Стажировка водителей при приёме на рабоу

Стажировка водителей

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки — обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Сроки стажировки изложены здесь.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть. В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Если есть вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Какие водители должны проходить стажировку

Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному. Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу. И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

Кроме того, никто не отменял 225-ю статью Трудового Кодекса, по которой стажировка должна проводиться со всеми сотрудниками, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиями труда. Профессия водителя в этот перечень, безусловно, входит.

Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить. Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку. Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.

Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться.
Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?

Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить. Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку. Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.

Особенности стажировки водителей

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.


Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу

Стажировка водителей при приёме на рабоу

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.


Стажировка водителей при приёме на рабоу

5. Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

Стажировка водителей

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

Стажировку должны проходить:

— лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;

— водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;

— водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Водитель-наставник назначается из водителей:

— не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.

Так же следует обратить внимание на то, что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования, то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29: работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано, что количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель.

В статье 225 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В первую очередь проводится обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС. В этом документе должно быть четко и последовательно описано, какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на 2-5 рабочих смен. В документе должна быть указана информация, разбитая на следующие темы:

Читайте также:  Кредит онлайн на другого человека

— рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

— подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;

— погрузка и выгрузка автомобиля;

— анализ возможных ДТП;

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводиться на том транспортном средстве и на том маршруте, где далее будет работать водитель.

В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться, несмотря на то, что он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован. Для того чтобы РД мог применяться, его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Согласно этому документу процедура допуска водителя к самостоятельной работе предусматривает несколько этапов:

1.Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.

2.Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.

Данный этап стажировки включает в себя:

— осмотр транспортного средства;

— проверку наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;

— заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;

— проверку исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;

— запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;

— движение задним ходом и разворот;

— торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;

— изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;

— соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

— соблюдение требований пожарной безопасности;

— изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3.Поездка по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.

Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

— диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;

— правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;

— соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;

— пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;

— движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;

— соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;

— встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;

— оформление товарно-транспортной и путевой документации;

— особенности управления груженого автомобиля;

— погрузка и разгрузка автомобиля;

— последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;

— маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано, что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После этого стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового договора уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен.

Детального описания процесса экзамена нет, соответственно он может быть как устным, так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29: проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.

Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.

Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.

Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1.

Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте». Пункт 10.9.

Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2.

— рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.


Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Автотранспорт – правила, нормы, положения

1.3. Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Приказ минтранса №59: стажировка водителей

Министерство транспорта РФ 11.03.2016 г. утвердило приказ № 59, регламентирующий порядок проведения профессионального отбора и соответствующего обучения всеми работниками, чья должность напрямую связана с движением автотранспортных средств и городского наземного электрического транспорта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта (электротранспорта), обязаны привлекать к работе только лиц, имеющих необходимое образование и должный уровень компетенции, отвечающий надлежащему осуществлению возложенных на них обязанностей.

Приказ Минтранса 59


Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта (электротранспорта), обязаны привлекать к работе только лиц, имеющих необходимое образование и должный уровень компетенции, отвечающий надлежащему осуществлению возложенных на них обязанностей.

Зачем и когда нужна

Стажировка – это временной период, когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.

Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:

  1. Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
  2. При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
  3. При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
  4. В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.

В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен.

  1. Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
  2. При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
  3. При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
  4. В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.

Стадии исполнительного производства

Исполнительным производством называют заключительный этап гражданского процесса, где судебные приставы осуществляют исполнение судебных решений.

Исполнение судебных решений регламентировано федеральными законами РФ № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Стадией исполнительного производства принято называть совокупность мер, принятых судом или судебным приставом-исполнителем, направленных на реализацию исполнительного производства.

Читайте также:  Все о лизинге для предпринимателей — заключение договора

Непосредственно исполнительное производство можно условно разделить на стадии (этапы): 1) возбуждение исполнительного производства; 2) принудительное исполнение; 3) приостановление исполнительного производства; 4) завершение исполнительного производства.

Каждая из этих стадий важна для положительного решения и завершения дела, потому как на каждой из них решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия позволяет решать и выявлять все возможности для побуждения принятия документа к исполнению. Здесь происходит розыск должника, его имущества, и арест. Также следует обратить внимание на важный момент: возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. Судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, либо суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении излагаются требования о наложении ареста на имущество должника и об установлении для должника ограничений. В постановлении о возбуждении производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требований, не превышающий 5-ти дней со дня возбуждения производства, а также уведомляет должника о порядке принудительного исполнения требований. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Из статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в 3-ый срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если: документ предъявлен без заявления взыскателя, заявление не подписано взыскателем, предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и он судом не восстановлен; исполнительный документ не соответствует установленным требованиям, был уже предъявлен к исполнению и производство по нему было прекращено (завершено); не вступил в законную силу судебный акт, либо исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Судебный пристав – исполнитель направляет взыскателю, в суд или иной орган копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех необходимых документов не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю лично после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Отсюда следует, что для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходима подача заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию – право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства.
Без заявления взыскателя возбуждению исполнительного производства подлежат взыскания исполнительских расходов и сборов, штрафов, наложенных судебным приставом – исполнителем.

2) На второй стадии обеспечивается принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество, имущественные и неимущественные права, выплаты должника (также денежные средства и ценные бумаги), арест на имущество должника, обращение в органы гос. регистрации для оформления перехода права на имущество, принудительное вселение и выселение должника, освобождение недвижимого имущества должника.

Исполнительные действия необходимо совершить и исполнить в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняются не позднее 1-го рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, должны быть исполнены в день поступления этого листа в подразделение судебных приставов.

3) Приостановить исполнительное производство может суд или судебный пристав – исполнитель. Суд – в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание; оспаривания результатов оценки арестованного имущества, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, оспаривания исполнительного документа или судебного акта; нахождения должника в продолжительной командировке;

Судебный пристав – исполнитель: при смерти, объявлении умершим или признании безвестно отсутствующим должника; утрате должником дееспособности; участии должника в боевых действиях; отзыве у должника – кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; применении в отношении должника процедуры банкротства; принятии судом иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительного сбора; направлении судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации; нахождении должника на лечении в медицинском учреждении на условиях стационара; розыске должника-гражданина или розыске ребенка.

4) Завершающая стадия, она регулирует сферу прекращения (окончания) исполнительного производства, либо возвращения исполнительного документа взыскателю. Одним из наиболее важных является тот факт, что после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно.

Прекратить исполнительное производство может суд или судебный пристав – исполнитель. Суд – в случаях смерти взыскателя-физического лица (объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим); утраты возможности исполнения исполнительного документа; отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника. Судебный пристав – исполнитель – в случаях принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа или отказа взыскателя от взыскания; утверждения судом мирового соглашения между сторонами; исполнения должником требований (передача имущества, денежных средств); отмены судебного акта; отмены или признания недействительным исполнительного документа.

Судебному приставу-исполнителю необходимо в 10-ый срок рассмотреть заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства, вынести об этом соответствующее постановление. Здесь следует понимать, что прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь и судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению.

Если имеются неисполненные постановления о взыскании с должника расходов, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. При этом сохраняются ограничения, оговоренные судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю, должнику, в суд или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, а также розыск ребенка.

На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда поменялся адрес должника (организации) или место жительство должника (физического лица), а принимаемые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В таком случае судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

Получить дополнительную консультацию по тел: +7 (999) 927- 56-96

2) На второй стадии обеспечивается принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе.

§ 5. Стадии исполнительного производства и его общие правила 1. Стадии исполнительного производства

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает в себя 3 стадии:

– первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения,

– вторая стадия – осуществление принудительного исполнения и

– третья стадия – завершение исполнительного производства.

свои специфические задачи.

2. Стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения

На этой стадии решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания. Правила возбуждения исполнительного производства описаны достаточно полно в ФЗИП (гл. 5). Поэтому отразим только самое основное.

Взыскателю необходимо обратиться с исполнительным документом к судебному приставу-исполнителю, который должен в течение 3 дней вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения должнику, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. В случае немедленного исполнения требований исполнительного документа срок на добровольное исполнение не устанавливается. Одновременно судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Такие действия производятся на основании заявления взыскателя. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем по общему правилу в течение 2 месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа.

Таким образом, применение мер принудительного исполнения возможно только после совершения ряда юридических действий в определенной законом последовательности: предъявление исполнительного листа ко взысканию; принятие постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

На этой стадии совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

Согласно ст. 68 ФЗИП мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены ФЗИП;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

Участники исполнительного производства (субъектный состав):
  1. органы принудительного исполнения (Федеральная служ­ба судебных приставов и ее территориальные органы) – см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”;
  2. суд (судья);
  3. стороны (взыскатель и должник);
  4. другие участники исполнительного про­изводства (представители, переводчики, понятые, специалисты).
  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Понятие стадии исполнительного производства

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

§ 1. Стадии исполнительного производства:
общая характеристика

Исполнительное правоотношение динамично, и, следовательно, оно может быть охарактеризовано не только в плане структуры через систему его элементов, но и через понятие стадий исполнительного производства, раскрывающих последовательное движение правоотношения во времени.
Вопрос о стадийности процесса как такового, начиная с дореволюционной процессуальной доктрины и до сегодняшнего дня, традиционно является дискуссионным . Не обошла эта дискуссия и вопрос о стадиях исполнительного производства .
——————————–
См., например: Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1954. С. 17; Масленникова Н.И. Последовательность развития гражданского процесса // Проблемы совершенствования советского гражданского процессуального законодательства. Свердловск, 1982; Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Краткая антология уральской процессуальной мысли. 55 лет кафедре гражданского процесса УрГЮА / Под ред. В.В. Яркова. Екатеринбург, 2004. С. 309; Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М., 1956. С. 13; Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права. М., 1989. С. 19 – 20; Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Ярославль, 1910. С. 215, и др.
См., например: Шерстюк В.М. Исполнение судебных и иных актов // Гражданский процесс: Учеб. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2000. С. 513; Малешин Д.Я. Суд в процессе исполнения судебных постановлений: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 109 – 214. Малешин Д.Я. Понятие стадии исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 2. С. 47; Ширяева Т.В. Производство по делам об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 67 – 72; Ярков В.В. Юридические факты в цивилистическом процессе. М., 2012. С. 463, и др.

В основном процессуалисты сходятся во мнении, что признаком, обособляющим стадии процесса (или процедуры, если говорить об исполнительном производстве) друг от друга, выступает специфическая для каждой стадии ближайшая процессуальная цель или задача . Конкретные формулировки определения понятия стадии могут быть различны, однако наиболее часто под стадией понимается качественно обособленная часть единого процесса (процедуры) или совокупность процессуальных действий и отношений, объединенных ближайшей процессуальной целью .
——————————–
См., например: Осипов Ю.К. Указ. соч. С. 309 – 311; Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. М., 2014. С. 155; Исполнительное производство / Отв. ред. И.В. Решетникова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 64; Гражданский процесс: Учеб. / Отв. ред. В.В. Ярков. 8-е изд. М., 2012. С. 11, и др.
См., например: Осипов Ю.К. Указ. соч. С. 323; Гражданский процесс: Учеб. / Отв. ред. В.В. Ярков. 8-е изд. М., 2012. С. 11; Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М., 1956. С. 13; Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права. М., 1989. С. 19 – 20, и др.

На основе такого понимания различными исследователями в зависимости от избранного набора стадиеобразующих целей конструируются различные последовательности стадий исполнительного производства, в связи с чем вопрос о количестве, последовательности и содержании стадий раскрывается в процессуальной литературе по-разному.
Согласно одной из точек зрения исполнительное производство проходит в своем развитии три стадии: стадию возбуждения, стадию совершения подготовительных действий и стадию осуществления мер по практической реализации судебного и несудебного акта, являющегося основанием исполнения . Сторонники другой точки зрения выделяют четыре стадии: возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению, осуществление принудительного исполнительного производства и завершение исполнительного производства . Некоторые авторы наряду со стадиями возбуждения исполнительного производства, подготовки к принудительному исполнению и применения мер государственного принуждения выделяют самостоятельную стадию обжалования действий судебного пристава-исполнителя . Наконец, встречаются утверждения и о шести стадиях: возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению, принудительное исполнение, стадия распределения взысканных сумм, стадия завершения исполнительного производства и стадия обжалования действий судебного пристава-исполнителя, при этом в качестве обязательных указываются первая, вторая и пятая из перечисленных стадий, остальные же стадии определяются как факультативные . Это далеко не исчерпывающий обзор многообразия мнений о стадиях исполнительного производства, в юридической литературе и учебных пособиях можно обнаружить и другие суждения по данному вопросу.
——————————–
Ярков В.В. Юридические факты в цивилистическом процессе. М., 2012. С. 463.
Исполнительное производство / Отв. ред. И.В. Решетникова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015, С. 64 – 65; Гражданский процесс: Учеб. для студентов вузов / Отв. ред. В.В. Ярков. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 598 (автор главы – В.В. Ярков); Малешин Д.Я. Понятие стадии исполнительного производства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. N 4. С. 119 – 120; Малешин Д.Я. Движение дела по стадиям в исполнительном производстве // Исполнительное право. 2006. N 1. С. 29 – 35, и др.
Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2010. С. 72 – 74.
Гуреев В.А., Гущин В.В. Указ. соч. С. 156 – 157.

Читайте также:  Составление предварительного договора купли-продажи

На наш взгляд, поскольку принудительное исполнение являет собой частный случай правоприменительной деятельности, динамика данной процедуры может быть охарактеризована через концепцию правоприменительных циклов Ю.К. Осипова, предложившего различать в доктрине цивилистического процесса понятия стадии правоприменения и правоприменительного цикла . В рамках этой концепции принудительное исполнение можно рассматривать как самостоятельный правоприменительный цикл, целью которого является фактическая реализация юридических предписаний правоприменительных актов юрисдикционных органов и их должностных лиц. В свою очередь, в структуре правоприменительного цикла принудительного исполнения можно выделить обособленные друг от друга во времени и последовательно сменяющие друг друга этапы развития правоотношения, на каждом из которых решаются отдельные процессуальные задачи. Это и есть стадии исполнительного производства, совокупность которых и образует правоприменительный цикл принудительного исполнения.
——————————–
В рамках концепции Ю.К. Осипова стадии применения права определяются как обособленные во времени и последовательно сменяющие друг друга этапы в развитии процессуальных (правоприменительных) отношений – от возбуждения правоприменительной деятельности до принятия соответствующего правоприменительного акта. Они показывают последовательное развертывание правоприменительной деятельности во времени. Любая процедура правоприменения проходит через три стадии: возбуждения правоприменительной деятельности, подготовки к применению права и непосредственно правоприменение (совершение правоприменительного действия, вынесение правоприменительного акта). В своей совокупности эти стадии образуют правоприменительный цикл. Каждому правоприменительному циклу присуща своеобразная цель (разрешение дела по существу, проверка законности и обоснованности решения, его исполнение и др.). Каждый правоприменительный цикл образован тремя стадиями. В свою очередь, процесс применения состоит из ряда правоприменительных циклов, каждый из которых, будучи непосредственно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правоприменительных актов, в конечном счете имеет своей целью реализовать содержащиеся в праве предписания. Ю.К. Осиповым выделялось пять относительно самостоятельных, завершенных правоприменительных циклов: производство в суде первой инстанции, производство в суде второй инстанции, проверка судебных актов в порядке надзора, пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение судебных актов. В отличие от стадий, последовательно сменяющих друг друга в пределах правоприменительного цикла, правоприменительные циклы не предполагают ни строгого чередования, ни полного наличия в каждом отдельно взятом процессе (например, процесс может исчерпаться только производством в суде первой инстанции, даже без принудительного исполнения, а может пройти в своем развитии все правоприменительные циклы, включая принудительное исполнение, причем не всегда последовательно). (Подробнее см.: Осипов Ю.К. Указ. соч. С. 323 – 326).
При анализе динамики развития исполнительного правоотношения дискуссия об отнесении данного правоприменительного цикла к процессу отходит на второй план, поскольку вне зависимости от процессуального или непроцессуального характера исполнительного производства ему присущи общие для любого правоприменительного цикла стадии правоприменения.

С учетом действующего законодательства, регулирующего порядок принудительного исполнения, можно говорить о трех основных стадиях исполнительного производства, обособленных друг от друга следующими присущими им локальными процессуальными задачами:
1) стадия возбуждения исполнительного производства, непосредственной задачей которой является установление судебным приставом-исполнителем наличия предпосылок и условий начала правоприменительной деятельности по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
2) стадия подготовки к принудительному исполнению, задачей которой является создание условий для применения к должнику мер принудительного исполнения, а также понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;
3) стадия принудительного исполнения, на которой решается задача применения к должнику государственного принуждения в виде мер принудительного исполнения.
Завершение исполнительного производства не выделено нами в отдельную стадию принудительного исполнения, потому что, во-первых, это действие не обособлено от других во времени как самостоятельный этап развития правоотношения, а во-вторых, потому что этому действию не присуща самостоятельная, обособляющая от других стадий, специфическая стадиеобразующая задача. Завершая исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель решает задачу процессуального оформления итогов правоприменительной деятельности по состоянию на момент возникновения или обнаружения фактических обстоятельств, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению. Такие обстоятельства могут возникнуть или быть выявлены в любой момент процедуры исполнения. Поэтому при наличии к тому законных оснований исполнительное производство может быть завершено на любой его стадии, кроме возбуждения (на стадии возбуждения исполнительное производство не может быть завершено, может быть только отказано в его возбуждении) .
——————————–
Так, например, исполнительное производство может быть окончено на подготовительной стадии в связи с добровольным исполнением должником требований исполнительного документа; на стадии принудительного исполнения исполнительное производство может быть окончено полным или частичным фактическим принудительным исполнением, прекращено или окончено без фактического исполнения.

Процессуальное же оформление завершения исполнительного производства, на какой бы из стадий оно ни совершалось, само по себе вряд ли может рассматриваться в качестве самостоятельной стадиеобразующей задачи. Поэтому правильнее рассматривать действия по процессуальному оформлению завершения исполнительного производства как составную часть той стадии, на которой исполнительное производство завершается. Кроме того, выделение завершения исполнительного производства в качестве самостоятельной стадии не вполне согласовалось бы с тезисом о последовательном движении правоприменительной деятельности по стадиям, поскольку, как будет показано в следующих параграфах, оконченное, а в отдельных случаях и прекращенное исполнительное производство может быть вновь возобновлено.
В контексте общей характеристики стадий исполнительного производства следует упомянуть также о добровольном исполнении должником требований исполнительного документа. Строго говоря, при добровольном исполнении не происходит непосредственного применения к должнику государственного принуждения, поскольку требования исполнительного документа исполняются должником самостоятельно до применения к нему мер принудительного исполнения. В то же время исключать добровольное исполнение из содержания процедуры принудительного исполнения нельзя, поскольку, во-первых, непременным условием установления срока на добровольное исполнение является возбуждение исполнительного производства, во-вторых, срок на добровольное исполнение устанавливается правоприменительным актом судебного пристава-исполнителя, а в-третьих, установление должнику срока на добровольное исполнение с разъяснением в постановлении о возбуждении исполнительного производства предусмотренных законом неблагоприятных последствий неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (юридическая ответственность, последующее применение к должнику мер государственного принуждения и др.) представляет собой не что иное, как меру косвенного государственного принуждения . Таким образом, добровольное исполнение должником требований исполнительного документа охватывается процедурой принудительного исполнения, однако оснований для выделения добровольного исполнения в самостоятельную стадию не имеется по тем же причинам, что и для завершения исполнительного производства. Поэтому следует согласиться с авторами, включающими добровольное исполнение в состав стадии подготовки к принудительному исполнению .
——————————–
Меры косвенного принуждения в исполнительном производстве – это правовые средства, заключающиеся в ограничении, как правило, личных прав и свобод должника, направленные на его мотивацию к самостоятельному исполнению требований исполнительных документов и позволяющие в силу своей стимулирующей направленности минимизировать затраты государственных ресурсов на исполнение судебного решения или иного принудительно исполняемого акта. Меры косвенного принуждения по своей правовой природе отличаются от мер принудительного исполнения, от мер юридической ответственности и от обеспечительных мер, а также, являясь, в сущности, разновидностью исполнительных действий, обладают определенной, характерной только для них, спецификой.
Подробнее об этом см.: Парфенчикова А.А. Меры косвенного принуждения в исполнительном производстве / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Яркова. М., 2017. С. 32 – 56; Она же: Меры косвенного принуждения в исполнительном производстве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 12, 16.
Ярков В.В. Юридические факты в цивилистическом процессе. М., 2012. С. 465; Гуреев В.А., Гущин В.В. Указ. соч. С. 157.

В завершение нужно сказать, что стадийность исполнительного производства не следует понимать чересчур буквально. Это идеальная модель, обобщенно характеризующая исполнительное правоотношение с динамической стороны, а идеальной модели, как известно, присуща определенная степень абстрагированности от частностей реальной правоприменительной практики. Например, в реальности некоторые исполнительные действия подготовительного характера могут совершаться не только на стадии подготовки, но и на стадии принудительного исполнения при возникновении к тому необходимости (так, оценка имущества для целей его принудительной реализации может быть осуществлена на стадии принудительного исполнения в ходе обращения взыскания на имущество должника после его изъятия, в ходе принудительного исполнения имущество должника для обеспечения его сохранности может быть передано на хранение другому лицу и т.д.). Поэтому порой достаточно сложно однозначно разграничить по стадиям совершаемые на практике судебным приставом-исполнителем исполнительные действия.

На наш взгляд, поскольку принудительное исполнение являет собой частный случай правоприменительной деятельности, динамика данной процедуры может быть охарактеризована через концепцию правоприменительных циклов Ю.К. Осипова, предложившего различать в доктрине цивилистического процесса понятия стадии правоприменения и правоприменительного цикла . В рамках этой концепции принудительное исполнение можно рассматривать как самостоятельный правоприменительный цикл, целью которого является фактическая реализация юридических предписаний правоприменительных актов юрисдикционных органов и их должностных лиц. В свою очередь, в структуре правоприменительного цикла принудительного исполнения можно выделить обособленные друг от друга во времени и последовательно сменяющие друг друга этапы развития правоотношения, на каждом из которых решаются отдельные процессуальные задачи. Это и есть стадии исполнительного производства, совокупность которых и образует правоприменительный цикл принудительного исполнения.
——————————–
В рамках концепции Ю.К. Осипова стадии применения права определяются как обособленные во времени и последовательно сменяющие друг друга этапы в развитии процессуальных (правоприменительных) отношений – от возбуждения правоприменительной деятельности до принятия соответствующего правоприменительного акта. Они показывают последовательное развертывание правоприменительной деятельности во времени. Любая процедура правоприменения проходит через три стадии: возбуждения правоприменительной деятельности, подготовки к применению права и непосредственно правоприменение (совершение правоприменительного действия, вынесение правоприменительного акта). В своей совокупности эти стадии образуют правоприменительный цикл. Каждому правоприменительному циклу присуща своеобразная цель (разрешение дела по существу, проверка законности и обоснованности решения, его исполнение и др.). Каждый правоприменительный цикл образован тремя стадиями. В свою очередь, процесс применения состоит из ряда правоприменительных циклов, каждый из которых, будучи непосредственно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правоприменительных актов, в конечном счете имеет своей целью реализовать содержащиеся в праве предписания. Ю.К. Осиповым выделялось пять относительно самостоятельных, завершенных правоприменительных циклов: производство в суде первой инстанции, производство в суде второй инстанции, проверка судебных актов в порядке надзора, пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение судебных актов. В отличие от стадий, последовательно сменяющих друг друга в пределах правоприменительного цикла, правоприменительные циклы не предполагают ни строгого чередования, ни полного наличия в каждом отдельно взятом процессе (например, процесс может исчерпаться только производством в суде первой инстанции, даже без принудительного исполнения, а может пройти в своем развитии все правоприменительные циклы, включая принудительное исполнение, причем не всегда последовательно). (Подробнее см.: Осипов Ю.К. Указ. соч. С. 323 – 326).
При анализе динамики развития исполнительного правоотношения дискуссия об отнесении данного правоприменительного цикла к процессу отходит на второй план, поскольку вне зависимости от процессуального или непроцессуального характера исполнительного производства ему присущи общие для любого правоприменительного цикла стадии правоприменения.

Как возбуждается исполнительное производство

Основанием для исполнительного производства, то есть принудительного исполнения, станет один из следующих документов (исполнительный документ):

  • исполнительный лист, который получает сторона, выигравшая дело. После вступления решения в силу;
  • вступивший в законную силу судебный приказ;
  • соглашение об уплате алиментов или его копия, удостоверенные нотариально в соответствии с законодательством РФ;
  • выданные комиссиями по трудовым спорам в соответствии с ТК РФ удостоверения;
  • акты о взыскании сумм обязательных платежей с индивидуального предпринимателя, выданные Пенсионным фондом РФ или Фондом социального страхования РФ;
  • акты иных органов власти, осуществляющих контрольные функции, когда такие требования самим должником не исполнены и на расчетных или иных счетах должника денежных средств для списания недостаточно (обязательно должны быть приложены справки банковских или иных кредитных организаций);
  • вступившие в силу постановления судов и органов государственной власти о привлечении к административной ответственности;
  • иные судебные и несудебные акты, в т.ч. постановления судебного пристава, определения суда об обеспечении иска.

К исполнительным документам закон предъявляет определенные требования, установленные ст. 13 Закона. Заинтересованное лицо может предъявить их к исполнению только в течение определенного периода. Для судебных актов – в течение 3 лет с даты вступления в силу, удостоверения комиссии по трудовым спорам – 3 месяцев и т.п.

Есть случаи, когда взыскателю для исполнения вышеуказанных документов необязательно обращаться к приставам. Он может сам обратиться с исполнительным документом к одной из следующих организаций:

Ссылка на основную публикацию