Уголовное дело прекращено за примирением сторон

Прекращение уголовного дела по примирению сторон

Позвольте 2 вопроса:

1) На меня возбудили уголовное дело по статье 158 часть 2 УК РФ. Находясь, под подпиской о не выезде, перенесла острый инфаркт миокарда (имеются все подтверждающие документы). В данный момент у меня открытый больничный лист. Может ли мой отказ следователю на немедленный приезд в отделение полиции (в связи с моим плохим самочувствием) расцениваться как нарушение правил этой подписки и неявкой к следователю по его первому требованию для проведения следственных действий? (Я постоянно нахожусь дома и отвечаю на все звонки представителям следствия)

2) На сегодняшний день у потерпевшего нет никаких претензий. Пострадавшая сторона согласна на примирении, не доводя уголовное дело до судебного разбирательства. Возможно ли прекращение уголовного дела на данном этапе при написании потерпевшей стороной заявления об отсутствии каких либо претензий ко мне? Если да, то как правильно составить такое заявление.

Заранее спасибо за совет. Татьяна.

Руслан очень оперативно ответил на возникшие вопросы и донес все в максимально доступной форме.

14 Марта 2015 14:47

    основания прекращения уголовного дела, примирение сторон по уголовному делу, прекращение уголовного дела, примирение сторон, уголовное дело, уголовное преступление, освобождение от уголовной ответственности, прекращение производства по делу, приостановление уголовного дела
  • Поделиться

Ответы юристов ( 10 )

  • 9322 ответа
  • 4656 отзывов

Болезнь может Являться уважительной причины неявки, если будет предоставлен подтверждающзий документ

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 25]

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Если потерпевшая напишет такое заявление, то конечно могут дело прекратить за примерением сторон

  • 10,0 рейтинг
  • 13155 отзывов эксперт

Может ли мой отказ следователю на немедленный приезд в отделение полиции (в связи с моим плохим самочувствием) расцениваться как нарушение правил этой подписки и неявкой к следователю по его первому требованию для проведения следственных действий? (Я постоянно нахожусь дома и отвечаю на все звонки представителям следствия)

НЕт, Вы не нарушали правила подписки, а не прибыть не можете в связи с болезнью

На сегодняшний день у потерпевшего нет никаких претензий. Пострадавшая сторона согласна на примирении, не доводя уголовное дело до судебного разбирательства. Возможно ли прекращение уголовного дела на данном этапе при написании потерпевшей стороной заявления об отсутствии каких либо претензий ко мне? Если да, то как правильно составить такое заявление.

Да, возможно. ч. 2 ст. 158 — преступление средней тяжести

Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Лицо,впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Об этом необходимо заявить следователю. Он оформит необходимые документы

  • 10,0 рейтинг
  • 1717 отзывов

нарушение правил этой подписки и неявкой к следователю по его первому требованию для проведения следственных действий?

Нет, расценить как нарушение требований данной меры нельзя. Болезнь — это причина уважительная.

Если да, то как правильно составить такое заявление.

Статья 76 УК РФ Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Статья 25 УПК РФ Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшегоили его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

.Заявление от потерпевшего должно быть адресовано следователю и должно содержать просьбу о прекращении производства по делу за примирением сторон. Примерно: прошу производство по делу по обвинению (ФИО) по ч. 2 ст. 158 УК РФ прекратить за примирением сторон. Причиненный мне ущерб (ФИО) возмещен полностью, моральных и материальных претензий к нему я не имею. Желаю удачи!

Татьяна, добрый день.

Больничный лист, еще и с таким диагнозом, безусловно является уважительной причиной, также при взаимном согласии, потерпевшие вправе написать заявление о примирении сторон.

Статья 102. Подписка о невыезде и надлежащем поведении

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

7. Обязательное условие прекращения уголовного дела на основании ст.
76 УК и коммент. статьи УПК — примирение сторон. Примирение всегда
является обоюдным волеизъявлением сторон, направленным на устранение
порожденного преступлением конфликта, т.е. оно никогда не носит
одностороннего характера. Если потерпевший или его законный
представитель высказывает стремление к примирению, пусть даже облаченное
в процессуальную форму заявления о прекращении уголовного дела, а
подозреваемый или обвиняемый против этого возражает, в такой ситуации
примирения нет, и, соответственно, дело не может быть прекращено по
указанному основанию. В таком случае производство по уголовному делу
продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК).

8. В подготовительной части судебного заседания председательствующий
должен разъяснить потерпевшему его право на примирение с подсудимым в
случаях, предусмотренных ст. 25 УПК (см. коммент. к ч. 2 ст. 268). Хотя в
УПК не указаны временные границы состоявшегося примирения потерпевшего с
обвиняемым, думается, что оно может состояться до удаления суда в
совещательную комнату для постановления приговора, т.е. аналогично
примирению по уголовным делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК).

9. Заглаживание причиненного потерпевшему вреда имеет
гражданско-правовую природу, но в то же время всегда сопряжено с
раскаянием как категорией уголовно-правовой и отказом от последующего
нарушения уголовного закона (не случайно ст. 76 УК подлежит применению
только в отношении лиц, впервые совершивших преступление).

  • 582 ответа
  • 385 отзывов

Татьяна, добрый день! Начну отвечать со второго вопроса:

Да, уголовное дело на данной стадии прекратить возможно, если потерпевший напишет соответствующее заявление.

Так, согласно ст. ст 25 УПК

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Статья 76 УК РФ (которая упоминается выше)

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» разъясняет более подробно данную статью:

9. В соответствии со статьей 76 УК РФ освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно при выполнении двух условий: примирения лица, совершившего преступление, с потерпевшим и заглаживания причиненного ему вреда. При разрешении вопроса об освобождении от уголовной ответственности судам следует также учитывать конкретные обстоятельства уголовного дела, включая особенности и число объектов преступного посягательства, их приоритет, наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, изменение степени общественной опасности лица, совершившего преступление, после заглаживания вреда и примирения с потерпевшим, личность совершившего преступление, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

10. Под заглаживанием вреда для целей статьи 76 УК РФ следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего. Способы заглаживания вреда, которые должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.

То есть уголовное дело может быть прекращено при следующих условиях:

1. вы ранее несудимы

2. потерпевший напишет заявление следователю, в котором укажет, что во-первых вы с ним примирились и претензий он к вам не имеет, а во-вторых вы загладили причиненный потерпевшему вред (пусть укажет, что вы, например, возместили ему всю стоимость украденного имущества деньгами или просто вернули имущество).

Заявление несложного формата. На имя вашего следователя.

Я, Иванов А.А., являясь потерпевшим по уголовному делу такому-то (номер у следователя возьмите) настоящим заявлением прошу прекратить уголовное дело в отношении обвиняемой такой-то в связи с примирением сторон на основании ст.76 УК РФ. С обвиняемой мы примирились и каких-либо претензий я к ней не имею. Вред, причиненный мне преступлением, она загладила — возместила всю стоимость похищенного имущества. Последствия прекращения уголовного дела мне разъяснены. Число. Подпись.

Далее следователь (после получения этого заявления) отнесет его на утверждение своему руководителю, и если тот утвердит, то уголовное дело прекратят.

И ответ на вопрос про уважительность причин:

Да, в вашей ситуации это однозначная уважительная причина. Просто оставайтесь на связи со следствием, и все будет в порядке.

Болезнь может Являться уважительной причины неявки, если будет предоставлен подтверждающзий документ

Статья 25. УПК РФ. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

12. При прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон лицо не может быть привлечено к административной ответственности по этому же факту совершения противоправных действий, поскольку совершенное им деяние административным правонарушением не является. В то же время, если в действиях лица содержится состав административного правонарушения, не связанный с уголовно наказуемым деянием, по факту совершения которого состоялось примирение сторон, лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Как примириться с потерпевшим в суде?

Для того, чтобы закончить дело примирением сторон, обвиняемый вынужден согласиться на все условия, которые выдвигает потерпевший . Таковы “правила игры”. На практике, потерпевшие часто требуют за прекращение дела весьма круглую сумму денег и зачастую, виновники, не желающие иметь судимости, соглашаются платить.

Сама процедура выглядит достаточно просто. От потерпевшего в адрес суда пишется ходатайство о примирении сторон по уголовному делу по примерно такому образцу:

В Энский районный суд

От потерпевшего Иванова И.И.

Ходатайство

В соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ прошу прекратить уголовное дело в отношении подсудимого Петрова П.П., поскольку, я с ним примирился, он полностью загладил причиненный мне преступлением вред, принес извинения и искренне раскаялся в содеянном. Никаких претензий к Петрову П.П. в настоящее время у меня не имеется.

Дата Подпись

Указанный образец является примерным и может быть изменен применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Ходатайство заявляется непосредственно в судебном заседании, после чего председательствующий по делу выносит его на обсуждение сторон. При этом, подсудимому и потерпевшему могут быть заданы дополнительные вопросы. Например, каким именно образом был заглажен причиненный вред. Окончательное решение по ходатайству суд принимает в совещательной комнате.

Несмотря на то, что прекращение уголовного дела является правом, а не обязанностью суда, на практике, большая часть ходатайств о примирении сторон удовлетворяется. Исключения могут составлять отдельные составы преступлений (ДТП со смертельным исходом, ст. 109 УК РФ и др.), а также ситуации, когда прекращению дела активно противодействует прокуратура.

За примирением сторон может быть прекращено уголовное дело, рассматриваемое как в общем, так и в особом порядке.

Все дело в том, что примирение сторон – это нереабилитирующее основание прекращения уголовного дела. То есть, оно не оправдывает человека, а напротив – констатирует факт совершения им преступления, с той лишь разницей, что в данной ситуации приговор не выносится, поскольку, потерпевший “прощает” виновника.

Как написать заявление о примирение сторон?

Заявление должно быть составлено со стороны потерпевшего в первую очередь в письменном виде.

В заявлении следует указать следующее:

  1. Наименование суда либо органа, которой занимается уголовным делом (в случае, если уголовное дело ещё не передано в суд, но на практике это возникает довольно редко), его адрес;
  2. Наименование потерпевшего либо его представителя, его контактные и личные данные, указывается № уголовного дела, № судебного дела, инициалы судьи;
  3. Суть заявления. В заявлении должна отражаться просьба потерпевшего прекратить уголовное дело в связи с примирением. Потерпевший должен указать как ему был причинен и заглажен вред либо ущерб, материальный и моральный, что больше требований никаких не имеется.
  4. Приложенные документы. К заявлению нужно будет приложить документы, которые являются основанием возмещения причиненного ущерба, то могут быть квитанции, чеки либо расписка обвиняемого. В чеках и квитанциях должна быть отражена сумма, которую возместил обвиняемый потерпевшему. Также, если от имени потерпевшего выступает представитель, то должна быть приложена доверенность либо удостоверение (например, если выступает адвокат).

Заявление будет рассматриваться судьей в зале судебного заседания с исследованием материалов дела, в том числе подтверждающих документов об возмещении вреда. Рассмотрение производится в основном в присутствии обвиняемого и потерпевшего.

Обвиняемый также должен написать письменное заявление о прекращении дела в связи с примирением, которое будет означать его согласие. Заявление составляется по такому же принципу как заявление потерпевшего, только обвиняемый в заявлении указывает что он полностью либо частично возместил ущерб либо вред, который нанес (например, имуществу потерпевшего подробнее про порядок рассмотрения гражданского иска в уголовном деле по ссылке), что может подтвердится документами и также приложить документы, подтверждающие возмещение. Документы могут отражать как был заглажен вред (например, лечение потерпевшего, выплата денежных средств и т. д.).

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления военной ипотеки

Если обвиняемый откажется от примирения, то суд не вправе будет прекратить дело лишь только по заявлению потерпевшего, он отклонит заявление потерпевшего и продолжит рассмотрение дела.

На практике возникают ситуации, когда потерпевших либо обвиняемых может быть несколько, в таком случае, заявление составляется от обеих сторон.

ПОЛЕЗНО: если вы не признаете вину, то вам будет полезно посмотреть видео, пишите свои вопросы в комментариях ролика для получения совета адвоката


Если обвиняемый откажется от примирения, то суд не вправе будет прекратить дело лишь только по заявлению потерпевшего, он отклонит заявление потерпевшего и продолжит рассмотрение дела.

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Следует иметь в виду, что уголовные дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК РФ) не подлежат прекращению за примирением потерпевшего с подсудимым, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК РФ.

О чем статья УПК?

Опытный адвокат, защищающий интересы нарушителя, должен объяснить ему, что производство может быть возбуждено, но от ответственности он будет освобожден на основании 76 статьи УК РФ (в этом случае дело должно быть возбуждено, но ст. 25 УПК позволяет принять решение о его прекращении). В соответствии со статьей 25 УПК РФ, судья, на основании заявления потерпевшего вправе прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого, если это лицо примирилось с потерпевшим и компенсировало весь понесенный ущерб.

Когда по делам частного обвинения стороны на заседании заявили о своем примирении, в этом праве судья отказать не может, за исключением случаев, описанных в ч. 4 ст. 20 УПК РФ. Если речь идет о деле частного обвинения, где потерпевшим выступает несовершеннолетний и его мнение о примирении расходится с мнением защитника, то основания для прекращения дела отсутствуют.

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон в делах публичного обвинения допускается в случае, если нарушение закона злоумышленник осуществил впервые, и его относят в категорию незначительной или средней тяжести. Суд также будет учитывать личность виновного, тяжесть ситуации и ряд других обстоятельств, имеющих отношение к делу.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно, если есть согласие прокурора. Даже при соблюдении всех процессуальных правил, освобождение от ответственности не предстает обязательным исходом дела. Компетентные должностные лица могут направить дело в суд для рассмотрения в обычном порядке. Подобное решение может быть мотивировано сомнениями в добровольном характере желания потерпевшего.


Предоставление права потерпевшему пойти на примирение с обидчиком позволяет добиться распределения благоприятных для государства целей, при которых уголовное производство закрывают за счет удовлетворения индивидуальных потребностей потерпевшего. Подобный способ прекращения дела считается социально более приемлемым, нежели реализация уголовной ответственности в обычном порядке.

Предполагает ли примирение судимость?

Считается ли судимостью примирение сторон по уголовному делу – неправильно сформулированный вопрос. Фактически, при примирении сторон уголовное дело прекращается.

Это означает, что подсудимый не меняет статус на осужденного. Исходя из этого, судимости в данном случае не возникает.

Однако, информация о том, что конкретный субъект привлекался к уголовной ответственности по указанной статье, сохранится. Эти сведения содержатся в Информационных центрах МВД. По запросу сотрудников полиции или судов данная информация будет предоставлены данными центрами.

В сведениях Информационных центров указывается, что уголовное дело прекращено на основании статьи УПК РФ о примирении сторон.

  • Ч. 1 ст. 115 УК РФ;
  • Ч. 1 ст. 116 УК РФ;
  • Ч. 1 ст. 128.1 УК РФ.
  • Комментарий к статье 25 УПК РФ

    1. В соответствии с данной статьей прекращение уголовного дела допускается при соблюдении следующих условий:

    – решение принимается лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого, впервые совершившего преступления небольшой или средней тяжести;

    – имеется заявление потерпевших или их законного представителя о согласии на прекращение дела по данному основанию;

    – имеется согласие руководителя СО или прокурора на прекращение дела (в случае прекращения дела соответственно следователем или дознавателем);

    – доказан факт примирения подозреваемого (обвиняемого) с потерпевшим, причем согласия только подозреваемого и обвиняемого или только потерпевшего на примирение недостаточно – необходимо волеизъявление обеих сторон;

    – доказан факт заглаживания подозреваемым или обвиняемым причиненного потерпевшему вреда. Заглаживание вреда, причиненного в результате преступления, означает, что лицо устранило уже наступившие вредные последствия (например, возместило потерпевшему причиненные убытки, компенсировало моральный вред, передало потерпевшему определенные вещи и ценности взамен утраченных, обеспечило ремонт автомобиля, пострадавшего в результате преступления, принесло извинения в форме, устраивающей потерпевшего, и т.д.), либо предотвратило вредные последствия или увеличение их размера, которые могут наступить в будущем (например, оказало необходимую первую или медицинскую помощь пострадавшему от преступления, доставило его к врачу и т.п.). Представляется, что суд, следователь, дознаватель в спорных случаях не вправе сами принимать решение о форме и сумме компенсации вреда. Если соглашение между потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым) не достигнуто, примирение не может считаться состоявшимся. Важно, чтобы заглаживание вреда было добровольным и правомерным.

    Отсутствие любого из этих условий означает невозможность принятия решения о прекращении уголовного дела, и производство должно быть продолжено в общем порядке. Отказ в возбуждении дела по данному основанию не допускается.

    2. Лицами, впервые совершившими преступления (ст. 76 УК РФ), должны признаваться лишь те, кто совершил одно преступление впервые, т.е. не совершал других преступлений либо ранее совершал, но судимость за предыдущие преступления с них снята или погашена. Лица, которые совершили несколько преступлений (реальная совокупность), за которые осуждаются впервые, не подпадают под действие ст. 76 УК и ст. 25 УПК. Однако в том случае, если ранее имело место прекращение уголовного дела в отношении данного лица по т.н. нереабилитирующим основаниям, оно должно быть признано совершившим преступление впервые, поскольку так же, как и в случае погашения или снятия судимости за ранее совершенное преступление, считается несудимым .

    ——————————–
    См.: Павленок В.А. О некоторых проблемных вопросах прекращения уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим и деятельным раскаянием // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10.

    3. Если по делу о преступлении отсутствует такой участник уголовного процесса, как потерпевший, прекращение по данному основанию недопустимо. Также, как правило, невозможно прекращение дела и тогда, когда совершено т.н. двухобъектное преступление, основной объект которого – определенные государственные или общественные отношения и интересы, обусловливающие принадлежность преступления к тому или иному виду преступных деяний, и лишь дополнительный объект – различные охраняемые уголовным законом интересы потерпевшего, в частности безопасность жизни или здоровья. При этом невозможно достичь примирения с субъектами публичных отношений, являющимися основным объектом охраны, например с государством в лице тех или иных его органов. Не может быть таким субъектом примирения и прокурор (государственный обвинитель), хотя он и представляет публичные интересы государства. В уголовном судопроизводстве потерпевший и прокурор являются различными участниками процесса, имеющими разный правовой статус, и прокурор не вправе принимать на себя роль потерпевшего .

    4. По смыслу ком. статьи для прекращения дела по данному основанию необходимо согласие всех потерпевших, а не некоторых из них, ибо, как следует из названия данной статьи, речь идет о примирении именно сторон.

    5. Прекращение дела по данному основанию является одновременно и правом, и обязанностью суда, следователя и дознавателя. Их право связано с оценкой доказательств по делу и констатацией соблюдения законных условий для прекращения дела ввиду примирения сторон. Вместе с тем представляется, что, если все эти условия соблюдены и каких-либо разумных, конкретных и правомерных аргументов против освобождения лица от уголовной ответственности не имеется, прекращение дела является их обязанностью. Другими словами, суд, следователь и дознаватель имеют дискреционные полномочия на прекращение дела по данному основанию, но эти полномочия не равнозначны их свободному (диспозитивному) усмотрению. Необходимо учитывать, что главной целью (назначением) уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов потерпевших (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК), а в случае примирения сторон законный интерес потерпевшей стороны состоит именно в прекращении уголовного дела. Следует признать не основанной на законе и порочной сложившуюся в последнее время практику отказа от прекращения дел по данному основанию в ходе предварительного расследования.

    2. Действие диспозитивности в соответствии с комментируемой статьей не противопоставляется и не конкурирует с публичностью, поскольку волеизъявление жертвы преступления и причинителя вреда, пришедших к примирению, не влечет автоматического принятия решения о прекращении дела, а представляет собой лишь одно из условий, соблюдение которых может побудить (или не побудить) компетентные органы принять решение о прекращении дела, ибо закон лишь наделяет их таким правом, а не обязывает к этому.

    Обзор практики прекращения уголовных дел по основанию, предусмотренному ст. 25 УПК РФ – примирение сторон

    Адвокат в Новосибирске – Новости – Статьи адвоката по уголовным делам – Вопросы прекращения уголовных дел – Обзор практики прекращения уголовных дел по основанию, предусмотренному ст. 25 УПК РФ – примирение сторон

    Соответственно, возникла проблема, касающаяся определения свободно выраженной воли потерпевшего на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Проблема заключалась еще и в том, что после получения возмещения ущерба, потерпевший перестал выходить на связь. В связи с чем были выполнены судебные запросы, в результате которых было установлено, что на момент поступления дела в суд, потерпевший был осужден и отбывал наказание за совершенное преступление.

    Как прекратить уголовное дело за примирением сторон

    Если вы сознаетесь в преступлении, которое вы совершили, раскаиваетесь в содеянном и готовы возместить потерпевшему причиненный имущественный и (или) моральный вред, самым лучшим решением для вас будет прекращение уголовного дела за примирением сторон. В этом случае вы не будете осуждены за совершенное преступление и не получите судимость.

    Согласно требованиям уголовного и уголовно-процессуального закона следователь с согласия своего начальника, дознаватель с согласия прокурора, а также судья вправе прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого (обвиняемого) в связи с тем, что наступило примирение с потерпевшим, при наличии следующих условий:

    1) преступление, в совершении которого подозревается (обвиняется) лицо, должно относиться к категории небольшой или средней тяжести;

    2) данное преступление должно быть совершено впервые;

    3) подозреваемый (обвиняемый) должен примириться с потерпевшим и загладить причиненный ему вред;

    4) На следствии или в суде потерпевший должен приобщить письменное заявление о своем желании прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого (обвиняемого);

    5) Сам подозреваемый (обвиняемый) не должен возражать против прекращения в отношении него уголовного дела.

    К преступлениям небольшой или средней тяжести относятся преступления, наказание за которые не превышает двух (пяти) лет лишения свободы. Совершение преступления впервые означает, что подозреваемый (обвиняемый) ранее не судим, либо его судимость на момент совершения настоящего преступления снята или погашена.

    Примирение с потерпевшим и заглаживание причиненного ему вреда означает официальное принесение ему своих извинений, а также денежное возмещение причиненного материального и морального вреда. Размер возможной компенсации устанавливается по договоренности сторон и должен быть разумным, обоснованным и соответствовать размеру причиненного ущерба. В своем заявлении о прекращении уголовного дела потерпевший указывает, какие именно действия, направленные на примирение, выполнены подозреваемым (обвиняемым).

    Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что прекращение уголовного дела за примирением сторон, даже при наличии к этому всех необходимых условий, является правом, а не обязанностью правоохранительных органов. Следователь, дознаватель, судья могут отказать в удовлетворении такого заявления потерпевшего, если придут к выводу о том, что по каким-либо объективным причинам подозреваемый (обвиняемый) не заслуживает быть освобожденным от наказания.

    Также стоит отметить, что, хотя законом напрямую не установлено такое условие, как полное признание подозреваемым (обвиняемым) своей вины в совершении преступления, из смысла других условий вытекает, что примирение с потерпевшим и возмещение вреда без признания своей вины и раскаяния в содеянном невозможно.

    На практике прекращение уголовного дела за примирением сторон на досудебной стадии встречается крайне редко, в суде — значительно чаще. Поэтому если на предварительном следствии (дознании) вам отказано в прекращении уголовного дела за примирением сторон, адвокат по уголовным делам должен проконтролировать, чтобы заявление потерпевшего было приобщено к уголовному делу, а в последующем необходимо создать все условия для явки потерпевшего в суд, — чтобы он повторно приобщил к делу и поддержал в судебном заседании свое заявление о прекращении уголовного дела за примирением сторон.

    Таким образом, если вас обвиняют в совершении преступления небольшой или средней тяжести, и остальные вышеизложенные условия также будут соблюдены, прекращение в отношении вас уголовного дела за примирением сторон возможно.

    Если суд откажет потерпевшему в прекращении дела по данному основанию, у подсудимого остается право на рассмотрение дела в особом порядке

    Для того, чтобы надлежащим образом исполнить все необходимые требования закона и повысить вероятность прекращения уголовного дела, рекомендуем вам обращаться к услугам адвоката по уголовным делам.

    Если вам потребуется правильно составить заявление от потерпевшего о прекращении уголовного дела за примирением сторон, а также заявление от обвиняемого, вы можете позвонить нам по телефону: +7 (926) 254-36-86 или воспользоваться формой обратной связи на сайте (звонок бесплатный).

    Стоимость подготовки двух заявлений нашим адвокатом составляет всего 1000 рублей.

    Либо вы можете приобрести уже готовые заявления, составленные профессиональным адвокатом, в которых вам достаточно будет поменять: наименование органа следствия или суда, фамилии, имена и адреса проживания сторон, статьи Уголовного кодекса РФ. В остальной части заявления полностью готовы для использования.

    Стоимость двух готовых заявлений составляет всего 300 рублей. Приобрести их можно по этой ссылке

    Произвести оплату за готовые заявления вы можете любым удобным способом. После оплаты вы моментально получите необходимые документы на указанный вами адрес электронной почты.

    Читайте также:  Соглашение о расторжении договора купли-продажи комнаты

    ВНИМАНИЕ! В настоящее время у нас действует уникальная антикризисная АКЦИЯ на участие адвоката в суде по уголовному делу, рассматриваемому в особом порядке.

    Стоимость услуги составляет всего 15 000 рублей!

    Адвокат окажет вам содействие в прекращении уголовного дела за примирением сторон, а если судом будет отказано в прекращении дела, адвокат примет участие в вашем деле в особом порядке до вынесения приговора суда — независимо от продолжительности судебного разбирательства и количества судебных заседаний.

    Данное предложение ограничено, подробности акции смотрите здесь

    Стоимость подготовки двух заявлений нашим адвокатом составляет всего 1000 рублей.

    Обязанности работодателя и работника в области охраны труда

    – обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Указанные средства должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Указанная обязанность работодателя конкретизируется в ч. 1 ст. 221 ТК РФ;

    – обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте (абз. 5 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ч. 10 ст. 209 ТК РФ);

    – соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст 212 ТК РФ);

    – принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавщим первой помощи (абз. 16 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в установленном порядке (абз. 17 ч. 2 ст 212 ТК РФ);

    – обеспечение разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (абз. 23 ч. 2ст. 212ТК РФ);

    – обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности (абз. 24 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – ознакомление работников с требованиями охраны труда (абз. 22 ч 2 ст 212ТКРФ).

    – организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых и.м гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (абз 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    предоставление информации и документов, необходимых для выполнения соответствующих полномочий, федеральным органам исполнительной власти; органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда; органам профсоюзного контроля (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – беспрепятственный допуск должностных лиц перечисленных органов исполнительной власти, а также органов Фонда социального страхования РФ и представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 19 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – обеспечение выполнения предписаний должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрения представлений органов общественного контроля в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из абз, 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

    – приобретение за счет собственных средств специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    выдача средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно принятым нормам работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – организация проведения за счет собственных средств в случаях,

    предусмотренных трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, обязательных предварительных, периодических, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических

    освидетельствований. Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

    – санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников согласно требованиям охраны труда, а также доставка работников в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи (абз. 18 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – расследованием и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний (абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – обеспечением выполнения предписаний должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрения представлений органов общественного контроля в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

    – обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

    – ознакомлением с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.

    Другие обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда в отношении дистанционных работников работодатель соблюдать не обязан, если только иное не предусмотрено договором о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ).

    Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абз. 6 ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Обязанности работника в области охраны труда установлены в ст. 214 ТК РФ и конкретизированы в других нормах Трудового кодекса РФ.

    Работодатель в силу ст. 22 ТК РФ имеет право требовать от работника исполнения следующих обязанностей:

    – соблюдения требований охраны труда. В пп. “д” п. 6 ч. I ст. 81 ТК РФ предусмотрена возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в случае, если работник нарушил требования охраны труда. Это возможно, если такое нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления этих последствий, Данное нарушение должно быть установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда.

    – правильного применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

    – прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда;

    – немедленного извещения непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

    – прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) и других обязательных медицинских осмотров по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    – обеспечением выполнения предписаний должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрения представлений органов общественного контроля в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

    Права и обязанности работодателя в сфере охраны труда

    Права и обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Они регламентированы ст. ст. 22 и 212 Трудового кодекса РФ. На работодателя возлагается обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающее в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель вправе:

    – заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

    – вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

    – поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

    – требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего распорядка организации;

    – привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

    – принимать локальные нормативные акты;

    – создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

    Статьей 212 Трудового кодекса РФ детализированы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Он обязан обеспечить:

    1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

    Пример. В прошлом году на одном из крупных предприятий г. Москвы произошел несчастный случай со смертельным исходом. Комиссия по расследованию указанного случая, во главе с государственным инспектором по охране труда, установила, что основной причиной несчастного случая явилось отсутствие защитного кожуха на шлифовальной машине.

    2) применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    3) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    5) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.

    Пример. Водитель автомобиля Копейкин, работник одного из предприятий Брянской области, выполняя работу стропальщика, которая не входила в его должностные обязанности и которой он не был обучен, поправляя стропу на загруженной тележке, упал более чем с двухметровой высоты и получил тяжелую травму. Погрузочно-разгрузочные работы на высоте производились без разработанной технологической карты. Водитель Копейкин был допущен к выполнению погрузочно-разгрузочных работ без обучения профессии стропальщика, а также без необходимого инструктажа по охране труда, стажировки и медицинского осмотра при работе на высоте. На работодателя по результатам расследования несчастного случая наложено административное взыскание.

    7) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

    8) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    9) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

    10) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

    11) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

    12) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

    13) представление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

    14) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    15) расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    16) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

    В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются помещения для оказания медицинской помощи, создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

    Но исполняют ли организации и предприниматели эти требования? Кто и как проверяет наличие аптечек и медпунктов?

    Читайте также:  Как развестись, если жена не даёт развода

    Если буквально понимать Трудовой кодекс РФ, то выходит, что абсолютно все работодатели должны иметь и аптечку, и медпункт. Однако санитарные правила определяют ограниченный круг организаций, у которых должны быть “средства спасения”. Причем некоторые предприятия обязаны иметь только аптечку, а некоторые – и аптечку, и медпункт. Но работодатели зачастую вообще не имеют ни того, ни другого.

    В некоторых организациях аптечка есть лишь номинально. И держат ее только ради того, чтобы у трудового инспектора не возникало претензий по поводу ее отсутствия. В Москве городские власти особым документом подчеркнули, что все организации столицы непременно должны иметь лекарства. Существует Распоряжение премьера правительства Москвы от 29 декабря 2000 г. N 1292-РП “Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи”.

    Любопытно, что сами ревизоры провоцируют работодателей равнодушно относиться к аптечкам и медпунктам. Трудовые инспекторы предпочитают не обращать внимания на такие мелочи. Ведь что такое отсутствие набора лекарств на фоне грубейших нарушений трудового законодательства – невыплат зарплаты, нарушений условий трудовых договоров? Да и серьезной ответственности за такие нарушения тоже нет.

    17) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов ФСС РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    18) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами сроки;

    19) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    20) ознакомление работников с требованиями охраны труда;

    21) разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов;

    22) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

    Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 Трудового кодекса РФ).

    Практический универсальный справочник работника кадровой службы
    Ф.Н.Филина
    “ГроссМедиа”, 2008

    – вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

    Статья 212. Трудового кодекса РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

    Работодатель обязан обеспечить:

    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    • создание и функционирование системы управления охраной труда;
    • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
    • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
    • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
    • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
    • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
    • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
    • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
    • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
    • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
    • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
    • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

    Приемка поступающих средств индивидуальной защиты должна производиться комиссией из представителей работодателя и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, которая составляет акт о качестве поступившей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствии требованиям ГОСТа.

    Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

    Работодатель обязан обеспечить:

    безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    создание и функционирование системы управления охраной труда;

    применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

    недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

    организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

    в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

    недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

    информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

    предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

    принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

    беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

    обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    ознакомление работников с требованиями охраны труда;

    разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

    наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

    информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

    Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Ссылка на основную публикацию