Ставка педагога дополнительного образования в часах

Оплата часов работы на дому.

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87‑М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.

9

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Почасовая оплата труда педагогических работников образовательных учреждений

Опубликовано в номере: Заработная плата №12 / 2003

П очасовая оплата труда в образовательных учреждениях применяется при оплате за часы , предоставленные педагогическим работникам в следующих случаях:

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего профессионального образования работникам из числа руководящего состава, в объеме 240 часов в случае если они выполняются сверх предельной учебной нагрузки.

Размер оплаты за один час указанной выше педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы в настоящее время определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Учитывая положения данного нормативного акта, с 1 октября 2003 года схема тарифных ставок (должностных окладов) по оплате труда работников бюджетных учреждений имеет следующий вид:

Разряды оплаты труда123456789
Тарифные коэффициенты1,001,111,231,361,511,671,842,022,22
Тарифные ставки (оклады)6006707408209101010111012201340
Разряды оплаты труда101112131415161718
Тарифные коэффициенты2,442,682,893,123,363,623,94,24,5
Тарифные ставки (оклады)147016101740188020202180234025202700

Согласно производственному календарю на 2003 год количество рабочих дней составляет 250.

Исходя из этого, среднемесячная норма рабочего времени для исчисления размера почасовой оплаты педагогическим работникам составит:

при 18-часовой рабочей неделе — 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе — 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе — 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Норма в 18 часов в неделю устанавливается:

учителям 5—11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1—11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3—5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливается преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобы определить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработной платы согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33 или 100. Для определения размера оплаты следует полученный результат умножить на количество фактически отработанных часов.

Исходя из действующей в настоящее время ЕТС, размер ставки почасовой оплаты работников из числа учителей общеобразовательных школ составит:

  • 7 разряда ЕТС — 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 17 руб. 87 коп. (1340 руб. / 75 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).

для учителей 1- 4 классов:

  • 7 разряда ЕТС — 13 руб. 32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Необходимо учитывать, что если замещение отсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14, ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС — 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС — 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС — 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС — 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС — 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС — 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС — 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС — 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Оплата производится только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленные преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки, учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 части за каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо Минобразования России от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995 года).

Указанные ставки могут применяться, например, при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.

Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (в настоящее время — 600 руб.), и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.

В связи с этим, размеры коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, составляют:

Контингент обучающихсяРазмеры коэффициентов/ставок (руб.)
профессор, доктор наукдоцент, кандидат науклица, не имеющие ученой степени
Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, другие аналогичные категории обучающихся, рабочие, работники, занимающие должности, требующие среднего профессионального образования, слушатели курсов0,20/1200,15/900,10/60
Студенты0,25/1500,20/1200,10/60
Аспиранты, слушатели учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов0,30/1800,25/1500,15/90

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Народный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.

Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами.

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03—0,04 (18 — 24 руб.).

Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на ученую степень доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами.

Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «Заслуженный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук.

Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками учреждений здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда, указанным в последней строке приведенной выше таблицы (соответственно — 0,30; 0,25 и 0,15).

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.

Вопрос недели — Возможно ли совмещение должности педагога-библиотекаря (1 ставка) и учителя истории (0,5 ставки, 9 часов) с точки зрения нормирования труда?

Возможно ли совмещение должности педагога-библиотекаря (1 ставка) и учителя истории (0,5 ставки, 9 часов) с точки зрения нормирования труда?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. То есть работа в порядке совмещения может выполняться в иное рабочее время педагога, не занятое учебной (преподавательской) работой. Совмещение должностей необходимо будет оформить дополнительным соглашением к трудовому договору и соответствующим приказом.

При этом, совмещение следует отличать от совместительства.

Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала.

Таким образом, если работник выполняет работу учителя истории на условиях совместительства, продолжительность его работы по совместительству не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Продолжительность рабочего времени педагогам-библиотекарям — 36 часов в неделю.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Я работаю педагогом-библиотекарем в коррекционной школе. Имею педагогическое образование. Возможно ли совмещение с другой педагогической должностью?

Ответ: Да, возможно. Совмещение должностей необходимо будет оформить дополнительным соглашением к трудовому договору и соответствующим приказом.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).

Документ 2.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Можно ли на педагога дополнительного образования (основное место работы, 18 часов в неделю) оформить совмещение по должности методиста (в объеме 0,25 ставки, 9 часов в неделю). Непонятно, каким образом (в какое время) он будет выполнять дополнительную работу, если совмещение — это выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня, определенной трудовым договором, а у педагога доп. образования 18 часов в неделю — это часы преподавания? Как в эти часы уложить время работы в кабинете методистом?

Ответ: В норму часов педагогической работы за ставку заработной платы включается не только учебная (преподавательская) работа, но и (в зависимости от должности) воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

То есть работа в порядке совмещения может выполняться в иное рабочее время педагога дополнительного образования, не занятое учебной (преподавательской) работой.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 и 2 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ).

Приложением N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлено, что продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю; в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (пп. 1 и 2).

При этом в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включаются учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (п. 1 Примечаний к названному выше документу).

Документ 3.

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2018

Вопрос: Может ли педагог дополнительного образования с учебной нагрузкой 12 часов в неделю совмещать (не работать по совместительству) работу по должности балетмейстера на 0,5 ставки 20 часов в неделю (ставка — 40 часов)? Если нет, то как можно выйти из данной ситуации?

Ответ: Педагог дополнительного образования вправе выполнять дополнительную работу в виде совмещения по должности балетмейстера при одновременном выполнении следующих условий:

должность балетмейстера будет предусмотрена штатным расписанием учреждения;

— поручение дополнительной работы в виде совмещения будет осуществляться с письменного согласия работника путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору;

— осуществление дополнительной работы в виде совмещения будет дополнительно оплачиваться;

— осуществление дополнительной работы в виде совмещения будет происходить в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором.

Если хотя бы одно из указанных условий выполнено не будет, то поручение педагогу дополнительного образования дополнительной работы в виде совмещения по должности балетмейстера будет неправомерно.

Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

Документ 4.

По общему правилу продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, что следует из абз. 6 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. Продолжительность работы по совместительству педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, не может превышать 16 часов работы в неделю. Это следует из абз. 7 пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41. При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников согласно Приложению N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Подробнее об этом см. раздел «Рабочее время педагогических работников» настоящего материала.

Документ 5.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

Документ 6.

  1. В чем отличие совместительства от совмещения

Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Согласно ст. 60.1 ТК РФ совместительство бывает:

— внутреннее (один работодатель по месту основной работы и по совместительству);

— внешнее (у других работодателей, кроме основного места работы).

Совместительство оформляется заключением трудового договора с обязательным указанием на то, что данная работа является совместительством.

Необходимо отличать совместительство от совмещения.

  1. При работе по совместительству:

— заключается трудовой договор;

— работа выполняется в свободное от основной работы время.

  1. При работе на условиях совмещения:

— работа выполняется без освобождения от основной работы;

— трудовой договор не заключается. Оформление происходит путем заключения дополнительного соглашения к существующему трудовому договору.

Подробнее о совмещении см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Как изменить существенные условия трудового договора«.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 282 ТК РФ).

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Четвертных Светлана Юрьевна

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

О сокращенной продолжительности рабочего времени педагогическим работникам Рубрика «Рабочее время»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 сентября 2011 г. N 255

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(в ред. постановления Минобразования от 22.07.2013 N 51)

На основании подпункта 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. N 1172 “О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов”, подпунктов 4.6 и 4.8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. N 1049 “Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования”, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, согласно приложению 1;

перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку, согласно приложению 2.

Для целей настоящего постановления под педагогической нагрузкой понимается объем педагогической деятельности отдельных педагогических работников в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая осуществление учителями и преподавателями дополнительного контроля учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательной работы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

2. Установить, что:

сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников, которым установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку, не должна превышать 36 часов в неделю;

нормы данного постановления распространяются на работников, работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Ключевым понятием при нормировании рабочего времени педагогических работников является педагогическая нагрузка. Согласно части второй подпункта 1.2 пункта 1 постановления N 25 под педагогической нагрузкой при исчислении ставки педагогическим работникам понимается объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, выполняемые учителями и преподавателями в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Аналогичное определение содержит пункт 1 постановления N 255. Иными словами, педагогическая нагрузка – это количество часов за определенный период времени (неделю, месяц и т.д.), в течение которых педагогический работник осуществляет педагогическую деятельность согласно утвержденным в установленном порядке программам образования и воспитания.

Согласно пункту 2 Инструкции по исчислению ставок педагогических работников педагогическая нагрузка педагогических работников включает часы:

1) педагогической деятельности при реализации образовательных программ, программ воспитания, регулируемой расписанием уроков (учебных занятий) в классах, специальных классах, учебных группах, группах, специальных группах, объединениях по интересам обучающихся, а также планами воспитательной работы;

2) организационно-воспитательной работы;

3) дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.

Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме (часть третья подпункта 1.2 пункта 1 постановления N 25).

В законодательстве Республики Беларусь установлены нормы педагогической нагрузки в неделю, в месяц и в год. В частности, подпунктом 1.4 пункта 1 постановления N 25 для исчисления расчетных часовых ставок при оплате труда педагогических работников устанавливаются следующие нормы часов в месяц – для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования – 80 часов.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО МЕТОДИКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАВОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

9. Период каникул, установленный для обучающихся, не совпадающий с трудовыми отпусками педагогических работников учреждений образования, является для них рабочим временем.

В указанный период педагогические работники осуществляют организационно-воспитательную, методическую работу и иные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в пределах установленной им педагогической нагрузки до начала каникул.

Педагогическим работникам, принятым на работу в учреждение образования в период летних каникул учащихся, до начала учебного года устанавливается ставка исходя из установленных норм педагогической нагрузки за ставку.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июля 1999 г. N 296-З

Статья 123. Режим рабочего времени

Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных настоящим Кодексом для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).

График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом.

Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие.

Статья 126. Суммированный учет рабочего времени

В организациях, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной для данной категории работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, может применяться суммированный учет рабочего времени.

Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112 – 114). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов.

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112 – 117 настоящего Кодекса.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112 – 114).

Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами.

Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

О сокращенной продолжительности рабочего времени педагогическим работникам

Рубрика «Рабочее время»

Е.В. Кунцевич, консультант юридического отдела управления аналитической и правовой работы Министерства образования Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь 1 сентября 2003 г. принял постановление № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников». Постановлением установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности не более 36 часов в неделю.

Постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы за ставку.

При применении названного постановления следует иметь в виду, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — это предельная продолжительность рабочего времени учителей, учителей-дефектологов, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), концертмейстеров, аккомпаниаторов, музыкальных руководителей и культорганизаторов, выполняющих преподавательскую работу (далее — педработники).

Продолжительность рабочего времени педработников при выполнении должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утвержденными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю.

Нормируемой частью рабочего времени является установленный объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (занятий) в классах, группах, в кружках, секциях и других объединениях обучающихся, а также объем часов организационно-воспитательной работы, устанавливаемой учителям и преподавателям до 7 часов в неделю (в среднем 4,2 часа в неделю) и проводимой в соответствии с планами мероприятий организационно-воспитательной работы учреждения образования.

Норма часов преподавательской работы педработника за ставку (18, 20, 24 часа в неделю и 720, 960 часов в год, в зависимости от должности и организации (подразделения)) определена как нормируемая часть педагогической работы. При этом преподавательская работа, выполненная педработниками сверх установленной нормы часов за ставку, оплачивается соответственно получаемой ставке в одинарном размере в установленном порядке.

Продолжительность нормируемой части рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности, короткие перерывы между ними, а также часы организационно-воспитательной работы.

Ненормируемая часть рабочей недели, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения, выполняется педработниками в соответствии с должностными обязанностями:

осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся;

участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и другие обязанности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г.

участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

Как учителям будут платить зарплату с первого сентября

В РФ всегда был актуальный вопрос о зарплатах учителей. Согласно последней информации, с сентября преподавателей ждут повышенные зарплаты.

Одной из надбавок в размере 5 тысяч станет доплата за то, что учитель является классным руководителем. Чтобы оценить масштаб выплат, важно понимать, что во всей стране насчитывается около 840 тысяч классов, и ни один из них не может обойтись без классного руководителя. Соответственно прибавка коснется такого же количества школьных педагогов.

От чиновников поступает информация о том, что российские учителя, начиная с сентября, могут рассчитывать на повышенные оклады. Учителей по России насчитывается больше 1.2 миллиона, соответственно, остальные почти 400 тысяч специалистов не будет получать по 5 тысяч ежемесячно за классное руководство.

Есть нюанс и в получении 5 тысяч классными руководителями. Не все смогут получить доплату. Сообщается, что в сельских школах есть классы малой комплектации. И если в классе насчитывается меньше 14 учащихся, то за классное руководство доплаты ждать не стоит.

Зарплаты учителей в РФ крайне низкие. В некоторых регионах зарплата составляет 3-4 тысячи в месяц. Плюс учителям доплачивают компенсации и другие надбавки, но этого мало. Зарплата учителей производится по непонятной схеме. В отдельных регионах введена балльная система оплаты.

Рабочее время педагогических работников. Изменение работодателем учебной нагрузки

Работа педагога имеет свою специфику, она заключается в проведении учебных занятий по расписанию, а потому режим работы педагогического работника отличается от режима работы других сотрудников образовательного учреждения.

Основные нормативно-правовые акты, которые следует изучить для понимания этой темы: ст. 333 Трудового кодекса РФ, Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536.

В статье 333 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило о том, что всем педагогическим работникам устанавливается сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю. В этой же статье сказано, что на основании актов профильного министерства по некоторым должностям педагогических работников может быть установлена иная максимальная продолжительность рабочего времени, а также установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 имеет два приложения. В Приложении № 1 установлены продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы по конкретным должностям педагогических работников. В Приложении № 2 установлен порядок определения учебной нагрузки.

Так, к примеру, в п. 2.2 Приложения № 1 сказано, что старшим воспитателям, за исключением тех, что указаны в пункте 2.1 Приложения № 1, устанавливается продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю. Это означает, что работники, занимающие эту должность, не могут привлекаться к работе за пределами установленной им нормы – 30 часов в неделю, без оплаты им работы сверх этой нормы как сверхурочной работы.

По другим должностям педагогических работников устанавливается «норма часов педагогической работы за ставку зарплаты».

К примеру, в силу пункта 2.8.1 Приложения № 1 норма часов педагогической работы за ставку зарплаты для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, составляет 18 часов в неделю. Это означает, что если учитель ведет по 18 часов учебных занятий в неделю, то он вправе претендовать на получение оклада, установленного по его должности, в полном объеме.

Однако из норм Приказа № 1601 не следует того, что:

1. учителю не может быть установлена учебная нагрузка, превышающая 18 часов в неделю (с соответствующей оплатой, пропорционально установленному окладу);

2. учитель не может быть привлечен к иной работе, в пределах установленной ему максимальной продолжительности рабочего времени, которая, как уже было сказано, составляет 36 часов в неделю.

О том, чем может быть занят педагог помимо «ведения учебных занятий за ставку зарплаты» сказано в «Особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (далее – Особенности).

В разделе II Особенностей говорится о том, что рабочее время педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, имеет три составляющих:

1. Нормируемая часть (ведение учебных занятий по расписанию, включая короткие перерывы между занятиями, т.е. перемены).

2. Ненормируемая часть, вытекающая из должностных обязанностей (подготовка к урокам, ведение журналов, участие в педсоветах, методических советах, родительских собраниях и т.п. Полный перечень см. в п. 2.3 Особенностей).

3. Работа, выполняемая за дополнительную оплату на основании трудового договора или соглашения к нему. Виды этой работы перечислены в абзаце 7 п. 2.3 Особенностей: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Если с нормируемой частью работы педагога и работой, выполняемой за дополнительную плату, особых проблем не возникает, то по поводу ненормируемой по времени части работы между педагогом и администрацией нередко случаются конфликты.

Первый вопрос, который возникает у многих педагогов: существует ли какие-либо нормы соотношения нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени, то есть должен ли работодатель в обязательном порядке отводить какое-либо время на ту же подготовку педагога к учебным занятиям?

К сожалению, в Особенностях однозначного ответа на этот вопрос не дано. На практике встречаются случаи, когда работодатель устанавливает педагогам учебную нагрузку в объеме 36 часов в неделю. На наш взгляд, это некорректно. При ведении учебных занятий в любом случае предполагается, что педагог тратит время на подготовку к ним, ведет другую работу, вытекающую из обязанностей педагога, а занимая все допустимое по закону рабочее время ведением уроков работодатель не оставляет времени для подготовки к ним. Однако пока данная позиция не нашла отражения ни в судебной практике, ни в административной практике контролирующих органов.

Другой вопрос, который часто волнует педагогов: может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.

Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей – это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.

Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?

Обычно изменение учебной нагрузки происходит после окончания учебного года, и эта процедура также вызывает много вопросов со стороны педагогов.
Необходимо сказать, что Порядок изменения учебной нагрузки предусмотрен Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Порядок).

В пунктах 1.5, 1.6 Порядка установлен запрет на изменение в сторону уменьшения учебной нагрузки, установленной педагогу (без его согласия) – как в течение учебного года, так и на начало нового учебного года.

Однако в этих же пунктах содержится оговорка о том, что это правило не распространяется на случаи снижения объема учебной нагрузки педагогических работников, перечисленные в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601: если снижение нагрузки связано с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
Поскольку в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к названному Приказу перечислены практически все педагогические работники, которых снижение учебной нагрузки может коснуться (учителя, педагоги дополнительного образования и др.), можно сделать вывод о том, что работодателям дали право на снижение объема учебной нагрузки педагогов при наличии обстоятельств, предусмотренных Порядком.

В случае снижения объема учебной нагрузки работодатель должен:

1. соблюсти процедуру ее изменения;

2. иметь доказательства наличия причин снижения учебной нагрузки, указанных в пунктах 1.5 и 1.6 Порядка.

Поскольку в силу прямого указания в Порядке количество часов учебной нагрузки педагога является одним из условий трудового договора, при изменении нагрузки в одностороннем порядке должны также соблюдаться нормы статьи 74 Трудового кодекса РФ, в которых установлена процедура изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.

Таким образом, работодатель должен в письменной форме уведомить вас об изменении учебной нагрузки не позднее, чем за два месяца до изменений (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ), назвать в уведомлении конкретные причины, которые послужили основанием для изменения учебной нагрузки (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

В случае вашего отказа работать в новых условиях работодатель должен предложить вам вакантные должности, соответствующие вашей квалификации (ч. 3 ст. 74 ТК РФ), а при отсутствии таких должностей или вашем несогласии их занять уволить вас по истечении срока уведомления с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 4 ст. 74 ТК РФ, ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

При этом учебная нагрузка может быть изменена по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, без проведения всей этой процедуры (п. 1.8 Порядка). В течение всего срока предупреждения о предстоящем изменении учебной нагрузки работодатель обязан обеспечить вас работой на прежних условиях, то есть ваша нагрузка не изменяется сразу же после получения уведомления и соответствующие изменения вступают в силу не ранее окончания двухмесячного срока, установленного Порядком.

Поскольку законодательством не предусмотрено иного, уведомление об изменении учебной нагрузки может быть вручено работнику и в период его пребывания в отпуске или на больничном.

В случае если работодатель нарушил процедуру изменения учебной нагрузки или не имел оснований, предусмотренных Порядком, для ее изменения, то педагог, уволенный в связи с отказом от работы в новых условиях, в течение одного месяца со дня увольнения может оспорить незаконное увольнение в суде.

Положительная для педагогов практика по этому вопросу имеет место. Так, к примеру, Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Порядком оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча в учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такой причины изменения не названо в Порядке. Решение было поддержано Мосгорсудом.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Обычно изменение учебной нагрузки происходит после окончания учебного года, и эта процедура также вызывает много вопросов со стороны педагогов.
Необходимо сказать, что Порядок изменения учебной нагрузки предусмотрен Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Порядок).

Снижение учебной нагрузки

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.

Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:

  1. с 1-го по 31-е число;
  2. с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).

Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:

  1. если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц – на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
  2. если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц – на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).

Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:

  1. 900 часов;
  2. 948 часов.

За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).

Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.

По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.

Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).

Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:

Должны ли преподаватели отсиживать часы на рабочем месте? Разъяснение юриста

Не так давно в Минской школе олимпийского резерва произошел типичный конфликт между учителями и руководством. Директор школы потребовал от педагогов находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить там ненормированное время. Например, если у учителя 26 занятий в неделю, то, по мнению директора, еще 20 часов он обязан отсидеть в школе.

Учителя посчитали такое требование незаконным и «в поисках правды» обратились в редакцию TUT.by. По просьбе редакции разъяснение по поводу законности требования директора дает профессиональный юрист, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА» Юлия Ошмян:

Учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.

Рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.

Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией. К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации. Все это ненормированная нагрузка.

Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.

Законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени. На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.

Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.

При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.

Аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.

Может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе? Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте. Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Но из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте. Нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке. Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы. Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.

Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку? Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте. Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций. Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.

Законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю*.

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю – работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю – старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы)** *** ****:

18 часов в неделю:
учителям 5 – 11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин 1 – 11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
преподавателям 3 – 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 – 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 – 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю – учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю – преподавателям 1 – 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 – 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год – преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы***:

20 часов в неделю – учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю – воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю – инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1 – 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1 – 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

* Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
** За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования Российской Федерации.
*** Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
**** Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними
.

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Кто такой педагог дополнительного образования в ДОУ

Основная задача этого специалиста – организация и ведение различных кружков и секций на постоянной основе. Их программы выходят за рамки плановых мероприятий, предназначенных для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.

Воспитанием, развитием, обучением, контролированием распорядка дня занимается воспитатель. В отличие от него, педагог дополнительного образования проводит регулярные занятия по какому-либо конкретному направлению: музыкальному, спортивному, художественному и другим.

Наиболее востребованными и популярными в работе с дошкольниками являются занятия и, соответственно, преподаватели следующих направлений:

  • ИЗО;
  • театрально-игровое;
  • ритмика;
  • спортивно-оздоровительное;
  • экологическое;
  • изучение иностранного языка.

С подробным перечнем профессиональных обязанностей педагога дополнительного образования можно ознакомиться в «Едином квалификационном справочнике должностей».

Калькулятор компенсации за задержку заработной платы-2020

Компенсация начисляется и выплачивается работнику не только в случае задержки заработной платы, но и в случаях, когда работодатель нарушил срок других выплат: отпускных, пособий и т.д. (ст.236 ТК РФ). Но для простоты мы будем называть компенсацию за задержку выплат работникам компенсацией за задержку заработной платы.

  • сумму зарплаты, не выплаченную работнику в срок (отражается сумма, которую работник должен получить на руки, т.е. за минусом НДФЛ/других удержаний из зарплаты);
  • установленную дату выплаты зарплаты;
  • дату фактической выплаты зарплаты.

Кто несет ответственность за несвоевременную выплату декретных в2020

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Кто несет ответственность за несвоевременную выплату декретных в2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Для удобства расчет пособия можно представить в виде следующей схемы:


После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Жалоба в трудовую инспекцию

Срок обращения в отделении Инспекции по труду — не позднее трех месяцев с даты выплаты пособия по беременности и родам. Если сроки упущены, нужно обращаться в другие инстанции.

Чтобы обратиться в трудовую инспекцию, нужно написать жалобу, в которой следует изложить:

  • подтверждение работы по трудовому договору в определенный период (кем, где и когда работала);
  • срок получения больничного по беременности и родам и оформления декретного отпуска;
  • размер назначенного пособия;
  • срок выплаты декретных;
  • просьбы к трудовой инспекции о рассмотрении дела и направлении его в соответствующие инстанции, вынесения предписания о выплате пособия за время декрета вместе с компенсацией за дни задержки;
  • перечень прилагаемых документов и их реквизиты.

Жалоба адресуется руководителю территориального отделения ГИТ.

Обратиться в инспекцию можно лично, можно отправить документы почтой.

Скачать образец жалобы в ГИТ о невыплате декретных по беременности и родам — word.


Если работодатель по-прежнему не выплачивает декретные, то следует крайняя мера — обращение в суд. Для этого составляется исковое заявление, собирается доказательная база.

Банкротство организации или тяжелая финансовая ситуация, делающая невозможными любые социальные выплаты

В случае признания организацией банкротом выплата декретного пособия также становится обязанностью районного отделения соцзащиты. В данном случае беременная женщина вправе получать ежемесячное пособие в размере 40% от ее среднемесячного заработка в том случае, если будут представлены документы, подтверждающие это право.

Также может быть неизвестно местоположение работодателя и его имущества, на которое может быть наложен арест и последующая конфискация.

Существует 4 причины, по которым ФСС может отказать в пересчете декретных или в их выплате.

Порядок назначения и выдачи декретных выплат

По своей сути, декретный отпуск представляет собой больничный, на время которого за отсутствующей сотрудницей сохраняются место работы, должность, а также право на получение пособий.

Условно вышеназванный отпуск делится на две части:

  1. Дородовая:
  • обычное количество дней 70 при ожидании одного малыша;
  • увеличивается на 14 дней при ожидании двух и более малышей.
  1. Послеродовая:
  • обычное количество дней 70;
  • при осложненных родах эта часть может быть увеличена на 16 дней;
  • увеличивается на 14 дней при ожидании двух и более малышей.

Для того чтобы рассчитать размер выплаты, необходимо вычислить средний заработок, состоящий из доходов и других выплат, с которых в Фонд социального страхования (далее – ФСС) выплачивались страховые взносы:

  • заработная плата;
  • премии;
  • отпускные;
  • материальная помощь, размер которой превышает сумму в 4000 рублей;
  • оплата командировочных расходов;
  • компенсации, например, за неиспользованный отпуск.

В расчет среднего заработка не включаются следующие суммы:

  • материальная помощь, размер которой менее 4000 рублей;
  • пособия;
  • выплаты, получаемые по больничным листам;
  • выплаты при рождении ребенка общей суммой не свыше 50000 рублей.

При всем этом государство установило предельный размер для среднего заработка по годам. Например, в 2018 году эта сумма составляла 815000 рублей, в 2017 году – 755000 рублей, в 2016 году – 718000 рублей и так далее. Это правило обозначает, что если за 2018 год женщина заработала в общей сумме 1000000 рублей, для расчета среднего заработка будет взята все равно сумма в размере 815000 рублей.

Еще один важный нюанс: для начисления берутся два календарных года, предшествующих дате начала декретного отпуска. Например, если женщина уходит в отпуск в 2020 году, средний заработок будет рассчитан, исходя из дохода, который будущая мама получила за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года.

Общая формула пособия по беременности и родам выглядит как произведение среднего заработка на количество дней отпуска.


Еще один важный нюанс: для начисления берутся два календарных года, предшествующих дате начала декретного отпуска. Например, если женщина уходит в отпуск в 2020 году, средний заработок будет рассчитан, исходя из дохода, который будущая мама получила за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года.

Читайте также:  Гражданство Армении - гражданину России, закон
Ссылка на основную публикацию