Порядок проведения аттестации государственных служащих

Каковы правила проведения аттестации государственных гражданских служащих?

Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.

Цель аттестации – определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.

В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:

А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;

Б) достигшие возраста 60 лет;

В) беременные женщины;

Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации – принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.

Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;

Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

График аттестации

График аттестации государственных гражданских служащих составляется ежегодно и утверждается нанимателем. При этом каждый из аттестуемых должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за месяц до ее проведения. График должен содержать следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Абсолютно на каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, который должен содержаться в положении об аттестации. Обычно в него включают:

Порядок прохождения аттестации

В соответствии с Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы РФ и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих РФ Указом Президента РФ было утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ [1] .

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы па основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • – проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • – достигшие возраста 60 лет;
  • – беременные женщины;
  • – находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
  • – замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • – в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

  • – по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • – по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ (далее – представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
  • • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе,
  • • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

  • а) о формировании аттестационной комиссии;
  • б) об утверждении графика проведения аттестации;
  • в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с ч. 9–12 ст. 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • – представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
  • – представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
  • – представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике проведения аттестации указываются:

  • а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • в) дата, время и место проведения аттестации;
  • г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв, предусмотренный п. 12 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

  • а) фамилия, имя, отчество;
  • б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
  • в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
  • г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося аденом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • – соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • – соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • – соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • – не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Читайте также:  Можно ли обойтись без штатного расписания

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по установленной форме. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

  • – подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • – направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • – понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 395-ΦЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации па государственной гражданской службе” [2] Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” был дополнен новой ст. 60.1, регулирующей вопросы ротации гражданских служащих.

Ротация гражданских служащих предполагает как горизонтальное перемещение гражданских служащих из одного государственного органа в другой, так и в пределах одного государственного органа на сопоставимые по уровню профессионализма, должностных обязанностей и оплаты труда должности.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ротация гражданских служащих проводится для достижения таких целей, как повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции. В основном ротации подвергаются лица, замещающие руководящие должности в государственных органах, осуществляющих контрольную и надзорную деятельность.

Как указано в Методических рекомендациях – 2.0. “Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти” от 30 апреля 2013 г. [3] (см. также письмо Минтруда России от 18 сентября 2012 г.), под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в установленном порядке назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, но которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности. При этом следует учитывать, что ротация может осуществляться внутри территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Нельзя рассматривать ротацию на гражданской службе как меру поощрения (награждения) или как вид дисциплинарного взыскания. Вместе с тем результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности.

Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы [4] .

Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

В качестве примеров можно рассматривать:

  • – приказ Россельхознадзора от 29 июля 2013 г. № 385 “Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих” [5] ;
  • – приказ Росфиннадзора от 17 апреля 2013 г. № 203 “Об утверждении перечня должностей в территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, по которым предусматривается ротация гражданских служащих” [6] ;
  • – приказ Росрыболовства от 11 апреля 2013 г. № 259 “Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности категории “руководители” в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству” [7] ;
  • – приказ Роструда от 18 февраля 2013 г. № 27-к “Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих” [8] и др.

В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории “руководители” в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Предполагается, что именно данная категория гражданских служащих наиболее подвержена коррупционным рискам. Должности указываются в соответствии со штатным расписанием соответствующего органа.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по установленной форме. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Статья 24. Аттестация государственного служащего. 1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 24
1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г) совершенствования деятельности государственного органа.
2. До принятия федерального закона по этому вопросу порядок проведения аттестации определяется Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” .
——————————–
СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1036.
3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться этим Положением.
4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные; д) высшие государственные должности.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
5. Аттестацию не проходят служащие:
а) замещающие должность менее года;
б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания переподготовки или повышения квалификации.
6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии; б) утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых документов для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.
Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав включают представителей кадровой и юридической служб государственного органа, а нередко и представителя соответствующего профсоюзного органа.
При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности, состав аттестационной комиссии утверждается по согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
В государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
7. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного органа. В нем указывается:
а) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
б) дата и время проведения аттестации;
в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей подразделений государственного органа.
График доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.
8. В комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется отзыв на государственного служащего, составленный по установленной форме и подписанный его непосредственным и утвержденный вышестоящим руководителем.
В него включаются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая государственная должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.
При каждой последующей аттестации в комиссию представляются отзыв и аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
9. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации обязана ознакомить аттестуемого с представленным о нем отзывом.
Аттестуемый вправе передать в комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
10. Процедура аттестации установлена в разделе 3 Положения. Она проводится в присутствии служащего. Если он не явится без уважительной причины, то комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация включает: а) рассмотрение представленных документов; б) сообщение служащего; в) сообщение, в случае необходимости, его непосредственного руководителя.
Если аттестуемый передает дополнительные документы и не согласен с представленным отзывом, то комиссия вправе перенести аттестацию на свое очередное заседание.
11. Оценка служебной деятельности основывается на четырех критериях: 1) соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; 2) участие в решении поставленных перед подразделением задач; 3) сложность выполняемой им работы; 4) ее результативность.
Учитываются также: а) профессиональные знания; б) опыт работы; в) повышение квалификации и переподготовка; г) организаторские способности.
12. На заседании комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов – только в этом случае оно считается правомочным.
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
При равенстве голосов вопрос решается в пользу аттестуемого – он признается соответствующим должности.
Если аттестуется член комиссии, то он в голосовании не участвует.
13. В результате аттестации дается одна из следующих оценок:
1) соответствует замещаемой государственной должности;
2) соответствует должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует замещаемой должности.
Кроме того, аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированное заключение:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении в резерв на замещение вышестоящей должности.
14. Решение комиссии заносится в аттестационный лист федерального государственного служащего. В него включаются следующие сведения: анкетные данные; вопросы, заданные аттестуемому, и ответы на них; замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией; предложения, высказанные служащим; краткая оценка выполнения рекомендаций предыдущей аттестации; оценка служебной деятельности; оценка по результатам государственного квалификационного экзамена; рекомендации аттестационной комиссии.
Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии. Государственный служащий знакомится с ним под расписку.
Аттестационный лист и отзыв на него хранятся в личном деле федерального государственного служащего.
15. Результаты аттестации должны быть представлены руководителю государственного органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Руководитель с учетом результатов аттестации принимает одно из следующих решений:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении служащего в резерв на замещение высшей государственной должности.
16. Если госслужащий признан не соответствующим замещаемой государственной должности, то руководитель государственного органа обязан принять одно из следующих решений:
1) направить на повышение квалификации или переподготовку;
2) с согласия служащего перевести его на другую государственную должность;
3) уволить служащего при условии его отказа от обоих вариантов.
Увольнение осуществляется по ч. 2 ст. 33 КЗоТ – несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.
17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот срок не засчитывается, т.е. продляет его.
18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях:
1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую государственную должность;
2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и иной специализации;
3) при назначении на государственную должность впервые.
Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат основанием для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга).
19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами.
Споры по вопросам аттестации рассматриваются в государственном органе или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего права.

Читайте также:  Перерасчёт пенсии женщинам за декретный отпуск

2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 24
1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г) совершенствования деятельности государственного органа.
2. До принятия федерального закона по этому вопросу порядок проведения аттестации определяется Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” .
——————————–
СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1036.
3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться этим Положением.
4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные; д) высшие государственные должности.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
5. Аттестацию не проходят служащие:
а) замещающие должность менее года;
б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания переподготовки или повышения квалификации.
6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии; б) утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых документов для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.
Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав включают представителей кадровой и юридической служб государственного органа, а нередко и представителя соответствующего профсоюзного органа.
При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности, состав аттестационной комиссии утверждается по согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
В государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
7. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного органа. В нем указывается:
а) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
б) дата и время проведения аттестации;
в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей подразделений государственного органа.
График доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.
8. В комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется отзыв на государственного служащего, составленный по установленной форме и подписанный его непосредственным и утвержденный вышестоящим руководителем.
В него включаются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая государственная должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.
При каждой последующей аттестации в комиссию представляются отзыв и аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
9. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации обязана ознакомить аттестуемого с представленным о нем отзывом.
Аттестуемый вправе передать в комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
10. Процедура аттестации установлена в разделе 3 Положения. Она проводится в присутствии служащего. Если он не явится без уважительной причины, то комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация включает: а) рассмотрение представленных документов; б) сообщение служащего; в) сообщение, в случае необходимости, его непосредственного руководителя.
Если аттестуемый передает дополнительные документы и не согласен с представленным отзывом, то комиссия вправе перенести аттестацию на свое очередное заседание.
11. Оценка служебной деятельности основывается на четырех критериях: 1) соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; 2) участие в решении поставленных перед подразделением задач; 3) сложность выполняемой им работы; 4) ее результативность.
Учитываются также: а) профессиональные знания; б) опыт работы; в) повышение квалификации и переподготовка; г) организаторские способности.
12. На заседании комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов – только в этом случае оно считается правомочным.
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
При равенстве голосов вопрос решается в пользу аттестуемого – он признается соответствующим должности.
Если аттестуется член комиссии, то он в голосовании не участвует.
13. В результате аттестации дается одна из следующих оценок:
1) соответствует замещаемой государственной должности;
2) соответствует должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует замещаемой должности.
Кроме того, аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированное заключение:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении в резерв на замещение вышестоящей должности.
14. Решение комиссии заносится в аттестационный лист федерального государственного служащего. В него включаются следующие сведения: анкетные данные; вопросы, заданные аттестуемому, и ответы на них; замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией; предложения, высказанные служащим; краткая оценка выполнения рекомендаций предыдущей аттестации; оценка служебной деятельности; оценка по результатам государственного квалификационного экзамена; рекомендации аттестационной комиссии.
Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии. Государственный служащий знакомится с ним под расписку.
Аттестационный лист и отзыв на него хранятся в личном деле федерального государственного служащего.
15. Результаты аттестации должны быть представлены руководителю государственного органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Руководитель с учетом результатов аттестации принимает одно из следующих решений:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении служащего в резерв на замещение высшей государственной должности.
16. Если госслужащий признан не соответствующим замещаемой государственной должности, то руководитель государственного органа обязан принять одно из следующих решений:
1) направить на повышение квалификации или переподготовку;
2) с согласия служащего перевести его на другую государственную должность;
3) уволить служащего при условии его отказа от обоих вариантов.
Увольнение осуществляется по ч. 2 ст. 33 КЗоТ – несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.
17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот срок не засчитывается, т.е. продляет его.
18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях:
1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую государственную должность;
2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и иной специализации;
3) при назначении на государственную должность впервые.
Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат основанием для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга).
19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами.
Споры по вопросам аттестации рассматриваются в государственном органе или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего права.

Кабмин утвердил единую методику проведения аттестации госслужащих

Правительство РФ утвердило единый подход к проведению в государственных органах аттестации государственных гражданских служащих.

Напомним, ранее государственные органы самостоятельно разрабатывали ведомственные нормативные акты, в том числе о порядке прохождения госслужащими аттестации, работы аттестационных комиссий на основе положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе”.

Согласно утвержденной Единой методике проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ оценка профессиональной деятельности госслужащего должна осуществляться на основании следующих характеристик:

участие госслужащего в разработке вопросов, направленных на реализацию задач, стоящих перед госорганом;

сложность выполняемой профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность;

соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу, направлению подготовки, знаниям, умениям, необходимым для должности;

отсутствие установленных фактов несоблюдения госслужащим дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и установленных законом обязательств о гражданской службе и противодействии коррупции.

Установлено, что аттестация проводится раз в три года. Внеочередная аттестация проводится по соглашению сторон с учетом результатов годового отчета о профессиональной деятельности госслужащего либо в случае сокращения должностей в госоргане или изменения условий оплаты труда госслужащих. Документом определена форма акта госоргана о проведении аттестации, в которую включены сведения об аттестационной комиссии (составе комиссии, сроках и порядке ее работы), о графике проведения аттестации и списке госслужащих, подлежащих аттестации, о методах оценки профессиональной деятельности и т. д.

Для подготовки отзыва непосредственного руководителя работника о его деятельности используются годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности госслужащего. Предусматривается участие госслужащего при проведении аттестации путем видеоконференции при наличии технической возможности.

По результатам аттестации комиссия примет одно из четырех решений:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая гражданским служащим должность, либо с указанием более высокой группы должностей, на которые гражданский служащий может быть назначен);

соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

не соответствует занимаемой должности.

Таким образом, решено отказаться от предлагаемой Минтрудом России в проекте Единой методики практики буквенного обозначения оценки прохождения аттестации и от еще одного критерия определения результата аттестации госслужащего – соответствии работника замещаемой должности и включении в кадровый резерв для замещения в перспективе вакантной должности в первоочередном порядке должностного роста.

Правительство РФ утвердило единый подход к проведению в государственных органах аттестации государственных гражданских служащих.

Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

а) о формировании аттестационной комиссии;

Аттестация гражданских и муниципальных служащих

Аттестация гражданского (муниципального) служащего осуществляется в целях определения его соответствия замещаемой должности и проводится один раз в три года.

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ определяется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 №110 (с изм. и доп. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ».

Порядок проведения аттестации служащих аналогичен порядку проведения квалификационного экзамена, представленному на рис.1.

Внеочередная аттестация служащего может проводиться в следующих случаях:

  1. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  2. По решению представителя нанимателя после принятия в установленном порядке решения:
  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации, перечислены на рис. 1.

Рис. 1. Гражданские и муниципальные служащие, не подлежащие аттестации

В состав аттестационной комиссии включаются лица, непосредственно связанные с деятельностью служащего: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой.

Читайте также:  nalogovaya_deklaraciya_po_nds.xls

В аттестационную комиссию включаются представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист, с которым гражданский служащий знакомится под расписку.

Аттестационный лист и отзыв об исполнении служащим обязанностей хранятся в личном деле служащего, а по ее результатам аттестации в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется для получения дополнительного профессионального образования;
  • понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы

Нормативно-правовыми актами предусмотрено, что гражданский (муниципальный) служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Внеочередная аттестация служащего может проводиться в следующих случаях:

Сколько раз проводится аттестация государственных служащих?

По общему правилу, аттестация госслужащего проводится 1 раз в 3 года (ч. 4 ст. 48 закона 79-ФЗ). Однако она может назначаться и с иной периодичностью, если это регламентировано специальными актами (см., например, постановление Правительства РФ от 28.10.2016 № 1097).

Помимо этого, может быть назначена внеочередная аттестация (части 5–6 ст. 48 закона 79-ФЗ) по соглашению сторон контракта или если было решено:

  • провести сокращение должностей госслужбы в госоргане;
  • изменить условия оплаты труда госслужащих.

Важно! Назначение внеочередной аттестации в отсутствие перечисленных фактов — незаконно, ее результаты не признаются надлежащим основанием для увольнения или перевода сотрудника на другую должность (определение Челябинского облсуда от 16.09.2014 по делу № 11-9431/2014).

О том, как составить положение об аттестации иным работодателям, можно прочитать в нашей статье по ссылке «Составляем положение об аттестации работников — образец».

Статистика

5 октября 2020 г.

р) абзац первый пункта 24 после слов «дополнительного профессионального образования» дополнить словами «, за исключением случая, указанного в пункте 20.1 настоящего Положения,»;

Принятие итогового решения

Вердикт о соответствии принимается без самого проверяемого и его начальника. Проводится открытое голосование. Решение будет таким, к чему придет большинство.

Вообще вариантов решений, которые может принять комиссия, существует достаточно много. Вот самые основные из них:

  1. Соответствие должности, которую занимает человек.
  2. Полностью соответствует требованиям и может быть рекомендован к внесению в специальный кадровый резерв для возможного замещения.
  3. Будет соответствовать позже, после дополнительного образования.
  4. По всем показателям не соответствует статусу.

Принятый вердикт сообщается сотрудникам сразу после подсчета голосов. Также оно вписывается в аттестационный официальный лист. Бумага подписывается назначенным председателем, всеми членами проверочного состава и секретарем. После изучение свою подпись ставит и проверяемый.


Эта форма проверки позволяет оценить уровень знаний и умений человека. Сдают тест следующие лица:

Что не включают при начислении?

  • Учеба в ВУЗе или ССУЗе.
  • Время работы по гражданско-правовому договору.
  • При работе одновременно в двух местах в расчет включается только одно из них.

Если по времени периодов есть совпадения, то выбирается только один из них по выбору застрахованного лица. Выбор должен быть подтвержден заявлением.

Входит ли армия в стаж для больничного

Включается ли военная служба по призыву в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности?

Как отражается период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности в строках “страховой стаж”, “в т.ч. нестраховые периоды”?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба по призыву подлежит включению в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности должен быть учтен в строке “страховой стаж” в общем периоде страхового стажа. Период военной службы после 1 января 2007 года должен быть также отражен в строке “в т.ч. нестраховые периоды”.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее — Закон N 255-ФЗ) размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности определяется в зависимости от страхового стажа работника.

Согласно ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для получения пособия по временной нетрудоспособности засчитываются, в частности, периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” (далее — Закон N 4468-1).

Исчисление периодов службы производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91).

Следовательно, военная служба по призыву учитывается в страховом стаже день за день.

Обращаем внимание, что применяемый в настоящее время страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж. Один день службы в армии по призыву засчитывается в непрерывный трудовой стаж как два дня, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва (п. 3 ст. 10, п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, п. 11 письма ФСС России от 25.10.2002 N 02-18/05-7418).

Согласно же ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ в случае, если продолжительность страхового стажа, исчисленного за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.

Таким образом, лицам, служившим в армии после 1 января 2007 г., период службы всегда засчитывается в страховом стаже день за день. День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж — как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

В страховом стаже выделяются так называемые нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж. Военная служба относится как раз к таким периодам.

Как заполнять соответствующие строки в новой форме бланка больничного, сказано в п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.

В строке “Страховой стаж” указывается количество полных лет и месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В строке “в т.ч. нестраховые периоды” указывается количество полных лет и месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1, с 1 января 2007 года.

Таким образом, период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности должен быть учтен в строке “страховой стаж” в общем периоде страхового стажа. Период военной службы после 1 января 2007 года должен быть также отражен в строке “в т.ч. нестраховые периоды”.

Например, если работник имеет страховой стаж — 2 года, из которых 1 год составляет военная служба по призыву, пройденная работником после 1 января 2007 года, то в строке “страховой стаж” необходимо отметить 2 года, а в строке “в т.ч. нестраховые периоды” — 1 год.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пример расчета страхового периода для листа в 2019 году

Гоначров А. И. представил лист нетрудоспособности в ООО «Минмашстрй» 1 марта 2018 года продолжительностью 15 дней.

Трудовая деятельность Гоначрова А. И:

  • 01.02.2003 – 05.02.2005 – ОАО «Спецмашинбурение»;
  • 05.02.2005 – 05.02.2007 – служба в армии по призыву;
  • 05.02.2007 – 17.04.2010 – ООО СА «Регресс»;
  • 01.05.2010 по настоящий день – ООО «Минмашстрой».

Считаем страховой стаж до 2007 года в днях:.

ОАО «Спецмашинбурение»: 365 — 31 (2003 г) + 366 (2004 год) + 31+ 5 (2005 год) = 736 дней.

Служба по призыву: 365- (31+5) (2005 год) + 365 (2006г). = 694 дня.

Итого = 694 + 736 = 1430 дней.

Определяем трудовой непрерывный стаж до 2007 г:

ОАО «Спецмашинбурение»: 365 — 31 (2003 г) + 366 (2004 год) + 31+ 5 (2005 год) = 736 дней.

Разрыв между прежним местом работы и службой в РА менее 3 месяцев, значит:

В армии: 365 — (31+5) (2005 год) + 365 (2006г). = 694 дня.

Служба проходила по призыву, поэтому значение умножаем на 2.

Итого = 1388 + 736 = 2144 дней.

Сравниваем величины по страховому и непрерывному стажу. Второе выше, значит, используем значение 2144 дня за период до 1.01.2007

Считаем страховой стаж с 2007 года включительно:

В армии – 5 + 31 = 36 дней.

ООО СА «Регресс»: 365 – 36 = 329 (2007г) + 366 (2008 год) + 365 (2009 г) + (31+28+31+17) (2010 г.) = 167 дней.

ООО «Минмашстрой»: 365 — (31+28+31+30) = 245 дней (2010 год);

245 + 365 + 366 + 365 + 365 + 365 + 366 + 365 + (31+28) = 2467 дней.

2144 + 2467 + 1 167 + 36 = 5 814 дней.

Определяем полные месяцы: 193, 8, то есть 193 месяца

Определяем полные годы: 193/12=16 лет 1 месяцев.

Согласно таблице, выплата составит 100% среднего заработка.

Согласно таблице, выплата составит 100% среднего заработка.

Входит ли армия в стаж для больничного

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Пример. Подсчет стажа для пособий, если непрерывный стаж на 01.01.2007 больше страхового

/ условие / И.И. Иванов работает по трудовому договору с 01.03.2006 по настоящее время. До этого, 31 января 2006 г., он уволился с военной службы. Стаж военной службы на момент увольнения составлял 10 лет. 1 апреля 2014 г. И.И. Иванову был выдан листок временной нетрудоспособности в связи с болезнью.

/ решение / Алгоритм определения продолжительности «больничного» стажа работника следующий.

ШАГ 1. Определяем продолжительность непрерывного стажа работника на 01.01.2007. Она составляет 10 лет и 10 месяцев (10 лет военной службы (которые включаются в непрерывный стаж по состоянию на 01.01.2007) + 10 мес. (с 1 марта по 31 декабря 2006 г.) работы по трудовому договору до 01.01.2007).

ШАГ 2. Определяем продолжительность страхового стажа работника на 01.01.2007. Она оставляет 10 месяцев (с 1 марта по 31 декабря работа по трудовому договору до 01.01.2007).

ШАГ 3. Сравниваем рассчитанные показатели. Продолжительность непрерывного стажа работника больше его страхового стажа на эту же дату. Поэтому продолжительность страхового стажа работника на момент начала временной нетрудоспособности рассчитываем по формуле (1). Она составляет 18 лет и 1 месяц (10 лет и 10 мес. непрерывного стажа + 7 лет и 3 мес. (с 01.01.2007 по 31.03.2014) работы по трудовому договору после 01.01.2007).


ШАГ 1. Определяем продолжительность непрерывного стажа работника на 01.01.2007. Она составляет 10 месяцев (с 1 марта по 31 декабря работа по трудовому договору до 01.01.2007. А 10 лет военной службы и 2 месяца работы по трудовому договору непосредственно перед военной службой не включаются в непрерывный стаж по состоянию на 01.01.2007, так как между увольнением со службы и поступлением на работу прошло больше года).

Ссылка на основную публикацию