Содержание основных принципов трудового права

Основные принципы трудового права

Принципы трудового права — это основополагающие начала, общие положения, характеризующие трудовое законодательство и государственную политику в сфере труда.

Эти принципы отражают как сложившуюся в обществе систему трудовых отношений, так и гуманистический характер права, действующего в современной России. Они имеют и теоретическое, и практическое значение.

Руководствуясь принципами, органы законодательной власти формулируют отраслевые нормы, вносят изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве.

В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. При обнаружении пробелов в трудовом законодательстве разрешение конкретных споров возможно на основе соответствующих принципов трудового права.

Руководствуясь принципами, органы законодательной власти формулируют отраслевые нормы, вносят изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве.

Лекция 3. Принципы трудового права

ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

1. Понятие и значение принципов трудового права

2. Система принципов ТП.

3. Общая характеристика принципов трудового права

1. Понятие и значение принципов трудового права

Принцип в переводе с латинского означает: первооснова какого-либо явления, исходное, отправное положение. Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права.

Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права «формулирует идеал, т. е. идеальный образ желаемой правовой действительности». В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа.

Принципы права могут быть сформулированы в виде специфических правовых норм — норм-принципов, а могут выводиться путем анализа и обобщения из содержания правовых норм соответствующей отрасли.

Принципы трудового права — это основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли. Они нашли свое закрепление в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Их содержание определяется и в результате анализа правовых норм.

1. Принципы определяют и выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда.

2. Принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот

3. Принципы обеспечивают единство отрасли. Можно сказать, что они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов.

4. Принципы оказывают влияние и на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом.

5. Принципы в некоторых случаях могут выступать и в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случае отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор.

6. Принципы выражают важнейшие закономерности развития отрасли, определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности.

7. Принципы трудового права носят объективный характер.

2. СИСТЕМА ПРИНЦМПОВ.

При построении и функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающая общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы, а также принципы отдельных институтов отрасли.

Общеправовые принципы — это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают свобода, равенство и социальная справедливость. Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права. Например, принцип равноправия проявляется в наделении всех граждан, поступающих на работу, и всех работников равными правами в создании условий для равенства возможностей, запрещении дискриминации.

Межотраслевые принципы являются общими для нескольких отраслей права, выражают их содержание и общие черты.

К межотраслевым принципам, имеющим значение в трудовом праве, надо отнести:

обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

Отраслевые принципы носят более конкретный характер. На их основе создаются и реализуются лишь трудоправовые нормы. Их общая характеристика будет дана ниже.

Выделяют также принципы институтов трудового права, которые выступают в качестве руководящих идей, основных начал формирования и реализации норм отдельных институтов. Например, применительно к институту оплаты труда — принцип равной оплаты за труд равной ценности; применительно к институту дисциплины труда — принцип сочетания убеждения и принуждения как основных средств обеспечения дисциплины и т. д.

3. Общая характеристика принципов трудового права

Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Многие авторы пытаются классифицировать принципы по различным основаниям.

Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести:

✓запрещение принудительного труда;

✓равенство прав и возможностей;

✓запрещение дискриминации в сфере труда;

✓обеспечение справедливых условий труда;

✓социальное партнерство при установлении условий труда;

✓государственную защиту трудовых прав и свобод.

♦ Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

♦ Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т. д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

✓нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

✓возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права.

♦ Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

Сущность этого принципа — в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т. п.

Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

♦ С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

♦ Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

✓вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

✓условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

✓отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220).

♦ Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

♦ Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется:

Во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК).

Современное трудовое право гарантирует защиту как прав, так и законных интересов, которая осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

✓равенство прав и возможностей;

Общеправовые

Это особые ключевые «идеи». Именно они лежат в основе широкой правовой системы. Основными принципами признаны:

  • свобода;
  • равенство;
  • социальная справедливость.

Естественно, все общеправовые принципы описаны в Конституции. Они имеют огромнейшее значение для всего трудового права.

Принцип по организации коллективных переговоров. Реализация происходит через работодателей, работников.

3.Содержание принципов трудового права

Принцип свободы труда – стержневой принцип в системе принципов трудового права. Он закреплен в международных акта, в Конституции, в ТК.

Принцип свободы труда состоит в выборе трудиться или нет. Предполагает отказ трудится.

Оборотная сторона этого принципа состоит в запрете принудительного труда. Напрямую связан.

Принцип состоит в свободе выбора вида занятости.

Принцип выражается в свободе заключении трудового договора (выбор контрагента, в отношения вступают на основе договора) и свободе выработки условий трудового договора. Право работника в любой момент прекратить трудовой договор.

Принцип защиты от безработицы предполагает выработку государственной политики.

Предполагает создание органов, помогающих в устройстве на работу.

Выплата пособий от безработицы.

Принцип запрещения дискриминации – один из основополагающих принципов, основанный на принципе равенства прав всех работников.

Дискриминация (ст.3 ТК) – никто не может быть ограничен в правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Запрета любых ограничений, не связанных с деловыми качествами работников.

Единственное основание ограничений – объективные причины – деловые качества и специфика области труда.

Конвенция МОТ №111 от 1958 года ст.3 ТК РФ

Ст.64 ТК – наличие или отсутствие регистрации по месту пребывания не может быть основанием для отказа в приеме на работу.

Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 №63 – п.10. (под деловыми качествами – способность лица выполнять трудовую функцию)

Сложность представляет вопрос отграничения дискриминации от установления различий. Возможно, устанавливать различия, если это обусловлено особой защитой со стороны государства отдельных категорий граждан. Так же различия возможны, если эти различия связаны с характером профессий и наличий деловых качеств.

Никакой иной субъект, кроме государства, не может вводить различия.

Запрет принудительного труда

Принудительным считается труд под угрозой насилия или наказания. Принудительный труд – это труд не соответствующий признакам наемного труда. Принудительным трудом признается труд, который работник должен выполнять в связи с задержкой заработной платы и опасной обстановке труда.

Если труд в необходимые сроки не оплачиваются, то возникает угроза возникновения ситуации принудительного труда. Невыплата заработной платы или выплата в неполном размере признается принудительным трудом. При данном нарушении возрастает размер моральной компенсации, которую работник может получить при обращении в суд. Работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах или труд, связанный с вступлением в силу решения суда, принудительным трудом не считаются.

Принцип обеспечения справедливых условий труда и обеспечение права на выплату справедливой заработной платы.

Понятие справедливости – это глубоко философские понятия. В международном праве – справедливые условия труда – это условия, соответствующие требованиям законодательства. Ограничение продолжительности рабочего времени. Установление минимальной продолжительности отпуска. Установления минимального размера оплаты труда.

Справедливая заработная плата – в необходимый срок и в полном размере, справедливая заработная плата должна обеспечивать достойное существование для работника и членов его семьи. Труд не всегда будет порождать тот размер заработной платы, которая в конечном счете будет порождать достойное существование. Поэтому государство вводит МРОТ и уровень прожиточного минимума. Заработная плата должна обеспечивать возможность жить на уровне прожиточного минимума, однако не зависеть от самого труда. Работодатель обязан нести дополнительные расходы на заработную плату, выражается это в том, что работодатель выплачивает не стоимость труда, но и некоторую надбавку к этой стоимости.

Обеспечение равенства возможностей работника на продвижение по работе.

Любой работодатель при назначении на те или иные должности должен не зависимо от начального статуса работника назначать работника, подходящего по параметрам.

Обеспечение права работников и работодателей на объединение.

Участие работников в управлении организацией.

В развитых европейских странах сложился опыт производственной демократии. ТК в разделе социального партнерства глава 8 – участие работников в управлении организации.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования.

Принцип социального партнерства.

Используется в ТК с разным смыслом и разном содержании. Возможен как принцип и как институт в трудовом праве.

Принцип обязательности возмещения вреда работнику в ходе выполнения им трудовых обязанностей.

Трудовым кодексом система возмещения вреда работнику не устанавливается. В советском праве такая система существовала. В 90-х годов пришлось ввести систему социального страхования. Возмещение осуществляет не работодатель, а фонд страхования. Работодатель напрямую никакие компенсации не выплачивает. Но есть оговорка, что если выплата не покрывает весь вред, то доплатить должен работник.

Принцип установления государственных гарантий.

Это принцип надзора и контроля. Осуществляется государственный надзор и контроль.

Защита, включая судебную.

Конституционный принцип провозглашен в трудовом кодексе. Право на забастовку можно реализовывать только в коллективных трудовых или в индивидуальных трудовых тоже.

Принцип обязанности сторон договора соблюдать условия трудового договора.

Принцип права профсоюзного контроля.

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Относительно новый принцип. Единственное положение в ТК, говорящее о достоинстве работника. Во многом определяет подходы к корпоративном праве, вырабатываемом на локальном уровне.

Существуют разные виды страхования. Государство обязательно страхует лицо, но работник имеет право самостоятельно себя застраховать.

Ст.21 и 22 можно рассматривать так же как принципы трудового права. Так например принцип неухудшения положения работника договором. Ниже определенного уровня в договорных отношениях опускаться нельзя

В развитых европейских странах сложился опыт производственной демократии. ТК в разделе социального партнерства глава 8 – участие работников в управлении организации.

Понятие принципов трудового права

Трудовое право наделено системой принципов, которые позволяют ему полноценно существовать в правовой системе Российской Федерации. Прежде чем обратиться к трактовке принципов трудового права, следует растолковать понятие принцип права.

Принципы права – основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла [1].

Принципы, наряду с предметом и методом, относятся к числу системообразующих элементов любой отрасли права. Они выступают отправной точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет конкретной отрасли права. Как и предмет отрасли, принципы во многом объективны, в них находят отражение закономерности общественного развития. Именно поэтому система принципов является более устойчивым образованием, чем система правовых норм.

Читайте также:  Сколько сидят на больничном с аппендицитом

“Принцип” переводится с латинского языка как “первооснова какого-либо явления; исходное, отправное положение”. Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права [2].

Значение принципов права

Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права “формулирует идеал, т.е. идеальный образ желаемой правовой действительности”. В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа [3].

В действующей редакции Трудового Кодекса Российской Федерации обозначены определенные принципы данной отрасли права. Ряд принципов находят отражение в содержании совокупности правовых норм, объединенных общей идеей:

  • свобода трудового договора,
  • устойчивость трудовых отношений,
  • определенность трудовой функции,
  • многоуровневость в регулировании трудовых отношений,
  • единство и дифференциация правового регулирования труда.

В доктрине трудового права распространено определение принципов трудового права в качестве идей и в качестве трудовых прав и обязанностей работника и работодателя. Сущность многих названных в ст. 2 Трудового кодекса РФ “принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений” составляют не собственно принципы российского трудового права, а права и обязанности работников.

К числу межотраслевых могут быть отнесены:

Классификация принципов трудового права

Трудовое право в России постоянно претерпевает изменения. Законодатели пытаются реформировать его таким образом, чтобы оно отвечало потребностям населения, и обеспечивало эффективное регулирование отношений в этой сфере.

Как и в любой другой отрасли, необходимо, чтобы нормы были общеобязательными и универсальными, поскольку они не ограничиваются только трудовым кодексом. Существует множество других правоположений – местных, локальных и т. д., поэтому существует необходимость универсальных основоположений. В российском праве – это основополагающие принципы. Рассмотрим их подробнее.

Трудовое право в России постоянно претерпевает изменения. Законодатели пытаются реформировать его таким образом, чтобы оно отвечало потребностям населения, и обеспечивало эффективное регулирование отношений в этой сфере.

Принципы трудового права

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Принципы трудового права выступают исходным началом трудовых правоотношений. Именно принципы ориентируют законодателя к принятию норм права развивающихся на исходных началах, оказывая при этом регулирующее воздействие на правоотношения.

Сущность принципов трудового права проявляется в том, что они служат указателем для практической деятельности. Посредством принципов происходит взаимодействие норм права с другими отраслями права, определяя при этом основные начала функциональную направленность.

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Основные принципы трудового права

Все принципы трудового права можно разделить на:

  • конституционные или общие. Это те принципы, которые имеют отношение ко всем отраслям права, а не только к трудовому, и которые закреплены в Конституции РФ;
  • межотраслевые. Это принципы, которые тесно взаимосвязаны с другими отраслями права. Например, принцип свободы труда упоминается не только в ТК РФ, но и в КоАП РФ и ГК РФ в той части, которая имеет отношение к труду;
  • отраслевые или специальные. Это те принципы, которые имеют отношение только к труду.

В ст. 3 ТК РФ приведены основные отраслевые принципы трудового права. Это:

  1. Свобода труда.
  2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
  3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
  4. Равенство прав и возможностей работников.
  5. Обеспечение справедливых условий труда.
  6. Обеспечение справедливой заработной платы.
  7. Обеспечение защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту и др.

Конкретизируя эти принципы можно сказать, что:

  1. Каждый человек имеет право самостоятельно выбирать, где и на каких условиях ему трудиться. Он имеет право свободно выбирать, как ему распоряжаться своими способностями, какую ему выбрать профессию, специальность или род деятельности.
  2. Принудительный труд в России запрещён, равно как и дискриминация в трудовой сфере.
  3. Государство должно помогать безработным трудоустроиться. Для этого должны быть созданы соответствующие инструменты и рычаги.
  4. У каждого работника должно быть безопасное рабочее место, отвечающее требованиям санитарии и гигиены. Также каждый работник имеет право на отдых, на ограничение рабочего времени в течение трудового дня, недели, месяца. Право на ежедневный отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни не может быть ограничено ни работодателем, ни нормативным актом.
  5. У всех работников есть одинаковые права и одинаковые возможности.
  6. Каждый работник имеет право своевременно, без задержек и в полном объёме получать заработную плату. При полном рабочем дне и при полной нагрузке она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
  7. Ни один работодатель не имеет права дискриминировать своих работников ни по одному из признаков – пол, вероисповедание, возраст и прочее.

Работники, имеющие одинаковое образование и квалификацию, имеют равное право на продвижение по службе, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Все работники, как и работодатели, имеют право на объединение в целях:

  • защиты своих интересов и прав;
  • разрешения индивидуальных и коллективных споров;
  • обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обращения в профсоюз и иные органы.

Что такое принудительный труд, и почему он запрещён в России? Это выполнение своих трудовых функций и обязанностей под угрозой какого-либо наказания или расправы. В частности, нельзя заставить работника трудиться (отрабатывать) по причинам:

  • поддержания трудовой дисциплины;
  • участия во всеобщей забастовке;
  • улучшения экономического развития фирмы и укрепления её позиций в сегменте рынка;
  • наказания за ранее высказанные политические, религиозные или общественные взгляды и мнения, если они противоречат уже сложившимся в обществе нормам;
  • дискриминации по различным признакам.

При этом не считается принудительным трудом:

  • воинская обязанность, а также выполняемая работа, связанная с этой обязанностью. Альтернативная служба, которая является заменой воинской обязанности, также не относится к принудительному труду;
  • работа, которая выполняется в связи с тем, что в стране введено чрезвычайное военное положение;
  • работа, выполняемая в связи с тем, что произошло стихийное бедствие, трагедия или катастрофа, или иное происшествие, которое так или иначе влияет на нормальное течение жизни населения в целом;
  • работа, выполняемая по приговору суда под надзором уполномоченных органов.
  • поддержания трудовой дисциплины;
  • участия во всеобщей забастовке;
  • улучшения экономического развития фирмы и укрепления её позиций в сегменте рынка;
  • наказания за ранее высказанные политические, религиозные или общественные взгляды и мнения, если они противоречат уже сложившимся в обществе нормам;
  • дискриминации по различным признакам.

Общие принципы системы права

  • Принцип свободы создания объединений и ведения коллективных переговоров для решения насущных вопросов.
  • Запрет на незаконную эксплуатацию рабочей силы и упразднение принудительного труда.
  • Наложение запрета на трудовую деятельность для детей.
  • Контроль за соблюдением всех прав и свобод человека, а также упразднение дискриминации в трудовой деятельности.

Понятие и значение принципов трудового права

Принципы трудового права – это закрепленные действующим законодательством основополагающие руководящие начала, которые выражают сущность его норм.

Значение принципов состоит в том, что они отражают политику государства в сфере труда, определяют главные направления дальнейшего развития трудового законодательства России, помогают в правоприменении при пробелах в трудовом законодательстве.

Принципы выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда. Основные принципы трудового права конкретизируют ратифицированные Россией международные нормы по регулированию труда.

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что для принципов трудового права характерны следующие черты:

1. экономико-политическая обусловленность, поскольку принципы определяются политикой государства;

2. общность содержания, т.к. принципы выражают сущность не одной, а многих групп норм права;

3. государственная нормативность, потому что принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

4. системность, т.к. принципы выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права;

5. целенаправленность, потому что принципы выражают сущность норм права в динамике;

6. стабильность, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

7. Формулировка и система принципов трудового права

Формулировка основных принципов правового регулирования труда тесно связана с закрепленными Конституцией РФ, международно-правовыми актами и Трудовым кодексом РФ основными трудовыми правами и обязанностями граждан как субъектов трудового права. В основе формулировки и системы основных отраслевых принципов трудового права лежат социально-экономические права и свободы в сфере труда. Поэтому соотношение основных принципов трудового права и основных трудовых прав и обязанностей работников (ст. 21 ТК) и работодателей (ст. 22 ТК), как основных субъектов трудового права самое непосредственное. Каждый из основных принципов своим главным содержанием имеет соответствующее трудовое право (обязанность) плюс главные гарантии этого права (обязанности).

При формулировке в ст. 2 ТК основных принципов трудового права законодатель учитывал и ратифицированные нашей страной международные правовые акты по труду, поскольку ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важными являются права, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 16 декабря 1966 г., а также в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).

Международный пакт 1966 года запретил дискриминацию, закрепил равноправие женщин и мужчин, право на труд, право на благоприятные условия труда (на заработную плату, на охрану труда, на отдых, на продвижение по работе), предусмотрел права профсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда (ст. 11), право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены и гигиены труда, обеспечение всем медицинской помощи (ст. 12); право на образование, в том числе высшее, одинаково доступное для всех.

Все социально-экономические права Международного пакта, ратифицированного бывшим СССР, отражаются в системе основных принципов трудового права.

В каждом основном принципе трудового права отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и обязанностей работ­ников и работодателей, т. е. являются их юридическими гарантиями. Поэтому формулировка каждого основного принципа, отражая указанные обстоятельства, начинается со слова «обеспечение» соответствующего трудового права и исполнения обязанности. При этом речь идет о правах и обязанностях не только работника, но и других субъектов трудового права.

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспечение надлежащей реализации основных трудовых прав и обязанностей работников.

Система принципов трудового права включает в себя (в 8 вопросе).

Содержание основополагающих принципов трудового права.

Система принципов трудового права включает в себя:

1. принципы привлечения к труду, обеспечения занятости и использования рабочей силы:

· обеспечение свободы труда и занятости, запрещение принудительного труда;

· обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, содействие в трудоустройстве, материальная и моральная поддержка при безработице;

· обеспечение равноправия в труде и занятости, запрет дискриминации в труде;

2. принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав:

· обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума оплаты труда;

· обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба при таком увечье. Особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите;

· обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;

· обеспечение права на защиту трудовых прав, включая судебную защиту, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

· обеспечение права работодателя требовать от работников исполнения обязанности добросовестного труда, бережного отношения к имуществу производства и право работников требовать от работодателя (администрации) соблюдения им трудовых обязанностей, трудового законодательства;

· обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

3. принципы производственной демократии и развития личности трудящихся:

· обеспечение права на бесплатную профессиональную подготовку, переквалификацию, на сочетание труда с обучением, повышением квалификаци;

· установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

· обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

· обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

· обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. системность, т.к. принципы выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права;

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Как представляется, не следует отождествлять принципы третейского разбирательства и гражданского (арбитражного) судопроизводства. Между тем в юридической литературе довольно распространенной является точка зрения, согласно которой принципы третейского разбирательства и принципы гражданского (арбитражного) процесса совпадают. Как правило, такой подход основывается на понимании третейского разбирательства как составной части гражданского (арбитражного) процесса. Так, А.И. Зайцев считает едиными принципы, лежащие в основании регулирования гражданского процесса и третейского процесса как его института, составной части 3 См.: Зайцев А.И. Диспозитивностъ — основополагающий принцип третейского судопроизводства //Третейский суд. 2000. № 1. С. 34. .

Принципы третейского разбирательства

Включение в Федеральный закон “О третейских судах в Российской Федерации” ст. 18 “Принципы третейского разбирательства”, законодательное закрепление перечня таких принципов и их состав являются уникальными характеристиками этого российского закона. Попытка аналогии с одноименными принципами судопроизводства в государственных судах дала отчасти положительный, а отчасти не вполне удовлетворительный результат.

В Законе РФ “О международном коммерческом арбитраже” термин “принципы” не используется. При этом общепризнанными принципами третейского (арбитражного) разбирательства полагаются следующие положения этого закона, первые 2 из которых относятся к фундаментальным гарантиям справедливого арбитражного разбирательства:

– обеспечение равного отношения к сторонам и предоставление каждой из них равных возможностей (ст. 18 “Равное отношение к сторонам”) (“представить свои объяснения”, “право быть выслушанным”)*(397);

– независимость и беспристрастность арбитров (п. 1 ст. 12 “Отвод арбитров”)*(398);

– принципы “компетенции-компетенции” и автономности арбитражной оговорки (ст. 16 “Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции”);

– принцип окончательности и обязательности арбитражного решения (ст. 34 “Ходатайство об отмене как исключительное средство оспаривания арбитражного решения”; ст. 35 “Признание и исполнение арбитражного решения” и ст. 36 “Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения”). Принципы третейского разбирательства в международном коммерческом арбитраже, место которого находится на территории иностранного государства, следует определять на основе национальных законов страны – “места арбитража”.

Принимая во внимание чрезвычайную важность соответствующего природе третейского разбирательства определения перечисленных в Федеральном законе “О третейских судах в Российской Федерации” принципов, именно содержание этих принципов раскрывается далее.

В ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” впервые в отечественном законодательстве закреплены именно как принципы третейского разбирательства следующие основные положения:

– независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности;

– состязательности и равноправия сторон.

Определения принципов в указанном законе не даются. При толковании и определении практического значения принципов третейского разбирательства следует принять во внимание два важных исходных положения.

Во-первых, название и содержание ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” указывают на то, что перечисленные в этой статье принципы являются принципами именно третейского разбирательства.

Во-вторых, принципы имеют общее значение для третейского разбирательства в целом, а не для отдельных его стадий.

В-третьих, как уже отмечалось, принцип независимости и беспристрастности третейских судей, относится согласно современной доктрине доступности правосудия к числу фундаментальных. Несмотря на то, что формула второго из этих фундаментальных принципов – “право представить свои объяснения” – в ст. 18 закона не воспроизведена, систематическое толкование содержания всех указанных в этой статье принципов третейского разбирательства, в числе которых принцип равноправия сторон, а также иные положения этого федерального закона, дает основание для вывода об учете этого фундаментального положения в составе принципа равноправия сторон.

Особенности проявления принципа законности в третейском разбирательстве обусловлены частной, негосударственной природой третейского суда.

Третейское разбирательство – деятельность третейских (негосударственных) судей, замещающая судебное рассмотрение и разрешение правовых споров государственными судами. В основе третейского разбирательства – договор о передаче его сторонами гражданско-правового спора на разрешение третейского суда (третейское соглашение).

Главное значение принципа законности третейского разбирательства – это его дозволение государством в соответствующем Конституции РФ федеральном законе.

Следующая особенность принципа законности применительно к третейскому разбирательству объясняется его юрисдикционным характером.

Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает:

– рассмотрение дел в соответствии с нормами материального права (ст. 6 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”), а не ex aequo et bono;

– осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 “Правила третейского разбирательства” Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”*(399), должно осуществляться при соблюдении принципа беспристрастности третейских судей, а также “права сторон представить свои объяснения (the right to be heard)”, понимаемого в качестве своеобразного знаменателя для установления минимального стандарта процессуальной справедливости*(400);

Читайте также:  Что по закону считается покушением на мошенничество

– исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене (отказе) в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК РФ; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК РФ);

– нарушение решением третейского суда основополагающих принципов российского права, в том числе вынесение решения по спору, который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, как основание для отмены (отказа в исполнении) решения третейского суда компетентным судом ех officio (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 42 и абз. 1 и 2 п. 2 ст. 46 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”; п. 1 и 2 ч. 3 ст. 233, п. 1 и 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ; п. 1 и 2 ч. 4 ст. 421 и п. 1 и 2 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ).

Конфиденциальность принято относить к важным преимуществам третейского разбирательства. Законодательное закрепление этого преимущества в качестве одного из принципов третейского разбирательства имеет большое практическое значение, заключающееся в установлении законных оснований для отнесения сведений о третейском разбирательстве к специально охраняемой законом тайне*(401).

Принцип конфиденциальности третейского разбирательства:

– распространяется также на лиц, избранных или назначенных для рассмотрения спора в третейском суде, но утративших полномочия третейских судей по основаниям, перечисленным в ст. 13 и 38 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в том числе по соглашению сторон; после принятия решения по существу спора или определения о прекращении третейского разбирательства и т.д.;

– обеспечивается правилами производства по делам об отмене (исполнении) решения третейского суда в компетентном суде. В соответствии с ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК РФ, ч. 2 ст. 420 и ч. 2 ст. 425 ГПК РФ при подготовке таких дел к судебному разбирательству судья компетентного суда может истребовать из третейского суда материалы дела только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства (лиц, участвующих в деле).

В п. 1 ст. 22 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” определены пределы применения принципа конфиденциальности в отношении сведений, которые становятся известными третейскому суду и третейским судьям в ходе третейского разбирательства.

Не все сведения, которые становятся предметом третейского разбирательства, могут иметь характер конфиденциальной информации.

Во-первых, законодательством Российской Федерации устанавливается перечень сведений, которые не могут являться конфиденциальными*(402).

Во-вторых, сами стороны могут не рассматривать какие-то сведения как конфиденциальные.

Важнейшей гарантией соблюдения принципа конфиденциальности третейского разбирательства является законодательное закрепление “свидетельского иммунитета” третейских судей. Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” третейские судьи отнесены к лицам, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали им известны “в ходе третейского разбирательства”.

Конституционной основой приведенного законоположения является ст. 51 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 51 Конституции РФ закреплено неотъемлемое право любого человека не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а в ч. 2 – право законодательных органов власти устанавливать в федеральном законе иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, определяется в федеральных законах об осуществлении правосудия в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 55 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”; ст. 34, 46, 52, 54-55, 72 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ; ч. 3 и 4 ст. 69 ГПК РФ; ст. 56 АПК РФ).

Пункт 2 ст. 22 указанного федерального закона подлежит применению и в отсутствие корреспондирующих положений в процессуальных кодексах.

Указание на то, что “третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля”, предполагает как собственно запрет допрашивать третейского судью в качестве свидетеля, так и право лица отказаться от дачи показаний об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением функций третейского судьи.

Беспристрастность третейских судей – общепризнанный принцип третейского разбирательства, закрепленный в большинстве национальных законов, в международных договорах и в правилах третейского разбирательства.

Согласно современной доктрине “доступности правосудия” и ее применению в практике Европейского суда по правам человека, этот принцип, наряду с “правом представить свои объяснения”, относится к античным по происхождению, “базовым” правилам процедуры любого юрисдикционного (несудебного) органа, в том числе в случае возложения на такой орган судебных функций*(403).

Третейский судья при разрешении спора рассматривает спор вместо государственного судьи и в этом своем качестве должен удовлетворять требованиям, обеспечивающим реализацию права граждан и их объединений (организаций) на “справедливое разбирательство дела” “независимым и беспристрастным судом” (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)*(404).

Поскольку требования независимости и беспристрастности третейского судьи производны от одноименных требований к судьям государственных судов, то совпадают подходы к основополагающим гарантиям их функциональной деятельности. Никто – ни органы государственной власти, ни учредители постоянно действующих третейских судов, ни их должностные лица или сотрудники – не вправе оказывать влияние на деятельность третейских судей по рассмотрению спора в силу ст. 18 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”.

Определенные гарантии независимости третейских судей от органов власти установлены в ч. 2 ст. 3 и в ч. 7 ст. 8 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в котором введены запреты:

– на образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

– на избрание (назначение) третейским судьей лица, которое не может выполнять такую деятельность в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом. Независимость третейских судов от учредителей постоянно действующих третейских судов также имеет место в отсутствие вмешательства их органов, должностных лиц и сотрудников в деятельность третейских судей по рассмотрению спора и принятие решения по делу. Само по себе включение лиц в список третейских судей (обязательного или рекомендательного характера) и выплата гонораров за рассмотрение спора не означают зависимости этих лиц от утвердившей такой список и выплачивающей гонорары организации – учредителя постоянно действующего третейского суда.

Независимость третейских судей от сторон понимают как “отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон”. Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять функции третейского судьи, “если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т.п.”*(405).

Беспристрастность – “отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора”*(406).

Именно беспристрастность третейского судьи обеспечивается законодательным закреплением таких требований к третейскому судье, как способность “обеспечить беспристрастное разрешение спора”, отсутствие “прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела” (ч. 1 ст. 8 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”). Этой же цели подчинены правила формирования состава третейских судей, устанавливающие основания для отвода (самоотвода) третейского судьи (ст. 8 и ст. 11 Федерального закона).

“Назначение арбитров (третейских судей) сторонами – и поэтому близкие отношения между ними – не противоречит статье 6 Конвенции, если применяемая процедура назначения арбитров дает сторонам равные права и положение”*(407).

Между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Беспристрастность полагается условием независимости. Необходимо не только чтобы третейские судьи были независимы, отсутствие их независимости должно быть очевидным*(408).

В практике российских (государственных) арбитражных судов отсутствие независимости и беспристрастности третейских судей как основание для отмены (отказа) в принудительном исполнении решений третейских судов было установлено в следующих случаях:

– судья, разрешавший спор о расторжении договора аренды, являлся единственным учредителем организации-истца*(409);

– в состав третейского суда входили директор одной и генеральный директор другой организаций-учредителей истца в третейском разбирательстве*(410);

– постоянно действующим третейским судом был рассмотрен спор с участием “фонда”, являвшегося, по существу, подразделением организации-учредителя постоянно действующего третейского суда, президент которой “утверждал” третейских судей*(411).

При определении пределов применения принципов независимости и беспристрастности, состязательности и равноправия сторон под третейскими судьями следует понимать:

– лиц, которые получают предложение о принятии назначения быть третейским судьей*(412);

– лиц уже избранных или назначенных для рассмотрения спора третейских судей, выполняющих функции третейского судьи по рассмотрению спора вплоть до составления и подписания текста окончательного решения третейского суда.

Принцип диспозитивности третейского разбирательства является логическим продолжением одноименного принципа в материальных правоотношениях, свободы гражданско-правового договора.

Автономия воли сторон договора проявляется в праве на заключение третейского соглашения как основы основ третейского разбирательства и в праве договариваться о правилах третейского разбирательства.

Пределы применения принципа диспозитивности в третейском разбирательстве определены в абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации”, в соответствии с которым согласованные сторонами правила третейского разбирательства не могут противоречить обязательным положениям этого федерального закона. Под “обязательными положениями” федерального закона понимаются такие, которые не предоставляют сторонам права договариваться по отдельным вопросам.

Состязательность и равноправие сторон – два взаимосвязанных принципа процессуального права, имеющих в третейском разбирательстве существенную специфику.

Равноправие сторон является условием состязательности.

Однако само равноправие сторон в третейском разбирательстве обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной на них обязанности по соблюдению принципа “независимости и беспристрастности” как условия “равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции”.

Нарушение арбитрами принципа равного отношения к сторонам может выражаться не только в том, что арбитр относился к одной из сторон предвзято, но и в том, что арбитр не действовал эффективно на основе принципа равноправия сторон*(413).

Несоблюдение правил формирования состава третейского суда и ведение третейского разбирательства с нарушением требований к третейским судьям; непредоставление стороне возможности “представить третейскому суду свои объяснения”, в том числе и по причине неуведомления об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, могут являться основаниями для отмены/отказа в принудительном исполнении решения третейского суда (при условии их доказанности заинтересованной стороной).*(414)

Диспозитивность при определении правил третейского разбирательства обусловливает отсутствие строгой предписанной законом процессуальной формы третейского разбирательства. Гибкость большинства процессуальных правил третейского разбирательства, а также его конфиденциальный характер обусловливают вариативность меры состязательного начала в третейском суде при неизменности основного постулата состязательного процесса*(415) – возложения на стороны обязанности по представлению доказательств.

Принцип конфиденциальности третейского разбирательства:

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скворцов Олег Юрьевич

6 Там же. С. 51-55.

Принципы третейского разбирательства

Как и любое судопроизводство, третейский процесс строится на ряде основополагающих начал – принципах третейского разбирательства. Вопрос о принципах третейского разбирательства возникает на практике не столь часто. Тем не менее, ответ на этот вопрос иногда необходим, чтобы определить были ли нарушены правила третейского разбирательства в процессе рассмотрения спора.

Система принципов третейского разбирательства впервые закреплена в ст. 18 Закона «О третейских судах в РФ». Речь идет именно о системе принципов, которые создают каркас судопроизводства, осуществляемого третейскими судами. Это принцип законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Указанные принципы являются общими именно для третейского разбирательства, определяющего пределы и специфику их применения. Они обусловлены частной, негосударственной природой третейского суда, что, однако, не мешает некоторым из них иметь межотраслевой характер (отдельные принципы свойственны и иным формам судопроизводства – гражданскому, арбитражному, уголовному). Это дает основания для вывода о том, что принципы организации и деятельности третейского суда во многом совпадают с принципами, присущими органам судебной власти и правосудию как функции государства. Так, например, разбирательство и в государственных, и в третейских судах ведется на началах равенства сторон, состязательности, диспозитивности.

Однако совокупность приведенных в ст. 18 Закона принципов характеризует именно третейское разбирательство, выделяя его особенности по отношению к разбирательству в государственных судах.

Так, принцип законности является межотраслевым принципом, однако имеет свои особенности в третейском разбирательстве.

Общеизвестно, что под названным принципом понимается подчинение третейских судей при разрешении споров только Конституции РФ и федеральным законам. Однако, как отмечает Е.А. Виноградова, «законность третейского разбирательства – это его дозволение государством в соответствующем Конституции РФ Законе»[8].

Легитимность третейского разбирательства, как уже отмечалось выше, основана в первую очередь на конституционно закрепленных правах граждан на ведение экономической деятельности и защиту своих прав и свобод всеми, не запрещенными законом способами (ст. 34 и п.2 ст.45 Конституции РФ). Основными федеральными законами, санкционирующими третейское разбирательство гражданско-правовых споров, являются ГК РФ (ст. 11), ГПК РФ (ч.3 ст.3) и АПК РФ (ч.6 ст.4), допускающие передачу спора по соглашению сторон на разрешение третейского суда.

Следующей особенностью принципа законности применительно к третейскому разбирательству является закрепление в императивных нормах ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в РФ» специальных принципов, гарантирующих исполнимость третейского соглашения. В соответствии с указанной статьей третейские судьи наделяются компетенцией самостоятельно решать вопрос о наличии или отсутствии у них компетенции в отношении конкретного спора, в том числе относительно наличия или действительности третейского соглашения. Именно с этой целью в силу закона третейская оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора (принцип автономности третейского соглашения).

Третья особенность принципа законности применительно к третейскому разбирательству, объясняется его юрисдикционным характером. Как считает Е.А. Виноградова, «третейское разбирательство – юрисдикционная («квазисудебная») деятельность «частных» лиц – третейских судей»[9].

В российском процессуальном праве принцип законности трактуется как требование рассматривать дела с применением норм материального права и совершать процессуальные действия в соответствии с правилами, установленными законодательством о судопроизводстве. В третейском разбирательстве реализация указанного принципа означает:

-рассмотрение дел в соответствии с нормами (материального) права (ст. 6 Федерального закона «О третейских судах в РФ»), а не ex aequo et bono («по справедливости и добросовестности»);

-осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 «Определение правил третейского разбирательства» Федерального закона «О третейских судах в РФ»;

-исчерпывающий перечень нарушений Федерального закона «О третейских судах в РФ», при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене или отказе в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч.2 ст. 239 АПК РФ; ч. 2 ст. 422 и ч.1 ст.426 ГПК РФ);

-нарушение решением третейского суда «основополагающих принципов российского права», в том числе вынесение решения по спору, который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, является основанием для отмены или отказа в исполнении решения третейского суда компетентным судом ex officio (абз. 4 и 5 п.1 ст.42 и абз. 4 и 5 п.1 ч. 2 ст. 46 Федерального закона «О третейских судах в РФ»; п. 2 и 4 ч.2 ст. 233, п. 2 и 4 ч. 2 ст. 239 АПК РФ; п. 2 и 4 ч. 2 ст. 421 и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ).

Таким образом, рассматривая принцип законности применительно к третейскому разбирательству, можно констатировать, что он одновременно выступает в качестве как материального, так и процессуального принципа.

Следующий принцип третейского разбирательства – принцип конфиденциальности – является новеллой законодательства о третейских судах и, в отличие от остальных закрепленных Законом принципов, не является традиционным для всех судов, но наоборот, прямо противоположен принципу государственного судебного разбирательства – его гласности. Ранее действовавшее Временное положение не содержало аналогичной нормы, и право выбора между гласностью и конфиденциальностью разрешения спора принадлежало третейским судам либо сторонам.

Очевидно, что принцип конфиденциальности более свойствен самой природе третейского разбирательства и относится к одному из наиболее важных его преимуществ и отличительных черт. Зачастую, заключение третейского соглашения свидетельствует о желании сторон урегулировать спор в конфиденциальном порядке, без оглашения их взаимоотношений. То есть, по сути, до момента обращения в арбитражный суд за получением исполнительного листа происходит урегулирование противоречий с привлечением посредника, которым в данном случае является третейский суд. Федеральным законом «О третейских судах в РФ» в ст. 22 установлены специальные гарантии соблюдения третейскими судьями и третейскими судами указанного принципа. Так, установлен запрет на разглашение третейским судьей сведений, ставших известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Кроме того, третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Ч.4 ст.27 Федерального закона «О третейских судах в РФ» содержит правило о том, что если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. Принцип конфиденциальности обеспечивается также правилами производства по делам об отмене или исполнении решения третейского суда. В соответствии с нормами АПК и ГПК РФ судья компетентного суда может истребовать материалы дела из третейского суда только при наличии ходатайства об этом обеих сторон третейского разбирательства.

Принцип независимости и беспристрастности третейских судей – один из тех принципов, которые позволяют надлежащим образом обеспечить организацию третейского разбирательства и деятельность по осуществлению эффективного разрешения споров.

Хотя в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ» третейские суды не входят в судебную систему, но цели, стоящие перед ними, совпадают с целями государственных судов (справедливое, законное и эффективное разрешение споров), реализация которых невозможна без соответствующей организации системы третейского разбирательства, в общих чертах аналогичной организации системы государственных судов, в основе их лежат общие начала, в том числе и необходимость обеспечения независимости судей, осуществляющих разбирательство спора. Применительно к третейскому разбирательству беспристрастность и независимость судей означает, что ни органы государственной власти, ни учредители постоянно действующих третейских судов, ни их должностные лица не вправе оказывать влияние на деятельность третейских судей. Определенные гарантии независимости третейских судей от органов власти установлены ч.2 ст.3 и ч.7 ст. 8 ФЗ «О третейских судах в РФ», вводящих запрет на образование постоянно действующих третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления; а также на избрание третейским судьей лица, которое не может выполнять такую деятельность в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом.

Читайте также:  Обследование кредитной организации: что это значит

Независимость третейских судей от учредителей постоянно действующих третейских судов заключается в невмешательстве их органов, должностных лиц и сотрудников в деятельность третейских судей по рассмотрению спора и принятие решения по делу.

Независимость третейского судьи от сторон понимают как отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон. Считается, что лицо не может быть избрано (назначено) и принять на себя функции третейского судьи, если оно имеет прочные деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела, будучи, например, держателем акций компании, ее должностным лицом или сотрудником и т. п. Ведь, зависимые судьи (например – состоящие в трудовых отношениях с одной из сторон), подвергающиеся постороннему воздействию вряд ли смогут принять законное и обоснованное решение.

Однако, как справедливо отмечает О.Ю. Скворцов, независимость третейских судей не может быть бесконечной, ее границы очерчиваются законом. В частности, на них распространяется и конституционный принцип зависимости судей только от Конституции РФ и федеральных законов.

Независимость третейских судей находит воплощение и в иных правовых механизмах. В частности, третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Другой гарантией независимости третейских судей являются нормы, устанавливающие порядок отвода третейского судьи, а также прекращения его полномочий в случае зависимости его от одной из сторон или невозможности обеспечения беспристрастного разрешения спора.

Иные гарантии независимости третейских судей в законодательстве, как видится, отсутствуют. Но, например, О.Ю. Скворцовым высказана точка зрения, согласно которой следовало бы предусмотреть уголовную ответственность за попытки воздействовать на третейского судью или вмешаться в его деятельность при осуществлении им третейского разбирательства споров[10]. Согласиться с данной позицией сложно в связи с несоразмерностью подобного наказания. Скорее, следовало бы установить не уголовную ответственность, и даже не за попытку, а за действительное воздействие на третейских судей или вмешательство в их деятельность, при этом ответственность должна распространяться и на третейских судей в том числе (разумеется, если они сознательно допустили подобное воздействие вопреки закону).

Беспристрастность третейского судьи полагается условием независимости и понимается как отсутствие у него предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора. Именно беспристрастность третейского судьи обеспечивается в первую очередь закреплением таких требований как «способность обеспечить беспристрастное разрешение спора», отсутствие «прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела». Этой же цели подчинены правила формирования состава третейских судей, устанавливающие основания для отвода (самоотвода) третейского судьи.

Принцип диспозитивности является одним из основополагающих начал гражданского процесса вообще и третейского судопроизводства в частности. Существо данного принципа заключается в предоставлении сторонам, участвующим в судебном разбирательстве, права самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

Большинство юристов рассматривают данный принцип как развитие гражданско-правового принципа диспозитивности. Например, Е.А. Виноградова считает принцип диспозитивности логическим продолжением принципа свободы договора, закрепленного в ст.421 ГК РФ. «Согласно Гражданскому кодексу, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ч. 2 ст.1 ГК РФ). Именно в соответствии с принципом диспозитивности стороны третейского разбирательства вправе заключить соглашение о выборе формы защиты субъективных гражданских прав – третейское соглашение»[11].

Принцип диспозитивности зачастую рассматривается юристами как ведущий принцип третейского разбирательства, занимающий лидирующее место в системе других принципов. Подобная точка зрения представляется вполне обоснованной в связи с тем, что отличительной особенностью принципа диспозитивности в третейском разбирательстве является преобладание именно диспозитивного начала в правовом регулировании третейского разбирательства. Стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению правила третейского разбирательства, в том числе порядок избрания третейских судей, порядок вынесения ими решения по существу спора и прочие условия. Истец может отказаться от иска, изменить предмет или основания иска, стороны могут заключить мировое соглашение и т.д., т.е. закон предоставляет сторонам самостоятельно решать, как и какими средствами осуществлять принадлежащие им права. Свобода действий сторон, но в рамках закона, определяет и сущность судебного процесса. Судебный процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Принцип диспозитивности проявляется и в иных правовых конструкциях, закрепленных в законе. К примеру, стороны могут договориться о том, чтобы экспертиза по определенным вопросам не проводилась даже в случае заинтересованности в этом третейского суда. Пределы применения принципа диспозитивности в третейском разбирательстве определены в абз. 1 ч.3 ст. 19 Закона «О третейских судах в РФ», в соответствии с которым согласованные сторонами правила третейского разбирательства не могут противоречить обязательным положениям Закона, то есть тем положениям, которые не предоставляют сторонам права договариваться по отдельным вопросам.

Состязательность и равноправие сторон – два взаимосвязанных принципа процессуального права, имеющих в третейском разбирательстве свою специфику.

Так же как и в гражданском (арбитражном) процессуальном праве, равноправие сторон является условием состязательности. Однако само равноправие сторон обусловлено выполнением третейскими судьями возложенной на них обязанности по соблюдению принципа независимости и беспристрастности как условия «равного отношения к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей позиции». Так, например, неуведомление хотя бы одной из сторон об избрании (назначении) судей или времени и месте заседания третейского суда может являться основанием для отмены решения или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда.

Равенство участников спора имеет два аспекта: во-первых, признание за ними равных материальных и процессуальных прав и, во-вторых, предоставление им одинаковой возможности обращаться за защитой и охраной своих прав к третейским судам.

В отличие от судопроизводства в государственных судах, где у суда, рассматривающего спор, имеются довольно широкие возможности проявления активности, в третейском судопроизводстве все развитие процесса (особенно в сфере доказывания) лежит исключительно на активности самих сторон.

В юридической науке выделяются и иные принципы третейского разбирательства, не нашедшие своего закрепления в законодательстве. К ним относятся, в частности, непрерывность, оперативность, доступность, договорность, доверительность, принцип государственного контроля, добровольного исполнения решения третейского суда, неизменности состава суда третейского разбирательства. Указанные принципы можно было бы отнести к специфическим юридическим началам третейского процесса, однако современное законодательство не квалифицирует их как нормативные начала, которыми должен руководствоваться третейский суд в ходе разбирательства дела. В то же время представляется, что законодательное закрепление хотя бы некоторых из них способствовало бы более эффективной деятельности третейского разбирательства.

Итак, принципы третейского права по своему содержанию представляют определенные идеи, основные начала общего характера, выражающие взгляды общества на феномен третейского разбирательства гражданских дел. В этом смысле принципы третейского права являются элементом правосознания, элементом правовой культуры общества, продуктом сознательного творчества людей, народа, законодателя. Постулаты, составляющие содержание принципа третейского права, должны быть закреплены в его источниках, а также иметь особую значимость для процесса рассмотрения дела в третейском суде. Третейское разбирательство основывается на общеправовых принципах судопроизводства по гражданским делам, а также на специальных принципах, закрепленных с ст.18 Федерального закона «О третейских судах в РФ».

Однако совокупность приведенных в ст. 18 Закона принципов характеризует именно третейское разбирательство, выделяя его особенности по отношению к разбирательству в государственных судах.

Третейское разбирательство. Принципы третейского разбирательства. Правила третейского разбирательства.

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (ст. 18 Закона).

Рассмотрение конкретных дел в третейском суде производится в соответствие с правилами третейского разбирательства – нормами, регулирующими порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами этого суда, если стороны не договорились о применении других правил; третейский суд существует для разрешения конкретного спора – в соответствии с правилами, согласованными сторонами. Согласованные сторонами правила не могут противоречить обязательным положениям Федерального закона о третейских судах.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. Содержание и форма искового заявления определяются ст. 23 Закона.

Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, с учетом принципа диспозитивности в ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска, ответчик вправе предъявить встречный иск до принятия решения третейским судом, потребовать зачета встречного требования, истец вправе представить возражения против встречного иска.

По просьбе стороны третейский суд может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, а также потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с принятыми обеспечительными мерами.

Заявление об обеспечении иска подается стороной в арбитражный суд по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры.

Принцип состязательности реализуется в третейском разбирательстве, прежде всего, в распределении обязанностей по доказыванию. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений; третейский суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства (ст. 26 Закона).

Принцип равноправия сторон выражается в положении Закона о том, что каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов (ст. 27 Закона).

Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о времени и месте заседания третейского суда. Непредставление документов и иных материалов, неявка надлежащим образом уведомленных сторон или их представителей на заседание третейского суда не являются препятствием для третейского разбирательства, если причины этого признаны судом неуважительными. Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца.

Если стороны не договорились об ином, то дело рассматривается в закрытом заседании, в заседании третейского суда ведется протокол.

Третейский суд принимает в ходе третейского разбирательства решения и определения.

Решение выносится по существу рассмотренного спора, определение – по вопросам, не затрагивающим существа спора.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо (ст. 31 Закона).

Решение принимается большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда. Решение объявляется в заседании третейского суда.

В третейском суде может быть заключено мировое соглашение. По ходатайству сторон третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения, если оно не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Содержание мирового соглашения излагается в решении третейского суда.

Форма и содержание решения третейского суда установлены ст. 33 Закона «О третейских судах».

Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение. Особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда. Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством третейских судей, входящих в состав третейского суда, с указанием уважительной причины отсутствия подписей других третейских судей.

Решение третейского суда считается принятым в день его подписания судьями.

По основаниям, указанным в Законе, третейское разбирательство может быть прекращено (ст. 38 Закона).

Оспаривание решения третейского суда

Закон о третейских судах предоставляет сторонам возможность оспаривания решений третейских судов.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной решения.

Порядок оспаривания решений третейских судов определяется гл. VII Закона, § 1 гл. 30 АПК РФ.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение. Требования к содержанию заявления указаны в ст. 231 АПК РФ. При наличии оснований, предусмотренных АПК РФ, заявление оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему. Заявление рассматривается судьей единолично. Стороны третейского разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных законодательством путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

Основания для отмены решения третейского суда изложены в ст. 233 АПК РФ, ст. 42 Закона «О третейских судах», ст. 34 Закона 1993 г.

Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случаях, если сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что: а) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом; б) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения; в) состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону; г) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.

Решение третейского суда также подлежит отмене, если арбитражный суд установит, что: а) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства; б) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения.

Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена.

Однако в случае, если решение третейского суда отменено вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в решении. Если в решении срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

При неисполнении решения добровольно в установленный срок оно подлежит принудительному исполнению на основе выданного арбитражным судом исполнительного листа.

Заявление о выдаче исполнительного листа подается в арбитражный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение, не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. При уважительности причин пропуска срок может быть восстановлен арбитражным судом (ст. 45 Закона).

Производство в арбитражном суде по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда регулируется § 2 гл. 30 АПК РФ.

Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.

Заявление в арбитражный суд субъекта РФ подается по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника – стороны третейского разбирательства.

Форма и содержание заявления указаны в ст. 237 АПК РФ.

При наличии оснований, предусмотренных АПК РФ, заявление оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему.

Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей единолично. Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о судебном заседании, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.

Основания для отказа в выдаче исполнительного листа указаны в ст. 239 АПК РФ, ст. 46 Закона о третейских судах, ст. 36 закона 1993 г. Они аналогичны с основаниями для отмены решения третейского суда при его оспаривании в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения

Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению.

Последствия отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда аналогичны последствиям отмены оспоренного решения третейского суда. Отказ в выдаче исполнительного листа не является препятствием для повторного обращения в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, за исключением случаев, предусмотренных законом (при недействительности третейского соглашения) (ст. 43 Закона, ст. 239 АПК РФ).

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 1296 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению.

Ссылка на основную публикацию