Порядок ликвидации некоммерческой организации

Правовое регулирование

Регулирование ликвидации НКО осуществляется:

  • законом №7 «О некоммерческих организациях»;
  • Гражданским кодексом;
  • Постановлениями Правительства;
  • учредительными документами НКО.

Ст. 61-63 ГК РФ описывают общие правила ликвидации юрлиц, в ст. 18-19 закона №7 приведены особенности ликвидации НКО, а процедура ликвидации федеральных структур приведена в разделе 5 Постановления Правительства №539.

Если некоммерческая организация имеет форму фонда, то его ликвидировать может только суд при наличии следующих оснований:

Ликвидация НКО пошаговая инструкция в 2020 году

  • Основания для ликвидации НКО
  • Пошаговая инструкция для проведения добровольной ликвидации НКО
  • Пример 1. Полномочный орган, которому следует представлять документы при ликвидации НКО на территории Вологодской области
  • Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО
  • Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ
  • Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопросы, связанные с образованием, функционированием, реорганизацией, преобразованием, ликвидацией некоммерческих организаций (сокращенно – НКО) регулирует ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2020). Собственно возможность ликвидации НКО предусматривает ст. 18 ФЗ РФ № 7. Нормы данной статьи не относятся к религиозным организациям, «Автодору» и казенным учреждениям.

Следует заметить, что НКО – это юрлицо, о чем свидетельствует п. 1 ст. 50 ГК РФ, соответственно:

  1. Ликвидация НКО подразумевает полное ее прекращение без передачи прав и обязанностей третьим лицам;
  2. Процедура закрытия ее проводится тем же порядком, что и закрытие юрлица, с применением норм ГК РФ.

Суть процедуры ликвидации некоммерческой структуры сводится к тому, чтобы, в конечном счете, в ЕГРЮЛ была занесена запись о ее закрытии, а полномочному лицу выдали свидетельство о госрегистрации ликвидации юрлица надлежащего образца.

Минюст РФ и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, совершенных юрлицами, вправе: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО либо направить иск о ее ликвидации в суд. При этом реализация их полномочий регламентируется ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, № 125 от 26.09.1997, а также ПП РФ № 705 от 11.07.2012 и Приказом Минюста РФ № 456 от 30.12.2011.

Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов.

(Письмо Минюста РФ № 11-99821/18 от 27.07.2020).

Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов.

Ликвидация некоммерческих организаций

Ликвидация НКО (некоммерческая организация) – особая процедура, при которой деятельность ранее созданного объединения прекращается. Поговорим об этом подробнее в данной статье.

  1. Принятие соответствующего решения о том, что ликвидация НКО должна быть произведена в ближайшие сроки. Такое решение может быть принято на общем собрании учредителей. Их согласие с тем, что ликвидация юридического лица должна быть осуществлена, подтверждается личной подписью в протоколе собрания.
  2. Назначение ответственного лица – ликвидатора. Данная ответственность может быть возложения как на одного человека, так и на группу лиц. При этом в их обязанности будет входить осуществление всех необходимых действий для того, чтобы ликвидация НКО была проведена надлежащим образом.
  3. Подача письменного заявления о ликвидации НКО, а также всех требуемых документов в уполномоченную инстанцию. Сюда входит свидетельство о постановке на учет и регистрации организации в соответствующем реестре, отчеты о деятельности и т.д.
  4. Уведомление СМИ о ликвидации НКО. Данный пункт выражается в предоставлении информации в газетные издания. При этом информация должна содержать подробные сведения о НКО – его адрес регистрации, полное наименование, сущность осуществляемой ранее деятельности.
  5. Составление ликвидационного баланса. На этом этапе происходит анализ деятельности организации, сверка ее текущих активов и пассивов. Занимается этим ответственное лицо, которое ранее было назначено собранием членов объединения.
  6. Осуществление необходимые расчетов с кредиторами, если такие имелись, а также оплаты установленной государством пошлины для того, чтобы ликвидация НКО могла быть произведена.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии.

В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО.

На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии.

На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме. Затем, следует подготовить документы, предусмотренные законом для проведения процедуры, и передать их регистратору. В этот перечень входит:

  • документация о регистрации субъекта;
  • протокол собрания, на котором принято решение о ликвидации;
  • документы о постановке на учет в налоговых органах;
  • выписка из реестра;
  • паспортные данные ликвидаторов;
  • свидетельство ИНН.
Читайте также:  Возможен ли условный срок, если была судимость ранее?

Следующий этап предполагает публикацию объявления о закрытии в средствах массовой информации. Данное извещение публикуется в издании «Вестник государственной регистрации».

Сообщение должно содержать название НКО, сроки предъявления требований по погашению задолженности, контактные данные организации. До завершения процедуры комиссия сохраняет документ, подтверждающий произведенную публикацию.

Через два месяца после предъявления претензий кредиторов ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс. Цель его – свести все сведения об активах и пассивах организации. Баланс содержит информацию об имуществе и реестре требований кредиторов, а также результатах их обработки. Далее, о составлении баланса следует уведомить налоговые органы.

Одним из этапов проведения ликвидационной процедуры является расчет по долгам с кредиторами. Первоначально погашается задолженность перед сотрудниками, затем перед негосударственными фондами и банками. После этого расчет производится с другими физическими лицами.

Завершив этап погашения задолженности, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. При отсутствии долгов его данные совпадают с промежуточным. После этого уплачивается государственная пошлина в размере восьмистам рублей. Данный взнос не подлежит оплате при проведении процедуры банкротства.

Далее, НКО исключается из реестра юридических лиц. Для этого в орган регистрации подаются заявление о регистрации ликвидации, окончательный баланс, принятый налоговым органом, акт об утилизации печатей. Кроме этих документов, подается квитанция об оплате государственной пошлины, при необходимости – решение о завершении конкурсной стадии (при ликвидации путем банкротства).

На протяжении десяти дней регистратор вносит информацию о ликвидации НКО в реестре и выдает выписку о прекращении деятельности юридического лица.

Процедура закрытия длится около шести месяцев, при прекращении деятельности путем банкротства – девяти месяцев.

На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме. Затем, следует подготовить документы, предусмотренные законом для проведения процедуры, и передать их регистратору. В этот перечень входит:

Упрощенная схема

В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

  • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
  • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
  • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.


Когда прибегают к сторонним услугам профессионалам в этой сфере, то ценовая политика очень разнится. Все зависит от региона, статуса специалиста или выбранной фирмы и объема оказанных услуг. Так, в столице стоимость достигает 100 000 рублей, для регионов цифра ниже в диапазоне 20 000 – 80 000 рублей.

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО – в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

Н а практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Читайте также:  Как оформляется завещание, чтобы его не могли оспорить?

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать – за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 – 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Волгоградской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее – Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”.

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

Ликвидация НКО онлайн

Для наглядности возьмем наиболее распространенную организационно-правовую форму среди НКО — АНО.

Прямой умысел

Как доказать прямой умысел? Преступление будет квалифицировано как прямой умысел, если преступник осознавал отрицательные последствия для общественности своих противоправных действий (бездействия), он предусмотрел возможность либо неизбежность их наступления и желал этого (часть 2 статьи 25 УК).

В данном случае под желанием, по сути, подразумевается стремление к достижению определенного результата. При этом оно не гарантирует, что полученные последствия преступления окажутся ожидаемыми или выгодны для обвиняемого.

Читайте также:  Методики подбора персонала

Как правило, люди, которые совершают противоправные действия, прекрасно понимают неправомерность своих действий. Однако судебная практика показывает, что нередки случаи, когда лицо совершило преступление, совершенно не подозревая об этом.

Конечно же, «незнание не сможет освободить от ответственности». Поэтому Уголовный кодекс РФ определил, что даже если обвиняемый не понимал незаконность своих действий, то преступление все равно будет квалифицированно как умышленное.

Прямой умысел предусматривает два возможных варианта предвидения:

  • осознание неизбежности отрицательных последствий преступления (выстрел в упор практически гарантирует на 99%, что жертва умрёт).
  • лицо предусматривает возможность реализации негативных последствий, опасных для общества (у преступника не может быть полной уверенности, что все произойдет именно по плану).

У подавляющего большинства преступлений есть формальный характер — целью преступления являются отрицательные последствия для общества.

Кроме того, у прямого умысла может быть и материальный характер (корыстный умысел в уголовном праве). В таком случае основной предмет желания преступника – причинение ущерба определенному объекту для достижения своих корыстных целей.

Кроме того, у прямого умысла может быть и материальный характер (корыстный умысел в уголовном праве). В таком случае основной предмет желания преступника – причинение ущерба определенному объекту для достижения своих корыстных целей.

Прямой умысел

Преступление квалифицируется в форме прямого умысла в случае, когда лицо, его совершившее, понимает, что его действия или бездействие будут иметь негативные последствия для граждан и общества. Кроме того, он предусматривал возможность и даже желал наступления негативных последствий (ст.25, ч.2 УК России).

Под желанием лица, совершившего преступление, имеется ввиду стремление добиться задуманного результата. Однако обвиняемый не уверен, что последствия от преступных деяний будут соответствовать его умыслу и принесут задуманную выгоду.

В большинстве случаев человек, преступающий закон, осознает неправомерность своих действий. Тем не менее в юридической практике нередко встречаются случаи, когда гражданин, совершая противоправный поступок, даже не подозревает об этом. Однако это деяние квалифицируется как умышленное преступление и незнание не освобождает от уголовного преследования.

Прямой умысел может иметь два вида предвиденья:

  1. отрицательные последствия подразумеваются, как неизбежные, например, выстрел с близкого расстояния (в упор) на 99% гарантирует гибель жертвы;
  2. подразумевается возможность отрицательных последствий для жертвы или общества, но полной уверенности в этом у преступника нет.

Следует отметить, что именно отрицательные последствия для граждан или общества служат формальным признаком большинства видов преступных деяний.

Также прямой умысел может быть материальным, именуемым в правовых нормах, как корыстный. В этом варианте сутью желания лица, свершившего преступление, является нанесение ущерба конкретному гражданину или обществу с целью получения личной выгоды.

Участие адвоката в уголовном деле поможет правильно квалифицировать характер прямого умысла и степень вины клиента.

Также прямой умысел может быть материальным, именуемым в правовых нормах, как корыстный. В этом варианте сутью желания лица, свершившего преступление, является нанесение ущерба конкретному гражданину или обществу с целью получения личной выгоды.

Виды умыслов

Выделяют два вида, которые приняты и закреплены в законодательствах почти всех стран мира. Поговорим о различиях между ними и их особенностях.

Он просто, что называется, полагается на случай или судьбу, при этом ничего не предпринимает для предотвращения опасных последствий своих действий и не желает их наступления.

Умысел и его виды в уголовном праве

Умысел в уголовном праве являет собой один из видов вины. В процессе судебного разбирательства очень важно определить, имел ли место умысел преступления в действиях лица. Только при его наличии, возникает уголовная ответственность. Действие человека должно иметь умышленную форму, и он должен осознавать негативность последствий. Уголовное наказание применяется зависимости от того, совершено ли протравное деяние неосторожно либо намеренно.

  • значение умысла, как обязательного условия наказания;
  • определение умысла, как части применяемой нормы права;
  • определение в действиях лица умысла, что является гарантией невиновности гражданина.

Косвенный умысел

Косвенный умысел в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25 УК РФ) имеет место, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего действия (или без­действия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, и хотя и не желало , но сознательно допус­кало их либо относилось к ним безразлично .

Осознание общественно опасного характера деяния при кос­венном умысле по существу не отличается от соответствующего элемента прямого умысла. Но характер предвидения обществен­но опасных последствий неодинаков при прямом и при косвен­ном умысле.

Предвидение лишь возможности ( но не неизбежности ) наступления общественно опасных последствий — единственно возможный вариант содер­жания данного признака косвенного умысла. При этом субъект предвидит возможность наступления таких последствий как ре­альную, считает их закономерным результатом развития причин­ной связи именно в данном конкретном случае.

Итак, интеллектуальный элемент косвенного умысла характе­ризуется осознанием общественной опасности совершаемого деяния и предвидением реальной возможности наступления об­щественно опасных последствий.

Волевой элемент косвенного умысла характеризуется в законе как отсутствие желания, но сознательное допущение обществен­но опасных последствий либо безразличное к ним отношение (ч. 3. ст. 25 УК РФ). Виновный не стремится причинить общест­венно опасные последствия. Однако подчеркнутое законодателем отсутствие желания причинить вредные последствия нельзя по­нимать как их активное нежелание, как стремление избежать их наступления. Наоборот, сознательное допущение означает, что ви­новный вызывает своими действиями определенную цепь собы­тий и сознательно (осмысленно, намеренно) допускает развитие причинно-следственной цепи, приводящее к наступлению обще­ственно опасных последствий.

Волевое содержание косвенного умысла может проявиться и в безразличном отношении к наступлению общественно опасных по­следствий. В этом случае субъект совершает преступление, что называется «не задумываясь» о последствиях совершаемого дея­ния, хотя возможность их причинения представляется ему весьма реальной.

Косвенный умысел невозможен:

  • при совершении преступле­ний с формальным составом;
  • в преступлениях, состав которых включает специальную цель деяния;
  • при покушении на преступ­ление и приготовлении к преступлению;
  • при сознании неизбеж­ности наступления общественно опасных последствий;
  • в действиях организатора, подстрекателя и пособника.

Строгое разграничение обоих видов умысла необходимо для правильного применения ряда уголовно-правовых институтов (приготовление, покушение, соучастие и др.), для квалификации преступлений, законодательное описание которых предполагает только прямой умысел, для определения степени вины, степени общественной опасности деяния и личности виновного, а также для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Волевой элемент косвенного умысла характеризуется в законе как отсутствие желания, но сознательное допущение обществен­но опасных последствий либо безразличное к ним отношение (ч. 3. ст. 25 УК РФ). Виновный не стремится причинить общест­венно опасные последствия. Однако подчеркнутое законодателем отсутствие желания причинить вредные последствия нельзя по­нимать как их активное нежелание, как стремление избежать их наступления. Наоборот, сознательное допущение означает, что ви­новный вызывает своими действиями определенную цепь собы­тий и сознательно (осмысленно, намеренно) допускает развитие причинно-следственной цепи, приводящее к наступлению обще­ственно опасных последствий.

Ссылка на основную публикацию