Права родителей в школе

Права и обязанности родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 52 Закона Российской Федерации «Об образовании»

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее. Основное общее, среднее (полное) образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей .

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования .

5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

Конституция Российской Федерации, Москва, 2001, с.12, 14

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

– злоупотребляют своими родительскими правами;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

– совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч.1 ст. 164 КоАП, пользуются районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 201 КоАП).

– потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача

– появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

-доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения что наказывается штрафом в размере от одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ст. 163 КоАП);

– мелкое хулиганство или хулиганство совершенное подростком в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ч. 2 ст. 164 КоАП);

-совершение несовершеннолетними детьми других правонарушений (ч. 1 ст.164 КоАП).

Ответственность по перечисленным статьям, кроме ст.163 КоАП, наступает за необеспечение родителями надлежащего надзора за своими детьми.

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч. 4 ст. 162, ст. 163 и ч.1 ст.164 КоАП РСФСР, пользуются районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних (с. 201 КоАП), а предусмотренных ч. 2 ст. 164 КоАП – органы внутренних дел (милиция).

2. Гражданско-правовая ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

3. Уголовная ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК);

– вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК).

Уголовный кодекс РФ

Статья 156. НЕИСПОЛНЕНИЕОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жёстким обращением с несовершеннолетним, –

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
  • а) в образовательном учреждении;
  • б) в форме семейного образования;
  • в) самообразования;
    г) экстерната;
    д) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

Статья 156. НЕИСПОЛНЕНИЕОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Нормативные акты

Среди основных нормативных актов, закрепляющих права и обязанности в сфере образовательного процесса, регулирующих права и обязанности детей и их родителей, следует отметить три:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I);
  • ФЗ «Об образовании в РФ».

Помимо этих трёх нормативных актов существует множество других, особое место среди которых занимают внутренние локальные акты образовательной организации, которые регламентируют различные вопросы образовательного процесса, поэтому всем родителям советую их знать. Ознакомиться с ними можно на информационных стендах в школе, на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Итак, согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Однако в этой же статье закреплена и обязанность родителей, о которой мало кто знает. Основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

То есть обеспечить получение основного общего образования (9 классов) своим детям является обязанностью родителей. За невыполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности родителей могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ.

Статьи 28 и 29 Конвенции о правах ребенка гласят:

  1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они реализуют ряд мер;
  2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией;
  3. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

Итак, согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Права и обязанности родителей в школе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
    а) в образовательном учреждении;
    б) самообразования;
    в) экстерната;
    г) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.
  • 3. На информацию:

    Имею право или правовой ликбез для родителей школьника

    Давайте для начала разберемся с терминологией. Что значит иметь право на что-то? Права гражданина в разных сферах жизни регулируются законами. И школа не исключение.

    Права родителей учеников объясняются в Законе РФ «Об образовании». Не путайте его с Семейным Кодексом. Все, что касается прав и обязанностей родителя в семье, вы найдете именно в нем. Закон же «Об образовании» рассматривает детей как участников образовательного процесса, а родителей как их законных представителей. Знать, на что имеет право семья ученика, очень важно. В любой спорной ситуации вы сможете действовать в интересах своего ребенка, опираясь не на эмоции, а на закон.

    А чтобы статья была не только полезной, но ещё и весёлой, её будут сопровождать фотографии самых сладких зеваний первоклассников, найденных в сети. Только сами не усните:)

    Если вы хотите поступить в школу, к которой не относитесь территориально, не сомневайтесь – вы имеете полное право подать документы именно в нее. Могут ли вам отказать? Могут. Но только в том случае, если в классе нет мест. То есть класс, в который должен поступить ваш ребенок, уже набрал максимально допустимые 25 человек. Территориальные причины не могут служить основанием для отказа.

    3. Право получать бесплатные образовательные услуги

    В России по Конституции бесплатное среднее образование для всех. Это значит, что родители, ребенок которых обучается в муниципальном или государственном образовательном учреждении, вне зависимости от ее статуса (гимназия, лицей или обычная школа), не должны платить за обучение детей. Также родители не должны приобретать за свой счет учебные пособия, спортивный инвентарь, мебель в класс или делать там ремонт. Конечно, по согласованию с друг другом и по решению родительского комитета можно заняться благоустройством, покупать подарки учителям, устраивать досуг детей. Можно также по собственному желанию поддержать школу с помощью благотворительного взноса. Но принуждать делать это никто не имеет права.

    Школой по закону управляет не только директор, но и родители. Они могут выбрать программу, по которой будут обучаться дети, установить школьную форму или ее отсутствие, принимать решения материального плана: об охране, установке видеонаблюдения, уборке и т. д. Все полномочия управляющего совета, в который входят и родители, должны быть прописаны в Уставе школы. На уровне классов управляющую роль играют родительские комитеты.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона

    1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

    1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

    2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

    8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

    Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

    1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

    Есть ли права у родителей в школе?

    Всем известно, что родители обязаны воспитывать своих детей, следить за их здоровьем, обеспечивать условия для того, чтобы ребята получали образование. А в чем состоят права родителей в школе?

    Конечно же, чтобы получить исчерпывающую информацию о своих правах, следует выделить время на изучение действующих законодательных актов, в частности Конституции России, а также Закона «Об образовании». Эти важные документы требуют очень пристального внимания, так как описывают подробно все ситуации и нюансы, которые могут возникнуть.

    Не для всех людей это удобно, поэтому у нас так часто спрашивают, нет ли более компактного изложения самых важных частей данных законов. Мы подготовили такой материал, который поможет ознакомиться с основными положениями законов, регламентирующих права родителей.

    Прежде всего, родители имеют полное право отстаивать интересы своих детей, защищать их права, при этом не требуется оформлять какие-либо справки и дополнительные документы.

    Неотъемлемым правом родителей является воспитание ребенка на основании своих религиозных и нравственных убеждений с оговоркой: если данные нормы не противоречат действующим законодательным актам.

    Каждая семья может рассчитывать на гарантированное получение их ребенком бесплатного общешкольного образования.

    Родители могут самостоятельно выбирать образовательное учреждение на основе склонностей и интересов их детей, при этом тип организации роли не играет – это может быть государственный или семейный детский сад, обычная школа или частная гимназия, лицей и прочее.

    Все образовательные организации обязаны предоставлять по первому требованию любые документы, регулирующие содержание учебного процесса, а также своевременно информировать родителей об успеваемости их детей. Это требование касается и школ, и дошкольных учреждений, колледжей, техникумов и вузов.

    Подавать заявление о приеме в первый класс по месту проживания и регистрации детей.

    В случае, когда ребенок учится в частном лицее (другом негосударственном учреждении), имеющем официальную аккредитацию, его семья имеет право на получение денежной компенсации.

    Если возникает необходимость, каждая семья имеет право сменить форму учебы, перевести детей, к примеру, с домашней системы обучения в обычную среднюю школу, а также наоборот. Однако при этом необходимо, чтобы ребенок успешно проходил промежуточные аттестации.

    Также есть право выбирать форму дальнейшего обучения, если школьник не получил положительных отметок больше чем за две дисциплины и перевод в следующий класс для него возможен только условный.

    Родители сами принимают решение о том, будет ли их ребенок посещать факультатив по военной подготовке.

    Каждый из родителей имеет право беспрепятственно получать любую информацию обо всех деталях воспитания и образования ребенка, даже когда этот родитель проживает отдельно, в другом доме, городе и тому подобное. Данное правило не относится к тем случаям, когда было оформлено лишение родительских прав, а также существует угроза здоровью ребенка.

    Право на внесение предложений относительно управления деятельностью образовательной организации, где обучается ребенок. Обсуждение с администрацией школы конфликтных ситуаций перед официальной подачей жалобы.

    Родители имеют право по своему усмотрению сдавать или не сдавать те или иные взносы, когда школа обращается с такими просьбами.

    Соответственно закону «Об образовании» (пункт 1, статья 50) в Уставе образовательной организации должны быть четко прописаны права родителей учащихся как участников учебного процесса. Каждый должен иметь возможность ознакомиться с этой информацией в любой день по первому требованию.

    Согласно Семейному Кодексу родительские права теряют свою силу в день, когда ребенок становится совершеннолетним или вступает в брак, создает собственную семью до 18 лет.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НАРУШАЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА?

    В таких ситуациях, когда ваши права не соблюдаются, прежде всего следует попытаться урегулировать инцидент мирно, не выходя за стены образовательного учреждения: поговорить с директором школы, объясниться с завучем или педагогами.

    Если же, несмотря на все усилия, дискуссия не привела к желаемому результату, консенсус не был достигнут, родители имеют право подавать жалобу официально в приемную Уполномоченного по правам человека (участников образовательного процесса).

    Основной задачей данного чиновника является как раз обеспечение государственной гарантии на сохранение и защиту прав всех граждан, участвующих в образовательном процессе. Также Уполномоченный отвечает за организацию правового просвещения граждан и восстановление нарушенных родительских прав.

    Чиновник, занимающий данный пост, наделен полномочиями для того, чтобы регулировать обстановку в образовательных заведениях, содействовать демократизации работы учреждения. Следить за тем, чтобы локальные конфликты не перерастали в глобальное противостояние между родителями учащихся и школой (колледжом, техникумом и т. п.).

    ЕСЛИ РЕБЕНОК НАРУШИТЕЛЬ ПОРЯДКА

    К школьникам, нарушившим Устав или правила проживания в общежитии или интернате, могут применяться меры воздействия от выговора и замечания до отчисления из образовательной организации. Поэтому родители должны своевременно объяснить своим детям их обязанности и контролировать, чтобы они их исполняли.

    Если нарушивший правила школьник не достиг пятнадцати лет и еще не освоил основную образовательную программу, организация не может его отчислить без согласования со специальной комиссией и родителями учащегося.

    Действующие на данный момент законы предоставляют родителям полное право принимать участие в управлении образовательным учреждением, где обучаются их дети. Для этого в школах (колледжах и т. д.) формируются такие органы самоуправления, как родительские советы (комитеты).

    Родители должны помнить, что их право на участие в образовательном процессе утверждено законом. Поэтому при нарушении родительских прав необходимо сразу же принимать меры и подавать жалобы в соответствующие инстанции.

    Право на внесение предложений относительно управления деятельностью образовательной организации, где обучается ребенок. Обсуждение с администрацией школы конфликтных ситуаций перед официальной подачей жалобы.

    Как зайти в класс к ребёнку

    Во-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

    Кроме этого, наверняка потребуются бахилы или сменная обувь, без которых родителя вполне могут не пустить в школу, если это условие предусмотрено правилами внутреннего распорядка.


    Во-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

    Порядок оплаты больничного листа зависит от возраста заболевшего ребенка:
    • Если болеет ребенок, не достигший возраста 7 лет, то больничный лист оплачивается полностью, но не более 60 дней в году. В ряде случаев совокупное количество дней по больничному листу может достигать 90 дней
    • Если ребенку от 7 до 15 лет, то один больничный лист не может выдаваться на срок более 15 дней, а всего – не более 45 дней в году

    Бухгалтерия предприятия должна строго следить за продолжительностью больничных листов по болезни детей.

    Сотрудницам с детьми до 3 лет очередной отпуск предоставляется на общих основаниях.

    Кадровый вопрос

    Случается так, что женщина решила выйти на работу, когда ребенку не исполнилось 3 лет, формально нарушений в этом никаких нет и отказать работодатель не имеет права. Более того, при выходе сохраняются выплаты социального пособия, начислять его будет бухгалтерия по месту трудоустройства в соответствии с составленным заявлением.

    Существует некоторая разница в том, как именно осуществляется выход на работу, есть нюансы:

    ОбстоятельстваРешение
    Осуществляется выход на предприятие, где женщина была оформлена ранееСотрудник, взятый на время предоставления отпуска должен освободить место, т.е. быть уволен либо переведен на другую должность (ст.64 ТК)
    Лицо устраивается на работу впервыеОтказать в трудоустройстве из-за наличия детей не имеют права, более того женщинам с детьми до 1,5 лет не имеют право устанавливать испытательный срок (ст.70 ТК)
    Во время декретного отпуска истек срок действия трудового договораВ таком случае работодатель имеет право уволить сотрудницу без продления срока договора

    Важно! При отказе в работе из-за наличия детей у сотрудника, работодатель обязан предоставить официальный отказ, с перечисленными аргументами. Кстати эту бумагу можно использовать и в суде. В данном случае предприниматель вынужден будет платить штраф от 50 до 200 тысяч рублей.

    До того момента как ребенку не исполнится 3 года, женщина может неоднократно выходить из отпуска по уходу за малышом. Работодателя при этом согласия спрашивать не нужно.

    До того момента как ребенку не исполнится 3 года, женщина может неоднократно выходить из отпуска по уходу за малышом. Работодателя при этом согласия спрашивать не нужно.

    Особенности работы женщин, имеющих ребенка до 3 лет

    Сотрудница имеет право выйти на работу в любой момент времени, по своему желанию. Работодатель не имеет права отказать работнице в такой инициативе.

    В связи с тем, что женщина решила выйти на работу, может быть три сценария развития событий:

    1. Женщина может выйти на то же место работы. В этом случае сотрудник, который временно заменял должность сотрудницы, либо увольняется, либо переводится на другое место работы. Такой порядок обозначен в статье 64 ТК РФ
    2. Если в период отпуска срок действия трудового договора истек, то женщина останется без работы, если работодатель не решит оставить ее на работе
    3. Женщина может не выходить на старое место работы. В этом случае ей приходится искать работу в другой организации. В данной ситуации нюансы трудоустройства регулирует статья 70 ТК РФ

    Достаточно часто женщина ищет другую работу. Нужно знать, что не принять на должность по причине наличия малолетних детей работодатели не имеют права.

    ВАЖНО! Если такая причина озвучена, то женщине необходимо получить отказ в письменной форме. Он выдается в течение недели

    Этот документ понадобится для разбирательства в суде. За такое нарушение закона работодатель заплатит штраф до 200000 рублей.

    Именно поэтому ни один руководитель не озвучит настоящую причину отказа в трудоустройстве.

    Еще одним нюансом устройства на работу женщины с маленьким ребенком является то, что ей нельзя установить испытательный срок. Таким образом, государство пытается защитить интересы данной категории работников.

    Будущая сотрудница предоставляет стандартный пакет документов для трудоустройства, обязательно прикладывает свидетельство о рождении ребенка.

    Какие права у работающих матерей на рабочих местах?

    В данной статье я хочу рассказать вам о правах женщин работающих по трудовому договору и имеющих детей до 18 лет или совсем маленьких малышей в возрасте до 3 лет. Ведь у каждой матери есть дополнительные права на рабочем месте, которые ни в коем случае не должны нарушаться и в статье я расскажу какие же есть права на рабочих местах у женщин с несовершеннолетними детьми.

    1. Права женщин с детьми на рабочих местах
    2. А какие права есть у женщин с детьми при увольнении?
    3. Куда обращаться в случае нарушения ваших трудовых прав?

    У любой женщины с ребенком до 1.5 лет должна быть возможность не смотря на занятость полноценно ухаживать за ребенком и здесь так же женщина может написать заявление на имя директора организации, с требованием предоставления другой работы, то есть временного перевода на другую должность, когда работа женщины на предыдущей должности создает условия при которых полноценный уход за ребенком не возможен, так как не хватает времени на кормление и прочие материнские обязанности. Если перевод произошел на ниже оплачиваемую должность, то за женщиной в таком случае сохраняется средний заработок который оплачивался на предыдущей должности с которой произошел перевод.

    Гарантии родителям детей до 3 лет

    В прошлом номере журнала мы рассказали о гарантиях и льготах, предоставляемых беременным сотрудницам. В этой статье мы начнем разговор о гарантиях и льготах, установленных Трудовым кодексом для женщин, имеющих детей, и других лиц с семейными обязанностями.

    Гарантии и льготы для сотрудниц, имеющих детей, и других работников с семейными обязанностями позволяют обеспечить женщинам и мужчинам более благоприятные условия для сочетания ими функций материнства и отцовства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Они должны быть предоставлены указанным категориям сотрудников во всех организациях независимо от формы собственности.

    Льготные категории родителей

    Условно разделим имеющиеся категории льготников на четыре группы.

    Первая группа. Наибольшее количество льгот и гарантий предусмотрено для сотрудниц, имеющих детей в возрасте до трех лет. К данной категории относятся и сотрудницы, имеющие детей в возрасте до полутора лет. На последних распространяются все гарантии, предусмотренные для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, но, кроме того, и ряд дополнительных льгот и гарантий. Например, действует запрет на установление испытательного срока при приеме на работу, есть право на перевод на более легкую работу и др. Часть льгот и гарантий, предусмотренных для женщин, воспитывающих детей, не достигших трехлетнего возраста, распространяется и на отцов, бабушек, дедушек и других родственников ребенка.

    Вторая группа. Льготы есть также для матерей (отцов), которые воспитывают детей в возрасте до пяти лет без супруга (супруги). Нельзя путать эту категорию льготников с другой — лицами, воспитывающими детей в возрасте до 14 лет без матери. Казалось бы, ситуации похожи, но льготы будут разными.

    Третья группа. Следующая категория работников, для которых установлены льготы в связи с воспитанием детей, — это работники (матери, отцы, опекуны и попечители), воспитывающие несовершеннолетних детей-инвалидов.

    Четвертая группа. Это работники (матери, отцы, опекуны и попечители), воспитывающие детей в возрасте до 14 лет.

    Документы для получения льготы

    Прежде чем начать разговор о гарантиях и льготах указанным выше категориям работников, поговорим о том, какие документы они должны представить работодателю для подтверждения своего статуса.

    Основной документ — это, конечно, свидетельство о рождении ребенка. Если ребенок является инвалидом, необходимо представить копию справки медико-социальной экспертизы.

    Усыновители имеют право на те же льготы, что и родители

    Как правило, усыновители не афишируют тот факт, что они являются неродными родителями. Тайну усыновления должны хранить и работники загса. Они не вправе сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, подтверждающие, что усыновители не являются родителями ребенка. Об этом говорится в статье 47 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». На основании статьи 44 этого документа усыновителям выдается новое свидетельство о рождении ребенка. Поэтому усыновители, как и родители, могут подтвердить право на льготы, представив свидетельство о рождении.

    Гарантии и льготы для сотрудниц, имеющих детей, и других работников с семейными обязанностями позволяют обеспечить женщинам и мужчинам более благоприятные условия для сочетания ими функций материнства и отцовства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Они должны быть предоставлены указанным категориям сотрудников во всех организациях независимо от формы собственности.

    Читайте также:  Что делать, если поцарапал чужой автомобиль
    Ссылка на основную публикацию