Положена ли квартира бывшему военнослужащему

Что делать, если военнослужащего увольняют, а он не признан нуждающимся в жилье.

К сожалению, нередко бывают такие случаи, что военнослужащий при увольнении с военной службы остается не обеспеченным жильем, в связи с тем, что он попросту не успел подать документы о признании нуждающимся. Зачастую мы и сами сталкиваемся с этим, «вытаскивая» военнослужащих из подобной ситуации в последний момент. И звонки с вопросом что делать в похожих случаях нам поступают постоянно. Поэтому очевидно, что тема крайне актуальная. Давайте сегодня и разберемся в ней.

Сами основания признания нуждающимся в постоянном жилье мы затрагивать не будем. Думаю, Вы это уже знаете прекрасно. Если подзабыли, можете посмотреть наш блог – нормы жилья при признании военного нуждающимся в жилом помещении.

А теперь давайте смоделируем такую ситуацию – военнослужащий по каким-то причинам не подал при увольнении документы в жилорган о признании нуждающимся.
Может, забыл, может, его ввели в заблуждение, теперь не важно. Но что происходит дальше?

Естественно, военный в растерянности. Или в спешке подает документы и получает отказ, либо упускает много времени и начинает что-то предпринимать спустя несколько лет. Но сами понимаете, что при второй ситуации шансы вообще могут стремиться к нулю, но опять же все зависит от обстоятельств.
При таком раскладе, несомненно, придется доказывать в суде в целом свое право на жилищное обеспечение. Судебная практика ранее по таким делам была отказная, но последние несколько лет развернулась в сторону военнослужащих.

И Верховный Суд говорит следующее: Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. То есть Верховный суд отреагировал на проблему, когда получалось так, что право военнослужащего на социальную гарантию в виде жилобеспечения, закрепленную федеральным законом, сами же суды ставили в зависимость от факта — успел быть признанным в период службы или нет. Согласитесь, что это на самом деле полный абсурд.

Но в настоящее время наконец-то рассматривают именно сам факт права военнослужащего быть обеспеченным вне зависимости от того успели его признать нуждающимся в жилье или нет.

Конечно, здесь не все до конца гладко, и при защите права военнослужащего необходима доказательная база того, что он все-таки хоть как-то заявлял о необеспеченности, например, был рапорт, или в приказе на увольнение есть сведения о необеспеченности и тому подобное.

Но в общем ситуация изменилась, поэтому друзья, сейчас есть хороший шанс, восстановить свое право на жилищное обеспечение, если произошла подобная ситуация.

Далее для большего понимания сегодняшней темы и принятия правильного решения, предлагаю рассмотреть ошибки и алгоритм их решения, подробнее в 63-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

1. Если так случилось, что у Вас происходит увольнение, а вы не успели собрать весь пакет документов на признание нуждающимся, рекомендуем, не тяните, подавайте то, что есть на руках.

Это избавит Вас от последующего доказывания права на жилобеспечение. Как говорится, «остальное донесете потом».

2. Если исключение через пару дней, а вы не успели дособрать документы на членов семьи, но есть документы на себя. Также не тяните, срочно подавайте на себя, а членами семьи родственников признаете позже.

Иначе придется сначала доказывать свое право на жиобеспечение, как я говорила выше.

3. Если случилось быстрое увольнение, не теряя времени в срочном порядке отправляйте документы о признании нуждающимся заказным письмом, особенно, если жилорган расположен далеко от вас.

Ведь зачастую если Вы пришли в жилорган в такой ситуации, чтобы лично зарегистрировать заявление, вам скорее всего начнут говорить, что они не примут документы и будут тянуть – донесите это, донесите то. Не поддавайтесь на подобное, отправляйте документы заказным письмом с описью.

В любом случае, как бы не разворачивались события перед увольнением, обязательно и в листе беседы, и дополнительно рапортом зафиксируйте, что вы не обеспечены жильем.

Ну а если все-таки случилась ситуация, что вас исключили из списков части и вы не признаны нуждающимся, то готовьте суд. Т.к. шанс на успех есть всегда, и конечно же, только при грамотном подходе и грамотной досудебной подготовке.


3. Если случилось быстрое увольнение, не теряя времени в срочном порядке отправляйте документы о признании нуждающимся заказным письмом, особенно, если жилорган расположен далеко от вас.

У кого есть право на такую поддержку?

Право на жилье получают военнослужащие, которые:

  • Подписали первый контакт до 1998 года вне зависимости от выслуги лет.
  • Подписали первый контракт после 1 января 1998 года и имеют от 20 лет выслуги.
  • Имеют выслугу от 10 лет и уволены по состоянию здоровья, по причине достижения предельного возраста нахождения на службе или по сокращению штата.

Условия признания военнослужащего нуждающимся в жилье:

  1. Военнослужащий и члены его семьи не имеют жилья в собственности.
  2. Жилье в собственности имеется, но обеспеченность на одного человека меньше, чем определено учетной нормой. Понятие учетной нормы рассматривается в статье 50 ЖК РФ. Она определяется органом местного самоуправления и обычно составляет 8-12 кв. метров на одного человека.
  3. В составе семьи есть больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием, исключающим совместное проживание.
  4. Проживание на одной жилплощади с людьми, с которыми нет родственных отношений.
  5. Проживание в аварийном доме, не соответствующим требованиям безопасности.

Эти условия отражены в 51 статье ЖК РФ.

  1. Военнослужащий и члены его семьи не имеют жилья в собственности.
  2. Жилье в собственности имеется, но обеспеченность на одного человека меньше, чем определено учетной нормой. Понятие учетной нормы рассматривается в статье 50 ЖК РФ. Она определяется органом местного самоуправления и обычно составляет 8-12 кв. метров на одного человека.
  3. В составе семьи есть больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием, исключающим совместное проживание.
  4. Проживание на одной жилплощади с людьми, с которыми нет родственных отношений.
  5. Проживание в аварийном доме, не соответствующим требованиям безопасности.

«Наслужить» на квартиру: порядок обеспечения жильем военнослужащих при увольнении

Предоставление жилья военнослужащим при увольнении в запас — одна из существенных преференций вооруженных сил. Такая привилегия предоставляется военным, имеющим выслугу более 20 лет, а также в ряде иных случаев.

  • 1 Положено ли жилье при увольнении с военной службы?
  • 2 Порядок получения жилплощади
  • 3 Предоставление жилплощади уволенным в запас
  • 4 На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?


Как гласит п. 2.1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, жилье положено предоставлять за счет федерального бюджета таким категориям военнослужащих, уволенных по следующим причинам:

О реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, права на получение жилья в избранном месте жительства.

Каким образом военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, и члены их семьи могут реализовать право на получение жилья в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы

Не всем известно, что реализовать право на получение жилья за счет государства можно дважды, первый раз в период прохождения военный службы по контракту, второй – в порядке реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Данное право, установлено п. 14 ст. 15 Федерального закона 1998 г. “О статусе военнослужащих” (кстати, такое право распространяется (см. п. 3 1 ст. 24 Федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и на членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (с учетом практики Верховного Суда РФ – независимо от имевшейся у военнослужащего на день смерти (гибели) выслуги (общей продолжительности военной службы).

Толкование нормы, содержащейся в п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона, позволяет предположить, что право на получение жилья в избранном месте жительства (в форме предоставления его в натуре путем заключения договора социального найма или предоставления его сразу в собственность, или предоставления жилищной субсидии, или предоставления денежных средств по Государственному жилищному сертификату) можно реализовать до сдачи занимаемого жилого помещения, если таковое предоставлялось военнослужащему в период прохождения военной службы (и это было бы логично, ведь нужно же где-то военнослужащему с семьей жить пока не будет приобретена квартира. А если военнослужащий проходит службу за сотню или даже тысячу километров от избранного места жительства?). В общем-то так и было до недавнего времени, военнослужащие с членами семьи давали обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, кстати форма такого обязательства есть в ряде нормативных актов, например, в Приложении № 2 к Порядку утвержденному Распоряжением Минмособлстроя от 9 февраля 2011 г. № 70, или, что более важно, в Приложении № 6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015 – 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1013). Кроме того, Правительство РФ утвердило Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2009 г. № 903), которыми также предусмотрена возможность предоставления жилья под обязательство о сдаче в 2-месячный срок занимаемого жилого помещения, после подписания гражданином, уволенным с военной службы, акта приема-передачи жилого помещения, предоставленного ему в собственность или по договору социального найма (подп. «б», «в» п. 9, пункты 14, 16, 28). Также истолковал данную норму и начальник расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместитель министра обороны Российской Федерации, когда 12 декабря 2008 года утверждал Методику оформления жилой площади военнослужащим и Министр обороны Российской Федерации, утверждая Временную инструкцию по порядку подготовки и проверки списков распределения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (Указания от 4 июня 2010 года № 205/2/373 (п. 13 приложения № 5). Однако судебная практика пошла по другому пути. Российские военные суды считают, что жилое помещение, занимаемое военнослужащим и членами его семьи, сначала должно быть сдано (передано квартирным органам Министерства обороны РФ), и только после этого ему может быть предоставлено жилое помещение (или деньги на его приобретение). Так, в Кассационном определении Судебной коллегией по делами военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации № 211-КГ16-17 от 22 июля 2016 г. по административному иску Коваль Ю.М. отмечается, что «…вопрос об обеспечении военнослужащего жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства может быть поставлен только после передачи находящегося в собственности жилого помещения федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при согласии с получением.». Уссурийский гарнизонный военный суд, рассматривая указанное дело после отмены Верховным Судом РФ и отказывая в удовлетворении иска Коваль Ю.М. в своем решении от 05.09.16 г. № 2а-181/2016 г. указал, что «Вышеуказанные условия Ковалем Ю.М. не выполнены, а оформленные им и членами его семьи обязательства о сдаче находящегося у административного истца в собственности жилого помещения не свидетельствуют о выполнении им требований закона.». Таким образом, военные суды считают, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы не могут быть обеспечены жилыми помещениями по избранному месту жительства, до фактической сдачи ранее предоставленных им жилых помещений, то есть под обязательство об их освобождении.

Читайте также:  Как легально получить статус беженца в США и что он даёт

Мы считаем такую позицию военных судов противоречащей действующему законодательству, надеемся, что в будущем такая практика будет изменена.

Кроме того, Верховный Суд РФ считает, что указанное самостоятельное основание для нахождения в очереди на получение жилья (избрание места жительства при увольнении с военной службы, отличающегося от последнего места прохождения военной службы) не может быть реализовано теми военнослужащими, которые имеют в собственности жилые помещения, в том числе приобретенные в собственность в порядке приватизации. При этом квартирные органы обосновывают свое решение о снятии военнослужащего с учета нуждающихся в обеспечении жильем (исключении из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) невозможностью сдачи приватизированного военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, забывая о том, что в настоящее время действует т административный порядок обратной передачи («расприватизации») указанного жилья в государственную или муниципальную собственность. Кроме того, суды забывают о том, что при реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при помощи ГЖС, установлена обязанность сдать жилое помещение находящееся в собственности военнослужащего и членов его семьи. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015 – 2020 годы (далее – Правила), утвержденные в развитие абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, прямо устанавливают это. Так, подп. «в» п. 16.1 Правил установлено что, гражданином – участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, должно приниматься обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом из п. 16.2 Правил следует, что указанное требование о принятии обязательства об отчуждении принадлежащего жилого помещения, распространяется как на военнослужащих, так и на граждан, уволенных с военной службы, при реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства.

Таким образом, гражданам обеспечиваемым жильем в избранном при увольнении месте жительства посредством ГЖС, предоставлено право сдать (передать) имеющееся у них на праве собственности жилое помещение, а избравшим другой способ реализации указанного права – нет.

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях обращал внимание на то, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня 2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О).

Таким образом, по нашему мнению, допускаемое военными судами толкование п. 14 ст. 15 Федерального закона, исключающее возможность сдачи военнослужащим, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения Министерству обороны РФ или иному федеральному органу, в котором законом предусмотрена военная служба, (в федеральную собственность) или муниципальным органам власти (в муниципальную собственность), если квартира предоставлялась за счет муниципального жилого фонда, с целью реализации им права на получение жилья в избранном им месте жительства в иной форме, напрямую не предоставляющей возможность сдачи жилья, находящегося в собственности, чем посредством государственного жилищного сертификата, ставит такого военнослужащего в неравное положение с лицами, избравшими такой способ реализации права на получение жилья (при помощи ГЖС), что в отсутствие объективно оправданных обоснований для этого, свидетельствует о нарушении ст. 19 Конституции РФ. Резюмируя, можно сделать вывод о том, что наличие у военнослужащего жилого помещения на праве собственности не должно является препятствием для реализации им права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Мы будем пытаться поменять сложившуюся практику, в настоящее время в Конституционном Суде РФ находится жалоба одного из наших доверителей, о результатах рассмотрения которой мы Вам расскажем.

К сожалению, Конституционный Суд РФ оставил нашу жалобу на п. 14 ст. 15 Федерального закона без удовлетворения, фактически оставив изложенные в ней аргументы, без внимания, сославшись в своем Определении КС РФ от 25.10.2016 г. № 2273-О на то, что нашему доверителю было отказано в удовлетворении его административного искового заявления, поданного в Московский гарнизонный военный суд, со ссылкой на Постановление Правительства РФ 1998 г. № 1054, тогда как указанное Постановление к нашему доверителю отношения никакого не имеет, так как он стоял на жилищном учете в ДЖО МО РФ, а не органах власти местного самоуправления.

По нашей жалобе на подп. “а” п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас. (утв. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) Верховнысм Судом РФ была высказа позиция, согласно которой военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства по мотиву наличия у него в собственности жилого помещения, полученного ранее от государства, если им принято обязательство о его сдаче (см. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № АПЛ18-245).

Кроме того, анализ норм права, содержащихся в абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяет сделать вывод о том, что военнослужащие, обеспечиваемые на первых пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет права на получение жилого помещения в той или иной форме в избранном месте жительства не имеют в отличие от военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, которым по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с по избранному постоянному месту жительства.

То есть, тот военнослужащий, который поступил на военную службу позже, имеет право, даже не увольняясь с военной службы по достижении указанной выслуги лет (20 лет) реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а другой военнослужащий, заключивший контракт раньше, таким правом не обладает и более того, в случае увольнения с военной службы не по одному из льготных оснований, он не сможет рассчитывать на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а только по месту прохождения военной службы.

Читайте также:  Может мать мужа выписать ребенка из квартиры?

Считаем, что в данном случае каких-либо объективных причин, которыми можно было бы обосновать такое различие в правах военнослужащих, по сути относящихся к одной и той же категории, не имеется. Полагаем, что есть все основания для обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании указанной нормы неконституционной.

Как правило, право на получение жилого помещения в собственность реализуется при увольнении с военной службы, при этом на учет в качестве нуждающихся Департамент жилищного обеспечения МО РФ ставит военнослужащих только в период службы, поэтому следует помнить, что согласно постановлению Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” “в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

– оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

Не всем известно, что реализовать право на получение жилья за счет государства можно дважды, первый раз в период прохождения военный службы по контракту, второй – в порядке реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Данное право, установлено п. 14 ст. 15 Федерального закона 1998 г. “О статусе военнослужащих” (кстати, такое право распространяется (см. п. 3 1 ст. 24 Федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и на членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (с учетом практики Верховного Суда РФ – независимо от имевшейся у военнослужащего на день смерти (гибели) выслуги (общей продолжительности военной службы).

1. Военный отслужил 20 лет и более

При таком сценарии офицер ничего не должен государству. Если во время службы он брал ипотеку, квартира становится его собственностью. Но если ипотека выплачена не до конца, после увольнения военный делает взносы сам.

Если военный не пользовался ипотекой во время службы, деньги остаются на его счёте. После увольнения он может воспользоваться ими для покупки квартиры.

Максимальная сумма кредита Ипотечный калькулятор для расчёта максимальной суммы по программам с аннутитетным платежом по программе — 2 миллиона 590 тысяч рублей. Если квартира стоит дороже, военному придётся доплачивать: либо добавить свои средства к первому взносу, либо платить по ипотеке самостоятельно после выхода на пенсию.

Накопительная система и ипотека для военнослужащих

Как уже упоминалось выше, каждый военнослужащий имеет право на участие в накопительной системе. Подчеркиваем: именно право, а не обязанность. Это означает, что для последующего получения средств и их накопления служащему необходимо обратиться с соответствующим рапортом. Через 3 года службы необходимо подать еще один рапорт, в котором заявить о желании получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа.

Следует отметить, что с рапортом следует обращаться в штаб своей части. После этого военнослужащему необходимо немного подождать, пока ему выдадут такое Свидетельство. В это время можно заниматься поиском квартиры, которую вы захотите купить, а также кредитной организации, которая занимается ипотечным кредитованием и готова предоставить вам заем на подходящих условиях. Не торопитесь, ищите наиболее благоприятные для вас условия. Помните, что в разных организациях предлагаемые условия могут существенно разниться.

После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.

Важным отличием специальной ипотечной программы для военнослужащих является то, что сумма выдаваемого займа и его условия никаким образом не зависят от уровня дохода военного или членов его семьи, так как выплата полученного кредита производится не из личных средств, а за счет средств накопительной системы.


После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.

Подписание договора

В случае появления свободных жилых помещений, территориальные ведомства министерства обороны уведомляют военнослужащих о возможности получения жилплощади. Контрактник получает письменное сообщение о выделении ему квартиры или комнаты. После чего требуется заключение договора социального найма. В договоре прописываются права и обязанности сторон, а также сроки.

Согласно условиям договора, ведомственное помещение предоставляется контрактнику на время несения службы. Он имеет право проживать в нем со своей семьей. Но договор социального найма не подразумевает использование жилища для сдачи в аренду, продажи или дарения. То есть, служебное помещение не передается в собственность военнослужащему.

  • Площадь помещения не соответствует количеству членов семьи военного;
  • Жилплощадь находится далеко от воинской части, где он несёт службу;
  • Здание находится в аварийном состоянии;
  • Здание не предназначено для эксплуатации в качестве жилища;
  • Оно не соответствует санитарным нормам;
  • Не соответствует требованиям, прописанным в жилищном кодексе.

Единовременные денежные выплаты и жилищные субсидии для военных пенсионеров

С 01. 01 2017 вступила в силу новая поправка к закону, регулирующая порядок выдачи ЖС и ЕДВ перечисленным выше категориям военных пенсионеров. Денежные средства рассчитываются согласно действующим нормативам, учитывая всех членов семьи:

  • Одинокий пенсионер – 33 м 2 ;
  • Семья из 2-х человек – 42 м 2 ;
  • Семья из 3-х и более человек – 18 м 2 на каждого члена.

Кроме того, законом предусмотрено увеличение гарантированного минимума жилой площади на 15 м 2 следующему контингенту:

  • преподавательскому составу военных вузов;
  • командующему составу (от ранга полковника);
  • имеющим научную степень или звания.

Сумма ЕДВ рассчитывается из общей выслуги лет. К продолжительности срока военной службы применяется коэффициент:

  • 10-16 лет -1,85;
  • 16-20 лет – 2,25;
  • 20-21 год – 2,375;
  • от 21 года – 2,45.

За каждый дополнительный год до увольнения в запас офицерам насчитывается дополнительно коэффициент 0,075. Максимальный коэффициент, на который может рассчитывать военный пенсионер, – 2,75.

Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы. Например, квартиры военным в Ростове на Дону доступны в сданном ЖК “Суворовский”.

Отдельно стоит сказать, что предоставление жилья семьям погибших военнослужащих также закреплено законодательно.

При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего, имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Читайте также:  Образец обязательства о возмещении ущерба


В соответствии с ФЗ “О статусе военнослужащих” компенсация за поднаем жилья уволенным военнослужащим положена, если они были признаны нуждающимися в жилплощади и поставлены на очередь до 01.01.2005 года. Кроме того, если у них в семье 3 и более детей, то размер выплаты повышается на 50%.

Составление соглашения найма жилого служебного помещения

Постановлением Правительства от 26.06.2006 года № 42 предусмотрен типовой договор, который заключается с военными с целью найма служебного жилого помещения. Вторая сторона договора – владелец недвижимости. Это может быть муниципалитет города или воинская часть, которой принадлежит собственность, а также региональное отделение РУЖО, распоряжающееся недвижимым имуществом.

Соглашение в обязательном порядке должно содержать следующие блоки информации:

  • личные сведения военнослужащего (ФИО, адрес регистрации, данные паспорта, место прохождения службы, специальное звание, дата начала службы, занимаемая должность);
  • идентификационные данные распорядителя недвижимой собственностью;
  • права сторон;
  • обязанности участников;
  • ответственность сторон за нарушение условий контракта;
  • срок действия соглашения;
  • возможность и обстоятельства продления договора;
  • права близких родственников военного.

Необязательно следовать типовому договору. Контракт может быть дополнен иными условиями, но только по согласованию между участниками.

После того, как появится свободная недвижимость подходящих характеристик, РУЖО (региональное управление жилищного обеспечения), на протяжении трех рабочих дней отправляет военнослужащему официальное уведомление о возможности ознакомления с характеристиками недвижимой собственности. На принятие решения у военного есть только пять дней. На протяжении этого срока человек обязан подготовить официальный ответ – согласие, в котором значится желание получить во временное пользование предлагаемый объект.

Штрафы за нарушение правил разворота

Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. 12.14 КоАП:

  • штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
  • штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
  • штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.

Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.

  1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
  2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.

В отдельных случаях штраф не выписывается, даже если водитель нарушил ПДД. Речь идёт о нарушениях с целью предотвращения ДТП, а также пропуска полиции, пожарных, скорой помощи и авто с проблесковыми маяками. Также в категорию исключений входят ситуации, когда часть дорожного полотна перекрыта из-за ДТП или ведутся ремонтные работы. Если светофор на перекрёстке не работает, данный участок автоматически становится нерегулируемым.

  1. Штраф в размере 1,5 тыс. руб. возможен, если рубеж перекрёстка был пересечен при движении по удлинённой траектории.
  2. Штраф в размере 5 тыс. руб. выписывается водителю, который нарушил принцип движения по малой траектории и выехал как за границы пересечения дорог, так и на встречную полосу. Лишение прав сроком на год ждёт водителя при повторном нарушении.

Как выполнить разворот

Важным является вопрос, можно ли разворачиваться на перекрёстке, который не регулируется светофором. Этот манёвр выполняется согласно с правилами для других участков пути.

Алгоритм движения является следующим:

  1. Займите положение с левого края полосы, соблюдая правила движения. Включите сигнал поворота влево.
  2. Дождитесь нужного сигнала светофора. Подъезжайте в средину перекрёстка. При этом передние колеса автомобиля остаются прямые. Не продвигайтесь дальше средины участка. На оживлённых улицах за вашим авто может создаваться очередь, некоторые водители создадут помехи и перекроют путь. По этой причине внимательно осматривайте ситуацию позади своего авто.
  3. Транспортные средства, которые движутся прямо, необходимо пропустить. При отсутствии встречных автомобилей разрешается развернуться после пересечения проезжей части.
  4. Когда вы уверились, что весь транспорт пропущенный, можно приступать к процедуре разворота. В случае появления красного сигнала светофора, прекращать манёвр не нужно. Транспортные средства, которые начинают движение в вашем направлении, обязаны пропускать вас для завершения разворота.
  5. По завершении манёвра выключите сигнальные лампочки автомобиля.

Дальнейшее движение транспортное средство выполняет согласно с правилами.

  1. Займите положение с левого края полосы, соблюдая правила движения. Включите сигнал поворота влево.
  2. Дождитесь нужного сигнала светофора. Подъезжайте в средину перекрёстка. При этом передние колеса автомобиля остаются прямые. Не продвигайтесь дальше средины участка. На оживлённых улицах за вашим авто может создаваться очередь, некоторые водители создадут помехи и перекроют путь. По этой причине внимательно осматривайте ситуацию позади своего авто.
  3. Транспортные средства, которые движутся прямо, необходимо пропустить. При отсутствии встречных автомобилей разрешается развернуться после пересечения проезжей части.
  4. Когда вы уверились, что весь транспорт пропущенный, можно приступать к процедуре разворота. В случае появления красного сигнала светофора, прекращать манёвр не нужно. Транспортные средства, которые начинают движение в вашем направлении, обязаны пропускать вас для завершения разворота.
  5. По завершении манёвра выключите сигнальные лампочки автомобиля.

Техника выполнения разворота согласно ПДД

Первое, что нужно научиться делать, чтобы свободно и безопасно разворачиваться на любой прилегающей дороге, это выбирать правильное место.

И прежде всего речь идет о приоритетных зонах, так как для выполнения подобных маневров подходят только два варианта – знак главной дороги при отсутствии сигнальной регулировки движения и зеленый свет светофора.

Второй момент, на который обязательно следует обращать внимание, это наличие знаков, разрешающих или запрещающих разворот. Так, изменять направление своего движения можно при наличии указателей, обозначающих зону для разворота (6.3.1/6.3.2), а также движение налево, прямо и налево, направо и налево (4.1.3/4.1.5/4.1.6) и направление по полосам (5.15.1/5.15.2).

Кроме того, многие водители руководствуются простым правилом, которое сводится к тому, что все незапрещенное можно расценивать, как разрешенное, и с этим не может поспорить даже ПДД.

Что касается самой техники для выполнения полного поворота, то он выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Выполнять разворот можно только из самого крайнего левого положения, которое нужно занять и включить соответствующий поворотник, предупреждая других участников дорожного движения о своих намерениях.
  2. Подъехав к середине перекрестка и пропустив всех, кто движется в приоритетном направлении (прямо и направо), необходимо вывернуть руль до упора влево и, не выезжая за пределы перекрестка и на встречную полосу движения, выполнить маневр, убедившись в том, что он не мешает тем, кто стоит на стоп-линии прилегающей дороги.
  3. Завершать полный поворот нужно так, чтобы четко вписаться в свою полосу, и только после этого выключить поворотник, если он не отключится самостоятельно.

Многие водители часто теряются, не понимая, по какой траектории им нужно развернуться, ведь и ближний, и дальний радиус являются допустимыми по правилам ПДД.

На самом деле выбор будет полностью зависеть от дорожной ситуации, и если владелец малогабаритного легкового транспортного средства не видит необходимости брать большую дугу для выполнения разворота, понимая, что он легко впишется в свою полосу без залезания на бордюр в условиях неинтенсивного движения, то можно смело следовать по условному малому кольцу.

В обратной ситуации лучше не рисковать, особенно если встречный поток слишком большой или габариты ТС не позволяют маневрировать в ограниченных условиях.

Кроме того, не следует выезжать на центр пересечения, если там уже стоят другие автомобили, ожидающие удобного случая для поворота налево или разворота, чтобы не создать затор.

Если же автомобилист не успел развернуться на разрешающий сигнал, но уже выехал на середину пересечения, то он обязан завершить начатый маневр, убедившись в том, что участники движения с примыкающих направлений будут его пропускать.

Что касается самой техники для выполнения полного поворота, то он выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
  • если справа ТС нет, движение можно начинать.

Поворот на равнозначном перекрестке

Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

Ссылка на основную публикацию