот что такое динамический учет у нарколога знают пациенты, которые проходят лечение дома.

  1. Профилактический учет у нарколога длится ровно один год и применяется в отношении тех пациентов, которые не имеют зависимости от алкоголя или наркотиков. Это как раз тот случай, когда объект попал в поле зрения наркологов впервые. Для снятия человека с учета необходимо согласие врача в письменном виде.
  2. Диспансерный учет у нарколога имеет более длительный период. Диспансеризацию применяют, если человеку был поставлен соответствующий диагноз. Для этого проводят специальные диагностические исследования. Срок на учете у нарколога в данном случае составляет три года, решение об окончании его действия принимает специальная комиссия.
  3. Анонимный осмотр у нарколога – это когда пациент сам обращается к врачу. В данном случае права пациента не ограничиваются, а лечение носит анонимный характер. По окончании реабилитационного периода снятие учета не понадобится. Единственный нюанс – обращение пациента и частное лечение у нарколога в данном случае будет платным.

Содержание:

Около 800 тысяч россиян состоят на наркологическом учете. Подобная цифра сигнализирует о явной проблеме, которую необходимо решать. Государственной и частной практикой предусмотрено создание специальных медицинских учреждений — наркологических диспансеров, которые призваны помочь лицам, страдающим зависимостью. Чтобы поставить человека на учет в наркодиспансере или избежать такой участи, имеет смысл обратиться за консультацией к профессиональному юристу.

Если состояние пациента ухудшается (в случае серьезной зависимости), то возникают синдромы отмены. В такие периоды наркодиспансеры необходимы для изоляции человека и последующего его лечения медикаментами. Иными словами, учет в наркологическом диспансере — это прохождение курса лечения от зависимости в специальном медицинском учреждении.

Ссылка на основную публикацию