Новые табачные спецмарки появлятся в следующем году

Порядок получения специальных марок

Для получения специальной марки для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации, производители табачной продукции представляют в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации или Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по месту осуществления производства табачной продукции следующие документы:

  • Заявление, заполненное способами, обеспечивающими его однозначное прочтение, подписанное заявителем и заверенное печатью заявителя
  • Отчет об использовании заявителем выданных специальных марок, подписанный заявителем и заверенный печатью заявителя

  • копию платежного документа, подтверждающего перечисление средств в счет оплаты приобретаемых специальных марок, с указанием в графе “назначение платежа” “оплата за специальные марки”, подписанную руководителем заявителя – юридического лица или заявителем – индивидуальным предпринимателем и заверенную печатью заявителя (при наличии);
  • копию выписки со счета заявителя в кредитной организации, с которого происходит перечисление средств за приобретаемые специальные марки, заверенную подписью и печатью заявителя (при наличии). Копия выписки со счета заявителя в кредитной организации может быть получена заявителем в кредитной организации, осуществляющей перечисление средств в счет оплаты приобретаемых специальных марок.


В рамках государственной системы мониторинга для маркировки табака используется двухмерный штрих код в форме DataMatrix, содержащий информацию о GTIN продукции, серийном номере товара и информационный код для защиты информации.

Помощь в маркировке товара

*Стоимость услуги от 1500 рублей

8 (804) 333-21-77 доб. (555)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ответственность и штрафы

Статья 15.12 КоАП РФ – предусматривает наложение административной ответственности по отношению лиц нарушающих правила оборота маркированной продукции. В первую очередь речь здесь идет о не передаче в информационную систему кодов маркировки.

Передавать данный в ИС МОТП необходимо даже, если точка торговли находится в местности без возможности подключения к сети интернет. На данный момент требование к передаче выглядит следующим образом. Нужно не реже, чем раз в трое суток передавать сформированный в товароучетном ПО уведомление в информационную систему по маркировке (не через ОФД, а именно в ИС МОТП). В нем должно быть отражено:
• реквизиты фискального документа, в котором была осуществлена продажа маркируемой табачной продукции;
• код маркировки.

Силуанов назвал стоимость сигарет после повышения акциза

По оценке Минфина, индексация ставки акцизов на табачную продукцию позволит привлечь 70 млрд руб. дополнительных доходов, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов. Правительство одобрило проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20%. Ранее о проекте сообщал РБК.

«Сегодня рассматривали законопроект, он одобрен на правительстве. Это будет стоить порядка 20 руб. к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 руб.», — пояснил Силуанов.

Текущий Налоговый кодекс предполагал, что действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена в размере 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

Ранее министерство объясняло, что внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить «выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии».

«В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми», — прокомментировал планы повышения ряда налогов премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с членами правительства в среду.

Как на решение отреагировали табачные компании

Рост стоимости табачной продукции будет стимулировать рост нелегального рынка сигарет, на нем цена продукции кратно меньше в сравнении с легальным, уверены в табачных компаниях. «На фоне снижения реальных располагаемых доходов неизбежный рост цен на сигареты из-за запланированного резкого повышения акцизов на 20% (до 140 руб. в среднем за пачку) приведет к тому, что еще больше потребителей будут выбирать нелегальные сигареты по 70 руб.», — отмечает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour) Василий Груздев.

Текущий объем нелегального рынка более 15% уже представляет огромную проблему — ущерб федеральному бюджету от такой продукции превышает 100 млрд руб. в год, напоминает он.

«Если мы отталкиваемся от предложения Минфина поднять акциз на 20%, то в таком случае разница в ценах легальной и нелегальной табачной продукции составит порядка 90 руб., что дает широкий простор для развития серого рынка», — говорит руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike) Олег Барвин. Ранее он прогнозировал, что такой разрыв в стоимости спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%. О кратном росте объемов контрафактной продукции предупреждал и Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M).

Директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West) Илона Миртова убеждена, что повышение акциза в первую очередь отразится на потребителях недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене. «Доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента», — уточнила Миртова.

Какие еще изменения предусмотрели для табачных компаний

Одновременно с увеличением акциза, по словам Силуанова, будет улучшено администрирование табачного рынка. «Речь идет о маркировке, здесь нужны меры ответственности за реализацию соответствующих маркированных и немаркированных табачных изделий», — уточнил министр финансов. Будет принят комплекс мер по повышению ответственности за этот рынок, «аналогичный мерам ответственности, которые существуют на рынке алкогольной продукции».

Заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки) Реваз Юсупов поддерживает предложения об ужесточении ответственности за производство и оборот немаркированных товаров, а также за непредоставление или предоставление некорректных сведений в систему маркировки. Это позволит улучшить условия работы для легальных компаний и даст возможность более эффективно справляться с теми, кто находится в серой или черной зоне, считает он.

«Меры ответственности должны быть чувствительными, чтобы сделать невыгодным незаконное ведение бизнеса», — говорит Юсупов. Они уже обсуждаются в рамках согласования проекта нового Кодекса об административных нарушениях, также оценка данных системы маркировки проводится для администрирования акцизов Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

По данным ЦРПТ, введение маркировки уже дало первые результаты: на рынке появилось сразу десять «новых» табачных производителей — это около 30% от их общего числа, а поступления в бюджет акцизных сборов за семь месяцев 2020 года увеличились на 54 млрд руб. к прошлому году.

Когда в России начали маркировать сигареты

Обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос штрихкодами data matrix в системе мониторинга и отслеживания «Честный знак» введена с 1 марта 2019-го, а оборот немаркированной продукции запрещен с 1 июля 2020 года. Продукция с цифровыми кодами массово начала появляться в рознице после окончания переходного периода, предназначенного для регистрации производителей и торговых точек в системе маркировки в июле 2019 года.

Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальным оборотом сигарет. По данным исследовательской компании Nielsen, в третьем квартале 2019 года (более поздних данных нет) каждая седьмая проданная пачка сигарет в России была нелегальной. Доля контрафактной табачной продукции достигла 15,6% от всего объема продаж, что на 7,2 п.п. выше, чем за аналогичный период 2018 года.

Ранее эксперты аналитического центра при правительстве прогнозировали, что цены на сигареты существенно (примерно на 25%) могут вырасти в 2020 году в том числе из-за ввода обязательной маркировки продукции, однако впоследствии и игроки рынка, и единый оператор системы маркировки — ЦРПТ заявляли, что росту стоимости продукции способствует только увеличение акциза.

Первого июля 2020 года правительство выпустило постановление, позволяющее рознице самостоятельно маркировать остатки сигарет, которые магазины не успели распродать. Послабление коснулось только продукции, произведенной до 1 июля 2019 года.

За продажу немаркированного табака налагаются административные штрафы и конфискация немаркированной продукции. Так, для граждан они составляют от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических и должностных лиц — 50–300 тыс. руб. и 5–10 тыс. руб. соответственно.

Необходимость усиления администрирования Силуанов объяснил высокой долей контрафакта, который поступает из стран Евразийского экономического союза.

Как ранее указали исследователи Nielsen, каждая вторая пачка, за которую не уплачены акциз и другие налоги, попадает в Россию из стран ЕАЭС: на них приходится 55,4% нелегального рынка. Табачные изделия белорусского производства занимают 36% всего объема сигарет, нелегально продающихся в России, говорится в материалах Nielsen. Контрафакт, произведенный в Казахстане, составляет 8,9% нелегального рынка, за ним следует Армения с долей 8,8%.

«Мы прекрасно понимаем и видим, что сегодня существует большая доля нелегального сектора, завозимого из наших братских стран, в первую очередь Белоруссии и Армении. Вопрос маркировки помогает нам решать проблему обеления этого рынка. Мы видим необходимость ужесточения ответственности за реализацию немаркированной продукции, за контроль прохождения этой маркированной продукции до прилавка и меры, которые должны быть приняты вместе с нашими странами-соседями по контролю за поставками табачной продукции, потому что, как правило, поставщики, предположим, из Белоруссии поставляют продукцию в третьи страны, этот товар идет через Россию, до третьих стран не доходит, а здесь реализуется. Такую схему, как правило, мы видим», — пояснил министр.

«Еще раз говорю: ужесточение реализации и ужесточение нашего пограничного контроля и взаимодействия с коллегами из ЕАЭС», — добавил он.

Не все члены ЕАЭС одинаково стремятся к цели гармонизации акцизов, отмечает Олег Барвин. Белоруссия снизила план повышения акцизов на 2021 год — теперь он составляет 10% по сравнению с запланированными ранее 25%. «С такими темпами республика не приблизится к намеченной к 2024 году минимальной ставке €28 за 1000 сигарет. Необходимо уделить этому вопросу внимание на межгосударственном уровне», — говорит он. По его мнению, маркировка не единственный инструмент обеления рынка и будет эффективна в комплексе с другими мерами: например, введение минимальной цены на сигареты по аналогии с аналогичной мерой в алкогольном регулировании может стать подспорьем для правоохранительных органов.

«Сегодня рассматривали законопроект, он одобрен на правительстве. Это будет стоить порядка 20 руб. к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 руб.», — пояснил Силуанов.

Роль обязательной маркировки и продажи табачных изделий в 2019-2020 году по закону ЕГАИС для бизнеса

Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% – спиртосодержащих товаров.

Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.

Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:

ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.

ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.

ИС МОТП для сигарет.

Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.

ИС МОТП для сигарет.

Роль обязательной маркировки и продажи табачных изделий в 2019-2020 году по закону ЕГАИС для бизнеса

Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% – спиртосодержащих товаров.

Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.

Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:

ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.

ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.

ИС МОТП для сигарет.

Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.

ИС МОТП для сигарет.

Об обязательной маркировке табачной продукции специальными (акцизными) марками

Управление Роспотребнадзора по Курской области считает необходимым напомнить потребителям и хозяйствующим субъектам, реализующим табачную продукцию, о нижеследующем.

В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ “Технический регламент на табачную продукцию”, табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Согласно Правилам изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76, акцизная марка наклеивается на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары табачной продукции таким образом, чтобы вскрытие приводило к обязательному повреждению акцизной марки и исключало возможность ее повторного использования. Клей, применяемый для наклеивания акцизных марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения наклеенной акцизной марки от потребительской тары.

Не допускается нанесение поверх акцизной марки каких-либо элементов упаковки табачной продукции (за исключением прозрачной оберточной пленки, наносимой на упаковку товара производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность акцизной марки, затрудняют осуществление контроля ее подлинности и считывание с акцизной марки соответствующей печатной информации.

Нанесение акцизной марки на потребительскую тару табачной продукции осуществляется в следующем порядке:

а) на мягкую плотную единичную упаковку табачной продукции акцизная марка наклеивается на верхнюю плоскость по центру (на равном расстоянии от левого и правого краев с одинаковым заходом на лицевую и заднюю сторону);

б) на единичную упаковку табачной продукции с откидной торцевой крышкой акцизная марка наклеивается на заднюю (нераскрываемую) сторону так, чтобы марка закрывала угол упаковки и переходила на боковую торцевую плоскость пачки;

в) на иные виды единичных упаковок табачной продукции, поставляемой в розничную продажу, акцизная марка наносится в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил в месте, позволяющем визуально определить наличие марки на потребительской таре и считать с нее соответствующую печатную информацию.

При невыполнении требований, предусмотренных настоящими Правилами, табачная продукция рассматривается как маркированная с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

в) на иные виды единичных упаковок табачной продукции, поставляемой в розничную продажу, акцизная марка наносится в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил в месте, позволяющем визуально определить наличие марки на потребительской таре и считать с нее соответствующую печатную информацию.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Мажоритарная избирательная система

2. Пропорциональная избирательная система

3. Смешанная избирательная система

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.

Читайте также:  Сколько действует одобрение по ипотеке?

Избирательная система в широком смысле – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами – корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

Под избирательной системой в «узком» смысле понимают закрепленные в законе способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов и подсчета голосов, то есть конкретный способ организации выборов.

Избирательные системы в каждой стране создаются в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трем типам:

· мажоритарная избирательная система

· пропорциональная избирательная система

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой. Именно с этого варианта начали проводиться выборы в парламенты. За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Мажоритарную систему абсолютного большинства иногда называют французской моделью, потому, что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франции территориях. По этой системе кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотя бы на один голос, чем конкурент.

Исходное общее число избирателей может быть трояким:

а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается);

б) общее число поданных голосов;

в) общее число поданных действительных голосов.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Главное достоинство данной системы заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.

Основным дефектом является то, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутата и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

У мажоритарной системы абсолютного большинства так же есть свой специфический дефект – частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Для преодоления нерезультативности голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства существуют разные способы:

1) Второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание во втором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е. 1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числа зарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции, действительных голосов в Болгарии). Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т. д.

Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

2) Альтернативное голосование

Избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Например, если в одномандатном округе баллотируются кандидаты А, Б. В и Г, избиратель может отметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для него кандидат), цифрой 3 – кандидата Б (наименее желательно), цифрой 2 – кандидата В (он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифры не получает, ибо он для этого избирателя совершенно не желателен. Предположим, что голоса 50 тыс. Избирателей округа распределились по первым предпочтениям (преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б – в 12 тыс., В – в 10 тыс. И Г – в 9 тыс. Бюллетеней. Абсолютного большинства (25 001), следовательно, нет ни у одного кандидатов. Тогда берут бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений (в данном случае кандидата Г), и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. К примеру, в этих бюллетенях вторым кандидата А указали 1 тыс. избирателей, кандидата Б – 5 тыс. Избирателей и кандидата В – 3 тыс. Избирателей. Получаем: А – 20 тыс.; Б – 17 тыс., В – 13 тыс. Опять ни один из кандидатов не получает требуемого большинства. Операция повторяется: На этот раз передаются 13 тыс. Бюллетеней кандидата В, из которых 10 тыс. – по вторым предпочтениям, а полученные 3 тыс. – по третьим. И так до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.

Теоретики спорят, насколько вторые, а тем более третьи, четвертые и т.д. предпочтения равноценны первым. Здесь действительно есть о чем подумать. На практике же небольшие политические партии стремятся влиять на результаты выборов, призывая свой электорат ставить соответствующие вторые и последующие предпочтения. Система, впрочем, может оказаться нерезультативной, если общество расколото настолько, что значительное большинство избирателей вторых и последующих предпочтений не ставят.

Эта система иногда имеет любопытные дополнительные правила. Например, во Франции предусмотрено, что если голоса разделились поровну, то предпочтение отдается старшему по возрасту кандидату

Мажоритарная избирательная система относительного большинства

Это наиболее часто применяемый вид мажоритарной системы. В Америке ее еще называют «системой, по которой победитель получает все». Это наиболее простая и эффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить число голосов, которое превышает число голосов у любого из его соперников. Цифра этого превышения может быть любой. Для победы достаточно получить больше на один голос, чем любой другой соперник. Эта система проводится в один тур, потому что всегда кто-нибудь, хоть не намного, но получит больше, чем его конкуренты.

Данная система используется в Великобритании, США, в Индии и вообще в странах англосаксонской правовой системы, связанных, так или иначе, с британской традицией. Эта система универсальна. Она используется при выборах, как в одномандатных округах, так и в коллегиальных органах. Она допускает различные модификации избирательных округов, соперничество, как отдельных кандидатов, так и партийных списков. Данная система очень понятная и экономная в применении, потому что проводится в один тур и в результате всегда избирается полный состав парламента, муниципалитета и т.д.

Хотя практически все варианты мажоритарной системы результативны и просты в понимании и применении, они имеют и существенные недостатки. Прежде всего, одним из самых очевидных недостатков является то, что практически всегда, когда подводятся итоги выборов, оказывается, что кандидат или победившая партия представляют меньшинство избирателей, а голоса, поданные за противников, никак не учитываются и попросту пропадают. Во многих источниках приводится совершенно потрясающий пример диспропорций, которые появляются иногда при применении мажоритарной системы. Так, например, в 1957 г. во Франции проводились выборы в Национальное собрание (парламент Франции). Тогда было две ведущих и крупнейших партии: партия де Голля (ЮНР) и коммунистическая партия (ФКП). Партия де Голля собрала 3 608 958 голосов, ФКП — 3 882 204 голоса, т.е. приблизительно на 300 тыс. больше. Однако, в конечном счете (потому что итоги подводились по отдельным округам, а не по стране) ЮНР получила 189 мандатов, а ФКП – всего 10 голосов. При другой, более справедливой, системе ФКП получила бы 83 места, а ЮНР — 82.

Какие же плюсы у мажоритарной системы, помимо ее результативности и простоты? Дело в том, что при мажоритарной системе в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, которые обеспечивают большую стабильность страны. При ней легче образовывать правительства в парламентарных республиках или монархиях. Иначе говоря, мажоритарная система лучше обеспечивает необходимую для любого государства стабильность и управляемость. Кстати говоря, во Франции такая необходимость была осознана всеми политическими силами и после результатов выборов 1958 г. все политические партии стали заключать избирательные соглашения, в соответствии с которыми появились избирательные блоки, выдвигавшие на второй тур кандидата той партии, за которую было подано большее число голосов. Данные избирательные соглашения позволили в значительной степени смягчить несправедливость этой избирательной системы.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 227 ;

Избирательные системы в каждой стране создаются в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИС­ТЕМА – один из ви­дов из­би­ра­тель­ных сис­тем, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым из­бран­ны­ми счи­та­ют­ся ли­ца, по­лу­чив­шие боль­шин­ст­во го­ло­сов из­би­ра­те­лей (вы­бор­щи­ков и других) по из­би­рательному ок­ру­гу.

Кан­ди­дат (по пар­тий­но­му или ино­му спи­ску кан­ди­да­тов), на­брав­ший боль­шин­ст­во го­ло­сов, по­лу­ча­ет все ман­да­ты (один – ес­ли за­ме­ща­лось од­но ме­сто, все – ес­ли их не­сколь­ко). Мажоритарная избирательная система ис­поль­зу­ет­ся в раз­ных стра­нах при вы­бо­рах де­пу­та­тов пред­ста­вительных ор­га­нов (фе­де­раль­ных, субъ­ек­тов фе­де­ра­ций, ав­то­ном­ных и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, пре­зи­ден­тов рес­пуб­лик, глав ад­ми­ни­ст­ра­ции тер­ри­то­ри­аль­ных пуб­лич­ных об­ра­зо­ва­ний), а так­же для из­бра­ния лю­бых других ор­га­нов.

Мажоритарная избирательная система име­ет три основных раз­но­вид­но­сти: ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, аб­со­лют­но­го и от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

Сис­те­ма от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва пред­по­ла­га­ет по­бе­ду на вы­бо­рах кан­ди­да­та, по­лу­чив­ше­го боль­ше го­ло­сов по срав­не­нию с лю­бым другим кан­ди­да­том. Вы­бо­ры за­вер­ша­ют­ся в пер­вом же ту­ре, по­сколь­ку кто-ни­будь из кан­ди­да­тов по­лу­ча­ет от­но­си­тель­ное боль­шин­ст­во. Ма­жо­ри­тар­ная сис­те­ма от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва мо­жет быть ре­зуль­та­тив­ной, ко­гда в стра­не су­ще­ст­ву­ет ус­той­чи­вая двух­пар­тий­ная сис­те­ма и ме­ж­ду со­бой в основном со­пер­ни­ча­ют кан­ди­да­ты этих пар­тий. Но и при та­ких ус­ло­ви­ях бы­ва­ет, что кан­ди­да­ты пар­тии со­би­ра­ют ме­нее по­ло­ви­ны го­ло­сов из­би­ра­те­лей, но по­лу­ча­ют боль­шин­ст­во мест (например, в 1992 году кан­ди­да­ты Лей­бо­ри­ст­ской пар­тии в Ве­ли­ко­бри­та­нии со­бра­ли 42% го­ло­сов, но по­лу­чи­ли 51% мест в пар­ла­мен­те). При этой сис­те­ме мо­гут быть из­бра­ны кан­ди­да­ты, по­лу­чив­шие не­зна­чительное чис­ло го­ло­сов и не под­дер­жи­вае­мые боль­шин­ст­вом из­би­ра­те­лей. Для час­тич­но­го ис­прав­ле­ния та­ко­го по­ряд­ка за­ко­ны пре­ду­смат­ри­ва­ют про­ход­ной балл, ни­же ко­то­ро­го из­бра­ние не за­счи­ты­ва­ет­ся (смотри в статье Кво­та из­би­ра­тель­ная).

В Рос­сии мажоритарная избирательная система от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва ис­поль­зу­ет­ся в не­ко­то­рых субъ­ек­тах РФ для из­бра­ния по­ло­ви­ны де­пу­та­тов их за­ко­но­дательных со­б­ра­ний (ка­кую сис­те­му ис­поль­зо­вать, ре­ша­ют са­ми субъ­ек­ты РФ) и для вы­бо­ров пред­ста­вительные ор­га­нов не­ко­то­рых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (это оп­ре­де­ля­ют они са­ми свои­ми ус­та­ва­ми).

При сис­те­ме аб­со­лют­но­го боль­шин­ст­ва для из­бра­ния не­об­хо­ди­мо на­брать бо­лее 50% по­дан­ных и при­знан­ных дей­ст­ви­тель­ны­ми го­ло­сов из­би­ра­те­лей (50%+1 го­лос). Ес­ли го­ло­са из­би­ра­те­лей рас­пре­де­ля­ют­ся ме­ж­ду раз­ны­ми кан­ди­да­та­ми и не­об­хо­ди­мо­го чис­ла го­ло­сов ни­кто из кан­ди­да­тов не на­би­ра­ет, про­во­дит­ся 2-й тур вы­бо­ров, на ко­то­ром на го­ло­со­ва­ние из­би­ра­те­лей обыч­но вы­но­сят­ся два кан­ди­да­та, по­лу­чив­шие в 1-м ту­ре наи­боль­шее чис­ло го­ло­сов. Во 2-м ту­ре по­бе­ж­да­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший от­но­си­тель­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов. Все­гда учи­ты­ва­ют­ся толь­ко при­знан­ные дей­ст­ви­тель­ны­ми го­ло­са; например, не­дей­ст­ви­тель­ные бюл­ле­те­ни (из­би­ра­тель не вы­ра­зил свою во­лю и другое) из под­счё­та ис­клю­ча­ют­ся. В не­ко­то­рых стра­нах при из­бра­нии де­пу­та­тов ниж­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та на 2-й тур мо­гут вы­но­сить­ся три и бо­лее кан­ди­да­ту­ры (во Фран­ции все, кто по­лу­чил в пер­вом ту­ре свыше 12,5% го­ло­сов, в Венг­рии – свыше 15%). При бо­лее чем 2 кан­ди­да­тах окон­ча­тель­ный под­счёт во 2-м ту­ре то­же про­ис­хо­дит по прин­ци­пу от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При сис­те­ме ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го боль­шин­ст­ва за­кон ус­та­нав­ли­ва­ет оп­ре­де­лён­ный про­цент го­ло­сов (все­гда зна­чи­тель­но боль­ше по­ло­ви­ны), ко­то­рые дол­жен по­лу­чить кан­ди­дат, что­бы быть из­бран­ным в пер­вом же ту­ре вы­бо­ров (например, в Чи­ли для из­бра­ния в пер­вом ту­ре де­пу­тат дол­жен по­лу­чить 2/3 го­ло­сов).

Су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от трёх основных раз­но­вид­но­стей мажоритарной избирательной системы не­ко­то­рые ред­ко ис­поль­зуе­мые фор­мы.

При ку­му­ля­тив­ной си­сте­ме из­би­ра­те­ли по­лу­ча­ют чи­сло го­ло­сов, рав­ное чи­слу из­би­рае­мых (например, 9, 11, 13 чле­нов му­ни­ци­паль­но­го со­ве­та), и из­би­ра­тель мо­жет все свои го­ло­са от­дать 1 кан­ди­да­ту из спис­ка ли­бо в раз­ных до­лях рас­пре­де­лить их меж­ду кан­ди­да­та­ми; под­счёт про­из­во­дит­ся по мажоритарной избирательной системе от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При си­сте­ме един­ст­вен­но­го пе­ре­да­вае­мо­го го­ло­са соз­да­ют­ся мно­го­ман­дат­ные ок­ру­га (го­ло­со­ва­ние за спи­сок кан­ди­да­тов), но каж­дый из­би­ра­тель име­ет 1 го­лос и го­ло­су­ет за то­го или ино­го кан­ди­да­та; под­счёт про­из­во­дит­ся по мажоритарной избирательной системе от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При си­сте­ме един­ст­вен­но­го не­пе­ре­да­вае­мо­го го­ло­са из­би­ра­тель от­да­ёт свой го­лос не за пар­тий­ный спи­сок, а за един­ст­вен­но­го кон­крет­но­го кан­ди­да­та из пар­тий­но­го спис­ка (по прин­ци­пу пре­фе­рен­ци­аль­но­го во­ту­ма).

Си­сте­ма фик­си­ро­ван­но­го про­цен­та го­ло­сов при­ме­ня­ет­ся при из­бра­нии гла­вы го­су­дар­ст­ва и пред­по­ла­га­ет, что кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты дол­жен по­лу­чить не ме­нее 40% го­ло­сов от об­ще­го спис­ка из­би­ра­те­лей по стра­не. Ес­ли та­ко­го про­цен­та ни­кто не по­лу­чит, пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся пар­ла­мен­том из чис­ла 2 (иног­да 3) кан­ди­да­тов, по­лу­чив­ших наи­боль­шее чи­сло го­ло­сов из­би­ра­те­лей.

Смотри так­же статью Про­пор­цио­наль­ная из­би­ра­тель­ная сис­те­ма.

Мажоритарная избирательная система име­ет три основных раз­но­вид­но­сти: ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, аб­со­лют­но­го и от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

ВОПРОС 2. Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система(от франц. majorite – большинство, от лат. major – больший) является старейшей из всех существую­щих избирательных систем и к тому же самой распространенной по представительству в современном спектре избирательных систем. Согласно данной системе, вся страна де­лится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каж­дого округа обычно избирается один депутат (то есть 1 округ – 1 депу­тат). Такие избирательные округа называют одномандатными. Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. В таких случаях округа называются многомандатными (двухмандатные, трехмандатные и т.д.).

Основу мажоритарной системы составляет принцип большинства, т.е. победившим считается тот кандидат, кто наберет установленной большинство голосов. В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяют мажоритарную систему относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее число голосов, чем его соперники (причем данная система не требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например, 50% + 1 голос от числа голосующих либо иное обя­зательное количество голосов; единственное требование – получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

Читайте также:  Региональный Материнский капитал в Сыктывкаре

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах мира, например, США, Великобритании, Индии, Канаде и др.

Достоинствами мажоритарной системы относительного большинства являются то, что она:

1) она всегда результативна (каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить 2-й тур или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум);

2) понятна избирателям и

3) экономна (из-за отсутствия 2-го тура отпадает необходимость тратить дополнительные денежные средства на его организацию и проведение).

Однако у данной системы есть существенный недостаток. Он заключается в том, что зачастую депутат избирается меньшинством избирателей. Например, представим ситуацию, когда по результатам выборов кандидат А набрал 20 % голосов избирателей, кандидат Б набрал 19%, В –17%, Г – 15%, Д – 14% и 15% избирателей проголосовали против всех. Таким образом, в итоге победил кандидат А., получивший всего 20 % голосов, т.е. всего 1/5 голосов принявших участие в голосовании избирателей; причем по меньшей мере еще два кандидата набрали почти столько же (Б – 19% и В – 17%), а в целом 80% избирателей в сумме высказались против кандидата А. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством.

Для преодоления указанного недостатка и минимизации искажений на выборах во многих странах используется мажоритарная система абсолютного большинства. Ее основное отличие от предыдущей заключается в том, что для победы на выборах необходимо набрать не простое большинство голосов, а обязательно абсолютное большинство, то есть 50 % + 1 голос от принявших участие в голосовании избирателей. Если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства (50% +1 голос), проводится 2-й тур, в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1 -м туре. Победителем (из двух оставшихся кандидатов) во 2-м туре обычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник, т.е. избирательная система меняется с абсолютного большинства на относительное. Таким образом, мажоритарная система абсолютного большинства является более затратной и громоздкой ввиду допущения повторного тура голосования.

Мажоритарная система абсолютного большинства используется, например, на парламентских выборах в Австралии и Франции, на президентских выборах – в Австрии, Бразилии, Португалии и других странах.

Существует также еще один вид мажоритарной системы – мажоритарная система квалифицированного большинства, предъявляющая крайне высокие требования количества голосов, необходимых для избрания (например, 65 % голосов избирателей). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно, поэтому данная система применяется крайне редко.

Мажоритарная система относительного большинства – самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее число голосов, чем его соперники (причем данная система не требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например, 50% + 1 голос от числа голосующих либо иное обя­зательное количество голосов; единственное требование – получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа – от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство голосов (более 50%), относительное большинство (больше голосов, чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ голосов или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании – при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы :

Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.

Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.

Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство – это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.

Большинство можно получить при незначительном перевесе голосов, а при незначительном отставании – проиграть выборы.

При необходимости получить абсолютное большинство – частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.

Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% голосов, не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Мажоритарная система относительного большинства

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

Достоинства и недостатки мажоритарных систем

Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная система

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий – смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система относительного большинства

1.2 Мажоритарная система относительного большинства

При этой системе для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, даже если за него проголосовало менее половины избирателей. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Очень часто она применяется при местных выборах. Получается, что чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов избирателей требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. Кроме того, в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.[6] В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

Мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат получает кандидат, набравший относительное большинство голосов, в то время как против него могло проголосовать большее количество избирателей, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть проблемы в том, что поданные против победившего кандидата голоса вообще не учитываются. В масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными недостатками которой являются:

1) значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) не учитываются при распределении мандатов;

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, наиболее ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Суть «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов.

Законодательство ряда зарубежных стран (ФРГ, Франции, Японии, Великобритании, США), как и российский законодатель, исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», цель которой состоит в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.

Пожалуй, единственным преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т.к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы. Эта система имеет своих сторонников еще и потому, что обычно обеспечивает партии – победителю абсолютное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

1.3 Мажоритарная система абсолютного большинства

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. 50% плюс 1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством для второго тура может быть установлено и требование относительного большинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Читайте также:  Иммиграция в Португалию: это сегодня актуально

На первый взгляд данная система кажется более справедливой, но при более пристальном рассмотрении у нее прослеживается тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства: есть вероятность того, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Такое может произойти в том случае, если голосующие за такую партию избиратели окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а «партия меньшинства» получит пусть даже крохотное преимущество по количеству голосов в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

Также следует отметить, что у мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект – довольно частая нерезультативность, вероятность которой с увеличением числа кандидатов возрастает. Возможны случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил требуемого большинства из-за раскола голосов. Такая опасность увеличивается, если необходимое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Естественно, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”[7] предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагает проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Суть «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов.

Избирательное право

Правда, здесь возникает вопрос: если многомандатность связана с фактором развития многопартийности, то насколько она оправданна при выборах на местном уровне, где партийные отношения полностью отсутствуют? Естественно, такая характеристика касается условий современной России, поскольку институты многопартийности на местном уровне в электоральной практике западных стран представлены значительно. В России на местном уровне мы наблюдаем, как правило, «партийный вакуум».

Мажоритарная система относительного большинства

Партнеры и друзья:

Информация

Мажоритарная система относительного большинства

Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств – членов британского Содружества наций.

Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Но это еще, как говорится, полбеды. Беда же в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. Так, в Великобритании на парламентских выборах 1951 года консерваторы получили 13 713 тыс. Голосов (48 %) и 312 мест в Палате общин (51,35 %), а лейбористы – 13 948 тыс. Голосов (48,8 %) и 295 мест (47,2 %). На выборах 1974 года сложилась обратная, но столь же несправедливая ситуация: консерваторы, набрав 11 857 тыс. Голосов (38,8 %), получили 296 мандатов в Палате общин (46.6 %), а лейбористы, собрав голосов меньше – 11 654 тыс. (37,5 %), обеспечили себе 301 место (47,4 %).

При этих, казалось бы, вопиющих дефектах система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии – победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система абсолютного большинства

От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[1]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

  1. абсолютного большинства поданных голосов;
  2. числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей.

В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат.

При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутата и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

Как это может получиться, можно показать на простейшем числовом примере. Предположим, что в пяти одномандатных избирательных округах по 20 тыс. Избирателей (никакой избирательной географии, следовательно, нет). Соперничают две партии – А и Б. Первую на территории этих округов поддерживают 60 тыс. Избирателей, вторую – 40 тыс. Если избирательные округа нарезаются сторонниками партии А, то они, скорее всего, сделают так, чтобы ее избиратели были равномерно распределены между избирательными округами, в каждом из которых они составят большинство, в результате чего все пять мест получит партия А, а партия Б, таким образом, не получит ничего, несмотря на поддержку 40 % избирательного корпуса. Если же нарезка избирательных округов будет зависеть от сторонников партии Б, то они соберут своих противников в наименьшем числе округов (в данном случае – в двух), а в остальных создадут большинство из своих избирателей, в результате чего партия А, имея поддержку 60 % избирательного корпуса, получит 2 места, а партия Б на свои 40% голосов – три месяца.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект – частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Как же преодолеть нерезультативность голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства? Есть для этого разные способы.

Один из них – это второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание во втором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е. 1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числа зарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции, действительных голосов в Болгарии). Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т. Д.

Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

Во Франции после упомянутых выше выборов 1958 года партии левого и правого крыла стали заключать избирательные соглашения, в соответствии с которыми каждый блок оставляет на второй тур кандидата от той партии, за которую в первом туре было подано наибольшее число голосов; другие партии блока своих кандидатов снимают. Это позволяет в какой-то степени корректировать несправедливость системы.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства, позволяющий обойтись без второго тура голосования, – это альтернативное голосование. Такая система применяется в Австрии при выборах Палаты представителей (нижней палаты Парламента), а также на парламентских выборах в штатах. Заключается она в следующем.

Избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Например, если в одномандатном округе баллотируются кандидаты А, Б. В и Г, избиратель может отметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для него кандидат), цифрой 3 – кандидата Б (наименее желательно), цифрой 2 – кандидата В (он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифры не получает, ибо он для этого избирателя совершенно не желателен. Предположим, что голоса 50 тыс. Избирателей округа распределились по первым предпочтениям (преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б – в 12 тыс., В – в 10 тыс. И Г – в 9 тыс. Бюллетеней. Абсолютного большинства (25 001), следовательно, нет ни у одного кандидатов. Тогда берут бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений (в данном случае кандидата Г), и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. К примеру, в этих бюллетенях вторым кандидата А указали 1 тыс. избирателей, кандидата Б – 5 тыс. Избирателей и кандидата В – 3 тыс. Избирателей. Получаем: А – 20 тыс.; Б – 17 тыс., В – 13 тыс. Опять ни один из кандидатов не получает требуемого большинства. Операция повторяется: На этот раз передаются 13 тыс. Бюллетеней кандидата В, из которых 10 тыс. – по вторым предпочтениям, а полученные 3 тыс. – по третьим. И так до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.

Теоретики спорят, насколько вторые, а тем более третьи, четвертые и т.д. предпочтения равноценны первым. Здесь действительно есть о чем подумать. На практике же небольшие политические партии стремятся влиять на результаты выборов, призывая свой электорат ставить соответствующие вторые и последующие предпочтения. Система, впрочем, может оказаться нерезультативной, если общество расколото настолько, что значительное большинство избирателей вторых и последующих предпочтений не ставят.

Один из них – это второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание во втором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран один кандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельного интервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е. 1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числа зарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнил установленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции, действительных голосов в Болгарии). Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т. Д.

Ссылка на основную публикацию